quot;Странники". Последняя была приурочена к открытию в Москве Большого Петровского театра. Потом последовали комедия "Подьяческая пирушка" и комическая опера "Поход с непременных квартир". Они обладали большой обличительной силой. Опера была поставлена и пользовалась успехом, но вскоре также была снята с репертуара. По всей вероятности, из-за своей сатирической направленности эти произведения остались ненапечатанными. Потеря для нашей литературы. Об опере один из зрителей писал: "Сочинитель показал... подробно все солдатские нужды, как искусившийся по сей части".
В 1781 году Аблесимов по примеру новиковского "Трутня" и не без помощи самого Николая Ивановича начал издавать журнал "Разскащик забавных басен, служащих к чтению в скучное время; или когда кому делать нечего". Подзаголовок его гласил: "Стихами и прозою. В Москве, в Университетской типографии у Н. Новикова, 1781". Эта маленького размера книжица - вдвое меньше "Трутня". Она, конечно, не могла сравниться с журналом Новикова. Содержание ее в основном безобидно. Высмеиваются щеголи, моты, кокотки, ветрогоны, картежники. Но нет-нет да и промелькнет в "Разскащике" сатира на суд - видно, крепко насолил он в свое время бедняку Аблесимову. Встречается и явно автобиографический материал:
"Читатели мои! Надо мне рассказать вам нечто и про самого себя. Извольте послушать, со мной случилось вот что:
Взаимодавец некто, коему должен я посильное число ходячей монеты, посетил меня в моей квартире и без дальних околичностей требовал от меня оплаты, с самыми теми выражениями, как говорится, "вынь, да положь". Но застал меня в таком положении, что я пишу для вас рассказы, а денег копейки нету, и я с моими домашними едва-едва питаюсь... Но, однако ж, это не отговорка, а заплатить должен: да заплатить-то нечем.
Я, не зная, что мне делать, принужден был его упрашивать, он не соглашался... Я взял прибежище к последнему средству: купил на последние свои деньги для него пития, ум и сердце увеселяющего, стал его потчевать; оное несколько подействовало в мою пользу: взаимодавец сей по нескольких выпитых им рюмок стал повеселее... И начал обходиться со мной поласковее, а я говорил, что сколько ни тружусь, но, по несчастию, все мои труды, все предприятия встречаются одною только неудачею. Пустое, вскричал он опять с сердцем... И тотчас сказал мне вот какие стихи:
То вот тебе вопрос,
Кто в бедности возрос,
То как он ни трудится,
Да будучи честной в поступках человек,
Во весь свой век
Не может он никак обогатиться.
А тот, у коего в относе честь,
Пускается в удачу.
И у него всегда довольно есть,
То и реши ты мне теперь свою задачу.
Подобные рассказы, а также перепечатанные Аблесимовым в переработанном виде его сказки "Правда и Ложь", "Острый ответ черкаса господину" не прошли Аблесимову даром. Не простили ему и таких стишков, как "Размышление":
Правдой жить не всякий чтится,
Хоть первейший всем то долг,
Зрим: бездельник богатится,
Кто же честен, тот убог.
И таких, как "Правдивый суд":
У бедного богач насильно отнял лавку.
То бедный с просьбою толкнулся в магистрат...
Лет с пять таскался там и жизни был не рад.
Пришло уж, наконец, лишь только лезть в удавку.
Кто-то из сильных сановито рыкнул на аблесимовский журнальчик. И поместил Онисимыч такое извещение:
"Почтенные Сограждане! Со истечением годичного времени прерывается журнал рассказов забавных басен! Последняя неделя, последний и сей листочек.
Не защищая себя, потребно примолвить, что в выданных по числу недель в году листках, согрубил много, но согрубил только одним видимым порокам; а благонравие полагал первым предметом, чтобы его прославить.
Сколь было силы всей, к писанью прилежал,
И слово данное свое во всем сдержал,
Журнала оного по званью:
Благоразумию стараясь угодить,
Невежество же сим привел к негодованью!
Все разно начали о сем судить:
Пороки поклялись своей душою:
Разскащик где б попал, сломить ему тут шею.
В таком случае что ж начать?
Потребно замолчать.
Оное учинено и есть всего окончание".
Итак, сколько Онисимыч ни трудился, все его труды, "все предприятия встречают одною только неудачею". Неудачею материальной, потому что Аблесимов твердо верил в творческий успех "Мельника" и спокойно, уверенно говорил, что его пьеса не умрет.
Как ни крепился писатель, а и он начал сдавать. Тайные и явные недоброжелатели не давали ему покоя. "Этот Аблесимов надоел своими мужиками", - поговаривал кое-кто. А крапивное семя судейских крючкотворов, заклейменных в "Подьяческой пирушке", форменным образом неистовствовало и поклялось загубить беззащитного драматурга.
Совсем постарел сорокалетний Онисимыч. К этому времени, приблизительно к 1782 году, относится единственно знакомый нам его портрет: молодое лицо, печальные глаза, совершенно седые волосы.
В невылазной нищете жил Онисимыч 1782-1783 годы, свидетельствовали современники. Писателю, на которого бросали косые взгляды вельможи, вряд ли кто решился по-настоящему помочь. От нищеты, от непрестанных огорчений и разочарований бесчастный Онисимыч скончался в начале 1783 года. Было ему всего 40 лет.
...Но что это?
Тусклая барабанная дробь и писк флейт над туманным Петербургом. Это Павел I устраивает бесконечные изнурительные маршировки русских войск по образцу прусских. Солдаты - в чулках, офицеры - в таких же напудренных париках и косах, какие носили разбитые ими гвардейцы Фридриха II. Унылая музыка, унылый моросящий дождь, серые, вытянутые по ранжиру громады домов, кажется, все замерло и превращено в огромную унылую казарму. Но нет, на петербургской сцене взвивается занавес, появляется русская полянка, мельница, отрадные сердцу просторы дальних лесов, и балагур-весельчак, неумирающий мельник произносит простые слова русского крестьянина. И зрители, охваченные страстным порывом любви к поруганной царями отчизне, кричат "браво" великолепным отечественным талантам, бессмертной сметке и вечному характеру родного народа, творцам этой пьесы и музыки.
Придворная клика расправилась с полусумасшедшим Павлом I. На трон вступает "плешивый щеголь" и лицемер Александр I. Аристократия и знать изъясняются по-французски. А поэт Мерзляков свидетельствует: "Мельник" - это русская народная пьеса, "которая представляется везде: в Эрмитаже, в публичных и частных театрах... которую все почти знают наизусть".
Цари сменяют царей. Падают и возникают министерства и министры. Меняется лик страны. Но неизменен успех "Мельника". И в жестокий век Николая Палкина неистовый Виссарион Белинский заявляет: "Аблесимов написал прекрасный народный водевиль "Мельник", проведение столь любимое нашими дедами, еще и теперь не потерявшее своего достоинства".
Давно канули в вечность цари в нашей ныне светлой и могучей отчизне. Но до сих пор радио время от времени передает нестареющую оперу Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват". Мы от души веселимся, слушая эту грациозную, остроумную, то и дело брызжущую неистребимым оптимизмом вещь. И мысленно благодарим Онисимыча, который сумел пронести живое обаяние своего "Мельника" через туманную мглу столетий.