Главная » Книги

Андреев Леонид Николаевич - Политические очерки, Страница 2

Андреев Леонид Николаевич - Политические очерки


1 2

  Что ещё сказать тебе, мой друг? Скорее - приходи скорее!
  
  6 февраля 1919 года
  Финляндия.
  
  ---------------
  S.O.S. - сокращённое от "Save our souls" (в переводе: "Спасите наши души") - условный знак по английскому радио-коду, с которым обращается за помощью гибнущее судно.
  
   Оригинал находится здесь: Библиотека. Леонид Андреев.

  Революция[*]
  (О насилии)
  
  Совет рабочих и солдатских депутатов постановил, что от него исходит разрешение на открытие новых газет, как ему же принадлежит право на закрытие газет существующих. Кажется, здесь вкралась ошибка, и такое постановление было сделано на собрании печатников, но это не важно: самый факт такого решения существует. Весьма многозначительный по своему смыслу, он вызвал резкое осуждение со стороны демократических органов печати, упрекнувших совет в непонимании того, что называется "свободой". Революция - говорят эти газеты - принесла нам свободу, в каковое общее понятие входит и необходимейшая свобода печати; отсюда - что за нелепое и дикое противоречие: в первые же дни свободы налагать такое ярмо на свободное слово!
  Такой отзыв был весьма единодушен, отклики его находим и в разговорах, и на первый взгляд он кажется убедительным и бесспорным. Но мне он кажется глубоко ошибочным, основанным на добросовестном заблуждении. Исходя из самых благородных, но теоретических представлений, наша демократическая интеллигенция смешала революцию с свободным с т р о е м и принимает за данное то, что еще надо доказать и установить.
  Революция еще не есть свобода, а только борьба за свободу. Революция есть "насильственное ниспровержение существующего строя" во имя строя лучшего... обратите внимание: "насильственное"! А где же и когда при наличии н а с и л и я существовала и может существовать свобода? Она придет потом, когда победит народ и кончится революция, во имя ее неоцененных для личности благ люди жертвуют собою, но пока революция свершается, о полной и истинной свободе могут говорить только мечтатели-утописты и благородные теоретики.
  Свобода предполагает и свободу личности - следует ли отсюда, что мы должны немедленно, на честное слово, освободить Николая до суда и предоставить ему все блага свободной личности?
  Свобода предполагает свободу собраний - следует ли отсюда, что почтенному собранию бывших министров и сущих мошенников, ныне заседающих в Петропавловске, мы должны предоставить полнейшую свободу и позволить им, как свободным гражданам, издавать свой министерски-пройдошеский орган? Нет, мы должны их еще крепче запереть, присоединив к ним и личность Николая: пусть сидят молча и слушают куранты, как слушали их перед своею жестокой смертью благородные Перовская и Марио-Лебединцев! Казнить мы их не станем - здесь, в решительной отмене святотатственной смертной казни, Россия к гордости нашей поднимается на вершину исторического благородства и героизма! - но и гулять их не пустим, не должны пускать, поскольку дорожим б у д у щ е й свободой нашей.
  Или и двухтысячному собранию пойманных "фараонов" мы также предоставим свободу?
  При свободном строе личность всякого гражданина неприкосновенна лишение его свободы требует строжайших гарантий - что же, такую неприкосновенность мы даруем еще не пойманному Гурлянду и, встретив его н улице, будем бегать за гарантиями, пока он не сбежит снова в сквозные ворота? И пятнадцати тысячам скрывающихся охранников, стерегущих момент для своего злодейского удара, мы также даруем неприкосновенность?
  Кто, при свободе, ходит по улице с ружьями и патрулем молоденьких студентов и всю ночь мерзнет на перекрестках? И кто, при свободе, предательски стреляет в народ из мчащегося автомобиля? Или и этому автомобилю нужно предоставить полную свободу передвижения и расстрела, и покорно валиться под пулями убийц?
  Да, печать свободна - при свободе. Это значит, что свободно в с я к о е самое сумасбродное слово, свободен самый злодейский и вредный замысел пока он не переходит в действие со столбцов газеты или книги. Но значит л это, что сейчас, когда мы б о р е м с я, мы должны допустить свободу погромных листков и прокламаций, призывающих к дезорганизации и восстановлению старого порядка? Пусть выпускают "Земщину" и "Колокол" - говорят утопичные защитники немедленной печати - их все равно никто не стан< читать, они и так погибнут. Ой-ли? А если из тех колоссальных денежных средств, которые еще имеются у друзей и представителей романовского царства, этим продажным душам будет оказана могущественная поддержка, пользуясь "свободой печати", они засыплют Россию погромными листкам! Ведь теперь, когда дело идет о шкуре самодержавия, оно скупиться не станет и с охотою отдаст свои карманные деньги за новый престол и новое несчастье России.
  Не нужно трепетно закрывать глаз на свершающееся и баюкать себя сладкими мечтами о наступившем царстве свободы. Оно еще не наступило. М перед лицом Великой революции, великого насилия во имя свободы. Мы - в состоянии гражданской войны. Пусть невелика кучка приверженцев и слуг старого порядка, но она существует, и пока народ не победит и не рассеет ее ни один военный революционный дозор не должен быть снят с наших улиц.
  Ни в какие исторические времена либерал не мог стать хорошим революционером, ибо никогда не понимал и не любил революции. В дни войн когда солдату нужно было мужество, он взывал о "гуманности"; в дни революции, когда народ с напряжением всех своих сил ломает старый порядок, когда народу нужны мужественные и бесстрашные бойцы - либерал плачет об отсутствии свобод и смущает борющихся. И я думаю, что те демократы, которые горько жаловались на запрещение "Земщины" и "Колокола", силы припахивают старым русским либералом, сами не замечая, как это водится своего собственного запаха.
  Конечно, это трудно: хотя бы на некоторое время принять насилие к закон. Но разве Революция - легкое дело, подобное летнему качанию в гамаке? И дело не в свободах "слова, собраний" и прочего, за что мы еще толь боремся, а в том, насколько разумны и целесообразны, с точки зрения искомой свободы, свершаемые насилия. Но их должно свершать - и именно в этом величайшая ответственность всех нас, призванных великим временем к преобразованию России.
  Очень возможно, что Совет р. и с. депутатов не совсем удачно формулировал свою мысль о необходимости разрешения и запрещения тех или иных газет. С своей стороны думаю, что и список запрещаемых не вполне удачен и, во всяком случае, не полон: когда, после первых сугубо тревожных дней, наступит для него пора ясного сознания момента, он повнимательнее вглядится в некоторые ультрареволюционные листки, которые до того революционны, что на глазах переходят в прямую свою противоположность - самую злостную реакцию. Приглядится - и кое-что предпримет для их назидания.
  Как бы то ни было, революционер в переводе есть насильник, и насилие необходимо. Но, необходимое, оно лишь тогда станет правомерно и священно, если в основании его - чистая гражданская совесть если перед глазами его - высокие цели народного блага и свободы. Горе тем, кто в дни революции боится насилии, но еще большее и страшнейшее горе тем, кто прибегает к ненужному насилию и в тайниках своей совести не имеет оправдания для свершаемого: безответственный перед текущим, он в историю повлечет за собою бесцельно пролитую кровь.
  Не бойтесь насилия, но бойтесь самих себя, своей совести и совести народа [1].
  
  
  [1] Приблизительно март или апрель 1917 года.
  Очень жаль, что усумнился и не стал печатать. Как же: все вопиют о "свободах", а я о насилии! Ленин показал, что такое постоянная революция и революционер. Не будь его цели так глупы, а, может, и преступны, он вытащил бы Россию. И какая дешевка - Керенский!
  9 марта 1918 г. - [Рукописные примечания автора].
  
  
  [*] - Машинопись. Русский Архив в Лидсе, MS 6о6/D.59*.
  Источник: Возвращенный мир. Антология русского зарубежья. Том 1. М.: Русский мир, 2004. Стр. 67 - 72.
  
  
  

  Их приход
  
  (Глава неоконченной книги "Европа в опасности")
  
  Русский большевизм начался с двойной измены: измены императору Вильгельму и измены Революции. Став платным слугою Германии и обязавшись исполнять ее волю, он тайно стремился к собственным целям, среди которых было и разрушение германской империи. Назвавшись вождем русской Революции, он тайно подчинял ее велениям и целям германского штаба, главной из коих было разрушение русского великого царства. Ворующий слуга и продажный вождь, он явился на свет, как образ двуличья и лжи, измены и предательства; и с цинизмом, достойным сатаны или идиота, первую свою газету он назвал "Правда".
  Его прибытие в немецких вагонах было встречено французской "Марсельезой". Ложь была слишком очевидна и Революция почувствовала себя в опасности; но тщетны были все голоса предостережения, тщетно Плеханов проклиная изменников и отказывался подать руку "пломбированным" - темные и наивные массы были обмануты и газета Горького писала: "добро пожаловать!", немедленно посвятив Троцкого и Луначарского в звание своих сотрудников. Так впервые смешались ложь и правда, и Бунт в крепком объятии соединился с Революцией с тем, чтобы только один вышел живым из этих смертоносных и предательских объятий.
  И тогда начались эти исступленные и шамански однообразные крики о "буржуях", "контрреволюции", "немедленном мире без аннексий и контрибуций", о "буржуазной клевете", "империалистах", "социал-предателях" и о "ноже в спину революции". Однообразные, часто совсем непонятные для темной массы, они покрыли столбцы всех газет, родившихся от "Правды" и немецких денег; они действовали как заклинания, волнуя, зажигая, путая и сбивая с толку наиболее искренних и честных. В то время, как честная Революция одинокими голосами звала к подвигу и работе, от которых зависит общее благо народа, эти бесчисленные звали к покою, к безделью, к отказу от всякого труда. Немедленный мир, хотя бы и похабный! Немедленный раздел и захват земли! Немедленная социализация! Грабь награбленное! Кто был ничем, тот станет всем! Весь воздух был полон этих коварных призывов, в которых хриплый и пьяный голос Бунта так искусно и цинично сочетался с заповедными лозунгами Революции - ими дышала армия на фронте, быстро разлагаясь, как труп под солнечными лучами, и превращаясь в толпу крикунов, дезертиров и убийц - ими волновалось глухое крестьянство, приступая к первым погромам - ими насыщались фабрики и заводы, замирая в роковой бездеятельности - ими грезила голова каждого раба, у которого нет ни прошлого, ни будущего, а только томление и голод.
  Лозунги Революции всегда общечеловечны. Для нее, как и для Бога, ценен в с я к и й человек. Как сама восставшая Справедливость, она охраняет и любит каждого и устанавливает права человека. У нее нет любимцев, нет привилегий, нет сдобного куска для одного и мякины для другого. Свобода, равенство и братство. Вот незыблемый закон Революции, нарушив который она перестает быть сама собою и превращается в подобие кровавой и разрушительной войны, где победа принадлежит не честному, но только сильному и лучше вооруженному. Здесь конец ее жизнетворящему Духу. И пусть могучее сопротивление сложившихся ношений и форм, роковое и неизгладимое различие между умным и глупым, высоким и низшим препятствует ей осуществить ее благородные и общечеловеческие цели - другого хотеть она не может!
  И слово ч е л о в е к было выкинуто из большевистского словаря. Простым и грубым приемом, подобным удару мясницкого ножа, весь бесконечно разнообразный мир человеческих существ был разделен на две половины: буржуазия, которая не должна иметь ни прав, ни власти, и "революционного пролетариата", которому отдаются все права и беспощадная диктатура над целым народом. В этом до нищенства упрощенном виде встает мир перед глазами ослепленного раба, и всей своей бунтарской громадой он стекается по? большевистские знамена. Уродливый ублюдок, дикая помесь Революции и Бунта, свободы и тирании, большевизм гордо поднимает над народом свою маскарадную рождественскую харю и объявляет себя единым и истинным Богом революции. Как божественную власть имеющий, как сам папа, он отлучает от церкви всех, несогласных с ним: сперва отдельных лиц, вроде Плеханова потом целые группы профессоров, ученых, офицеров, потом классы, потом и самые революционные партии, которые он именует социал-предательскими. И испуганная Революция, вдруг поставленная под подозрение, робко жмется пред Самозванцем, который лжет ее языком, пишет на ее бланках и ставит внизу ее царственные печати.
  Это был тот страшный момент, когда вся Россия оказалась в полном трагическом смешении всех своих живых сил, - и бунтарских и истинно революционных. Дурман, как во сне, как в тяжком хмелю от ханжи. Это были те страшные дни, когда оглохшая, полуослепшая Революция, сбитая с толку услужливо-наглым и лживым Бунтом, перестала понимать самое себя и начала с ужасающей быстротой терзать и терять своих друзей, И это было началом того необыкновенного периода, когда в русскую Революцию вступил новый герой - Дьявол.
  Нет, я не шучу, когда говорю о Дьяволе, живущем в людях, об этом великом мастере лжи и обмана, знаменитом комедианте, устроителе беспримерных исторических маскарадов, где его любимою маскою является костюм святого. Это он ослепил и запутал, смешал все карты, в дикую гущу превратил все лозунги и в противоестественном союзе сочетал жертву - Революцию и ее убийцу - бессмысленный, стихийный, кровавый русский Бунт. Доселе таившийся, в июльские дни он впервые открыто явил свой бессмысленно жестокий и трусливый лик, возвысил свой гнусаво революционный голос:
  - Смерть буржуям! Вся власть советам! Смерть! Смерть!
  Правда, его прогнали - но его не узнали. Дальше Тарнополь, позор и бегство русской армии, убийства и погромы, эта воистину дьявольская месса. Тут на минуту мелькнуло что-то вроде сознания, слишком ясно и слишком близко почувствовалась гибель, слишком определенно и нагло прозвучал обман - но и тут он остался неузнан, этот Дьявол, этот бессмысленный и страшный Бунт, Каин, убивающий своего брата. Ибо прошла только неделя - и снова загундосил он свои "революционные" псалмы и снова пополз под ноги Революции - услужливый, покорный, льстивый, заботящийся только о ее благе и здоровье, но с каждым днем наглеющий. И снова смешались все карты, и в удушливом облаке обмана, лжи и предательства вырос этот трагический образ генерала Корнилова.
  Здесь глумливая улыбка Сатаны переходит в громкий и зловещий смех - над Разумом, над помраченной совестью всей несчастной России, и Бунт торжествует свою первую решительную победу. Когда растерявшийся Керенский призывает на помощь большевиков, и все вместе, правительство и германские агенты, с п а с а ю т родину и революцию от Корнилова, это слишком походит на бред тифозного, на самоубийство в припадке белой горячки, чтобы быть признанным за акт разумной воли. Все чувства извращены и самый инстинкт самосохранения покидает обреченного. Каин - спаситель и благодетель Авеля! Германские агенты - отцы отечества!
  Бунт признан. Бунт увенчан лаврами и ходит, величаясь. Уже не скрываясь и не прячась, он открыто вооружает красную гвардию, обучает ее всенародно, как стрелять по правительству, требует ружей и патронов; назначает и меняет дни восстания, чуть не расклеивает афиши, как приезжий цирк "с разрешения правительства". По всей России с чудовищной быстротой растут погромы, убийства и пожары - Бунт попал в наезженную колею, заповеданную отцами, и отовсюду скалит свои зубы. Всюду учреждаются "народные охраны революции", эти будущие чрезвычайки. Убийства офицеров в Выборге, убийства, убийства... Обреченная Революция мечется в смертельной агонии, то проклиная своего будущего убийцу, то припадая на его братскую грудь, все еще веря его братскому сердцу. И так до октябрьских сумрачных дней, когда тяжелая дубинка Каина с треском дробит братнюю голову и начинается и х ц а р с т в о.
  Если Ленин когда-нибудь мечтал о том, чтобы стать великим социальным реформатором, то мечты его рушились бесславно и жалко. Все, что он сумел добиться - это стать только Пугачевым. Зачатый во лжи, рожденный в атмосфере измены и уголовной каторги, отбросивший все человеческое и нравственное, как ненужный балласт, он явился магнитом, притягивающим к себе все порочное, тупое и зверски ничтожное. Новый "собиратель Руси", он собрал всю каторжную, всю черную и слепую Русь и стал единственным в истории повелителем царства нищих духом. Ни одному народному вождю не удавалось собрать под свои знамена столько воров, убийц, злых выродков, такую колоссальную армию тупых и зверских голов! Кого он ни зовет, к нему приходят только воры, среди которых бесследно теряется кучка честных, но не мудрых фантазеров, обманутых невежд да слепых, как совы, и бесчувственных доктринеров. Если не всякий большевик - негодяй, то все негодяи России стали большевиками, как они были и станут черной сотней, как они готовы стать всем, что даст им деньги и безнаказанность.
  Двадцать пятого октября 1917 г. русский стихийный и жестокий Бунт приобрел голову и подобие организации. Это голова - Ульянов-Ленин. Это подобие организации - большевистская Советская власть. <...>
  Источник: Возвращенный мир. Антология русского зарубежья. Том 1. М.: Русский мир, 2004. Стр. 67 - 72.

Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
Просмотров: 289 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа