Главная » Книги

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк, Страница 8

Авсеенко Василий Григорьевич - 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк


1 2 3 4 5 6 7 8 9

ожара; можно было видѣть, какъ онъ, пробираясь по кровлѣ, проникнулъ въ верхн³й ярусъ; какъ въ среднемъ ярусѣ все еще было темно (только горѣло нѣсколько ночниковъ, и люди бѣгали со свѣчами по комнатамъ), въ то время какъ надъ нимъ все уже пылало и разрушалось; какъ вдругъ загорѣлись потолки и начали падать съ громомъ, пламенемъ, искрами и вихремъ дыма, и какъ наконецъ потоки огня полилися отвсюду, наполнили внутренность здан³я и бросились въ окна. Тогда вся громада дворца представляла огромный костеръ, съ котораго пламя то всходило къ небу высокимъ столбомъ, подъ тяжкими тучами чернаго дыма, то волновалось какъ море, коего волны вскакивали огромными, зубчатыми языками, то вспыхивало снопомъ безчисленныхъ ракетъ, которыя сыпали огненный дождь на всѣ окрестныя здан³я. Въ этомъ явлен³и было что-то невыразимое: дворецъ и въ самомъ разрушен³и своемъ какъ будто неприкосновенно вырѣзывался со всѣми своими окнами, колоннами и статуями неподвижною черною громадою на яркомъ трепетномъ пламени. А во внутренности его происходило что-то неестественное: какая-то адская сила тамъ господствовала, как³е-то враждебные духи, слетѣвш³е на добычу и надъ ней разыгравш³еся, бѣшено мчались повсюду, сталкивались, разлетались, прядали съ колонны на колонну, прилипали къ люстрамъ, бѣгали по кровлѣ, обвивались около статуй, выскакивали въ окна и боролись съ людьми, которые мелькали черными тѣнями, пробѣгая по яркому пламени. И въ то время, когда сей ужасный пожаръ представлялъ такую разительную картину борьбы противоположныхъ силъ, разрушен³я и гибели, другая картина приводила въ умилен³е душу своимъ торжественнымъ, тихимъ велич³емъ. За цѣпью полковъ, окружавшихъ дворцовую площадь, стоялъ народъ безчисленною толпою въ мертвомъ молчан³и. Передъ глазами его горѣло жилище царя; общая всѣмъ святыня погибла; объятая благоговѣйною скорбью, толпа стояла неподвижно; слышны были одни глубок³е вздохи, и всѣ молились за государя".
   Работы по возобновлен³ю дворца производились днемъ и ночью, съ величайшею поспѣшностью, и черезъ годъ были доведены до конца. Дворецъ былъ отстроенъ и отдѣлалъ еще съ большею роскошью чѣмъ прежн³й; въ такомъ видѣ онъ сохраняется и нынѣ. Изъ заново отдѣланныхъ залъ наиболѣе замѣчательны: Александровская, украшенная картинами изъ русской военной истор³и; Золотая въ визант³йскомъ стилѣ; гостиная покойной императрицы Александры Ѳеодоровны, съ росписными стѣнами, богато вызолоченнымъ плафономъ, колоннами и вазами изъ малахита, и пр.; Гербовая съ позолоченными колоннами; Георг³евская съ императорскимъ трономъ и др. Въ одной изъ залъ нижняго этажа помѣщается "сокровищница", гдѣ хранятся: большая корона съ огромнымъ яхонтомъ; малая корона, вся въ брилл³антахъ; скипетръ, съ чрезвычайно большимъ алмазомъ, купленнымъ Екатериной II; держава, украшенная большимъ брилл³антовымъ крестомъ на великолѣпномъ сапфирѣ. Въ кладовыхъ Зимняго дворца хранятся замѣчательные ковры французской и восточной работы, издѣл³я изъ бронзы, рѣдк³й фарфоръ и пр.
   При Николаѣ I закончена постройка Михайловскаго дворца, обращеннаго нынче въ музей императора Александра III, и выстроенъ Мар³инск³й дворецъ - красивое здан³е въ итальянскомъ стилѣ.
   Изъ театровъ, по повелѣн³ю Николая I выстроены два: Александринск³й и Михайловск³й. Первый, открытый въ 1832 г., украшенъ портикомъ изъ шести колоннъ, увѣнчаннымъ бронзовою фигурою "славы". Второй выстроенъ въ 1833 г.
   Еще ранѣе возобновлен³я Зимняго дворца, Дворцовая площадь украсилась памятникомъ, принадлежащимъ къ числу замѣчательнѣйшихъ въ м³рѣ - Александровскою колонной. Она воздвигнута въ честь Александра I и его побѣдъ надъ Наполеономъ, и имѣетъ надпись: "Александру I благодарная Росс³я". Самая колонна высѣчена изъ цѣльнаго темнокраснаго финляндскаго гранита; вышина ея 14 саж., окружность при основан³и 5 саж. Размѣровъ этихъ не достигаетъ ни одна колонна изъ цѣльнаго камня во всемъ м³рѣ. Пьедесталъ тоже гранитный, составленный изъ громаднѣйшихъ камней; всѣ стороны его украшены литыми бронзовыми барельефами, изображающими древнерусское вооружен³е и аллегорическ³я фигуры. Надъ колонной возвышается ангелъ съ крестомъ, придавливающимъ зм³я; вышина ангела 2 саж., и креста - 3 саж.
   Сооружен³е колонны было поручено тому же Монферрану, который строилъ Исак³евск³й соборъ. Работы сопряжены были съ величайшими трудностями. Надо было прежде всего осторожно отдѣлить изъ скалы цѣльную гранитную массу требуемой величины. Затѣмъ эту глыбу обдѣлывали тутъ же на мѣстѣ, придавая ей форму колонны. Для перевозки ея водою построено было нарочно особенное судно; погрузка и выгрузка ея требовали неимовѣрныхъ усил³й. Въ то же время на Дворцовой площади укладывали фундаментъ. На 17 саженъ въ глубину вбили 1250 сосновыхъ свай, и на нихъ, до уравнен³я площади, уложили обтесанныя гранитныя глыбы. Затѣмъ поставили самую большую глыбу, какъ основу для пьедестала. Эта задача потребовала громадныхъ усил³й и множества механическихъ приспособлен³й: глыба вѣсила 25 тысячъ пудовъ!
   Величайш³я затруднен³я представляла постановка самой колонны. По двумъ сторонамъ пьедестала возведены были лѣса до 22 саж. высотою. По наклонной плоскости колонна была подкачена на особую платформу и обмотана канатными кольцами, къ которымъ прикрѣпили блоки. Соотвѣтствующ³е блоки установлены были на вершинѣ лѣсовъ. Въ назначенный для поднят³я колонны день, 30 августа 1832 г., на Дворцовую площадь прибылъ императоръ Николай со всѣмъ семействомъ. Толпы народа тѣснились на площади, у оконъ и на крышѣ главнаго штаба. За канаты ухватились до 2 тыс. солдатъ. Колонна медленно поднялась и повисла въ воздухѣ; затѣмъ канаты были отданы, и каменная глыба тихо и вѣрно опустилась на пьедесталъ. По площади пронеслось громовое "ура!" Государь, обрадованный успѣхомъ, сказалъ торжествующему архитектору: - "Монферранъ, вы себя обезсмертили." Ровно черезъ два года окончена была послѣдняя отдѣлка памятника и совершено освящен³е его, въ присутств³и императора, всего царскаго семейства и 100 тысячъ войска.

 []

   "По совершен³и молебств³я - писалъ объ этомъ торжествѣ поэтъ Жуковск³й - начался ходъ вокругъ монумента; первосвятитель окропилъ его св. водою; и вслѣдъ за симъ, по одному слову всколебались всѣ колонны арм³и; съ невѣроятною быстротою вся площадь очистилась; на ступеняхъ монумента остались одни немног³е ветераны александровой арм³и, прежде храбрые участники славныхъ битвъ его времени, теперь заслуженные часовые великаго его монумента. Начался церемон³альный маршъ: русское войско пошло мимо Александровой колонны; два часа продолжалось с³е великолѣпное, единственное въ м³рѣ зрѣлище; наконецъ войска прошли; звукъ оруж³я и громъ барабанный умолкли; народъ на ступеняхъ амфитеатра и на кровляхъ здан³й исчезъ. Ввечеру долго по улицамъ освѣщеннаго города бродили шумящ³я толпы; наконецъ освѣщен³е угасло, улицы опустѣли; на безлюдной площади остался величественный колоссъ, одинъ съ своимъ часовымъ; и все было спокойно въ сумракѣ ночи; лишь только на темномъ, звѣздами усыпанномъ небѣ, въ блескѣ луны с³ялъ крестоносный ангелъ."
   Въ томъ же 1834 г. открыты были нарвск³я тр³умфальныя ворота, воздвигнутыя въ честь военныхъ подвиговъ гвард³и въ наполеоновск³я войны. Они состоятъ изъ 20 гранитныхъ колоннъ, въ 19 арш. вышины, отдѣланныхъ бронзою. Въ двухъ нишахъ поставлены по двѣ бронзовыя статуи древнихъ русскихъ воиновъ, а надъ аркой фигуры "славы" и "побѣды", въ колесницѣ, запряженной 4 конями. Памятникъ этотъ, выстроенный архитекторомъ Стасовымъ, обошелся болѣе милл³она рублей.
   Почти въ такую же сумму обошлись московск³я тр³умфальныя ворота, въ честь русскихъ войскъ, побѣдоносно дѣйствовавшихъ въ Перс³и, Турц³и и при усмирен³и Польши. Ворота эти, воздвигнутыя въ 1838 г., состоятъ изъ чугунной арки на 12 колоннахъ, съ бронзовыми фигурами по бокамъ проѣздовъ.
   Годомъ раньше поставлены на площади предъ Казанскимъ соборомъ памятники фельдмаршаламъ Кутузову и Барклаю-де-Толли. Оба полководца изображены съ непокрытыми головами, въ мундирахъ и плащахъ; у ногъ каждаго - французское знамя съ переломленнымъ древкомъ.

 []

   Большимъ украшен³емъ главной петербургской улицы, Невскаго проспекта, явились поставленныя въ 1850 г. на Аничковомъ мосту четыре конныя группы, отлитыя барономъ Клодтомъ. Талантъ художника, учившагося самоучкой (раньше онъ былъ артиллер³йскимъ офицеромъ) обратилъ на себя вниман³е Николая I удачной конной группой для нарвскихъ тр³умфальныхъ воротъ. Отлитыя имъ потомъ группы коней, укрощаемыхъ атлетами, посланы были въ подарокъ королямъ прусскому и неаполитанскому, и до сихъ поръ украшаютъ собой Берлинъ и Неаполь. Группы эти такъ нравились Николаю I, что онъ приказалъ повторить ихъ и поставить на четырехъ концахъ Аничкова моста. По превосходному воспроизведен³ю статей и движен³й лошадей, группы эти не имѣютъ себѣ равныхъ въ м³рѣ.
   Къ числу важнѣйшихъ сооружен³й, исполненныхъ въ царствован³е Николая I, принадлежатъ: первый постоянный мостъ черезъ Неву (Николаевск³й) и первыя въ Росс³и желѣзныя дороги - царскосельская и московская (Николаевская). Мостъ, отъ Англ³йской набережной къ Васильевскому острову, построенъ на гранитныхъ быкахъ и обошелся въ 4.380.000 руб. Московская желѣзная дорога, сооруженная по личной волѣ Николая I, вопреки мнѣн³ю министровъ, связала Петербургъ съ внутренней Росс³ей и дала сильный толчекъ его промышленному и торговому развит³ю.
  

V.

Николай I - державный хозяинъ Петербурга. - Черты изъ его жизни. - Холера 1831 г. - Общественная жизнь въ Петербургѣ. - Театры. - Жуковск³й, Крыловъ, Пушкинъ.

  
   Императоръ Николай I любилъ Петербургъ, и во многихъ отношен³яхъ наложилъ на него печать своего личнаго вкуса. Замѣчательнѣйш³я постройки его времени носятъ слѣды указан³й, которыя онъ давалъ художникамъ и строителямъ. Можно сказать, что съ его личностью сливался и общ³й характеръ Петербурга, превосходно схваченный Пушкинымъ въ его стихахъ:
  
   Люблю тебя, Петра творенье;
   Люблю твой строг³й, стройный видъ,
   Невы державное теченье,
   Береговой ея гранитъ...
   Люблю воинственную живость
   Потѣшныхъ Марсовыхъ полей,
   Пѣхотныхъ ратей и коней
   Однообразную красивость,
   Въ ихъ стройно-зыблемомъ строю
   Лоскутья сихъ знаменъ побѣдныхъ,
   С³янье шапокъ этихъ мѣдныхъ,
   Насквозь прострѣленныхъ въ бою;
   Люблю, военная столица,
   Твоей твердыни дымъ и громъ,
   Когда полнощная царица
   Даруетъ сына въ царск³й домъ,
   Или побѣду надъ врагомъ
   Росс³я снова торжествуетъ,
   Или, взломавъ свой син³й ледъ,
   Нева къ морямъ его несетъ,
   И чуя вешни дни, ликуетъ.
  
   Тѣсная связь императора Николая I со своею столицею выразилась въ личномъ участ³и, какое онъ принималъ во многихъ петербургскихъ событ³яхъ. Мы уже знаемъ о его распоряжен³яхъ во время пожара въ Зимнемъ дворцѣ. Такую же заботливость онъ проявилъ при страшномъ пожарѣ 2 февраля 1836 г. въ балаганѣ Лемана на Адмиралтейской площади, гдѣ тогда сосредоточивались масленичныя увеселен³я. Пожаръ начался въ пятомъ часу дня, во время представлен³я, на которое собралось до 400 чел. зрителей. Отъ лампы, слишкомъ высоко подвѣшенной за кулисами, загорѣлись стропила. Тотчасъ раскрыли всѣ выходныя двери, и часть публики благополучно вышла; но затѣмъ въ толпѣ произошло смятен³е, она бросилась въ противоположную сторону, началась страшная давка, причемъ мног³е были задушены. Въ это время пламя охватило уже весь балаганъ, крыша съ трескомъ рухнула и накрыла толпу горящими головнями. 126 чел. погибли на мѣстѣ, 10 чел. получили тяжк³е ушибы и обжоги. По числу жертвъ, это былъ самый страшный пожаръ въ Петербургѣ. Императоръ Николай пр³ѣхалъ, какъ только узналъ о несчаст³и, лично распоряжался на пожарищѣ, и оставилъ его уже послѣ того, какъ послѣднее тѣло было вытащено изъ подъ пылающихъ обломковъ. Народная толпа на площади возросла между тѣмъ до десятковъ тысячъ, и только присутств³е государя поддерживало въ ней порядокъ: она безмолвно разступалась для пропуска пожарныхъ трубъ и саней съ убитыми и раненными.

 []

   Еще важнѣе была личная распорядительность Николая I во время страшной холеры лѣтомъ 1831 г. Повѣтр³е это впервые было занесено тогда изъ восточныхъ губерн³й въ Москву и Петербургъ. Населен³емъ овладѣли страхъ и унын³е. Жарк³е дни и обил³е овощей способствовали усилен³ю заразы. Болѣзнь была почти невѣдомая, врачебная помощь оказывалась безсильною. Городская чернь, наиболѣе страдавшая отъ заразы, съ недовѣр³емъ относилась къ принимаемымъ мѣрамъ предосторожности, и волновалась всякими нелѣпыми слухами. Невѣжественные люди распускали молву, будто холеру распространяютъ сами врачи, отравляя народъ; друг³е увѣряли, что отраву подбрасываютъ поляки. Были случаи, что толпа останавливала ни въ чемъ неповинныхъ людей, показавшихся ей подозрительными, и избивала ихъ до смерти. Волнен³е достигло наконецъ угрожающей степени. Толпа черни, собравшаяся на Сѣнной площади, разнесла временную холерную больницу; нѣсколько врачей сдѣлались жертвою безсмысленнаго озлоблен³я. Императоръ Николай I находился въ Царскомъ Селѣ, но узнавъ о происходящихъ буйствахъ, тотчасъ прибылъ въ Петербургъ, и нигдѣ не останавливаясь, проѣхалъ на Сѣнную площадь. Тамъ, вставъ въ коляскѣ, онъ обратился къ толпѣ съ строгими словами, тотчасъ возвратившими ее къ порядку. Чернь падала на колѣни къ ногамъ государя, моля простить ея заблужден³я. Буйство было немедленно прекращено обаян³емъ величавой личности царя. Это историческое событ³е въ жизни Николая I увѣковѣчено на барельефѣ поставленнаго ему памятника.
   Взыскательный и строг³й, императоръ Николай въ то же время чтилъ заслуги вѣрныхъ подданныхъ, къ какому бы зван³ю они ни принадлежали. Современники сохранили воспоминан³е о трогательномъ случаѣ. Проѣзжая по мосту черезъ Неву, государь встрѣтилъ разъ похороны простого солдата. У бѣдняка не было родныхъ, и гробъ его одиноко тащился на роспускахъ. Государь вышелъ изъ саней, и нѣсколько сотъ шаговъ провожалъ тѣло вѣрнаго слуги.

 []

   Николай I вообще нерѣдко появлялся на петербургскихъ улицахъ, и не много было столичныхъ жителей, не знавшихъ его въ лицо. Поэтъ A. H. Майковъ прекрасно запечатлѣлъ его рыцарственный образъ въ стихахъ:
  
   Когда по улицѣ въ откинутой коляскѣ,
   Передъ безпечною толпою ѣдетъ онъ,
   Въ походный плащъ одѣтъ, въ солдатской мѣдной каскѣ,
   Спокойно грустенъ, строгъ, и въ думу погруженъ -
   Въ немъ виденъ каждый мигъ державный повелитель
   И вождь, и суд³я, Росс³и промыслитель,
   И первый труженикъ народа своего.
  
   Съ возмужан³емъ и развит³емъ государственной силы Росс³и, развивались въ ней также искусства и литература. Мы уже знаемъ, какими замѣчательнѣйшими здан³ями и памятниками обогатился Петербургъ въ царствован³е Николая I. Не менѣе обогатились и музеи. Эрмитажъ былъ перестроенъ и обращенъ въ великолѣпнѣйшую галлерею изящныхъ искусствъ, куда поступило много новыхъ пр³обрѣтен³й. Важнѣйш³я изъ нихъ картины Мурильйо и Рубенса, Мадонна д'Альба Рафаэля, Давидъ съ головой Гол³аѳа Гвидо Рени, Мар³я Магдалина Тиц³ана, и др. Въ академ³и художествъ построены галлереи для выставокъ и коллекц³й. Лучш³я произведен³я русскихъ художниковъ, преимущественно на историческ³е и военные сюжеты, постоянно покупались для музеевъ и дворцовъ; архитекторы, живописцы, ваятели были всегда заняты царскими заказами. При этихъ благопр³ятныхъ услов³яхъ развились таланты Карла Брюлова, Бруни, Иванова, Айвазовскаго и др.

 []

   Сценическое искусство также пользовалось покровительствомъ Николая I. При немъ появились русск³я драматическ³я произведен³я, до сихъ поръ остающ³яся лучшими въ нашей литературѣ: "Горе отъ ума" Грибоѣдова, "Ревизоръ" и "Женитьба" Гоголя, "Борисъ Годуновъ" и др. произведен³я Пушкина. На сценѣ появились даровитые артисты - Каратыгинъ, Мартыновъ, Самойловъ, г-жа Самойлова. Въ то же время процвѣтали итальянская опера, балетъ, французск³й и нѣмецк³й театры. Въ большомъ театрѣ нѣсколько разъ въ году давались многолюдные маскарады, привлекавш³е высшее столичное общество; эти маскарады иногда посѣщалъ самъ государь. Вообще петербургская жизнь того времени, при дешевизнѣ предметовъ необходимости и обил³и развлечен³й, представлялась довольно веселою, въ особенности въ средѣ достаточныхъ классовъ.
   Русская литература достигла въ царствован³е Николая I небывалаго расцвѣта, и Петербургъ сдѣлался центромъ умственной жизни: страны и мѣстопребыван³емъ даровитѣйшихъ русскихъ писателей. Карамзинъ, создавш³й легк³й книжный слогъ и написавш³й "Истор³ю государства Росс³йскаго", умеръ въ первый годъ царствован³я Николая. Поэтъ Жуковск³й, которому поручено было воспитан³е наслѣдника, будущаго императора Александра II, былъ однимъ изъ украшен³й Двора и душою образованнаго петербургскаго общества.
   Баснописецъ Крыловъ, умерш³й въ 1844 г., достигъ при Николаѣ I наибольшей извѣстности: его басни сдѣлались любимымъ чтен³емъ взрослыхъ и дѣтей, на всемъ пространствѣ Росс³и. Иванъ Андреевичъ Крыловъ такъ близокъ русскому юношеству, что здѣсь кстати будетъ сказать нѣсколько словъ о его самобытной и даровитой личности. Онъ родился въ Москвѣ, въ 1768 г., въ небогатой офицерской семьѣ. Отецъ его былъ человѣкъ очень начитанный, и мальчикъ, находя дома множество занимательныхъ книгъ, въ свою очередь пристрастился къ чтен³ю. Поступивъ потомъ на канцелярскую службу, Крыловъ, отъ природы лѣнивый, мало занимался ею. Больше всего его интересовало наблюдать народную жизнь и подмѣчать бойк³й складъ народной рѣчи. По словамъ современника, онъ "посѣщалъ съ особеннымъ удовольств³емъ народныя сборища, торговыя площади, качели и кулачные бои, гдѣ толкался между пестрою толпой, прислушиваясь съ жадностью къ рѣчамъ простолюдиновъ". Въ 1783 г. Крыловъ переселяется въ Петербургъ, и пристрастившись къ театру, пишетъ цѣлый рядъ комед³й, въ большинствѣ неудачныхъ, печатаетъ журнальныя статьи, оды и разныя стихотворен³я, и только въ 1805 г. нападаетъ на свое настоящее призван³е - басню. Этими первыми баснями его были: "Дубъ и трость" и "Разборчивая невѣста", обѣ заимствованныя у французскаго поэта Лафонтена. Басни имѣли чрезвычайный успѣхъ, и съ той поры Крыловъ почти исключительно посвятилъ себя этому роду литературы. Чѣмъ болѣе русская публика знакомилась съ баснями Крылова, тѣмъ болѣе росла его слава; никогда еще не было у насъ писателя, пользовавшагося такою широкою извѣстностью. Тутъ пригодилось Крылову его отличное знан³е народнаго русскаго языка, народныхъ пословицъ и поговорокъ: басни его блещутъ удивительной простотой, своеобразностью и бойкостью рѣчи. Въ нихъ, въ образѣ звѣрей, птицъ или рыбъ, говорятъ живые русск³е люди, чувствуется русск³й народный духъ, осмѣиваются коренныя народныя слабости или предразсудки. Даже переводя французскаго баснописца, Крыловъ оставался совершенно народнымъ русскимъ писателемъ.
   Но самымъ блестящимъ литературнымъ явлен³емъ того времени былъ Пушкинъ. Его ген³й уже вполнѣ созрѣлъ послѣ безпокойно проведенной молодости, и самыя крупныя по замыслу произведен³я его уже были написаны, когда съ 1830 г. онъ вновь поселился въ Петербургѣ, красота котораго всегда обаятельно дѣйствовала на него. Петербургу онъ посвятилъ много превосходныхъ стиховъ, и цѣлую поэму "Мѣдный Всадникъ". Но преждевременно, въ самой зрѣлой порѣ его необычайнаго дарован³я, жизнь его была прервана: онъ былъ убитъ на дуэли въ январѣ 1837 г. Горестное событ³е это произвело сильное впечатлѣн³е на просвѣщеннѣйшую часть петербургскаго общества. Дуэль происходила за Черной рѣчкой, въ лѣсу близъ деревни Коломяги. Въ настоящее время мѣстность эта примыкаетъ къ скаковому иподрому, и на ней поставленъ небольшой бронзовый памятникъ поэту.
   Императоръ Николай, высоко цѣнивш³й поэтическ³й ген³й Пушкина, съ великодушнымъ участ³емъ отнесся къ умирающему поэту. Онъ послалъ къ нему съ лейбъ-медикомъ Арендтомъ собственноручное письмо, съ приказан³емъ прочесть его и немедленно возвратиться. "Я не лягу, я буду ждать", сказалъ государь. Въ письмѣ заключались слѣдующ³я строки: "Если Богъ не велитъ намъ болѣе увидѣться, посылаю тебѣ мое прощен³е, и вмѣстѣ мой совѣтъ: исполнить долгъ христ³анск³й. О женѣ и дѣтяхъ не безпокойся: я ихъ беру на свое попечен³е". Милостивыя слова эти были утѣшен³емъ умирающему. О твердости, съ какою Пушкинъ переносилъ невыразимыя страдан³я, причиненныя раною, Арендтъ выражался такъ: "Я былъ въ тридцати сражен³яхъ, я видѣть много умирающихъ, но мало видѣлъ подобнаго".
   Въ 30-хъ годахъ расцвѣли два новые ярк³е таланта - Гоголь и Лермонтовъ. Первый лучшую пору своей дѣятельности провелъ въ Петербургѣ; второй оставался здѣсь недолго, и еще въ молодыхъ годахъ уѣхалъ на Кавказъ. Бронзовый бюстъ его поставленъ, въ числѣ другихъ, въ Адмиралтейскомъ саду.
   Въ 40-хъ годахъ уже обращали на себя вниман³е писатели, составивш³е украшен³е русской литературы въ послѣдующее царствован³е: Тютчевъ, Майковъ, Некрасовъ, Тургеневъ, Гончаровъ, Достоевск³й и др. Всѣ они принадлежатъ Петербургу, такъ какъ здѣсь развились и созрѣли ихъ ярк³я дарован³я. И наконецъ, въ самые послѣдн³е годы царствован³я Николая I, появились первыя произведен³я величайшаго изъ современныхъ писателей, гр. Л. Н. Толстого.
  

VI.

Преобразован³я императора Александра II. - Оживившаяся дѣятельность петербургской думы. - Городское положен³е 1870 г. - Успехи начальнаго образован³я.

  
   Съ воцарен³емъ Александра II, наступило время великихъ преобразован³й, измѣнившихъ весь строй русской государственной жизни. Тягостная крымская война, возгорѣвшаяся въ послѣдн³е годы царствован³я Николая I, закончилась въ 1856 г. парижскимъ миромъ. Извѣщая объ этомъ радостномъ событ³и, молодой императоръ выразилъ въ манифестѣ руководящ³я цѣли своего управлен³я: "При помощи небеснаго Промысла, всегда благодѣющаго Росс³и, да утвердится и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуетъ въ судахъ ея; да развивается повсюду и съ новою силою стремлен³е къ просвѣщен³ю и всякой полезной дѣятельности, и каждый подъ сѣнью законовъ, для всѣхъ равно справедливыхъ, равно покровительствующихъ, да наслаждается въ мирѣ плодомъ трудовъ невинныхъ".
   Первою и важнѣйшею заботою новаго царствован³я было освобожден³е крестьянъ. Уже съ 1857 г. начались подготовительныя работы къ этому трудному и славному дѣлу. Императоръ Александръ II лично руководилъ этими работами, направляя ихъ къ скорѣйшему окончан³ю. Когда проектъ новаго законодательства о крестьянахъ былъ окончательно разсмотрѣнъ въ государственномъ совѣтѣ, Александръ II, сознавая всю важность предпринимаемой мѣры, посѣтилъ 18 февраля 1861 г. Петропавловск³й соборъ, и тамъ горячо молился предъ гробницею своего родителя Николая I, котораго также заботила мысль о переустройствѣ быта крестьянскаго сослов³я. На слѣдующ³й день, въ шестую годовщину восшеств³я Александра II на престолъ, "Положен³я 19 февраля 1861 г." были торжественно обнародованы въ Петербургѣ. День этотъ былъ днемъ общаго ликован³я. Манифестъ объ освобожден³и крестьянъ былъ прочитанъ во всѣхъ церквахъ и на площадяхъ. Толпы народа наполняли улицы; знакомые и незнакомые радостно привѣтствовали другъ друга. Простой народъ цѣлый день тѣснился въ храмахъ, принося благодарен³е Богу. На Дворцовой площади народная толпа ожидала проѣзда государя, и при появлен³и его люди бросались на колѣни, встрѣчая и провожая его благословен³ями. Но ни малѣйшаго безпорядка не произвелъ освобожденный народъ: всѣ понимали великое значен³е событ³я, и относились къ нему съ тихимъ молитвеннымъ благоговѣн³емъ.

 []

   Освобожден³е крестьянъ было только первою мѣрою въ ряду другихъ обширныхъ преобразован³й. Въ ближайш³е годы послѣдовало учрежден³е новаго гласнаго суда съ участ³емъ присяжныхъ засѣдателей по дѣламъ уголовнымъ, создано было земство, измѣнены услов³я печати, причемъ впервые допущены издан³я безъ предварительной цензуры, преобразовано городское общественное управлен³е, и введена всеобщая воинская повинность. Къ тому же времени относятся и друг³я важныя мѣры правительства: учрежден³е женскихъ гимназ³й, городскихъ и сельскихъ начальныхъ училищъ, пересмотръ уложен³я о наказан³яхъ, преобразован³е городской полиц³и и пр.
   Въ ряду этихъ мѣръ, для насъ особенный интересъ представляетъ новое городовое положен³е 1870 г., такъ какъ имъ созданы нынѣшн³е порядки городского управлен³я и положено начало быстрому развит³ю городскихъ училищъ въ Петербургѣ.
   Еще съ 60-хъ годовъ дѣятельность петербургской думы, составленной по городовому положен³ю 1846 года, замѣтно оживилась подъ вл³ян³емъ пробудившагося интереса къ общественнымъ дѣламъ. Дума трудилась надъ приведен³емъ въ лучш³й порядокъ своихъ доходовъ, хлопотала о сложен³и съ города такихъ расходовъ, которые не имѣютъ отношен³я къ городскому хозяйству, обнаруживала заботы о расширен³и очень скудныхъ тогда средствъ къ начальному и ремесленному образован³ю - между прочимъ постановила учредить ремесленное училище имени скончавшагося въ 1865 году цесаревича Николая. Въ 1866 г., когда Петербургъ снова посѣтила страшная гостья - холера, думѣ пришлось обратить вниман³е на неудовлетворительное санитарное состоян³е города. По свѣдѣн³ямъ гласныхъ, трубы для вывода нечистотъ нерѣдко вводились въ водосточныя трубы, дворы въ домахъ были завалены нечистотами, лѣстницы пропитаны зловон³емъ, на рынкахъ и въ скотобойняхъ замѣчались грязь и смрадъ. Торговая полиц³я, наблюдавшая за свѣжестью съѣстныхъ припасовъ, была безсильна что нибудь сдѣлать; осмотры рабочихъ помѣщен³й производились рѣдко и поверхностно. Въ виду ожидавшейся холеры, дума признавала необходимымъ очистить городъ насколько возможно, и отпустила для этой цѣли 100 тысячъ рублей. Усил³ями окружныхъ попечителей изъ среды гласныхъ выполненъ былъ въ короткое время рядъ санитарныхъ мѣръ: вычищены подземныя трубы, приведены въ порядокъ рынки и страшно запущенная Сѣнная площадь, открыты водоемы невской воды, устроены въ разныхъ частяхъ города холерныя больнички. Всѣ эти заботы городского управлен³я признаны были настолько полезными, что городское общество удостоилось получить высочайшую благодарность "за труды по прекращен³ю развит³я холеры въ Петербургѣ".

 []

   Но чѣмъ яснѣе выражалось оживлен³е въ дѣятельности думы, тѣмъ сильнѣе сказывались недостатки городового положен³я 1846 г., предоставлявшаго этой дѣятельности очень мало простора и самостоятельности. Необходимость поставить городское общественное управлен³е на новыхъ основан³яхъ сознавалась съ начала 60-хъ годовъ. Министерство внутреннихъ дѣлъ указывало на "необходимость принят³я самими обществами болѣе заботливаго участ³я въ собственныхъ дѣлахъ своихъ, такъ какъ правительство не можетъ постоянно нести на себѣ бремя заботъ о всѣхъ потребностяхъ городовъ, общества которыхъ сами должны имѣть попечен³е о своихъ интересахъ и нуждахъ". Во всѣхъ городахъ Росс³и созваны были коммис³и для обсужден³я вопроса о переустройствѣ городского управлен³я. Пользуясь доставленными этими коммис³ями соображен³ями и свѣдѣн³ями, министерство внутреннихъ дѣлъ выработало въ 1864 году проектъ новаго городового положен³я, который, послѣ многихъ измѣнен³й и дополнен³й, былъ Высочайше утвержденъ 16 ³юня 1870 г.
   Основная черта этого положен³я - отсутств³е дѣлен³я городского общества по сослов³ямъ. Въ составъ общества входитъ всяк³й обыватель, если онъ русск³й подданный, достигъ 25 лѣтъ, и обладаетъ въ городѣ недвижимою собственностью или занимается торгомъ или промысломъ. Всѣ так³я лица, безъ различ³я зван³й, являются избирателями. Они составляютъ три разряда, сообразно размѣрамъ платимыхъ ими городскихъ сборовъ, причемъ каждый разрядъ выбираетъ одинаковое количество представителей, т. е. гласныхъ. Каждый избиратель можетъ быть выбранъ въ гласные. Число гласныхъ для Петербурга опредѣлено въ 252, по 84 отъ каждаго разряда. Они избираются на 4 года и составляютъ думу подъ предсѣдательствомъ городского головы. Городской голова утверждается высочайшею властью изъ двухъ кандидатовъ, избранныхъ думою. На мѣсто прежней распорядительной думы, дума избираетъ управу, число членовъ которой опредѣляется думой. Управа вѣдаетъ текущ³я дѣла, "согласно правиламъ и указан³ямъ, преподаваемымъ городскою думою".
   Дума, управа и городской голова составляютъ городское общественное управлен³е. Этому управлен³ю предоставляются "попечен³я и распоряжен³я по городскому хозяйству и благоустройству". Строительное дѣло и начальное образован³е переходятъ въ завѣдыван³е города. Городск³е расходы дѣлятся на обязательные и необязательные. Къ первымъ относятся: содержан³е городского общественнаго управлен³я, мировыхъ учрежден³й, полиц³и, пожарной команды, тюремъ, уплата по городскимъ займамъ, содержан³е улицъ, площадей, садовъ, памятниковъ и пр. Къ необязательнымъ относятся расходы "на всяк³е вообще предметы относящ³еся къ пользамъ города и его обывателей и законамъ не противные".
   Въ срокъ, опредѣленный думою, управа составляетъ смѣту городскихъ доходовъ и расходовъ. Дума разсматриваетъ и утверждаетъ смѣту, указывая и самый способъ той или другой хозяйственной операц³и.
   Надзоръ за законнымъ исполнен³емъ городскими учрежден³ями ихъ обязанностей возлагается въ Петербургѣ на градоначальника. Всяк³я дѣла о незаконности постановлен³й думы разсматриваются нарочно учрежденнымъ для того присутств³емъ по городскимъ дѣламъ, подъ предсѣдательствомъ градоначальника.
   Такимъ образомъ, кромѣ отмѣны прежняго сословнаго характера городскихъ учрежден³й, основною чертою городового положен³я 1870 г., дѣйствующаго съ нѣкоторыми измѣнен³ями и въ настоящее время, является предоставлен³е общественному управлен³ю гораздо большей самостоятельности, чѣмъ дано было жалованною грамотою Екатерины II и положен³емъ 1846 г. Дума становится уже до извѣстной степени хозяиномъ города, заботится о повышен³и городскихъ доходовъ, и можетъ сама производить расходы на общеполезныя для города цѣли. Строительное дѣло, благоустройство, санитарныя мѣропр³ят³я, больницы, богадѣльни, начальное образован³е, надзоръ за торговлей, ремесленными заведен³ями, способами уличнаго передвижен³я - все это входитъ въ кругъ вѣдѣн³я городскихъ учрежден³й, открывая имъ возможность заботиться о приведен³и городского хозяйства и благоустройства въ возможно лучш³й видъ.
   Такъ какъ, при обнародован³и положен³я 1870 года, тогдашнему составу думы оставалось еще два года до выборовъ, то новое положен³е введено было въ дѣйств³е только въ 1873 году. Въ январѣ происходили выборы гласныхъ, a 20 февраля открылась дума въ составѣ 252 гласныхъ. 9 марта былъ утвержденъ избранный ими первый по новому положен³ю петербургск³й городской голова, купецъ Погребовъ.

 []

   Расширенная дѣятельность новаго общественнаго управлен³я отразилась въ первые же годы на многихъ сторонахъ столичнаго хозяйства: распространен³и газоваго освѣщен³я и водопроводной сѣти (послѣдняя со временемъ была выкуплена городомъ), улучшен³и мостовыхъ, устройствѣ санитарной и больничной части и пр. Особенное же значен³е представляютъ заботы городского управлен³я о народномъ образован³и. По ходатайству думы учрежденъ былъ особый для города училищный совѣтъ, и всѣ начальныя школы министерства народнаго просвѣщен³я переданы были въ 1877 г. въ завѣдыван³е города. Для направлен³я школьнаго дѣла дума учредила училищную коммис³ю, усил³ями которой дѣло народнаго образован³я въ Петербургѣ было быстро подвинуто впередъ.

 []

   Къ 1881 году было открыто думою 72 новыя школы, такъ что общее число начальныхъ училищъ достигло 56 мужскихъ и 32 женскихъ, кромѣ 8 воскресныхъ школъ. Въ слѣдующ³е два года открыто еще 40 школъ, въ 1883 г. 25 школъ, въ 1884 г. 27 школъ, такъ что въ концѣ того года общее число школъ достигло 183. Далѣе число школъ продолжало быстро возрастать, и въ 1902 году достигло цифры, почти удовлетворяющей потребности всеобщаго обучен³я. Независимо отъ того, дума отпускала и продолжаетъ отпускать значительныя суммы на стипенд³и въ среднихъ учебныхъ заведен³яхъ, на содержан³е ремесленнаго училища въ память цесаревича Николая, на пособ³я частнымъ професс³ональнымъ училищамъ и т. д.
   Большое развит³е получила также дѣятельность думы по больничной части, въ особенности съ 1877 года, когда въ Петербургѣ сильно развилась эпидем³я тифа. Въ виду переполнен³я больницъ, дума открыла нѣсколько временныхъ въ частныхъ помѣщен³яхъ, и ходатайствовала о передачѣ ей вообще городскихъ больницъ, кромѣ военныхъ госпиталей и клиникъ.
   Въ связи съ санитарными мѣрами явилось также устройство скверовъ на городскихъ площадяхъ. Между прочимъ, устроены были обширные скверы на Дворцовой и Сенатской площадяхъ, соединенные потомъ въ Александровск³й садъ, Екатерининск³й скверъ предъ Александрийскимъ театромъ, Исаак³евск³й и Чернышевъ скверы, и др. Здѣсь же кстати будетъ упомянуть, что успѣхамъ городского благоустройства значительнѣйшимъ образомъ содѣйствовало преобразован³е городской полиц³и. Въ царствован³е Александра II внѣшняя полицейская служба въ Петербургѣ поставлена была на совершенно новыхъ основан³яхъ. Заботы правительства были направлены къ тому, чтобы привлечь къ этой службѣ достойныхъ и способныхъ лицъ, преимущественно изъ военнаго зван³я, и повысить уважен³е и довѣр³е къ полиц³и со стороны городского населен³я. Съ этою цѣл³ю содержан³е полицейскихъ чиновъ было много увеличено, также какъ и число ихъ; порядокъ службы совершенно измѣненъ; исчезли прежн³я полосатыя будки, будочники съ алебардами и квартальные надзиратели; постовые городовые разставлены въ открытыхъ мѣстахъ, среди улицъ, и вообще полицейскому надзору придана подвижность и осмысленность.

 []

  

VII. Важнѣйш³я сооружен³я временъ императора Александра II. - Памятники Крылову, Николаю I, Екатеринѣ II. - Литература и искусство.

  
   Хотя главнѣйш³я заботы царствован³я Александра II направлены были къ государственному переустройству импер³и, но въ то же время сдѣлано было весьма много для наружнаго благоустройства и украшен³я Петербурга. Так³я замѣчательныя сооружен³я, какъ Александровск³й мостъ черезъ Неву, нѣсколько важныхъ желѣзнодорожныхъ лин³й, связавшихъ Петербургъ съ Варшавой, прибалт³йскими губерн³ями, Финлянд³ей и заграницей, постройка частными обществами сѣти конножелѣзныхъ дорогъ въ городѣ, и мног³я друг³я предпр³ят³я, въ сильной степени способствовали развит³ю столицы. Развит³е это выразилось въ возростан³и населен³я, которое по переписи 1869 года достигло 668 тысячъ чел., и по переписи 1881 года 861 тысячъ; въ проложен³и новыхъ улицъ и усиленной обстройкѣ старыхъ, умножен³и числа фабрикъ, заводовъ, промышленныхъ и ремесленныхъ заведен³й, оживлен³и городской торговли и средствъ сообщен³я.
   Важнѣш³я сооружен³я, относящ³яся къ царствован³ю Александра II, имѣютъ по преимуществу общеполезный характеръ. Таковы напримѣръ: каменный постоянный мостъ черезъ Неву, отъ Литейнаго проспекта на Выборгскую сторону; желѣзнодорожные вокзалы варшавск³й и балт³йск³й; перестройка гостинаго двора на Невскомъ проспектѣ и "соляного городка", предназначеннаго для промышленныхъ выставокъ, публичныхъ чтен³й и курсовъ, и пр.
   Число петербургскихъ дворцовъ увеличилось великолѣпнымъ здан³емъ на Дворцовой набережной, принадлежащимъ великому князю Владим³ру Александровичу и отличающимся изящной простотой фасада и обил³емъ вкуса во внутренней отдѣлкѣ; бывшимъ дворцомъ великаго князя Николая Николаевича на Конногвардейскомъ бульварѣ, обращеннымъ потомъ въ Ксен³евск³й женск³й институтъ; дворцомъ великаго князя Алексѣя Александровича, и др.
   Къ числу большихъ сооружен³й того же времени принадлежитъ Мар³инск³й театръ, выстроенный въ 1860 г. по плану архитектора Кавоса, на мѣстѣ сгорѣвшаго деревяннаго театра, передѣланнаго изъ цирка. Мар³инск³й театръ предназначался для русскихъ оперныхъ и драматическихъ представлен³й, и открыть былъ оперою Глинки "Жизнь за царя".
   Нѣсколько прекрасныхъ памятниковъ также украсили Петербургъ въ царствован³е Александра II. Первымъ по времени является хорошо знакомый дѣтскому населен³ю столицы памятникъ И. А. Крылову въ Лѣтнемъ саду. Надъ нимъ работалъ, по повелѣн³ю императора Николая I, скульпторъ баронъ Клодтъ, тотъ самый, который отливалъ конныя статуи на Аничковомъ мосту; но при жизни Николая I памятникъ не успѣли поставить, и открыт³е его совершилось 14 мая 1855 г. Безсмертный баснописецъ изображенъ сидящимъ въ наклоненной позѣ, съ книгою въ рукахъ. По всѣмъ сторонамъ пьедестала изъ чернаго сердобольскаго гранита помѣщены бронзовые горельефы, содержан³е которыхъ взято изъ басенъ Крылова. Такимъ образомъ дѣти, которымъ такъ близокъ "дѣдушка Крыловъ", играя въ саду, встрѣчаютъ тутъ хорошо знакомые имъ образы - и проказницу мартышку, и косолапаго Мишку, и хитрую лису, и другихъ героевъ неистощимаго баснописца. Памятникъ обошелся въ 40 тысячъ руб.
   Въ 1859 г. на Мар³инской площади поставлена была конная бронзовая статуя императора Николая I. Надъ этимъ памятникомъ трудились лучш³й архитекторъ и лучш³й скульпторъ того времени, Монферранъ и баронъ Клодтъ; первый строилъ пьедесталъ, но умеръ за годъ до его постановки, второй отливалъ фигуру Николая I, въ кавалергардскомъ мундирѣ, верхомъ на конѣ. Вышина статуи 8 аршинъ; въ превосходно переданномъ движен³и лошади и посадкѣ всадника высказался замѣчательный талантъ Клодта. Пьедесталъ красивой округлой формы, облицованъ мраморомъ. По угламъ четыре бронзовыя сидяч³я фигуры: Вѣры, Мудрости, Силы и Правосуд³я; ихъ дѣлалъ художникъ Залеманъ. Между этими фигурами четыре барельефа художника Рамазанова, изображающ³е событ³я изъ жизни Николая I: усмирен³е бунта 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, обращен³е къ народу во время холерныхъ безпорядковъ 1831 г. на Сѣнной площади, возложен³е Николаемъ I андреевской звѣзды на гр. Сперанскаго за составлен³е свода законовъ, и осмотръ императоромъ воробьевскаго моста на петербургско-московской желѣзной дорогѣ въ 1852 г.
   На смѣну Монферрану и бар. Клодту выступилъ вскорѣ молодой, даровитый русск³й художникъ Микѣшинъ, поставивш³й въ 1862 г. въ Новгородѣ памятникъ тысячелѣт³ю Росс³и. Ему было поручено сооружен³е самаго большого изъ петербургскихъ памятниковъ - императрицѣ Екатеринѣ II, на площади предъ Александринскимъ театромъ. Проектъ, со всѣми подробностями, принадлежитъ Микѣшину. Площадь памятника занимаетъ 27 саженъ въ окружности, высота - 7 саж. Основан³емъ служатъ цѣльные гранитныя ступени, соединенныя безъ желѣзныхъ скрѣплен³й и положенныя на фундаментѣ изъ 4-саженныхъ свай. Надъ ступенями утвержденъ 5-саженный пьедесталъ, составленный изъ гранитныхъ частей трехъ оттѣнковъ: темно-краснаго, темно-сѣраго и свѣтло-сѣраго. Императрица Екатерина представлена въ царственной порфирѣ. Вокругъ пьедестала расположены девять бронзовыхъ фигуръ ея сподвижниковъ: Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкаго, Чичагова и Орлова-Чесменскаго. Памятникъ открытъ 24 ноября 1873 г.
   Въ томъ же году поставленъ на Васильевскомъ острову, передъ здан³емъ морского училища, памятникъ адмиралу Крузенштерну, прославившемуся кругосвѣтнымъ плаван³емъ, обогатившимъ науку многими открыт³ями. Бронзовая статуя адмирала возвышается на гранитномъ пьедесталѣ.
   При прокладкѣ Пушкинской улицы, въ разбитомъ среди нея скверѣ поставленъ бронзовый бюстъ Пушкина.
   Русское искусство, сдѣлавшее въ царствован³е Александра II значительные успѣхи, обогатилось прекраснымъ здан³емъ общества поощрен³я художниковъ въ большой Морской, съ музеемъ прикладныхъ искусствъ, составленнымъ писателемъ Григоровичемъ, и съ обширными залами для художественныхъ выставокъ. Для музыкальнаго образован³я учреждена, при содѣйств³и великаго князя Константина Николаевича, консерватор³я.
   Эрмитажъ и галлереи академ³и художествъ продолжали обогащаться художественными сокровищами. Важнѣйшимъ пр³обрѣтен³емъ Эрмитажа была мадонна Рафаэля, купленная въ 1871 г. за 320 тысячъ франковъ.
   Петербургъ съ честью занималъ свое передовое положен³е среди русскихъ городовъ, продолжая быть не только центромъ правительственной дѣятельности, но и центромъ литературнымъ, артистическимъ, научнымъ. Онъ неизмѣнно привлекалъ къ себѣ молодыя силы, съ блескомъ выступавш³я на поприщѣ литературы, журналистики и искусствъ. Поэты Майковъ, Некрасовъ, Полонск³й постоянно жили въ Петербургѣ; Гончаровъ, Достоевск³й, Салтыковъ, позднѣйш³е писатели 60-хъ и 70-хъ годовъ, также большую часть своей литературной дѣятельности отдавали Петербургу. Тургеневъ, хотя и жилъ большею частью заграницею, часто посѣщалъ нашу столицу и принадлежалъ къ ея литературному кружку. Даровитѣйш³е художники того времени: Рѣпинъ, Крамской, Маковск³й, Якоб³й, Лагорю, и др., также какъ знаменитый композиторъ и п³анистъ Рубинштейнъ, авторы многихъ оперъ Сѣровъ, Даргомыжск³й и пр. - въ такой же степени принадлежали Петербургу. Оживлен³е пер³одической печати, наставшее съ конца 50-хъ годовъ и въ особенности съ издан³емъ новыхъ законовъ о печати въ 1865 г., въ свою очередь много возвысило значен³е Петербурга, какъ центра умственной и общественной жизни страны.

Другие авторы
  • Томас Брэндон
  • Кузминская Татьяна Андреевна
  • Аггеев Константин, свящ.
  • Ксанина Ксения Афанасьевна
  • Башкин Василий Васильевич
  • Якобовский Людвиг
  • Лихтенберг Георг Кристоф
  • Чаев Николай Александрович
  • Стеллер Георг Вильгельм
  • Орлов Петр Александрович
  • Другие произведения
  • Розанов Василий Васильевич - Психиатры, судьи и "судебные фавориты"
  • Мирэ А. - Голубой павлин
  • Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна - Петербург, рыжий туман, ярко-синий конверт....
  • Клушин Александр Иванович - Несчастный М-в
  • Чехова Мария Павловна - Переписка M. П. Чеховой с деятелями литературы и искусства
  • Жуковский Василий Андреевич - Собрание баллад
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Неустрашимый
  • Джером Джером Клапка - Разговоры за чайным столом и другие рассказы
  • Пушкин Александр Сергеевич - Ромео и Джюльета Шекспира
  • Матюшкин Федор Федорович - Ильин П. В. К вопросу о принадлежности Ф. Ф. Матюшкина к тайному обществу декабристов
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа