Главная » Книги

Буданцев Сергей Федорович - Истинный лик

Буданцев Сергей Федорович - Истинный лик



Сергей Буданцев

Истинный лик

(В. В. Маяковский. Облако в штанах. Петроград. 1915 г. стр. 64. Ц. 1 р.)

  

Текст издания: Млечный путь (Пг.). 1916. No 1. С. 20-22.

   Источник: В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. - СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь).
      OCR Бычков М. Н.
  
   Истинный, подлинный лик чего? "Облака в штанах"? Футуризма - хулиганства? Желтых кофт, раскрашенных лиц и непечатной ругани?
   Нет. Такой футуризм - хочется думать - уже "весь в прошлом". После внимательного, вдумчивого чтения новой книги Маяковского только заглавием да, пожалуй, нарочитой неряшливостью издания, напоминающей о прежних днях, приходится сознаться в чрезмерной категоричности, с которой осуждали футуризм и всех огулом его глашатаев. Очевидно, в последнем осуждении ошиблись. Маяковский убеждает читателя в настоящей, неоспоримой своей талантливости и прекрасной, правдивой искренности.
   Но трудно после пышных, великолепных строф Бальмонта, чеканных стихов Брюсова, очаровательных снов Блока просто и непредубежденно подойти ко всем этим "облакам в штанах", "выжиревшим лакеям на засаленной кушетке", "жилистым громадинам", "глупым воблам воображения" и т.д., ко всем грубым и неизящным образам книги.
   Скажут - некрасиво.
   Но это, к счастью, самый отвратительный в своей неправильности упрек, который только можно придумать для истинного художника и творца.
   Красиво и некрасиво - нет и не может быть таких понятий в искусстве. Каждое произведение может оцениваться лишь с точки зрения изобразительности и выразительности, ибо в сущности своей искусство есть не что иное, как "выражение полноты души художника" (В. Брюсов). Иначе как примирить мрамор Фидия и комедии Аристофана? Куда отнести Достоевского, три четверти Чехова, Л. Толстого, Уота Уитмана, Шекспирова Фальстафа? Ведь они некрасивы!
   Если бы искусство оценивалось только со стороны "красивости", оно было бы бедно и бессодержательно, как Ратгауз. К счастью то, что я сейчас говорю, стало почти трюизмом.
   Красота в искусстве - полное соответствие формы и содержания и проистекающая отсюда единственная убедительность и глубокая непререкаемая правда его. Ибо в противном случае - искусство лживо, скудно и жалко. Не искусство это.
   Что делать, если душа художника и поэта - уродлива, порочна и безобразна. Раз он может выразить ее, он в праве это сделать. Кто захочет, услышит и поймет ее.
   Душа В. Маяковского? Вот она:
  
  
  Я -
  
  Площадной
  
  Сутенер и карточный шулер {*}.
  
   {* Автор намеренно игнорировал знаки препинания. Мне пришлось прибегнуть к собственной пунктуации. - С. Б.}
  
   И еще:
  
  
  Я - златоустейший,
  
  Чье каждое слово
  
  Душу новородит
  
  Имениннить тело.
  
   И после этого следует светлое утверждение:
  
  
  - Говорю вам:
  
  Мельчайшая пылинка живого
  
  Ценнее всего, что я сделаю и сделал.
  
   Этот "сегодняшнего дня крикогубый Заратустра" находит в себе силы сказать:
  
  
  Но мне люди,
  
  И те, что обидели
  
  Вы мне всего дороже, ближе
  
  Видели,
  
  Как собака бьющую руку лижет.
  
   Искреннею выстраданностью веет от каждой строки книжки, словно смотришь чье-то окровавленное, изъязвленное сердце. Он признался уже:
  
  
  Хорошо, когда в желтую кофту
  
  Душа от осмотров укутана,
  
  Хорошо,
  
  Когда, брошенный в зубы эшафоту {*},
  
  Крикнуть:
  
  "Пейте какао Ван-Гутена!"
  
   {* Нарочитое нарушение синтаксиса. - С. Б.}
  
   Посмотрите, как страдает поэт, ожидая возлюбленную:
  
  
  Проклятая.
  
  Что же и этого не хватит?
  
  Скоро криком издерется рот.
  
  Слышу -
  
  Тихо,
  
  Как больной с кровати,
  
  Спрыгнул нерв.
  
  И вот.
  
  Сначала прошелся
  
  Едва, едва,
  
  Потом забегал, взволнованный, четкий.
  
  Теперь и он, и новые два
  
  Мечутся отчаянной чечеткой.
  
  Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
  
  Нервы большие, маленькие - многие
  
  Скачут бешенные,
  
  И уже
  
  У нервов подкашиваются ноги.
  
   Веришь ему, ибо у него - "пожар сердца". И только вполне понятная экономия цитат не позволяет мне привести целое множество их, доказывающее большие изобразительные средства автора. И надо сознаться, что редко можно встретить такие полные, выпуклые, огромные образы, которыми превосходно мыслит поэт.
   Описание ночи:
  
  
  Вселенная спит, положив на лапу,
  
  С клещами звезд громадное ухо.
  
  Пришла.
  
  Пирует Мамаем,
  
  Задом на город насев.
  
  И эту ночь глазами не проломаем,
  
  Черную, как Азеф.
  
   Или:
  
  
  Вдруг и тучи, и облачное прочее
  
  Подняло на небе ужасную качку,
  
  Как будто расходятся белые рабочие,
  
  Небу объявив озлобленную стачку.
  
   Или:
  
  
  
  Тысячу раз опляшет Иродиадою
  
  Солнце землю,
  
  Голову Крестителя.
  
   Веря сам, поэт убеждает читателя поверить в эти образы. А это главное. Но несомненно только то, что один из самых талантливых и сильных футуристов наших далеко не так оригинален, как могло бы казаться. Такая фраза:
  
  
  Я весь из мяса. -
  
   приводит на память Уота Уитмана:
  
  
  - Я - Уитман, я - космос, я - сын Мантагана, я из мяса.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (Пер. К. Чуковского)
  
   С этим американским поэтом у В. Маяковского и вообще есть большое сходство в самом подходе к действительности, в подходе грубом и как-то чувственно-боязливом, хотя оба они делают вид, что им совсем не страшно их грохочущее, стальное настоящее.
   Совершенно новым мотивом в разнообразных напевах современной русской поэзии звучит следующее:
  
  
  И пока выкипячивают, рифмами пиликая,
  
  Из любвей и соловьев какое-то варево,
  
  Улица корчится безъязыкая:
  
  Ей нечем кричать и разговаривать.
  
   Маяковский сам - "выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни", и он имеет право говорить звериным языком улицы. Это - его родной язык.
   Он зовет:
  
  
  Идите,
  
  Голодненькие, потненькие, покорненькие,
  
  Закисшие в блохастом грязненьке,
  
  Идите!
  
  Понедельники и вторники
  
  Окрасим кровью в праздники.
  
   "Кровью сердца дорогу радуя", Маяковский идет к малым, к обиженным и безъязыким. Это резко отмежевывает его от всех наших пишущих современников, с унылым задором тянущих несколько элементарных нот уже достаточно потускневшего и захватанного индивидуализма. Большие поэты давно уходят вперед, осуществляя моменты новой этики. На страницах "Жатвы" отмечалось уже, что даже В. Брюсов, порывая с голым индивидуализмом и аморальным эстетизмом, употребляет такие слова, как "позор", "стыд" именно в этическом, моральном значении. Кто знает, может быть, и в самом деле русская поэзия делает новый шаг, и любовь, "только любовь" ко всему сущему и всегда страдающему сделается основой поэтических достижений.
   Технические средства В. Маяковского? Сказать, чтобы он был исключительно оригинален в своих размерах, мне думается, нельзя. Но даже на основании только пяти стихотворений книжки, кстати сказать, читающихся как одна поэма, можно заключить, что чувство стихотворного ритма у поэта обострено до настоящей исхищренности. Короткие волны и колебания строк при чтении слагаются в большие полные клубки ритмических понижений и повышений.
   Не отрицая рифмы, автор часто пользуется ассонансами (бронзовый - звон свой, нежненько - мятежников и т. д.) и диссонансами (громкою - рюмкою), иногда превосходными.
   Но главное, что, конечно, возбуждает читательское внимание, - это пресловутые футуристические неологизмы.
   И вот здесь В. Маяковский обнаруживает всю свою незаурядную вдумчивость, вкус и чувство языка, качества, встречающиеся довольно редко у других футуристов, пытающихся своими словами обогащать русскую речь. Тогда как даже у Игоря Северянина некоторые стихотворения написаны на каком-то странном жаргоне, напоминающем, по мнению одного критика, румынский язык, у Маяковского заметна необычайная экономия словоновшеств. И сделаны они так, что их трудно уследить. Привожу примеры:
  
  
  Досыта изъиздеваюсь нахальный и едкий...
  
  Мир, огромив мощью голоса...
  
  Нежные! вы любовь на скрипки ложите
  
  Но дай твоих губ неисиветшую прелесть...
  
  Глаза наслезенные и т. д., и т. д.
  
   Решительно отказываясь от нелепого выдумывания всегда жалких и худосочных "новых слов" или до омерзения противных заимствований из иностранных языков, вроде северянинского стихотворного эсперанто, Маяковский пользуется исключительно всякими приставками, суффиксами и флексиями, удачно усиливающими выразительность корня слова.
   Освобождаясь слегка из часто стеснительных рамок синтаксиса, поэт и это делает с приятной умеренностью, и его стихи, несмотря на отсутствие знаков препинания, всегда вразумительны. А это - ценно.
   Ибо попытки в этом направлении талантливых и опытных поэтов приводили к шифру и досадным и смешным неясностям. Отказываясь от приведения доказательств здесь, укажу только на опыты Андрея Белого и Вячеслава Иванова. Вот те мысли, которые возбудила во мне эта сильная, прекрасная в своей искренности книга В. Маяковского.
   И я думаю, что не буду голословным, назвав автора ее настоящим и сильным поэтом.
  
  
  
   Впервые: Млечный путь (Пг.). 1916. No 1. С. 20-22.

Другие авторы
  • Собакин Михаил Григорьевич
  • Стивенсон Роберт Льюис
  • Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич
  • Жадовская Юлия Валериановна
  • Шуф Владимир Александрович
  • Закржевский Александр Карлович
  • Вейнберг Андрей Адрианович
  • Фурман Петр Романович
  • Соловьев-Андреевич Евгений Андреевич
  • Якубович Петр Филиппович
  • Другие произведения
  • Гримм Эрвин Давидович - Тиберий и Гай Гракхи. Их жизнь и общественная деятельность
  • Успенский Глеб Иванович - Невидимки
  • Ширяевец Александр Васильевич - Автобиография
  • Прутков Козьма Петрович - Биографические сведения о Козьме Пруткове
  • Хмельницкий Николай Иванович - Арзамасские гуси
  • Писарев Дмитрий Иванович - Цветы невинного юмора
  • Кутузов Михаил Илларионович - Кутузов М. И.: биографическая справка
  • Дживелегов Алексей Карпович - Честерфилд, Филипп Дормер Стенгоп
  • Кармен Лазарь Осипович - Осень в порту
  • Григорьев Петр Иванович - Петербургский анекдот с жильцом и домохозяином
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 813 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа