Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902, Страница 15

Чехов Антон Павлович - Статьи, рецензии, заметки, "Врачебное дело в России". 1881 - 1902


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ю, в очах сама являюсь женским образом... (не разобрано слово), сны разные навожу, человека давлю, душу, и многие действия и козни творю. И та буде... 12-я рече: имя мне Смертная****. Та буде всех проклятий на болящим человеком страшная, плясовица, и представница, и угодница Ирода царя, та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царем на блюде. Она же в человеки сидит, до смерти мучает разными муками и болестями, к смерти, пагуби и бедствию разному приводит, всякого божества боится, а иногда и желает творить подобно порчи и беснуёмому. Та буде всех проклятий самим господом... Стр. 355.
  _______________
  * Далее до слов: И тая буде написано рукой Н. И. Коробова.
  ** Далее до слов: И та буде написано рукой Н. И. Коробова.
  *** Далее до слов: И тая буде написано рукой Н. И. Коробова.
  **** Далее до слов: самим господом написано рукой Н. И. Коробова.
  8) ...При море Черном стоит столб каменный и все тут стоят 4 евангелиста... и вышед из моря 12 жен... сказаша имена сии: мы дщери Ирода царя, и зовут нас Трясовицами и имена наша: 1 Кашея, 2 Овена, 3 Каса, 4 Орыста, 5 Оледья, 6 Ломея, 7 Кашлея, 8 Горлея, 9 Пухлея, 10 Вертея, 11 Желтица, 12 Горница... Рече ангел господень: заклинаю вас... всех огневиц, трясовиц, утренних костоломных, жильных, корчуньев... (Выписано из старой рукописи А. Е. Ефименком).
  9) На море на Окиане, на острове Буяне, лежит камень Алатырь... (Пинега)...
  10) Молитву напиши на бумаге, к<ото>рую когда болящий выносит 3 дня, сжечь и тот пепел выпить, растворя св<ятою> водою: "Шедшему св<ятому> Сисению от горы Симойские обрете бесица, имуща очи разжены и руце железны, и власы верблюжие, и рече ей святый Сисений. - Где идешь нечистая душе и откуда еси? Она же отвеща ему и рече: Аз иду юность женску иссушити, млеко остановити, а младенцы погубити, очи возвратити, а другие родят глухи и немы, и погублю во чреве материном. Тогда помолися святой Сисений господу б<огу> ...а имена мои: 1 Вященца, 2 Бясица, 3 Преображница, 4 Убийца, 5 Елина, 6 Полобляющая, 7 Имарто, 8 Урия, 9 Изъедущая, 10 Негризущая, 11 Голяда, 12 Налукия... (Холмогоры). Стр. 363.
  ...народная поэзия создала миф - лихорадки, непременно возникающие или из Черного моря или из моря Окиана... Стр. 363.
  (Кажется, что все заговоры доставлены из приморских или сырых мест... Их происхождение...)
  Г. Сахаров говорит, что понятия р<усского> народа о лихорадках заимствованы от Павликиан. Православною церковью были преданы проклятию: "Вопросы к Богородице о недузе естественном, еже именуется Трясовица". См. Иоанна, экз. Болгарского, изданного Калайдовичем, стр. 210. Стр. 364.
  Заговоры против зубной боли.
  1) От зубной боли. Господи И<исусе> Х<ристе> сыне божий, помилуй нас! Господня храмина тебе не гарывать, у раба б<ожьего> и<мя> р<ек> зубам не болевать отныне и до веку, во веки, аминь. (Сей заговор от зубов проговори трижды. Которая изба на другое место переставлена, приди и отковырь щепочку, и положи на больной зуб, как раз проговоришь, избе поклонись).
  2) Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб б<ожий> и<мя> р<ек>, есть у него на зубах черви, а ты оных выведи; а ежели не выведешь, то я тебя высушу; а ежели выведешь, то я тебя в третий день отпущу. (Проговоривши, крапиву, растущую на свободе, привязать к низу, то есть преклонив к земле, а на третий день отвязать).
  3) (В полночь ровно в 12 укусить церковную коренную паперть... закаменей мои зубы крепче камня...)
  4) На море на О<киане>, на острове на Б<уяне>, стоит соборная апостольская церковь, стоит Мать Пресвятая Бог<ородица>, и преподобный Антипий, зубной исцелитель...
  5) Каик! Каин! Каин! вели спросить брата своего Авеля: не болят ли у него зубы? - Нет. - Так бы у раба б<ожьего> и<мя> р<ек> нет... (Наговори на соль и клади на зубы).
  7) См. "Сказ<ания> р<усского> народа" Сахарова. Т. I. 8) См. то же. 9) См. то же. 10) См. то же.
  11) Если у какого ч<елове>ка болят зубы, то берут в щепотки соль и кладут на зубы:* "Стану я раб божий Н., благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за дворами, в восточную сторону, по пути же мне св. Авраам, Исаак, Яков, насупротив их в синем Окияне-море плавает утоплой мертвого человека труп, а по под ясному небу летит ясной сокол. Испрашивают святой Авраам, Исаак и Яков: что ты утоплой мертвого человека труп, не болят ли у тебя зубы, не щипят ли щеки, не грызет ли алаков? Ответ им держит мертвый труп из синего моря: св. Авраам, Исаак, Яков, у мертвого человека не болят зубы, не щипит щек, не грызет алаков, а у ясного сокола не пришевают губы, также у раба б<ожьего> Н. не болели ли бы зубы, не щипали бы щеки, не пришевели губы и не грызло бы алаков век по веку, отныне и до веку. Будьте мои слова крепки, как камень на воде и на земле, на хлебе и соли. Всем моим добрым словам, небо ключ, земля замок, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. (Наряд Устьнад. Удел. Приказа о достав<лении> в Арханг<ельскую> конт<ору> этногр<афических> свед<ений> 1847 г. за Š 60). Стр. 366.
  _______________
  * Далее до слов: во веки веков, аминь написано рукой Н. И. Коробова.
  12) Говорить 3 раза на вино: "Яост есть остров, Яост полон людей, вень при своей простоте, и хвалитца Архан на Русь побывать и Русь (воевать?) и молюся я, раб б<ожий> и<мя> р<ек> Пречистой Богородицы, чтобы Архану царю на Руси не бывать, Русь не воевать; так бы у меня раба б<ожия> и<мя> р<ек> зубному недугу не бывать, щекам не пухнуть, зубам не болеть, в полне месяце и в ущербе месяце. Моим словам небо и земля - ключ и замок. Аминь (tres). (Из стар<ого> рук<описного> сборника, получ<енного> из с<ела> Ваймуги, Холмогор<ского> уезда. Стр. 366.
  Заговоры от болезни глаз.
  1) От ячменя.
  2) От сучьего сучка (Воспаление глазного века). Лечат искрами, высекаемыми из огнива прямо в больной глаз. Искры высекает на вечерней заре старший или младший в семействе. Больной спрашивает: "Что сечешь?" Ему отвечают: "Огонь огнем засекаю раб б<ожий> N". Больной опять говорит: "Секи горазне, чтобы в век не было". Это повторяется 3 раза. (Карм<анная> книжка для люб<ителей> землев<ладельцев>. Изд<ание> Рус<ского> геогр<афического> общ<ества> г. Верещагина).
  3) От боли глаз с озеву. Когда кто укорит другого каким-либо недостатком глаз, с пожеланием еще худшего, и если укоренный подумает, чтобы в самом деле не случилось с ним этого, тогда непременно явится боль в глазах. От такой боли моют глаза водой, в к<ото>рую наговаривают: "Сама себя озевала, сама себя окаркала, сама себе и пособлю". (Шенкурск<ий> уезд). Стр. 367.
  Заговоры против мужского бессилия.
  1) Против бессилия. Во имя о<тца> и с<ына> и св<ятого> д<уха>, аминь. Есть св<ятое> Окиан море*, на том св<ятом> Окиян море есть стоит остров, на том острову стоит дуб булатной, у того дубу булатного корени булатные, сучье булатное, вершина булатная. Круг того дубу булатного ветром не согнет, вихорем не сломит, так бы у меня, раба божия (имя рек) стояли семьдесят жил и единая жила... на женский лик красной девицы, на старыя бабы, на молодыя молодицы, на сивыя кобылицы. Еще же под тем булатным дубом кузов ярости и юности, и аз раб б<ожий> (имя рек) возьму кузов ярости и юности, распущу ярость и юность на раба б<ожия> (имя рек) в ретивое сердце в 77 жил и в едину жилу сердечную и в единую жилу... Еще же на верху булатного дуба стоит веселая птица петух, вставает рано, голову дымает и поет весело, столь же бы стояли у раба божия 77 жил и едина жила... Ставали бы у раба б<ожия> (имя рек) 77 жил и едина жила... Ставали б рано на женский полк и на мужской, на молодыя молодицы, на красныя девицы, на старыя бабы; и злого человека, порчельника, кто на меня зло думает и мыслит, ударь его коленки о камень, убей его; у меня раба б<ожия> (имя рек) стали 70 жил и одна жила... стали лучше старого, хоробрее прежнего, что турей рог, что еловый сук, толь бы тот раб божий (имярек) пылок и ярок на женскую похоть, на полое место, во веки веков, аминь. (Из стар<ой> рукописи, доставленной крест<ьянином> Дохтуровым из с<ела> Ракузы Холмог<орского> уезда, в Труды Этн<ографического> отд<еления> 1878 р. См. часть 2). 2, 3, 4 однородны 1-му. 2 и 3 доставл<ены> Дохтуровым, 4-й взят из книжки Книголюбова. Стр. 368.
  _______________
  * Далее до слов: во веки веков, аминь написано рукой Н. И. Коробова.
  Заговоры от грыжи и сглазу, и баенной нечисти.
  1) Во имя о<тца>, и с<ына>, и св<ятого> д<уха>, аминь. Сходит Егорий с небес, по золотой лестнице, сносит Егорий с небес 300 луков златополосных, 300 стрел златоперьих и 300 тетив*... стреляет и отстреливает у раба б<ожия> N. уроки, прикосы, грыжи, баенной нечисти, и отдавает черному зверю, медведю, на хребет: и понеси черный зверь... (Холмогоры).
  _______________
  * Далее в печатном тексте: златополосных.
  2) ...(в чистом поле Окиан море, белый камень, под ним золотая щука...) и приди щука к р<абу> б<ожию> и<мя> р<ек> и выгрызи у раба б<ожия> и<мя> р<ек> своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, гр<ыжу> жильную, гр<ыжу> костяную, сосцовую грыжу, красную гр<ыжу>, мокрую гр<ыжу>, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа к поясу, и выйди мочью и шулятами на дресвян камень, и поживи 3 часа денных; и пойди грыжа с дресвяна камени на пустое место...
  3) От детской грыжи. Повивальная бабка приговаривает: "Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы грыжу заговаривала (или заедала) медными щеками, железными зубами, так и я заговариваю у раба б<ожия> и<мя> р<ек> (село Лисестрово Арх<ангельский> уезд. Труды Этнограф<ического> отдела. См. часть 2, 1878 г.).
  4) Господи боже, благослови. Во имя о<тца>, и с<ына>, и св<ятого> д<уха>. Есть море Окиан... Латырь... на том стуле сидит красная девица. Государыня ты, красная девица, дай ты мне р<абу> б<ожию> грыжных слов добрых. Грызет и меня р<аба> б<ожия> вотчину золотая грыжа, истовая гр<ыжа>, пуповая гр<ыжа>, мокрая гр<ыжа>*, кила грыжа, та затеченная гр<ыжа>, отрочная грыжа, сердечная грыжа, десная гр<ыжа>, поясовая гр<ыжа>, водяная гр<ыжа>, кровавая гр<ыжа>**, верхняя гр<ыжа>, ручная гр<ыжа>, и ножная грыжа... И возговорит красна девица: "Ой еси грыжа... не грызи ты у меня р<аба> б<ожия> и<мя> р<ек> ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себя злая грыжа...
  _______________
  * Далее в печатном тексте: белая грыжа, красная грыжа, родимая грыжа, привязанная грыжа, <Чехов пропустил одну строку>
  ** Далее в печатном тексте: пригнойная грыжа, суставная грыжа, нутренная грыжа, <Чехов пропустил одну строку>
  Указ: говори трижды на сало ворванное, или на кислые щи, или на матерно млеко, или на щучьи зубы, и мазать безымянным перстом против того места, где грызет. (Из рукописной ст<атьи> И. Костылева. Стр. 369.)
  Заговоры против насекомых. Стр. 371.
  Слова невест, желающих замуж. Стр. 372.
  Свадебные заговоры, обереги, подходы. Стр. 372.
  Заговоры на подход. 375.
  Заговоры пчелиные. 379.
  Заговоры от всякой болезни.
  1) ...и как на той сыроматерной земле нет ни которой болезни, ни кровные раны, ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли, так же сотворил господь меня р<аба> б<ожия>... крепко укрепил жилы мои и кости мои, и белое тело мое, так же у меня раба б<ожия> не было бы... (Шенкурск<ий>).
  2) Молитва от всех скорбей.
  3) Заговор от недугов. Заговариваю я у р<аба> б<ожия> и<мя> р<ек> 12 скорбных недугов: от трясовицы, от колючки, от свербежа, от стрельбы, от огневицы, от колотья, от дерганья, от морганья, от слепоты, от глухоты, от черной немочи... (Сказ<ания> рус<ского> народа. Сахаров). Стр. 380.
  Заговор на покраденную вещь. 382.
   " оборотня. 382.
   " островника на зеленую дубраву. 383.
  Заговоры от злобы лихих людей и о спасении. 383.
   " на кулачный бой. 385.
  Молитвенные заговоры от безумия, родимца, белой горячки и проч. (nihil*) 385.
  _______________
  * ничего (лат.).
  2) Заговор от болезней скота... избави... и от воздуха смертного, и губительного недуга, и поветренного падежа, и от зверя хищного, и от гадины ядовитой... (Из кн<иги> Книголюбова).
  3) Святые мученики и чудотв<орцы> великие: Медосте* (* Модест), Флор и Лавр, Власий и Харлампий, Ник<олай> Чудотв<орец> и Георг<ий> Поб<едоносец>, вашими всесильными мольбами ко господу, Спасу всемилостивому, исцелите и избавите скота сего (такого-то) от поветрия, от падежа, от тлетворного воздуха, от смертоносного недуга, от смертоносной язвы, от всякой немощи, хвори, скорби и болезни... (Книголюбов)... Стр. 388.
  Заговор от бешеной собаки: на море на О<киане> на острове на Б<уяне> стоит дом, а в том доме сидит старица, а держит она жало. Ты старица возьми свое жало и приди к рабу и<мя> р<ек>* вынь из раба и<мя> р<ек> жало смертное. Заговариваю раны колючие на руках, на ногах, на голове, на лбу**, на затылке, на бровях и подбородке. Будьте во веки веков на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой; сидите, во веки не сходите. Стр. 389.
  _______________
  * В печатном тексте всюду вместо: имя рек - такой-то.
  ** В печатном тексте: во лбу.
  Заговор на торговлю. 389.
   " чтоб дело сошлось. 390.
  1) Молитва от родимца... Никита... того молитвами избави р<аба> б<ожия> и<мя> р<ек> от родимца и младенчества, от прилога и безумия, от порчи и притчи...
  2) Заговор от родимца. На море Окиане..., а во том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей. Посылаю я раба и<мя> р<ек> в тот медный столб... (Сахаров)
  3) Заговор от родимца. У каждого ребенка непременно бывает родимец. Всех же родимцев 12. Они носят название по той части тела, к<ото>рая болит у ребенка: родимец пуповой, сердцевой, внутряной, суставной, жиленой, костяной, ручной, глазной, ревун, говорун. Ребенка, подвергшегося родимцу, поят и моют водой, над которою говорят слова: "Грызу я, загрызаю, уйму я, унимаю на р<абе> б<ожием> и<мя> р<ек> 12 родимцев (следует перечисленье их). Как мертвый от могилы не ворочается, так бы и на р<аба> б<ожия> и<мя> р<ек> эти 12 родимцев никогда бы не ворочались, веки по веки. Отныне и до века. (Шенкур<ский> уезд.) Стр. 390.
  От укушения змеи. 395.
  От жабы в горле. 395.
  ...ч<елове>к, у к<ото>рого снят след, сохнет, лишается умственных способностей, постепенно и медленно погасая жизнью, умирает... Стр. 398.
  Как скоро родственники заметят в каком-либо человеке из своих тоску, то обращаются к знахарю или доке и просят его, чтобы он избавил больного от недуга. 398.
  Есть в народе поверье, что земля из свежей могилы, зола из семи печей и соль из семи изб, зашитые в чьи-либо онучи, наносят тому, кому онучи принадлежат, калечество, род ревматизма... Стр. 399.
  Скитская клюква... раскольники брынских лесов... если не могли словом убеждения склонить на свою сторону им, почему-либо, нужного ч<елове>ка и обратить в свою веру, то... давали этому ч<елове>ку клюкву, напоенную некоторою отравою, к<ото>рую если кто съедал, то получал желание итти в брянские скиты, а когда съевший оную видел огонь, то в исступлении бросался в него, так как здесь представлялся ему рай... Стр. 401. См. Абевега.
  Ртуть называлась змеиным молоком.* Стр. 402.
  _______________
  * Текст дан Чеховым в пересказе.
  Между разными видами волшебников были волхвы, чародеи, чаровницы, зелейщицы, обаянники, кудесники, сновидцы, звездочеты, облакопрогонники, облакохранительники, ведуны, ведуньи, лихие бабы.*
  * (Дон. к Суд. Д. И. I, 252).
  Обаянниками назывались в старину фокусники, к<ото>рых призывали или посещали, хотяще некая увидети от них неизреченная (Домострой). Они же заклинали змей и злых животных. Кудесник совершал различные заклинания и чародейственные обряды (кудесы бьют) и предвещал будущее. Сновидцы... Облакопрогонники (Домострой) были волшебники, к<ото>рые... повелевали дождем и ведром... было верование в волшебников, снедающих солнце и луну. "Погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголит невегласи снедаемое солнце". (Ип<атьевская> лет<опись>)... Стр. 403.
  Аще не брегчи муж жены начнет, то помажь его (?) салом медвежьим, внегда не будет ему на другую жену похотения. Стр. 407, Сапоги этим салом мажут.
  Чары на благопол<учное> разрешение младенцем. Напиши на бумаге: "Помяни господи сыне Эдемские во дни Иерусалимовы глаголющие: истощайте до основания его!" А то письмо положи роженице за пазуху. (Пермск<ий> сбор<ник>). Стр. 407.
  ...было большое верование в силу влияния мертвых тел на людей, то в целебном, то в зловредном отношении. Стр. 408.
  Наузы и узлы... Всеславу волхвы навязали пауз на голову; он носил его всю жизнь, и... того ради не милостив на кровопролитие... Стр. 410.
  Чаще всего наузы давались против болезней не как лекарство, а как предохранительное средство. 411.
  Вообще болезни происходили от влияния злых духов, или даже сами были злыми духами, или от злого умысла... Лечение состояло в том, чтобы отогнать и уничтожить действие враждебной губительной силы... 412.
  ...советовали купаться в реках и озерах, во время грозы и в новолуние, умываться с серебра, а потом встречать молодой м<еся>ц и этими средствами хотели предохранить от недугов на будущее время... Стр. 413.
  Под именем порчи разумеются нервные болезни, к<ото>рые внезапностью и исключительным ужасом припадков потрясают воображение, настроенное к таинственным толкованиям... Беснующиеся... Кликуши... 413.
  ...во время пожара в Москве при Мих<аиле> Фед<оровиче> хотели сжечь как колдуна одного немца живописца за то, что нашли у него череп и никак не могли объяснить себе, для чего он его держит... (Олеарий). Стр. 415.
  От простуды. Кто спотев изопьет, и от того болезнь придет - овечьего молока ложку, да желчи медвежей с гороховое зерно да стерши испить на тще сердце уквасив дважды. Пермск<ий> сбор<ник>. 418.
  Аще кто кашляет, давай ему пить воду ячную с сахаром и поможет. Перм<ский> сб<орник>. 418.
  Аще ч<елове>к охрипнет, горло ему затечет, то шелковую траву водяную, изгневши лити на него. Аще не будет шолковыя травы вода, тогда пшеничные отруби с укропом изгневши, пити, и хрипота исчезнет и минет. Перм<ский> сб<орник>. 418.
  От водяной. С разваренного или заваренного сверчка воды выпить. 418.
  От лихорадки. Аще кото трясца держит, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а как станет подрогивать, ино по суставам чесноковым хреном мазать и кто станет говорить: чесноком де от тебя пахнет, - и не отпиратися. И тот чеснок и хрен делаетца, чтобы люди не знали. Стр. 418. Перм<ский> сб<орник>.
  Комониное коренье варити в пиве и пити на тше сердце и она покинет. Перм<ский> сб<орник>.
  От зубной боли. Змию живую добыть, вынуть из нее желчь из живыя; а (буде) змия живая без желчи с того места сползла, и тою желчью мазати, и в тот час жерви (то есть черви) пропадут; а буде змия с того места без желчи не ползет и в той желчи нет пособия. Стр. 418.
  От глухоты. 1) Аще ч<елове>к оглохнет, возьми воронову желчь и пусти в уши. 2) Сала свиного да сала курячья, да соку лукового укапливай в ухо и услышит. 3) Возьми молока сучья к укапливай трижды в ухо. 418.
  От потери голоса. Ясти чеснок печеной на тще сердце, и будет голос. 418.
  От шелудей. Аще ч<елове>к шелудив, ящерицу сожги на пепел и мажь тело. 418.
  Аще варим и толчем и прикладываем (чеснок) к чирьям на теле или к иным болячкам, кои бывают без верху, тогда гной выводит. Стр. 419.
  От ран. 1) Раненному кому - желчь медвежью с яичное зерно, да приложити к ране, привить платом - ино выдет кровь.
  2) Возьми дрожжей, да вина горелого, да ладону, да набити яиц куречьих и мазати раны.
  ...Возьми молодые листы (?) сожги в пепел, да доспей щелок, да мой болячку, да присыпай - ино заживет. Стр. 419.
  Излечить отмороженный член. Гусиным салом да утечьим и раствором ржаным мазать озноб и живет оттого, да мозгу коневого, да истолчи все то вместе и приложи к озяблой ране. 419.
  Аще у кого* излом, еловый пепел смеси с желтком яичным, прикладывай к излому; у кого нога гниет, собачье ребро сожги, истолки, и приложи вверх раны лист, попутниковый или капустный.
  _______________
  * В печатном тексте: у человека.
  2) Прививать можжевеловым пеплом с яичным белком смеси (смеся?) ведши добро. 3) Против кровной струн, помазывай дрожжами медовыми, осоли и поможет. 4) Масло деревянное, да соль жженая - присыпать к болячкам. 419.
  
  
  
  
  Глаза:
  1) Егда бельмо на оце, терни из лесу нажещи, пепелом посыпай, то и лекарство. 2) Ресница стряхнется и прыски из него (?) пойдут в очи человеку, и с того ресницы ростут, в очах и волосы кривляются, тому помогати: держать клей вишневый и размачивати в воде, обмывая водой и вытирати, и в очи пущати тотчас. Стекло зеленое истолки мелко, да козью желчь обое смешай вместо (вместе) и мажь тем - откуду волосы растут. 3) Белого голубя кровь суши по холоду, а не на солнце и не на ветре; истерши та кровь пущати в очи рано.
  4) Мазати мозгом заячьим из головы сырым.
  5) Лист смородный да варити в 3-х водах и тем мажь очи. (К приведенным 2, 3, 4 и 5 ст<атьям> в рукописи относится отметка на поле: у кого в очах волосы растут).
  6) От бельма. Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонит. Яйцо куричье провертети да белок выцедить, желток оставить в скорлупе, да утерти соли самосадки, и положити в яйцо, да обмажь его глиною, и сожги на пепел, да просей ситом, и посыпли на бельмо.
  7) Лебяжью желчь мазать, масло яичное жежчи же, да тот пепел мешати с пресным медом и с маслом деревянным мазати...
  8) Аще у ч<елове>ка глаза кровавы, изсуши семя (?), смеси с 3-мя белками яичными, да заткни хлопьем, да прикладывай к очам.
  9) Аще у ч<елове>ка преет, изотри сабур траву, да ртути, да масло древеное со сцем, помажь веки, а в очи не пущай.
  10) Козьи говна девять пер... истолки, смешай с медом, с пресным, пущай в очи...
  11) Иссуши желчь коровью, изотри и сыпли в очи.
  12) Сахар леденчатый да женское молоко, у которое с чужим не бывало, или черные коровы, пущай в очи. Стр. 419.
  От обморока. Аще у кого душа займетца напрасно, язык отъиметса - зажещи две свещи вощаны, да погасити одна и подкурити под нос, пременяя. 420.
  Конский мозг добро от грыжи мазати. Аще у кого грыжа, и ты помажь собачьею кровью, и поможет ему. Стр. 420.
  От зуда. Возьми кропивки, да соли, да яичной желток, да смешай вместо, да мажь по 3 дни куде свербить. Стр. 420.
  Ко<то>рый ч<елове>к часто сцыт, нити кровь заячья, да мясо ясти заячье. Стр. 420.
  Аще ч<елове>к чахнет, ходячи, не оживет, ни умрет, в... день зарезати корова, да лести на лохтях в брюхо до горла и минет болезно. Перм<ский> сб<орник>. Стр. 420.
  ...от всех заговоров и всякой порчи носят на голом теле из тонкой сетки вязаной шарф. См. Простон<ародная> медиц<ина>, рук<описная> ст<атья> Ив. Костылева... Стр. 421.
  Состав о голосу Филамента, философа Афинейского. Стр. 421.
  Утин прискать. Утин, или спинную боль, лечат преимущественно старухи, след<ующим> образом: больной лежит ниц через порог, и когда он так ляжет, лекарка-старуха кладет на спину его веник (листоватик) и ударяет по нем острием топора. После каждого удара... спрашивает... (Шенк<урский> уезд). Стр. 421.
  Соняшница - врачевание от брюшных болезней*. Знахарь требует миску, в которую взошло бы три штофа воды, пеньки и кружку. Миску с водой ставит больной на живот; пеньку зажигает. Как скоро пенька загорится, он обматывает ею больную. Часто случается, что больная от того остается обожженною в нескольких местах; раны, полученные на теле, приписывают знахари тому, что чрез обожженное этим место выходит болезнь, которая тут находилась. Пеньку после того кладет знахарь в кружку, а кружку ставит в миску. В это время начинаются наговоры, между тем, как больная вопит от болезни, а окружающие считают вопль страдалицы удалением нечистой силы из больной. Прочтя наговоры, знахарь дает пить эту воду и удаляется. (Сахаров).
  _______________
  * Далее до слов: при обливании холодной водою написано рукой Н. И. Коробова.
  Лекарство от стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость. Atrophia infantum). Для этого больное дитя несут в лес, ищут раздвоенного дерева, кладут его в этот промежуток на двое или на трое суток, сорочку вешают на дерево, потом вынимают его и ходят трижды девять вокруг дерева. После того приносят домой, купают в воде, собранной из девяти рек или колодцев, обсыпают золою, собранною из семи печей, кладут в печь. Если дитя после этого засыпает, то это верный признак исцеления, а если оно кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя мрет в лесу, оставленное обнаженным, или испускает дыхание при обливании холодной водою. - 424.
  Зубы. К числу средств в народе существу<ет> обычай лечения пальцем... Палец обмочивают наркотическими ядами и трут больной зуб, или ловят крота, умерщвляют его указательным пальнем без всякого орудия, приговаривая... После чего полощут утром и вечером кислым уксусом. Стр. 424.
  ...страждущие куриной слепотой, по совету знахарей, выходят в лавку, нагибаются над дегтярного кадушкою и при этом говорят: деготь! деготь! возьми и пр. Стр. 425.
  Волшебный горох... Убейте весною змею, разрежьте ей брюхо и, положив в брюхо 3 горошины, заройте в землю... выростет цвет, то сорвите его в полночь или в полдень, закатайте его, будучи в чистоте сами, в воск и положите в рот; то вы можете узнавать, что у каждого ч<елове>ка на уме. Стр. 426.
  Соком калины примачивать раны. 426.
  Плакун трава... обладает удивительными (но не мед<ицинскими>) силами... См. Сахаров и Абевега. Стр. 427.
  Трава колюка. См. Сахаров. Адамова голова. Таул. Стр. 428.
  Крапивное коренье... иссуши, истолки, просей ситом, натирай лицо, руки и ноги - и не озябнет. Пермс<кий> сбор<ник>. Стр. 429.
  Трава козлец. От клопов. Пермск<ий> сб<орник>. 429.
  Трава галган. Перм<ский> сб<орник>. 429.
  От духа чеснокового бегает всяк гад, к<ото>рый ядовитой. Хто так грызет, вельми вредительно есть очам. А хто приемлет по рассуждению, того да глисты и змеи и жабы изнутри выганивает. Чеснок в масле изжен древянным и тем пользует елеем по укушению ядовитого зверя, где на теле не будь. Пермск<ий> сб<орник>.
  Составы пластырей. См. Перм<ский> сб<орник>. 429.
  Против плешивости... возьми коневью брюшину и сожги в пепел, да истолокши просей мелко, столкши с древянным маслом и мажь голову гораздо, да увяжи платом... Перм<ский> сб<орник>. 430.
  Коневий кал, да козевий кал истолки с древянным маслом, мажь голову гораздо, обвяжи платом, в 3 дня волосы вырастут (?). Стр. 430.
  От рябины на лице. Мазать салом волчьим, ино сгонит, у кого - видение рябо и угриловато.
  Колос(а?) пшеничный (аго?) цвет утри мелко и смешай с белок яичьной, доспей, как масть (то есть мазь) и мажь - видение рябье будет гладко.
  Возми мозг оленей из голеней, мажь видение. Плат новый избери и тем платком росу снимай со пшеничного колоса и той росой мой видение рябое и угриловатое. Дрожжи медвяные мазати. Стр. 430.
  Чернение волос. Перм<ский> сб<орник>. Стр. 430.
  Трава Прикрыш. См. Сахарова.
  Одолен-трава. С корнем можно ходить по разным суд<ебным> учреждениям, чтобы выиграть тяжбу, с ним можно победить сердце мол<одой> девушки... поить коров во время теления. 431.
  Сон-трава... обладает пророческой силой. 431.
  Трава Тирлич... достается в удел одним ведьмам... 431.
  Петров корень... для одоления демонской вражьей силы... 432.
  Разрыв-трава, иначе прыгун, скакун. Это растение столь редко, что люди только посвященные в таинство чернокнижия могут находить его... См. Сахарова... Стр. 432.
  Трава Не чуй-ветер... растет зимою по берегам и озерам. Не мед<ицинская>. Стр. 433.
  Девясил (enula companea)... заключает в себе 9 сил. 433.
  Спорынья... 433.
  Трава Песий язык... Не мед<ицинская>. Стр. 434. Кильная трава... в Костр<омской>, Вологод<ской> губ<ерниях>
  ...избавляет от зоба или от килы... накаливают кирпичи докрасна, кладут эту траву на кирпичи и предлагают больному держать лицо над дымом или парами... и прикрывают этого больного сверху наглухо и так, чтобы пары эти как можно более поглощались ртом. (М. Евстигнеев.) Стр. 434.
  Трава железняк... производит ссору. 434.
  Семена розанов... повешенные с семенами горчицы и с ночь ласки... лишают плодовое дерево его плодов. 434.
  Чернобыльник... в шкурке молодого зайца... ловкость в бегу...* 435.
  _______________
  * Текст дан Чеховым в пересказе.
  Бузина... путника от опасных зверей... 435.
  Ятрышник. Кукушкины слезы... делает бег лошади быстрым...* 435.
  _______________
  * Текст дан Чеховым в пересказе.
  Крапива... одарена свойством определять... будет ли больной жить или умрет? Для этого только что в отлитую больным мочу положить несколько свежей крапивы и дать в моче крапиве мокнуть. Ежели по истечении суток крапива высохнет, сожмется и потеряет цвет, то больной умрет. Когда же крапива останется зеленой, и как бы свежей, то больной выздоровеет... от ломотного ревматизма, простуды... 435.
  Петуния... свойство сохранять от опьянения... пред отправлением на бал... принять 2 ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. 436.
  Трава чистотел... жить со всеми в мире... 436.
  Дурман. 436. Nihil.
  Сонная одурь, белладона. Nihilissime*. 437.
  _______________
  * Совершенно ничего (лат.).
  В сенях каждого дома лежали рогожи или ковры. Они положены были для того, чтобы обтирать подошвы ног, так как в старину не было в употреблении калош. 479.
  Повивальная бабка наз<ывается> у них (пермяков) гог-баба, то есть пуповая баба, или бабитчись баба, то есть повивальная... (о ней и вообще о родах 533).
  
  
  
  
  VII
  
   КАРАМЗИН. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.
  
  
  
   1818. Том I.
  Россия была* обитаема "дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками". Стр. 1.
  _______________
  * Далее зачеркнуто: населена.
  ...о с о б е н н о е  б ы т и е  скифов исчезло для Истории. Стр. 11.
  Ж и т е л и  К и р и а л а н д и и (ф и н ы) "беспокоили набегами земли соседственные и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею называли скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за коею они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства". Стр. 37.
  ...но сии варвары (обры), великие телом и гордые умом (пишет Нестор), исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их долго была пословицею в земле Русской... Стр. 40.
  (Нестор: и есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки обри, их же несть племене ни наследка. Лавр<ентьевская>, стр. 5).
  859 год - первое хронологическое показание в Несторе. Стр. 44.
  ...Но житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне по описанию современных историков, к<ото>рые согласно изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайною легкостью всходили на крутизны, спускались в расселины... в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей... Примеч.: (121) Memor. popul. II, 29. Нек<ото>рые пишут, что славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в день рождения, женитьбы и смерти (см. в Раичевой Истории слав<янских> народов. Кн. I, гл. V). Стр. 55.
  Они (славяне)* еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды. - Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах. Примеч. 125: См. Маврик. Strateg. Кн. II, гл. 5, - Тацита о Венедах, Прокопия в Mem. popul. II, 29, 33 и Фредегария Chron. гл. 48. Маврикий пишет, что яд, коим славяне намазывали стрелы, был весьма действителен и мог заразить все тело уязвленного, ежели не давали ему принять фериака, либо других лекарств, или не вырезывали мяса вокруг раны... Стр. 57.
  _______________
  * Далее пропущено слово: умели.
  Анты и славяне, как замечает Прокопий, не верили Судьбе, но думали, что все случаи зависят от мироправителя: на иоле ратном, в опасностях, в болезни, старались его умилостивить обетами... Стр. 81.
  Славяне думали, что оно (злое существо, Чернобог) ужасает людей грозными привидениями, или страшилами, и что гнев его могут укротить волхвы, или кудесники, хотя ненавистные народу, но уважаемые за их мнимую науку. Сии волхвы, о коих Нестор говорит в своей летописи, подобно сибирским шаманам, старались музыкою действовать на воображение легковерных, играли на гуслях и для того именовались в некоторых землях славянских гуслярами. Стр. 83.
  В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне... Стр. 89.
  Мы знаом, что и российские славяне приписывали озерам и рекам некоторую божественность и святость. В глазной болезни они умывались водою мнимо-целебных источников и бросали в них серебряные монеты. Прим<ечание> 214... "очные ради немощи (в кладезях) умывающеся и сребреницы в ня повергающе..." (Зри Житие муромского благоверного князя Константина Святославича). Стр. 92.
  Другие славяне, торжествуя собрание хлеба, обрекали петуха в дар богам, и пивом, освященным на жертвеннике, обливали скот, чтобы предохранить его от болезней. Примеч. 230: Герб<ерштейн>. Gesch. der Slav., т. I, стр. 36. Известно, что русские земледельцы в день св. Флора и Лавра приводят лошадей своих к церкви: сие обыкновение не происходит ли от древнего язычества? Стр. 100.
  866 год - первое нападение русских на Византию. Стр. 118.
  ...истинное происшествие должно быть их (сказок) основанием, и самые басни древние любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени. Стр. 160.
  Сие благодеяние (школы) казалось тогда (при Владим<ире>) страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их, как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством. Стр. 220.
  Об умном старце, приказавшем при осаде Белгорода печенегами выкопать два колодезя и поставить в них кадь с сытою, другую - с тестом. Старшины неприятельские поверили, что земля сама собой дает тесто. Стр. 227.
  Народы, из коих составилось Государство Российское, и до пришествия варягов имели уже нек<ото>рую степень образования. Стр. 241.
  Волхвы славились при Олеге (при нем одном?) гаданием будущего: вот древние мудрецы нашего отечества! Наука их состояла или в обманах, или в заблуждениях... Стр. 248.
  
  
  
  Примечание к I тому.
  129. Славяне сажали пленников на кол, запирали в хлебы и сожигали вместе с скотом, к<ото>рого не могли увести с собою. Стр. 71.
  277. ...В Ник<оновской> лет<описи> прибавлено: "Они ж (варяги) бояхусь звериного их (славян и финнов) обычая и нрава, и едва избрашась три брата"... Стр. 102.
  416. ...И немцы и славяне пивали из черепа своих неприятелей. Так болгарский царь Крум, убив в 811 году императора Никифора, оправил череп его в серебро, и князья славянские употребляли сию мертвую голову вместо покала (Mem pop II, 540). Стр. 164.
  447. В прибавлении книги, изданной в Кельне (в 1676 году), под заглавием: Christophori Sandii nucleus Historiae Ecclesiasticae (Христофора Сандия Ядро Церковной Истории), напечатано (стр. 61 - 64) письмо к Великому князю Владимиру от Иоанна Смеры, его медика, будто бы посыланного им для наблюдения вер и нравов в чужих землях. ...Видебский диакон, Андрей Колодинский, перевел ее на польский язык, а Виссоватий на латинский... Не будем глупее глупых невежд, хотящих обманывать нас подобными вымыслами. Автор письма, знав о Владимире из Дитмара, Меховского, Кромера, хотел побранить греков: вот источник вымысла... Стр. 172, 173, 174.
  506. Впрочем подложный Устав Владимиров достоит замечания своею древностью; он сочинен не позже XIII века... Напечатанный в Древней Вивлиофике есть испорченный и новыми умниками дополненный список. Вот древний, от слова до слова: Устав Св. Князя Володимира, крестившего русьскую землю, о церковных судех... А се церковнии суды: роспуст (развод), смилное (брачное) заставанье (в прелюбодеянии и блуде), пошибанье (драка)... ветьство (волшебство), зелиинчьство (отрава), потвори (колдовство), чародеяния, волхвования, урекания три: бляднею и зельи и еретичьством, зубоежа (укушение)... А ее церковные люди: Игумен, Поп, Дьякон, дети их, Попадия, и кто в Клиросе; Игуменья, Чернец, Черница, Проскурница (Просвирница), Паломник (странник: см. сей Истории т. IV, примеч(ание) 167), Лечець (лекарь)... слепец, хромець, монастыреве, болницы, гостинницы, странноприимницы: то люди церковные, богадельные... (От слов: бога деля или бога ради). Митрополит или Пискун ведает межи или суд, или обида, или котора, или вражда, или задница (спор о наследстве). Стр. 200. Фотий жил ранее, а потому устав подложен.
  529. Есть другой, печатный Русской Библии перевод, по крайней мере пяти книг Моисеевых, Царств, некоторых Пророков, Апостола. Книги Моисеевы изданы в 1519 году, и в заключении их сказано: Божиею помощию, повелением и пильностью (старанием) ученого мужа в лекарских науках, доктора Франциска Скорины с Полоцка, у великом месте Празском. ...Апостол издан в 1527 году в Вильне, працею (трудом, польск. Ргаса) и великою пильностью доктора Франциска Скорины с Полоцка. Тут красными буквами напечатано известие, что доктор Скорина перевел и всю Библию, в дому почтивого мужа Якова Бабича, наистаршего бурмистра славного и великого места Виленского. Сии книги редки. Стр. 210.
  
  
  
   Конец I тома.
  
  
  
  
  КАРАМЗИН
  
  
  
  
  Том II
  Знаменитый варяг Якун пришел на помощь к Ярославу. Сей витязь скандинавский носил на больных глазах шитую золотом луду или повязку; едва мог видеть, но еще любил войну и битвы. Стр. 23.
  "...за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякий толчок и за рану легкую 3 гривны, а раненному гривну на леченье". (Из Русской Правды). Стр. 50.
  Когда на двор княжеский - где обыкновенно судились дела - придет истец окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки... (Р<усская> П<равда>). Стр. 51.
  ...жестокая зима, голод и мор истребили большую часть сего народа. (Торков, восточн<ых> соседей Переяславской обл<асти>. 1054 - 1060 г.). Стр. 70.
  Сей народ (половцы) кочующий, единоплеменный печенегам (и вероятно киргизам*)... вытеснил узов (именуемых, как вероятно, торка

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 462 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа