div align="justify"> Н. Г. Чернышевский
О "БРИГАДИРЕ" ФОНВИЗИНА
(Отрывок)
Оригинал находится здесь:
ФЭБ
Нет, можно драме и вовсе обойтись без развивающихся лиц; возьмем "Горе от ума" - кажется, его никто не упрекал в недостатке драматизма или интересности; а есть ли там хоть один развивающийся характер? Кто же? Чацкий или Софья? или Молчалин? или Скалозуб? Про одного Фамусова можно - но нет, и про него нельзя - сказать, что в нем есть развитие, хотя почти незаметное. - "Грибоедов нам не указ". - Не знаю, где же вы найдете такую драму, которая была бы вам указом, то есть подходила бы под ваше требование...
Нет, дело не в том, чтобы всякий характер, в романе ли, в драме ли, непременно развивался, выказывал в себе в продолжение действия все новые стороны, которых прежде вы не замечали в нем, или, если замечали, то слишком смутно: дело в том, чтобы всякое лицо было живым человеком и, главное, действовало так, как должно действовать по своей натуре, а не так, как заблагорассудится автору. Таким образом, мне кажется, вовсе не должно считать в "Бригадире" недостатком того, что действующие лица не развиваются. Но если они не живые люди или действуют против своей натуры, это будет невознаградимым недостатком...
Бригадир, по справедливому замечанию автора статьи "Отечественных записок", имеет сродство с Тарасом Скотининым у самого же Фонвизина в "Недоросле" и со Скалозубом у Грибоедова в "Горе от ума". Но сродство его со Скотининым не велико; оно ограничивается только тем, что оба они здоровые, грубые мужчинищи, говорить с которыми нужно осторожно, не то шутя и "выхватят ребра два" у собеседника. Гораздо больше у него сходства со Скалозубом - оно так велико, что бесполезно распространяться о нем; нужно только сделать оговорку, что Скалозуб вовсе не списан с Бригадира и не развитие его: нет сомнения, что Грибоедов и не вспоминал о "Бригадире" во все время, пока писал "Горе от ума". Сходство произошло единственно оттого, что оба характера очень немногосложны и очень верно сняты с натуры, которая представляет нам столько Бригадиров и Скалозубов, что нетрудно комическому писателю напасть на мысль вставить такое лицо в свое произведение.
Примечания:
Печатается по Полному собранию сочинений в 15 томах, т. II, Гослитиздат, М., 1949, стр. 798. Работа предполагалась в качестве диссертации на степень кандидата. Настоящая первая редакция относится к весне 1850 г. Впервые опубликована в Полн. собр. соч. Н. Г. Чернышевского, т. X, ч. II, 1906, стр. 1 - 20.