рит за визит и просит передать привет ее "товарищам артистам Александрийского театра...". Голоса умолкают, и Лев Николаевич снова появляется в зале. Я выхожу из своей засады; мне, конечно, страшно интересно знать о впечатлении от этого незаурядного визита. Лев Николаевич идет мне навстречу, он как будто угадывает вопрос в моих глазах и сам заговаривает:
- Ну, вот и с Савиной познакомились... Ну, что вам сказать?.. Она, право, очень мила и приятна...
И вдруг - осекся, замолчал, словно испугался, взглядывая на дверь позади меня... Невольно оглядываюсь и вижу Софью Андреевну...
- Ну, еще бы не приятна: молоденькая, кокетливая актриса!.. - врезается в разговор ее насмешливый голос. Лицо Льва Николаевича болезненно искажается и темнеет... Он ахает:
- Ах, ах, ну что ты, помилуй бог, зачем? - и, махнув рукой, он резко поворачивается и уходит к себе в кабинет...
Позднее в тот же день, вероятно, в ответ на расспросы Владимира Григорьевича, Лев Николаевич, в отсутствии Софьи Андреевны, более подробно поделился с нами о своем впечатлении от посещения Савиной; отзыв его мне запомнился, конечно, в общих чертах. Он говорил приблизительно в следующих выражениях:
- Она приезжала просить разрешения поставить "Власть тьмы" в свой бенефис9. Ну что ж, разве я могу иметь что-нибудь против?! Но ей хочется очень играть Анютку... Ну, тут я уж ее, кажется, огорчил, - нашел ее неподходящей для этой роли: Анютка ведь девчонка, не старше десяти - двенадцати лет. Она говорит: такую не найти! Помилуйте ну, как же не найти? В театральной школе есть же ведь дети, не правда ли? Я и говорю ей: вот вы и поучите такую девочку... Тут я постарался ее утешить: сказал лестное о ее декламации. Ведь мы с ней прочли все-таки обе роли - Анютки, а потом Акулины... Я ей посоветовал: уж если ей играть, то Акулину, это больше ей подходит, хотя, она говорит, это не совсем ее emploi...10 Все же она скромно так выслушивала и просила меня прочесть одну-две сцены, а потом сама читала, и, знаете, право, очень недурно, я никак не ожидал, она уловила верный тон... Да, она, видно, умница, понятливая и вообще так просто, серьезно держит себя, без всякого жеманства... Скажу искренне, она произвела на меня хорошее, приятное впечатление... <...>
Анна Константиновна Черткова (1859-1927) - жена В. Г. Черткова. Впервые познакомилась с Толстым в 1886 г., принимала деятельное участие в работе издательства "Посредник", находилась в переписке с Толстым. Этой перепиской отчасти был навеян трактат Л. Н. Толстого "О смерти" (1888). Она также сотрудничала в заграничном издании В. Г. Черткова "Свободное слово". В 20-е годы занималась разбором, описанием рукописей Толстого для его Полного собрания сочинений (Юбилейное издание) комментировала переписку Толстого с В. Г. Чертковым. Результатом этой работы была ее статья "Толстой об искусстве" ("Толстой и о Толстом", III, 1927). Мемуары о Толстом написаны Чертковой в 20-е годы. Хотя ее воспоминания порой эгоцентричны, а также весьма пристрастны по отношению к С. А. Толстой, Л. Н. Толстой, его душевный мир воспроизведены в них достоверно и живо.
С публикуемыми здесь мемуарами перекликаются ей же принадлежащие посмертно напечатанные "Мои первые воспоминания о Л. Н. Толстом" ("Л. Н. Толстой. Юбилейный сборник". М.-Л., ГИЗ, 1928, с. 145-179).
Печатается по тексту: "Толстой и о Толстом. Новые материалы", сб. 2, М., 1926, с. 87-112.
1 "Власть тьмы".
2 Толстой написал "Вариант" вместо 12-16 явлений этого действия, в которых показывалось убийство ребенка Анисьей Никитой и Матреной. В "Варианте" это же событие раскрывается главным образом в восприятии отставного солдата Митрича и Анютки. Митрич впервые появляется в третьем действии пьесы.
3 Толстому невольно подражали все, кто слышал его чтение. С. А. Толстая в записках "Моя жизнь" вспоминает: "Собрала я у себя целое общество, для чтения "Власти тьмы". Незадолго до этого я слышала, как ее превосходно читал сам Лев Николаевич и научилась у него правильным интонациям..." ("Неделя", 1966, N 34, с. 6).
4 Речь идет об "Исследовании догматического богословия".
5 Сборник стихотворений был издан "Посредником" г. А. К. Черткова писала Толстому 28 февраля 1887 г.: "Почти все стихотворения были подобраны сообща с вами в тот вечер, когда мы сидели у вас в кабинете, и потому я утешаю себя, что это "наш общий" сборник, и мысль эта очень радует меня. Я очень жалею, что до нас не дошли отобранные вами стихотворения, но ведь это не потерянное дело, мы имеем в виду второй сборник" (ГМТ).
6 В сборник "Гусляр" стихотворения Тютчева не попали. В нем главное место заняли стихи Некрасова, Пушкина, Никитина, Кольцова, Хомякова.
7 Романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого.
8 М. Г. Савина приезжала к Толстому 28 декабря 1886 г.
9 Разрешение поставить "Власть тьмы" в свой бенефис М. Савиной было получено через Д. Д. Оболенского ранее, и она отвечала Толстому благодарственным письмом 20 декабря 1886 г. (см. ПСС, т. 63, с. 455-456). Визит Савиной мог быть вызван цензурными затруднениями в разрешении постановки пьесы на сцене Александрийского театра. Перед приездом Савиной в Москву Толстой писал ей: "Будьте так добры известите меня, когда вы заручитесь пропуском или ручательством в нем в театральной цензуре. Мне это нужно для постановки на здешнем народном театре" (РЛ, 1967, N 2, с. 140). Постановка так и не состоялась. Она была запрещена цензурой.
10 По-видимому, у Савиной были трудности и колебания при выборе роли в Александрийском театре. Перед приездом ее в Москву Толстой знал, что актриса остановилась на роли Акулины. "Я очень рад, что вы взяли роль Акулины, - писал Толстой. - Не хорошо бывает, когда выдающимся актер берет второстепенную по смыслу роль и тем путает "les valeurs" [значение] ролей. Но тут будет наоборот: роль Акулины, небольшая по размерам, должна иметь первостепенное значение" (там же). Но Савиной хотелось сыграть и роль Анютки, тем более что в театре не сразу нашли исполнительницу для этой роли. А. А. Потехии писал Толстому 16 февраля 1887 г.: "Очень трудно найти актрису для роли 10-летней Анютки, роли бесподобной, но требующей большого таланта и артистического чутья... Не согласитесь ли Вы, в случае необходимости, сделать Анюту не 10-летним ребенком, а девочкой-подростком, лет 13-14... Савина по таланту могла бы превосходно сыграть эту роль, но лицом она будет немножко стара для нее, да и остановилась уже согласно Вашему желанию на роли Акулины, что также очень выгодно для пьесы" (ВЛ, 1960, N 11, с. 77). М. А. Стахович позже писал, что Савина "полетела в Москву просить Толстого переделать Анютку в восемнадцатилетнюю - ну, хоть в шестнадцатилетнюю" ("Кончина М. Г. Савиной", т. 1. СПб., 1916, с. 185). После разрешения "Власти тьмы" к постановке (1895) М. Савина играла роль Акулины.