|
Чулков Георгий Иванович - В. Я. Брюсов, Страница 2
Чулков Георгий Иванович - В. Я. Брюсов
quo;. В набросках к повести «Пустое небо» упоминается «Кружок 13», члены которого напоминают посетителей «Башни» — Горич (Блок), Маргарита, «известная своим прелестным дилетантизмом во всех областях искусства» (художница Маргарита Сабашникова, жена М. Волошина). Они собираются, чтобы, «уединившись, отдыхать от уличной крикливости и защищаться от скуки жизни каламбурами, насмешливой дружбой, тонким вином и любовным притворством» (РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 29-30).
41. Подробнее о «башне» и «средах» Вяч. Иванова см. здесь.
42. Деятельность Московского литературно-художественного кружка (1898-1920), проводившего свои вечера по вторникам на Б. Дмитровке, 15, играла значительную роль в культурной жизни дореволюционной Москвы. В 1902 г. Брюсов входил в состав дирекции, в 1908 г. был избран председателем дирекции этого кружка. Свои воспоминания о кружке оставили многие современники, в том числе В. Ходасевич, В. Шершеневич и др.
43. Правильнее «Общество свободной эстетики», или «Единение» (1906-1917); объединяло представителей различных кругов московской интеллигенции — музыкантов, актеров, художников, поклонников «нового искусства». Участники собирались по средам в доме Вострякова (Б. Дмитровка, 15). На одном из первых заседаний часть членов основала «Общество Леонардо да Винчи», других, впервые собравшихся в среду 8 ноября 1906 г., интересовали преимущественно литературные проблемы. С докладами и чтением своих произведений часто выступали А. Белый, В. Брюсов, Эллис.
44. Это, в частности, проделал А. Белый в статье «Апокалипсис в русской поэзии» (1905). Некоторые идеи этой статьи он развил в публикации «В. Брюсов (Силуэт)» (Свободная молва. 1908. No1).
45. «Золотое руно» — литературно-художественный журнал (1906-1909), оппозиционно настроенный по отношению к «Весам». Редактор-издатель Н.П. Рябушинский (1876-1951) — меценат, пробовавший также свои силы в живописи и литературе. Чулков напечатал в журнале статьи, направленные против В. Брюсова: «Разоблаченная магия» (1908. No 1), в которой писал, что Брюсов уже не способен оказывать плодотворное влияние на современную литературу, и «Исход» (1908. No 7-9), где Брюсов был назван «поэтом для всех».
46. Рецензия напечатана в журнале «Перевал» (1907. No 4). В ней говорилось о «механичности» брюсовского искусства, являющего собой лишь подражание С. Пшибышевскому и Э. По.
47. В.Я. Брюсов. «В ответ» (1902).
48. Данте Алигьери (1265-1321) — итальянский поэт, автор «Божественной комедии» (1307-1321). В лекции Чулкова «Достоевский и современность», которую он читал в 1910-е гг., говорилось, что Данте, в отличие от «неприемлющих мира» художников, является «архитектором» мира, «хранителем ключей от лабиринта культуры».
49. Сервантес Сааведра Мигель де (1547-1616) — испанский писатель, автор трагикомического пародийного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский...». Чулков мечтал написать «комедию о Дон Кихоте настоящем, т.е. как у Сервантеса, об испанце XVII века» (РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 107. Л. 58 об.), и осуществил это намерение в начале 1930-х гг. Пьеса «Дон Кихот» была издана в 1935 г. и поставлена в Ленинграде в 1936 г.
50. Слова, отсылающие к философии Вл. Соловьева, ожидавшего преображения мира. Показательно в этом плане название сборника Чулкова «Вечерние зори» (М., 1924), в подтексте намекающего на обман и иллюзии ложных верований.
51. Брюсовым написан критико-биографический очерк к полному собранию сочинений Ф.И. Тютчева (СПб., 1911). В стихотворении Чулкова «Памяти Тютчева» (Кремнистый путь) Федор Иванович Тютчев (1803-1873) назван «поэтом разлада, раздвоения», себя же автор определил как его «неизменного спутника». Впоследствии Чулков создал целую «тютчевиану»: отредактировал и прокомментировал полное собрание стихотворений (1933-1934, т. 1,2), отредактировал и написал биографический очерк и примечания к сборнику «Стихотворения» (1935), собрал эпиграммы, афоризмы и остроты поэта («Тютчевиана». 1922), составил «Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева» (1933), опубликовал несколько научных статей о наследии поэта.
52. Ф.И. Тютчев. «Цицерон» (1830).
53. «Карманьола» — французская народная революционная песня-пляска, созданная в 1792 г. восставшим народом Парижа по поводу взятия дворца Тюильри и падения королевской власти; исполняется на различные тексты. У Чулкова есть пьеса под этим названием (на сюжет П. Эрвье).В 1919 г. она была поставлена на сцене Государственного Показательного театра в Москве.
54. Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — революционер, публицист, теоретик анархизма. Чулков всегда проявлял интерес к его личности и философскому наследию. Он написал книгу «Михаил Бакунин и бунтари 1917 года» (М., 1917).
55. А.С. Пушкин. «Пир во время чумы» (1830).
56. Робеспьеры — Робеспьер Максимильен (1758-1794) и его брат Робеспьер Огюстен (1763-1794) — деятели Великой французской революции, якобинцы, казнены термидорианцами. Мара — Марат Жан Поль (1743-1793) — деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев, сподвижник М. Робеспьера, фактически возглавивший в 1793 г. революционное правительство. Организатор народного восстания 31 мая – 2 июня 1793 г. Издатель газеты «Друг народа». Убит Ш. Корде.
57. В.Я. Брюсов. «Довольным» (1905). Ассаргадон — вернее, Асархаддон — ассирийский царь (680-669 до н.э.).
58. Цитируются вторая и четвертая строфы стихотворения В.Я. Брюсова «Близким» (1905).
59. Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 44 до н.э.) — римский государственный деятель, полководец, диктатор (в 49,48 – 46, 45, с 44 — пожизненно).
60. Брут Марк Юлий (85-42 до н.э.) — глава республиканского заговора против Цезаря и его убийца.
61. Август (63 до н.э. – 14 н.э., до 27 до н.э. Октавиан) — внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании. Император с 27 г. до н.э.
62. В.Я. Брюсов. «Братьям соблазненным» (1899).
63. Цитата из «Книги от основания города» (XI) римского историка Тита Ливия (59 до н.э. – 17 н.э.).
_________________________________
Источник: Чулков Г. Годы странствий / Вступ. статья, сост., подгот. текста, коммент. М.В. Михайловой — М.: Эллис Лак, 1999.
Комментарии — М. Михайлова, К. Карчевский.
|
Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
|
Просмотров: 484
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|