сам уперся на первых же порах, да и, проводив его, она убеждается только в том, что он ее не любит, и ужасно горюет об этом. Нечего и говорить о Печорине, который успел заслужить только ненависть княжны Мери. Нет Ольга не так поступила с Обломовым. Она просто и кротко сказала ему: "Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!" И она оставляет Обломова, и она стремится к своему чему-то, хотя еще и не знает его хорошенько. Наконец, она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Автор не раскрыл пред нами ее волнений во всей их полноте, и мы можем ошибиться в предположении насчет их свойства. Но нам кажется, что это в ее сердце и голове веяние новой жизни, к которой она несравненно ближе Штольца. Думаем так потому, что находим несколько намеков в следующем разговоре:
- Что же делать? поддаться и тосковать?- спросила она.
- Ничего,- сказал он,- вооружаться твердостью и спокойствием. Мы не Титаны с тобой,- продолжал он, обнимая ее,- мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь, счастье и...
- А если они никогда не отстанут: грусть будет тревожить все больше, больше?..- спрашивала она.
- Что ж? примем ее, как новую стихию жизни... Да нет, этого не бывает, не может быть у нас! Это не твоя грусть; это общий недуг человечества. На тебя брызнула одна капля... Все это страшно, когда человек отрывается от жизни,- когда нет опоры. А у нас...
Он не договорил, чт_о_ у нас... Но ясно, что это он не хочет "идти на борьбу с мятежными вопросами", он решается "смиренно склонить голову"... А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы - принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произвести над нею суд беспощадный...
Впервые опубликовано в "Современнике" 1859, No V, отд. III, стр. 59-98, с подписью: Н -бов. Перепечатано в Сочинениях Н. А. Добролюбова, т. II. СПб., 1862, с изменением в одной строке: "И ею он <Гончаров> особенно отличается среди современных русских писателей", вместо: "И ею он превосходит всех современных русских писателей" (см. выше, стр. 37). Рукопись статьи не сохранилась, но о важнейших ее вариантах, качественно и количественно очень незначительных (см. Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 1. М.-Л., 1961, стр. 647), можно судить по пяти типографским гранкам текста, находящимся ныне в Пушкинском доме АН СССР (архив А. Н. Пыпина). Именно эти гранки, посланные из типографии "Современника" цензору Д. И. Мацкевичу 3 и 5 мая. 1859 г., разрешены были им к печати без всяких изменений. Печатается в настоящем издании по тексту "Современника".
Статья "Что такое обломовщина?", являясь одним из самых блистательных образцов литературно-критического мастерства Добролюбова, широты и оригинальности его эстетической мысли, имела в то же время огромное значение как программный общественно-политический документ. Статья всесторонне аргументировала необходимость скорейшего разрыва всех исторически сложившихся контактов русской революционной демократий с либерально-дворянской интеллигенцией, оппортунистическая и объективно-реакционная сущность которой рассматривалась Добролюбовым как идейная обломовщина, как показатель и непосредственное следствие разложения правящего класса, как главная опасность на данном этапе освободительной борьбы.
Развивая установочные положения обзора "Литературные мелочи прошлого года", статья "Что такое обломовщина?" направлена была не только против легальной дворянской умеренно-либеральной общественности, но попутно, в известной мере, и против Герцена как автора статей, полемизировавших с "Современником" по вопросу о "лишних людях" и их исторической миссии.
После появления статьи "Что такое обломовщина?" Герцен если и не отказался от продолжения полемики с "Современником" по волновавшим его проблемам, то все же внес в свое прежнее понимание политической функции "лишних людей" существенное уточнение историко-философского порядка. Никак не соглашаясь поставить в один ряд Онегина, Бельтова и Рудина с Обломовым, Герцен в статье "Лишние люди и желчевики" предложил дифференцированное решение вопроса, по-разному толкуя роль "лишних людей" в пору николаевской реакции и в годы революционней ситуации: "Лишние люди были тогда столько же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было" ("Колокол" от 15 ноября 1860, No 83).
Статья "Что такое обломовщина?", вызвав бурю негодования в кругах консервативной, либерально-дворянской и буржуазной общественности, необычайно высоко оценена была читателями революционно-демократического лагеря. Полностью принял ее основные положения и сам автор "Обломова". Под впечатлением только что появившейся статьи Добролюбова он писал 20 мая 1859 г. П. В. Анненкову: "Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя. Он это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех. Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того, что делается в представлении художника. Да как же он, нехудожник, знает это? Этими искрами, местами рассеянными там и сям, он живо напомнил то, что целым пожаром горело в Белинском" (И. А. Гончаров. Собр. соч., т. 8. М., 1955, стр. 323).
Добролюбовское понимание образа Обломова и "обломовщины" как категории общественно-политического и социально-исторического порядка вошло в широкий литературный оборот. О значимости и актуальности этого обобщения свидетельствует и многократное использование понятия "обломовщина" в статьях и речах В. И. Ленина.
Многочисленные отклики на роман Гончарова в печати зарегистрированы в приложениях к статье: С. А. Венгеров. "Гончаров".- Собр. соч. С. А. Венгерова, т. 5. СПб., 1911, стр. 251-252; а также в кн.: А. Д. Алексеев. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.-Л., 1960, стр. 95-105.
1 Эпиграф взят из первой главы второго тома "Мертвых душ". К мысли, выраженной в этих строках, Добролюбов возвращается в конце статьи.
2 Роман "Обломов" печатался в четырех номерах журнала "Отечественные записки", с января по апрель 1859 г. Роман Тургенева "Дворянское гнездо" полностью был опубликован в январской книжке "Современника" 1859 г.
3 Ироническое замечание об "истых критиках" имеет в виду Ап. Григорьева и его эпигонов, обвинявших критиков революционно-демократического лагеря в недостаточном внимании к особенностям внешней и внутренней структуры художественного произведения.
4 Строки из стихотворения Н. П. Огарева "Исповедь" (1842).
5 Строки из поэмы Некрасова "Саша" (1855).
6 Строки из этой же поэмы.
7 "Экономический указатель" - еженедельный журнал, издававшийся И. В. Вернадским с 1857 г. Наивная апологетика в этом издании "благ" капиталистической культуры являлась постоянным объектом глумления Добролюбова. См. далее стр. 255.
8 Формула "В настоящее время, когда" - начальные строки пародии Добролюбова на штампованные рассуждения фразеров либерально-дворянского лагеря. Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии "Уголовное дело" и "Бедный чиновник": "В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности,- в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству,- не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию,- словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым,- велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного развития, не остается праздною зрительницею народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности" ("Современник", 1858, No XII). См. упоминание об этих строках Добролюбова в сатире Некрасова "Недавнее время" (1871 г.):
Понял горькую истину сразу
Только юноша-гений тогда,
Произнесший бессмертную фразу:
"В настоящее время, когда..."
9 Строки из стихотворения В. Г. Бенедиктова "Современная молитва", напечатанного в его сборнике "Новые стихотворения" (1857). См. ироническую рецензию Добролюбова на этот сборник в "Современнике", 1858, No I.