Главная » Книги

Достоевский Федор Михайлович - Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Том второй, Страница 20

Достоевский Федор Михайлович - Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Том второй


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ние: оно не страшит нас или страшит только во время какой-нибудь опасности. У Достоевского эта опасность всегда присутствовала, он постоянно был как бы накануне смерти: каждое дело, которое он затевал, каждый труд, любимая идея, любимый образ, выстраданный и совсем сложившийся в голове, - все это могло прерваться одним ударом. Сверх обыкновенных болезней, сверх обыкновенных случаев смерти, у него был еще свой случай, своя специальная болезнь; привыкнуть к ней почти невозможно - так ужасны ее припадки. Умереть в судорогах, в беспамятстве, умереть в пять минут - надобна большая воля, чтоб под этой постоянной угрозой так работать, как работал он.
   Под влиянием этой вечной угрозы перейти из этой жизни в другую, неведомую, у него образовался какой-то панический страх смерти, и смерти страшной, именно в образе его болезни. Проходил припадок, и он становился необыкновенно жив и говорлив. Однажды я застал его именно в то время, когда он только что освободился от припадка. Сидя за маленьким своим столом, он набивал себе папиросы и показался мне очень странным - точно он был пьян. "Не удивляйтесь, - глядя на меня, сказал он, - у меня сейчас был припадок". Нечто подобное было с ним, когда он почувствовал себя худо в понедельник, - смерть тотчас ему представилась, быстрая смерть, с приготовлениями к которой следует торопиться. Он исповедался и причастился. Позвав детей- мальчика и девочку, старшая - девочка, которой одиннадцать лет, - говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им. Потеря крови сильно его истощила, голова упала на грудь, лицо потемнело. Но ночь восстановила его силы. Вторник прошел хорошо, и мысль о смерти снова была далека. Ему предписали полное спокойствие, которое необходимо в подобных случаях. Но по натуре своей он не был способен к покою, и голова постоянно работала. То он ждет смерти, быстрой и близкой, делает распоряжения, беспокоится о судьбе семьи, то живет, мыслит, мечтает о будущих работах, говорит о том, как вырастут дети, как он их воспитает, какая светлая будущность ждет это поколение, к которому они принадлежат, как много может сделать оно при свободе жизни, и как будет счастливо, и как много несчастных обратит к счастью и довольству...
   Настал третий день. С утра ему опять было хорошо. Он непременно сам хотел надеть себе носки. Никакие увещания и напоминания о спокойствии не подействовали. Он сел на постели и стал обуваться. Это мелочь, но в подобных болезнях все зависит от самых ничтожных мелочей. Усилие, которое он сделал, вызвало новое кровотечение, которое повторялось несколько раз. Он стал тревожнее и тревожнее. К вечеру ему стало хуже. В семь часов началось обильное кровотечение, он впал в беспамятство, и полтора часа спустя его не стало.
   Я смотрел в драме Гюго г-жу Стрепетову, в роли венецианской актрисы, которая умирает от руки возлюбленного, которому она самоотверженно приготовила счастье с своей соперницей {2}. Смерть предстала в реальном образе - так умирают не на сцене, а в жизни. Потрясенный этою игрою, я приезжаю домой, и в передней меня встречают известием, что Достоевский умер. Я бросился к нему. Это было за полночь. Никому, конечно, нет дела до того, что я чувствовал, но иногда невозможно устранить себя, чтоб передать верно то впечатление, которое испытывали многие. Знаешь, что едешь на беду, знаешь, что она существует, чувствуешь ее и видишь, но остается какое-то сомнение, какая-то надежда, смутная, странная, тревожная, невероятная. А может быть, он и не умер, может, меня обманули - надо увериться, убедиться, своими глазами увидеть. Это не любопытство, а именно присущий нам инстинкт жизни и ненависть к смерти. Хочется отдалить на час, на четверть часа полную уверенность в смерти близкого человека. Способностями в это время не владеешь, и в голове какая-то безобразная путаница мыслей.
   Я взбежал на лестницу, на которой стояли три-четыре фигуры, в некотором расстоянии одна от другой. Зачем они тут? Мне показалось, что они хотели мне что-то сказать. У самой двери еще фигура, высокая, рыжая, в длинной чуйке. Когда я взялся за звонок, она вдруг взмолилась: "Порекомендуйте меня. Там есть гробовщики, но они не настоящие". - И фигура проскользнула за мной в переднюю. "Ступай, ступай!" - "Пожалуйста, скажите!" - "Сказано, скажу. Ступай". Этими фразами обменялись гробовщик и человек, отворивший мне дверь. Когда умрешь, вот это самое будет и у тебя, эти же фигуры будут ломиться в двери, подумалось мне невольно и в то же время стало несомненным, что смерть действительно вступила в этот дом. Я вошел в темную гостиную, взглянул в слабо освещенный кабинет...
   Длинный стол, накрытый белым, стоял наискосок от угла. Влево от него, к противоположной стене, на полу лежала солома и четыре человека, стоя на коленях, вокруг чего-то усердно возились. Слышалось точно трение, точно всплески воды. Что-то белое лежало на полу и ворочалось или его ворочали. Что-то привстало, точно человек. Да, это человек. На него надевали рубашку, вытягивали руки. Голова совсем повисла. Это он, Федор Михайлович, его голова. Да он жив? Но что это с ним делали? Зачем он на этой соломе? В каторге он так леживал, на такой же соломе, и считал мягкой подобную постель. Я решительно не понимал. Все это точно мелькало передо мной, но я глаз не мог оторвать от этой странной группы, где люди ужасно быстро возились, точно воры, укладывая награбленное. Вдруг рыдания сзади меня раздались. Я оглянулся: рыдала жена Достоевского, и я сам зарыдал... Труп подняли с соломы те же самые четыре человека; голова у него отвисла навзничь; жена это увидала, вдруг смолкла и бросилась ее поддерживать. Тело поднесли к столу и положили. Это оболочка человека - самого человека уже не было...
   Сохрани вас боже видеть такую ужасную картину, какую я видел. Ни красок, ни слов нет, чтоб ее рассказать. Реализм должен остановиться в своих стремлениях к правде на известных гранях, чтоб не вызывать в душе ужаса, проклятий и отчаяния...
   Надо говорить о душе человека, а не об его оболочке...
   Вот он живой. Он стоял у шкафа с книгами и говорил:
   - А у вас много старых книг. Есть ли у вас одна - я ее искал - "Постоялый двор". Это хороший роман.
   Мы с ним сели и стали говорить. Это было дней за десять до его смерти. Он приступал к печатанию своего "Дневника". Срочная работа его волновала. Он говорил, что одна мысль о том, что к известному числу надо написать два листа - подрезывает ему крылья. Он не отдохнул еще после "Братьев Карамазовых", -которые страшно его утомили, и он рассчитывал на лето. Эмс обыкновенно поддерживал его силы, но прошлый год он не поехал из-за празднования Пушкина.
   На столе у меня лежали "Четыре очерка" Гончарова, где есть статья о "Горе от ума" {3}. Я сказал, что настоящие критики художественных произведений - сами писатели-художники, что у них иногда являются необыкновенно счастливые мысли.
   Достоевский стал говорить, что ему хотелось бы в "Дневнике" сказать о Чацком, еще о Пушкине, о Гоголе и начать свои литературные воспоминания. Чацкий ему был не симпатичен. Он слишком высокомерен, слишком эгоист. У него доброты совсем нет. У Репетилова больше сердца. Вспомните первое явление Чацкого. Пропадал столько времени и претендует, что девушка перестала его любить. Сам он о ней и думать забыл, веселился за границей, влюблялся, конечно, а въехал на родные поля, скучно, вот стал дразнить себя старой любовью и взбешен, что Софья не в восторге от свидания с ним. И далее. Дал понюхать уксусу Софье, когда она упала в обморок, повеял платком в лицо и говорит: "Я вас воскресил". И это ведь серьезно он говорит, с жестким упреком в неблагодарности. На Софью у нас слишком строго смотрят, а на Чацкого слишком снисходительно: очень он подкупает нас своими монологами {4}. Кстати я спросил у него, отчего он никогда не писал драмы, тогда как в романах его так много чудесных монологов, которые могли бы производить потрясающее впечатление.
   - У меня какой-то предрассудок насчет драмы. Белинский говорил, что драматург настоящий должен начинать писать с двадцати лет. У меня это и засело в голове. Я все не осмеливался. Впрочем, нынешним летом я надумывал один эпизод из "Карамазовых" обратить в драму.
   Он назвал какой-то эпизод и стал развивать драматическую ситуацию.
   Он много говорил в этот вечер, шутил насчет того, что хочет выступить в "Дневнике" с финансовой статьей, и в особенности распространился о своем любимом предмете- о Земском соборе, об отношениях царя к народу, как отца к детям. Достоевский обладал особенным свойством убеждать, когда дело касалось какого-нибудь излюбленного им предмета: что-то ласкающее, просящееся в душу, отворявшее ее всю звучало в его речах. Так он говорил и в этот раз. У нас, по его мнению, возможна полная свобода, такая свобода, какой нигде нет, и все это без всяких революций, ограничений, договоров. Полная свобода совести, печати, сходок, и он прибавлял:
   - Полная. Суд для печати - разве это свобода печати? Это все-таки ее принижение. Она и с судом пойдет односторонне, криво. Пусть говорят, всё что хотят. Нам свободы необходимо больше, чем всем другим народам, потому что у нас работы больше, нам нужна полная искренность, чтоб ничего не оставалось невысказанным.
   Конституцию он называл "господчиной" и уверял, что так именно называют ее мужики в разных местах России, где ему случилось с ними говорить. Еще на Пушкинском празднике он продиктовал мне небольшое стихотворение об этой "господчине", из которого один стих он поместил в своем "Дневнике", вышедшем сегодня: "А народ опять скуем" {5}. Он был того мнения, что прежде всего надо спросить один народ, не все сословия разом, не представителей от всех сословий, а именно одних крестьян. Когда я ему возразил, что мужики ничего не скажут, что они и формулировать не сумеют своих желаний, он горячо стал говорить, что я ошибаюсь. Во-первых, и мужики многое могут сказать, а во-вторых, мужики, наверное, в большинстве случаев пошлют от себя на это совещание образованных людей. Когда образованные люди станут говорить не за себя, не о своих интересах, а о крестьянском житье-бытье, о потребностях народа - они, правда, будут ограничены, но в этой ограниченности они могут создать широкую программу коренного избавления народа от бедности и невежества.
   Эту программу, эти мнения и средства, ими предложенные, уж нельзя будет устранить и на общем совещании. Иначе же народные интересы задушатся интересами и защитою интересов других сословий, и народ останется ни при чем. С него станут тащить еще больше в пользу всяких свобод образованных и богатых людей, и он останется по-прежнему обделенным. Как я прочел, он тему эту развивает в своем посмертном "Дневнике" {6}, по необходимости односторонне, конечно, далеко не высказывая и того, что он мне говорил. Политические идеалы Достоевского, мимоходом сказать, были широки, и он не изменил им со дней своей юности. До этих идеалов очень далеко гг. либералам, которые так безжалостно, а иногда и мерзко его преследовали, называя даже "врагом общественного развития". Кто говорил с Достоевским искренне, тот это знает, знают и те, кто вчитывался в его сочинения, кто понимал его типы, над которыми, точно проклятие какое, тяготела мрачная судьба, какая-то серная, удушающая, коверкающая, почти до безумия доводящая атмосфера, кто понимал, что надо всеми этими несчастными звучит сострадательное, теплое, призывающее к миру и любви слово писателя, психолога и мыслителя. Не деревянными фразами, бездушными и ординарными, не звонкой строкой передовой статьи изображал он эту атмосферу, коверкающую людей, а страницами, полными огня, чувства, глубокого проникновения в сердце человека, словами проповеди, рвавшей душу и сжигавшей ее. Чувствовался искренний, горячий друг людей неудовлетворенных, людей, стремящихся вдаль, ищущих истины. В мраке живут его люди, живут в непроглядной ночи, но они бьются к свету и правде всяческими путями, и чистыми и нечистыми, быть может, нечистыми больше, потому что в мраке трудно различать пути: только избранные, даровитейшие попадают на верный путь.
   О своих литературных врагах он говорил мне раз: - Они думали, что я погиб, написав "Бесов", что репутация моя навек похоронена, что я создал нечто ретроградное. Z (он назвал известного писателя), встретив меня за границей, чуть не отвернулся. А на деле вышло не то. "Бесами"-то я и нашел наиболее друзей среди публики и молодежи {7}. Молодежь поняла меня лучше этих критиков, и у меня есть масса писем, и я знаю массу признаний. Вообще, вы знаете, критика ко мне не благоволила, она едва удостоивала меня снисходительным отзывом или ругала. Я ей ничем не обязан. Сами читатели, сама публика меня поддержала и дала мне известность за те произведения, которые писал я, возвратясь из каторги. В особенно близкие отношения с читателями поставил меня "Дневник". И я думаю, он не оставался без влияния на общественное мнение.
   В революционные пути он не верил, как не верил и в пути канцелярские; у него был свой путь, спокойный, быть может, медленный, но зато в прочность его он глубоко верил, как глубоко верил в бессмертную душу, как глубоко был проникнут учением Христа в его настоящей, первобытной чистоте.
   Во время политических преступлений наших он ужасно боялся резни, резни образованных людей народом, который явится мстителем.
   - Вы не видели того, что я видел, говорил он; вы не знаете, на что способен народ, когда он в ярости. Я видел страшные, страшные случаи.
   И он радовался "замирению". В праздник двадцатилетия государя он был необыкновенно весел. Я просидел у него часа два. Он говорил:
   - Вот увидите, начнется совсем новое. Я не пророк, а вот вы увидите. Нынче все иначе смотрят.
   Покушение на жизнь графа Лорис-Меликова {8} его смутило, и он боялся реакции.
   - Сохрани бог, если повернут на старую дорогу. Да вы скажите мне, - твердил он мне, точно я что-нибудь знал, - хорошими ли людьми окружит себя Лорис, хороших ли людей пошлет он в провинции? Ведь это ужасно важно. А хорошие люди есть, выбирать есть из чего. Да знает ли он, отчего все это происходит, твердо ли знает он причины? Ведь у нас всё злодеев хотят видеть... Я ему желаю всякого добра, всякого успеха. <...>
   В последние месяцы он бывал в каком-то восторженном состоянии. Овации страшно подняли его нервы и утомляли его организм.
   Подносимые ему венки он считал лучшей наградой. В ноябре или декабре, после бала в одном высшем учебном заведении, на который ему прислали почетный билет, он рассказывал мне, как его принимали.
   - Потом мы стали говорить, - продолжал он, - затеяли спор. Они просили, чтоб я им говорил о Христе. Я им стал говорить, и они внимательно слушали.
   И голос его дрожал при этом воспоминании. Он любил русского человека до страсти, любил его таким, каким он есть, любил многое из его прошлого и верил с детскою, непоколебимою верою в будущее. "Кто не верит, тому и жить нельзя", - говаривал он, и говорил правду. Народная гордость жила в нем, жило в нем то сознание силы русского народа, которое разным пошлякам кажется квасным патриотизмом, но уже не кажется это так вступающему в жизнь поколению. Эта независимость духа, эта искренность, с какою он высказывал свои мнения, насколько позволяли ему условия печати, сделали его любимцем публики, любимцем подрастающих поколений. Весь либерализм наших либералов из любой иностранной книжки можно вычитать, но русскую душу можно узнать только в глубоком писателе-человеке. И вот почему к нему ходили как на исповедь, ему делали невероятные признания, в силу его слова верили и стар и млад. Как общественная личность, как личность политическая, он не может быть объяснен в данный момент, не может быть объяснен одними своими произведениями. Пусть явятся воспоминания, пусть явится переписка, но многое он унес с собой, много такого благородного, такого любящего и глубокого, о чем можно только догадываться, что можно только чувствовать по некоторым страницам его произведений,
   Я не могу собрать воедино все те черты этой личности, которые заставляли любить его, которые наполняли меня беспредельным уважением к нему. Я чувствую, что в этом маленьком очерке все разбросано, что в нем, может быть, упущено самое важное, я чувствую также, что и условия печати потребны более широкие, чтоб изложить с достаточною ясностью его убеждения политические и нравственно-философские. На продолжение своего "Дневника" он смотрел отчасти как на средство выяснить все это и завязать узел борьбы по существенным вопросам русской жизни. Все это теперь кончено, кончен и замысел продолжать "Братьев Карамазовых". Алеша Карамазов должен был явиться героем следующего романа, героем, из которого он хотел создать тип русского социалиста {9}, не тот ходячий тип, который мы знаем и который вырос вполне на европейской почве...
   Все это кончено. Уста смолкли навек, горячее сердце перестало биться. Похороны его, вынос его тела - общественное событие, невиданное еще торжество русского таланта и русской мысли, всенародно и свободно признанных за русским писателем. Зрелища более величавого, более умилительного еще никогда не видал ни Петербург и никакой другой русский город. Ничья вдова, ничьи дети не имели еще такого великого утешения - свою скорбь смягчить таким выражением общественной признательности к близкому им человеку, свою жизнь наполнить воспоминанием о незабвенном великом дне, хотя он был днем вечной разлуки.
   Это были не похороны, не торжество смерти, а торжество жизни, ее воскресение.
  
  

И. И. ПОПОВ

  
   Иван Иванович Попов (1862-1942) - известный русский революционер-народоволец. В 1882 году окончил Петербургский учительский институт, стал в этом же году членом центрального кружка "Народная воля". Был арестован по делу Лопатина, Якубовича-Мельшина и др. и выслан в административном порядке в Кяхту Забайкальской области. В Сибири был редактором газеты "Восточное обозрение" и журнала "Сибирский сборник". С 1906 года поселился в Москве, принимал активное участие в общественной и культурной жизни столицы: был председателем Литературного общества после В. Брюсова, сотрудником газеты "Новь", работал в Московском краеведческом музее.
   После Великой Октябрьской революции, будучи членом Общества быв. политкаторжан и ссыльнопоселенцев, Попов проделал огромную работу по увековечению памяти народовольцев. Ему принадлежат биографические очерки: "Ковалик", М. 1926; "Г. Лопатин", М. 1930; книга "Минувшее и пережитое", Л. 1924 (2-е изд., 1933) и др.
   Настоящий отрывок из "Минувшего и пережитого" - единственный печатный источник, показывающий отношение будущего народовольца к Достоевскому.
  

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ, ЕГО ПОХОРОНЫ

(Из книги "Минувшее и пережитое")

  
   На втором курсе института я познакомился с Ф. М. Достоевским. Мы, молодежь, признавая талант и даже гениальность писателя, относились к нему скорее отрицательно, чем положительно. Причины такого отношения заключались в его романе "Бесы", который мы считали карикатурой на революционных деятелей, а главное - в "Дневнике писателя", где часто высказывались идеи, по нашему разумению, ретроградного характера. Но после знаменитой речи Достоевского на Пушкинских торжествах в Москве, которую приветствовали и западники, и славянофилы, и молодежь, под гипнозом общего настроения и наше отношение к нему изменилось, хотя речи мы не слыхали. Знаменитая речь произвела впечатление не столько своим содержанием, сколько по форме. В ней проводились идеи, не приемлемые для западников и особенно для бунтарски настроенной молодежи, которая не могла принять призыва Достоевского - "смирись, гордый человек". Речь дала нам в институте за вечерним чаем богатый материал для споров, в которых приняли участие и преподаватели. Я принадлежал к небольшой группе левого крыла, возражавшей против речи. Тем не менее, в конце концов, увлеченные общим порывом, мы даже в "Дневнике писателя" стали находить не только приемлемые, но и приятные для нас суждения и комментировали их по-своему. Так, в рассуждениях Достоевского о "сермяжной Руси", которую если призвать, то она устроит жизнь хорошо, так, как ей нужно, мы усматривали народническое направление, демократические тенденции. Достоевский завоевал симпатии большинства из нас, и мы горячо его приветствовали, когда он появлялся на литературных вечерах. Этот перелом в отношениях молодежи к Достоевскому произошел в последний год его жизни. Он жил в Кузнечном переулке, около Владимирской церкви. В 1879 году мой брат Павел перевелся из Рождественского училища во Владимирское, лежащее против той же Владимирской церкви, которую посещал Достоевский. Летом, в теплые весенние и осенние дни Достоевский любил сидеть в ограде церкви и смотреть на игры детей. Я иногда заходил в ограду и всегда раскланивался с ним. Сгорбленный, худой, лицо землистого цвета, с впалыми щеками, ввалившимися глазами, с русской бородой и длинными прямыми волосами, среди которых пробивалась довольно сильная седина, Достоевский производил впечатление тяжело больного человека. Пальто бурого цвета сидело на нем мешком; шея была повязана шарфом. Как-то я подсел к нему на скамью. Перед нами играли дети, и какой-то малютка высыпал из деревянного стакана песок на лежавшую на скамье фалду пальто Достоевского.
   - Ну что же мне теперь делать? Испек кулич и поставил на мое пальто. Ведь теперь мне и встать нельзя, - обратился Достоевский к малютке...
   - Сиди, я еще принесу, - ответил малютка.
   Достоевский согласился сидеть, а малютка высыпал из разных деревянных стаканчиков, рюмок ему на фалду еще с полдюжины куличей. В это время Достоевский сильно закашлялся, а кашлял он нехорошо, тяжело; потом вынул из кармана цветной платок и выплюнул в него, а не на землю. Полы пальто скатились с лавки, и "куличи" рассыпались. Достоевский продолжал кашлять... Прибежал малютка.
   - А где куличи?
   - Я их съел, очень вкусные...
   Малютка засмеялся и снова побежал за песком, а Достоевский, обращаясь ко мне, сказал:
   - Радостный возраст... Злобы не питают, горя не знают... Слезы сменяются смехом...
   Не помню, что я ответил ему.
   - Вы студент, в университете?
   - Нет, я в учительском институте.
   - То-то фуражка (я был в фуражке) с бархатным околышем. Я думал, что вы семинарист: у них такой же пиджак да фуражка, кажется, такая же. Вы говорите, учительский институт... Это все равно что учительская семинария?
   - Нет, к нам в институт поступают из учительской семинарии. У нас учится много народных учителей.
   - Так вы были в учительской семинарии и учителем. А совсем мальчик. Сколько же вам лет?
   Я сказал ему и объяснил, что такое институт, причем заметил, что большинство воспитанников много старше меня, а есть и женатые, например Дмоховский.
   - И живет в институте? А как же его жена?
   - По правилам, у нас не должно быть женатых. Институтское начальство знает, что Дмоховский женат, но не подает виду. Жена его на родине...
   - Да, женатых в институт принимать неудобно, - смеясь, заметил Федор Михайлович. - Пришлось бы для каждой семьи иметь комнату, а пожалуй, и школу для ребят...
   - Ну что же, в образцовом городском училище при институте обучалось бы собственное поколение детей воспитанников, - отшучивался я.
   - Тогда для института пришлось бы завести целые казармы, иметь целый штат мамок, нянек, гувернанток. Тут уж не до учения, - смеялся Федор Михайлович, а потом серьезно заметил:
   - А я и не знал, что такое учительский институт. Слыхал о нем, но думал, что это учительская семинария, а вот теперь вы и просветили меня. Встречи между людьми всегда бывают полезны: часто узнаешь то, чего раньше не знал.
   Мы приветливо простились уже за воротами ограды, причем я указал на Владимирское училище, где живет моя семья.
   - Да мы совсем соседи, - сказал он, прощаясь со мной.
   После этой встречи, поздней осенью, когда воздух Петербурга был пропитан туманной сыростью, на Владимирской улице я снова встретил Ф. М. Достоевского вместе с Д. В. Григоровичем. Федор Михайлович приветливо ответил на мой поклон. Контраст между обоими писателями был большой: Григорович, высокий, белый как лунь, с моложавым цветом лица, был одет изящно, ступал твердо, держался прямо и высоко нес свою красивую голову в мягкой шляпе. Достоевский шел сгорбившись, с приподнятым воротником пальто, в круглой суконной шапке; ноги, обутые в высокие галоши, он волочил, тяжело опираясь на зонтик...
   Я смотрел им вслед. У меня мелькнула мысль, что Григорович переживет Достоевского.
   Больше Достоевского я уже не видел.
   Утром в конце января 1881 года мы прочли в газетах, что Достоевский заболел. Вечером я пошел к брату и зашел в Кузнечный переулок, чтобы по поручению воспитанников справиться о здоровье Федора Михайловича.
   - Очень плохо; никого не принимает; крови много вышло. Послали за священником, хочет исповедаться и причаститься, - сказал мне швейцар.
   Как известно, с Достоевским сделался удар, кровь пошла носом, удар повторился. Достоевский болел несколько дней и вечером 28 января скончался.
   На другой день вечером я пошел на панихиду. Небольшая, вероятно из четырех комнат, квартира в третьем или четвертом этаже, с маленькой прихожей, скромно меблированная, с кабинетом, обитым клеенкой, была полна народу. Посредине кабинета лежал Федор Михайлович, покрытый покровом. Рядом стоял открытый дубовый гроб. Монашка читала псалтырь. У стола, у стен и на покрове лежали венки и цветы. Григорович распоряжался. После панихиды я обратился к нему с вопросом о дне похорон.
   - Отпевать и хоронить будем тридцатого января в Александро-Невской лавре. Прошу сообщить мне о депутациях: нужно будет установить порядок. Студенты помогут поддержать порядок во время шествия и на могиле. Передайте это вашим товарищам.
   Институт in corpore {в полном составе (лат.).} - преподаватели и воспитанники - явился на похороны. Занятия были отменены. Процессия растянулась на большое расстояние, раза в четыре-пять большее, чем при похоронах Некрасова. Пело до двадцати хоров - студенческих, артистов, консерватории, певчих и т. д. На тротуарах стояли сплошные толпы народа. Простой народ с удивлением смотрел на процессию. Мне передавали, что какая-то старушка спросила Григоровича; "Какого генерала хоронят?" - а тот ответил:
   - Не генерала, а учителя, писателя.
   - То-то, я вижу, много гимназистов и студентов. Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему небесное.
   В церковь Св. духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы: памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище, - все было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около нее. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слыхал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов. Впечатление осталось от апостольской фигуры В. С. Соловьева, от его падавших на лоб кудрей. Говорил он с большим пафосом и экспрессией. Разошлись от могилы, когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Литературные поминки по Достоевском продолжались вплоть до 1 марта, которое оборвало эти воспоминания о нем {2}.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

ВО ВЛАСТИ ПРОТИВОРЕЧИЙ

  

А. Г. Достоевская

  

ИЗ "ВОСПОМИНАНИЙ"

  
   Воспоминания А. Г. Достоевской целиком никогда не печатались. Наиболее полная публикация (все, касающееся жизни Достоевского) - А. Г. Достоевская, Воспоминания, под ред. Л. П. Гроссмана, Госиздат, М.-Л. 1925. Фрагменты воспоминаний А. Г. Достоевской, печатаемые в настоящем издании, вновь сверены с рукописью, хранящейся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
  
   1 Стр. 16. Письмо от 22 декабря 1849 года (Письма, I, 128-131). См. также т. 1 наст, изд., прим. 7 к стр. 346.
   2 Стр. 16. Сын М. М. Достоевского, М. М. Достоевский.
   3 Стр. 17. Роман "Игрок" первоначально был назван "Рулетенбург".
   4 Стр. 18. Долги по журналу "Эпоха" (а не "Время") остались после прекращения журнала, издававшегося в 1864-1865 годах вместо запрещенного (в апреле 1863 г.) журнала "Время". После скоропостижной смерти М. М. Достоевского (в июле 1864 г.) Ф. М. принял на себя ведение журнала, на котором, по его расчету, было тридцать три тысячи долга (письмо Достоевского к А. Е. Врангелю от 31 марта 1865 т. - исьма, I, 396-403).
   5 Стр. 20. Воспоминания А. П. Милюкова о Достоевском были впервые напечатаны не в "Историческом вестнике", а в "Русской старине" (1881, N 3 и 5); см. А. П. Милюков, Литературные встречи и знакомства, СПб. 1890, стр. 222-237.
   6 Стр. 20. Об отношениях Достоевского и Некрасова см. стр. 297 наст. тома.
   7 Стр. 20. Дружба Достоевского с А. Н. Майковым завязалась еще в самом начале второй половины 40-х годов. Майков был ричастен в какой-то мере к движению петрашевцев. Так, в письме к Висковатому Майков сообщает о том, что Достоевский поверил ему тайну предприятия, в котором должны были принять участие наиболее революционные из петрашевцев: Спешнев, Филиппов, Достоевский и др. (Достоевский, I). Во второй половине 60-х годов, когда у Достоевского явно обозначилось "перерождение убеждений", он еще ближе должен был сойтись с Майковым, пережившим ту же эволюцию раньше.
   В период заграничный (1867-1871) Достоевский ведет с ним деятельную переписку, делится своими литературными замыслами, пользуется нередко его поддержкой - материальной и нравственной. И лишь со второй половины 70-х годов наступает некоторое охлаждение, быть может, в связи с тем, что у Достоевского опять начинается поворот в сторону признания идейных ценностей "старых людей", в том числе и Белинского.
   8 Стр. 20. Характер отношения Достоевского к Тургеневу передан А. Г. Достоевской слишком примитивно. Тургенев для Достоевского - одна из самых памятных фигур среди ближайших его сверстников, по которым он обычно измерял ход своей эволюции в области художественного творчества, еще больше - в области идей. Диаметрально противоположные по своему социальному происхождению и положению, по своему психическому складу, миросозерцанию и литературной судьбе, они знали друг к другу отношения, полные глубокого драматизма как в области личной, так и литературной. Личные коллизии между ними начались очень скоро после их первого знакомства в середине 40-х годов. В первой половине 60-х годов их отношения внешне были довольно приязненные; состояли они в переписке; Тургенев печатал свои "Призраки" в "Эпохе" (январь 1864 г.), высказывал сочувствие стесненному положению Достоевского, в 1865 году, когда тот совершенно разорился, помог ему и материально. В 1867 году произошел между ними разрыв в связи с ссорой по поводу "Дыма", "потугинских идей" (см. стр. 110-111 наст. тома). Еще более сложны их отношения в области литературной. Достоевский ревниво следит за каждым шагом Тургенева, постоянно откликаясь на его творчество и как художник (аналогичными темами - тема "отцов и детей" в "Подростке", еще сильнее в "Бесах"; мотив "нигилизма" как основная тема "Преступления и наказания" и т. д.), и как критик и публицист. Однако пародия на Тургенева, в лице Кармазинова из "Бесов", данная в области идейной и в области стилистической, резко противостоит критическим отзывам Достоевского о Тургеневе. Не приемля его творчества по существу (такова пародия в "Бесах"), Достоевский в журналах своих никогда не высказывался о Тургеневе отрицательно, - наоборот, большая часть его вещей, не только "Записки охотника", но и повести и романы его, в особенности до "Отцов и детей" (за исключением, понятно, "Дыма"), всегда сопровождал более или менее сочувственным словом. Тургенев высоко ценил отзыв Достоевского о Базарове (И. С. Тургенев, Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. IV, стр. 358). Об отношениях Достоевского и Тургенева см. книгу Ю. Никольского "История одной вражды", София, 1920, статью А. Долинина "Тургенев в "Бесах"", (Достоевский, II), а также переписку Тургенева и Достоевского под ред. И. Зильберштейна, "Academia", M.-Л. 1928.
   9 Стр. 22. Семья Веры Михайловны Ивановой, любимой сестры Достоевского.
   10 Стр. 22. О Марии Дмитриевне Исаевой, первой жене Достоевского, см. т. 1 наст. изд. - воспоминания А. Е. Врангеля, а также прим. 4 к стр. 251.
   11 Стр. 23. Такое письмо к Врангелю от конца 1866 года нам не известно. Но именно этим настроением проникнуты письма к нему от 31 марта/14 апреля 1865 года и 18 февраля 1866 года (Письма, I, 402, 432).
   12 Стр. 23. См. воспоминания С. В. Ковалевской, т. 1 наст. изд.
   13 Стр. 24. Основные темы романа "Игрок" - страсть к игре и мучительная любовь - автобиографичны. Известно увлечение Достоевского рулеткой в его летние поездки за границу в 1862-1863 и 1865 годах. Отношения героя романа и Полины во многом воспроизводят историю любви Достоевского к А. П. Сусловой (см. А. П. Суслова, Годы близости с Достоевским, М. 1928).
   14 Стр. 33. Софья Александровна Иванова, в замужестве Хмырова. Достоевский был с ней очень дружен; высоко ценил ее ум и, в особенности, ее нравственные качества. В письмах к ней Достоевский подробно рассказывает о своих художественных замыслах и сообщает много фактов из своей личной жизни.
   16 Стр. 37. В воспоминаниях С. В. Ковалевской отношения Достоевского с А. В. Корвин-Круковской переданы иначе.
   16 Стр. 37. О ходе работы над III частью и "Эпилогом" романа Достоевский подробно рассказал в своих письмах к Н. А. Любимову (Письма, I, 444-447, 448-449, 450).
   17 Стр. 40. О том огромном впечатлении, которое было произведено романом, см. воспоминания Страхова, т. 1 наст, изд., стр. 315-316, а также А. Ф. Кони, На жизненном пути, т. 2, СПб. 1912, стр. 96-97.
   18 Стр. 41. За роман "Отцы и дети" Тургенев получал от редакции "Русского вестника" по 400 рублей за лист, "Дым" был предложен журналу на тех же условиях (см. письма Тургенева к Каткову от 4 апреля 1862 г. и 3 августа 1866 г.).
   19 Стр. 42. См. Письма, I, 450-454.
   20 Стр. 45. Ср. стр. 96 наст. тома.
   21 Стр. 46. Картины Клода Лоррена "Утро" и "Вечер" находятся не в Дрезденской галерее, а в Эрмитаже в Ленинграде. Первая из них, "Утро", называется еще и "Встреча Иакова с Рахилью". По настроению своему, тонкой передаче умиротворенного счастья любви, она близка к другому произведению Лоррена - "Асис и Галатея". "Золотым веком" Достоевский называл именно "Асиса и Галатею" - картину, находящуюся в Дрезденской галерее, но тем же трогательно-идиллическим настроением проникнуты "Утро" и "Вечер".
   22 Стр. 48. Ср. стр. 96 наст, тома и т. 1, прим. 40 к стр. 299.
   23 Стр. 49. А. Г. Достоевская имеет в виду гл. XV - "Нечто о вранье" - "Дневника писателя" за 1873 год, которую Достоевский заключил следующими словами: "В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва. <...> Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того лишь, чтобы казаться. Уж не в самом ли деле нам отсюда ждать большой помощи?" (Достоевский, 1926- 1930, XI, 129). См. также "Дневник писателя" за 1876 год (Достоевский, 1926-1930, XI, 306-307, 330-333).
   24 Стр. 49. Достоевский уехал в Гомбург 4 мая н. ст. 1867 г. и обещал вернуться через четыре дня, но пробыл там до 15-го. См. об этом в "Дневнике" А. Г. Достоевской, М. 1923, стр. 46-86.
   25 Стр. 51. Речь идет о статье Достоевского "Знакомство мое с Белинским", предназначавшейся для литературного сборника Бабикова "Чаша". Рукопись статьи пропала. Возможно, к этой работе генетически восходит глава "Старые люди" из "Дневника писателя" за 1873 год (см. примечания А. С. Долинина к письму от 15 сентября 1867 г. к А. Н. Майкову, в котором Достоевский пишет о ходе работы над этой статьей - Письма, II, 388-389). Если это так, то это значит, что Достоевский намеревался рассказать о социалистических и атеистических взглядах Белинского, что было невозможно вполне осуществить прежде всего по цензурным условиям; из статьи приходилось "выкинуть" множество "драгоценнейших фактов" (Письма, II, 36). Об отношении Достоевского к Белинскому - см. т. 1 наст. изд., стр. 146-147.
   26 Стр. 51, См. Достоевский, 1926-1930, XII, 27-33. 27 Стр. 51, См. об этом в воспоминаниях Анненкова, Григоровича и Головачевой-Панаевой, т. 1 наст. изд.
   28 Стр. 51. См. Письма, II, 36-38.
   29 Стр. 56. Изложение этой беседы см. в "Дневнике" А. Г. Достоевской, стр. 110-111 наст. тома (см. также Письма, II, 30-32, 384-387). Ссора писателей стала предметом литературной сплетни. После смерти Тургенева о ней рассказал в своих воспоминаниях Е. Гаршин (ИВ, 1883, N 11), а затем, в связи с рядом неточностей, допущенных мемуаристом, - П. Бартенев (РА, 1884, N 3).
   30 Стр. 56. О посещении по пути в Женеву Базельского музея см. также стр. 121 наст. тома.
   31 Стр. 58. Об отношении Достоевского к творчеству Бальзака см. воспоминания Григоровича, т. 1 наст. изд.
   32 Стр. 58. Известно, что Достоевский в 1844 году переводил Жорж Санд (Письма, I, 71). Он навсегда сохранил к ней восторженное отношение, которое в 40-е годы разделял с Белинским. Идея Белинского о высшей литературной форме - о "социальном романе" - возникла под влиянием произведений Ж. Санд и была воспринята натуральной школой (Тургенев, Григорович, Достоевский и др.). В первом же номере "Времени", вспоминая годы юности, Достоевский пишет: "Мы набросились на одного Жорж Санда и - боже, как мы тогда зачитались!" Достоевский неизменно связывает господствующие идеи 40-х годов с ее именем ("Ряд статей о русской литературе". - Достоевский, 1926-1930, XIII, 49; "Старые люди" - там же, XI, 9). В некрологе Ж. Санд он назвал ее "одной из самых ясновидящих предчувственниц <...> более счастливого будущего, ожидающего человечество, в достижение идеалов которого она бодро и великодушно верила всю жизнь" (там же, 314-315).
   33 Стр. 58. А. Г. Достоевская ошибается: "Рёге Goriot" не есть первая часть эпопеи "Les parents pauvres", первой частью ее является роман "Le cousine Bette".
   34 Стр. 58. Несомненно, имеются в виду "Les Miserables" ("Отверженные") Виктора Гюго. Достоевская называет здесь ошибочно этот роман обычным переводным заглавием "Униженных и оскорбленных" Достоевского - "Les humilies et les offenses".
   35 Стр. 59. Первый конгресс "Лиги мира и свободы" состоялся в Женеве с 9 по 12 сентября 1867 года. На нем были представлены самые различные политические течения. Отношение Достоевского к конгрессу было резко отрицательным (письмо к А. Н. Майкову от 15 сентября 1867 т. - Письма, II, 36-38).
   36 Стр. 59. Неточная цитата из письма к С. А. Ивановой от 11 октября 1867 года (Письма, II, 44-45).
   37 Стр. 60. Об истории замысла и ходе работы над романом "Идиот" см. "Из архива Достоевского. Неизданные материалы. "Идиот". Ред. П. Н. Сакулина и Н. Ф. Бельчикова, Гослитиздат, М.-Л. 1931. Роман печатался в N 1, 2, 4-12 "Русского вестника" за 1868 год, главы 8-12 четвертой части напечатаны в феврале 1869 года в приложении к журналу.
   38 Стр. 60. Из письма к С. А. Ивановой от 1 января 1868 года (Письма, II, 71).
   39 Стр. 60. См. письмо к А. Н. Майкову от 18 февраля 1868 года (Письма, II, 78).
   40 Стр. 60. О недовольстве первыми главами романа, о своих опасениях относительно его цельности Достоевский писал А. Н. Майкову 12 января 1868 года (Письма, II, 61-62).
   41 Стр. 61. Отчеты о процессе Умецких печатались в "Голосе" (N 266, 267, 268 от 26, 27, 28 сентября 1867 г.) и в "Москве" (N 136 и 137 от 23 и 24 сентября 1867 г.). Родители четырнадцатилетней Ольги Умецкой подвергали ее страшным истязаниям. После неудачного покушения на самоубийство она четыре раза пыталась поджечь родительскую усадьбу. Присяжные признали Ольгу оправданной, а родителей виновными. Процесс Умецких фигурирует лишь в черновиках к роману "Идиот", в окончательном тексте он не нашел отражения.
   42 Стр. 61. Судебные реформы 1864 года и деятельность суда присяжных заседателей интересовали Достоевского не только в 1867 году, когда создавался роман "Идиот", насыщенный откликами на современную судебную практику, но и в последующие годы. По этому поводу, например, в "Дневнике писателя" за 1873 год Достоевский выступил со статьей "Среда", где, не соглашаясь с "философией среды", выдвигал требования личного совершенствования; "сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею" (Достоевский, 1926-1930, XI, 14). Эту идею, "невысказанную, бессознательную", усматривал он в деятельности суда присяжных. Принципы деятельности нового суда широко трактуются также в "Братьях Карамазовых".
   43 Стр. 68. См. Письма, II, 122.
   44 Стр. 71. Персонажи романа Ч. Диккенса "Давид Копперфильд", беззаботные при всех своих бесконечных долгах.
   45 Стр. 71. См. Письма, II, 175.
   46 Стр. 73. Воспоминания Н. Фон-Фохта см. в т. 1 наст. изд.
   47 Стр. 73. Работа над "Житием великого грешника" и несколько ранее начатыми "Бесами" ведется параллельно (см. "Записные тетради Достоевского", Л. 1935). В письмах к Н. Н. Страхову от 24 марта и А. Н. Майкову от 25 марта 1870 года излагается подробный план "Жития" (Письма, II, 258, 263-264). Неосуществленный замысел этот разными своими элементами реализовался в "Бесах", "Подростке" и "Братьях Карамазовых" (см. Письма, II, 264-289; Долинин, Последние романы; Достоевский, III),
   48 Стр. 74. См. Письма, II, 257.

Другие авторы
  • Рославлев Александр Степанович
  • Анненская Александра Никитична
  • Розанов Александр Иванович
  • Фриче Владимир Максимович
  • Языков Дмитрий Дмитриевич
  • Белоголовый Николай Андреевич
  • Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
  • Ковалевский Егор Петрович
  • Стопановский Михаил Михайлович
  • Литвинова Елизавета Федоровна
  • Другие произведения
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Дорогие гости
  • Литке Федор Петрович - Федор Петрович Литке: биографическая справка
  • Майков Аполлон Николаевич - Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове
  • Блок Александр Александрович - Реликвии Александра Блока
  • Зозуля Ефим Давидович - Всегда прав
  • Боборыкин Петр Дмитриевич - За полвека
  • Иванов-Разумник Р. В. - Письмо А. Белому
  • Добролюбов Николай Александрович - Афины и Константинополь. А. Милюкова. - Турецкая империя. Сочинение А. де Бессе
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Грибоедов
  • Давыдова Мария Августовна - М. А. Давыдова: краткая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 1397 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа