Художественный критик (род. в 1871 г.). По окончании курса калужской классической гимназии и училища правоведения слушал лекции на историко-филологическом факультете московского университета. Увлечение гуманитарными науками концентрируется в занятиях философией, в частности же психологией творчества и эстетикой. В 1895-8 гг. предпринимаются поездки в Голландию, Италию и Париж с целью изучения западноевропейского искусства преимущественно с точки зрения психологии творчества. Эта точка зрения становится центральной в круге эстетических и философских взглядов. Первая критическая статья "Пять художников" появляется в 1905 г. в журнале "Искусство".1 Почти во всех последующих статьях по художественной критике и по эстетике красной нитью проходит мысль о процессе творчества как об акте "отвоевывания плененным человеческим духом своей свободы", причем под свободою разумеется свобода от власти норм как природных, так и метафизических (здесь сказывается родство взглядов с идеями мистического анархизма).2 Такое понимание творческого процесса находит себе обоснование в статье "Красота и Свобода" ("Вопросы Жизни", 1905 г., No 9), которая является вполне определенным эстетическим credo. Развитие той же темы можно найти и в дальнейших статьях по художественной критике и эстетике ("О детском творчестве",3 "Тишина" и др.). Кроме названных выше изданий принимает участие в "Весах", "Перевале", "Факелах", "Золотом Руне", где помещен ряд критических статей по искусству, и в некоторых других журналах и газетах.
Из автобиографического собрания А. Н. Чеботаревской. [4], с. 452-453.
Автограф: ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 4. Ед. хр. 91.
1 См.: Искусство. 1905. No 2.
2 Сюннерберг сформулировал свои взгляды этого периода как теорию "иннормизма". которую современники воспринимали как одну из модификаций "мистического анархизма".
3 По-видимому, имеется в виду статья "Дитя и Гений", опубликованная в "Золотом Руне" (1907. No 10).
4 Перевал. 1907. No 10.