Главная » Книги

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2., Страница 18

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

заглядывает мне в глаза и тычет кулаком в бок.
   - А чего именно? Ну, ну!
   - А я думаю, вот чего:
   На большой мне, знать, дороге
   Умереть господь судил 9.
   Есенин скачет, как кенгуру, и вопит на всю квартиру:
   - Ай, умница! Вот умница! Первый человек понял! Ну и молодец! Только ты мне все-таки скажи, мне интересно, как ты догадался?
   - А очень просто! У тебя на постели книжка лежит и открыта как раз на этих стихах.
   - Та-а-ак...
   Он медленно опускается на стул.
   - Так! Значит, и ты не умница, и я дурак... Аминь... Ну, теперь давай искать курево! <...>
  
   МЕЦЕНАТ
  
   В комнату вползло маленькое, глистообразное существо. Вихлястое тельце, одетое в черный костюмчик, ножки, сжатые лакированными туфельками, беленькое личико в пенсне и голенькая, как пуля, головка. Профессия: отставной крупье. Социальное положение (в применении к нашим интересам): один из многочисленных знакомых Сахарова.
   Войдя, он прежде всего осведомляется, почему мы дома.
   - Денег нет, - объясняет Есенин.
   - А ужин?
   - Ужина нет.
   - Почему?
   - Нет денег!
   Гость явно разочарован. Он долго бродит по комнате и что-то печально мурлычет. Но вдруг его личико проясняется. Он принимает независимый вид и обращается к нам:
   - Вот что! Денег у меня тоже нет. Но у меня есть кредит. Клуб "Элит" на Петроградской стороне, знаете? Наверное знаете! Так вот, - там. Приглашаю ужинать. Согласны?
   - Дурак не согласится! Идем!
   До самого клуба мы идем пешком, ибо денег на трамвай у нас нет. Это - большая часть Французской набережной и Каменноостровский, вплоть до Большого проспекта.
   Но ужин действительно превосходен: сытный, красивый, вкусный! Вино и фрукты в редком изобилии. Наш меценат выше всяких похвал. Он обвязал шею салфеткой и ест за троих. Когда он на минуту выходит в уборную, мы мечтательно гадаем: и куда в такого "червляка" столько лезет? Около трех часов ночи решаем идти домой.
   Хозяин встает, снимает салфетку, не торопясь вытирает рот и, с грустью глядя на остатки стола, заявляет, что он пойдет распорядиться относительно счета.
   Проходит десять минут, пятнадцать, двадцать.
   Проходит полчаса. Как в воду канул.
   По очереди выходим на поиски.
   В конце концов положение выясняется, но от этого не легче. Официант, заметив наше смущение, бродит волком. Чтобы успокоить его, спрашиваем еще бутылку вина.
   Спасает нас Шмерельсон. Он отправляется куда-то, в другой конец города, где он, может быть, сумеет достать деньги.
   К половине шестого мы свободны.
  
   Вторично я встретил нашего благодетеля вечером 29 декабря 1925 года. Он шел за гробом и обливал слезами мостовую.
  
   НА УЛИЦЕ
  
   Саженный дядя лупит лошадь кнутовищем по морде. Есенин, белый от злости, кроет его по всем матерям и грозит тростью. Собирается толпа. Когда скандал ликвидирован, он снимает шляпу и, обмахиваясь ею, хрипит:
   - Понимаешь? Никак не могу! Ну никак!
   Проходим квартал, другой.
   - А знаешь, кого я еще люблю? Очень люблю!
   Он краснеет и заглядывает в глаза:
   - Детей. <...>
  
   ДЕТСКОЕ СЕЛО
  
   Поезд еще не остановился, но мы соскакиваем на ходу и, с невероятным шумом, перебегаем платформу. Все мы вооружены китайскими трещотками и стараемся шуметь как можно больше. Но, выйдя на улицу, Есенин сразу принимает степенный вид и командует:
   - Вот что! Сначала к Разумнику Васильичу! Повзводно! Раз! Два! Да! Чуть не забыл! К нему - со всем уважением, на которое мы способны! Марш!
   Через четверть часа мы у Иванова-Разумника. Ласковый хозяин, умно посматривая на нас сквозь пенсне, слушает стихи и сосет носогрейку.
   - Так-с... Так-с... (вдох). Пушкинизм у вас (выдох), друзья мои, самый явный! Ну что ж! (вдох). Это не плохо! (выдох). Совсем не плохо!
   Перед уходом Есенин просит его сказать вступительное слово на вечере в Доме ученых.
   Хозяин жмет руку и ласково посапывает:
   - Скажу, скажу! Но только для вас, Сергей Александрович! Только для вас! Жаль, Федора Кузьмича 10 нет, а то бы зашли! Очень жаль! Итак, до вечера!
   Весь день околачиваемся в парке. С нами студенты местного сельскохозяйственного института. Приволокли откуда-то фотографа и снимают нас "в разных позах" на скамье памятника Пушкину-лицеисту. Раз сняли, другой. А потом - снова трещотки и ходьба по парку. И так до вечера. Полумертвые от скуки приходим в Дом ученых. Литературный вечер. После него еще скучнее, чем прежде. Наконец расходимся в разные стороны. Кто куда, а я - в общежитие института - спать. Рано утром отправляюсь в парк разыскивать своих. Один под кустом, другой - в беседке. Есенина нет. Дважды обойдя город, вижу его наконец на паперти собора. Он спит, накрывшись пиджаком, и чувствует себя, по-видимому, превосходно. <...>
  
   БЕЗ ЗАГЛАВИЯ
  
   Ричиотти звал Есенина райской птицей.
   Может быть, потому, что тот ходил зимой в распахнутой шубе, развевая за собой красный шелковый шарф - подарок Дункан.
   Помню, кто-то еще назвал его чернозубым ангелом. Когда он подолгу не чистил зубов, они у него чернели от курева.
   Он был очень красив.
   У него была легчайшая в мире походка и тяжелое большое лицо. Оно становилось расплывчатым, если он улыбался.
  
   ТЕЛЕГРАММА
  
   18 июля.
   Сергею Александровичу Есенину. Поздравляем дорогого именинника. Подписи.
   Он держит телеграмму в руке и растерянно глядит на меня.
   - Вот так история! А я ведь в ноябре именинник! Ей-богу, в ноябре! А нынче - летний Сергей, не мой! Как же быть-то?
  
   ПО ДОРОГЕ В МОСКВУ
  
   Двухместное купе.
   Готовимся ко сну.
   - Да! Я забыл сказать тебе! А ведь я был прав!
   - Что такое?
   - А насчет того, что меня убить хотели. И знаешь кто? Нынче, когда прощались, сам сказал. "Я, - говорит, - Сергей Александрович, два раза к вашей комнате подбирался. Счастье ваше, что не один вы были, а то бы зарезал!"
   - Да за что он тебя?
   - А, так!.. Ерунда!.. Ну, спи спокойно!
  
   МОСКВА
  
   - Ну вот и Москва! <...>
   На полпути к трамваю он останавливается.
   - Слушай! Я не могу к Гале с такими руками ехать! Надо зайти в парикмахерскую.
   Заходим.
  
   Через полчаса, рассматривая чистые, подстриженные ногти:
   - Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая! И Катю увидишь! У меня сестры обе очень красивые!
   - Молчи уж! Наизусть знаю! И сестры у тебя красивые, и дети у тебя красивые, и стихи у тебя красивые, и сам ты - красавец!
   Он сдвигает шляпу на затылок и вызывающе тянет:
   - А что? Нет?
  
   ПРИЕХАЛИ
  
   Брюсовский переулок. Дом "Правды". Седьмой этаж. Четыре звонка.
   - Вот это - Катя! А вот это - Галя! Идет, как на велосипеде едет! Обрати внимание! Вот что!.. Надо зайти в "Стойло". Никогда не видал? Пойдем покажу. Романтика жизни моей в нем, друг ты мой!
  
   "СТОЙЛО"
  
   Тверская. "Стойло Пегаса".
   Огромный грязный сарай с простоватым, в форменной куртке, швейцаром, умирающими от безделья барышнями и небольшой стойкой, на которой догнивает десяток яблок, черствеет печенье и киснут вина.
   Кто знает? Может быть, здесь когда-нибудь и обитала романтика.
   Пока сидит Есенин, все - настороже. Никто не знает, что случится в ближайшую четверть часа: скандал? безобразие? В сущности говоря, все мечтают о той минуте, когда он наконец подымется и уйдет. И все становится глубоко бездарным, когда он уходит. <...>
  
   ПОДАРОК
  
   - Хочешь, подарок сделаю?
   - Валяй, делай!
   Есенин вытягивается на стуле и медленно цедит:
   - Я виделся с Вадимом. Между прочим, он сказал мне, что ему понравились твои стихи.
   - Ну, что ж? Я очень доволен...
   - Что-о? Дурак ты, дурак! Вадим - умный! Понимаешь? Очень умный! И он прекрасно понимает стихи!
   - Ты, я вижу, очень уважаешь его!
   - Ого! Вадим - человек! Дружны мы с ним никогда не были. Но это совсем по другой причине. Понимаешь? У него всегда своя жизнь была, особенная. Литературно мы были вместе.
  
   ССОРА
  
   Мы в гостях у Георгия Якулова. Есенин волнуется: нет вина. Он подходит ко мне и диктует:
   - Слушай! Сходи, пожалуйста, домой, возьми у Гали деньги и приходи сюда. Вина купишь по дороге.
   Я смущен.
   - Знаешь, Сергей... Мне не хочется...
   - Не хочется?..
   Я знаю, что еще секунда и он скажет слово, после которого я не смогу с ним встретиться.
   Я молча поворачиваюсь и иду к двери.
  
   Ночная Тверская. Бульвар.
   Куда идти?
   В Москве - Ричиотти и Шмерельсон. Ночуют у Шершеневича. Пойду к ним.
   Шершеневич живет в маленьком одноэтажном флигельке.
   Осторожно стучу в окно кабинета, где спят свои. Один из них, как спал - в подштанниках, открывает мне дверь. Оба рады, отбившийся от стада осел вернулся в стойло. Осторожно, стараясь не шуметь, я раздеваюсь и ложусь между ними.
   Утро. Стук в дверь и голос Юлии Сергеевны:
   - Можно?
   Натягиваем одеяло до подбородков.
   - Войдите!
   Она входит в комнату, с изумлением смотрит на нас и бежит обратно.
   - Вадим! Вадим! Вставайте! Ваши имажинисты размножаются почкованием!
  
   Наскоро одевшись, иду на Брюсовский.
   Есенин молчалив и серьезен.
   Не глядя на меня, надевает шляпу и открывает дверь, пропуская меня вперед.
   Так же молча мы выходим на Тверскую и спускаемся в подвал для обычного завтрака.
   После долгого молчания он подымает на меня глаза. Они печальны и почти суровы.
   - Разве я оскорбил тебя?
   Я молчу.
   - Если так, прости!
   Тут только я начинаю понимать, что я совершил гнусность. Я предал его, занятый мыслью о том, что обо мне подумает Якулов! Вспотев от стыда, я подымаюсь на ноги.
   - Сергей! Если можешь, забудь вчерашний вечер! Я готов служить тебе.
   Он тоже подымается и смотрит мне в глаза.
   - У тебя есть полтинник?
   - Есть.
   - Дай мне!
   Он берет деньги и выходит на улицу. Раньше, чем я успеваю сообразить, в чем дело, он возвращается и кладет передо мной коробку "Ducat".
   - У тебя нет папирос...
  
   ПРИТЧА О ЦИЛИНДРАХ
  
   - Так-с... Хочешь притчу послушать?
   - Сам сочинил?
   - Ума хватит. Так вот! Жили-были два друга. Один был талантливый, а другой - нет. Один писал стихи, а другой - (непечатное). Теперь скажи сам, можно их на одну доску ставить? Нет! Отсюда мораль: не гляди на цилиндр, а гляди под цилиндр!
   Он закладывает левую руку за голову и читает:
   Я ношу цилиндр не для женщин,
   В глупой страсти сердце жить не в силе,
   В нем удобней, грусть свою уменьшив,
   Золото овса давать кобыле 11.
   - Хотел бы я знать, хорошие это стихи или плохие?
  
   МАЛЬБРУК В ПОХОД СОБРАЛСЯ
  
   - Слушай! И слушай меня хорошо! Вот я, например, могу сказать про себя, что я - ученик Клюева. И это - правда! Клюев - мой учитель. Клюев меня учил даже таким вещам: "Помни, Сереженька! Лучший размер лирического стихотворения - двадцать четыре строки". Кстати: когда я умру, а это случится довольно скоро, считай, что ты получил это от меня в наследство. Но дело не в этом! Прежде всего: можешь ты сказать про себя, что ты - мой ученик?
   - С глазу на глаз - могу.
   - А публично?
   - Только в том случае, если тебе сильно не повезет.
   - Значит, никогда. Я - в сорочке родился. Вообще я что-то плохо тебя понимаю. Верней, не хочу понимать! Ну, да ладно! Во всяком случае я считаю себя обязанным (понимаешь? обязанным!) передать тебе все, что я знаю сам. Сегодня я тебя буду учить, как надо доставать деньги. Во-первых, я должен одеться.
   Он с особенной тщательностью выбирает себе костюм, носки, галстук. Окончательно одевшись и дважды примерив перед зеркалом шляпу:
   - Ну вот! А теперь я должен раздобыть себе на представительство. Идем к Гале!
   Минуты через две честная трехрублевка ложится в задний карман его брюк.
   - Есть! А теперь - пошли в парикмахерскую!
   Выбритый и вымытый одеколоном он уверенно идет по Тверской, скосив глаз на свое отражение в витринах.
   Раньше чем войти в издательство, он покупает коробку "Посольских".
   - Имей в виду! Папиросы должны быть хорошими! Иначе ничего не выйдет!..
   Через час он помахивает перед моим носом пачкой кредиток.
   - Видал? Улыбается? Ну то-то! А приди я к ним в драных штанах да без папирос, не видать нам этих денег до приезда Воронского.
  
   ЕЩЕ О ЛЕНИНГРАДЕ
  
   Какой-то дурак из стихотворцев, отведя меня в сторону (мы были в редакции "Красной нови") и, очевидно, желая доставить мне удовольствие, сказал:
   - Знаете, я вам очень сочувствую! Дружба с Есениным - неблагодарная вещь!
   Вспоминаю. Было это еще в Ленинграде. Есенин среди бела дня привел меня в кавказский погребок на Караванной и угостил водкой. Это была первая настоящая водка в моей жизни, а потому через час я был "готов". Когда я наконец продрал глаза, был уже вечер. Есенин сидел рядом со мной на диване и читал газету. Нетронутая рюмка водки стояла перед ним на столе.
  
   ПЕСНИ
  
   Почему я раньше не вспомнил об этом?
   Он все время поет.
   Пел в Ленинграде, поет в Москве.
   Иногда - бандитские, но чаще всего - обыкновенную русскую песню с обыкновенными словами. Поет ее он, поет Сахаров. Но лучше их обоих поет эту песню его сестра Катя.
   Слова такие:
   Это было дело
   Летнею порою.
   В саду канарейка
   Громко распевала.
   Голосок унывный
   В саду раздается.
   Это, верно, Саша
   С милым расстается.
   Выходила Саша
   За новы ворота.
   Говорила Саша
   Потайные речи:
   - Куда, милый, едешь.
   Куда уезжаешь?
   На кого ты, милый,
   Меня покидаешь?
   - На себя, на бога.
   Вас на свете много!
   Не стой надо мною.
   Не обливай слезою.
   А то люди скажут,
   Что я жил с тобою!
   - Пускай они скажут,
   А я не боюся.
   Кого я любила,
   С тем я расстаюся! 12
   В Москве он подцепил новую. В этой ему больше всего нравится строфа:
   Я любил вас сердцем
   И ласкал душою.
   Вы же, как младенцем,
   Забавлялись мною.
   Он поет ее с надрывом, закрыв глаза и поматывая головой.
  
   "ГОСТИНИЦА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ В ПРЕКРАСНОМ"
  
   Мы выходим из "Стойла". Он идет некоторое время молча, углубленный в газету, затем, не глядя, спрашивает:
   - О чем с тобой говорил Грузинов?
   - Об участии нашем, ленинградцев, в "Гостинице".
   - Ну и что?
   - Ничего. Я сказал, что за других я не ответчик, а сам буду участвовать в журнале только в том случае, если мы войдем соредакторами. Разумеется, попытаюсь повлиять и на других 13.
   - Так. А ты не думаешь, что они твое поведение поймут как результат моего влияния?
   - Думаю.
   - Боишься?
   - Не слишком.
   - Ну, смотри! Мне-то есть где печататься и без них. А ты что делать будешь?
   - Ничего.
   - Заладила сорока Якова! "Ничего, ничего!" Что ж, мне для тебя специальный журнал открывать? Ты смотри, дурака не валяй! Ты что думаешь, непризнанный гений? Так имей в виду, что непризнанных гениев в этом мире не бывает! Это, брат, неудачники выдумали! Хм... А ребятам, пожалуй, скажи, чтобы действительно не торопились в "Гостиницу" идти! Я, пожалуй, и в самом деле журнал открою!..
  
   ГАЛЯ
  
   - Сергей Александрович! Костюмы ваши в полном порядке! Починены, вычищены! Имейте в виду!
   - Та-а-ак...
   Он медленно поворачивается ко мне.
   - Запомнишь, что я тебе сейчас скажу?
   - Запомню.
   - Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне! Аминь?
   - Аминь.
  
   ЕРМАКОВКА
  
   В этот вечер наше внимание привлекла к себе "Ленинградская пивная" на Тверской. Есенину было приятно, что она - Ленинградская. Казин любил пляску, а она славилась плясунами, значит - согласен. Никитин заявил, что, если правая половина вывески не лжет, он тоже согласен. Спутницам нашим, по их собственному признанию, было глубоко безразлично, в каком кабаке мы проведем время. И потому мы - вошли.
   Не успели мы как следует насладиться музыкой, грохотом и пляской, в пивную вошел человек. Он подошел к нашему столу и поздоровался с одной из наших дам. Наружность этого человека достойна описания. Он был очень невысок, худощав и в обращении скромен. У него было изможденное и невыразительное лицо, скрытный и тихий голос. Сильно поношенная, широкополая шляпа и плащ, скрепленный на груди позолоченной цепью с пряжками, изображающими львиные головы. В окружении советской Москвы от него несло средневековьем. Если бы сейчас, в 1928 году, меня долго и сильно пытали, я бы, пожалуй, не выдержал и признался, что у него на шляпе было петушиное перо.
   Я перегнулся к Есенину.
   - У него под плащом шпага!
   - Карлос! - подтвердил Есенин. - Или нет. Камоэнс! Он очень худ.
   - А может быть - черт?
   - Может быть, и черт! Скорей всего!
   - Нет! Скорей всего - бывший учитель Коммерческого училища.
   - И то верно! Тише...
   Незнакомец оказался воспитателем детского дома. Он в свое время заинтересовался периодическим бегством из детского дома и периодическим же возвращением в него своих воспитанников. Он проследил их и таким образом вошел в соприкосновение с миром блатных. Теперь он прекрасно знает их и пользуется их полным доверием. Если мы хотим, то он может свести нас с ними и таким образом пополнить наш литературный багаж. Кончил он свой рассказ предложением ехать в Ермаковку.
   - Куда?
   - В Ермаковку! В Москве есть Ермаков переулок. В этом переулке есть большой ночлежный дом, а в просторечии - Ермаковка.
   - А удобно это? Не примут ли они нас за агентов? Тогда ведь мы ничего не узнаем!
   - На этот счет будьте спокойны! Меня знают.
   И мы поехали.
   Тверская, Мясницкая, Рязанский вокзал и дальше за ним - Ермаков переулок и семь этажей ночлежки.
   Сначала мужчины. Они - умны, ироничны, воспитанны. Приветливы в меру. Спокойно, как профессионалы, говорят о своем деле. К одному из них, мальчику лет четырнадцати, Казин пристает с просьбой показать свое искусство. Мальчишка скалит белые зубы и отказывается. Есенин читает им "Москву кабацкую". Им нравится, но они не потрясены. Когда мы собираемся уходить, тот же мальчишка подходит к Казину и возвращает ему бумажник, платок, карандаш. Он вытащил их во время чтения.
   Переходим к женщинам. Здесь совсем другое. На всех лицах - водка и кокаин. Это уже не жилище, а кладбище человеческого горя. Обычна - истерика. На некоторое время выхожу в коридор. Возвращаюсь, услышав голос Есенина. Встав между койками, он читает стихи.
   Какой-то женский голос визжит:
   - Молча-а-ать! Идите к такой-то матери вместе со своими артистами!
   Остальные шикают и водворяют молчание.
   Есенин читает.
   Одна из женщин подходит к нему и вдруг начинает рыдать. Она смотрит на него и плачет горько и безутешно.
   Он потрясен и горд.
   Когда мы выходим в коридор, он берет меня за руку и дрожащими губами шепчет:
   - Боже мой! Неужели я так пишу? Ты посмотри! Она - плакала! Ей-богу, плакала!
   Снова мужчины.
   Мы начинаем прощаться.
   Один из них подходит к нашим дамам и, с сожалением глядя на их испорченные туфли (был дождь), говорит:
   - До чего вам хотелось познакомиться с нами! Вот и туфельки испортили! Ну, ничего! Вы дайте мне ваш адрес, и я вам на дом доставлю новые!
   Тягостное молчание.
   - Может быть, вам неудобно, чтобы я приходил лично? Так вы будьте спокойны! Я с посыльным пришлю!
   У самых выходных дверей мы встречаем женщину, что плакала, слушая Есенина.
   Он подходит к ней и что-то ей говорит.
   Она молчит.
   Он говорит громче.
   Она не отвечает.
   Он кричит.
   Та же игра.
   Тогда он обращается к остальным.
   Остальные подходят и охотно разъясняют:
   - Она глухая!
  
   Стоит ли говорить, что на следующий день наш вожатый оказался совсем не учителем, а одним из ответственных работников МУРа? 14
  
   МАЛАХОВКА
  
   Подмосковная дача.
   Хозяин - Тарасов-Родионов.
   В числе гостей - Березовский, Вардин, Анна Абрамовна Берзинь, позднее - ненадолго - Фурманов.
   Есть такая песня:
   Умру я, умру я.
   Похоронят меня.
   И никто не узнает,
   Где могила моя.
   Вардину очень нравится эта песня, но он никак не может запомнить слов. Он бродит по садику и поет:
   Умру я, умру я.
   Умру я, умру я.
   Умру я, умру я.
   Умру я, умру-у!..
   Есенин ходит за ним по пятам и, скосив глаза, подвывает.
   Спать лезем на сеновал - Есенин, Вардин и я. Сена столько, что лежа на спине можно рукой достать до крыши.
   Первое, что мы видим, проснувшись поутру: почтенных размеров осиное гнездо в полуаршине над нами.
   А лестницу от сеновала на ночь убрали.
   Хорошо, что мы спим спокойно.
  
   КАНУН
  
   "Стойло" в долгах.
   Света нет.
   "Гостей" нет.
   Денег нет.
   Где причина, а где следствие - определить невозможно.
   Упокой, господи!
   Есенина тянет в деревню. Он накупил кучу удочек (со звонками и без звонков) и мечтает о рыбной ловле.
   У меня поломана рука.
   Надо ехать.
   В одиннадцать тридцать влезаем в вагон.
   Есть попутчики: компания молодых пролетарских поэтов.
   Есенин, горячась, объясняет:
   - Что вы там кричите: "Есенин, Есенин..." В сущности говоря, каждое ваше выступление против меня - бунт! Что будет завтра, - мы не знаем, но сегодня я - вожак!
   Ночь (весьма неуютная). Рассвет. Станция "Дивово".
   Поезд не останавливается.
   Есенин, Катя Есенина, Приблудный на ходу соскакивают и исчезают за станционным бараком.
   Я еду дальше: Рязань - Рузаевка - Инза - Симбирск, ныне - Ульяновск.
  
   РАЗЛУКА
  
   С 4 сентября я в Ленинграде. Один. Что у меня осталось от Есенина? - Красный шелковый бинт, которым он перевязывал кисть левой руки, да черновик "Песни о великом походе".
   Кстати о бинте. Один ленинградский писатель, глядя как-то на руки Есенина, съязвил: - У Есенина одна рука красная, а другая белая.
   Я не думаю, что он был прав.
   Дружба - что зимняя дорога. Сбиться с нее - пустяк. Особенно ночью - в разлуке. На Волге, как только лед окрепнет, выпадет снег и пробегут по нему первые розвальни, начинают ставить вешки. Ставят их ровно, сажени на две одна от другой. Бывает - метель снегу нанесет, дорогу засыпет, вот тогда по вешкам и едут.
   Были и у нас свои вешки. Ставила нам их Галина Артуровна Бениславская. Не на две сажени, пореже, но все-таки ставила. По ним-то мы и брели, вплоть до июня 25 года. Где те вешки, по которым шел Есенин, не знаю. Мои - при мне.
   Теперь, при повторном хождении по тому же пути, мне хочется поставить их перед собой. Не знаю для чего. Может быть, как и тогда, для того, чтобы не сбиться с дороги.
  
   13 ноября 24 г. 15
   ...От С. А. Вам привет, просит Вас писать ему, сам же не пишет, потому что потерял ваш адрес. Я ему сообщила, вероятно, скоро напишет. Сейчас он в Тифлисе, собирается в Персию (еще не ездил). Говорит сам и другие о нем - чувствует себя недурно. Пишет. Прислал кое-что из новых стихов. Прислал исправленную "Песнь о великом походе". Просит поправки переслать Вам 16.
   Поправки к "Песне о великом походе":
   1. А за синим Доном
   Станицы казачьей
   В это время волк ехидный
   По-кукушьи плачет.
   Говорит Корнилов
   Казакам поречным...
   (вместо: Каледин).
   2. Ах, яблочко
   Цвета милого.
   Бьют Деникина.
   Бьют Корнилова...
   (вместо: Уж, ты подъедено
   ......Каледина).
   3. От полуночи
   До синя утра
   Над Невой твоей
   Бродит тень Петра.
   Бродит тень Петра,
   Грозно хмурится
   На кумачный цвет
   В наших улицах,
   (вместо: и любуется).
   "26" переименовать в "36", соответственно изменив в тексте.
   Г. Бениславская.
   12 декабря 24 г.
   ...Сергей сейчас в Батуме. Прислал телеграмму с адресом, но моя соседка умудрилась потерять эту телеграмму. Так что писать приходится на ощупь. Хорошее дело, не правда ли? Он будто здоров, пишет. Последние стихи прислал. Одно мне очень нравится, это - "Русь уходящая". Будет, вероятно, в "Красной нови". Доверенность, напишу Сергею, чтобы выслал на Ваше имя.
   Г. Бениславская.
   15 декабря 24 г.
   ...Сергей сейчас в Батуме. (Батум, отделение "Зари Востока", Есенину.) Пробудет там, вероятно, дней десять, а может быть, и более. Написала ему, чтобы выслал доверенность Вам и указал, ему или нам посылать деньги, т. к. не знаю: не нужны ли они ему. В таком случае мы здесь как-нибудь устроимся.
   Г. Бениславская.
   21 января 25 г.
   ..."Бакинский рабочий" издал книжку "Русь советская". Туда вошло все, начиная с "Возвращения на родину" и кончая "Письмами". Сам Сергей Александрович что-то замолчал. Перед тем часто нас баловал, а сейчас ни гугу. Вот "36" и книжку "Круга" посылаю.
   Г. Бениславская.
   24 марта 25 г.
   ...А Сергей Александрович уже 3 недели здесь. Стихи хорошие привез. Ну, тысячу приветов.
   Галя.
   ...Три к носу. Ежели через 7-10 дней я не приеду к тебе, приезжай сам.
   Любящий тебя С. Есенин.
   30 марта 25 г.
   ...Посылаю эти письма, как библиографическую редкость. 27 марта Сергей укатил в Баку, неожиданно, как это и полагается.
   Галя.
   В мае месяце я узнал из газет, что у Есенина горловая чахотка.
  
   ЗАКАТ
  
   Июнь 25 года. Первый день, как я снова в Москве. Днем мы ходили покупать обручальные кольца, но почему-то купили полотно на сорочки. Сейчас мы стоим на балконе квартиры Толстых (на Остоженке) и курим. Перед нами закат, непривычно багровый и страшный. На лице Есенина полубезумная и почти торжествующая улыбка. Он говорит, не вынимая изо рта папиросы:
   - Видал ужас?.. Это - мой закат... Ну пошли! Соня ждет.
   (Софья Андреевна Толстая - его невеста.)
  
   КАЧАЛОВ
  
   Мы стоим на Тверской. Перед нами горой возвышается величественный, весь в чесуче Качалов.
   Есенин держится скромно, почти робко.
   Когда мы расходимся, он говорит:
   - Ты знаешь, я перед ним чувствую себя школьником! Ей-богу! А почему, понять не могу! Не в возрасте же дело!
  
   ОБЕД
  
   - Слушай, кацо! Ты мне не мешай! Я хочу Соню подразнить.
   Садимся обедать.
   Он рассуждает сам с собой вдумчиво и серьезно:
   - Интересно... Как вы думаете? Кто у нас в России все-таки лучший прозаик? Я так думаю, что Достоевский! Впрочем, нет! Может быть, и Гоголь. Сам я предпочитаю Гоголя. Кто-нибудь из этих двоих. Что ж там? Гончаров... Тургенев... Ну, эти - не в счет! А больше и нет. Скорей всего - Гоголь.
   После обеда он выдерживает паузу, а затем начинает просить прощения у Софьи Андреевны:
   - Ты, кацо, на меня не сердись! Я ведь так, для смеху! Лучше Толстого у нас все равно никого нет. Это всякий дурак знает.
  
   ДОМОЙ
  
   - Слушай, кацо! Я хочу домой! Понимаешь! Домой хочу! Отправь меня, пожалуйста, в Константиново! Ради бога, отправь!
   Едем на Рязанский вокзал.
   Покупаю билет.
   Он в это время пишет письма.
   - Вот это - отдай Соне! Я ей все объяснил. А это - Анне Абрамовне. Да скажи, что я ей очень верю, совсем верю, но слушаться я ее не могу. Никого я не могу слушаться. Понимаешь? 17
  
  

Другие авторы
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич
  • Каченовский Михаил Трофимович
  • Булгаков Сергей Николаевич
  • Марриет Фредерик
  • Бахтурин Константин Александрович
  • Михайлов Владимир Петрович
  • Герценштейн Татьяна Николаевна
  • Погосский Александр Фомич
  • Мерзляков Алексей Федорович
  • Ежов Николай Михайлович
  • Другие произведения
  • Кузминская Татьяна Андреевна - Моя жизнь дома и в Ясной Поляне
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Стихотворения Алексея Кольцова
  • Ауслендер Сергей Абрамович - Бастилия взята (фрагмент)
  • Покровский Михаил Николаевич - Троцкизм и "особенности исторического развития России"
  • Некрасов Николай Алексеевич - Алфавитный указатель Полного собрания стихотворений
  • Клаудиус Маттиас - Маттиас Клаудиус: краткая справка
  • Некрасов Николай Алексеевич - Пан Ягожинский, отступник и мститель А. П-ва. Части первая-третья
  • По Эдгар Аллан - Черный кот
  • Илличевский Алексей Дамианович - Лицейские стихотворения
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Кубарем по заграницам
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 452 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа