Главная » Книги

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2., Страница 19

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Через три дня он снова в Москве.
  
   ПОЭЗИЯ
  
   Если он не пишет неделю, он сходит с ума от страха.
  
   Есенин, не писавший в свое время два года, боится трехдневного молчания.
   Есенин, обладавший почти даром импровизатора, тратит несколько часов на написание шестнадцати строк, из которых треть можно найти в старых стихах 18.
   Есенин, помнивший наизусть все написанное им за десять лет работы, читает последние стихи только по рукописи. Он не любит этих стихов.
   Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи.
   Утром он говорит:
   - У меня нет соперников, и потому я не могу работать.
   В полдень он жалуется:
   - Я потерял дар.
   В четыре часа он выпивает стакан рябиновой, и его замертво укладывают в постель.
   В три часа ночи он подымается, подымает меня, и мы идем бродить по Москве.
   Мы видим самые розовые утра. Домой возвращаемся к чаю.
  
   МОСКВА-РЕКА
  
   Пятый час утра.
   Мы лежим на песке и смотрим в небо.
   Совсем не московская тишина.
   Он поворачивается ко мне и хочет говорить, но у него дрожат губы, и выражение какого-то необычайно чистого, почти детского горя появляется на лице.
   - Слушай... Я - конченый человек... Я очень болен... Прежде всего - малодушием... Я говорю это тебе, мальчику... Прежде я не сказал бы этого и человеку вдвое старше меня. Я очень несчастлив. У меня нет ничего в жизни. Все изменило мне. Понимаешь? Все! Но дело не в этом... Слушай... Никогда не жалей меня! Никогда не жалей меня, кацо! Если я когда-нибудь замечу... Я убью тебя! Понимаешь?
   Он берет папироску и, не глядя на меня, закуривает. <...>
  
   СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИИ
  
   - Госиздат купил. У меня и у Маяковского 19. Приятно будет перелистывать, а? Как ты думаешь? По-моему - приятно! Вот только переделать кое-что надо. Я тут кое-где замены сделал, да не знаю, хорошо ли. Помнишь, у меня было:
   Славься тот, кто наденет перстень
   Обручальный овце на хвост.
   Я думаю переделать. Что ты скажешь?
   - По-моему, не стоит. Слово не воробей.
   - Так-то так, да овца-то мне теперь не к лицу! Старею я, вот в чем дело! Я и "Сорокоуст" подчистил 20. <...>
  
   КОТЕНОК
  
   В той же пивной.
   Уборщица дарит нам крохотного котенка.
   Есенин с нежностью берет его на руки.
   - Куда же мы его понесем? Знаешь что? Подарим его Анне Абрамовне! А?
   - Подарим.
   - Едем в Госиздат!
   Прежде всего нас высаживают из трамвая. Садимся на второй. Высаживают из второго.
   - Нельзя, граждане, с животными!
   - Да какое же это животное? Капля!
   - Раз мяучит, значит, не капля! Нельзя.
   Соображаем довольно долго.
   - Нашел.
   Мы покупаем газету, делаем из нее фунтик, в фунтик кладем котенка и лезем в вагон.
   Все в порядке.
   Мы спокойно доезжаем до Страстной.
   На Страстной котенок начинает кричать, и мы - снова на улице.
   Делать нечего, идем пешком.
   На Тверской мы заходим в галантерейный магазин и навязываем на шею котенка розовый бант.
   Через четверть часа мы в Госиздате.
   Обряд дарения проходит спокойно и величаво.
  
   КОНСКИЙ ТОРГ
  
   Раннее утро. Базар в Замоскворечье. Лошади стоят в ряд, привязанные к столбам, и понуро жуют губами. Бродят кузнецы. Снуют собаки. Изредка зазвенит слепень. До чего это все не похоже на город!
   Есенин с видом знатока осматривает каждую лошадь. Мнет уши, треплет хвосты. Он изнемогает от наплыва нежности самой сентиментальной. С трудом заставив себя уйти, он еще несколько раз оборачивается и радостно стонет:
   - До чего хорошо! Боже мой! До чего хорошо! Уходить не надо!
   По дороге заходим в трактир чай пить.
   Возле нас сидит невероятно грязный, оборванный субъект и считает деньги. На столике перед ним гора меди. Сосредоточенно и хмуро пересчитывает он сотни копеек, семишников, пятаков. Есенин, удивленно раскрыв глаза:
   - Слушай! Да тут на самый скромный подсчет и то рублей тридцать набежит. Недурен гонорар! Уж не пойти ли и нам стрелять? А? Да ты посмотри - до чего жаден! Даже руки дрожат.
   У субъекта действительно дрожат руки.
  
   БЮСТ
  
   Коненков в Америке.
   В его мастерской работают ученики.
   Мастерская - высоченный пустой сарай. В потолок упирается статуя Ленина - последняя работа. Делают ее по модели Коненкова его помощники.
   Дворник и друг Коненкова - Василий Григорьевич 21 - показывает нам оставшиеся работы, рассказывает о самом Коненкове и наконец вручает нам глиняный бюст Есенина - то, зачем мы пришли.
   Когда мы выходим на улицу, Есенин задумчиво оглядывает ворота:
   - Гениальная личность!
   И тяжело вздыхая:
   - Ну вот... Еще с одной жизнью простился. А Москва еще розовая... Пошли!
  
   ВАГАНЬКОВО
  
   Мы медленно идем по Пресне.
   - Ты знаешь... Я - свинья! С самого погребения Ширяевца я ни разу не был на его могиле! Это был замечательный человек! Прекрасный человек! И, как все мы, очень несчастный. Вот погоди, придем на кладбище, я расскажу тебе про него одну историю. Сядем на могилу и расскажу.
   У ворот мы покупаем два венка из хвои.
   - Вот так. Положим венки, сядем, помолчим, а потом я тебе и расскажу. Ну, пойдем искать!
   Мы дважды обходим все кладбище. Могилы нет.
   Он останавливается и вытирает пот.
   - Вот история! Понимаешь? Сам хоронил! Сам место выбирал... А найти не могу... Давай отдохнем, а потом - снова...
   Присаживаемся отдохнуть.
   Вдруг он подымается и, к чему-то прислушиваясь, идет в кусты. Я - за ним.
   - Слушай...
   Неподалеку от нас, в ограде, стоит священник, в облачении, и служит.
   Прислушиваемся.
   - Государя императора Николая Александровича... Государыни императрицы Александры Фео-о-доровны... Его императорского высочества...
   На Есенине нет лица.
   - Вот... вот это здорово! Здесь, в советской Москве, в тысяча девятьсот двадцать пятом году! Господи боже мой! Что ж это такое?
   Мы ждем. Когда кончается служба и священник, загасив кадило, выходит за ограду, мы подходим к нему. Есенин вежливо, снимая шляпу:
   - Будьте любезны! Вы не можете нам сказать, чья эта могила?
   - Амфитеатрова.
   В один голос:
   - Писателя?
   - Нет. Протоиерея Амфитеатрова, отца писателя.
   Он поворачивается к нам спиной и медленно уходит. Солнце начинает жарить всерьез.
   Мы возвращаемся к нашей первоначальной цели. Ищем порознь, долго и трудно. Наконец я слышу голос Есенина:
   - Нашел! Иди сюда!
   Он отбирает у меня венок и вместе со своим кладет на могилу. Мы садимся рядом.
   Помолчав, он начинает рассказ. Он рассказывает медленно и любовно, прислушиваясь к каждому своему слову и заполняя паузы жестами. Он говорит о девушке, неумной и нехорошей, о человеческой судьбе и о бедном сердце поэта. Когда он кончает рассказ, мы оба встаем и подходим к кресту. И здесь я вижу, что он вдруг смертельно бледнеет.
   - Милый! Что с тобой?
   Он молча показывает на крест.
   "Здесь покоится режиссер..."
   Мы сидели на чужой могиле.
  
   - Нет! Ты понимаешь в чем дело? Они продали его могилу! У него нет могилы! У него украли могилу! Сволочи! Сукины дети! Опекуны! Доглядеть не могли? Ну, погоди! Я им покажу! Помяни мое слово!
   Он летит в Дом Герцена "показывать". <...>
  
   ЯЗЫК
  
   Он второй день бродит из угла в угол и повторяет стихи:
   Учитель мой - твой чудотворный гений,
   И поприще - волшебный твой язык.
   И пред твоими слабыми сынами
   Еще порой гордиться я могу,
   Что сей язык, завещанный веками,
   Любовней и ревнивей берегу...
   - А? Каково? Пред твоими слабыми сынами! Ведь это он про нас! Ей-богу, про нас! И про меня! Не пиши на диалекте, сукин сын! Пиши правильно! Если бы ты знал, до чего мне надоело быть крестьянским поэтом! Зачем? Я просто - поэт, и дело с концом! Верно?
  
   ЛАСТОЧКА
  
   Вечер.
   Мы стоим на Москве-реке возле храма Христа-спасителя.
   Ласточка с писком метнулась мимо нас и задела его крылом за щеку.
   Он вытер ладонью щеку и улыбнулся.
   - Смотри, кацо: смерть - поверье такое есть, - а какая нежная!
  
   ОТЪЕЗД
  
   - Вот что! Ты уехать хочешь? Уезжай! Теперь не держу. Хотел я, чтобы ты у меня на свадьбе был, да теперь передумал. Запомни только: если я тебя позову, значит, надо ехать. По пустякам тревожить не стану. И еще запомни: работай, как сукин сын! До последнего издыхания работай! Добра желаю! Ну, прощай! Да! Вот еще: постарайся не жениться! Даже если очень захочется, все равно не женись! Понял?
  
   ВТОРАЯ РАЗЛУКА
  
   26.VII-25.
   Открытое письмо от Софьи Андреевны Толстой.
   Ростов н/Д. Вокзал.
   Приписка Есенина:
   Милый Вова,
   Здорово.
   У меня - не плохая
   "Жись",
   Но если ты не женился,
   То не женись.
   Сергей.
   Сентябрь.
   Узнаю: Есенин разбил, сбросив с балкона, коненковскии бюст 22.
   Ноябрь.
   Захожу как-то в Союз писателей на Фонтанке. Кто-то сообщает:
   - Есенин в Питере. Ищет вас. Потерял адрес.
   По привычке иду на Гагаринскую.
   Он действительно был, искал, не нашел, уехал.
  
   Декабрь, 7-е.
   Телеграф: "Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить Ленинград. Телеграфируй. Есенин".
  
   ЧЕТВЕРГ 23
  
   С утра мне пришлось уйти из дому.
   Вернувшись, я застал комнату в некотором разгроме: сдвинут стол, на полу рядком три чемодана, на чемоданах записка:
   "Поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей".
  
   Выхожу.
   У подъезда меня поджидает извозчик.
   - Федоров заперт был, так они приказали везти себя в "Англетер". Там у них не то приятель живет, не то родственник.
   Родственником оказался Г. Ф. Устинов, приятель Есенина, живший в сто тридцатом номере гостиницы.
   Есенина я застал уже в "его собственном" номере в обществе Елизаветы Алексеевны Устиновой и жены Григория Колобова, тоже приятеля Есенина по дозаграничному периоду.
   Сидели не долго.
   Я поехал домой, Есенин с Устиновой - по магазинам (предпраздничные покупки).
   Перед уходом пробовал уговорить Есенина прожить праздники у меня на Бассейной.
   Ответ был следующий:
   - Видишь ли... Мне бы очень хотелось, чтобы эти дни мы провели все вместе. Мы с Жоржем (Устинов) ведь очень старые друзья, а вытаскивать его с женой каждый день на Бассейную, пожалуй, будет трудновато. Кроме того, здесь просторнее.
  
   Вторично собрались часа в четыре дня. В комнате я застал, кроме упомянутых, самого Устинова и Ушакова (журналист, проживавший тут же, в "Англетере"). Несколько позже пришел Колобов. Дворник успел к тому времени перевезти вещи Есенина сюда же. К девяти мы остались одни.
   Часов до одиннадцати Есенин говорил о том, что по возрасту ему пора редактировать журнал, как Некрасову, о том, что он не понимает и не хочет понимать Анатоля Франса, и о том, что он не любит писем Пушкина.
   - Понимаешь? Это литература! Это можно читать так же, как читаешь стихи. Порок Пушкина в том, что он писал письма с черновиками. Он был больше профессионалом, чем мы.
   Говорили о Ходасевиче.
   Из двух стихотворений - "Звезды" и "Баллада" - Есенин предпочел первое.
   - Вот дьявол! Он мое слово украл! Ты понимаешь, я всю жизнь искал этого слова, а он нашел.
   Слово это: жидколягая.
   - А "Баллада"?
   - Нет, "Баллада" не то! Это, брат, гофманщина! А вот первое - прелесть!
   Незаметно заснули.
  
   ПЯТНИЦА
  
   Проснулись мы часов в шесть утра.
   Первое, что я услышал от него в этот день:
   - Слушай, поедем к Клюеву!
   - Поедем.
   - Нет верно, поедем?
   - Ну да, поедем. Только попозже. Кроме того, имей в виду, что адреса его я не знаю.
   - Это пустяки! Я помню... Ты подумай только: ссоримся мы с Клюевым при встречах кажинный раз. Люди разные. А не видеть его я не могу. Как был он моим учителем, так и останется. Люблю я его.
   Часов до девяти лежа смотрели рассвет. Окна номера выходили на Исаакиевскую площадь. Сначала свет был густой синий. Постепенно становился реже и голубее. Есенин лежа напевал:
   Синий свет, свет такой синий... 24
   В девять поехали. Пришлось оставить извозчика и искать пешком. Мы заходили в десятки дворов. Десятки дверей захлопывались у нас под носом. Десятки жильцов орали, что никакого Клюева, будь он трижды известный писатель (а на последнее Есенин очень напирал в объяснениях), они не знают и знать не хотят. Номер дома, как водится, был благополучно забыт. Пришлось разыскать автомат и по телефону узнать адрес.
   Подняли Клюева с постели. Пока он одевался, Есенин взволнованно объяснял:
   - Понимаешь? Я его люблю! Это мой учитель. Ты подумай: учитель! Слово-то какое!
   Несколько минут спустя:
   - Николай! Можно прикурить от лампадки?
   - Что ты, Сереженька! Как можно! На вот спички!
   Закурили. Клюев ушел умываться. Есенин, смеясь:
   - Давай подшутим над ним!
   - Как?
   - Лампадку потушим. Он не заметит! Вот клянусь тебе, не заметит.
   - Нехорошо. Обидится.
   - Пустяки! Мы ведь не со зла. А так, для смеха.
   Потушил.
   - Только ты молчи! Понимаешь, молчи! Он не заметит.
   Клюев действительно не заметил.
   Сказал ему Есенин об этом и просил у него прощения уже позже, когда мы втроем вернулись в гостиницу. Вслед за нами пришел художник Мансуров.
   Есенин читал последние стихи.
   - Ты, Николай, мой учитель. Слушай.
   Учитель слушал.
   Когда Есенин кончил читать, некоторое время молчали. Он потребовал, чтобы Клюев сказал, нравятся ли ему стихи.
   Умный Клюев долго колебался и наконец съязвил:
   - Я думаю, Сереженька, что, если бы эти стихи собрать в одну книжечку, они стали бы настольным чтением для всех девушек и нежных юношей, живущих в России.
   Ничего другого, по совести, он не мог и сказать.
   Есенин помрачнел.
   Ушел Клюев в четвертом часу. Обещал прийти вечером, но не пришел.
   Пришли Устиновы. Елизавета Алексеевна принесла самовар. С Устиновыми пришел Ушаков и старик писатель Измайлов. Пили чай. Есенин снова читал стихи, в том числе и "Черного человека". Говорил:
   - Снимем квартиру вместе с Жоржем. Тетя Лиза (Устинова) будет хозяйка. Возьму у Ионова журнал. Работать буду. Ты знаешь, мы только праздники побездельничаем, а там - за работу.
   Перед сном снова беседа:
   - Ты понимаешь? Если бы я был белогвардейцем, мне было бы легче! То, что я здесь, это - не случайно. Я - здесь, потому что я должен быть здесь. Судьбу мою решаю не я, а моя кровь. Поэтому я не ропщу. Но если бы я был белогвардейцем, я бы все понимал. Да там и понимать-то, в сущности говоря, нечего! Подлость - вещь простая. А вот здесь... Я ничего не понимаю, что делается в этом мире! Я лишен понимания!
  
   СУББОТА
  
   Вот тут я начинаю сбиваться. Пятница и суббота - в моей памяти - один день. Разговаривали, пили чай, ели гуся, опять разговаривали. Разговоры были одни и те же: квартира, журнал, смерть. Время от времени Есенин умудрялся понемногу доставать пиво, но редко и скудно: праздники, все закрыто. Кроме того, и денег у него было немного. А к субботе и вовсе не осталось. <...>
   Вечером:
   - А знаешь, ведь я сухоруким буду!
   Он вытягивает левую руку и старается пошевелить пальцами.
   - Видал? Еле-еле ходят. Я уж у доктора был. Говорит - лет пять-шесть прослужит рука, может, больше, но рано или поздно высохнет. Сухожилия, говорит, перерезаны, потому и гроб.
   Он помотал головой и грустно охнул:
   - И пропала моя бела рученька... А впрочем, шут с ней! Снявши голову... как люди-то говорят?
  
   ВОСКРЕСЕНЬЕ
  
   С утра поднялся галдеж.
   Есенин, смеясь и ругаясь, рассказывал всем, что его хотели взорвать. Дело было так.
   Дворник пошел греть ванну. Через полчаса вернулся и доложил: "Пожалуйте!"
   Есенин пошел мыться, но вернулся с криком, что его хотели взорвать. Оказывается, колонку растопили, но воды в ней не было - был закрыт водопровод. Пришла Устинова.
   - Сергунька! Ты с ума сошел! Почему ты решил, что колонка должна взорваться?
   - Тетя Лиза, ты пойми! Печку растопили, а воды нет! Ясно, что колонка взорвется!
   - Ты дурень! В худшем случае она может распаяться.
   - Тетя Лиза! Ну что ты, в самом деле, говоришь глупости! Раз воды нет, она обязательно взорвется! И потом, что ты понимаешь в технике!
   - А ты?
   - Я знаю!
   Пустили воду.
   Пока грелась вода, занялись бритьем. Брили друг друга по очереди. Елизавета Алексеевна тем временем сооружала завтрак.
   Стоим около письменного стола: Есенин, Устинова и я. Я перетираю бритву. Есенин моет кисть. Кажется, в комнате была прислуга.
   Он говорит:
   - Да! Тетя Лиза, послушай! Это безобразие! Чтобы в номере не было чернил! Ты понимаешь? Хочу написать стихи, и нет чернил. Я искал, искал, так и не нашел. Смотри, что я сделал!
   Он засучил рукав и показал руку: надрез.
   Поднялся крик. Устинова рассердилась не на шутку.
   Кончили они так:
   - Сергунька! Говорю тебе в последний раз! Если повторится еще раз такая штука, мы больше незнакомы!
   - Тетя Лиза! А я тебе говорю, что, если у меня не будет чернил, я еще раз разрежу руку! Что я, бухгалтер, что ли, чтобы откладывать на завтра!
   - Чернила будут. Но если тебе еще раз взбредет в голову писать по ночам, а чернила к тому времени высохнут, можешь подождать до утра. Ничего с тобой не случится.
   На этом поладили.
   Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи.
   Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака:
   - Тебе.
   Устинова хочет прочесть.
   - Нет, ты подожди! Останется один, прочитает.
  
   Вслед за этим пошли: ванна, самовар, пиво (дворник принес бутылок пять-шесть), гусиные потроха, люди. К чаю пришел Устинов, привел Ушакова. Есенин говорил почти весело. Рассказывал про колонку. Бранился с Устиновой, которая заставляла его есть.
   - Тетя Лиза! Ну что ты меня кормишь? Я ведь лучше знаю, что мне есть! Ты меня гусем кормишь, а я хочу косточку от гуся сосать!
   К шести часам остались втроем: Есенин, Ушаков и я.
   Устинов ушел к себе "соснуть часика на два". Елизавета Алексеевна тоже.
   Часам к восьми и я поднялся уходить. Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Ушакова уже не было.
   Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично.
   На другой день портье, давая показания, сообщил, что около десяти Есенин спускался к нему с просьбой: никого в номер не пускать.
  
   ЭПИЛОГ
  
   На свете счастья нет, а есть покой и воля.
   Пушкин 25
  
   Кладбище называлось "Воля".
   Блок 26
  
   Запоздалый эпиграф.
  
   Есенин погребен на Ваганьковом рядом с Ширяевцем, чью могилу, разумеется, никто не крал, а просто мы не сумели в тот раз найти.
   Ноябрь 1928-январь 1929
  

Е. А. УСТИНОВА

  
   ЧЕТЫРЕ ДНЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
  
   1
   В ноябре месяце 1925 года вошел к нам в номер гостиницы "Англетер", в Ленинграде, поэт Сергей Александрович Есенин 1. От былого здоровья, удали осталась только насмешливая улыбка, а волосы, те прекрасные, золотые волосы, совсем посерели, перестали виться, глаза тусклые, полны грусти, красноватые больные веки и хриплый, еле слышный голос.
   - Сереженька, что с тобой?
   - Болен я, тетя *, вот думаю лечиться скоро в Москве у лучших профессоров.
   * Есенин звал автора воспоминаний "тетей".
  
   Он был такой исстрадавшийся, растерянный, неспокойный, все время что-нибудь перебирал руками. Пришел не один - с поэтом Н. П. Савкиным. Читал свои последние произведения.
   В этот его приезд мы виделись два раза. В день отъезда он пел хрипловатым приглушенным голосом вместе с Савкиным рязанские частушки:
   Что-то солнышко не светит,
   Над головушкой туман,
   Али пуля в сердце метит.
   Али близок трибунал.
  
   Эх доля-неволя,
   Глухая тюрьма!
   Долина, осина -
   Могила темна.
  
   2
   Через месяц, 24 декабря 1925 года, утром в десять - одиннадцать часов к нам почти вбежал в шапке и шарфе сияющий Есенин.
   - Ты откуда, где пальто, с кем?
   - А я здесь остановился. Сегодня из Москвы, прямо с вокзала. Мне швейцар сказал, что вы тут, а я хотел быть с вами и снял пятый номер. Пойдемте ко мне. Посидим у меня, выпьем шампанского. Тетя, ведь это по случаю приезда, а другого вина я не пью *.
   Пошли к нему. Есенин сказал, что он из Москвы уехал навсегда, будет жить в Ленинграде и начнет здесь новую жизнь - пить вино совершенно перестанет. Со своими родственниками он окончательно расстался, к жене не вернется - словом, говорил о полном обновлении своего быта. У него был большой подъем. Вещи он оставил сначала у поэта В. Эрлиха и ждал теперь его приезда с вещами.
   Есенин попросил у меня поесть, а потом мы с ним поехали вечером покупать продовольствие на праздничные дни. Есенин рассказывал о том, что стихов больше не пишет, а работает много над большой прозаической вещью - повесть или роман 2. Я попросила мне показать. Он обещал показать через несколько дней, когда закончит первую часть. Рассказывал о замужестве своей сестры Кати, подшучивал над собой, что он-то уж избавлен от всякой женитьбы, так как три раза был женат, а больше по закону не разрешается.
   Первый день прошел в воспоминаниях прошлого и в разговорах о ближайшем будущем. Поэта Эрлиха мы просили искать общую квартиру: для нас и Сергея Александровича.
   Я сначала не соглашалась на такое общежитие **, но Есенин настаивал, уверяя, что не будет пить, что он в Ленинград приехал работать и начать новую жизнь.
   * Сергей Александрович редко пил шампанское, как дорогое вино.
   ** В 1919 г. Есенин жил в одной квартире с Устиновым.
  
   В этот день мы разошлись довольно поздно, а на другой день (26 декабря) Есенин нас разбудил чуть свет, около пяти часов утра. Он пришел в красном халате, такой домашний, интимный. Начались разговоры о первых шагах его творчества, о Клюеве, к которому Есенин хотел немедленно же ехать. С трудом его уговорили немного обождать, хотя бы до полного рассвета. Часов в семь утра он уехал к Клюеву.
   Днем, в одиннадцать - двенадцать часов, в номере Есенина были Клюев, скульптор Мансуров и я. Мы сидели на кушетке и оживленно беседовали. Сергей Александрович познакомил меня с Клюевым:
   - Тетя, это мой учитель, мой старший брат.
   Я недолго была у Сергея Александровича. Как потом передавали, они сумели поспорить, но разошлись с тем, чтобы на другой день встретиться. Есенин назавтра говорил, что он Клюева выгнал. Это было не совсем так.
   В тот день было немного вина и пива. Меня, помню. поразил один поступок Есенина: он вдруг запретил портье пускать кого бы то ни было к нему, а нам объяснил, что так ему надо для того, чтобы из Москвы не могли за ним следить.
   Помню, заложив руки в карманы, Есенин ходил по комнате, опустив голову и изредка поправляя волосы.
   - Сережа, почему ты пьешь? Ведь раньше меньше пил? - спрашивала я.
   - Ах, тетя, если бы ты знала, как я прожил эти годы! Мне теперь так скучно!
   - Ну, а твое творчество?
   - Скучное творчество! - Он остановился, улыбаясь смущенно, почти виновато. - Никого и ничего мне не надо - не хочу! Шампанское, вот веселит, бодрит. Всех тогда люблю и... себя! Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь "божья дудка".
   Я попросила объяснить, что значит "божья дудка".
   Есенин сказал:
   - Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же.
   Он смеялся с горькой складочкой около губ.
   Пришел Г. Ф. Устинов с писателем Измайловым и Ушаковым, подошел Эрлих. Есенин читал свои стихи. Несколько раз прочел "Черного человека" в законченном виде, значительно сокращенном.
   Разбирали вчерашний визит Клюева, вспоминали один инцидент. Н. Клюев, прослушав накануне стихи Есенина, сказал:
   - Вот, Сереженька, хорошо, очень хорошо! Если бы их собрать в одну книжку, то она была бы настольной книгой всех хороших, нежных девушек.
   Есенин отнесся к этому пожеланию неодобрительно, бранил Клюева, но тут же, через пять минут, говорил, что любит его. Вспоминая об этом сегодня, Есенин смеялся.
  
   3
   27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.
   Я сказала, что, когда будет все исправлено, его позовут.
   Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
   Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой "паршивой" гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
   Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
   Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:
   - Потом прочтешь, не надо!
   Позднее мы снова сошлись все вместе. Я была не все время у него, то выходила, то снова приходила. Вечером Есенин заснул на кушетке. За ужином Есенин ел только кости и уверял, что только в гусиных костях есть вкус. Все смеялись.
   В этот день все очень устали и ушли от него раньше, чем всегда. Звали его к себе, он хотел зайти - и не пришел.
  
   4
   28-го я пошла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошел Эрлих - и мы вместе стучались. Я попросила наконец коменданта открыть комнату отмычкой. Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату: кровать была не тронута, я к кушетке - пусто, к дивану - никого, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна. Я быстро вышла. <...>
   3 января 1926 г.
  

В. В. МАЯКОВСКИЙ

  
   ИЗ СТАТЬИ "КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?"
  
   Есенина я знал давно - лет десять, двенадцать.
   В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
   Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
   - Это что же, для рекламы?
   Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло.
   Что-то вроде:
   - Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной...
   Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны.
   Но малый он был как будто смешной и милый.
   Уходя, я сказал ему на всякий случай:
   - Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
   Есенин возражал с убежденной горячностью. Его увлек в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться.
   Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал:
   - Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
   Есенин озлился и пошел задираться.
   Потом стали мне попадаться есенинские строки и стихи, которые не могли не нравиться, вроде:
   Милый, милый, смешной дуралей... 1 и т. д.
   Небо - колокол, месяц - язык... 2 и др.
   Есенин выбирался из идеализированной деревенщины, но выбирался, конечно, с провалами, и рядом с
   Мать моя родина,
   Я большевик... 3
   появлялась апология "коровы". Вместо "памятника Марксу" требовался коровий памятник 4. Не молоконосной корове а-ля Сосновский, а корове-символу, корове, упершейся рогами в паровоз.
   Мы ругались с Есениным часто, кроя его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм.
   Потом Есенин уехал в Америку и еще куда-то и вернулся с ясной тягой к новому.
   К сожалению, в этот период с ним чаще приходилось встречаться в милицейской хронике, чем в поэзии. Он быстро и верно выбивался из списка здоровых (я говорю о минимуме, который от поэта требуется) работников поэзии.
   В эту пору я встречался с Есениным несколько раз, встречи были элегические, без малейших раздоров.
   Я с удовольствием смотрел на эволюцию Есенина: от имажинизма к ВАППу. Есенин с любопытством говорил о чужих стихах. Была одна новая черта у самовлюбленнейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой и оптимистический путь.
   В этом, по-моему, корень поэтической нервозности Есенина и его недовольства собой, распираемого вином и черствыми и неумелыми отношениями окружающих.
   В последнее время у Есенина появилась даже какая-то явная симпатия к нам (лефовцам): он шел к Асееву, звонил по телефону мне, иногда просто старался попадаться.
   Он обрюзг немного и обвис, но все еще был по-есенински элегантен.

Другие авторы
  • Жанлис Мадлен Фелисите
  • Скотт Вальтер
  • Ровинский Павел Аполлонович
  • Де-Фер Геррит
  • Бойе Карин
  • Водовозов Николай Васильевич
  • Пигарев К. В.
  • Дмитриев Михаил Александрович
  • Бельский Владимир Иванович
  • Баженов Александр Николаевич
  • Другие произведения
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Пушкин и Евпраксия Вульф
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Способ к распространению шелководства. Я. Юдицкого
  • Тынянов Юрий Николаевич - Вопрос о Тютчеве
  • Мошин Алексей Николаевич - На отдых
  • Покровский Михаил Николаевич - Своеобразие русского исторического процесса и первая буква марксизма
  • Буссенар Луи Анри - Приключения в стране бизонов
  • Бем Альфред Людвигович - Спор о Маяковском
  • Бульвер-Литтон Эдуард Джордж - Кенелм Чилингли, его приключения и взгляды на жизнь
  • Кошелев Александр Иванович - Письмо к редактору "Русской мысли"
  • Федоров Николай Федорович - Что такое постулат практического разума?
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 413 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа