Главная » Книги

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2., Страница 22

Есенин Сергей Александрович - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

355).
   Воспоминания впервые напечатаны в журн. "Красная нива". М., 1928, 8 января, N 2, с. 18-19. Печатаются по этому тексту. Датируются по первой публикации.
  
   1 Как известно, Есенин никогда в Тегеране не был. Рассказ о "поездке в Тегеран" - это одна из легенд, которые, случалось, возникали не без его собственного участия.
   2 Гастроли Художественного театра в Баку проходили не в июне, а с 15 по 20 мая 1925 г. Видимо, в день открытия гастролей Есенин, лежавший тогда в больнице, отправил В. И. Качалову записку: "Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал, кроме "Красной нови", стихотворение "Джиму". В воскресенье выйду из больницы (болен легкими). Очень хотелось бы увидеть Вас за 57-летним армянским. А? Жму Ваши руки. С. Есенин" (VI, 188).
   3 Эта записка Есенина неизвестна. Спектакль "Царь Федор Иоаннович" шел во время бакинских гастролей МХАТа 19 и 20 мая. Видимо, в один из этих дней и состоялась встреча Есенина с В. И. Качаловым и его знакомство с К. С. Станиславским.
   4 Из стихотворения "Мне осталась одна забава...".
  
   С. А. ТОЛСТАЯ-ЕСЕНИНА
  
   ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ
   Софья Андреевна Толстая-Есенина (1900-1957) познакомилась с Есениным в марте 1925 года и вскоре стала его женой. Она с исключительной бережностью относилась ко всему, связанному с жизнью и творчеством Есенина, сохранила много документов последнего периода его жизни. В значительной степени благодаря ей до нас дошел целый ряд произведений Есенина. Среди них цикл коротких стихотворений, продиктованных Есениным в ночь с 4 на 5 октября 1925 года ("Снежная замять крутит бойко..." и пр.). Только в ее списках известны стихотворения: "Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...", "Сани. Сани. Конский бег...", "Ты ведь видишь, что небо серое..." и др. После смерти Есенина она усиленно собирала его рукописи, письма, воспоминания о нем. Многие документы были ею скопированы, и эти копии подчас остались единственным источником текста, поскольку подлинные письма и автографы стихотворений, хранившиеся у разных владельцев, оказались впоследствии утраченными. По существу, она явилась организатором Музея Есенина, существовавшего в 1926-1929 годах. Собранные в этом музее рукописи и документы, перешедшие потом в ЦГАЛИ, ГЛМ и ИМЛИ, явились основой есенинских собраний этих государственных хранилищ.
   С. А. Толстая-Есенина не оставила воспоминаний о поэте. Однако в ряде подготовленных ею материалов и в ее письмах содержатся мемуарные свидетельства, подчас являющиеся единственным источником сведений об обстоятельствах создания некоторых произведений Есенина. В 1946 году было напечатано ее вступление к впервые публикуемым стихотворениям Есенина, в котором она рассказала о том, как в октябре 1925 года возник цикл коротких, "зимних" стихотворений Есенина. В 1940 году она готовила к изданию сборник стихотворений и поэм Есенина, к которому написала обширный комментарий (в его подготовке принимала участие также Е. Н. Чеботаревская). Издание не состоялось, но рукопись комментария сохранилась. В нем также содержатся сведения мемуарного характера. Все эти материалы многократно использовались в различных изданиях Есенина, начиная с Собрания сочинений в 5-ти томах. М., 1961-1962. Но собраны вместе и самостоятельно изданы они не были. К ним присоединено письмо С. А. Толстой-Есениной к А. М. Горькому от 15 июня 1926 года - важный источник сведений об отношении Есенина к нему.
   Тексты печатаются: "Восемь строк" - по журн. "Смена", М., 1946, февраль, N 3-4, с. 13; письмо к А. М. Горькому - по автографу (Архив Горького, ИМЛИ); Из "Комментария" - по рукописи С. А. Толстой-Есениной (хранится в ГЛМ), кроме фрагмента о "Стране негодяев", который публикуется по журн. "Юность", М., 1957, N 4, с. 32 (в рукописи "Комментария" запись о "Стране негодяев" отсутствует).
  
   1 Вместе с этим письмом С. А. Толстая-Есенина отправила копию письма Есенина от 3 июля 1925 г. (см. VI, 190).
   2 В своих воспоминаниях работник издательства "Круг" Д. К. Богомильский рассказал, что летом 1925 г. А. К. Воронский сообщил ему, что "в письме, полученном им из Сорренто, Алексей Максимович Горький очень интересуется судьбой Есенина и просит выслать ему новые стихи поэта. Об этом разговоре с Воронским я сообщил Есенину при встрече с ним..." (Воспоминания, 1965, с. 344). Тогда же этим издательством был отправлен А. М. Горькому сборник Есенина. В ответном письме от 9 августа 1925 г. А. М. Горький писал: "И - уж будьте любезны, пришлите еще стихи Есенина" (Архив А. М. Горького, т. X, кн. 2. с. 24).
   3 Этот экземпляр "Персидских мотивов" не найден. В библиотеке А. М. Горького сохранились две книги Есенина с его дарственными надписями: "Радуница" (1916) и "Пугачев" (см. примеч. 1 и 2 к воспоминаниям А. М. Горького).
   4 Пешкову.
   5 В опущенной последней части письма С. А. Толстая-Есенина рассказывает о деятельности комиссии по увековечению памяти Есенина и обращается к А. М. Горькому с просьбой написать воспоминания о нем. Ответное письмо А. М. Горького - см. ЛР, 1965, 1 октября.
   6 В "Комментарии", как это принято, о каждом стихотворении сначала сообщаются источниковедческие и текстологические сведения (наличие автографов, место первой публикации и т. п.). Эти части комментария в данном случае опущены без специальных обозначений.
   7 Автографы эти не известны. Об этих стихотворениях рассказывает в своих воспоминаниях и В. Ф. Наседкин. Он также приводил четыре строки несохранившегося стихотворения, совпадающие с записью С. А. Толстой-Есениной.
  
   Т. С. ЕСЕНИНА
  
   ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА РАЙХ
   Татьяна Сергеевна Есенина - дочь Есенина и З. Н. Райх, родилась в Орле 29 мая (11 июня) 1918 года; журналист, литератор, автор повести "Женя - чудо XX века".
   Воспоминания написаны в 1971 году, впервые опубликованы в сб. "Есенин и современность", М., 1975. Печатаются в сокращении по рукописи, пересмотренной автором для наст. изд.
  
   1 Венчание состоялось 30 июля 1917 г. в Кирико-Иулиттовской церкви Вологодского уезда.
   2 Из стихотворения А. А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе...".
   3 Из стихотворения "Иисус-младенец".
  
   К. С. ЕСЕНИН
  
   ОБ ОТЦЕ
   Константин Сергеевич Есенин - сын Есенина и З. Н. Райх, родился в Москве 3 февраля 1920 года, скончался 25 апреля 1986 года; участник Великой Отечественной войны, инженер-строитель, спортивный обозреватель.
   Воспоминания впервые напечатаны в сб. "Есенин и русская поэзия", Л., 1967. Печатаются по рукописи, пересмотренной автором для наст. изд.
  
   1 Из "Письма к женщине".
  
   И. В. ЕВДОКИМОВ
  
   СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
   Иван Васильевич Евдокимов (1887-1941) - писатель. В период первой русской революции 1905 года принимал участие в деятельности Вологодской большевистской организации. Печататься начал в 1915 году. Автор романов "Колокола" (1926), "Чистые пруды" (1927), "Заозерье" (1928), ряда повестей и рассказов, а также нескольких книг по истории русского искусства.
   В годы встреч с Есениным он работал в Литературно-художественном отделе Госиздата, был издательским редактором трехтомного "Собрания стихотворений" Есенина. После смерти поэта составил дополнительный, четвертый том этого издания, в который вошли произведения, не включенные поэтом в первые три тома.
   И. В. Евдокимов вел большую работу по собиранию мемуаров о Есенине. Под его редакцией вышел первый сборник воспоминаний о поэте в 1926 году, в который вошли воспоминания Р. Ивнева, М. В. Бабенчикова, М. П. Мурашева, И. И. Старцева, Н. Г. Полетаева, В. И. Вольпина, Л. Файнштейна, И. В. Грузинова, Г. Ф. Устинова, В. Т. Кириллова, Н. Н. Асеева, Е. А. Устиновой и самого И. В. Евдокимова. Судя по всему, он был инициатором создания многих из этих воспоминаний и, как показывают рукописи сборника (хранятся в ИМЛИ), тщательно их редактировал.
   Воспоминания впервые опубликованы в сб. Воспоминания, 1926, по тексту которого они печатаются с сокращениями в наст. изд. Датированы автором.
  
   1 В конце 1924 г. И. В. Евдокимов встречаться с Есениным в Госиздате не мог, так как 3 сентября 1924 г. поэт уехал из Москвы на Кавказ и оставался там до конца февраля 1925 г.
   2 Договор на издание книги стихов "Рябиновый костер" был заключен 20 июня 1925 г., но еще до этого, 17 июня Есенин подал в Литературно-художественный отдел Госиздата заявление об издании "Собрания стихотворений" объемом в 10 тысяч строк. 30 июня был подписан договор о его выпуске. Договором предусматривалось, что Госиздату в течение двух лет (с 30 июня 1925 г. по 30 июня 1927 г.) "принадлежит право включения в собрание стихотворений или отдельного издания всех вновь написанных и напечатанных произведений Есенина" (ЦГАЛИ).
   3 Сборник "Березовый ситец" вышел, видимо, в первых числах июня месяца (см. информацию о его появлении в "Красной газете", веч. вып. Л., 1925, 5 июня). Договор на его издание был подписан по доверенности Есенина Г. А. Бениславской 1 июля 1924 г. "Березовый ситец" полностью повторял сборник Есенина "Избранное", выпущенный Госиздатом в 1922 г.
   4 В тот же день Есенин подарил этот сборник с дарственными надписями А. А. Берзинь и В. В. Гольцеву (РЛ, 1970, N 3, с. 166).
   5 В этом письме от 24 августа 1925 г. И. В. Евдокимов также ставил вопросы о необходимости "привести в порядок" рукопись, дополнить ее (представленный объем был меньше договорного), решить вопрос о вступительной статье и "биографических данных" (см. VI, 365 - 366).
   6 "Сказка о пастушонке Пете..." была не первым стихотворением Есенина для детей. Он начал свой литературный путь публикациями в детских журналах, тогда им были написаны такие стихотворения, как "Что это такое?", "Бабушкины сказки" и др. В 1916 г. он подготовил сборник стихотворений для детей "Зарянка".
   7 Один из вождей и теоретиков РАППа Г. Лелевич с сектантских позиций этой литературной группировки не раз высказывался о творчестве Есенина. В данном случае, вероятно, имеется в виду его статья "О Сергее Есенине" (журн. "Октябрь". М., 1924, N 3), в которой утверждалось, что Есенин - "кулацкий поэт".
  
   В. Ф. НАСЕДКИН
  
   ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЕСЕНИНА
   Василий Федорович Наседкин (1895-1940) - поэт. Познакомился с Есениным в пору их общей учебы в университете Шанявского в Москве. "В университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко", - вспоминал Есенин об этом времени (V, 230). "...шапочно я с ним знаком с зимы 1914-15 года по университету Шанявского", - свидетельствовал и В. Ф. Наседкин ("Последний год Есенина", М., 1927, с. 32). Но по-настоящему сдружились они позже, уже после возвращения Есенина из зарубежной поездки. С этой поры имя В. Ф. Наседкина нередко фигурировало в различных проектах журнала или альманаха, который намеревался выпускать Есенин. Делясь одним из таких замыслов с Н. К. Вержбицким, он писал, что думает издавать журнал в Москве, а не в Ленинграде, потому что "все равно возиться буду не я, а Наседкин. Мне, старик, жалко время. Я ему верю и могу подписывать свое имя, не присутствуя" (VI, 178). 19 декабря 1925 г. В. Ф. Наседкин женился на сестре Есенина - Екатерине Александровне.
   Воспоминания были впервые опубликованы отдельным изд.: Наседкин В. Последний год Есенина. М., 1927. В 1965 г. они были пересмотрены и подготовлены для сб. Воспоминания, 1965 Е. А. Есениной. Печатаются по этому тексту.
  
   1 Телеграмма неизвестна. Есенин приехал в Москву вместе с братом П. И. Чагина В. И. Болдовкиным 1 марта 1925 г.
   2 "Перевал" - литературная группировка, сложившаяся при журнале "Красная новь" в конце 1923-го - начале 1924 г. Ее основные задачи так характеризовал журнал "Печать и революция": "Группа объединяет содружество молодых рабоче-крестьянских писателей и поэтов и ставит себе главным образом задачи производственные. С этой стороны главное внимание членов группы обращено на творчество своих членов, на проработку вопросов художественного выражения и оформления действительности. Вечера "Перевала" поэтому не носят показательно-литературного характера, приближаясь к студийной работе. Не замыкаясь ни в какую кружковщину, группа стремится объединить в своих рядах писательский молодняк, рабочий, комсомольский, крестьянский, не ограничивая своих членов особыми декларациями художественного творчества" (журн. "Печать и революция". М., 1925, кн. 2, с. 305). В состав правления группы в 1925 г. наряду с Артемом Веселым, М. А. Светловым и другими писателями входил и В. Ф. Наседкин.
   Точная дата выступления Есенина с чтением "Анны Снегиной" и "Персидских мотивов" на вечере этой группы неизвестна. Есть предположение, что оно состоялось 14 марта 1925 г. (см. Хроника, 2, 175).
   3 Перед отъездом на Кавказ 27 марта 1925 г. Есенин передал заведующему Отделом художественной литературы Госиздата H. H. Накорякову письмо со своими соображениями о порядке работы над этим альманахом. Он предлагал, в частности, установить должность заведующего редакцией и секретаря альманаха. "На эту работу редакционной коллегией, - писал он, - представляется тов. Наседкин, с которым я буду поддерживать связь с Кавказа" (VI, 181).
   4 В июне-июле 1925 г. Есенин несколько раз ездил в Константиново. В данном случае имеется в виду его поездка на свадьбу двоюродного брата А. Ф. Ерошина.
   5 На Кавказ Есенин вместе с С. А. Толстой выехал 25 июля и вернулся 6 сентября.
   6 Имеется в виду поездка Есенина в Константиново 9- 16 июля 1925 г.
   7 Вероятно, имеется в виду статья Н. Осинского "Литературные заметки" (Правда, М., 1925, 26-28 июля).
   8 За вторую половину 1925 г. в печати появилось всего несколько отзывов на "Анну Снегину". Отрицательно отозвались о поэме журн. "Звезда", Л., 1925, N 4 и "Красная газета", Л., 1925, веч. вып., 30 июня. Иначе оценил "Анну Снегину" рецензент газ. "Советская Сибирь", который отметил, что поэма "говорит о новом моменте в творчестве поэта, а именно: о наступлении поэтической зрелости" (газ. "Советская Сибирь". Новосибирск, 1925, 28 июня).
   9 См. об этом в записях С. А. Толстой-Есениной.
   10 Слова из стихотворения "Да! Теперь решено. Без возврата...".
   11 Стихотворение до нас не дошло. См. об этом в записях С. А. Толстой-Есениной и примеч. к ним.
  
   H. H. АСЕЕВ
  
   ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ
   Николай Николаевич Асеев (1889-1963) - поэт, один из активных участников литературной группы "Леф", возглавлявшейся В. В. Маяковским. Об отношении Есенина к "лефовцам" см. примеч. к отрывку из статьи В. В. Маяковского "Как делать стихи?".
   С творчеством Есенина H. H. Асеев познакомился еще в самом начале его литературного пути. Первая их личная встреча произошла значительно позже, уже после возвращения Есенина из зарубежной поездки, зимой 1923/24 года. В то время они входили в литературные группировки, которые постоянно полемизировали между собой. Это, естественно, накладывало отпечаток на личные встречи H. H. Асеева и Есенина. Воспоминания о них под заглавием "Три встречи с Есениным" H. H. Асеев впервые опубликовал в сб. Воспоминания, 1926. В написанных позже воспоминаниях о В. В. Маяковском. H. H. Асеев подробно рассказал о встрече Есенина с В. В. Маяковским и их беседе.
   Первая часть публикуемых в наст. изд. воспоминаний H. H. Асеева представляет собой отрывок из ого воспоминаний о Маяковском, вторая - из очерка "Три встречи с Есениным". Тексты печатаются: первой части - по кн.: Асеев Н. Собр. соч., т. 5. М., 1964, с. 675-676: второй - по сб. Воспоминания, 1926.
  
   1 Точное время этой встречи не установлено. Поскольку Н. Н. Асеев называет среди окружения Есенина В. Г. Шершеневича и А. Б. Мариенгофа, можно предположить, что она состоялась до окончательного разрыва Есенина с имажинистами, т. е. до сентября 1924 г. В "Трех встречах с Есениным" H. H. Асеев рассказывает о другой своей беседе с ним в "Стойле Пегаса" зимой 1924 г., когда разговор тоже зашел о возможном участии Есенина в "Лефе", но В. В. Маяковского, как участника этого разговора, он не называет. Вероятнее всего, встреча Есенина с В. В. Маяковским и H. H. Асеевым и их общий разговор о возможном сотрудничестве Есенина в "Лефе" относились к весне или лету 1924 г.
   Тем более что осенью отношения между Есениным и В. В. Маяковским вновь обострились, возникла очередная литературная пикировка. В августовском номере журнала "Леф", а 7 сентября 1924 г. в тифлисской газете "Заря Востока" появилось стихотворение В. В. Маяковского "Юбилейное", где в резко полемическом тоне упомянут Есенин:
   Ну Есенин,
   мужиковствующих свора.
   Смех!
   Коровою
   в перчатках лаечных.
   Раз послушаешь...
   но это ведь из хора!
   Балалаечник!
   Есенин в это время был на Кавказе, и скорее всего выпад В. В. Маяковского стал ему известен именно из "Зари Востока". Он в долгу не остался. В написанном именно в эти дни стихотворении "На Кавказе" (оно опубликовано в той же "Заре Востока" 19 сентября) появилась строфа:
   Мне мил стихов российский жар.
   Есть Маяковский, есть и кроме,
   Но он, их главный штабс-маляр,
   Поет о пробках в Моссельпроме.
   2 Эгофутуристы - одна из группировок русских футуристов, лидером которой был И. Северянин. В предреволюционные годы к этой группировке примыкал В. Г. Шершеневич.
   3 Перед этим H. H. Асеев рассказывает, что однажды Есенин с кем-то из приятелей зашел к нему домой и, не застав его, остался дожидаться. Заспорив со своим спутником, Есенин начал с ним шуточную потасовку и напугал этим жену H. H. Асеева.
  
   Д. А. ФУРМАНОВ
  
   СЕРЕЖА ЕСЕНИН
   Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) - писатель. В период встреч с Есениным работал в Госиздате, принимал участие в подготовке "Собрания стихотворений" поэта в трех томах.
   Воспоминания печатаются по тексту изд.: Фурманов Дм. Собр. соч., т. 4, М., 1961, с. 374-376, с дополнительной проверкой по рукописи (ИРЛИ). Датированы автором в рукописи.
  
   1 По свидетельству И. В. Евдокимова, "последний раз" Есенин принес стихотворение "Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве" (см. с. 292 наст. т.). Видимо, в данном случае речь идет о чтении именно этого стихотворения, а не об "Анне Снегиной" или "Черном человеке", как это иногда предполагается. "Анна Снегина" была написана почти за год до этого и была уже хорошо известна, а чтение "Черного человека" вряд ли могло оставить у Д. А. Фурманова такое радостное впечатление.
   2 Так именует здесь и далее Д. А. Фурманов писателя А. И. Тарасова-Родионова.
   3 Эта поездка в Малаховку к А. И. Тарасову-Родионову состоялась в июле 1925 г.
  
   В. И. ЭРЛИХ
  
   ПРАВО НА ПЕСНЬ
   Вольф Иосифович Эрлих (1902-1944) - поэт, один из участников так называемого "Воинствующего ордена имажинистов" - недолговечной литературной группировки ряда молодых ленинградских поэтов. Кроме В. И. Эрлиха, в нее входили В. Ричиотти, Г. Б. Шмерельсон, С. А. Полоцкий. Начиная с апреля 1924 г., во время своих приездов в Ленинград, Есенин часто встречался с ними, они приняли участие в его авторском вечере 14 апреля 1924 года; были и другие их совместные выступления.
   Наиболее близок из них к Есенину был В. И. Эрлих. Он встречался с Есениным не только в Ленинграде, но не раз приезжал к нему в Москву, выполнял различные литературно-издательские поручения. Так, например, именно В. И. Эрлиху поручил Есенин наблюдать за изданием "Песни о великом походе" в Ленинграде. Приехав с Кавказа на короткий срок в Москву в марте 1925 г., Есенин писал ему: "Хотелось бы тебя, родной, увидеть, обнять и поговорить о многом... Ежели через 7-10 дней я не приеду к тебе, приезжай сам. Привет Сене <С. А. Полоцкому. - А. К.> и всем, кто не продал шпаги наших клятв и обещаний" (VI, 180). К В. И. Эрлиху обратился Есенин с просьбой подыскать квартиру, когда в декабре 1925 г. решил переселиться в Ленинград. Ему же Есенин передал и свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья...".
   Воспоминания о последних четырех днях жизни Есенина, в течение которых он постоянно виделся с поэтом, В. И. Эрлих написал в январе 1926 года. Под заглавием "Четыре дня" они были напечатаны в сб. "Памяти Есенина", М., 1926. В переработанном виде вошли как главы "Четверг", "Пятница", "Суббота", "Воскресенье" в его книгу "Право на песнь", вышедшую в конце 1929 года. Отрицательной рецензией встретил появление этой книги рапповский журнал "На литературном посту", 1930, N 9. Иначе оценил ее Б. Л. Пастернак. 5 декабря 1929 года он писал о ней Н. С. Тихонову: "Книжка о Есенине написана прекрасно. Большой мир раскрыт так, что не замечаешь, как это сделано, и прямо в него вступаешь и остаешься" (ЛН, т. 93, с. 681).
   В наст. изд. с сокращениями печатается эта книга воспоминаний по изд.: Эрлих Вольф. Право на песнь. Л., 1930. Датировано автором.
  
   1 Документальных подтверждений о хотя бы кратковременном приезде Есенина в Ленинград в феврале 1924 г. нет. Маловероятно, что такая поездка вообще могла быть. В последних числах января, в дни прощания с В. И. Лениным, Есенин достоверно находился в Москве. Затем, вскоре, видимо, в десятых числах февраля в связи с порезом руки он попал в Шереметевскую больницу, откуда его в марте перевели в Кремлевскую. После выхода из больницы он приехал в Ленинград за несколько дней до своего выступления 14 апреля 1924 г. Поэтому вероятнее всего, указание на февраль - ошибка памяти автора: его первая встреча с Есениным произошла в этот апрельский приезд поэта.
   2 Имеется в виду Л. И. Турутович, выступавший в печати под псевдонимом Владимир Ричиотти. Он действительно, как сообщает исследователь, был моряком и принимал участие в штурме Зимнего дворца. Правда, на "Авроре" он не служил (см.: Шошин В. А. Сергей Есенин и Владимир Ричиотти - сб. "Есенин и современность". М., 1975, с. 110-119).
   3 Речь идет о строке "По деревням висел в рязанях" из стихотворения "Ты такая ж простая, как все...".
   4 Ричиотти.
   5 Об истории поэмы "Гуляй-поле" см. примеч. 7 к воспоминаниям И. В. Грузинова.
   6 Пробыв в Ленинграде около месяца - с десятых чисел апреля до начала мая 1924 г., - Есенин уехал с А. М. Сахаровым в Москву, откуда они вместе в конце мая на несколько дней ездили в Константиново. Вновь в Ленинград Есенин приехал в середине июня и пробыл там до 1 августа.
   7 Стихотворение "Возвращение на родину" было написано 1 июня 1924 г. Под заглавием "На родине" с посвящением А. М. Сахарову было напечатано в журн. "Красная новь", М., 1924, N 4. Это название и посвящение были сохранены также в сб. "Стихи (1920-24)", М.-Л., 1924. В последующих публикациях посвящение было автором снято.
   8 Первая редакция "Песни о великом походе" была закончена Есениным в июле в Ленинграде. Бывший тогда главным редактором "Звезды" И. М. Майский вспоминал:
   "Есенин уехал в Москву и месяца полтора не давал о себе знать. Потом неожиданно вновь появился в редакции "Звезды". Я посмотрел на него и ахнул: передо мной стоял красивый юноша, "как денди лондонский одет"... Изящный летний костюм, прекрасные желтые ботинки, модная панама, волосы напомажены и издают какое-то изысканное благоухание...
   - Вот привез вам кое-что, - начал Есенин, - но еще не совсем отделано... Поработаю несколько дней здесь, в Ленинграде... Потом принесу.
   Действительно, примерно через неделю Есенин, все такой же великолепный, снова появился в редакции и несколько торжественно протянул мне довольно толстую рукопись. Я развернул и прочитал в заголовке "Песнь о великом походе". Есенин начинал свой сказ с Петра Великого, эпоха которого, видимо, представлялась ему созвучной нашим дням, а потом переходил к событиям гражданской войны и интервенции. <...> Поэма Есенина мне очень понравилась, и я сразу же сказал:
   - Пойдет в ближайшем номере"
   (Майский И. Б. Шоу и другие. М., 1967, с. 191).
   Есенин передал поэму в первой редакции, в которой она и была напечатана, несмотря на его просьбу задержать публикацию (Звезда, Л.. 1924, N 5). В концовке поэмы шла строфа:
   Бродит тень Петра
   Да любуется
   На кумачный цвет
   В наших улицах.
   Вторая строка этого четверостишия в следующей редакции, появившейся в журн. "Октябрь", М., 1924, N 3, читалась: "И дивуется"; в окончательной редакции - "Грозно хмурится". Об истории публикации этой поэмы см. примеч. 14 к воспоминаниям Г. А. Бениславской.
   9 Из стихотворения А. С. Пушкина "Дорожные жалобы".
   10 Сологуба.
   11 Неточная цитата из стихотворения "Я обманывать себя не стану...".
   12 В несколько ином варианте эту песню приводит в своих воспоминаниях А. А. Есенина.
   13 После письма Есенина и И. В. Грузинова в "Правду" о роспуске имажинистской группы, опубликованного 31 августа 1924 г., В. И. Эрлих писал Г. А. Бениславской: "Во всяком случае: будет Сергей что-нибудь предпринимать или нет - ни я, ни Полоцкий никаких дел с "Гостиницей" иметь не будем и не имеем" (Хроника, 2, 303).
   14 Об этом посещении ночлежки рассказывает в своих воспоминаниях также H. H. Никитин.
   15 Здесь и далее В. И. Эрлих приводит с небольшими неточностями выдержки из писем Г. А. Бениславской к нему. Полностью письма опубликованы в сб. "Белые ночи", Л., 1973, с. 259-277.
   16 Есенин писал Г. А. Бениславской 17 октября 1924 г.: "Песнь о великом походе" исправлена. Дайте Анне Абрамовне и перешлите Эрлиху для Госиздата. Там пусть издадут "36" и ее вместе" (VI, 155). Подробнее об истории публикации "Песни о великом походе" см. примеч. 14 к воспоминаниям Г. А. Бениславской.
   17 Эти записки к С. А. Толстой-Есениной и А. А. Берзинь неизвестны.
   18 В. И. Эрлих не прав, говоря об "импровизационном" характере творчества Есенина. Подобное мнение могло возникать отчасти потому, что Есенину было свойственно работать не "по бумаге", не "по тексту", а отрабатывать стихотворение в уме и фиксировать на бумаге уже сложившиеся стихи. Этим объясняется, в частности, что среди его рукописей (особенно первых лет творчества) сравнительно мало черновиков. Исключение составляют, разумеется, большие вещи (например, "Пугачев"). Черновики лирических стихотворений появляются чаще уже в 1924 - 1925 гг. Поэтому неправомерным представляется вывод В. И. Эрлиха, что Есенин "тратит несколько часов на написание шестнадцати строк". Тщательно, напряженно, иногда по нескольку месяцев работал над каждым своим стихотворением Есенин и раньше. См. об этом также в воспоминаниях И. И. Старцева и М. П. Мурашева.
   19 Договор с Есениным на издание Собрания сочинений в трех томах был заключен Госиздатом 30 июня 1925 г. Оно было издано уже после смерти поэта в четырех томах. Договор с B. В. Маяковским на издание Собрания сочинений в четырех томах был заключен Госиздатом 26 марта 1925 г., но работа над изданием в то время была приостановлена, и тома начали выходить только в 1927 г.
   20 Приведенные строки из "Кобыльих кораблей" были изменены Есениным еще в 1920 г. при подготовке сб. "Трерядница" (см. об этом в воспоминаниях И. В. Грузинова). Никаких переделок в поэме "Сорокоуст" Есенин не производил.
   21 Правильно - Григорий Александрович Карасев.
   22 Речь идет о глиняном бюсте Есенина, вылепленном C. Т. Коненковым. Он не был восстановлен и не сохранился. 12 марта 1926 г. С. Т. Коненков писал С. А. Толстой-Есениной: "Вы трогательно описываете Сережу и кончину моего бюста-портрета Сережи и спрашиваете, возможно ли восстановить его. Скажите, сохранились ли у Вас осколки? Впрочем, это не важно! Я напрягу все силы, чтобы воскресить образ Сережи" (VI, 380- 381). До нас дошел бюст Есенина, созданный С. Т. Коненковым из дерева.
   23 24 декабря 1925 г., четверг - первый из четырех последних дней жизни Есенина.
   24 Из стихотворения "Исповедь хулигана".
   25 Из стихотворения А. С. Пушкина "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..." (с неточностью).
   26 Из поэмы А. А. Блока "Возмездие".
  
   Е. А. УСТИНОВА
  
   ЧЕТЫРЕ ДНЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
   Елизавета Алексеевна Устинова - жена писателя и журналиста Г. Ф. Устинова, с которым Есенин познакомился и подружился в конце 1918 года. В начале 1919 года они некоторое время жили вместе в гостинице "Люкс", где находилось тогда общежитие Наркомата внутренних дел. Г. Ф. Устинов работал в то время в Центропечати и помогал поэту в распространении его книг. В январе-феврале 1919 года он входил в редколлегию газеты "Советская страна", в четырех вышедших номерах которой был напечатан ряд произведений Есенина. С середины 1925 года Устиновы жили в Ленинграде, и поэт бывал у них в свои приезды в этот город в ноябре и декабре.
   Воспоминания были впервые опубликованы в сб. Воспоминания, 1926, по тексту которого печатаются и датируются в наст. изд.
  
   1 Есенин был в Ленинграде 3-6 ноября 1925 г. Г. Ф. Устинов вспоминал: "В ноябре Есенин был в Ленинграде. Долго, целый вечер просидел у меня в "Англетере", трезвый и необыкновенно смирный. Он мне показался тем Есениным, которого я знал в 1919 году. Есенин читал свои новые стихотворения, в том числе "Черного человека". Эта поэма была еще не отработана, некоторые места он мычал про себя, как бы стараясь только сохранить ритм, и говорил, что над этой поэмой работает больше двух лет" (Воспоминания, 1926, с. 160).
   2 Разговор о романе передает и Г. Ф. Устинов, относя его, правда, не к декабрю месяцу, а к лету 1925 г.: "Летом, например, он говорил мне, что работает над большим романом, который вчерне уже закончен. Первая часть романа, по его словам, была уже отделана совсем, и он собирался сдать ее в "Красную новь". Но, как потом оказалось, никакого романа Есенин не писал..." (Воспоминания, 1926, с. 160-161).
  
   В. В. МАЯКОВСКИЙ
  
   ИЗ СТАТЬИ "КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?"
   Первая встреча Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930) с Есениным произошла в конце 1915-го - начале 1916 года в Петрограде. В. В. Каменский вспоминал:
   "Однажды на званом ужине у Федора Сологуба, после выступления Маяковского, хозяин попросил прочитать свои стихи белокурого паренька, приехавшего будто бы только сейчас из деревни.
   И вот на середину зала вышел деревенский кудрявый парень, похожий на нестеровского пастушка, в смазных сапогах, в расшитой узорами рубахе, с пунцовым поясом.
   Это был Сергей Есенин.
   Слегка нараспев, крестьянским, избяным голосом он прочитал несколько маленьких стихотворений о полях, о березках.
   Прочитал хорошо, скромно улыбаясь.
   А когда стали просить еще, заявил:
   - Где уж нам, деревенским, схватываться с городскими Маяковскими. У них и одежда, и щиблеты модные, и голос трубный, а мы ведь тихенькие, смиренные.
   - Да ты не ломайся, парень, - пробасил Маяковский, - не ломайся, миленок, тогда и у тебя будут модные щиблеты, помада в кармане и галстук с аршин" (Каменский В. Жизнь с Маяковским. М., 1940, с. 174-175).
   Поначалу их встречи на различных литературных вечерах были относительно редкими и не становились "литературной злобой дня". Однако ко времени возникновения объединения имажинистов положение изменилось. Полемические выпады Есенина и Маяковского друг против друга заметно участились. В памяти современников сохранилось немало отрицательных суждений Есенина о Маяковском. Их столкновения на литературных диспутах (особенно резкие и бескомпромиссные в 1919- 1921 гг.) надолго запомнились всем присутствовавшим. Есенин не только не скрывал, но как бы нарочно подчеркивал свою неприязнь к поэзии Маяковского. В "Железном Миргороде" он писал, например: "Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке!" (V, 144). В основе всех этих взаимных выпадов лежала групповая литературная борьба. Такие имажинисты, как В. Г. Шершеневич и А. Б. Мариенгоф, не могли, разумеется, принять яркой гражданственности поэзии В. В. Маяковского, его борьбы за революционное искусство. Уязвленные революционным пафосом его поэзии, тем, что на этом фоне особенно ничтожными выглядели их псевдорадикальные "дерзновения", они всячески стремились разжечь литературные скандалы вокруг В. В. Маяковского и втягивали в эту борьбу Есенина.
   Некоторые современники, в немалой степени "с подачи" того же А. Б. Мариенгофа или В. Г. Шершеневича, склонны были считать инвективы Есенина в адрес Маяковского как нечто неизменное, как отражение его постоянных литературных вкусов. Но, во-первых, и в пору своего содружества с имажинистами Есенин не скрывал ни своего уважения, ни своего интереса к творчеству В. В. Маяковского. И, во-вторых, по мере ослабления связей Есенина с имажинистами все явственнее проявлялась его тяга к В. В. Маяковскому. Хотя их литературная пикировка продолжалась и в 1924 году (см. примеч. 1 к воспоминаниям H. H. Асеева), но в то же время велись разговоры даже о сотрудничестве Есенина в "Лефе".
   Со своей стороны и В. В. Маяковский никогда не отрицал большого дарования Есенина. Ведя последовательную борьбу с имажинизмом, он в то же время замечал: "Из всех них (имажинистов. - А. К.) останется лишь Есенин" (Maяковский В. Полн. собр. соч., т. 13. М., 1961, с. 217).
   Подробнее о взаимоотношениях поэтов см.: Перцов В. О. Маяковский и Есенин. - Сб. "Маяковский и советская литература". М., 1964, с. 49-77; Земсков В. Ф. Есенин и Маяковский. - Сб. "Есенин и русская поэзия". Л., 1967, с. 137-170.
   Отрывок из статьи В. В. Маяковского "Как делать стихи?" печатается по изд.: Маяковский В. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1959, с. 93-96.
  
   1 Из стихотворения "Сорокоуст".
   2,3 Неточные цитаты из стихотворения "Иорданская голубица".
   4 Маяковский перефразирует следующий отрывок из "Ключей Марии": "Средства напечатления образа грамотой старого обихода должны умереть вообще... Вот потому-то нам так и противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове" (V, 189).
   5 Из стихотворения "До свиданья, друг мой, до свиданья...".

Другие авторы
  • Коц Аркадий Яковлевич
  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич
  • Тихомиров Лев Александрович
  • Емельянченко Иван Яковлевич
  • Аверьянова Е. А.
  • Синегуб Сергей Силович
  • Кайсаров Андрей Сергеевич
  • Гельрот Михаил Владимирович
  • Башкин Василий Васильевич
  • Борн Иван Мартынович
  • Другие произведения
  • Пушкин Василий Львович - Опасный сосед
  • Пяст Владимир Алексеевич - Из книги "Встречи"
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - Помпадуры и Помпадурши, соч. М. Е. Салтыкова (Щедрина)
  • Андерсен Ганс Христиан - Ромашка
  • Вяземский Петр Андреевич - О Ламартине и современной французской поэзии
  • Маяковский Владимир Владимирович - Реклама (1923-1925)
  • Филиппов Михаил Михайлович - Ян Гус. Его жизнь и реформаторская деятельность
  • Волошин Максимилиан Александрович - Анри де Ренье
  • Станюкович Константин Михайлович - Отмена телесных наказаний
  • Козачинский Александр Владимирович - Знакомство с "Сопвичем"
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа