им памфлетом, обличающим систему правосудия крепостнической
России, являлась также емкая по смыслу и необычайно колоритная по стилю
подборка, включавшая в себя "Письмо, найденное по блажонной кончине
надворного советника Взяткина, к покойному его превосходительству ***", и
приложенные к письму "Краткий реестр" (перечень дел, сулящих прибыток его
превосходительству) и "Ответ" его превосходительства на письмо Взяткина.
Этот своеобразный сатирический триптих раскрывал ужасающую картину
поголовных злоупотреблений и взяточничества в судах и администрации как
результат безнравственности правящих верхов и коррупции государственного
аппарата.
Таким образом, задуманный Фонвизиным журнал должен был продолжить
лучшие традиции журнальной русской сатиры конца 1760-х годов. Не случайно
подзаголовок журнала гласил: "Периодическое сочинение, посвященное к
истине". Но рассчитывать на согласие екатерининской цензуры в выпуске
подобного издания было бесполезно. Решением управы благочиния печатать
журнал запрещалось. Отдельные его части распространялись в рукописных
списках. (Только в 1830 году в изданном Пл. Бекетовым первом собрании
сочинений писателя была опубликована большая часть сохранившихся материалов
фонвизинското журнала.) Писатель пробует через год организовать издание еще
одного, теперь уже коллективного журнала "Московские сочинения". Но
наступивший период политической реакции в связи с началом Великой
буржуазной революции во Франции сделал невозможным и это издание.
Последние три года жизни Фонвизин был тяжело болен. В течение 1791
года он перенес четыре апоплексических удара. Наблюдая репрессии,
обрушившиеся на его соратников-просветителей, одинокий, затравленный
цензурой и к тому же испытывающий материальные затруднения из-за
нечестности арендаторов его имений, Фонвизин пребывает в состоянии
душевного надлома. Последние его сочинения пронизаны мотивами религиозного
раскаяния. К наиболее значительным среди них следует отнести
"Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1791).
В этом автобиографическом повествовании, задуманном в четырех книгах,
Фонвизин следует примеру Ж.-Ж. Руссо с его знаменитой "Исповедью".
"Испытание моей совести" - так определит содержание своей повести автор.
Год за годом, начиная с воспоминаний раннего детства и проникновенных
рассказов о своих родителях, Фонвизин обозревает прожитое. Первые уроки
чтения церковных книг, учеба в университетской гимназии, служба у Елагина,
первые литературные дебюты. Повествование обрывается на событиях 1769 года,
отмеченного шумным успехом комедии "Бригадир". Исповедальность тяжело
больного человека накладывает печать на все сочинение, диктуя известную
выборочность сообщаемых фактов и своеобразную оценочность наиболее важных,
по его мнению, моментов его нравственной жизни.
Фонвизин пе оставлял перо до самых последних дней жизни. Им была еще
написана трехактная комедия "Выбор гувернера". О чтении этой комедии в доме
Державина 30 ноября 1792 года, за день до смерти великого сатирика,
сохранились известия в мемуарах И. И. Дмитриева (Дмитриев И. И. Взгляд на
мою жизнь. М., 1866, с. 58-59).
Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением
творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII
века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их
творчество было пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и
гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест
против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим
злоупотреблениям звучали в их произведениях. В этом состояла историческая
заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей
которой был Д. И. Фонвизин.
Примечания
1. Вяземский Л. А. Фон-Визин. Спб., 1848, с. 244.
2. Лукин. В. И. и Ельчанинов Б. Е. Сочинения и переводы, Спб., 1868.