Главная » Книги

Глаголь Сергей - В. И. Суриков. Из встреч с ним и бесед, Страница 2

Глаголь Сергей - В. И. Суриков. Из встреч с ним и бесед


1 2

нечно, переполох. Даже явились власти, и конные стражники кинулись ловить разбежавшихся шалунов. Суриков, спрятавшись за забором, видел, как высоко на обрыве носились всадники. Их силуэты, рисующиеся на фоне утренней зари, ярко запомнились, и он перенес их в картину. (Примеч. автора).}. Только некоторых казаков я написал не в Сибири, а на Дону, где мне не трудно было их подыскать".
   Следующей картиной Сурикова был, как известно, "Суворов". Однако об этой картине и ее истории я не поднимал с Василием Ивановичем разговора. Я не люблю этой картины. По-моему, в ней мало выражено и в композиции, и в красках. Вся она какая-то точно и не суриковская. Поэтому и не хотелось поднимать о ней речь.
   Ничего не могу рассказать и по поводу "Разина", и по поводу других последующих картин. На мой взгляд, с "Покорением Сибири" Суриков как художник был уже покончен. Он успел высказать все, что мог, вылил все, что крылось в его таланте...
  
   В заключение хотелось бы добавить несколько слов к характеристике Сурикова как художника. Во всех картинах его, в сущности, одно и то же содержание: столкновение толпы и личности. В "Стрельцах" побеждает личность, но вы видите и то, какою ценою куплена эта победа. В "Меншикове" - побежденная личность и трагедия ее поражения. В "Морозовой" снова та же личность, только в периоде самой борьбы, и потрясающее действие этой личности на толпу. Та же крупная сильная личность и в "Ермаке", сметающем с горстью удальцов целые полчища дикарей. Та же личность, с ее всесильною властью над толпою, и в основе "Суворова". Только в одном "Снежном городке" художник далек от этого, да и вообще от всякого идейного содержания. Здесь он только художник и совсем не мыслитель. Оттого, может быть, и оказалась картина лучше и по живописи, и по краскам, и по целости русского настроения. Как будто художник писал ее в дни отдыха от того, что считал своим главным делом, в дни своего художественного праздника, отдаваясь всецело во власть искусства и только его одного.
   Эту характеристику творчества Сурикова я высказал ему самому. Он задумался и потом ответил:
   "Не знаю. Может быть, это и так. Только я не думал об этом, когда писал. Почему приходила мне мысль о той или иной картине, я совершенно не могу объяснить. Приходила откуда-то мысль и увлекала. Мне казалось, что должна выйти интересная картина, и я принимался писать..."
   Думаю, что Суриков говорил искренно, и, может быть, потому картины его и получили такое огромное художественное содержание, что ничего не было в них надуманного и хотя бы даже самому себе навязанного художником. Впрочем, в этом очерке я не собирался ни делать характеристики Сурикова как художника, ни определять его значения в истории русского искусства, ни даже писать его биографии. Просто - это воспоминания о встречах с ним и передача его собственных рассказов.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Русская старина", 1917, No 2 ("В. И. Суриков. Из встреч с ним и бесед").
   Сергей Глаголь - псевдоним Сергея Сергеевича Голоушева (1855-1920), выступавшего также под псевдонимами С. Сергеевич, И. Митропольский, De Sergy.
   Врач по образованию, он посвятил значительную часть своей жизни деятельности в области искусства, литературной и художественной критики. В 1870-х гг., обвиненный в причастности к революционному движению, к делу "193-х", Глаголь был судим и после почти четырехлетнего тюремного заключения сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции.
   По возвращении из ссылки, он закончил медицинское образование, служил городским врачом в Москве "при Хамовнической части", но демонстративно оставил службу, отказавшись присутствовать в качестве врача при казни "политических преступников". Занимаясь поначалу только частной практикой, а затем, уже в последние годы жизни, получив должность врача в учреждениях водного транспорта, Глаголь беззаветно отдался своему увлечению искусством. Его выступления в печати по вопросам изобразительного и театрального искусства, по вопросам литературы принесли ему признание в художественных кругах. Широкую известность приобрели его монографии о Левитане, Коненкове, Нестерове, издание "Московская городская художественная галерея П. и С. М. Третьяковых", которое он создал в содружестве с И. С. Остроуховым, и др.
   Глаголь выступал и как художник-пейзажист, экспонируя свои работы на выставках Московского общества любителей художеств и на Передвижных выставках. Два пейзажа его были приобретены П. М. Третьяковым. Много внимания Глаголь уделял развитию графических искусств, организовав графическую мастерскую при Строгановском училище, где он также вел курс пластической анатомии. Одним из первых он стал практически осваивать гравирование на линолеуме.
   Глаголь был активным участником Общества любителей художеств, шмаровинских "сред", а затем и литературных телешевских "сред" (см. коммент. 2).
   Возможно, на "средах", происходивших в доме московского любителя искусств, коллекционера Владимира Егоровича Шмаровина (1852-1924), состоялось знакомство Глаголя с Суриковым. "Суриков на "среде" - это праздник, событие - читаем мы в книге историографа этого объединения. - Придет неожиданно, долго в передней стряхивает снежинки, обметает веником ноги и, поправив плотную шапку волос, стриженную скобкой, пройдет в комнату. Сядет не за столом, а где-нибудь сбоку, на диване. Иногда так вечер просидит, ни слова не скажет и, попрощавшись, уйдет. Иной раз возьмет карандаш и водит по листу бумаги, а сам разговаривает. Бывало, что с кем-нибудь одним - Голоушев подсядет к нему и говорят. О чем - никто не слышит, а подолгу беседовали они" (Е. Киселева. "Среды" московских художников. Л., 1957, с. 127-128). Видимо, эти беседы послужили материалом для комментируемого очерка.
  
   1 Остроухов И. С. и Глаголь С. "Московская городская художественная галерея П. и С. М. Третьяковых". Под общей редакцией И. С Остроухова. М., 1909.
   2 "Среда" - московский литературный кружок, собиравшийся по средам на квартире писателя Н. Д. Телешева; существовал с конца 1890-х гг. до 1916 г., объединял прогрессивных писателей. Участником кружка был A. M. Горький, оказавший большое влияние на направление его деятельности. Многие из членов "сред" принимали участие в издательстве "Знание", руководимом Горьким.
   3 Общество преподавателей графических искусств было основано в Москве 16 декабря 1906 г. как всероссийское объединение лиц, имеющих "право преподавать графические искусства во всякого рода учебных заведениях России" (Устав, § 5). Общество преследовало цели творческой и материальной взаимопомощи своих членов, имело периодический орган - "Известия общества преподавателей графических искусств" (1907-1917). Своими воспоминаниями о Сурикове Глаголь поделился с участниками заседания Общества, состоявшегося 16 апреля 1916 г., посвященного памяти художника.
   4 См. воспоминания Я. Тепина.
   5 См. коммент. к письму 114.
   6 См. коммент. к письму 130.
   7 О матери Сурикова см. коммент. 1 к письму 2.
   8 Очевидно, Суриков имеет в виду своего двоюродного дядю Василия Матвеевича Сурикова и дальнего родственника Ивана Михайловича Хозяинова (см. коммент. 21 и 56 к очерку М. Волошина).
   9 См. коммент. 3 к письму 65.
   10 См. коммент. 3 к письму 42.
   11 Сестра художника Екатерина Ивановна, в замужестве Виноградова, жила в селе Тесь (см. коммент. 7 к письму 2).
   12 Цитата из стихотворения А. К. Толстого "Колодники", которое не было опубликовано при жизни автора, но получило распространение в виде популярной песни.
   13 См. очерк М. Волошина (с. 177), где этот эпизод описан в иной редакции, и коммент. 53 к ним.
   14 Рисунок неизвестен.
   15 См. коммент. 5 к воспоминаниям Я. Тепина.
   16 О поездке Сурикова из Красноярска в Петербург см. письмо 2.
   17 См. коммент. 2 к письму 35.
   18 См. коммент. 1 к письму 51 и коммент. 100 к очерку М. Волошина.
   19 С Глаголь приводит рассказ И. Е. Репина о работе H. H. Ге над картиной "Тайная вечеря" (1863, ГРМ), изложенный Репиным в очерке "Николай Николаевич Ге и наши претензии к искусству", опубликованном впервые в ежемесячных литературных приложениях к журналу "Нива" (1894, ноябрь, No 11).
   20 Ныне Суворовский бульвар.
   21 Ныне Гоголевский бульвар.
   22 Ныне Метростроевская улица.
   23 См. коммент, 110 к очерку М. Волошина.
   24 Ныне Трубедаая улица.
   25 Автор имеет в виду роман В. В. Крестовского (1840-1895), написанный в 1864-1867 гг.
   26 См. коммент. 111 к очерку М. Волошина.
   27 Оценка картины "Меншиков в Березове" не была столь бесспорной, как это явствует из слов С. Глаголя. В этом вопросе был гораздо ближе к истине М. В. Нестеров, когда писал, что появление картины вызвало "большое разногласие, как среди художников, так и среди общества" (см. с. 231).
   Реакционная критика, исходя из своей общей отрицательной позиции по отношению к выставкам Товарищества передвижников, и на этот раз обращала свои грубо тенденциозные выпады в адрес выставки в целом, в адрес ее корифеев, следовательно, в первую очередь в адрес Сурикова.
   Представители прогрессивной критики отмечали тонкую психологическую характеристику персонажей картины, успехи художника в области колорита, а также глубину содержания картины, сводя его, однако, всего лишь к личной драме Меншикова. Нередко они присоединялись к наиболее распространенному упреку в несоразмерности фигур, в непропорциональности фигуры самого Меншикова по отношению к изображенному в картине пространству.
   Даже П. П. Чистяков, действительный поклонник таланта Сурикова, в данном случав воспринял нарушение определенных правил перспективы как проявление неграмотности с его стороны (см. письмо 245).
   28 Мытищи, ныне город, - расположен в 19 километрах от Москвы на пути в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Загорск).
   29 "Нищим" Глаголь называет юродивого. Об этюдах для этого персонажа картины "Боярыня Морозова" см. коммент. 121 к очерку М. Волошина.
   30 О восприятии картины "Боярыня Морозова" современниками при появлении ее на выставке в 1887 г. см. коммент. 25 к воспоминаниям Я. Тепина.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа