любовь к знанию? Какого же еще надо афинского портика, с Платоном в
вицмундире и очках? Не так ли мы все приобретали то, что есть в нас лучшего
и живого? Не там ли, в юношеских университетских кружках, и мы сортировали
и осмысливали то, что уносили от кафедры?
Представьте же в этой школе мальчика с светлой головой, с
впечатлительным воображением, любознательного и талантливого! Представьте
необыкновенную остроту наблюдательности и понимания до степени ясновидения:
сколько сокровищ он вынесет из такой школы!
А та масса русских и французских книг, которую он прочел по
обязанности сотрудника, от "Молвы" до "Современника", в течение двадцати
лет: это тоже своего рода школа! Тут ему не нужен был профессор: у него был
свой регулятор и руководитель, который ближе свел его и с Гегелем, и с
Шиллером, и с Гете - путями, непроходимыми для других, но доступными ему.
Ссылаюсь на один из любимых авторитетов Белинского, Жорж Занд, которая
где-то, говоря о краткости жизни и о трудности, даже невозможности
познавать все, заключает так: "On nе peut pas savoir tout, il faut se
contenter de comprendre" 5}.
И Белинский действительно "понимал" все, не только к чему прикасался
его сосредоточенный анализ, но и то, что проносилось мимо его, на что он
случайно обращал взгляд. Он жил, непрерывно учась за пером, в живых беседах
с друзьями и почитателями, и роясь в бездне книг, проходивших через его
руки: и так до конца жизни!
В руках противников Белинского упрек в неучености, как известно, был
Архимедов рычаг, которым они старались столкнуть его с места, но, конечно,
безуспешно.
Профессия ученого была не его профессия, да он никогда и не брал ее на
себя.
Следовательно, говоря о его знаниях, необходимо обусловливать в
точности, какой именно учености недоставало ему - и за этим ставить вопрос:
довольно ли было у него подготовки для той роли, какая выпала ему на долю,
- именно для роли - не эстетического критика собственно, не публициста
только, а для того и другого вместе, и еще для чего-то - третьего? Наконец,
надо еще спросить: отвечала или не отвечала степень его подготовки эпохе и
моменту его деятельности и его среде - и определить, сколько он сделал для
своего времени и современного ему поколения? И только в совокупности на все
эти вопросы и следует, и можно давать по возможности покойный, т. е.
отрешенный и от вражды, и от пристрастия к нему ответ. Кстати можно было бы
спросить, много ли сделали те "ученые", которые громили его за неученость?
Известно, как Белинский был искренен и не хвастлив. С посторонним,
мало знакомым лицом, он почти совсем не говорил, или говорил мало, несвязно
и не блистал ни умом, ни знанием. Только с близкими он был свободен в речи,
не остерегался ошибок и давал волю своим силам. И в таких именно спорах он
обнаруживал массу знаний, которых в покойном разговоре, вне всякого
увлечения, нельзя было подозревать в нем. Он ронял и сыпал их нечаянно, как
часто нечаянно в печатных статьях сверкал остроумием, удачными сравнениями,
ссылками на те или другие авторитеты и т. п.
Следовательно, знания, хотя бы собранные медленно, иногда урывками,
служили прямой его цели, его делу, т. е. его перу. Он не держал на ученой
конюшне оседланного готового коня, с нарядной сбруей, не выезжал в цирк
показывать езду haute йcole 6}, а ловил из табуна первую горячую лошадь и
мчался куда нужно, перескакивая ученых коней. Этот способ партизанских
наездов именно и нужен был ему для его целей.
Познаниями мог превосходить его, как я выше сказал, например, Герцен.
Но ведь и он не ученостью все сделал в литературе и в жизни, чту сделал,
хотя ученость или, лучше сказать, всестороннее образование было важным
подспорьем его таланту и блестящему остроумию.
Можно, конечно, пожалеть, что и Белинский не совершил от начала до
конца путь более обширного или, лучше сказать, более систематического
образования, для исполнения, с большим авторитетом, той громадной роли,
какая ему выпала на долю. Соответствующая его природным средствам
подготовка помогла бы еще более его влиянию на литературное развитие в
обществе и упрочила бы за ним значение его деятельности и заслуги - без
всяких сомнений и споров.
1} Эти заметки извлечены из письма, писанного в 1874 году, к А. Н.
Пыпину, по случаю собирания им сведений от знавших лично Белинского, для
биографии последнего.
2} Том III, стр. 376 (изд. 1862).
3} до крайности противны (франц.).
4} почтительность (франц.).
5} Всего знать нельзя, нужно довольствоваться пониманием (франц.).
6} высшей школы (франц.).