Главная » Книги

Горький Максим - И. М. Нефедова. Максим Горький (Биография писателя), Страница 4

Горький Максим - И. М. Нефедова. Максим Горький (Биография писателя)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

принадлежит Вам", - писал Горькому автор "Поединка".
  Горький становился центральной фигурой на "Средах", которые объединяли московских писателей, тесно связанных с "Знанием", - Телешова, Бунина, Серафимовича, Андреева, Скитальца, Вересаева и других. На "Средах" бывали художники В.Поленов и В.Васнецов, пел Ф.Шаляпин (иногда ему аккомпанировал С.Рахманинов). Участие Горького внесло в кружок ту общественную активность, которой ему не хватало. В 1927 году Горький писал Телешову, что "Среды" имели "очень большое значение для всех нас, литераторов той эпохи".
  Писатели читали свои произведения, обсуждали их. "Основное условие было - высказываться совершенно откровенно, основное требование - не обижаться ни на какую критику. И критика нередко бывала жестокая, уничтожающая", - вспоминает Вересаев.
  "Внешность его была весьма заметная, - описывает Н.Д.Телешов Горького тех лет, - высокий, сухощавый, немного сутулившийся, длинные плоские волосы, закинутые назад, почти до плеч, маленькие светлые усы и бритый подбородок, умные, глубокие серые глаза и изредка, в минуту особой приязни, очаровательная улыбка, чуть заметная. В речи его характерно выделялась буква "о", как у многих волжан, но это "о" звучало мягко, едва заметно, придавая речи какую-то особую внушительность и простоту, а голос был мягкий, грудной, приятный. Одевался он обычно в черную суконную рубашку, подпоясанную узким ремешком, и носил высокие сапоги".

    7

  В феврале 1903 года у Горького ухудшилось здоровье и он едет в Крым. Здесь он опять видится с Чеховым, летом едет на Кавказ, где часто бывает среди политических ссыльных и поднадзорных, а с конца января 1904 года живет в Петербурге, Сестрорецке, Куоккале (теперь Репино) - дачных местечках под Петербургом, Старой Руссе, Крыму, Риге.
  Летом 1904 года Горький провожает в последний путь Чехова. Тяжелое впечатление произвели на него похороны писателя, "гнусная церемония торжества пошлости", как назвал их Горький в письме к Л.Андрееву.
  Обывательская публика даже в эти скорбные минуты похорон была занята мелкими пересудами о покойном, его близких, друзьях и мало скорбела о том, какого большого художника потеряла русская культура.
  В воздухе чувствовалось приближение революционной грозы. Росло недовольство всех слоев населения, которое усиливала война с Японией. Бездарные царские генералы, среди которых были и прямые предатели, проигрывали сражение за сражением, не хватало винтовок и патронов, но зато "для поднятия духа" на фронт в изобилии посылали иконы. "Они нас патронами, а мы их иконами", - с горечью шутили солдаты. Правда о кровавой войне широко распространялась в народе - о ней знали из писем с фронта, из рассказов раненых, лечившихся в русских городах.
  Горький не раз был свидетелем душераздирающих проводов солдат на войну с Японией; видел он и царя Николая II - "маленького, несчастного, подавленного, с заплаканными глазами", с тусклым, невыразительным взглядом. Немало рассказывали об "ужасах идиотской, несчастной, постыдной войны", о бездарности командования вернувшиеся из Маньчжурии раненые.
  Все теснее становится связь писателя с партией большевиков: он дает средства для партийной работы, участвует в создании нелегальных библиотек и типографий, конспиративных квартир, устраивает на службу нужных партии людей. В его столе были специальные потайные ящики для хранения революционной литературы.
  О Горьком напечатано в России уже более десяти книг. К десятилетию его литературной деятельности в Нижнем издан альбом-брелок, где портрет Горького помещен вместе с изображениями Пушкина, Некрасова, Гоголя, Л.Толстого, Достоевского. Даже враждебно относившиеся к писателю критики отмечали, что его книги расходятся с невиданной в России быстротой, а поклонников и почитателей горьковского таланта непременно встретишь от Петербурга до Тифлиса и от Варшавы до Владивостока.
  Стасов, который близко узнал М.Горького, писал в сентябре 1904 года своей дочери: "Я его всего прочел и лично с ним познакомился и теперь считаю его великим писателем... одним из крупнейших и оригинальнейших наших талантов...
  Слава Горького перешагнула границы России. Уже в 1901 году Ленин называет его "европейски знаменитым писателем". Пятьсот раз было сыграно "На дне" в Берлине к 1905 году - успех невиданный для тех лет, в Париже в спектакле по горьковской пьесе участвовала знаменитая актриса Элеонора Дузе. В 1901 году 50 произведений Горького были переведены на 16 языков.
  Растет популярность писателя, растет и недовольство властей его творчеством и общественной деятельностью.
  Не только с помощью полиции и продажной прессы боролось самодержавие с Горьким. Вечером в декабре 1903 года к писателю в Нижнем подошел какой-то человек и спросил: "Вы Горький?" Получив утвердительный ответ, он неожиданно ударил его ножом в грудь. Нож прорезал пальто и пиджак, но застрял в деревянном портсигаре, который и спас жизнь писателю.

    8

  Горький поражал окружающих энциклопедичностью и глубиной знаний. Образование его систематическим не было. ("Образование: домашнее", - писал он в анкете). Самоучка, он учился всю жизнь: много читал, жадно вбирал в себя знания, поражая людей, окончивших гимназии и университеты.
  "Человеку учиться естественно и приятно" - это было его убеждением.
  Не только из книг черпал культуру и знания Горький. Он любил знающих и интересных людей, умел увидеть в каждом человеке что-то важное, интересное.
  "Счастлив ты, Алексей... Всегда около тебя какие-то удивительно интересные люди..." - говорил писатель Леонид Андреев, жалуясь, что "почти не видит людей значительных, оригинальных". Между тем круг знакомых обоих писателей был примерно одинаковым, но Горький иначе понимал и видел людей.
  Постоянно окружавшая Горького высококультурная среда оказывала свое влияние на писателя, вышедшего из общественных низов - малокультурных и нередко безразличных к знаниям. Не все люди из горьковского окружения придерживались передовых взглядов, и это также не могло не сказаться на писателе, жадно тянувшемся к культуре, знаниям и подчас поддававшемся идеям тех, кого он уважал и ценил.
  Не сразу выработался у Горького и высокий эстетический вкус. Среда, в которой прошли его детство и юность, не способствовала развитию в писателе верных эстетических требований. Так, наряду с подлинно художественными вещами, ему долго нравились и полотна второстепенных художников. Только упорным трудом, чтением, беседами с замечательными людьми искусства развил Горький высокохудожественный вкус, стал человеком, к оценкам которого внимательно прислушивались Станиславский, Шаляпин, Бунин, Бродский и другие писатели, артисты, художники.
  Тесная дружба, несмотря на нередкие личные конфликты, незатихающий идейный спор, связывает Горького с Леонидом Андреевым. Его Горький называл "единственным другом в среде литераторов". Л.Андреев признавался, что обязан Горькому "пробуждением истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания".
  Интересный, остроумный собеседник, писатель иного, чем Горький, художественного склада и мировоззрения, Л.Андреев удивлял "силой своей интуиции", плодовитостью "богатой и яркой фантазии", "цепкостью воображения". "В истории русской литературы за ним навсегда останется место одного из оригинальнейших художников", - писал Горький, полемизируя, однако, с пессимистическим взглядом Л.Андреева на человека, абстрактностью и условностью в изображении его. Горького возмущало, как писатель, который хочет стать мыслителем и философом, имеет "страшно бедный" запас знаний, неохотно пополняет его.
  Споры с Андреевым рождали новые замыслы, поднимали новые темы...
  Крепнет дружба Горького с Шаляпиным. "Горький имеет на Шаляпина большое влияние - он перед Горьким преклоняется, верит каждому его слову", - с неудовольствием писал в 1904 году директор императорских театров Теляковский.
  Сближается писатель с промышленником Саввой Морозовым, "исключительным человеком по широте образования, по уму, социальной прозорливости и резко революционному настроению", который давал деньги на издание "Искры", на организацию побегов революционеров.
  У Горького был непростой характер, дружить с ним было нелегко. Он много спрашивал со своих товарищей, не все могли выдержать его требования. В то же время Горький отнюдь не подавлял близких людей, не стремился переделать их на свой лад, а ценил в своих товарищах своеобразие их характера и мышления. Он не только обогащал других, но и сам часто во многом был обогащен ими.
  В жизнь Горького входит Мария Федоровна Андреева.
  "Я женился церковным браком в 1896 г. и через семь лет по взаимному согласию с женой мы разошлись, - писал Горький в 1906 году. - Церковный развод обставлен в России столь унизительными и позорными формальностями, что мы его не требовали и нужды в нем по условиям русской жизни не имели. С первой женой мы сохраняем добрые отношения, она живет на мои средства, и мы встречаемся как друзья. Со второй женой живу гражданским браком, принятым в России как обычай, хотя и не утвержденным как закон".
  Мария Федоровна Андреева, дочь главного режиссера Александринского театра, одаренная от природы умом, талантом и красотой, была актрисой МХТа и первой исполнительницей роли Ирины в чеховских "Трех сестрах" (ее знакомство с Горьким произошло в Крыму, когда МХТ приезжал к Чехову).
  Но не только артисткой была Мария Федоровна. Член большевистской партии - характерна ее партийная кличка "Феномен"* - она хранила нелегальную литературу, доставала документы, собирала средства для партийной работы. Положение жены действительного статского советника (статского генерала) - брак фактически прекратился в 1896 году, - вхожей в дом московского генерал-губернатора, позволяло ей до поры до времени оставаться вне подозрений со стороны царской охранки. В ее квартире скрывался от полиции Н.Э.Бауман; она была переводчицей при встрече Ленина с Каутским в 1907 году.
  ______________
  * Феномен - нечто выдающееся, исключительное.
  Андреева стала другом Горького на долгие годы, женой, ближайшей помощницей, переводчиком и секретарем.
  Мария Федоровна любила Горького горячо, самоотверженно: "Пока я нужна, - писала она в одном из писем, - пока я могу хоть немного облегчить, помочь, сделать хоть что-нибудь, - для меня не существует вопросов самолюбия, личности, личной боли или слабости - пусть это не покажется... слишком громким. Надо, чтобы ему было легче".
  "Удивительный человек, - писал Горький о ней в 1912 году. - Энергии в ней заложено на десяток добрых мужчин. И ума - немало. И - славное, верное сердце".
  Мария Федоровна прожила долгую интересную жизнь (она умерла в 1953 году, 85 лет). После Октября она руководила театрами Петрограда. С 1919 года М.Ф.Андреева - комиссар Петроградского отделения Народного Комиссариата внешней торговли. В 1921 году правительство посылает ее за границу реализовать отобранные на экспорт художественные ценности - страна голодала и ей нужна была валюта и хлеб. Позднее она занималась и экспортом кинофильмов. В 1931-1948 годах М.Ф.Андреева руководила московским Домом ученых.
  Дружеские отношения с Горьким она сохраняла до конца его жизни, хотя их личные судьбы разошлись в 20-е годы*.
  ______________
  * Подробнее об этой замечательной женщине можно прочитать в книге: Мария Федоровна Андреева. - Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о Марии Федоровне Андреевой (выходила в 1961, 1963, 1968 годах) или брошюре А.Таланова "Большая судьба" (М., Госполитиздат, 1967). О жизни М.Ф.Андреевой рассказывает документальный кинофильм "Друг Горького - Андреева".
  
   Русская революция... - великолепная революция!

    1

  Революционные события 9 января 1905 года застали Горького в Петербурге. Утром этого дня более полутораста тысяч человек - рабочих с женами и детьми - шли к Зимнему, шли к царю подать петицию (просьбу). Царь встретил их свинцовым дождем. В этот день были убиты не только сотни рабочих - в этот день была убита вера в царя. И уже в полдень в царские войска и полицию полетели булыжники и кирпичи, возникли на окраинах города баррикады.
  Большевики-ленинцы предупреждали о кровавой расправе, но еще сильна была вера рабочих в доброго царя, еще был авторитетен поп Гапон, возглавивший движение.
  Узнав о предстоящей демонстрации, Горький стремится предотвратить кровопролитие. Вместе с группой литераторов и ученых он посетил Председателя комитета министров и министра внутренних дел, но тщетно: расправа с пролетариатом была уже запланирована.
  В день Кровавого воскресенья он с утра был на улицах, вместе с толпой шел с Выборгской стороны к Зимнему дворцу, стал свидетелем дикой расправы царских палачей с мирной демонстрацией рабочих: "Драгун ударил его (рабочего. - И.Н.) шашкой по лицу и наискось рассек лицо от глаза до подбородка. Помню неестественно расширенный глаз рабочего... режет мне память визг драгуна, предстает передо мною лицо убийцы, красное от холода или возбуждения, с оскалом стиснутых зубов и усиками дыбом на приподнятой губе. Замахиваясь узкой полоской стали, он взвизгивал, а ударив человека - крякал и плевал, не разжимая зубов. Утомясь, качаясь на танцующем коне, он дважды вытер шашку о его круп, как повар вытирает нож о свой передник... Близко от солдат, среди неподвижных тел, полз на четвереньках какой-то подросток, рыжеусый офицер не спеша подошел к нему и ударил шашкой, подросток припал к земле, вытянулся, и от его головы растеклось красное сияние".
  Горький выступает на митинге в Публичной библиотеке и собрании в Вольном экономическом обществе, пишет воззвание ко "всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств", в котором справедливо называет расправу с рабочими предумышленной и обвиняет в этом царя.
  Воззвание было передано для подписи членам делегации, ходившей к министрам, при обыске одного из них оказалось в руках полиции и послужило причиной ареста писателя. Ленин писал, что членам делегации "предъявили нелепейшее обвинение в намерении сорганизовать "временное правительство России" на другой день после революции".
  Горького в это время в Петербурге не было: он уехал в Ригу проведать больную Марию Федоровну, гастролировавшую там. В Риге его арестовали "по обвинению в государственном преступлении", 12 января привезли в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость.
  В мрачной камере Петропавловки у Горького вновь ухудшилось здоровье; это признали даже тюремные врачи.
  По всей России проходят выступления с требованиями освободить писателя - в частности, на представлениях горьковских пьес - в Белостоке, Нижнем, Казани, Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Саратове, Николаеве, Кишиневе. При этом не просто требовали свободы Горькому, но провозглашали: "Долой самодержавие!", "Да здравствует свобода!" Освободить Горького требовали и петербургские рабочие.
  Против заключения Горького на этот раз протестовала уже вся Европа. На его освобождении настаивали французский скульптор Роден, писатели Г.Гауптман, А.Франс, Т.Гарди. Испанская интеллигенция подала в русское посольство требование об освобождении писателя. Под аналогичной просьбой в берлинской газете "Berliner Tagenblatt" стояло 269 подписей.
  Кровавое воскресенье стало началом могучего революционного движения по всей России. Уже в январе бастовало более 400 тысяч рабочих. В этих условиях, под давлением многочисленных протестов, 14 февраля 1905 года Горький был освобожден под залог в 10 тысяч рублей до суда, который, опасаясь, что писатель превратит его в суд над самодержавием, все откладывали, а осенью 1905 года вообще прекратили дело.
  Однако жить в Петербурге писателю не разрешили, и он поехал в Ригу в сопровождении охранки.
  Лето 1905 года он проводит на Рижском взморье, в Крыму и на Карельском перешейке. В Куоккале Горький часто встречается с Репиным, который вместе со Стасовым слушает пьесу "Дети солнца" в чтении автора.

    2

  Герой пьесы "Дети солнца" - ее Горький писал в Петропавловской крепости - кабинетный ученый Протасов порядочен, честен, бескорыстен. Он потратил все состояние на научные эксперименты, с презрением отвергает предложение стать совладельцем-консультантом мыловаренного завода, не хочет зависеть от богатой купчихи Мелании.
  Но в то же время Протасов - чудак, неприспособленный к будничной жизни, не понимающий простых житейских вещей.
  Одержимый наукой, Протасов не знает, не понимает людей.
  Он невнимателен к жене, восхищается сошедшей с ума Лизой, бестактно относится к Мелании, не видит человека в Егоре.
  Протасов не находит в себе силы для отпора отсталой темной массе. От наседающей на него возмущенной толпы (в пьесе отразились впечатления от холерных эпидемий конца века, когда темные люди считали врачей виновниками болезни) Протасов отмахивается шляпой и носовым платком. И нападавших это даже забавляет, снижает накал. Но тут же Протасов грубо ругается - а это уже озлобляет*.
  ______________
  * В какой-то мере замысел "Детей солнца" сформировался у Горького к концу 1903 года, когда он собирался писать с Л.Андреевым пьесу "Астроном" - о "человеке, живущем жизнью всей вселенной среди нищенски серой обыденщины... За это его треснут в 4-м акте телескопом по башке".
  И народ по-своему прав, хотя и жесток, ненавидя тех, кто не хочет и не умеет поделиться лучами солнца - знанием, наукой, идеями - с народом. В то же время темнота, невежество, отсталость народа - серьезное препятствие на пути социального переустройства.
  В "Детях солнца" резко противопоставлены народ и оторвавшаяся от него часть интеллигенции. Московский Художественный театр понял пьесу как рассказ о скорбной доле всей интеллигенции, не уловив в ней осуждения Протасова автором. Это осуждение героя пьесы увидел другой передовой театр того времени - театр В.Ф.Комиссаржевской.
  Если Протасов был "сыном солнца", если он нес людям (пусть неумело, в очень далекой перспективе) солнечный свет культуры и науки, то герои другой горьковской пьесы тех лет - "Варвары" - несут совсем другое.
  В глухой уездный город приезжают строить железную дорогу инженеры Цыганов и Черкун. Кажется, они должны пробудить город к жизни, к культуре, но они - варвары, несут с собой только разрушение и опустошение, беспощадное, бездушное отношение к людям. Черкун кажется героем наивной и трогательной Надежде Монаховой, которая любит романы, где "все описывается лучше правды". В Надежде сквозь обывательские, мещанские представления видна большая, по-настоящему возвышенная и благородная душа. Она безвкусна, банальна, необразованна, малокультурна, но обладает большой душевной силой, непосредственна; ее непреодолимо влечет к другой - прекрасной и возвышенной жизни. Однако Черкун, которым увлеклась Надежда, отнюдь не герой, а опустошенный и циничный человек.
  Разрушая варварство патриархальное, сонную одурь и застой мысли, Черкун и Цыганов несут с собой варварство капиталистическое. "Дороги строят, а идти человеку некуда", - так резюмирует итоги их деятельности один из героев пьесы. В "Варварах", следом за Чеховым (Лопахин в "Вишневом саде"), Горький утверждает: не буржуазии дано пробудить творческие силы страны.

    3

  Дача Горького в Куоккале становится местом партийных явок. Писатель выступает на вечерах, сборы от которых идут на нужды партии большевиков. Во второй половине 1905 года, а возможно, и раньше, он становится членом партии.
  "С 903 года я считаю себя большевиком, т.е. искренним другом пролетариата... - писал Горький, - с большевиками я с 1903 г. и немного раньше..." Он чувствует себя "рядовым солдатом непобедимой армии тех людей, которые отдают свой ум и свое сердце на борьбу за свободу, истину, красоту и за уважение к человеку".
  Облик Горького-борца, напряженную духовную жизнь, деятельную натуру, революционный порыв писателя хорошо передал известный художник В.Серов в портрете Горького, написанном осенью 1905 года в Москве.
  Революционные события в стране все нарастают и нарастают. Число бастующих в 1905 году достигло трех миллионов. В октябре 1905 года разразилась политическая стачка, охватившая всю страну. Не работали фабрики и заводы, на домах появились красные флаги, на улицах возникали баррикады. Напуганный царь издал 17 октября манифест, обещавший неприкосновенность личности, свободу слова и собраний, созыв Государственной думы.
  Но был не только манифест, была и жестокая расправа с недовольными. Генерал Трепов издал знаменитый приказ: "Патронов не жалеть, холостых залпов не давать". И патронов не жалели. За неделю с 18 октября в ста городах было убито три тысячи человек и свыше десяти тысяч ранено. Настал кровавый разгул "черной сотни", состоявшей из реакционных помещиков, попов, купцов, босяков и уголовных элементов. Черносотенцы избивали и убивали революционеров, разгоняли митинги и демонстрации, устраивали еврейские погромы... Их жертвой пал Николай Бауман.
  Двести тысяч человек шло в Москве за гробом революционера-ленинца Н.Баумана, среди них Горький. На одном из венков, возложенных на могилу, было написано: "От М.Горького и М.Андреевой - товарищу, погибшему на боевом посту".
  В Петербурге Горький активно участвует в работе легальной большевистской газеты "Новая жизнь" (первый номер вышел 27 октября; последний - 3 декабря). Газета подвергалась постоянным репрессиям: пятнадцать ее номеров было конфисковано и уничтожено, а последний - 28 номер - вышел нелегально после того, как "Новая жизнь" была закрыта властями. Тираж газеты достигал 80 тысяч экземпляров. В газете сотрудничали Красин, Луначарский, Воровский, Вересаев, Гарин-Михайловский. Издателем была М.Ф.Андреева, фактическим редактором скоро стал вернувшийся из-за границы В.И.Ленин. 27 ноября 1905 года и произошла его первая встреча с писателем. Ленин и до этой встречи знал о Горьком не только как о писателе, но и как о человеке, помогавшем партии*.
  ______________
  * В очерке "В.И.Ленин" Горький пишет, что его знакомство с Ильичем состоялось в Лондоне - в 1907 году, имея в виду начало тесных дружеских отношений с вождем.
  Что же касается первой встречи Горького с Лениным, то писатель вспоминает: "...я приехал с высокой температурой и, вследствие этого, настолько смутно помню происходившее, что даже не решился рассказать об этом в моих воспоминаниях о Владимире Ильиче".
  В "Новой жизни" было напечатано двенадцать ленинских статей, в том числе "Партийная организация и партийная литература". Ленин в этой статье выдвигал задачу создания социалистической, открыто связанной с борьбой пролетариата литературы. Сформулированные Лениным положения о партийности литературы стали руководящими в борьбе коммунистической партии за высокоидейную и высокохудожественную литературу, воспитывающую трудящихся в духе великих идеалов коммунизма. С ленинскими идеями партийности искусства перекликаются утверждения Горького об "искании полной свободы" как наиболее подлой маске циничного, мещанского отношения к жизни.
  В.И.Ленин писал, что "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". "Трудно представить себе, что подобное искусство возможно, - писал Горький в статье "Разрушение личности" (1909), имея в виду "свободное, объективное искусство, которое выше судеб родины, политики, партий и вне интересов дня, года, эпохи", - ибо трудно допустить на земле бытие психически здорового человека, который, сознательно или бессознательно, не тяготел бы к той или иной социальной группе, не подчинялся бы ее интересам, не защищал их, если они совпадают с его личными желаниями, и не боролся бы против враждебных ему групп".
  На страницах "Новой жизни" появилось и несколько статей Горького, в частности известные "Заметки о мещанстве".
  События Кровавого воскресенья Горький описал в очерке "9 января" (1906), но смог опубликовать его лишь за границей - правду о кровавом побоище царские власти печатать не позволили, - и в России очерк был напечатан только после победы пролетарской революции. Статья Горького "О кавказских событиях" (1905), как говорилось в цензурном рапорте, обосновавшем ее запрещение, "написана языком революционной прокламации" и "ясно дает понять, что наше правительство жестоко, трусливо и бездарно и что чем скорее оно общими усилиями будет низвергнуто, тем лучше для народа". Горький показывал, что национальная рознь разжигается господствующими классами и используется ими, чтобы отвлечь трудящихся от их действительных врагов - царизма, помещиков, буржуазии. В то же время писатель не рассматривает нации как нечто единое, видит в каждой нации угнетенных и угнетателей: "Не надо... забывать, что враг финна не русский, а враг русского - дом Романовых", - писал он финскому художнику Галлен-Каллела. Для него несомненна необходимость единства всех народов России в их борьбе за светлое будущее, против помещичье-буржуазного гнета: "...Финляндия в интересах своей свободы, своей культуры должна... идти рядом с революционерами России..."
  Начинает писатель работу над оставшейся неоконченной пьесой "Конституция", участвует в организации сатирических журналов "Жупел", "Жало", "Адская почта".
  Горький стал свидетелем героической борьбы московских рабочих в декабре 1905 года, активно помогал восставшим, собирал деньги на оружие; в его квартире хранились ручные гранаты, револьверы, изготовлялись бомбы.
  "Приходя на квартиру Горького и Андреевой по делам, люди попадали в атмосферу родного дома. Измученные напряженной работой, проделав пешком по морозу не один километр, переходя из района в район, они могли здесь и отдохнуть и подкрепиться. Стол весь день не убирался, самовар всегда стоял горячий, и, кто хотел, устроив дела, запросто отправлялся в столовую", - вспоминает Ф.И.Драбкина, член боевой военно-технической группы при ЦК РСДРП.
  Черносотенцы были готовы расправиться с Горьким, как уже расправились с Бауманом, и его квартиру охраняла боевая дружина, специально выделенная Московским комитетом партии.

    4

  После декабрьских событий Горький вынужден уехать в Финляндию: охранка хорошо знала о его помощи восставшим, и недаром, спустя всего полчаса после отъезда писателя, в его квартире был обыск.
  Хотя Финляндия и находилась под владычеством России, в ней существовали большие свободы. Многие финские полицейские были членами финско-шведской национально-революционной партии, боровшейся за независимость страны, и нередко предупреждали русских революционеров о слежке за ними царских жандармов.
  Здесь нетрудно было достать фальшивый паспорт, а граница с Швецией охранялась много слабее, чем, к примеру, границы с Австро-Венгрией или Германией.
  В Финляндии Горький продолжает революционную работу, снова встречается с Лениным. Он живо интересовался финской культурой, встречался с художниками Галлен-Каллела и Ярнефелтом, великим композитором Яном Сибелиусом.
  Но и тут Горькому грозит арест. "Желания сидеть в тюрьме у меня нет, а потому я отправляюсь за рубеж", - шутливо писал он из Финляндии и в феврале 1906 года вместе с М.Ф.Андреевой уехал в Америку - собирать деньги для большевистской партии. Горький отвечает решительным отказом на предложение эсеров собирать деньги не для большевиков, а "вообще для революции".
  На всем пути до Або (Турку) - там сели на пароход, шедший в Стокгольм, - писателя сопровождали финские красногвардейцы.
  "Чудесная, живописная дорога лесом, - вспоминает М.Ф.Андреева, - сани, запряженные чудесными лошадьми... ясный финский зимний день и - через каждые 3-5 сажен из лесу на дорогу неслышно выскакивает вооруженный финн... отдает Алексею Максимовичу честь и провожает его глазами до следующего".
  Будучи проездом в Берлине, Горький встречается с вождями немецкой социал-демократии: К.Либкнехтом, А.Бебелем, К.Каутским, известным режиссером М.Рейнгардтом, читает на вечере, сбор от которого шел в большевистскую кассу, "Старуху Изергиль".
  В Нью-Йорке, куда приехали 28 марта 1906 года, писателя встречала огромная толпа.
  Горький выступает на митингах, призывает мировое общественное мнение поддержать русскую революцию: "Всем сердцем прошу вас помочь русскому народу в его героической и трудной борьбе против беспримерной тирании русского самодержавия. Победа русского народа будет победой всех угнетенных в мире над их угнетателями".
  "Энтузиазм огромный", - писал он о поддержке американской общественностью русских революционеров, однако Горький видел и "деловую" Америку - Америку бизнеса: "Здесь все измеряется деньгами, все прощается за деньги, все продается за них". "Мы далеко впереди этой Америки, при всех наших несчастьях", - пишет Горький, гордясь высоким сознанием русского пролетариата.
  В Америке Горький выступает в защиту арестованных деятелей рабочего движения, против расовой дискриминации. "Здесь необходимость социализма выяснена с роковой наглядностью" - таков итог его американских впечатлений.
  Реакционная печать США встретила посланца русской революции в штыки, доходило дело до мелких и грязных обвинений, до выселения из отеля. Эта травля инспирировалась и русским посольством, стремившимся дискредитировать писателя-революционера в глазах американцев.
  Ярость у заправил США вызвали контакты Горького с американским пролетариатом. Но главная причина кампании против писателя состояла в намерении американских банкиров дать царскому правительству крупный заем, а выступления Горького показывали мировой общественности подлинное лицо царизма, которому собирались помочь финансовые круги США.
  Царскому правительству, проигравшему войну с Японией, сотрясаемому революционным движением и финансовым кризисом в стране, очень нужны были деньги - в первую очередь для борьбы с революцией. Поэтому царизм и обратился с просьбой о займе к американским и европейским банкирам. Горький не оставался в стороне, опубликовав воззвание "Не давайте денег русскому правительству": "Не давайте ни гроша денег русскому правительству. Оно не имеет связи с народом, миллионы людей уже осудили его на гибель... Не давайте Романовым денег на убийства..."
  Но весной 1906 года царизм получил "два миллиарда франков на расстрелы, военно-полевые суды и карательные экспедиции" (Ленин).
  В памфлете "Прекрасная Франция" Горький писал: "Великая Франция, когда-то бывшая культурным вождем мира, понимаешь ли ты всю гнусность своего деяния?..
  Твоим золотом - прольется снова кровь русского народа... Прими и мой плевок крови и желчи в глаза твои".
  Буржуазные круги Франции были возмущены памфлетом. Как же! Французы читали Горького, хлопотали об его освобождении из крепости, а он отвечает им черной неблагодарностью.
  Писатель спокойно отвечал: "Вы ошибаетесь, видимо, полагая, что я бросил упрек в лицо всей Франции. Зачем считать меня наивным. Я знаю, что народ никогда не ответствен за политику командующих классов и правительства, послушного лакея их... Я говорил в лицо Франции банков и финансистов, Франции полицейского участка и министерств..."
  Передовая Франция действительно не одобряла займа царизму. "С горечью и негодованием думаю о том, что французские капиталисты могли дать деньги правительству палачей, терзающему Ваш великодушный народ", - писал А.Франс Горькому.

    5

  Творческая деятельность Горького периода первой русской революции была ответом на ленинский призыв создать литературу, открыто связанную с революционной борьбой пролетариата, воодушевленную социалистическими идеалами.
  В июне 1906 года писатель начинает упорно работать над романом "Мать", в августе заканчивает пьесу "Враги".
  В истории сормовской рабочей семьи Заломовых (в романе - Власовых) Горький увидел типичную судьбу русских рабочих. Но "Мать", разумеется, не просто описание судьбы Заломовых, их характеров. Это грандиозное художественное обобщение, в котором конкретные черты Петра и Анны Заломовых обогащены множеством других наблюдений писателя над сотнями встретившихся ему людей.
  "Мать" - это книга о духовном пробуждении и духовном росте пролетариата, о том, как рабочий класс встает на путь борьбы против капитала; книга в художественных образах запечатлела великий исторический процесс соединения социализма с рабочим движением. Недаром Горький считал "вредной, малопродуманной и разъединяющей силы пролетариата" деятельность попа Гапона (позднее разоблаченного как агента царской охранки), который хотел создать рабочую партию без интеллигенции, партию, изолирующую рабочих от идей социализма.
  До Горького русские и западноевропейские писатели не раз изображали тяжелое положение пролетариата, но не видели революционизирующего воздействия капитализма на народные массы. У Горького рабочие не возбуждают жалости к себе - бедным, угнетенным людям. Рабочий в романе - исторический деятель, сознательный борец за интересы своего класса, который уверен в своей правоте и своей победе. Он не просит, а предъявляет свои права на весь мир, требует не жалости, а уважения.
  Через книгу проходит идея пролетарского гуманизма, классово осознанной любви к людям. Жизнь, которой живет большинство людей, недостойна человека, ее надо изменить, и сегодня для этого есть реальные возможности. Но борьба с самодержавием, буржуазным строем нелегка, многого требует от человека. Поэтому тема самопожертвования - важная тема романа. И раскрывается она отнюдь не однозначно. Самоограничение оправдывается только революционной необходимостью, жертвы приносятся ради счастья людей, а не в ущерб им, и самопожертвование революционера должно органически сочетаться с чуткостью к людям, стремлением уберечь их от лишней боли и тягот.
  Герои романа - и в первую очередь мать, Ниловна, - как бы рождаются заново, впервые осознают себя по-настоящему людьми. И дело тут не в личных качествах: незаурядных натур всегда было немало на Руси. Но раньше были другие времена: состояние производительных сил и общественных отношений, уровень мировой философии и социальных знаний не давали людям знания путей выхода из эксплуататорского общества. Только с развитием пролетариата, с появлением научного социализма, с возникновением марксизма перед человечеством открылись реальные пути освобождения от гнета, появилась возможность сознательного изменения социальных условий людьми, создались условия для социалистической революции.
  Но победа не придет сама, за нее надо бороться. И громадную роль играет организаторская работа партии, вооруженной передовой революционной теорией. Не сам Павел Власов пришел к социализму: его учили книги, учили люди - Наташа, Находка, Николай Иванович. И сам он учит других.
  С большой теплотой рисует Горький партийцев, революционную социалистическую интеллигенцию, несущую слово правды, слово партии в рабочую массу. Перед писателем стояла задача - преодолеть имевшееся у некоторых рабочих недоверие к интеллигенции, то самое недоверие к новому, которое так ярко описано в начале книги. Решая эту задачу, Горький даже несколько идеализировал интеллигенцию, оставил почти без внимания противоречия и сомнения, раздиравшие даже самые революционно настроенные интеллигентские слои. На этот недостаток романа обратил внимание, как вспоминает М.Ф.Андреева, В.И.Ленин.
  Рабочие-революционеры в романе воодушевлены грандиозными задачами социальной перестройки. Они думают не только о том, как улучшить свою жизнь, но и о том, как изменить жизнь всего трудового народа: "Разве мы хотим быть только сытыми?" Роман полемически направлен против тех, кто клеветал на пролетариат, обвиняя его в узости жизненных запросов. Горький показывает духовное богатство и здоровье пролетариата, его доброту, сердечность, трудовую гордость, одаренность, эстетическую чуткость.
  Великое и справедливое общее дело не нивелирует, не обезличивает людей. Павел отнюдь не соринка или щепка, которую поток истории несет неведомо куда. Горькому было чуждо фатальное преклонение перед ходом событий. Власов - сильная, волевая натура, и жизнь делают именно люди, познавшие законы этой жизни. Революции нужны герои, а не покорные роботы и пешки.
  "Мать" явилась важным этапом в становлении социалистического реализма - творческого метода советской литературы, окрыленного научным знанием грядущего, подлинным историческим оптимизмом. Возникновение нового художественного метода - метода социалистического реализма было подготовлено всем предшествующим историческим и художественным развитием человечества. Этот метод начал складываться в творчестве писателей - предшественников Горького, в ряде произведений самого автора "Матери".
  Роман "Мать" органически развивает тему русского революционера, в разработку которой существенный вклад внесли Чернышевский и Некрасов. Но горьковский роман рисует новый этап русского революционного движения - пролетарский, когда руководящей силой становится массовая организация - партия.
  Связана "Мать" и с предшествующими произведениями самого Горького. Так, в начале жизненного пути Павел похож на Грачева из "Троих", оптимизм, чувство радости жизни у Власова близки мироощущению Нила ("Мещане"), а в романтически приподнятых местах романа, речах Андрея Находки ощущается близость к поэме "Человек".
  Известна высокая оценка Лениным горьковского романа: "Много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают "Мать" с большой пользой для себя... Очень своевременная книга..."
  В "Матери" рабочий класс увидел свою первую биографию как революционного класса. "Он поэт пролетариата - выразитель его коллективной души", - писал о Горьком Дзержинский. Этим объясняется огромная популярность романа, экземпляры которого ходили даже переписанными от руки - явление редкое в XX веке для большого по объему произведения.
  Уже в 1907 году "Мать" была напечатана в Англии, Германии, Франции, Америке, Италии, Испании, Норвегии, Сербии, Турции, Болгарии, Дании, Швеции, Голландии.
  В России против Горького за публикацию "Матери" было возбуждено уголовное дело, а без цензурных искажений книга была напечатана только в 1917 году.
  К "Матери" примыкает повесть "Лето" (1909) - о революционном движении в деревне. Повесть показывает рост крестьянского сознания в ходе революции, тягу мужиков к умному человеку, пропагандисту, их стремление разобраться в окружающей жизни.
  В появлении революционеров-крестьян Горький видит важнейшее явление в развитии страны. "Лето" полно оптимизма и этим противостоит многим произведениям 1910-х годов, рисовавшим русскую деревню в мрачном свете, видевшим в мужиках дикарей, варваров и насильников. Перед нами богатство народной жизни, талантливость масс, товарищеская сплоченность мужиков (писатель даже идеализирует деревню).
  Непримиримую вражду угнетенных и угнетателей, духовный разброд и оскудение в мире "хозяев жизни", возросшее классовое сознание рабочих и сплоченность, глубокую человечность рабочего люда рисует писатель в пьесе "Враги" (1906). Героям пьесы дана ясная классовая характеристика, в их словах четко выражены социальные интересы, которые они защищают, но это меньше всего "рупоры идей", нет, это живые, неповторимые индивидуальности.
  Враги рабочего класса неодинаковы, среди них есть и "добрые" и "злые" люди, но логика исторического развития, логика классовой борьбы сплачивает их в один лагерь - и это главное. "И строгий - хозяин, и добрый - хозяин. Болезнь людей не разбирает", - говорит рабочий Ягодин.
  Рабочие в пьесе показаны не как серая, безликая масса, а как коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей, но сплоченный единством цели, сознанием великой исторической роли пролетариата. В противоположность хищнической и эгоистической морали "хозяев жизни" рабочим свойствен подлинный гуманизм, чувство товарищества и внутреннего достоинства. "Сцены эти, - писал цензор о "Врагах", - являются сплошной проповедью против имущих классов, вследствие чего не могут быть дозволены к представлению".
  Против общественных порядков, основанных на бесправии и эксплуатации, направлен написанный с умной иронией сатирический цикл "Мои интервью". Горький излагает воображаемые беседы с русским царем, немецким императором, американским промышленным воротилой.
  В произведениях об Америке - "Город Желтого Дьявола", "Жрец морали", "В Америке" - Горький, продолжая традиции Герцена и Салтыкова-Щедрина, показывает истинное лицо буржуазной демократии и свободы как демократии и свободы для тех, кто богат. Город "Желтого Дьявола" - Нью-Йорк - сосредоточие социальных контрастов. Желтый Дьявол - золото - уродует, калечит людей, превращает их жизнь в кошмар:
  "Я очень много видел нищеты, мне хорошо знакомо ее зеленое, бескровное, костлявое лицо. Ее глаза, тупые от голода и горящие жадностью, хитрые и мстительные или рабски покорные и всегда нечеловеческие, я всюду видел, но ужас нищеты Ист-Сайда - мрачнее всего, что я знаю".
  В капиталистической Америке Горький видит страшную духовную нищету, убогие развлечения, заменяющие подлинную культуру, растлевающие душу и ум масс.
  
  
  Любить Россию надо, она этого стоит

    1

  В сентябре 1906 года из США Горький едет в Италию. И здесь рабочие и передовая интеллигенция чествуют писателя. Горький отвечал: "Когда говорят о моей революционной деятельности, я чувствую себя взволнованным и смущенным, потому что в большой революционной русской армии - я только рядовой. Принимая ваше приветствие, как адресованное революционной России, я благодарю вас за себя, за мою Родину и от имени всего мирового пролетариата".
  Писатель поселяется на Капри - небольшом (10 кв. км) островке в Неаполитанском заливе.
  До Капри от материка ходит пароходик с рядами потемневших от солнца, влаги и времени скамеек, над которыми в плохую погоду натягивают брезент. Через три часа хода он пристает к высоким обрывистым горам, в ложбине между которыми приютился небольшой поселок.
  На узенькой улочке маленькие магазины, в которых продают разноцветные бусы, соломенные шляпы, овощи, лимоны, апельсины. Редких покупателей зазывают из каждой двери.
  Круглый год цветут розы. Каждый маленький клочок камня, где ест

Другие авторы
  • Хемницер Иван Иванович
  • Будищев Алексей Николаевич
  • Баранов Евгений Захарович
  • Загуляев Михаил Андреевич
  • Матинский Михаил Алексеевич
  • Слонимский Леонид Захарович
  • Садовский Ив.
  • Лукомский Георгий Крескентьевич
  • Козлов Петр Кузьмич
  • Ренье Анри Де
  • Другие произведения
  • Розанов Василий Васильевич - К съезду по семейному воспитанию
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Социализм как положительное учение
  • Бунин Иван Алексеевич - Всходы новые
  • Шаликов Петр Иванович - Темная роща, или памятник нежности
  • Закуренко А. Ю. - Голос, преодолевший время
  • Дживелегов Алексей Карпович - Швабское зерцало
  • Достоевский Федор Михайлович - Маленький герой
  • Бегичев Дмитрий Никитич - Бегичев Д. Н.: Биобиблиографическая справка
  • Волконская Зинаида Александровна - На смерть Д. В. Веневитинова
  • Яковенко Валентин Иванович - Несколько слов о Томасе Карлейле
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 402 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа