Главная » Книги

Грот Яков Карлович - Письмо из Рима

Грот Яков Карлович - Письмо из Рима


  

ПИСЬМО ИЗЪ РИМА 1)

1876.

18/30 сент. 1876 г.

   Нелегка задача путешественника по Итал³и, который въ короткое время долженъ осмотрѣть многое и успѣть написать хоть кое-что изъ своихъ наблюден³й и впечатлѣн³й. Ходить или ѣздить изъ одного музея въ другой, изъ одной церкви въ другую, я нахожу и утомительнымъ, и мало полезнымъ. Прежде осмотра подробностей, я всегда чувствую потребность напередъ ознакомиться съ мѣстностью въ главныхъ ея чертахъ, съ расположен³емъ улицъ новаго для меня города, особенно тѣхъ пунктовъ его, гдѣ находятся интереснѣйш³я здан³я или учрежден³я. Затѣмъ уже я посѣщаю важнѣйш³е изъ памятниковъ или коллекц³й.
   Вопросъ: слѣдуетъ ли писать о странѣ, съ которою кратковременное въ ней пребыван³е не позволяетъ ознакомиться основательно,- долго мѣшалъ мнѣ приняться за перо. Однако, желан³е подѣлиться нѣкоторыми впечатлѣн³ями съ моими соотечественниками, и особенно съ вами, заставило меня, наконецъ, преодолѣть эти сомнѣн³я.
   Незадолго передъ выѣздомъ изъ Росс³и, мнѣ случилось прочитать въ одномъ изъ нашихъ журналовъ написанную лѣтъ шесть тому назадъ статью о современной Итал³и. Авторъ охуждаетъ въ этой странѣ рѣшительно все, начиная съ климата,- нравы, учрежден³я, бытъ, и сознается, что вынесъ оттуда совершенное разочарован³е. Я не могу съ нимъ согласиться, хотя нѣкоторые изъ его отзывовъ и справедливы. Правда, что самъ онъ не разъ выражаетъ надежду на разныя улучшен³я вслѣдств³е объединен³я Итал³и и что со времени этого важнаго факта прошло болѣе пятилѣт³я, но едва-ли въ правахъ народа, установившихся вѣками, могутъ совершаться так³я быстрыя измѣнен³я.
   Въ сношен³яхъ съ итальянцами разныхъ сослов³й я не могъ до сихъ поръ замѣтить той нечестности и склонности къ обману, въ которыхъ мног³е ихъ обвиняютъ; напротивъ, я часто былъ пораженъ умѣренностью ихъ требован³й и правдивостью при покупкахъ и другихъ сдѣлкахъ; конечно, съ ними можно торговаться, и они обыкновенно дѣлаютъ уступки, но таковъ ужъ ихъ обычай въ торговлѣ. За то сколько въ нихъ добродуш³я, веселости, привѣтливости, услужливости. Я прежде уже слыхалъ, что между итальянцами и русскими иного сходства (объ этомъ, помню, между прочимъ, печатное замѣчан³е Шевырева), но никогда не ожидалъ, чтобъ это сходство было такъ велико. Оно обнаруживается и въ нац³ональномъ ихъ характерѣ, напр. въ ихъ живости, общительности, и во внѣшнемъ складѣ, даже въ одеждѣ простонародья, особенно женщинъ, которыя носятъ платья того же покроя, изъ такихъ же матер³й, так³е же платки на головѣ, и любятъ тѣ-же цвѣта, какъ наши деревенск³я бабы. У итальянцевъ нѣтъ нѣмецкой аккуратности: это видно, напр., въ часахъ отхода и прихода поѣздовъ на ихъ желѣзныхъ дорогахъ; но зато у этого народа нѣтъ и нѣмецкой абсолютности и жесткости. Само собой разумѣется, что тутъ, какъ и вездѣ, есть исключен³я, можетъ быть, даже исключен³я нерѣдк³я, но это все-таки не значитъ, чтобъ въ Итал³и было одно дурное. Я долженъ упомянуть объ одномъ случаѣ довольно крупнаго плутовства, котораго самъ былъ жертвою. Въ отелѣ "Миланъ" приморскаго города Спец³и, между Генуей и Пизой, у меня ночью вытащили изъ бумажника лачку ассигнац³й на сто франковъ слишкомъ. Пр³ѣхавъ въ этотъ отель поздно вечеромъ, я незамѣтилъ, что комната, которую мнѣ дали, была въ связи съ другою, куда входъ остался открытъ. Воръ подсмотрѣлъ, вѣроятно, какъ я укладывалъ свои деньги въ ящикъ ночного столика, и ловко воспользовался своимъ наблюден³емъ: покражу замѣтилъ я только, садясь на другое утро въ вагонъ; останавливаться, безъ надежды на возвратъ денегъ, я не рѣшился, и вмѣсто того написалъ изъ Пизы объ этомъ воровствѣ нашему вице-консулу въ Спец³и г. Лардону; онъ отвѣчалъ мнѣ, что разспросы его, какъ я и ожидалъ, остались безплодными. Впрочемъ, я былъ благодаренъ вору за его умѣренность: онъ могъ бы, еслибъ хотѣлъ, вытащить гораздо больше.
   Во время бѣглаго проѣзда черезъ Итал³ю, я не могъ, къ сожалѣн³ю, заняться изучен³емъ ея современной литературы, но я старался, по крайней мѣрѣ, насколько это было возможно, распространить свои познан³я о ней чтен³емъ газетъ и посѣщен³емъ театровъ. Поселившись сперва на Лаго-Маджоре, въ Стрезѣ, я тамъ въ первый разъ сталъ читать миланск³я газеты, и съ особеннымъ удовольств³емъ увидѣлъ, что наиболѣе распространенныя изъ нихъ (напр., "Il Secolo) по славяно-восточному вопросу рѣшительно на нашей сторонѣ: почти въ каждомъ нумерѣ была передовая статья, написанная въ этомъ духѣ. Тогда же я вычиталъ въ нихъ, что въ Миланѣ, по примѣру Рима, образовался комитетъ для пособ³я турецкимъ славянамъ. Такое же направлен³е нашелъ я, при проѣздѣ черезъ Геную, въ тамошнихъ газетахъ, раскупаемыхъ на улицахъ и площадяхъ въ огромномъ количествѣ, а потомъ и во Флоренц³и и въ Римѣ. Во Флоренц³и говорилось о необходимости устроить и тамъ митингъ для выражен³я сочувств³я славянамъ, подобный бывшимъ до того въ Римѣ, Миланѣ, Туринѣ. Вамъ, конечно, извѣстно, что первый итальянск³й митингъ съ этою цѣлью былъ 3-го сентября въ обширномъ театрѣ "Apollo", въ Римѣ. По пр³ѣздѣ въ этотъ городъ, я былъ обрадовавъ слѣдующимъ объявлен³емъ, напечатаннымъ крупными буквами, которое еще остается наклееннымъ на стѣнахъ почти во всѣхъ улицахъ и переулкахъ. Я списалъ его и привожу здѣсь въ дословномъ переводѣ: "Комитетъ пособ³я Славянскому дѣлу (Comitato di soccorso per la causa Slava). Площадь Биш³оне, 95".
   "Граждане! Комитетъ, вызвавш³й народное собран³е, бывшее 3-го текущаго мѣсяца въ театрѣ "Apollo", поручилъ нижеподписавшимся привести въ дѣйств³е его заключен³я. Вы, испустивш³е крикъ скорби о жестокостяхъ варварской войны и выразивш³е чувство братства въ народамъ, желающимъ на Востокѣ защитить свою нац³ональность, дайте намъ средства исполнить возложенное на насъ поручен³е. Не безплодными заявлен³ями, а великодушнымъ дѣломъ итальянск³й народъ долженъ доказать свое сочувств³е страждущимъ и сражающимся. Комитетъ открываетъ публичную подписку на пожертвован³я деньгами и вещами въ пользу сражающихся и ихъ семействъ: намъ предстоитъ сдѣлать эти даян³я достойными Рима, Итал³и и дѣла, лежащаго на совѣсти всѣхъ просвѣщенныхъ народовъ". Затѣмъ, слѣдуютъ подписи предсѣдателя (совѣтника Римской общины г. Б³адж³о-Плачиди) и около 20 членовъ.
   Въ связи съ этимъ нѣсколько дней тому назадъ, на одномъ изъ здѣшнихъ театровъ (teatro Valle) было дано экстренное представлен³е въ пользу "Комитета пособ³я Славянскому дѣлу", за подписью котораго изданы и программы этого спектавля. Играли "Мар³ю Стуартъ" Шиллера, въ извѣстномъ переводѣ Маффеи, причемъ роль королевы "любезно взяла на себя", какъ сказано въ афишѣ, "знаменитая артистка Г³ацинта Пеццана Гвальтьери и театръ безвозмездно уступленъ содержателемъ его, г. Бараккини, а для оркестра обязательно предоставлена дивиз³оннымъ начальствомъ военная музыка". Разумѣется, что я былъ на этомъ спектаклѣ и принесъ свою дань участ³я въ безконечныхъ рукоплескан³яхъ и превосходной артисткѣ, и отличной музыкѣ. Г-жу Гвальтьери я видѣлъ уже наканунѣ въ главной роли комед³и "Мессалина", недавно поставленной на сцену новой пьесы въ стихахъ г. Коссы, автора извѣстной трагед³я "Неронъ".
   Сочувств³е въ славянамъ выражается также въ иллюстрированномъ сатирическомъ журналѣ "Papagallo" (попугай), который каждое воскресенье выходятъ въ Болоньѣ и продается, между прочимъ, на Старомъ мосту во Флоренц³и, гдѣ я и купилъ нѣсколько нумеровъ его, изображающихъ въ лицахъ разные фазисы сербско-турецкой войны и европейской дипломац³и за послѣднее время. Крохѣ того, въ Миланѣ издается въ томъ же духѣ спец³ально посвященный этому вопросу журналъ "La guerra d'Oriente, Cronica illustrata", съ весьма хорошими изображен³ями. Очень жалѣю, что время не позволяетъ мнѣ приложить нѣсколько выдержекъ изъ всѣхъ этихъ столь интересныхъ журналовъ. Можетъ быть я сдѣлаю это впослѣдств³и.
   Въ возбужден³и между итальянцами движен³я въ пользу славянъ особенное участ³е принималъ Джакомо Линьяна, профессоръ сравнительной филолог³и въ римскомъ университетѣ, знающ³й славянск³е языки и бывавш³й въ Росс³и. Для разъяснен³я вопроса онъ напечаталъ, съ подписью своего имени, цѣлый рядъ писемъ озаглавленныхъ: "Римъ и Славяне", въ которыхъ популярно и увлекательно изложилъ историческ³я свѣдѣн³я, нужныя для правильнаго пониман³я дѣла (см. "Il popolo Romano", No 239-244). Благодаря одной нашей соотечественницѣ, бывшей въ Римѣ во время появлен³я этихъ писемъ, они переведены по-русски, и этотъ переводъ скоро выйдетъ особой брошюрой, которая, конечно, будетъ и въ вашихъ рукахъ. Покуда скажу только, что г. Линьяна, приступая въ дѣлу, очень ловко вводитъ своего читателя въ церковь св. Климента, гдѣ хранятся мощи св. Константина, и наглядно обличаетъ папскую политику, успѣвшую съ самаго начала раздѣлить славянъ на два враждебные лагеря; она и теперь осталась вѣрною себѣ: босн³йскимъ католикамъ послано запрещен³е участвовать въ возстан³и своихъ братьевъ. "Ужели, спрашиваетъ профессоръ, мы, итальянцы, захотямъ продолжать эту политику? Ужели, въ славянскомъ вопросѣ, мы соединимъ въ одну телеграфическую нить политику квиринала (т. е. нынѣшняго королевскаго дворца) съ Ватиканскою?" Разсказавъ ходъ проповѣди Кирилла и Меѳод³я и ихъ заслуги по просвѣщен³ю славянъ, авторъ упоминаетъ о призван³и ихъ въ Римъ и говоритъ: "Черезъ 40 дней Кириллъ скончался. Эта смерть дала тотчасъ понять Меѳод³ю, что воздухъ Рима нездоровъ для Славянскаго апостола, и онъ вскорѣ возвратился въ Морав³ю. Была ли цѣлъ Римской кур³и достигнута, или напротивъ? Мнѣ кажется, ни того, ни другого нельзя утверждать безусловно. Но, между тѣмъ, оба апостола пришли ad limina Petri, и Кириллъ здѣсь умеръ, и гробъ его былъ освященъ въ базиликѣ преподобнаго Климента. Это, конечно, не составляло всего, чего хотѣлъ папа, но это было хоть кое-что. Въ церкви св. Климента, въ Римѣ, охраняется самое священное воспоминан³е славянъ". Показавъ, потомъ, что папская политика восторжествовала въ Чех³и и Польшѣ, но различно, такъ что первая изъ этихъ странъ все болѣе и болѣе примыкаетъ въ славянскому востоку, а вторая, сохранивъ свою религ³озную исключительность, сдѣлалась неспособною къ политической жизни, г. Линьяна возвращается въ современному вопросу и кончаетъ такъ: "Римское духовенство, вмѣсто того, чтобы выйти изъ своихъ церквей и своихъ базиликъ и преклонить колѣна предъ гробомъ, стоящимъ направо отъ алтаря св. Климента; вмѣсто того, чтобы достопамятнымъ подвигомъ изгладить изъ памяти славянъ измѣну, совершенную имъ въ IX вѣкѣ, востеръ ²оанна Гуса и ²еронима Пражскаго, и козни, и раздоры, которые сѣялись въ Польшѣ,- римское духовенство повиновалось велѣн³ямъ Ватикана и молилось о дарован³и побѣды турецкому оруж³ю и отвергло всякое чувство христ³анскаго человѣколюб³я. Если это несправедливо, если то, что утверждаютъ,- клевета, то пусть римское духовенство возвыситъ голосъ и откажется отъ солидарности съ Ватиканомъ. Но этого оно не сдѣлаетъ: мы, м³ряне, мы, итальянцы, наконецъ, объединенные въ Римѣ, убѣдимся, что настало время отдѣлить въ славянскомъ вопросѣ нашу отвѣтственность отъ отвѣтственности Ватикана. Базилика св. Климента заключаетъ въ своихъ стѣнахъ, въ своихъ иконахъ, въ своихъ гробницахъ идеалъ будущности христ³анства. Мы знаемъ, что Росс³я въ своемъ историческомъ движен³и къ востоку исполняетъ великую задачу цивилизац³и,- знаемъ, что сердце Чех³и еще не умерло,- знаемъ, что Польша, исполненная религ³ознаго чувства, поэз³и, рыцарства, столько разъ обманутаго и преданнаго Ватиканомъ,- сумѣетъ найти способъ примириться, во благо всем³рной цивилизац³и, съ своими славянскими братьями.
   "Каковъ будетъ способъ этого преобразован³я христ³анства, этого объединен³я славянъ въ будущемъ, мы не знаемъ; славяне въ истор³и прошли черезъ нѣсколько формъ, и почему имъ не найти такой, которая соотвѣтствовала бы ихъ характеру, ихъ историческому опыту, ихъ призван³ю въ дѣлѣ всем³рной цивилизац³и... Ватиканъ отвѣтственъ передъ славянами въ ихъ прошломъ, мы - въ ихъ будущемъ.
   "Росс³я не требовала у насъ отчета въ томъ, что со стороны Ватикана замышлялось противъ славянъ, но она обратилась къ намъ съ тѣмъ, чтобы мы своими симпат³ями, своимъ живымъ нац³ональнымъ чувствомъ, составляющимъ наше право, приняли иниц³ативу въ соглашен³и Европы, въ содѣйств³и къ прекращен³ю кровавыхъ ужасовъ, которыми запятналъ себя исламизмъ, къ возстановлен³ю правъ юго-славянскихъ народовъ. Росс³я, конечно, не забыла, что Галатская башня въ Константинополѣ построена итальянцами и что на этой башнѣ можетъ еще разъ водрузиться торговый флагъ Итал³и. Средиземное и Черное моря должны быть открыты всѣмъ европейскимъ народамъ. На этомъ услов³и почему бы Англ³я отказала въ своемъ содѣйств³и дѣлу мира и цивилизац³и? Росс³я и Англ³я - двѣ велик³я колон³альныя державы: одна изъ нихъ въ центральной Аз³и, другая въ Инд³и достигаютъ предѣловъ своего политическаго и торговаго распространен³я, и въ то же время обѣ служатъ въ рукахъ Провидѣн³я великимъ оруд³емъ просвѣщен³я аз³атскихъ народовъ, и дѣло это совершается ими во благо и во славу всей Европы".
   Экземпляръ газеты, откуда я перевожу эти мѣста, полученъ мною отъ самого автора писемъ, у котораго я провелъ, вмѣстѣ съ нѣсколькими друзьями его, вчерашн³й день въ Фраскати, но объ этомъ въ другой разъ.
  
   1) Славян. Сборникъ, т. II, 1877 г. съ слѣдующ. примѣчан³емъ его редакц³и: "Это любопытное письмо нашего высокоуважаемаго соотечественника, академика Я. К. Грота, даетъ намъ случай вспомнить другой, не менѣе знаменательный фактъ, характеризующ³й современное направлен³е исторической жизни объединяющагося итал³анскаго народа и отношен³я его къ славянству. Разумѣемъ новое религ³озное движен³е, проявившееся въ южной Итал³и, именно, въ Неаполѣ. Какъ этимъ религ³ознымъ движен³емъ, такъ и движен³емъ, описываемымъ Я К. Гротомъ, часть итальянскаго народа сознательно противодѣйствуетъ духу папской гордыни, выразившейся въ провозглашен³и догмата непогрѣшимости папы, духу всякаго коварства, которымъ проникнуты всѣ дѣйств³я папской политики, постоянно сѣющей между христ³анскими народами вражду и употребляющей всѣ усил³я держать ихъ въ духовномъ рабствѣ. Въ Неаполѣ образуется католическая народная итальянская, независимая отъ папской власти, церковь, которая стремится примкнуть къ православной греко-восточной церкви, имѣетъ уже свыше 10-ти т. членовъ, постоянно пр³умножается и крѣпнетъ. На мѣсто недавно скончавшагося представителя этой церкви, о. Прота-Трабуко, единогласно избранъ ею Людовикъ Прота-Дж³орлео, и возбуждено ходатайство, чтобы онъ былъ поставленъ во епископа соборомъ (синодомъ) русско-православныхъ ³ерарховъ. Органъ народно-итальянской церкви "Emancipatore Cattolico" напечаталъ рядъ статей, подъ заглав³емъ "Римско-католическая и греко-русская православная церковь и въ чемъ онѣ разлчаются между собою". Въ этихъ статьяхъ православной церкви оказывается величайшее уважен³е, основательно выяснено ея вѣроучен³е и доказывается, что въ ней одной сохранилась апостольская церковь. Въ то же время авторъ указанныхъ статей съ безпощаднымъ осужден³емъ относится къ Римской кур³и, которая, по его словамъ, поддерживаетъ и даже возбуждаетъ и распространяетъ тѣсный союзъ креста съ полумѣсяцемъ, Христа Сына Бож³я - съ обманщикомъ Магометомъ, преемника Петра - съ калифомъ Османовъ". "Emancipatore Cattolico" печатаетъ много статей о современномъ положен³и славянскаго м³ра. Въ одной изъ такихъ статей, между прочимъ, говоритъ: "Въ самомъ дѣлѣ, во имя какого принципа вступаетъ теперь въ войну и на первомъ планѣ колоссальная сѣверная держава - Росс³я? Во имя свободы христ³анскаго народа, угнетаемаго и подавляемаго втечен³е вѣковъ ордою варварскихъ завоевателей, которыхъ религ³я состоитъ въ чувственности, моральность - въ обманѣ, будущность - зависитъ отъ слѣпой судьбы и которыхъ стремлен³я заключаются въ истреблен³и всякой цивилизац³и и прогресса. Что же такое христ³анство, т. е. религ³я угнетеннаго народа, который Росс³я желаетъ освободить? Это христ³анство - истинная свобода, равенство всѣхъ предъ вѣчнымъ закономъ чести и правды, наука, неотъемлемое право разумнаго существа, неусыпное Провидѣн³е Бож³е, которое все установляетъ и управляетъ совершеннымъ образомъ. Это христ³анство есть, наконецъ, религ³я взаимной любви, которая дѣлаетъ изъ человѣческаго рода одно общее семейство, установленное вѣчнымъ опредѣлен³емъ, въ которомъ сосредоточивается равновѣс³е всѣхъ интересовъ матер³альныхъ и моральныхъ: не дѣлай другимъ того, чего не желаешь самому себѣ".
   Затѣмъ, упомянувъ о возможныхъ замыслахъ, приписываемыхъ Росс³и различными органами европейской печати, и высказавъ свои предположен³я относительно возможнаго исхода какъ-будто приближающейся на востокѣ борьбы, "Emancipatore Cattolico" заключаетъ: "Итакъ, остается только распространен³е политическаго протектората Росс³и надъ союзомъ христ³анскихъ государей, которыя, естественно, должны возникнуть на развалинахъ Турецкой импер³и. Теперь этотъ протекторатъ, оказываемый христ³анскимъ княжествамъ державою существенно христ³анскою, прежде чѣмъ быть опасност³ю для свободныхъ европейскихъ учрежден³й, служитъ однимъ изъ ручательствъ болѣе прочныхъ и надежныхъ, такъ какъ христ³анство, какъ уже было замѣчено, есть факторъ свободы, а не рабства, въ противоположность латинскому папству, которое есть самая сильная опора послѣдняго и даже его воплощен³е.
   "Прибавляемъ, что только при помощи благодѣтельнаго вл³ян³я этого протектората возможно допустить общее переустройство нац³ональныхъ католическихъ церквей на нашемъ Западѣ, составляющихъ болѣе прочное основан³е свободы политико-нац³ональной. Вотъ почему мы остаемся благодарными и признательными великой и христ³анской мысли Росс³и о войнѣ противъ самаго лютаго и грубаго врага христ³анскаго имени и всякой цивилизац³и, и напутствуемъ нашими благословен³ями, составляющими благословен³е всего цивилизованнаго м³ра, ополчен³я креста. Желаемъ великой православной импер³и тѣхъ побѣдъ и тр³умфовъ, как³е Богъ даровалъ фалангамъ Константина Великаго надъ его врагами-язычниками, такъ какъ эти побѣды и тр³умфы - побѣды истинной вѣры, цивилизац³и и разумнаго прогресса надъ тьмою и варварствомъ исламизма и папства".
   Словакъ, Людевитъ Штуръ, одинъ изъ благороднѣйшихъ и даровитѣйшихъ славянскихъ дѣятелей недавняго прошлаго, обозрѣвая "Славянство и м³ръ будущаго", въ своемъ замѣчательномъ сочинен³и подъ этимъ заглав³емъ, говоритъ: "Католическая церковь далеко, очень далеко отстала отъ требован³й христ³анства, даже отъ требован³й лучшаго образован³я нашего времени. Она истощилась, окаменѣла, не пользуется вѣрою и довѣр³емъ народовъ: безжизненная, холодная и мертвая, идетъ она на встрѣчу своей судьбѣ къ разложен³ю и паден³ю" ("Славянство и м³ръ будущаго" Москва, 1867 г., стр. 105)".

Труды Я. К. Грота. Т. V. СПб., 1903


Другие авторы
  • Станюкович Константин Михайлович
  • Петровская Нина Ивановна
  • Сумароков Панкратий Платонович
  • Коллонтай Александра Михайловна
  • Яковлев Михаил Лукьянович
  • Жизнь_замечательных_людей
  • Фурманов Дмитрий Андреевич
  • Вересаев Викентий Викентьевич
  • Тагеев Борис Леонидович
  • Кони Анатолий Федорович
  • Другие произведения
  • Короленко Владимир Галактионович - И. А. Гончаров и "Молодое поколение"
  • Новиков Николай Иванович - Трутень
  • Радищев Александр Николаевич - Вольность. Ода.
  • Урусов Сергей Дмитриевич - С. Д. Урусов : биографическая справка
  • Вердеревский Василий Евграфович - Вередеревский В. И.: Биографическая справка
  • Ахшарумов Николай Дмитриевич - (О романе "Преступление и наказание")
  • Куприн Александр Иванович - Воробей
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - На станции
  • Бласко-Ибаньес Висенте - Проклятый хутор
  • Бунин Иван Алексеевич - О дураке Емеле, какой вышел всех умнее
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 577 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа