|
Якубович Петр Филиппович - Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность, Страница 2
Якубович Петр Филиппович - Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность
ромное значение "аннибаловой клятве" Тургенева,
выразившего свой протест против крепостного права в свойственной ему форме
мягких художественных образов, которые так восхищают нас в "Записках охотника";
но разве же можно сравнивать этот "прекраснодушный", в сущности, протест с
действительно пламенным протестом Некрасова, всю жизнь буквально горевшего
"святым беспокойством" за судьбы народа? Здесь перед нами всеобъемлющая страсть,
о которой поэт имел бы полное право сказать словами лермонтовского героя:
Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть: Она, как
червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла! Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.
Эта страсть проникла в душу Некрасова еще в раннем отрочестве,
на волжском берегу, при виде шедших бечевою и певших заунывные песни бурлаков.
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной
реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски! Что я в ту
пору замышлял, Созвав товарищей-детей, Какие клятвы я давал - Пускай
умрет в душе моей, Чтоб кто-нибудь не осмеял!
[Несмотря на подзаголовок "Детство Валежникова", сразу
видно, что в поэме "На Волге" Некрасов рисует собственное детство. По
первоначальному плану стихотворение это составляло часть большой поэмы "Рыцарь
на час", и пьеса, теперь известная под этим заглавием, называлась в прежних
изданиях "Из поэмы Рыцарь на час, гл. VI: "Валежников в деревне"".]
Целых восемь лет (1838-1846) человек подвергается опасности
зачахнуть от непосильной и неблагодарной работы, даже буквально умереть с
голоду, а между тем стоило ему вернуться на лоно благонамеренности и,
помирившись с отцом, поступить в корпус, и он снова был бы сыт, обеспечен и
будущее улыбалось бы ему в виде, может быть, блестящей военной карьеры. "Он был
бы, если бы захотел, - говорит Н. К. Михайловский, - блестящим генералом,
выдающимся ученым, богатейшим купцом. Это мое личное мнение, которое, я думаю,
впрочем, не удивит никого из знавших Некрасова". Однако мы знаем, что за все
годы своей тяжелой юности он ни разу не подумал ни об одной из подобных
возможностей "самообеспечения"... Рисуя впоследствии в "Несчастных" душевное
состояние юноши, заброшенного в столичный омут, поэт писал:
Счастлив, кому мила дорога Стяжанья, кто ей верен был И в жизни ни
однажды Бога В пустой груди не ощутил. Но если той тревоги смутной
Не чуждо сердце - пропадешь! В глухую полночь, бесприютный, По
стогнам города пойдешь.
Так именно и было с Некрасовым. Не "дорога стяжанья" пленяла
его; душой его владела иная властная сила, иная "смутная тревога" - страстная
любовь к родине и народу, которая могла вылиться в единственно возможной в те
времена форме служения родной литературе, - и, несмотря на все частные ошибки и,
быть может, даже падения, сила эта всегда брала в его душе верх. Ниже мы
помещаем записку Г. З. Елисеева, чрезвычайно интересно и оригинально освещающую
эту сторону личности Некрасова; пока же ограничимся сказанным и вернемся к юным
годам поэта, к тем обстоятельствам, при которых окончательно сформировались его
личность и поэзия.
Первые годы пребывания Некрасова в Петербурге совпали с одним
из самых печальных и мрачных периодов в истории русской журналистики вообще и
петербургской в особенности. Впоследствии сам Некрасов так охарактеризовал этот
период:
В то время пусто и мертво В литературе нашей было. Скончался Пушкин -
без него Любовь к ней публики остыла. Ничья могучая рука Ее не
направляла к цели; Лишь два задорных поляка На первом плане в ней
шумели...
И в самом деле, со смертью Пушкина литературный диапазон сразу
резко сузился... Лучшие приуныли и пали духом, худшие подняли голову и
обнаглели... Что касается общества, то оно еще помнило, как рассказывает
Тургенев в "Литературных и житейских воспоминаниях", "удар, обрушившийся на
самых видных его представителей лет двенадцать перед тем; и из всего того, что
проснулось в нем впоследствии, особенно после 55 г., ничего даже не шевелилось,
а только бродило - глубоко, но смутно - в некоторых молодых умах. Литературы, в
смысле живого проявления одной из общественных сил, находящегося в связи с
другими, столь же и более важными проявлениями их, - не было, как не было
прессы, как не было гласности, как не было личной свободы; а была словесность -
и были такие словесных дел мастера, каких мы уже потом не видали".
Действительно, не только в талантливых, но даже и в гениальных
представителях литературы в конце тридцатых годов не было недостатка: загоралась
яркая звезда Лермонтова; к голосу Белинского уже прислушивалась вся юная Россия;
Гоголь был признанным главою "натуральной школы"; жив еще был и Жуковский... Но
Белинский лишь в самом конце 1839 года переехал из Москвы в Петербург и в
письмах отсюда к московским приятелям долгое время жаловался на полное
одиночество. Жуковский жил при дворе и от журнального мира всегда стоял в
стороне. Лермонтов, когда не находился в ссылке, вращался также в высшем
обществе и к литературе относился с показным пренебрежением. Наконец, Гоголь, в
котором в это время начинался уже печальный внутренний перелом в сторону
пиетизма, жил большею частью в Риме и лишь редкими наездами бывал в Москве и
Петербурге.
Во времена Пушкина кроме него самого, издававшего
"Современник", во главе журналистики стоял такой даровитый и смелый боец за
правду, как Полевой, но к концу тридцатых годов от этого смелого бойца уже
оставалась одна жалкая тень. Жизнь заставила его пойти на компромиссы, и, сильно
подавшись вправо, сделавшись поставщиком псевдопатриотических драм и фактическим
редактором грече-булгаринского "Сына Отечества", он близко подошел к направлению
"Северной пчелы". "Два задорных поляка", то есть Булгарин и Сенковский, играли в
эти годы вообще непропорционально большую роль в петербургской журналистике.
Несомненно, Сенковский был чище Булгарина, даровитее и умнее, но ум его, по
остроумному выражению баснописца Крылова, был "какой-то дурацкий", свободный от
всяких принципов. Его гремевшая в тридцатых годах и имевшая до семи тысяч
подписчиков "Библиотека для чтения" сеяла в умах читателей легкомысленное,
"веселое" отношение решительно ко всем явлениям литературы и жизни... В этом
смысле рука об руку с "Библиотекой для чтения" шли довольно многочисленные в эти
годы альманахи, сборники и другие полулубочные издания, единственною причиною
возникновения которых был расчет издателей-барышников на пробуждавшуюся в
русской публике охоту к чтению. Пушкинский "Современник" в руках корректного, но
скучноватого профессора эстетики Плетнева влачил жалкое существование;
"Отечественные..." же "...записки", после продолжительного перерыва
возобновленные в январе 1839 года, лишь с конца этого года, с переездом
Белинского в Петербург, когда и все его московские приятели (Боткин, Грановский,
Кудрявцев, Герцен) перекочевали в этот журнал, стали приобретать постепенно
значение боевого либерального органа.
В такое-то время явился в Петербург Некрасов, полный радужных
юношеских мечтаний и горячей веры в литературу как в единственно возможную в то
время форму разумной и свободной деятельности. Неопытный новичок-провинциал,
мало развитой в литературном смысле юноша, он не умел еще разбираться в
тогдашних литературных партиях и направлениях, и, по всей вероятности,
какой-нибудь Греч или Сенковский ничем ровно не отличался в его глазах от
Полевого или Краевского. По крайней мере, стихи Некрасова начали появляться
безразлично в "Литературной газете", "Библиотеке для чтения", "Сыне Отечества",
"Прибавлениях к "Инвалиду"" и прочих; только собственное природное чутье привело
его в конце концов в кружок Белинского. Но случилось это, к сожалению, не так
скоро...
"За славой я в столицу торопился", - вспоминал позже поэт. И
действительно, едва успев напечатать в журналах десяток-другой своих полудетских
стихотворений, едва успев познакомиться с дешевыми лаврами и дорогими терниями
литературной дороги (в виде холода, голода и одиночества в большом городе),
ровно год спустя по прибытии в Петербург он уже сдал, как мы видели, в цензуру
книжечку своих стихотворений. В биографиях Некрасова сообщается обыкновенно, что
к этому времени нужда уже выпустила его из когтей, и он сумел даже сделать
кой-какие сбережения для выпуска в свет книги. Но это, конечно, недоразумение.
Деньги на издание собраны были Бенецким по подписке, и настоящая нужда Некрасова
с осени 1839 года, то есть со времени поступления его вольнослушателем в
университет и окончательного разрыва с отцом, еще только начиналась: с этого
именно времени в течение Двух-трех лет он вел непрерывную борьбу за
существование в буквальном смысле слова - с ночевками в ночлежных приютах,
жизнью в сырых углах и подвалах, корпеньем над черной литературной работой, едва
спасавшей поэта от голодной смерти. [В воспоминаниях Белоголового о графе
Лорис-Меликове, который в юности (именно в начале сороковых годов) жил одно
время с Некрасовым, приводится любопытное показание графа Лориса о том, что мать
поэта изредка, тайком от мужа, присылала сыну небольшие суммы денег.]
О неудачном литературном дебюте Некрасова мы уже говорили.
[До чего мало знакомы у нас с биографией Некрасова, показывает следующая
цитата из одной недавней юбилейной статьи: ""Мечты и звуки" - так назывался
первый сборник, доставивший Некрасову некоторую известность и порядочную
материальную выгоду. Но уже раньше того (?!) он писал в самых разнообразных
жанрах, стихами и прозою, начиная с водевилей и заканчивая критическими
разборами ученых книг" ("Научное обозрение", 1903, январь).] Собственных
признаний поэта насчет впечатления, какое произвело на него это событие, у нас,
к сожалению, нет. Все говорит, однако, за то, что здоровое критическое чутье
Некрасова, сила его большого природного ума подсказали ему, что если приговор
Белинского и был несколько резок по форме, то по существу заключал в себе много
правды: основываясь на абстрактных лирических излияниях, Некрасов не мог бы
пойти далеко. Несравненные художники слова, Пушкин и Лермонтов умели, конечно,
превращать в настоящие бриллианты поэзии все, к чему ни прикасались. Так,
Лермонтов уже в очень ранние годы, несмотря на поверхностное знакомство с
жизнью, на основании лишь "внутренних видений своего духа" (выражение
Белинского) мог создавать вещи вроде "Ангела" или "Паруса", не уступающие
позднейшим его шедеврам. Но это - завидное право гения, являющегося, может быть,
раз в столетие... На свое счастье, Некрасов рано понял это; он принял свою
неудачу как вполне заслуженную и с чисто юношеским ригоризмом решил, что он
совсем не поэт. По крайней мере мы знаем, что после плачевного опыта с "Мечтами
и звуками" он надолго оставил лирику, а к самой этой книжке отнесся с
беспощадной свирепостью: все уцелевшие от продажи экземпляры (а они составляли,
вероятно, значительнейшую часть издания) немедленно уничтожил; во все позднейшие
издания своих стихотворений никогда не включал из сборника "Мечты и звуки" ни
одной пьесы и до конца жизни не любил даже вспоминать о них. Наконец, ни
малейшего неприязненного чувства не сохранил он и к своему неумолимо-строгому
судье Белинскому, к которому, наоборот, с первого же дня личного знакомства стал
относиться с благоговением самого преданного и верного ученика (и благоговение
это донес до могилы). Можно думать, что, вращаясь в студенческих кружках
Петербурга, Некрасов уже и в момент выпуска своей злополучной книги хорошо знал
имя Белинского и высоко его ценил, - оттого-то и принял он так к сердцу приговор
великого критика.
Чего, однако, стоило этому гордому, замкнутому, "с самого
начала жизни раненому" сердцу подобное безмолвное и по-видимому спокойное
отречение от заветной юношеской мечты? Об этом, повторяем, сведений мы не имеем,
хотя и нетрудно представить себе внутреннюю бурю, пережитую поэтом. Инстинкт
тянул к литературе и поэзии, продолжая, быть может, подсказывать: "Здесь твое
призвание, законное место!" А рассудок и опыт жизни говорили другое: "Стой! Ты -
не поэт, а всего только мечтатель... Войти в этот храм ты недостоин".
Это была, разумеется, тяжелая внутренняя драма; в течение
нескольких лет рефлексия одерживала верх над инстинктом, и Некрасов шел по
дороге литературного чернорабочего. Но, с другой стороны, именно в том
обстоятельстве, что он не бросил все-таки литературы, сказалась могучая сила
настоящего таланта. В лице Некрасова мы имеем яркий пример того, что значит
крупное литературное дарование: точно стихийная сила, рано или поздно оно
неудержимым потоком прорвется наружу, несмотря ни на какие искусственные
преграды и плотины! Несмотря на всю тяжесть нужды, Некрасов никуда не пошел от
литературы. Не удалось в качестве признанного жреца войти в храм, - он остался у
ворот храма в качестве простого подметальщика сора, рецензента, куплетиста,
фельетониста, лишь бы быть возле литературы! Даже умирая с голоду, не покидал он
своего поста, пока наконец терпение, упорный труд, горячая любовь, случай (в
виде знакомства с Белинским), а главное - развернувшийся постепенно талант не
вывели на широкую дорогу славы...
В биографиях Некрасова этот период его жизни (1840-1845 годы)
признается одним из самых темных. Известны, правда, отрывочные рассказы самого
поэта о некоторых исключительных моментах его тогдашнего житья-бытья, о том,
например, как, голодая и не имея ни гроша в кармане, заходил он в один ресторан
на Морской, где дозволяли читать газеты и тем, кто ничего себе не заказывал:
Некрасов брал для вида газету, а в то же время придвигал незаметно тарелку с
хлебом и насыщался... В другой раз он заболел от продолжительной голодовки и
много задолжал квартирному хозяину-солдату. Вернувшись однажды поздно вечером от
товарища совсем больным, он не был впущен хозяином в свою каморку. Между тем на
дворе стояла холодная ноябрьская ночь... Будущему знаменитому писателю пришлось
бы замерзнуть под забором, если бы над ним не сжалился проходивший мимо нищий,
который отвел его в какую-то ночлежку на окраине города. Там же Некрасов отыскал
себе и заработок, за 15 копеек написав кому-то из товарищей по злоключениям
прошение... В дополнение к этим отрывочным рассказам-воспоминаниям мы имеем
краткое глухое признание поэта, что он попал в эту пору в такой литературный
кружок, в котором "скорее можно было отупеть, чем развиться"... С другой
стороны, если перебрать все написанное Некрасовым за эти четыре-пять лет (за всю
жизнь он написал, по собственному признанию, до трехсот печатных листов прозы,
и, конечно, значительная доля их приходится на юношеские годы), то станет вполне
ясно, что бедному юноше было в это время не до "жизни" в настоящем смысле этого
слова! Нужно от души пожелать, чтобы нашелся наконец добросовестный
исследователь, который взял бы на себя труд внимательно перечесть всю груду
юношеских писаний Некрасова и проследить, насколько они вызваны были заботой о
насущном куске хлеба и насколько отразилась в них внутренняя жизнь поэта. Кроме
многочисленных пародий и юмористических куплетов (из которых в общеизвестное
собрание стихотворений вошел только "Говорун") Некрасовым между 1840-1843 годами
написаны следующие рассказы и повести [Сведения эти взяты из статьи г-на В.
Горленко "Литературные дебюты Некрасова" ("Отечественные записки", 1878,
декабрь), дающей, к сожалению, лишь очень краткий и далеко не полный перечень и
характеристику прозаических опытов Некрасова.]: "Макар Осипович Случайный",
"Без вести пропавший пиита", "Утро в редакции", "Певица", "В Сардинии",
"Двадцать пять рублей", "Ростовщик", "Капитан Кук", "Необыкновенный завтрак",
"Помещик 23 лет", "Карета, предсмертные записки дурака", "Жизнь Александры
Ивановны", "Опытная женщина", "Жизнь и люди (философическая сказка)"; затем
следовали водевили и драмы под псевдонимом Перепельского: "Актер", "Шила в мешке
не утаишь", "Феоктист Онуфриевич Боб", "Муж не в своей тарелке", "Дедушкины
попугаи", "Вот что значит влюбиться в актрису", "Материнское благословение",
"Похождения Петра Столбикова". Но вся эта беллетристическая производительность
должна, кажется, померкнуть перед массой написанных Некрасовым театральных и
литературных рецензий. О количестве их можно судить по тому обстоятельству, что
за один 1841 год и в одной только "Литературной газете" г-н Горленко насчитал их
больше тридцати, а между тем Некрасов писал рецензии постоянно, из года в год,
помещая их почти во всех литературных журналах сороковых годов: в "Русском
инвалиде", "Прибавлениях к "Инвалиду"", "Библиотеке для чтения", "Отечественных
записках", "Пантеоне" и даже "Финском вестнике"!
Много работал также Некрасов в качестве фельетониста... Но и
это еще не все: нужда привела его и к лубочным издателям (Иванову и Полякову),
для которых он сочинил несколько азбук и сказок. В числе последних известна
большая "русская народная сказка в стихах" (больше двух тысяч стихов) "Баба-Яга
костяная нога". Состояла она из восьми глав: в первых двух автор пытается
подражать манере "Руслана и Людмилы", в остальных - народным сказкам Пушкина.
Действительной народности в этой "народной" сказке, так же как
и поэзии, - ни капли; содержание вполне нелепое, форма - примитивная. [Вот
небольшой образчик. Баба-Яга пытается соблазнить героя Булата:
Да и чмок его тут в губы... Чуть Булат с досады зубы Тут колдунье
не разбил: "Чтобы чорт тебя любил! - Закричал он. - Я не стану... Я
люблю одну Любану". Ха-ха-ха! Да хи-хи-хи! И пустилась во смехи:
"Полно, миленький дружочек, Мой прекрасный жизненочек, Чем же я тебе
худа? Где же лучше красота? Рот немножко широконек, Нос изрядно
великонек, На макушке есть рога, Словно кость одна нога Да немножко
ухо длинно, Но зато ведь я невинна! Вот что главное, дружок..." И
опять Булата чмок! Чуть не выл Булат со злости...]
Невольно приходит в голову, что "Баба-Яга" писана Некрасовым не
в Петербурге в 1841 году, а еще в Ярославле, двумя-тремя годами раньше, теперь
же, в минуту жизни трудную, лишь слегка, быть может, подправлена и пущена на
книжную толкучку...
Под гнетом этого беспросветного черного труда проходили годы,
лучшие годы молодости...
Кажется, летом 1842 года в жизни Некрасова случилось
знаменательное событие - примирение с отцом и поездка в родное Грешнево. За
время четырехлетнего отсутствия поэта там произошло много печального. Умерла,
прежде всего, любимая сестра его, трагическую судьбу которой рисуют следующие
строки "Родины":
И ты, делившая с страдалицей безгласной И горе, и позор судьбы ее
ужасной, Тебя уж также нет, сестра души моей! Из дома крепостных
любовниц и псарей Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила Тому, которого
не знала, не любила... Но, матери своей печальную судьбу На свете
повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и строгою улыбкой, Что
дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Других подробностей тяжелой драмы не сохранилось, но легко
представить себе, что переживала несчастная мать, сама давно уже сгоравшая и
таявшая как свеча. По-видимому, незадолго до ее смерти в доме произошла какая-то
дикая история, быть может, один из тех многочисленных конфликтов, какие бывали
между бедной страдалицей и ее властелином; на это есть намек в "Рыцаре на час":
"И гроза над тобой разразилася, ты, не дрогнув, удар приняла!..." Сам "палач" не
выдержал своей роли и в позднем раскаянии упал к ногам замученной им женщины:
"Ты победила! У ног твоих детей твоих отец..."
Некрасова вызвали из Петербурга; но, по всей вероятности,
письмо отца написано было в успокоительном тоне, позволявшем думать, что
непосредственная близкая опасность больной не грозит: по крайней мере, поэт не
поторопился выехать и получил вскоре известие, что все уже кончено. Мать
Некрасова умерла 29 июля 1841 года, и когда следующим летом он собрался посетить
Грешнево, на могиле ее уже лежала плита с вырезанной на ней надписью, а в доме
сделаны были перестройки и заведены новые порядки.
У той плиты, где ты лежишь, родная, Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог еще увидеться с тобой - И опоздал!.. И жизни трудовой Я
предан был, и страсти, и невзгодам, Захлестнут был я невскою волной...
Встреча с отцом имела наружно мирный характер. К
двадцатилетнему юноше уже нельзя было относиться как к мальчику, и возможно, что
старик испытывал теперь даже некоторое почтение к сыну, к его твердости и уменью
стоять на собственных ногах. "С усталой головой, ни жив, ни мертв (я голодал
подолгу), но горделив - приехал я домой", - находим в поэме "Мать" воспоминание
об этой поездке на родину.
После смерти жены отец Некрасова прожил еще около двадцати лет,
но поэт редко вспоминает об этом позднейшем периоде его жизни, а если и
вспоминает, то с несравненно большей мягкостью; иногда прорываются даже как
будто теплые нотки:
Буря воет в саду, буря ломится в дом... Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила...
(1863 год)
Мой черный конь, с Кавказа приведенный, Умен и смел, как вихорь он летит;
Еще отцом к охоте приученный, Как вкопанный при выстреле стоит.
(1874 год)
4. Гуманная школа Белинского. - Неизгладимое влияние режима "ежовых
рукавиц".- Герой-раб
Мы подошли к событию, сыгравшему в истории развития
нравственной личности Некрасова не меньшую, если не большую, роль, чем любовь к
матери: таким событием было знакомство с Белинским...
Впервые великий критик обратил на нашего поэта внимание как на
автора некоторых понравившихся ему рецензий, должно быть, еще в 1842 году; но
долгое время их встречи и беседы были мимолетны и незначительны. Некрасов уже
давно преклонялся перед Белинским, но природная замкнутость и застенчивость
мешали ему сделать первый шаг к более тесному сближению; он смотрел на себя как
на скромного литературного работника, а Белинский был в это время уже в апогее
своей славы и в "Отечественных записках" занимал место главного редактора.
Сближение началось, кажется, лишь с осени 1844 года, когда
Некрасов собирал материал для задуманного им в то время литературного сборника
"Физиология Петербурга", для которого в числе других писателей дал свою статью
"Петербург и Москва" и Белинский. Между прочим, Белинского сильно заинтересовал
(еще в рукописи) предназначавшийся для этого сборника очерк самого Некрасова
"Петербургские углы", один из лучших прозаических опытов поэта, посвященный
жизни трущобных обитателей и написанный в духе и манере "натуральной школы".
Интерес был тем сильнее, что до Белинского, конечно, дошли уже в это время слухи
о лично пережитом Некрасовым периоде нищеты и голода, и в "Петербургских углах"
он видел не столько художественное произведение, сколько очерк, исполненный
глубоко выстраданной жизненной правды. "С этих пор, - рассказывает в своих
воспоминаниях Иван Панаев, - Некрасов с каждым днем более сходился с Белинским,
рассказывал ему свои горькие литературные похождения, свои расчеты с редакторами
различных журналов... Он произвел на Белинского с самого начала приятное
впечатление. Последний полюбил его за его резкий, несколько ожесточенный ум, за
те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за
тот смелый, практический взгляд не по летам, который он вынес из своей
труженической и страдальческой жизни и которому Белинский всегда мучительно
завидовал... Ни в ком из своих приятелей Белинский не находил ни малейшего
практического элемента и, преувеличивая его в Некрасове, смотрел на него с
каким-то особенным уважением". Белинский полагал, впрочем, что Некрасов навсегда
останется полезным литературным тружеником - не больше. Даже в следующем, 1845
году, когда Некрасов напечатал уже во второй части "Физиологии Петербурга" свою
сатиру в стихах "Чиновник", Белинский, осыпая ее в печати похвалами как "одно из
тех в высшей степени удачных произведений, в которых мысль, поражающая своей
верностью и дельностью, является в совершенно соответствующей ей форме", ни
одним еще словом не обмолвился о поэтическом таланте автора. И только позже, в
"Обзоре русской литературы за 1845 г.", он называет "Чиновника", "Современную
оду" и "Старушке" [Забытое в настоящее время стихотворение.] "счастливыми
вдохновениями таланта"... Но, кажется, перед этим Белинский прочел уже в
рукописи стихотворение "В дороге", которое, по свидетельству Панаева, привело
его в полный восторг: "У Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову,
обнял его и сказал чуть не со слезами на глазах: "Да знаете ли вы, что вы поэт -
и поэт истинный?..""
С этого момента, а особенно после знаменитой "Родины",
Белинский начинает возлагать на Некрасова как на поэта большие надежды, и
отношения его к автору оригинальных стихотворений принимают нежный, почти
любовный оттенок...
Посмотрим же, чем был Белинский для Некрасова. "Он видел во
мне, - вспоминал впоследствии сам поэт, - богато одаренную натуру, которой
недостает развития и образования. И вот около этого-то держались его беседы со
мною, имевшие для меня значение поучения". А каким обаянием веяло на Некрасова
от личности Белинского, видно хотя бы из рассказа Достоевского о его первом
знакомстве с Некрасовым по поводу "Бедных людей": "В полчаса мы Бог знает
сколько переговорили, с полслова понимая друг друга, с восклицаниями, торопясь,
говорили и о поэзии, и о Гоголе, цитируя из "Ревизора" и из "Мертвых душ", но
главное - о Белинском. "Я ему сегодня же снесу вашу повесть, и вы увидите... Да
ведь человек-то, человек-то какой! Вот вы познакомитесь, увидите, какая это
душа!" - восторженно говорил Некрасов, тряся меня за плечи обеими руками... О
знакомстве его с Белинским я мало знаю, но Белинский его угадал с самого начала
и, может быть, сильно повлиял на настроение его поэзии. Несмотря на всю
тогдашнюю молодость Некрасова и на разницу лет их, между ними, наверное, уж и
тогда бывали такие минуты и уже сказаны были такие слова, которые влияют навек и
связывают неразрывно". Или вот какой разговор Некрасова с Добролюбовым передает
в своих воспоминаниях Панаева-Головачева:
""Жаль, что вы сами не знали этого человека! Я с каждым годом
все сильнее чувствую, как важна для меня потеря его. Я чаще стал видеть его во
сне, и он живо рисуется перед моими глазами. Ясно припоминаю, как мы с ним
вдвоем, часов до двух ночи, беседовали о литературе и о разных других предметах.
После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном
настроении, столько было для меня нового в высказанных им мыслях... Вы вот
вступили в литературу подготовленным, с твердыми принципами и ясными целями. А
я?.. Заняться своим образованием у меня не было времени, надо было думать о том,
чтобы не умереть с голоду! Я попал в такой литературный кружок, в котором скорее
можно было отупеть, чем развиться. Моя встреча с Белинским была для меня
спасением... Что бы ему пожить подольше! Я был бы не тем человеком, каким
теперь!" - Некрасов произнес последнюю фразу дрожащим голосом, быстро встал и
ушел в кабинет".
К воспоминаниям Панаевой во многих частностях позволительно
относиться cum magno grano salis [букв.: "с великой крупинкой соли"; с
иронией (лат.).], но в данном случае показания ее нисколько не стоят в
противоречии с отзывами самого Некрасова о Белинском, рассеянными во многих
местах его стихотворений и поэм.["Памяти приятеля" (1853); "О погоде" (1859);
"Ликует враг" (1866); "Медвежья охота" (1867); "Кому на Руси жить хорошо"
(1873); не вошедшая до сих пор в собрание стихотворений Некрасова поэма
"Белинский"... На смертном уже одре поэт не раз вспоминает своего учителя и
записывает в дневнике от 16 июня 1877 года: "Любимое стихотворение Белинского
было - В степи мирской, печальной и безбрежной..."] Не станем цитировать
всем известную знаменитую тираду из "Медвежьей охоты", обращенную к
"многострадальной тени" великого "учителя", научившего русское общество "гуманно
мыслить". Но есть у Некрасова еще одно произведение, в главном герое которого
изображен, думается нам, также Белинский: это - Крот из второй части
"Несчастных". Если никто не замечает обыкновенно поразительного сходства этой
фигуры с личностью Белинского, то, конечно, лишь благодаря Достоевскому, который
пустил в обращение совсем иное толкование. "Однажды, в 63-м, кажется, году, -
рассказывает он в "Дневнике писателя",- отдавая мне томик своих стихов, Некрасов
указал мне на одно стихотворение, "Несчастные", и внушительно сказал: я тут об
вас думал, когда писал это (т. е. об моей жизни в Сибири),- это об вас
написано". На этом основании и сложилось распространенное до сих пор мнение,
будто Крот Некрасова - Достоевский... Но во-первых - и по рассказу самого
Достоевского - Некрасов отнюдь не сказал, что именно в образе Крота изобразил
его: он только вообще думал о горькой судьбе Достоевского, сочиняя "Несчастных"
(что и без его признания не подлежит, конечно, сомнению). Что касается Крота, то
с автором "Записок из Мертвого дома" в нем положительно ничего нет общего.
Напомним читателю, что "Несчастные" писались в 1856 году,
задолго до возвращения Достоевского из Сибири, когда в литературе он был
известен еще только как автор "Бедных людей", "Двойника", "Хозяйки" и других
рассказов, в которых о его будущем учительстве не было еще и помина. Личным же
своим характером, нелюдимым, болезненно самолюбивым, он, как известно, не внушил
особенной любви членам кружка, в котором вращался до своего ареста, в том числе
и Некрасову. Другое дело - Белинский...
Прежде всего - наружность последнего. Вот как описывает ее
великий мастер такого рода описаний, Тургенев: "Это был человек среднего роста,
на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый, с впалой
грудью и понурой головой... Всякого, даже не медика, немедленно поражали в нем
все главные признаки чахотки, весь так называемый habitus [внешний облик
(лат.).] этой злой болезни... Густые белокурые волосы падали клоком на
белый, прекрасный, хоть и низкий лоб. Я не видал глаз более прелестных, чем у
Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза, в
обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты
одушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение
приветливой доброты и беспечного счастья. Голос у Белинского был слаб, с
хрипотою, но приятен; говорил он с особенными ударениями и придыханиями,
"упорствуя, волнуясь и спеша"..."
Не тот же ли это портрет, что и в поэме Некрасова?
Рука нетвердая в труде, Как спицы ноги, детский голос И, словно лен,
пушистый волос На голове и бороде. :::::::::::::: Корит, грозит!
Дыханье трудно, Лицо сурово как гроза, И как-то бешено и чудно
Блестят глубокие глаза.
Подобно Белинскому, и Крот погибает от злой чахотки: "Почти два
года, из тюрьмы не выходя, он разрушался..." Это внешние черты сходства, но
внутренние еще поразительнее:
Пусть речь его была сурова И не блистала красотой, Но обладал он
тайной слова, Доступного душе живой. :::::::::::: Он нас учить не
тяготился, Он с нами братски поделился Богатством сердца своего!
:::::::::::. Не на коне, не за сохою Провел он свой недолгий век, -
В труде ученья, но душою, Как мы, был русский человек. Он не жалел,
что мы не немцы, Он говорил: "Во многом нас Опередили иноземцы, Но
мы догоним в добрый час! Лишь Бог помог бы русской груди Вздохнуть
пошире, повольней, - Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть
грядущее у ней!.."
Разве это не Белинский?.. Даже одним и тем же выражением
"святое беспокойство" характеризует Некрасов своего Крота в "Несчастных" и
Белинского - в "Медвежьей охоте". Литературные и исторические пристрастия обоих
точно так же одинаковы: "вещие песни" Кольцова, великие деяния великого Петра,
"отца России новой"...
Он видел след руки Петровой В основе каждого добра.
Но особенно ярко бросается в глаза сходство Крота с Белинским в
изображении конца первого:
Но он надежде верил мало, Едва бродя, едва дыша. И только нас бодрить
хватало В нем сил... Великая душа! Его страданья были горды, Он их
упорно подавлял, Но иногда изнемогал И плакал, плакал... Камни тверды,
Любой попробуй... Но огня Добудешь только из кремня! Таков он был...
В день смерти с ложа он воспрянул. И снова силу обрела Немая грудь -
и голос грянул! Мечтаньем чудным окрылил Его Господь перед кончиной,
И он под небо воспарил В красе и легкости орлиной. Кричал он
радостно: "Вперед!" - И горд, и ясен, и доволен... Ему мерещился народ
И звон московских колоколен; Восторгом взор его сиял, - На площади,
среди народа, Ему казалось, он стоял И говорил...
Ведь это вполне реальное, яркое изображение предсмертных минут
Белинского! "Присутствовавшие при его смерти рассказывали, - пишет г-н Пыпин в
своем известном сочинении "Белинский, его жизнь и переписка", - что Белинский,
лежавший уже в постели без сознания, за несколько минут до кончины вдруг быстро
поднялся с сверкавшими глазами, сделал несколько шагов по комнате и проговорил
невнятным, прерывающимся голосом, но с энергией, какие-то слова, обращенные к
русскому народу, говорившие о любви к нему... Его поддержали, уложили в постель,
и через несколько минут он умер".
Однако, быть может, спросят: что за странная фантазия пришла
Некрасову в голову - послать Белинского в каторгу, изобразить его на мрачном
фоне клейменого острожного мира, когда всем известно, что умер он у себя в
постели, в Петербурге, окруженный близкими, женою и друзьями?.. Да, но известно
также и другое: Достоевский, арестованный одиннадцать месяцев спустя, осужден
был в каторгу главным образом за чтение и распространение письма Белинского к
Гоголю... Следовательно, думать о великом покойном учителе во время писания
"Несчастных" Некрасову представлялось во всяком случае не меньше поводов, чем о
Достоевском...
"Я находился в таком литературном кружке, в котором скорее
можно было отупеть, чем развиться; встреча с Белинским была для меня спасением"
- это признание поэта подтверждается как данными его биографии и свидетельствами
современников, так, в особенности, и всем ходом и развитием его поэтической
деятельности. Гуманная школа Белинского наложила на мысль и душу поэта глубокий
отпечаток. К 1848 году (год смерти Белинского) обрел свой окончательный облик
тот действительный "демон" Некрасова, который всегда определял как жизненную его
деятельность, так и поэтические настроения. Можно сказать, что до встречи с
великим учителем он лишь инстинктом любил народ, инстинктом стремился для него
работать, как человек, сам много страдавший и вынесший, как человек, превосходно
изучивший и сумевший понять душу народную со всеми ее теневыми и светлыми
сторонами; но интеллектуальную формулу этой любви и толчок к активной работе во
имя ее Некрасов получил, несомненно, от Белинского. Идеи великого критика упали
на богатую почву высокоодаренной натуры поэта, обладавшего - преимущественно
перед всеми членами кружка - глубоким знанием и пониманием народной жизни, и
дали роскошный плод в виде не одной только поэзии: в журнальной деятельности
Некрасова, сыгравшей, по мнению критики, ничуть не меньшую роль в истории
русской интеллигенции, чем его стихи, точно так же явственно ощутим могучий дух
"неистового Виссариона"...
К сожалению, - потому ли, что благотворное влияние пришло
несколько поздно и оборвалось слишком рано, потому ли, что сложная природа
Некрасова не поддавалась одной какой-либо определенной окраске, - он навсегда
остался во власти глубоких противоречий, от которых сам, разумеется, прежде
всего и больше всего страдал.
На мне года гнетущих впечатлений Оставили неизгладимый след...
Идеалист, преданный, как никто другой, делу служения родине и
народу, он всю жизнь оставался рабом среды и привычки, любил жизнь ради самой
жизни и дорожил ее "минутными благами". Конечно, и во времена Некрасова
встречались рыцари без страха и упрека, подобные Белинскому или, позже,
Добролюбову, но это были люди в подлинном смысле слова "не от мира сего", с юных
лет порвавшие с грубой материальной "существенностью" и витавшие в светлой
области идеала. Из всех сверстников своих и соратников Некрасов по преимуществу
был человеком живой действительности, и меньше чем кого-либо другого его можно
рассматривать и судить вне, так сказать, времени и пространства. "Мы выросли в
ежовых рукавицах", - выразился Г. 3. Елисеев о своем и некрасовском поколении, и
сыновьям позднейшей эпохи грешно было бы не принять в расчет этого
обстоятельства при оценке работы своих предшественников. Крепостное право
бросало свою мрачную тень на все решительно явления дореформенной жизни; в
душной атмосфере вечного страха, уныния и рабской подавленности росли, жили и
действовали целые поколения.
Недолгая нас буря укрепляет, Хоть ею мы мгновенно смущены, Но долгая
навеки поселяет В душе привычки робкой тишины!..
Геройство всегда было и будет завидной долей лишь отдельных
единиц. Некрасов не мог претендовать, да никогда и не претендовал на титул
героя: напротив, он всегда усиленно казнил себя за душевную дряблость, усиленно
подчеркивал недостатки свои как гражданина:
Народ! Народ! Мне не дано геройства Служить тебе, - плохой я гражданин.
Повинную голову и меч не сечет... На голову же Некрасова
сыпались и до сих пор продолжают сыпаться бесконечные обвинения вплоть до
довольно-таки курьезных. Он жил приблизительно так же, в той же обстановке,
греша теми же барскими замашками, что и очень многие из его товарищей по
профессии, и Тургенева, например, никто не обвиняет в том, что он любил комфорт,
не тачал сам себе сапогов и не ходил за сохою, как Лев Толстой позднейших лет.
Но то, что прощается большинству, Некрасову, оплакивавшему народную нищету и
горе, вменяется в преступление... "Есть неумолимые, которые не прощают и
непременно желают развенчать Некрасова. Должно быть, их собственная совесть
чиста, как зеркало, в которое они могут спокойно любоваться на свои добродетели
и гражданские подвиги. Должно быть, их головы увенчаны бесспорными лаврами"
(Михайловский Н. К., Литературные воспоминания, т. 1). Не вступая с подобными
господами в спор, отошлем читателя к статье, из которой взята только что
приведенная цитата: более глубокого и тонкого проникновения в сложную природу
души Некрасова в русской литературе нет. Нам хотелось бы только прибавить
кое-что по поводу "тени, которая четверть века назад (а теперь уже сорок лет
назад. - Авт.) пала на личность поэта и затуманила ее в глазах самых горячих
поклонников".
Дело происходило, как известно, в 1866 году, когда, после
выстрела Каракозова, над "Современником" и даже, - думалось тогда многим, - над
всей русской литературой нависла грозная туча. Людям нашего поколения трудно и
представить себе ту мрачную пелену панического страха, которая, по единогласному
свидетельству современников, окутала в те дни даже неробкие сердца и недюжинные
умы; "sauve qui peut" [спасайся, кто может (фр.).] - было общим криком. К
сожалению, многие любопытные и поучительные подробности тех событий еще не
преданы печати... В этот-то момент всеобщей растерянности и заботы о спасении
дрогнул и Некрасов, - и рука его "исторгла у лиры неверный звук": на публичном
обеде, который петербургское дворянство давало тогдашнему властителю судеб
русского общества - графу Муравьеву-"вешателю", Некрасов прочел свои
приноровленные к этому торжественному случаю стихи. Рассказывали, будто,
выслушав их, Муравьев от чтеца отвернулся... Во всяком случае, если Некрасов
рассчитывал подобной жертвой отвести грозу от своего "Современника", то он
горько ошибся: журнал был вскоре закрыт. Опасность оказалась, однако, не столь
грозной, как ее рисовало напуганное воображение: "вся литература" не погибла;
первый пароксизм испуга прошел, и поэту пришлось по капле испить всю чашу горечи
- злорадство врагов, упреки друзей и собственной совести.
И вы, и вы отпрянули в смущеньи, Стоявшие бессменно предо мной
Великие страдальческие тени, О чьей судьбе так горько я рыдал, На
чьих гробах я преклонял колени И клятвы мести грозно повторял.
В бумагах Н. К. Михайловского сохранилась в высшей степени
характерная и любопытная записка Г. 3. Елисеева, имеющая форму ответа на письмо
Худякова, горячего когда-то поклонника Некрасова, осужденного по делу Каракозова
и из глубины Восточной Сибири славшего поэту горькие и даже жестокие упреки за
"неверный звук лиры". Письмо это получено было Елисеевым или, быть может, самим
Некрасовым еще в конце шестидесятых или начале семидесятых годов, защитительная
же записка Елисеева относится, по всей вероятности, к концу восьмидесятых годов,
когда Худякова давно уже не было на свете. Приводим ее здесь целиком. [Когда
в конце 1902 года я впервые печатал в своей статье о Некрасове эту записку,
цензурные условия "режима Плеве" заставили меня выбросить из нее несколько строк
и ослабить некоторые отдельные слова и выражения (да и то покойный Н. К.
Михайловский боялся, что цензор ее не пропустит). В настоящее время у меня нет,
к сожалению, в руках подлинной записки Елисеева.]
"Нам понятно то глубокое негодование, которое кипело в груди
автора каждый раз при мысли, что Некрасов говорил в клубе стихи в честь М., в
которых призывал карающую руку... Понятно потому, что, может быть, первые
чувства гражданской доблести в X. были пробуждены и воспитаны музою Некрасова, и
вот теперь... он слышит от этой самой музы вместо утешения и благословения
проклятие! Тем не менее такое отношение автора к Некрасову мы признаем крайне
несправедливым и жестоким. Известно, что в том мраке... ни одна публичная мысль,
ни одно публичное слово, а тем более дело не могли явиться без компромиссов. А у
Некрасова на руках было большое публичное дело, дело расширения и упрочения за
прессою свободного слова с целью дать возможно широкое распространение в
обществе новой идее. Из всех писателей 40-х годов Некрасов один с самого первого
появления этой идеи предался ей вполне и сделался неизменным ее носителем и
служителем и остался таким до конца жизни. На это посвятил он весь свой
громадный талант, действуя как поэт и как журналист. Теперь даже трудно
определить, чем он более принес пользы: своими ли поэтическими произведениями
или своей журнальной деятельностью. В то время, когда стихи его рассеивали всюду
"святое недовольство" и возбуждали в молодых умах горячие порывы к обновлению,
журнал указывал источники зла и те пути, которыми нужно было идти для его
истребления, и где и в чем искать нового дела; около журнала группировались
верные борцы за новую идею, делавшие всегда первыми смелые шаги вперед. Недаром
"Современник" сделался любимейшим журналом публики, и в особенности молодежи;
недаром ни на один журнал не сыпалось столько обвинений и тайных доносов со
стороны ретроградов и столько гонений и притеснений со стороны цензуры, как на
"Современник". С назначением Муравьева все ставилось на карту. Перед чем мог
остановиться, чего не мог сделать этот человек, который иногда осмеливался не
являться во дворец, несмотря на неоднократные требования, отзываясь делами и
недосугом? [По другим сведениям, император Александр II не любил Муравьева, и
благодаря только этому последний не мог дать полную волю своим реакционным
стремлениям.] И вот для умилостивления этого человека, способного и готового
уничтожить всю новую литературу и остановить движение новой идеи на несколько
десятков лет, Некрасов принес в жертву свое самолюбие, написав в его честь и
прочитав публично в клубе стихотворение. Говорят: Некрасов все-таки не спас этим
"Современника"... Но те, которые говорят так, забывают, что речь шла не о
спасении одного "Современника", а о сохранении возможности существования новой
идеи, о предупреждении гонения на литературу как на литературу только...
Законность и необходимость принесенной Некрасовым жертвы, наверное, будет
выяснена для всех историей нашего времени. К сожалению, Некрасов был не
настолько велик, чтобы, сознавая необходимость своего поступка, оставаться
равнодушным к близоруким толкам современной толпы о своем поступке. Толки эти
мучили его всю жизнь. Всем известно написанное им в 1866 же году прекрасное
стихотворение "Ликует враг, молчит в недоуменьи вчерашний друг, качая головой",
где он изображает себя отвергнутым от всех, к кому лежали его симпатии, и
попавшим через свое (клубное) стихотворение в дружбу к толпе безличных, которые
"спешат в объятья к новому рабу и пригвождают жирным поцелуем несчастного к
позорному столбу". Сокрушение о своем поступке Некрасов высказывал и
впоследствии в нескольких стихотворениях и лично говорил о нем всем
симпатизирующим ему лицам, стараясь оправдать его или объяснить необходимостью
тогдашних обстоятельств. Даже перед смертью, мучимый страшною болезнью, едва
дышавший и говоривший, он не переставал приносить покаяние... Так давила и
мучила его жертва, принесенная им в пользу своего великого дела.
Но что руководило Некрасовым при его поступке: мысль о деле,
которому он служил, или о тех личных выгодах, которые были сопряжены с этим
делом? И если последнее, то не заслуживает ли его поступок справедливого
порицания и не были ли те страдания, которые он испытал за него, вполне
заслуженной карой? На этот вопрос можно ответить другим вопросом. Мог ли бы
Некрасов иметь столько врагов, сколько он их имел, если бы стал петь другие
песни и служить другому, противоположному делу? Наглядное, блистательное
доказательство того, как перемена идейного фронта может обогатить и возвеличить
даже и не такого талантливого, как Некрасов, но бойкого и ловкого литератора,
каждый может видеть на примере Суворина. Этот робкий чиж скромно чирикал свои
либеральные фельетоны у Корша, завидуя славе и блеску такого сокола-соловья, как
Катков. Но вдруг у него родилось желание направить свое чириканье во славу
"сильных и сытых мира сего". Он попробовал - и на него полились деньги и слава.
Он теперь признан политическим мудрецом...
Чего же бы, каких почестей и какого богатства не достиг
Некрасов при его громадном уме и таланте, если бы захотел хотя бы несколько
умерить свое направление? Но он не пошел этой дорогой. А не пошел потому, что не
мог петь фальшиво; это не был скворец, наученный петь по-соловьиному, или чижик,
робко чирикающий ходячие песенки, а - действительный соловей, который мог петь
только своим голосом и петь то, что хватало его за живое. Талант Некрасова был
вполне самобытный, соединенный с замечательною силою и крепостью ума. Некрасов
нигде почти не воспитывался - он не окончил курса даже в гимназии, - не мог
читать ни на одном иностранном языке, а между тем критический ум его был так
силен, что никто лучше его не мог оценить значения каждой новой мысли,
являвшейся в литературе по наукам социальным; при этом равно тонко было и его
эстетическое чутье, так что можно смело сказать, что он был лучшим критиком для
всех статей, которые помещались в его журнале. Это самое критическое чутье
давало ему возможность замечать каждое выдающееся дарование, появлявшееся в
других журналах, и вербовать его в сотрудники своего издания, что он и делал. Но
еще более верно это критическое чутье руководило им в области явлений мира
политического. Вспомним, что при самом первом появлении новы
|
Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
|
Просмотров: 426 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|