м Белинский) публикуются в "Слове", а затем в "Отечественных записках", "Вестнике Европы" и других журналах.
Вначале Ясинского чаще всего привлекали сюжеты, связанные с настроениями и поведением провинциальной интеллигенции в годы, последовавшие за разгромом революционного народничества. Так, в повести "Всходы" показаны трусость и животные интересы обывательской массы, обилие в среде провинциальной молодежи "негероев", трусливо отшатнувшихся от "дела" или вовсе не думавших о служении народу (Пьер, Фаничка, бывшие знакомые Лизы). В изображении этих персонажей, обывательской среды Ясинский проявляет наблюдательность, точность и трезвость, временами он саркастичен. Положительные герои писателя - Лиза, Мэри - гораздо менее убедительны.
Ясинский, в молодости близко связанный с народническими организациями, с презрением изображал своего основного героя, легко изменяющего былым идейным увлечениям, озабоченного самосохранением, сдающегося окружающей обывательщине. Получались своего рода иллюстрации к тем оценкам "простеца", человека "улицы", которые давал Салтыков-Щедрин в своих произведениях 80-х годов.
Первые произведения Ясинского приветствовали Салтыков-Щедрин и Гончаров. После появления повести "Всходы" (1882) И. А. Гончаров сказал ему: "Так вот, значит, молодое поколение появилось, наконец, нам на смену ... Я давно не читал ничего такого яркого..." (Роман моей жизни, с. 144). Позднее Ясинский вспоминал об этом периоде своего творчества: "Салтыковым была напечатана в 1883 году моя повесть "Болотный цветок", и должна была появиться "Спящая красавица". Этой последней вещи Салтыков прислал прямо "похвальный лист". Скромность - скромностью, а все же приятно похвастать, что в то время Максим Белинский,- несомненно, главным образом благодаря распространенности и авторитетности "Отечественных записок",- что называется, "гремел"..." (там же, с. 167). По свидетельству современницы, живописную фигуру Ясинского изобразил В. Маковский на картине "Вечеринка", посвященной сходке демократически настроенной молодежи (Алтаев. А. Памятные встречи. М., 1957, с. 281).
После закрытия "Отечественных записок" и окончательного воцарения реакции, в литературно-общественной позиции Ясинского происходит резкий поворот. В своих статьях он выступает против служения литературы "утилитарным" целям, против "позитивизма" и точных наук, в защиту чистого искусства. В чем-то сходный поворот проделали в эти годы Д. Мережковский, Н. Минский и другие литераторы, пришедшие от демократических мотивов в своих стихах к декадентским манифестам. Но именно Ясинский стал в глазах читателей и критики примером беспринципного писателя, изменившего прежним убеждениям.
Свою "эпикурейско-эстетическую теорию" Ясинский обосновывал в основном, в статьях, опубликованных в "Киевском вестнике". В беллетристике же он остается в пределах бытописательства, уделяя особое внимание форме своих рассказов и повестей. В таких произведениях, как "Пожар", Ясинский подхватывает некоторые особенности чеховской беллетристической манеры.
Ясинский даже в пору неприятия обывательского быта не имел и не предлагал ничего взамен. Появившаяся же в 90-е годы его книга "Этика обыденной жизни" - уже откровенная апология буржуазного быта. В "Этике обыденной жизни" круг обсуждаемых автором понятий ("правда", "свобода", "независимость", "бес пошлости", "средний человек", "мелочи быта" и "поэтический элемент в жизни", неприятие "ни консерваторов, ни либералов" и т. д.) - как будто чеховский. Но все содержание книги Ясинского, с проповедью умеренности и "благоразумного ограничения потребностей", с утверждением, что существующие формы человеческих отношений нужно не уничтожать, а укреплять, облагораживать,- насквозь буржуазно и полно духа сытого благополучия, всегда враждебного Чехову. Это еще один пример писательской беспринципности Ясинского, небесталанного писателя, переимчивого и чуткого к форме и... согласного проповедовать взаимоисключающие идеи, лишь бы манера их изложения была современна.
"Литературное вольтижерство" Ясинского вошло у современников чуть ли не в поговорку. Вот почему Чехов, давший положительную оценку рассказу Ясинского "Пожар", считает нужным резко отмежеваться от него. Прочитав в журнале "Русская мысль" замечание, ставившее его на одну доску с Ясинским: "Еще вчера даже жрецы беспринципного писания, как г. г. Ясинский и Чехов...", Чехов в письме к редактору журнала Лаврову говорил об этом как о крайнем оскорблении, ему нанесенном: "Беспринципным писателем или, что одно и то же, прохвостом я никогда не был" (П 4, 56).
Личное знакомство Чехова с Ясинским произошло в январе 1892 года. Впоследствии они обменивались книгами, участвовали в совместных "обедах беллетристов", изредка переписывались, отдельные произведения Ясинского Чехов называл "интересными", "милыми". В журнал "Всемирная иллюстрация", редактируемый Ясинским, Чехов по просьбе последнего дал рассказ "В ссылке".
Однако Ясинский оказался одним из "литературных Яго", которые способствовали, а затем злобно радовались неуспеху чеховской "Чайки" в Александрийском театре. "Это не чайка, просто дичь..." - писал Ясинский на следующий день после премьеры ("Биржевые ведомости", 1896, No 288, 18 октября). Чехов писал спустя два месяца: "17-го октября не имела успеха не пьеса, а моя личность [...] те, с кем я до 17-го окт. дружески и приятельски откровенничал, беспечно обедал, за кого ломал копья (как, например, Ясинский) - все эти имели странное выражение, ужасно странное..." (П 6, 251) На этом всякие отношения Чехова с Ясинским закончились.
На чистоту.- "Слово", 1880, No 1. Наташка.- "Отечественные записки", 1881, No 10.
Бунт Ивана Ивановича.- "Вестник Европы", 1882, No 2, 3.
Спящая красавица.- "Отечественные записки", 1884, No 3.
Полное собрание повестей и рассказов И. Ясинского (Максима Белинского) в 4-х томах. Спб., 1888.
Собрание романов в 3-х томах. Спб., 1888-1889.
Иринарх Плутархов. Роман. Спб., 1890.
Этика обыденной жизни. Спб., 1898; 5-е изд.- Спб., 1900
Литературные воспоминания (1878-1882).- "Исторический вестник", 1898, No 1, 2.
Воскреснувшие сны. Стихотворения. Пг., 1920, 1921.
Энгельс Ф. Вечер. Поэма. Пер. И. Ясинского. М.-Пг., 1923.
Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.-Л., 1926.
М. Пр. [Протопопов М. А.] Пустоцвет. Полное собрание повестей и рассказов И. Ясинского (Максима Белинского).- "Северный вестник", 1888, No 9.
Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы (1848-1890). Спб., 1891 (глава "Беллетристы 80-х годов").
С. В. [Венгеров С. А.] Ясинский.- Энциклопедический словарь Брокгауза - Эфрона, полутом 82.
Новополин Г. [Нейфельдт Г. С]. В сумерках литературы и жизни. Спб., 1902 2-е изд.- 1913.
Горький А. М. Письма Ясинскому и о Ясинском.- В кн.: Горький А. М. Собр. соч. и писем в 30-ти томах, т. 29. М., 1954.
Громов Л. П. Чехов и "артель" восьмидесятников.- В кн.: Литературный музей А. П. Чехова. Таганрог. Сборник статей и материалов, вып. 1. Ростов н/Д, 1959, с. 144-150.
Впервые - "Новое время", 1888, No 4279, 4282; подпись: И. Ясинский. Печатается по тексту газеты.
Появление очерка "Пожар" на страницах "Нового времени", которое до этого не раз нападало на Ясинского в "Критических очерках" Буренина, стало в глазах современников примером литературной беспринципности. Чехов писал Леонтьеву (Щеглову): "Появление г. Ясинского в "Новом времени" - это большое литературное свинство. Он плюнул себе в лицо. Но его "Пожар" превосходная вещица" (П 2, 189).