align="justify"> Поэтому "Гробовщика" можно рассматривать как комическое разрешение все той же темы, при условии, что инициатива конфликта принадлежит человеку. Он так же точно относится к "Пиковой Даме", как "Домик в Коломне" - к "Медному Всаднику". Формальнo не будучи "петербургской" повестью, так как действие его происходит в Москве, "Гробовщик" внутренно может быть включен в начерченную нами схему - и тогда придаст ей полную законченность: он заполнит существующий в ней пробел. Что же касается "Каменного Гостя", то он естественно выходит за пределы схемы: героический характер главного действующего лица решительно отличает его от других повестей. Гибель его настолько же ужаснее и необычайнее гибели Германна (вполне соответствующего ему по месту, занимаемому в конфликте), насколько сам он значительнее и выше не трогающего процентов Германна.
И еще одно обстоятельство здесь необходимо отметить: несмотря на то что "Каменный Гость" выходит за пределы цикла, основанного на столкновении с темными силами средних, обычных людей, - упоминание о нем уже заключено все в том же "Уединенном домике на Васильевском". Поняв коварные замыслы Варфоломея, Павел собирается при первой же встрече высказать врагу свою ненависть. И вот, в это самое время, Варфоломей входит к нему "с таким же мраморным спокойствием, с каким статуя Командора приходит на ужин к Дон Жуану".
В свою очередь, "Гробовщик" является такою же пародией на "Каменного Гостя", как "Домик в Коломне" - пародия на "Уединенный домик". Но пушкинская пародия - не только шуточная трактовка серьезной темы: она и по существу является, так сказать, оборотной стороной этой темы. Пушкинская пародия всегда столь же глубока, как и то, что ею пародируется. Для Пушкина "пародировать" значило найти и выявить в действии возможность комического, счастливого разрешения того же конфликта, который трагически разрешается в произведении первоначальном.
Но здесь мы уже подходим к двум проблемам, могущим стать предметом самостоятельных изысканий: к проблемам "улыбки" и "демонологии" Пушкина.
В данном же случае нашей задачей было лишь отметить, что петербургские повести Пушкина могут быть связаны между собой не только гадательными и туманными особенностями "петербургского воздуха", но - главным образом - совершенно определенной темой, различно трактованной, однако же ясно выраженной в заключительных словах "Уединенного домика на Васильевском": "откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела?.."