ависела бы только от доведенного до крайности чувства. Бедный учитель Савильон влюбляется в свою воспитанницу Юлию, но считает себя не в праве домогаться ее взаимности и уезжает, а Юлия выходит замуж за барона де Монтобана. Возвращение Савильона, свидание, ревность барона приводят к трагической развязке.
Сама Юлия - типичная героиня сентиментального романа. Она - страстная любительница природы: "Когда я говорю о моем родном ручье или о моем родном холме, я говорю о друзьях, воспоминания о которых согревают мое сердце". Один из персонажей романа, негр Ямбу, подобно ирокезам в "Человеке света", являет пример "первобытного благородства души" и дает автору повод для проповеди против рабства негров.
Во всех трех романах Мэккензи намечается связь с теориями и творчеством Руссо, а также с наследием английской сентиментальной поэзии, отчасти с Ричардсоном, Гольдсмитом и Стерном, хотя последнего Мэккензи осуждал за чрезмерную фривольность тона. В свою очередь, "Человек чувства" оказал влияние на более позднего английского руссоиста, Вильяма Годвина, который написал роман "Флитвуд, или новый человек чувства", отчасти проникнутый уже романтическими тенденциями.
Творчество Мэккензи - промежуточное звено между Гольдсмитом и Годвином.