О Лагарповомъ обращен³и (*).
Въ нынѣшнемъ году вышло изъ печати и продается: Опровержен³е злоумышленныхъ толковъ, распространенныхъ философами XVIII вѣка противъ христ³янскаго благочест³я, послѣднее сочинен³е Лагарпа, съ Французскаго языка переведенное г-мъ Бардовскимъ. Намъ извѣстно, что книгу с³ю одобряютъ мног³я почтенныя особы, и потому охотно исполняемъ препоручен³е г-на переводчика, помѣщая здѣсь статью о обращен³и Лагарпа къ христ³янству. Изд.
...Въ удовлетворен³е желан³ю нѣкоторыхъ особъ, сообщаются публикѣ важнѣйш³я статьи изъ жизни Лагарповой, а касательно его уклонен³я отъ Христа и обращен³я къ Нему. Извѣстное Вольтерово Послан³е къ Уран³и (Еpitre а Uranie) попалось ему въ руки еще ненапечатанное, въ бытность его ученикомъ Риторини. "Оно, говоритъ самъ Лагарпъ, очень много подѣйствовало на мою голову, вскруженную поез³ею и тщеслав³емъ; я скоро выучилъ его наизусть. Искусство сочинителево въ семъ произведен³и тѣмъ обольстительнѣе, что оно сокрыто подъ личиною чистосердеч³я. Онъ предлагаетъ своей Уран³и двѣ противоположныя системы о невѣр³и и вѣрѣ: послѣдняя превосходна. Но сочинитель с³ю картину старался представить послѣ многочисленныхъ лжеумствован³й, напередъ обезобразившихъ краски и черты ея, потомъ оставляетъ Уран³ю въ нерѣшимости, предоставляя ей на волю выбирать любую изъ двухъ системъ: a оканчиваетъ послан³е свое рѣшительнымъ для себя и для нее выборомъ системы невѣр³я, пользуясь новыми лжеумствован³ями, толико же нелѣпыми, какъ и первыя, но представленными со всѣми обольщен³ями лжи."
Такимъ образомъ, уловленный въ опасныя для юношества Вольтеровы сѣти, Лагарпъ продолжалъ съ восторгомъ слушать смертоносноѳ пѣн³е Сирены, и своими дарован³ями споспѣшествовалъ намѣрен³ю софистовъ до тѣхъ поръ, пока не ужаснулся, увидѣвъ приближен³е бѣдств³й, ими пр³уготовленныхъ для Франц³и и можно сказать - для всей Европы. Предтечи революц³онныхъ божествъ разума и философ³и первые испытали здовредность безначал³я. Лагарпъ, заключенный въ Люксамбургскую темницу, съ трепетомъ ожидалъ позорной смерти. Тутъ всѣ философическ³я системы исчезли; отчаян³е овладѣло его душею: одна только высокая христ³анская философ³я могла возвратить ему спокойств³е.
,,Нѣкоторая благочестивая особа, съ которою Лагарпъ имѣлъ счаст³е познакомиться въ темницѣ своей - такъ пишетъ сочинитель записокъ о Лагарповой жизни - позаботилась объ утѣшен³и его. Между средствами, достаточными для услажден³я горести отчаяннаго сердца, она совѣтовала ему читать Давидовы псалмы, которые онъ прежде пробѣгалъ единственно для замѣчан³я красотъ стихотворческихъ, и которые почти вовсе позабылъ. Благоразумная и человѣколюбивая особа с³я, опасаясь раздражить философа, сначала предложила ему читать Давида для разсѣян³я; потомъ просила его оказать ей нѣкоторую услугу сочинен³емъ критическихъ замѣчан³й на с³и превосходныя творен³я. Лагарпъ обрадовавшись занят³ю, съ его склонностями сообразному, и вмѣстѣ случаю засвидѣтельствовать свѳю благодарность за полученныя имъ утѣшен³я, немедленно приступилъ къ дѣлу. При самомъ началъ упражнен³я своего онъ нашелъ въ псалмахъ красоты необыкновенныя. С³е въ немъ расположен³е усиливалось по мѣрѣ его занят³и начатымъ дѣломъ: чтен³е другихъ душеспасительныхъ книгъ скоро утвердило оное; и наконецъ Лагарпъ узналъ, гдѣ несчастный долженъ искать себѣ утѣшен³я и помощи: - узналъ, и обратился ко Христу.
"С³е обращен³е подало инымъ поводъ ко многочисленнымъ безумнымъ клеветамъ, безпрестанно оспориваемымъ и всегда возобновляемымъ, несмотря на всѣ признаки искренности онаго. Собственгоручная Лагарпова записка представляетъ новое тому доказательство, что его обращен³е было искренно. Безъ сердечныхъ чувствован³й и убѣжден³я не возможно такъ писать: "Я былъ въ своей темницѣ, одинъ въ маленькой комнаткѣ, до чрезвычайности печаленъ. Нѣсколько уже дней сряду я читалъ Псалмы, Евангел³е и друг³я хорош³я книги. Дѣйств³е отъ чтен³я оныхъ было быстрое, хотя и постепенное. Обратясь къ вѣрѣ, я видѣлъ новый свѣтъ, который однакожъ приводилъ меня въ страхъ и отчаян³е, озаряя предо мною бездну сорокалѣтняго заблужден³я моего. Съ одной стороны представлялась моимъ взорамъ прошедшая жизнь моя въ
томъ самомъ видъ, въ которомъ я находилъ ее при свѣтѣ небесной истины; a съ другой смерть, которой я ожидалъ ежедневно, и которую въ то время обыкновенно получали. Священникъ не
показывался на ешафотъ для утѣшен³я умирающаго, но
для того только чтобъ самому умереть. Сердце мое, преисполненное сими горестнѣйшими чувствован³ями, было въ величайшемъ унын³и: оно изъ глубины своей взывало къ Богу, котораго я обрѣлъ, но котораго едва еще зналъ. Я вошелъ къ нему :
Что мнѣ дѣлать? что со мною будетъ? На столѣ у
меня лежала книга о
подражан³и ²исусу Христу, и
мнѣ сказывали, что въ сей
превосходной книгѣ можно часто находить отвѣты на свои мысли. Раскрываю ее на удачу
, и слѣдующ³я слова попадаются мнѣ въ глаза:
Я предъ тобою, сынъ мой! пришелъ къ тебѣ, услыша призыван³е твое. Я не сталъ болѣе читать; нечаянное впечатлѣн³е, сими Христовыми словами тогда во мнѣ
произведенное,
превосходитъ всякое изъяснен³е: мнѣ ни выразишь, ни забыть его не возможно. Я палъ ницъ на землю, залившись слезами, задыхаясь отъ вздоховъ, поминутно вскрикивая и неоканчивая словъ своихъ. Сердце мое нѣсколько облегчилось и начало дышать свободнѣе; но въ то же время какъ бы готово было разорваться на двое. Колеблемъ будучи множествомъ мыслей и чувствован³й, я довольно долго плакалъ; однакожь y меня не осталось другаго о семъ положен³и воспоминан³я, кромѣ того, что мнѣ никогда въ жизни не случилось чувствовать ничего насильственнѣе и сладостнѣе, и что с³и слова:
Я предъ тобою, сынъ мой! безпрестанно отзывались въ душѣ моей и сильно потрясали всѣ способности ея." - Вотъ какимъ образомъ Лагарпъ обращенъ на путь истины по дѣйств³ю благодати Бож³ей! Освободясь изъ темницы, онъ употребилъ нѣсколько лѣтъ для выправки въ своихъ творен³яхъ мѣстъ, вредныхъ вѣрѣ Христ³анской, и для сочинен³я книги въ защищен³е оной отъ клеветы безумствующихъ: и хотя не успѣлъ окончить благонамѣреннаго труда своего, о чемъ наиболѣе сожалѣлъ передъ кончиною своею, за то написанныя главы доказываютъ, что Французск³й Квинтил³анъ, послѣ обращен³я своего ко Христу,
усовершенствовался въ томъ поразительномъ краснорѣч³и, въ которомъ онъ отдаетъ преимущество Греческимъ отцамъ предъ Римскими (Cours de la Litterature, tome IV).
"Вѣстникъ Европы". Часть LIV, No 21, 1810