Главная » Книги

Михайловский Николай Константинович - Еще о г. Максиме Горьком и его героях, Страница 3

Михайловский Николай Константинович - Еще о г. Максиме Горьком и его героях


1 2 3

чений, представляя героям говорить за себя" (Мир божий. 1897. No 7. С. 231). В неподписанной рецензии библиографического отдела журнала "Русская мысль" (1897. No 9. С. 427) о Горьком говорилось, что это "натура резкая, мятущаяся, неуравновешенная".
  
   2 Имеется в виду статья И. Н. Игнатьева, опубликованная в газете 22 августа 1898 г.
  
   3 Ж. Ришпен (1849-1926), французский поэт, прозаик, драматург. Его роман "В смутное время" был опубликован в "Русском богатстве" (1889. No 3-9). Пьеса "Бродяга" написана в 1897 г.
  
   4 ...предписано, как Агасферу: ходи, ходи, ходи!- Сюжет легенды об Агасфере, послуживший материалом для многих литературных произведений, состоит, примерно, в следующем: иудей ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, ког­да тот попросил позволения отдохнуть у его дома, за что был осуж­ден на вечное скитание по земле и вечное презрение со стороны людей.
  
   5 ...я невольно вспомнил фразу из какого-то французского романа...- Установить источник цитаты не удалось.
  
   6 Эти люди стоят на точке "переоценки всех ценностей"...- эту формулу Ницше выносит в подзаголовок своей книги "По ту сторону добра и зла". См.: Ницше Ф. Собр. соч. М., [б. г.] Т. 2.
  
   7 Михайловский ошибается: Аглая не была княжной.
  
   8 Один русский философ разделял женщин на "змеистых" и "коровистых".- О каком философе идет речь, установить не удалось.
  
   9 ...Гейне поставил в преддверии своей "Книги песен" женского сфинкса...- Михайловский имеет в виду стихотворное "Предисловие к третьему изданию" "Книги песен", где изображается встреча героя со сфинксом.
  
   10 ...вспомнишь... Достоевского и его изречения.- Следующие ниже цитаты были приведены в качестве эпиграфа в статье Михайловского "Жестокий талант".
  
   11 ...вспомнишь Достоевского с его Ставрог иным...- См.: Достоевский Ф. М. Т. 10. С. 201.
  
   12 А в 1894 г., излагая на этих же страницах... учение Фр. Ницше...- Михайловский отсылает к своим статьям "О Максе Штирнере и Фридрихе Ничше", "Еще о Фридрихе Ничше". "И еще о Ничше" (Рус. богатство. 1894. No 8, 11, 12).
  
   13 ...уважение, с которым Ницше относился к нашему художнику, знакомому ему, по-видимому, только по "Запискам из Мертвого дома". - В действительности первое знакомство Ницше с творчеством Достоевского состоялось в 1887 г., когда он прочел во французском переводе "Записки из подполья" и "Хозяйку", объединенные в сборник "Подпольный гений". Эта книга вызвала у Ницше интерес, и он прочел во французском переводе роман "Униженные и оскорбленные" и "Записки из Мертвого дома". В переписке Ницше упоминает также ряд повестей и рассказов Достоевского, прочтенных уже по-немецки, и роман "Преступление и наказание". Кроме того, сохранился его конспект французского перевода романа "Бесы". О знакомстве Ницше с творчеством Достоевского см.: Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., 1970. С. 233-235.
  
   14 ...Ницше говорит о "чувстве чандала", чувстве ненависти, мести и восстания против всего существующего...- "Все духовные новаторы имеют некоторое время на челе бледное, фатальное клеймо чандала: не потому, что на них так смотрят, а потому, что они сами чувствуют страшную пропасть, отделяющую их от всего обычного и находящегося в чести. Почти каждому гению знакомо, как одна из фаз его развития, "катилинарное состояние", чувство ненависти, мести и бунта против всего, что уже есть, что больше не становится... Катилина - форма предшествования всякого Цезаря" (Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. СПб., 1907. С. 127).
  
   15 В рассказе "Коновалов".
  
   16 ...рядом с наукой об обществе... науку об одиночестве...- Об этом Ницше писал в книге "Сумерки богов".
  
   17 ...Ницше не знает ничего лучшего, как "погибнуть на великом и невозможном"...- Имеется в виду следующее утверждение Ницше в "Несвоевременных мыслях": "...для чего существует отдельный человек - вот что ты должен спросить самого себя, и если бы никто не сумел бы тебе ответить на это, то ты должен попытаться найти оправдание твоему существованию... ставя себе самому известные задачи, известные цели, известное "для того", высокое и благородное "для того". Пусть тебя ждет на этом пути даже гибель - я не знаю лучшего жизненного жребия, как погибнуть на великом и невозможном..." (Ницше Ф. Полн. собр. соч. М., 1909. Т. 2. С. 163).
  
   18 "Воля к власти" - одна из основных категорий философии Ницше (см.: Ницше Ф. Воля к власти. Собр. соч. М., 1910. Т. 9).
  
   19 "...вид страдания доставляет удовольствие..." - См.: Ницш е Ф. Происхождение морали. "Сама месть приводит опять к той же проблеме: "Каким образом причинение страдания может быть удовлетворением?" Современному человеку, этому изнеженному, прирученному и приученному к тонким кушаньям домашнему животному, противно представить, до какой степени жестокость была радостью и удовольствием древнейшего человечества, составляя необходимую и главную составную часть каждой его радости; и как наивна, как невинна была его потребность жестокости, являясь как бы нормальным свойством человека..." (Ницше Ф. Собр. соч. М., [б. г.] Т. 9. С. 140).
  
   20 ..."мораль рабов" в противоположность "морали господ"...- Ницше Ф. Происхождение морали. С. 51-57. В статье "И еще о Ницше" Михайловский так разъяснял эти положения Ницше:
   "Когда-то где-то жили люди (иногда это греки, иногда римляне, иногда германцы), по своим инстинктам подобные хищным зверям... В конце концов, однако, их мораль, то есть их понятия о добре и зле, о нравственно одобрительном и неодобрительном, резко отличалась от наших теперешних. Злое, то есть злобное, отнюдь не означало для
них "дурное", равно как "доброе" не значило "хорошее". Совсем даже напротив. И вот они столкнулись с другой расой, более слабой, победили ее и обратили в рабство. Мораль рабов, слабых, придавленных, естественно отличалась от морали господ... они должны были жаться друг к другу и воспитывать в себе так называемую любовь к ближнему, мягкость, осторожность, умеренность, хитрость... Им удалось, неизвестными путями, произвести "переоценку всех ценностей" или, вернее, навязать человечеству свою "рабскую" мораль смирения, самоотречения, воздержания, кротости, сострадания и вытеснить ею мораль "господ" (Рус. богатство. 1894. No 13).
  
   21 .. о проповеди "любви к дальнему" взамен "любви к ближнему"...- См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб, 1913. С. 81-83.
  
   22 Ницше рекомендовал... удаляться в дикие места и там основывать новые государства...- Имеется в виду следующее рассуждение Ницше: "Не должен ли был бы... каждый из вас думать про себя: "Лучше уйти отсюда и стать властелином какой-нибудь дикой, девственной страны, прежде всего стать властелинами над самими собой; менять место до тех пор, пока грозит малейший призрак рабства..."" (Ницше Ф. Утренняя заря. М, [б. г.] С. 195).
  
   23 Для Ницше женщина "изящная и опасная игрушка"...- Имеется в виду высказывание: "Двух вещей хочет истинный мужчина: опасности и игры. И поэтому он хочет женщины как самой опасной игрушки" (Н и ц ш е Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1913. С. 87).
  
   24 ..."если ты идешь к женщине, не забудь захватить кнут"- из книги Ницше "Так говорил Заратустра" (СПб., 1913. С. 89).
  
   25 Ницше различает чандалов - обитателей Мертвого дома и чандалов-Наполеонов.- Он пишет: "Тип преступника - это тип сильного человека при неблагоприятных условиях, это сильный человек, сделанный больным... Это в обществе, в нашем смирном, посредственном, оскопленном обществе сын природы, пришедший из гор или из морских похождений, необходимо вырождается в преступника... ибо бывают случаи, когда такой человек оказывается сильнее общества: корсиканец Наполеон самый знаменитый тому пример. Для проблемы, являющейся перед нами здесь, важно свидетельство Достоевского... он принадлежит к самым счастливым случаям моей жизни... Этот глубокий человек... нашел сибирских каторжников, в среде которых он долго жил, всё тяжких преступников, для которых уже не было возврата в общество, совершенно иными, чем сам ожидал - как бы выточенными из самого лучшего, самого твердого и драгоценнейшего дерева, какое только растет на русской земле. Обобщим случай преступника: представим себе натуры, которые по какой-либо причине лишены общественного сочувствия, которые знают, что их не считают благодетельными, полезными,- то чувство чандала, что считаешься не равным, а отверженным, недостойным, марающим". (Н и ц ш е Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. СПб. 1907. С. 125-126).
  
   26 ..."Есть люди, проповедующие мое учение о жизни..."- Имеется в виду высказывание: "Есть такие, что проповедуют мое учение о жизни, и вместе с тем они проповедники равенства и тарантулы. Они говорят об оправдании жизни, эти ядовитые пауки, а сами сидят в норах своих, отвратившись от жизни" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1913. С 123).
  
   27 О рабочих он выражается так: "побрал бы их черт и статистика"...- В "Несвоевременных размышлениях" Ницше писал: "Массы представляются мне достойными внимания только в трех отношениях: прежде всего как плохие копии великих людей, изготовленные на плохой бумаге со стертых негативов, затем как противодействие великим людям и, наконец, как орудие великих людей; в остальном же побери их черт и статистика!" (Ницше Ф. Полн.. собр. соч. М., 1909. Т. 2. С. 164).
  

Другие авторы
  • Мансуров Александр Михайлович
  • Михаил, еп., Никольский В. А.
  • Жуковская Екатерина Ивановна
  • Палицын Александр Александрович
  • Немирович-Данченко Василий Иванович: Биобиблиографическая справка
  • Хафиз
  • Слонимский Леонид Захарович
  • Толстой Петр Андреевич
  • Вербицкий-Антиохов Николай Андреевич
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Другие произведения
  • Белый Андрей - На рубеже двух столетий
  • Погодин Михаил Петрович - Еще за Минина
  • Орлов Е. Н. - Александр Македонский. Его жизнь и военная деятельность
  • Лебедев Владимир Петрович - В. П. Лебедев: краткая справка
  • Пяст Владимир Алексеевич - Стихотворения
  • Некрасов Николай Алексеевич - Летопись русского театра. Апрель, май
  • Северцев-Полилов Георгий Тихонович - Княжий отрок
  • Смирнов Николай Семенович - Смирнов Н. С.: Биографическая справка
  • Кронеберг Андрей Иванович - Святочные рассказы Диккенса
  • Станюкович Константин Михайлович - Решение
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 297 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа