Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании, Страница 22

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании



т ненормальную величину.
   Высказывать предположения, в какой мере образ жизни или способ питания мог вызвать эту гипертрофию, я не решаюсь, тем более что я провел на острове очень мало времени12.
   Незначительная величина penis'a. Известно {Waitz Th. Anthropologie der Naturvölker. Th. 6. S. 556.}, и с своей стороны я могу это подтвердить, что жители о. Тауи имеют обыкновение вместо всякой одежды засовывать только penis в раковину (Bulla ovum). Купив и рассмотрев несколько таких "предметов одежды", я убедился, что отверстие раковины очень мало увеличено, а потому я считал достаточно важным удостовериться, только ли praeputium или также и glans проходят через отверстие раковины. Ощупывание penis'a y одного из туземцев (который мне это разрешил после обещания хорошего подарка) {При этом исследовании туземец очень боялся, чтобы я не снял раковину; этот стыд, наряду с эмбриональным состоянием одежды, напомнил мне "могуль" на непокрытую головку члена на Пелау и то особенное чувство стыда, которое появляется у полинезийцев при обнажении glans (Waitz Th. Anthropologie der Naturvölker. Th. 6. S. 28).} показало, что действительно и glans penis вкладывается в раковину.
   Так как в даже искусственно увеличенное отверстие раковины свободно проходил только мизинец, то существование подобного обычая можно объяснить лишь небольшой величиной мужского полового члена. Что penis мало сдавливается этим "костюмом", доказывается еще тем обстоятельством, что туземцы могут испускать мочу, не снимая раковины, для чего в раковине даже сделано небольшое отверстие.
   На короткость большого пальца ноги (табл. 1, рис. 5) я обращал внимание у многих мужчин; вместо того, чтобы быть самым длинным, он был короче второго пальца на 5-14 мм {Измерения делались при обычном положении пальцев ног; при намеренном или искусственном вытягивании разница, конечно, была еще больше.}.
   Развитие мускулатуры пальцев ног у отдельных индивидов действительно было поразительным; например, считалось развлекательной гимнастикой, когда пальцы спокойно лежащей ноги приводились в быстрое движение, которое состояло в том, чтобы тремя первыми пальцами по очереди ударять один по другому, что совершалось с такой легкостью и такой скоростью, как будто это были пальцы руки.
   Отвернутое в сторону положение наружных пальцев ноги, особенно четвертого и пятого, встречается здесь нередко {Заметно отвернутое в сторону положение крайних пальцев я встретил впервые у сакаев Малайского полуострова (1875 г.); это привлекло мое внимание, и я наблюдал это часто у малайцев, микронезийцев и теперь здесь у папуасов. Иногда эта особенность более ярко выражена на одной ноге, чем на другой.};
  

Группа Агомес (группа Хермит на карте)

  
   У современных жителей существует предание, что их предки прибыли на Агомес с Тауи. Это совпадает и с физико-антропологическими данными.
   Население группы, которое и прежде было невелико, еще более сократилось вследствие многочисленных заболеваний, которые в большинстве случаев имели смертельный исход. Эпидемия (?) возникла приблизительно год тому назад (т. е. в 1875 г.); она явилась следствием, как мне говорили, сильного затопления низких островов и появившихся затем сильно пахнущих испарений, которые исходили от погибших гниющих растений и от ила, принесенного наводнением.
   Во время короткого посещения этой группы, где я оставался только 3 дня, мне представилась возможность измерить головы у небольшого числа мужчин. Женщины были пугливы (правда, не все), и я видел их мало.
   У измеренных 17 мужчин индекс ширины головы колебался между 69,6 и 81,3.
   Цвет кожи у мужчин в большинстве случаев соответствовал No 42; но у одной женщины окраска была значительно светлее (No 30), в то время как я не встретил ни одного мужчины светлее No 37.
   Волосы, очевидно вследствие скудного существования, не получают достаточного ухода и растут на голове и на лице длинными космами, которые густо намазаны черной глиной и маслом и образуют некоторое количество неравномерных толстых прядей. Мужчины носят длинные бороды, и волосы на теле растут обильно.
   Большие зубы, как и на Тауи, были обнаружены на Агомесе также у обоих полов {Можно было заранее предвидеть, что большие зубы не являются исключительной особенностью жителей островов Тауи и Агомес, но что она присуща всей меланезийской расе. Во время экскурсии, предпринятой несколько дней тому назад, я встретил в некоторых деревнях архипелага Довольных людей, а также на материке около мыса Адова (на карте мыс Круазиль) нескольких туземцев, имевших аналогичную анатомическую особенность прикуса, хотя ни у кого из них увеличенные зубы не достигали размеров, описанных у островитян Тауи. Зубы этих людей (также dentés incisivi и только в одном случае dentés canini) по отношению к остальным (той же челюсти), а также по сравнению с зубами других туземцев, были увеличены настолько, что это бросалось в глаза при первом взгляде, тем более что при закрытом рте они в большинстве случаев выступали между губами. Эта гипертрофия чаще сказывалась на верхнем ряде зубов; у женщин и детей в этой местности увеличения зубов я не заметил.- Бугарлом, 24 февраля 1877 г.}.
   Небольшая величина penis'a представляет другой признак соответствия конституции жителей о. Тауи. Малая величина мужского полового члена была здесь настолько заметна, что привлекла внимание экипажа шхуны и явилась поводом для многих замечаний. Я сам обратил внимание на это благодаря моему слуге и потому имел возможность сделать беглый набросок с натуры (табл. II, рис. 6). Penis сильного, немолодого мужчины выглядел так, как если бы он почти до glans был втянут под кожу. Glans была свободна; сзади praeputium кожа была стянута кольцевыми складками. У стоящего вертикально мужчины положение короткого penis'a было горизонтальным. Эта форма мужского члена, кажется, является здесь обычной, хотя индивидуальные колебания по величине все же могут встречаться; я сам это видел у трех индивидов и слушал рассказы о многих аналогичных случаях. Несмотря на мои повторные предложения, ни один из туземцев не захотел снять свою повязку, так что я не мог сделать ни измерений, ни точных зарисовок penis'a. У троих, у которых я случайно видел половой член, я заметил, что penis y более молодого (около 20 лет) был длиннее, чем у двух других, более старых людей. У мальчиков небольшие размеры члена еще незаметны.
   То обстоятельство, что у меланезийской расы встречается поразительно малая величина мужского полового члена, тем более удивительно, что именно у негров, которые из всех человеческих рас, наряду с готтентотами и кафрами, являются наиболее родственными меланезийцам, отмечена другая крайность, а именно значительная величина члена {Jacquinot H. Considérations générales sur l'anthropologie suivies d'observations sur les races humaines de l'Amérique méridionale et dans l'Océanie // Voyage au Pôle Sud et dans l'Océanie... pendant les années 1837, 1838, 1839, 1840, sous le commandement de M. J. Dumont D'Urville. Zoologie, par M. M. Hombron et H. Jacquinot. T. 2. Paris, 1846. P. 139. См. также: Broca P. Instructions générales pour les recherches anthropologiques. Paris, 1865. P. 61.}.
   Редукцию размеров большого пальца ноги, наряду со значительной длиной второго пальца, я обнаружил и здесь.
   То обстоятельство, что на Агомесе встречаются папуасско-микронезийские помеси, неудивительно, ибо известно, что европейские суда с туземцами Япа и Пелау уже много лет часто посещают эти острова для ловли трепанга, и так как известен факт, что соседняя группа Ниниго имеет микронезийское население и оно от времени до времени предпринимает военные походы на Агомес, результаты которых (военнопленных), как недавно упоминалось, я сам видел на Агомесе.
  

Результаты краниологических измерений в Северной Меланезии

Число измерений

Мужчины

Число измерений

Женщины

Число измерений

Дети

   Тауи

68

73,2-84,5

28

70,5-78,6

9

75,8-79,8

   Агомес

14

69,6-81,3

-

-

-

-

  
   Результат этого немалого количества измерений голов (которые я здесь еще раз сопоставил), а именно, что в Северной Меланезии господствующей формой головы является мезоцефальная с наклонностью к брахицефалии, представляет, как мне кажется, двойной интерес: 1) этим доказывается неосновательность распространенного мнения, которое почти стало правилом, что меланезийцы являются долихоцефальной расой, 2) одновременно более или менее устраняется до сих пор казавшееся изолированным положение брахицефальных меланезийских племен Филиппин и Малайского полуострова {Тем самым я ни в коей мере не хочу уменьшить полного значения вашего заявления (заседание от 17 октября 1874 г.), что в вопросе о связи между папуасами и негритосами "недостаточно руководствоваться единственно индексом ширины, чтобы обосновать такой важный вывод"; я и сейчас не могу сделать сообщения о высоте и емкости черепа меланезийца. Я ограничиваюсь данными индекса ширины, который вы, уважаемый г. профессор (на том же заседании от 17 октября 1874 г.; см. с. 21 отдельного оттиска), сами назвали "одной из основных величин для антропологической классификации", и замечу только, что со стороны этого фактора вообще нет никакой разницы между папуасами, негритосами и меланезийцами.}. Широкое распространение этой (брахицефальной) формы головы в Меланезии, с другой стороны, совершенно не находится в противоречии с формой головы папуасов Новой Гвинеи, у которых, как известно, наряду с выраженной долихоцефалией встречаются и очень широкие головы {Измерением большого количества голов и немалого количества черепов я нашел, что индекс ширины черепа папуасов Новой Гвинеи колеблется между 62,0 и 86,4 (NB. Обе предельные величины измерены на действительно подлинных черепах). См.: Maclay N. Über Brachycephalie bei den Papuas von Neu-Guinea // Natuurkundig Tijdschrift voor Nederlandsch Indiё. 1874. D. 34. S. 345 <см. с 33 наст. тома>.}.
   Так как мое письмо оказалось значительно длиннее, чем я ожидал, то я позволю себе отказаться на этот раз от других сообщений и прибавить здесь, кстати, только одно общее замечание наряду с предложением.
   Хотя это является моим убеждением, к которому меня привели мои антропологические наблюдения и исследования, но многим антропологам подобное мнение также приходило на мысль еще до меня, именно: что до тех пор, пока антропологическое исследование не будет сопровождаться подробными и многочисленными анатомическими изысканиями, оно останется неблагодарным и малоуспешным занятием. Нужно твердо признать, что наряду с различными свойствами кожи и волос характерные особенности рас налагают свой отпечаток и на другие органы. Физиологические различия между расами, которые определенно проявляются и часто отмечались разными наблюдателями, имеют анатомическую основу, которая остается до сих пор неизвестной. А потому от изучения анатомии рас за секционным столом нужно ожидать гораздо более важных результатов, чем от тысяч измерений на живых людях. Подробные физиологические и анатомические исследования необходимы для того, чтобы ясно представить нам степень расовых различий, но так как анатомические исследования связаны с меньшими трудностями и требуют менее сложных приготовлений и во всяком случае наряду с физиологическими исследованиями и экспериментами ими нельзя пренебрегать, именно они и должны быть выдвинуты на первый план (по вышеуказанным практическим соображениям). К сожалению, такие исследования зависят не только от желания и доброй воли отдельного лица!
   А потому очень желательно (!), чтобы на следующем международном антропологическом съезде этот вопрос был бы рассмотрен в первую очередь.
   В Америке, в английских, голландских, французских колониях, где уже существуют больницы, устройство специальных удобных помещений для анатомических исследований, наряду с существующими, не создаст больших трудностей и связано только с небольшими затратами. Во всяком случае, возбуждение этого вопроса, а также настойчивая рекомендация его полезности для науки, исходящая от ученого международного собрания, должны бы побудить к содействию местные органы власти, что является необходимым. Так как отказ от содействия в таком случае мало вероятен и несомненно нужно ожидать участия образованных врачей в колониях, то можно надеяться, что, наконец, пусть даже постепенно, будет происходить становление расовой анатомии человеческих племен.
   Мое желание состоит только в том, чтобы, если ваше мнение и мнение уважаемого Общества совпадают с высказанным взглядом, на следующем международном антропологическом съезде г. делегат Общества поставил на обсуждение вопрос о важности и пользе для науки создания, наряду с внеевропейскими больницами, помещений для изучения анатомии человеческих рас (собственно, только хорошо оборудованной комнаты для препарирования) и получил у собрания хотя бы согласие с этим мнением. Заручившись такой открыто высказанной декларацией многолюдного международного ученого собрания, антрополог, интересующийся расовой анатомией, сможет побудить колониальные власти содействовать ему при устройстве рабочего места и доставлять из госпиталя материал для исследований {Так как в колониях вскрытия в больницах производятся только в редких случаях или очень поверхностно, то секционные комнаты в большинстве случаев мало приспособлены для продолжительной работы, что я знаю по собственному опыту. В июле 1873 г. я пытался в тюремном госпитале в Батавии продолжить мои анатомические исследования мозга. Здесь я нашел у главного врача г. д-ра Стеенстра-Туссена любезную готовность оказать мне содействие. Материала было там в избытке, даже больше, чем я мог обработать. Но другое, как кажется, незначительное обстоятельство сильно мешало моим работам - это было отсутствие пригодного помещения, так что я был вынужден, чтобы не терять напрасно времени, через 14 дней прервать мои исследования, которые бы с удовольствием продолжал еще несколько месяцев. Причину недостаточного оборудования, пожалуй, можно объяснить тем, что тюремные госпитали в Нидерландской Индии далеко не так хорошо устроены, как другие (например, военные госпитали); но мне пришлось работать только в первых, потому что только здесь можно было свободно получать трупы.}.
   Несомненно, это мелочь, осуществление которой мне кажется желательным, но, во-первых, нельзя ожидать, чтобы сразу многие исследователи посвятили себя этой области, так что не придется стремиться к созданию многочисленных и грандиозных учреждений; во-вторых, требовать слишком многого для дела, которое не является непосредственно практическим или общеполезным,- значит откладывать изучение расовой анатомии еще на долгое время!
   С своей стороны я не упущу возможности предпринять расово-анатомические исследования, чтобы не быть вынужденным посылать вам снова столь же тощие "Заметки", как эти.

Н. Миклухо-Маклай

   Бугарлом,
   Берег Маклая на Новой Гвинее,
   декабрь <1876 г.>
  

Пояснения к таблицам I и II

  
   Рисунки (за исключением табл. II, рис. 1 и 6) возможно точно нарисованы, частью с помощью циркуля, частью - камеры-люциды.
  

ТАБЛИЦА I

  
   Рис. 1. Локон туземца о. Яп, срезанный на затылке близко к корням. В целях наглядности локон несколько распущен.
   Рис 2. Обволошенный лоб девушки с Пелау в возрасте около 13 лет. Обволошенность в действительности не так заметна, как на рисунке, так как отдельные волосы на лице очень тонки;* - место, где волосы достигают 3-4 мм длины;** - волосы длиной в 10 мм;*** - место, где отдельные волосы достигают длины 23 мм и больше.
   Рис. 3. Обволошенный лоб девушки в возрасте около 16 лет с о. Яп, обнаруживающий другую форму волосяного покрова (чем на рис. 2): a - маленькое треугольное место над корнем носа, лишенное волос; b - легкий след усов.
   Рис. 4. Обволошенный лоб двенадцатилетней европейско-яванской метиски: a - место, лишенное волос; b - легкий след усов.
   NB. Причина, что случайно были сделаны три рисунка индивидов женского пола, заключается не в большей частоте значительной обволошенности у детей этого пола по сравнению с мальчиками и молодыми мужчинами, но только в том, что они с большим терпением позволяли себя рисовать, а также легче побуждались <к позированию> подарками.
   Рис. 5. Контур правой стопы туземца с о. Тауи с редуцированным большим и несколько более длинным (58 мм) вторым пальцем. Большой палец ноги был на 13 мм короче второго. Длина всей стопы составляла 250 мм, а четвертый и пятый пальцы были отвернуты в сторону.

 []

 []

  
  

ТАБЛИЦА II

  
   Рис. I. Продольные складки на спинке носа у одной островитянки с Пелау, нос которой не выдавался своей уплощенностью среди носов ее соотечественников. Ширина носа вверху (от одного угла глаза до другого) была равна 30 мм, ширина носа внизу (от наиболее внешнего выступа крыла носа до другого) равнялась 37 мм. Высота носа (от корня до выступа носовой перегородки на верхней губе) равна 39 мм. Высота корня носа (от самой высокой точки корня носа по средней линии до воображаемой линии, связывающей углы глаза) составляет около 8,5-9 мм.
   Рис. 2. Грудь с отшнурованной ареольной частью жительницы о. Яп в возрасте около 18-20 лет, в натуральную величину8*. Диаметр в месте отшнуровки (ab) составляет 36 мм, в то время как диаметр cd равен 41 мм. Ареола имеет черно-коричневую окраску и обнаруживает сзади перетяжки зубчатый контур р.
   Рис. 3. Нос той же девушки с Пелау, вид сверху, натуральной величины.
   Рис. 4. Тот же самый нос, вид снизу, рассматриваемый при запрокинутой голове и спокойном движении; е - верхняя губа.
   Рис. 5. Татуировка mons Veneris y женщин с о-вов Пелау. Нижняя часть татуировки темнее, чем верхняя ("кариут" - юбка из листьев пандануса - так носится женщинами на Пелау, что с боков она лежит ira spinae anteriores superiores ossis ilium, a спереди настолько опущена, что ряд звезд татуировки частично может быть виден).
   Рис. 6. Penis жителя о-вов Агомес приблизительно 20 лет (несколько меньше натуральной величины). Кожа сзади praeputium'a сильно собрана в складки.
  
   1* Благие пожелания (лат.).
   2* Было: Руки от кончиков пальцев.
   3* Далее было: в разное время.
   4* Было: лучшего.
   5* Далее было: были старыми, в то время как среди мужчин преобладали совсем молодые люди.
   6* Табл. III см. на с. 285 наст. тома.
   7* Далее было: у которых большие зубы тоже встречаются.
   8* В настоящем издании рисунки по техническим соображениям несколько уменьшены по сравнению с оригиналом.
  

<Остров Вуап, или Яп>

  

Антропологические заметки

  
   Рост. Измерение показывает, что рост туземцев здесь вообще ниже среднего европейского и что между ними встречается немало очень малорослых людей. Рост тридцати без выбора смеренных взрослых мужчин варьировал между 1500-1690 мм. Однако же один из начальников (Фоновей, пилун Горора) был 1765 мм вышины, но это был единственный пример такого роста, который я встретил между сотнями. Рост женщин (20 измерений), достигших возмужалости, менялся между 1360-1480 мм.
   Цвет кожи варьировал между NoNo 21, 28, 30 и 43 таблицы Брока1. Женщины, которые вообще были светлее мужчин, имели, тело, которое представляло много тонов окраски; так, например, нередко та лее особь имела лицо и грудь (особенно нижнюю сторону отвислых грудей) очень светлые (No 33 или 45) сравнительно со спиною и бедрами, которых цвет соответствовал No 43.

 []

   Такие крайности окраски были нередки у женщин, но не встречались у мужчин.
   Волоса представляют значительное разнообразие. Они редко прямые, почти у всех вьющиеся или даже курчавые, большая фризура1* этих людей, за которою они очень ухаживают, подобна папуасской не только внешнею формою, но даже и тем, что волоса у многих (!) представляют длинные локоны, завитые пробочникообразною спиралью, которой диаметр не шире 5 или 6 мм. Такие волосяные шапки встречаются и у папуасов в Доре (на северо-востоке Новой Гвинеи) и у папуа-малайской смеси на Молуккских островах. Для расчесывания и всклокочивания их употребляют и здесь известный большой папуасский гребень, к которому прикрепляют как украшение перо или цветную тряпку. Расчесанные волосы связывают мужчины на затылке, женщины носят их, делая большой узел на стороне.
   Борода растет у многих хорошо, также тело (грудь, нижняя часть живота, ноги) иногда покрыто густыми волосами.
   У многих детей и у некоторых женщин лоб был почти совсем покрыт волосами, так что только очень незначительный треугольник посередине между бровями имел гладкую, не поросшую волосами кожу.
   В молодости мужчины выдергивают волоса усов и бороды; женщины выщипывают их подмышками и на mons Veneris.
   Из обрезанных волос своих женщины плетут очень крепкие снурки для домашнего обихода.
   Череп. Мезоцефальный череп жителей Вуапа имеет наклонность к брахиоцефальности.
   Индекс ширины голов мужчин (25 измерений) варьировал между 74,3-81,7.
   Индекс ширины голов женщин (12 измерений) варьировал между 74,0-84,3.
   Искусственное сплющивание носа новорожденных. Нос туземцев низок и широк, что главным образом зависит ,от искусственного раздавливания носа, так как большой выступающий нос считается безобразием. Многие спрошенные мною женщины рассказывали мне, что детям, достигшим трехдневного возраста, мать или одна из родственниц, нагрев у огня руку, проводит ладонью несколько раз по лицу ребенка, надавливая особенно на нос, и так сильно, что ребенок обыкновенно начинает кричать от боли. Эта процедура продолжается несколько месяцев и называется здесь "андовек"; она имеет целью предохранить ребенка от обладания со временем безобразного - большого- носа.
   Пробуравливание носовой перегородки также в ходу между туземцами, как и пробуравливание ушей (кроме ушной мочки, делается небольшое отверстие немного выше первого, во внешнем крае уха), и производится обыкновенно заостренным куском кокосовой скорлупы. В отверстии носовой перегородки носят преимущественно цветок или лист с приятным запахом, в ушах - большие черепаховые серьги.
   Татуировка. Оба пола татуируются, но мужчины обыкновенно значительнее татуированы, чем женщины, однако же и между первыми далеко не все татуированы. Рисунок или обилие татуировки показывают настолько общественное положение туземца, что можно положительно сказать, что татуированный не принадлежит к классу рабов, но не более; достоинство вождя не обозначается татуировкой, даже многие пилуны (главные начальники) вовсе <не> или весьма мало татуированы, между тем как простые люди (принадлежащие к классу свободных людей) украшены богатою татуировкой, которая покрывает почти все тело, с исключением лица, передней стороны шеи, рук ниже локтя, нижней части живота (покрытой волосами), колен и ступней. Я не стану вдаваться в описание рисунка татуировки, так как самый неискусный рисунок даст лучшее понятие о характере татуировки, чем страница описания; замечу только, что на о. Могемог я видел ту же татуировку и что если татуировка не симметрична, правая сторона гораздо более татуирована, чем левая, что особенно заметно на правой руке и правой ноге.
   Изолирование девочек при наступлении зрелости и женщин во время месячного очищения и после родов. При первых приметах наступления зрелости девочки покидают родительский дом в селении и отправляются жить на несколько времени (на 2-3 месяца) в нарочно для этой цели достроенных небольших хижинах недалеко от деревни, но в изолированных местах {Обычай изолировать, более или менее, женщин во время менструаций, перед родами или после них, как и мнение о временной "нечистоте" женщин, очень распространены между различными расами, но такое отчуждение из дому и даже из селения, как на о. Вуап, встречается не так часто. Я слыхал о подобном же обычае на о. Сераме, где жители холмов (так наз. алифуру) также отправляют своих женщин при тех же обстоятельствах в лес, не оставляя их ни под каким видом в селениях. На о. Вуап женщины сами смотрят друг за другом и строго наблюдают за исполнением этого обыкновения. Здесь также обычай: женщина, заметившая первые признаки беременности, перестает иметь сношения с мужем и также воздерживается от них месяцев 8 или 10 после родов. Муж, принадлежа к своему клубу, имеет там любовницу или любовниц и подчиняется без неудовольствия этому обычаю.}. Там они проводят время до и несколько времени по прекращении первых регул. В эти же хижины, род "женских приютов", приходят женщины на время менструации, в которое время, будучи, по мнению туземцев, "нечистыми", они не смеют оставаться в селении; сюда же приходят женщины после родов.

 []

  

Управление и сословия

  
   Население острова очень значительное; по словам поселившихся здесь европейцев, жителей на о. Вуап2 с лишком 6000. Население управляется несколькими друг от друга не зависимыми, часто враждебными вождями. Туземный титул этих вождей - пи лун, который переводится живущими здесь европейцами титулом короля, который, однако же, вовсе не соответствует ни их власти, ни их влиянию, ни внешней обстановке, которая их окружает. Названия главных резиденций этих вождей и провинций, которыми они управляют, следующие семь: Томилъ, Руль, Горор, Ниф, Киливит, Онет, Каниф; но, кроме этих семи, есть еще несколько, менее важных3. Между семью первыми пилун Томи-ля считается старшим, хотя вследствие того он не пользуется особенною властью.

 []

   Рядом со светскою властью пилуна есть еще духовная - матра-мат {Матра-мат, или матромат, или математ, соответствует слову "табу" в Полинезии и имеет здесь немалое значение. К сожалению, я не могу сказать что-либо о церемониях, которые сопряжены с наложением и устранением его, так как я знаю о них не по собственным наблюдениям, а из источников проблематичной достоверности. Два факта, однако же, не подлежат сомнению: угри, живущие в ручьях и прудах, считаются матра-мат; и также (курьезно сказать) комары, живущие около одного большого камня на холмах у селения Ниль, водящиеся там в громадном множестве, охранены строжайшим "матра-мат", или "табу". Убийство одного влечет за собой неминуемо тяжелые несчастия4.}, или людей, которые служат посредниками между божеством и людьми, истолкователями его воли. Их власть очень значительна, так как ни одно важное обстоятельство не может быть предпринято без их одобрения или согласия. Каждая деревня имеет своего матра-мат, но главнейший находится в селении Томиль, он имеет влияние на всем острову, и в важных случаях туземцы обращаются к нему, принося богатые подарки. Их должность наследственна и переходит от отца на сына.
   В случае далеких экспедиций матра-мат селения, которое предпринимает ее, сопровождает экспедицию, чтобы предусмотреть и предотвратить гибельные случайности.
   Кроме пилуна, есть еще в каждой провинции несколько второстепенных вождей, род аристократии. Ступень ниже составляют свободные люди, которые собственно образуют главную массу населения.
   Рабы живут в особенных деревнях, так как им не дозволяется жить в селении вождя; они находятся в большой зависимости от высших классов и особенно от пилуна, должны на них работать, подвергнуты многочисленным ограничениям: не смеют быть татуированы, носить гребень в волосах, иметь на шее или на руках украшения или (должны), по крайней мере вынимать гребень из волос и прятать даже малейшее украшение, когда зачем-нибудь входят в селение вождя и свободных людей.
   Не только раб не имеет права на свою собственность, если вождь захочет ее, но даже его дети и самая жизнь находятся в руках пилуна. Деревни рабов представляют более темное, менее красивое население, чем селения пилунов; их рост, будучи тому параллелью, в большинстве случаев ниже среднего роста туземцев о. Вуапа - вероятная причина сообщения Шамиссо, которое приводит Герланд {Waitz Th. Anthropologie der Naturvölker. Th. 5. Abth. 2. Leipzig, 1870. S. 506.}, что есть на о. Вуап местность с очень малорослым населением5.
   Острова, платящие дань Вуапу, следующие: арх. Могемог платит дань селениям Онеан и Гочена; о. Унгулу (или Мателотас) - у селениям Горору и Юрумуну. Остров Вуап имеет2* густое население, и туземцы, будучи неплохими мореплавателями, уже давно снаряжали морские экспедиции и заставили жителей названных островов не только платить себе ежегодно дань, но посылают туда из Вуапа людей как начальников. Дань, которую эти острова платят, состоит теперь из от европейцев обменом полученных вещей или из произведений тех островов7.
   Постройки туземцев Вуапа замечательны; сюда относятся мощеные дороги, большие общественные дома, или клубы, и гробницы.
   Мощеные дороги. Улицы в деревнях8 представляют массивную мостовую, без цемента, от 3-6 футов ширины. Эти мостовые очень древни; ни один из начальников не мог сказать мне, сколько поколений пережили уже существование их на острову. Около домов вождей, клубов улица расширяется и образует вымощенные площадки для общественных собраний под открытым небом. Посреди этого места проходит хорошо вытоптанная полоса, служащая сценою для плясок, метания копий и т. п.
   На вымощенной площадке стоймя врыты в землю плоские камни, образующие сидения для членов собрания, причем камни не употребляются как собственно сидение, а как спинка его. Почти у каждого дома врыта в землю подобная примитивная массивная мебель для гостей.
   Дома стоят на 3-5-футовых каменных основаниях. Этот фундамент в виде возвышенных платформ служит не только для возвышения домов над уровнем земли, но также для укрепления средних и боковых столбов здания, которые вследствие того не нуждаются быть врытыми слишком глубоко в землю.
   Бай-бай, или клубы, построены иногда на искусственных, правильно воздвигнутых из камня мысках или островках у морского берега.

 []

 []

   Что касается собственно постройки домов, между которыми клубы занимают по своей величине первое место, то две особенности бросаются европейскому посетителю в глаза: во-первых, что все скрепления этих иногда очень больших зданий {Один далеко не самый большой бай-бай, который я видел, имел 27 м длины, 14 <м> ширины и около 10 м вышины.}, воздвигнутых из толстых столбов и бревен, состоят из связок, сделанных из тонких снурков (толщиною не более 3 мм), и что, во-вторых, для средних столбов, на которые опирается крыша, выбраны преимущественно кривые стволы.
   Связки и оплетения снурками {Снурки эти сплетены из фибр внешней шелухи кокосовых орехов, которые для этого вымачивают и затем сушат. Это одно из главных произведений островов этих.}, которых израсходовано очень много, сделаны очень тщательно и представляют разные узоры и служат также для орнаментировки. Горизонтальный план этих бай-бай, как и большинства других домов, представляет не четырех-, а шестиугольник, так как передняя и задняя стороны этих построек ограничены не прямою, а ломаною линией; вместо одной сходятся две стены под тупым углом. В боковых стенах находятся в небольших промежутках большие окна или низкие двери, открытые днем и запираемые вставными дверьми или ставнями на ночь.
   В передней и задней стенах имеются также по две двери. В бай-бай нет подразделений (комнат); все внутреннее пространство распадается на два широких прохода в длину, по одному на каждую половину бай-бай, и на места по сторонам каждого прохода, где члены клуба или гости сидят и спят.
   Мне кажется не лишним сказать здесь несколько слов о назначении бай-бай. Оно очень многостороннее. Бай-бай служит местом собрания и ночлега членам клуба, местом ночных плясок, а также приютом для гостей и людей, находящихся на пути из одной деревни в другую; они в то же время обращаются в род казарм или фортов во время войны. В каждой деревне, несколько бай-бай, сообразно числу клубов. Бай-бай строится сообща и принадлежит всем членам клуба9.
   Каждый клуб имеет несколько молодых девушек, которых число сообразно с многочисленностью членов и богатством клуба. Эти девушки, которых покупают у отцов или еще чаще крадут в соседних селениях, живут в бай-бай и находятся к услугам каждого члена клуба. Между этими женщинами встречаются нередко молодые и красивые собою, так как клуб имеет больше средств и более возможности силою добыть себе лучших девушек. Жизнь этих девушек обставлена отчасти лучше, чем жизнь большинства женщин. Живя в бай-бай, куда замужним женщинам запрещен вход, им не приходится работать на поле, их содержат члены клуба, и лучшую долю рыбной ловли или другой добычи отдают они чаще не женам своим, а любовницам в клубе. Замужние женщины, у которых они часто отбивают мужей, находятся в очень недружелюбном отношении к женщинам клубов, и нередко дело доходит до драки. Для предупреждения таких стычек, которые были бы неизбежны, если девушки из клубов отправлялись бы на время регул в те же места, как и остальные женщины селений, члены клуба строят вблизи бай-бай и недалеко от берега в воде маленькую хижину на сваях, куда отвозят из клуба женщин при наступлении менструации. Положение этих девушек при клубах, которых назначение не иное, как публичных женщин вообще, не считается, однако, здесь нисколько унизительным. Отцы нередко отдают (вернее-продают) клубам своих дочерей, и девушка, пробыв 2-3 года в бай-бай, выходит замуж за одного из членов клуба10.
   После этого отступления о назначении и об устройстве бай-бай продолжаю сообщение о замечательнейших постройках на о. Вуап.
   Узнав, что здесь обычай хоронить покойников не иначе, как на холмах, и услыхав, что умершим вождям воздвигают высокие гробницы из камня, я отправился осмотреть их. Памятники, которые я увидал в деревне Окитам (часа полтора (ходьбы) вовнутрь острова от селения Руль), состояли из ступенеобразных пирамид с продолговатым основанием, совершенно подобных, хотя в миниатюре, древним гробницам на о. Таити (как, например, известному мараю в Папара, которого развалины я видел в 1871 г.)11. Сообразно общественному положению покойника, гробницы имеют большее (или меньшее) число этажей. Так, например, гробница одного недавно умершего вождя имела 8 этажей, между тем как недалеко отстоящий памятник раба - только один. Я назвал эти гробницы "миниатюрными" сравнительно с мараем в Таити, так как самый высокий, смеренный здесь, оказался не более 9 футов вышины, марай же в Папара был никогда не ниже 35 или 40 футов.
   Кроме характеристической особенности на о. Вуап - никогда не хоронить умерших около моря, я узнал еще другую: взрослых зарывают в сидячем положении с согнутыми коленями, детей и молодых людей хоронят в лежачем положении. Мне говорили также, что при похоронах мужчин (вождей и свободных людей) устраиваются воинственные игры, подражание схватке и т. п. Сожалею очень, что мне не пришлось видеть такую церемонию, которой описание напомнило мне виденную на Берегу Маклая. Кроме этих воинственных игр в честь покойника (также по словам одного старого поселенца), происходят (иногда очень неприличные) пляски мужчин и женщин над свежею могилою.
  

Деньги

  
   Главная меновая единица на о. Вуап очень оригинальна и единственна в своем роде, так как о ней можно сказать: эти деньги лежат на берегу моря, покрываются ежедневно приливом, валяются на улицах и дорогах, несмотря на то, что каждый экземпляр может иметь ценность многих сотен долларов; они могут даже служить материалом для мостовых и других построек и не быть ни украдены, ни испорчены. Деньги {Герланд (Waitz T. Op. cit. Th. V. Abt. 2. S. 87) отвергает существование в Микронезии чего-либо подобного деньгам, несмотря на то, что здесь, на о. Вуап и на архипелаге Пелау, меновая единица - деньги - положительно существует.}, которые имеют все эти качества и называемые туземцами "фе", состоят из камней, имеющих форму мельничных жерновов очень различной величины (от 1 до 7 футов в диаметре) и нередко несколько тонн весом, из белого, грубо обтесанного камня {По обломку одной из этих каменных монет я убедился, что это был кварц, но, мне кажется, материал для фе неодинаков. Я посылаю в музей Русского географического общества экземпляр этой оригинальной монеты12.} с отверстием посредине. Ценность этих каменных денег очень различна, она зависит от величины, отделки и т. п.; она варьирует между ценностью нескольких долларов до 1000 долларов и даже более, т. е. за один такой камень можно купить известное количество таро или кокосов, можно приобрести пирогу, жену, дом, участок земли и т. п. Небольшие выполированные, правильной формы фе, которые я видел в домах начальников, ценятся дороже, чем большие неправильные и грубо обделанные. Орнаментов на этих камнях, за исключением одного или двух концентрических кругов или зигзага у внешнего края фе, я не видал; большинство не имеют ни полировки, ни концентрических кругов, ни зигзагов. Материал для этих фе не находится на острову, эти камни добываются и обделываются на островах Пелау, и старики рассказывали мне, что в старое время, до того что европейские суда ежегодно заходят на Вуап, очень много туземных пирог гибло, отправляясь на арх. Пелау за фе или возвращаясь с ними. Теперь агенты европейских фирм, живущие на Вуапе, и шкиперы судов нашли выгодной сделку с туземцами: за известную плату (в виде копры, трепанга и т. п.) брать их с собою на о-ва Пелау для добывания фе и перевозить их с камнями обратно на о. Вуап.
   В настоящее время монета эта находится в полном ходу, и ежегодно много охотников партиями отправляются на европейских судах на о-ва Пелау или возвращаются оттуда.
   Так как выделка фе требует много рук, а перевозка их - больших издержек, то эти каменные деньги остаются чаще всего собственностью всей общины (и ими может располагать в этом случае при общем согласии пилун) или клуба, т. е. принадлежат всем членам его; только немногие экземпляры переходят в частное владение.
   Это обстоятельство, соединенное с массивностью фе, делает <то>, что для меньших сделок и для более удобной циркуляции между туземцами Вуапа сделался спрос на жемчужные раковины, которые считаются здесь также меновою единицею, к большому удовольствию европейских тредоров, которые, заказывая себе из Сингапура множество дешевых раковин, продают их здесь в 10 или 15 раз дороже {Жемчужные раковины, которые в Сингапуре, купленные "en gros"3*, стоят от 1,5-2 долларов, при обмене с туземцами ценятся около 20 долларов. Подобно этому примеру, европейские тредоры набивают цену на каждый европейский предмет.}.
   Другой род туземной меновой единицы, также довольно странной, состоит из свертков циновок грубой работы, которые называются "амбуль"; эти цилиндрические свертки, около 3 футов ширины и 1-2,5 фута в диаметре, имеют разную ценность, самый большой - приблизительно от 35-40 долларов.
   Ценность этих амбуль совершенно условная, так как эти циновки по своей форме и выделке не имеют положительно никакого употребления. Третий род денег, наконец,- жемчужные раковины13, или еар, о которых я уже заметил, что они в большом ходу на о. Вуап. Их нанизывают на снурок, и когда туземцы отправляются покупать что-нибудь, то деньги эти они несут, держа за верхний конец снурка.
   Описанные три рода меновой единицы - фе, амбуль и еар - составляют деньги для общего употребления, которыми могут владеть люди всех сословий, но, кроме них, имеется еще род денег, которых употребление ограничено одними начальниками; их называют "гау", и они состоят из разных шлифованных камней, обточенных раковин, нанизанных иногда в виде ожерелий. По случаю их редкости и отдаленному месту нахождения (на разных островах между о-вами Вуапом, Пелау и Новой Гвинеей) их считают большою драгоценностью и их могут иметь и носить одни только начальники14.
   Я мог бы выбрать еще многое, что видел и слышал, из моего дневника, но тогда это сообщение перестало бы быть "выписками", к тому же вследствие короткого пребывания (16 дней) и незнания туземного языка я мог бы сказать на основании собственных наблюдений о многих важных обычаях не более двух или трех слов; приводить же, положившись на их верность, расска

Другие авторы
  • Энгельгардт Михаил Александрович
  • Толстая Софья Андреевна
  • Глейм Иоганн Вильгельм Людвиг
  • Мятлев Иван Петрович
  • Рунеберг Йохан Людвиг
  • Гмырев Алексей Михайлович
  • Коллоди Карло
  • Жуков Виктор Васильевич
  • Миллер Федор Богданович
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Другие произведения
  • Ознобишин Дмитрий Петрович - Когда в пленительном забвеньи...
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Рассказ о великом знании
  • Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 21
  • Судовщиков Николай Романович - Неслыханное диво, или честный секретарь
  • Неизвестные Авторы - Запасные магазины
  • Бичурин Иакинф - Кто таковы были монголы
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Флоренция сегодня
  • Арсеньев Константин Константинович - Король Ричард Ii (Шекспира)
  • Губер Борис Андреевич - Осколки
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Сверхскульптор и сверхпоэт
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа