Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании, Страница 29

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании



ма суда.
  
   В заключение я должен оговорить, что вышеизложенная программа не рассматривается мною критически. Собирая эти научные desiderata, я хотел только выслушать все то, что могут от меня требовать специалисты по разным научным отраслям. Насколько и каким образом могут быть исполнены эти задачи - окажется на месте. С своей стороны я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы мое предприятие не осталось без пользы для науки.
  
   1* Пожелания (лат.).
   2* Здесь: внешний облик (лат.).
  
  

<Конспекты лекций в Петербурге в ноябре - декабре 1886 г.>

  
   Ваше императорское высочество1, милостивые государи и милостивые государыни!
   Мне следовало бы начинать и кончать каждое чтение извинением за мой "плохой" русский язык, но я надеюсь, что самый сюжет этих сообщений несколько помогает вам не обращать внимания на форму изложения. Кроме того, некоторым оправданием мне может служить мое 23-летнее отсутствие из России2 и посещение ее только урывками.
  

1-я лекция3

  
   Три расы в Тихом Океане: меланезийская, полинезийская, австралийская4.
   Следы большого распространения меланезийской расы встречаются на Филиппинских островах, Малайском полуострове, Андаманских и Никобарских островах.
   Там, где меланезийцы поселились, встречаются на окраинах примеси малайской и полинезийской расы5, например на севере Новой Гвинеи, западном берегу или южном берегу этого острова; также примесь полинезийцев: Фиджи (1/2), Новых Гебридах, Соломоновых, Адмиралтейства, Луб и Ниниго.
   Главная внешняя антропологическая особенность меланезийской расы6:
   Рост ♂ 1 м 74 см - 1 м 42 см (♀ 1 м 30 см)7;
   Курчавые волосы;
   Пучкообразное распространение волос не оказалось верным.
   2 мм - диаметр завитков неодинаковый, различен на разных частях головы и других частей тела;
   Волоса новорожденных не черны и не курчавы8;
   Распределение волос на теле также отчасти иное: на лбу детей часто волосы9, вдоль спины "гряда" волос.
   На коже regio sacralis находится более длинных, чаще насаженных и более тонких волос, чем на других частях спины. Эта trichosis sacralis замечательна, но не составляет особенности единственно папуасской расы, встречается у австралийцев и, кажется, даже у белой расы.
   В regio hypogastrica y женщин гряда волос, следуя lin. alba, имеет мужской характер.
   Седина и плешь редкости10. Папуасы, как и другие расы, не предоставляют волосам расти натурально, а изменяют их искусственными средствами, о которых в другой раз.
   Кожа: цвет различен, большие крайности, NoNo самые темные и NoNo светлые, и значительные на том же человеке (спина самая темная - нижняя сторона женских грудей самая светлая)l J. Влияние загара. Больные заметно бледнее12. Заметно темнеет лицо при аффектах, подобно как у европейцев оно краснеет.
   Альбинизм - 1/2 альбинизм нередок13.
   Накожная болезнь (Ichtiosis) делает кожу на вид светлее.
   Характер: у молодых гладкий, но <в рукописи пропуск>.
   Череп - индекс ширины между 62,0-86,414.
   Уже 12 лет тому назад брахиоцефалия, доказанная мною в Новой Гвинее, была найдена мною и на других о-вах Меланезии:
  
   О-ва Лояльти,
   Соломоновых,
   Н. Гебридских,
   Луизиады.
  
   Крышеобразная форма черепа нередка. Деформирование также не редкость "о.> Малекула, Торресов пролив).
   Мозг. Монография даст подробности: различие значительное, но их нельзя пояснить, не входя в утомительное для большинства специальное описание.
   Физиономия. Описание лица различно, смотря по летам человека, который берется образчиком для описания. Большое разнообразие. Красота лица встречается между обоими полами15.
   Глаза. Plica semihmaris, palpebra tertia.
   Hoc. Уродуется искусственными средствами16.
   Зубы. Макродонтизм. Отложение винного камня на зубах от чрезмерного жевания бетеля. Стираются - смерть17.
   Рот. Очень значительные размеры. От угла до угла бывает 80 и более мм.
   Форма pars areolaris mammae y девушек замечательна. Мешки с молоком у кормящих грудью ребят, которых кормят до 3-4 лет.
   Tablier de Hotentote1* встречается у меланезийских женщин, о чем я сообщал в письме из Сиднея в английский журнал "Nature", где должно быть напечатано в марте или апреле месяце18.
  

2-я лекция19

  
   Физические особенности (походка20, позы при отдыхе, сне, modus copulae, modus evacuare excrementa). Легкое засыпание, резко смеются, сонливость и т. д. 21
   Пальцы22.
   Походка ♂♂ и ♀ (верчение задом нравится ♂♂. Присутствие ♂♂ усиливает эту форму кокетства. Ранние уроки девочкам). Запах. Обнюхивание24.
  

Разные операции

  
   1) "Мулум" - обрезание. Не общее распространение. "Ям-банг тамо". Операция - incisio, a не circumcisio. Причины ее необходимости по словам самих туземцев25.
   2) Пробуравливание носовой перегородки, ноздрей (Новая Гвинея, Новая Ирландия). Размеры предметов, носимых в отверстии septum narium26.
   3) Пробуравливание мочки уха на о-вах Соломоновых. Дюжина отверстий в краю уха на южном берегу Новой Гвинеи. Весь край уха прорезается для ношения колец (Луб)27.
   4) Татуирование: ожогами (Берег Маклая и другие части Новой Гвинеи); надрезами (Адмиралтейства); наколами (Полинезия, Новые Гебриды, Новая Гвинея)28. Процедура татуировки мал. <нрзб>.
   Орнаменты татуировки ([на] южном и северном берегах Новой Гвинеи, Новогебридских островах, Вануа-Лава, островах Луизиады и др.).
   Выщипывание волос на теле, на лице для окрашивания, выкручивание на других частях тела - ради чистоплотности .
   5) Окрашивание тела, главным образом лица. Ежедневно - более или менее и очень - во время празднеств. Разнообразие комбинаций: красного, черного и белого цвета.
   Процедура окраски волос и кожи.
   Черная - "куму" - пиролюзит, "суру" - красная - охра, белая - известь29.
   Одежда. Полное отсутствие какой-либо одежды (Новая Ирландия и Новая Британия). Мнение: что одежда недостойна мужчины30.
   Веревочка - костюм мужчин южного берега Новой Гвинеи, которые с презрением отзываются о "совершенно голых" людях - некоторых соседях. Раковина Ovum Ovulum на о-вах Адмиралтейства. Небольшой футляр для "glans" на островах Ниниго, футляры для всего члена на о-вах Новогебридских, Новой Каледонии.
   Перевязь между ногами, закрывающая perinaeum, из нескольких гладких листьев пандануса - и хвост сзади.
   Маль Берега Маклая "Т bandage" ♂; женский маль - 2 фартука; от 2 кисточек - респектабельные юбки.
   Украшения. Очень многочисленны (о них одних мог бы прочесть несколько лекций).
   Материялы: клыки свиней, собак, даже зубы людей. Кости (нижняя челюсть - браслет), раковины, жуки (Buprestis) в волосах, черепаха, перламутр, перья птиц, щетина, разные зерна растений, цветы и т. п.31
   Гребень с перьями какаду, попугая, казуара, голубей, петуха.
   Жуки и раковины в волосах.
   Серьги: из черепахи, дерева, раковины; в носу - украшения из раковины выточенной Tridacna, в отверстиях носовых крыльев - перья.
   Ожерелья из разнообразных предметов: раковин, зерен, даже иногда Trachea птиц, зубов собак.
   "Буль-ра" и "Сюаль-боро" на груди.
   "Сагю" - браслеты плетеные с раковинами (на руках и ногах)32.
   Пояс плетеный также с раковинами.
   Цветы (Hibiscus Rosae Chin) и разноцветные листья разных Coleus и кротонов на голове (в волосах и за браслетами).
   Пища главным образом растительная. О разных растительных продуктах, которые культивируются на папуасских хорошо обработанных плантациях, я скажу, когда буду сообщать о плантациях.
   Корнеплодные растения, кокосы и бананы играют главную роль.
   Затем из животных: человек в экстр[аординарных] случаях33; свинья; собака, которую содержат преимущественно для этой цели34; кенгуру; кускус; сумчатая крыса (Peramelidae); птицы; змеи; рыбы; насекомые (бабочки, личинки, жуки).
   Огонь. Добывание его. Легенда об огне35.
   <2 нрзб>36.
  

4-я лекция37

  

Положение женщин до замужества

  
   Девочки очень рано начинают помогать матерям в домашних работах и делаются весьма рано "маленькими женщинами" во всем, не исключая систематического упражнения в "верчении своих натуральных турнюров".
   Во многих местах южного берега Новой Гвинеи при наступлении зрелости девушек совершенно изолируют, держат несколько месяцев в особых, специально с этой целью построенных домах, так наз. Рума-Ханохоа, где их хорошо кормят, но где они не должны ногами касаться земли, учат разным обязанностям будущей супружеской жизни и т. д. (Новая Ирландия). На о-вах Адмиралтейства при первой зрелости девушки ходят, совершенно закрытые циновками, так что видны только одни ноги, ничего не делают, избегают общества мужчин, едят особо и т. д.
   На южном берегу Новой Гвинеи девочек, готовых быть женами, по этому случаю специально вытатуированных, при случае годовых пиршеств выставляют вместе с продуктами, назначенными для съедения во время пиршества, на платформах, совершенно без всякого костюма, чтобы показать полную татуировку и для заключения брачных сделок.
   В Редскар-Бай, в день выхода из так наз. Рума-Ханохоа, девушку, уже совершенно подготовленную к браку, перед тем как исполнить волю родителей, назначивших ей мужа, девушку выводят, и она имеет право отдаться на один или несколько дней (на короткий срок) тому из молодых людей (одному или нескольким), кому сама пожелает. Выбор свой она проявляет, поручая одной из молодых девочек передать от нее кусочек арекового ореха и лист бетеля выбранному. Ни родители, ни будущий муж не имеют права вмешиваться. Вообще в Меланезии девственность не ценят, и было бы положительно трудно сказать, когда происходит defloratio. при условиях жизни девочек до зрелости (я упоминал в одной из предшествующих лекций об играх детей и подражании взрослым). Однако ж можно сказать, что в Меланезии до появления белых проституция была исключением, так как мальчикам при самом наступлении зрелости обыкновенно дают сейчас же жену. Цены женщин в Меланезии, как и везде, различны. О цене, однако ж, трудно судить, так как перевод ценности туземных денег на европейские всегда очень неопределенен. В тех местностях, где европейские товары вошли в употребление, можно сказать, что цена подрастающей женщины ограничивается сравнительно весьма немногими ярдами какого-нибудь ситца, небольшим количеством стеклянных бус, ножей, фунтом табаку и т. п.
   На западном берегу Новой Гвинеи, посещаемом малайцами, установившаяся цена (в 1874 г.) за молодую девушку, со всеми признаками девственности, была 1 кремневое ружье (представляющее ценность приблизительно в 2-3 доллара). Цены, разумеется, не остаются одинаковыми.
   На южном берегу Новой Гвинеи за девушку при первом ее замужестве ничего не платят. Зато если она овдовела молодою, цена бывает значительная, причем берут в соображение, что при первом замужестве женщина обучилась и приобрела опытность хорошей хозяйки, матери и т. д. Очень ценят вдов (это напоминает Полинезию, где (пропуску, имевшая множество почитателей, легко находит мужа, а та, которая не имела таковых, не так легко выходит замуж, где только менять любовников слишком часто считается неприличным).
   Между меланезийцами Малайского полуострова jus primae noctis принадлежит отцу, между тем как в Лифу брат не должен обращать внимания на сестру.
   Мне передавали как положительный факт, что у нас в Юго-Западном крае существует секта старообрядцев, имеющая тот же обычай, законность которого они даже опирают на библейский текст38.
   Я не сомневаюсь, что на о-вах Меланезии существует огромное число разнообразных обычаев и церемоний, сопровождающих брак. Не думаю, чтобы все они когда-либо стали известны, так как водворение белого человека с миссионерами, водкой и т. д. ведет за собой совершенный переворот в жизни туземцев и полную утрату старых обычаев, сообщения о которых появляются иногда в извращенном виде в отчетах миссионеров или (пропуск).
   Будучи при этих лекциях вынужден очень дорожить временем, я считаю более необходимым говорить о том, что сам видел, почему возвращусь снова к обычаям Берега Маклая. Расскажу более подробно довольно интересную процедуру свадьбы жителей деревни Бонгу, на которую я был приглашен39.
   Туалет невесты перед входом в деревню.
   Подруги ее - 4 маленькие девочки.
   Провожатые - 3 молодых людей из ее деревни.
   Натирание всего (положительно с головы до ног) тела "суру" (охрою) один за другим. Она терпеливо подставляет все части поочередно.
   Наложение ожерелий, браслетов, нового "нангели-маль".
   Процессия в деревню.
   Все жители по домам.
   Подарки (табиры, ожерелья, нангели-маль и т. п.).
   Обходят всю деревню.
   Невеста и спутники опускаются на постланную циновку перед входом в хижину жениха, который, услышав о приближении невесты, удалился из деревни.
   Собрание вокруг площадки.
   Общее молчание; подарки продолжаются, кладутся на голову или плечи невесты, снимаются спутниками.
   Приближ[ение], поза и речь старика.
   Невеста тронута до слез.
   Другой старик и та же процедура.
   Невеста рыдает.
   Еще подарки, все укладывается в мешок и уносится в деревню невесты.
   Я потом узнал, что все собранные подарки были распределены между разными семьями деревни невесты. Таким образом я убедился, что невесты собственно не покупаются женихом или отцом жениха, а всей деревней, где живут последние, и опять-таки плата идет не семье невесты, а всей деревне ее (это относится до первой жены туземца; вторая и третья и дальнейшие покупаются ими самими или их семьями).
   Когда все спутники и спутницы невесты удаляются, она продолжает сидеть одна перед дверью хижины своего будущего мужа, который еще не возвращался в деревню.
   Вечером было угощение, при котором присутствовали жених и невеста, но вовсе не экстраординарное.
   На другое утро при восходе солнца, идя купаться, я встретил процессию. То был молодой муж, сопровождаемый молодежью. Толпа отправлялась к морю для какого-то особого торжественного купанья. Тем кончалась свадьба.
   На другой же день после свадьбы волосы молодой были выбриты (очень распространенный обычай).
   Мукау женился до совершения над ним операции мулум. У молодых супругов на Берегу Маклая не полагается детей, почему молодая женщина должна прибегать к abortus. Это достигается механическими средствами.
   Курьезно обстоятельство, замеченное мною на Берегу Маклая, именно: что в июле и августе почти все молодые женщины были беременны, а большинство детей родилось в сентябре, из чего следует, что, вероятно, оплодотворение (fecundatio) происход[ит] главным образом в определенное время, совпадающее с празднествами и обилием пищи.
   Выражение чувств при публике у меланезийцев не принято, хотя я не раз мог заметить "ухаживание" молодого ♂ за молодою ♀. Поцелуй40 (вероятное происхождение его).
   Молодые ♂♂ не любят слишком худощавых ♀♀41.
   Развит. glutei нравится им, и особенная походка ♀♀ имеет, по-в[идимому], целью нравиться ♂.
   Оригинально, что появившаяся в последние года мода турнюров показывает как бы аналогию европейского с папуасским вкуса.
   Многие имеют особые знаки для выражения своих любовных чувств; один выражает вопрос, другой - ответ.
   На о-вах Луизиады и южном берегу Новой Гвинеи существуют особенные амулеты, о которых туземцы думают, что они этими талисманами могут заставить девушек полюбить себя. Для этого в мешок с талисманом (состоящим из высушенной части человеческого тела) кладутся на некоторое время арековые орехи, бананы и т. п. Съеденные девушкой орехи эти непременно заставляют ее влюбиться.
  

Домашняя жизнь

  
   ♂ берет на себя главные и более трудные работы (постройку хижин, тяжелую работу на плантациях, рыбную ловлю, охоту и т. д.).
   На ♀ лежит уход за детьми, легкие работы на плантациях; им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома - носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи и т. п. Кормление свиней и собак лежит на них же.
   Папуасы будучи не демонстрируемы, трудно заметить родственные отношения, за исключением любви к детям, которые, однако ж, рано перестают нуждаться в помощи, рано сопровождают родителей на работу и занятия.
   Как пример особой формы "чадолюбия", кидающей свет на происхождение или на характер людоедства (в некоторых случаях по крайней мере), расскажу <1 нзрб.>
   Как и в Микронезии, папуасы перед рыбной ловлей, дальней экспедицией, войной избегают на несколько дней более интимное общество своих жен.
   Многоженство на Берегу Маклая. Обыкновенно 2-3, редко 4 жены. Обыкновенно весьма различного возраста, так что 1-я может годиться в очень престарелые "мамаши" самой молодой из жен. Насколько первые жены вмешиваются в выбор остальных, сказать не могу, но вообще можно сказать, <что> живут мирно.
   Сцена при появлении новой жены в Новой Ирландии, после чего живут мирно42.
   Но я не сомневаюсь, что сами ♀♀ этих стран восстали бы против, если их мужьям полагалось бы по одной ♀.
   Неверность жен не особенно редкое явление. В лесу на Ново-Гебридских островах на стволах деревьев встречаются особенные знаки, сделанные (вырезанные), чтобы служить "memento"2* разных запрещенных свиданий, при которых происходил нередко даже инцест. Но еще чаще бывает теперь (т. е. когда белый стал появляться всюду в Тихом океане), что сами мужья торгуют своими женами, разумеется, с согласия последних. Там, где, как, например, на юге Новой Гвинеи, белый человек "только что" стал довольно обыкновенным явлением, вводит мало-помалу свою жизнь и обстановку, молодые девушки начинают предоставлять себя белым за 3 или 4 палочки табаку, но постоянно повышают цену за свою любезность.
   В описании путешествий можно часто встретить замечание, что туземные ♀♀ предпочитают белых ♂♂ мужчинам своей расы. Это неверно, и если они знали бы туземцев, жизнь их лучше, то нашли бы, что причина этого поверия (основанного как бы на фактах) - одно корыстолюбие: белый платит за любовь.
  

Плантации

  
   В лесу выбирают место с немногими деревьями. Тонкие вырубаются, средней толщины - также (при помощи подмостков). Кустарник выдергивается, затем через несколько дней все поджигается. У больших деревьев поддерживаются костры, чтобы заставить деревья высохнуть.
   Как только растительность удалена, приступают к сооружению забора, который отличается прочностью.
   Тростник (Sach. spont.) садится в 2 ряда. Расщепляют стволы в виде длинных досок, и всякий мелкий хворост кладут между. Затем противостоящий тростник связывают на близких расстояниях. Скоро тростник пускает корни и начинает расти, отчего прочность забора значительно увеличивается.
   Главные инструменты при обработке земли - "удя" и "удя-саб".
  

Процедура обработки43

  
   ♂♂ выворачивают ком земли, переходят к следующему и т. д.
   ♀♀ разбивают комья земли.
   Дети растирают землю руками и выбирают камни и корни.
   Землю собирают в клумбы в 2 метра в диаметре.
   На каждой сажают различные растения.
   Растения, которые разводятся на плантациях Берега Маклая, следующие:
   таро - Caladium esculentum ("Bau");
   ямс - Dioscorea spec? ("Ayan");
   сладкий картофель - Ipomaea batatas ("Degargol");
   бананы - Musa paradisiaca ("Moga");
   сахарный тростник - Saccharum officinarum ("Den");
   имбирь - Zingiber officinalis;
   табак - Nicotiana tabacum ("Kas");
   вид бобов - Psophocarpus spec? ("Mogar");
   иногда "кеу" - Piper methysticum и Piper betle и, вероятно, некоторые другие, мною не замеченные.
   Каждая плантация принадлежит обыкновенно одному семейству, участки распределя[ются] отцом между членами семьи. Каждый член семьи должен смотреть за своим участком.
   Каждая плантация обрабатывается в продолжение 3-4 лет, а затем бросается.
   Около хижин, кроме кустов Hibiscus, Goleus, разных кротонов и др., развод[ятся] главным образом кокосовая и арековая пальмы, хлебное дерево и др.
   В лесу собирают плоды множества различных деревьев, которые перечислять было бы слишком долго. Назову: Canarium commune, Barringtonia, Pangium edule, Bassia cocca, Mangifera indica, Citrus и многие другие.
   Саговые пальмы в болотистых местах.
  

Мореплавание

  
   Очень большое разнообразие меланезийских пирог делает для меня невозможным описать их сколько-нибудь подробно, а ограничиться перечислением главнейших форм их.
   Начиная с простого плота с одним или несколькими кокосовыми листьями, исполняющими роль парусов, или куском циновки, растянутым между 2 шестами, поставленными в виде латинской буквы V, на о-вах Меланезии находятся всевозможные формы пирог, начиная от простого, невыдолбленного ствола до больших пирог, на которых с удобствами и передвигаются весьма быстро, могут помещаться несколько десятков людей.
   Большинство пирог Меланезии имеют вынос, или бревно, прикрепленное параллельно корпусу пироги 2 перекладинами с целью сохранения равновесия валк[ой] узкой пироги. В этом отношении меланезийские пироги не отличаются от полинезийских.
   Там, где перекладины от выноса прикрепляются к бортам пироги, устраивается платформа различной величины. На этой платформе устраивается иногда целая хижина.
   Маленькие пироги передвигаются только при помощи весел, большие - при помощи паруса, который в большинстве случаев бывает в Меланезии четырехугольным (исключая о-ва Луб, южный берег Новой Гвинеи и т. д.).
   Встречаются пироги и с 2 мачтами и 2 парусами. Из мачт одна наклонена вперед, другая назад.
  

5-я лекция44

  
   Милостивые государи и милостивые государыни, мне приходится снова напомнить вам, что я вынужден говорить здесь обо всем очень сокращенно, главным образом вследствие обширности программы, которую я себе поставил. Прошу не забывать, что в этих немногих лекциях я могу дать единственно очерк, и очень краткий, образа жизни и обычаев меланезийцев. Весьма натурально, что в этих чтениях я преимущественно останавливаюсь на жизни и обычаях туземцев Берега Маклая. Будучи знаком с ними ближе, все сообщенное о них должно и вам казаться более интересным, то-есть более полным и достоверным, а главным же образом, что на Берегу Маклая я мог наблюдать жизнь диких до распространения влияния на них белых.
  

Обмен между деревнями

  
   Вследствие естественных причин, обусловленных географическим положением, продукты деревень на островах, деревень береговых и в горах должны быть различны. Почему простым следствием является выгода обмена, которую туземцы Меланезии давно поняли. Таким образом установились, вероятно, уже много столетий тому назад, правильные отношения между островитянами, береговыми жителями и горцами островов Меланезии.
   Очень обобщая (en généralisant les faits), можно сказать, что горцы и отчасти береговые жители снабжают островитян продуктами земледелия, которые отдают за них различные произведения своего искусства и ремесел или продуктов морских рифов и моря.
   Обращусь снова к Берегу Маклая.
   Здесь жители береговых деревень вообще своими продуктами мало отличаются от продуктов горных деревень. Все они довольно богаты произведениями земледелия, которых недостает на островах. Жители последних, умея строить большие пироги, очень приученные к мореплаванию, посещают регулярно береговые деревни, выменивая черепаховые серьги, разного рода украшения из раковин, глиняные горшки на таро, ямс, сладкий картофель и т. д. береговых жителей.
   Глиняные горшки ценятся всюду по берегу очень высоко отчасти потому, что умеют делать их единственно на двух небольших островках - Били-Били и Ямбомба, о чем я скажу несколько слов ниже45.
   Что я с интересом заметил, было, что при моем приезде на Берег Маклая в 1871 г. собственно настоящей торговли (то есть купли и продажи) не было (и если таковая была, то в очень ограниченных случаях). Был, собственно, обмен подарков.
   Отправляясь в отдаленную деревню в гости, каждый брал с собою то, чего у него было избыток, и по приходе дарил их тем, к которым шел, в надежде получить подобным же образом перед уходом то, чего было много в деревне, куда ходил.
   Требуется, например, туземцу табаку или орехов арековой пальмы - он идет в горы, несет туда "в подарок" лишний горшок (который он легко может получить с островов) и, может быть, кусок дерева, пробывший долго (много месяцев) в море, из которого горцы, сжигая, получают соль (то есть соленую золу), и получает, собираясь домой, табак и орехи арековой пальмы. Надо ему горшки - он отправляется с несколькими мешками таро или ямса на о. Ямбомба, где за свои "подарки" он получит горшки.
   Девушки вымениваются между специальными деревнями, жители которых уже давно находятся в родственных отношениях с деревнями Берега Маклая.
   Всякое празднество на Берегу Маклая главным образом состоит из больших угощений, которые иногда продолжаются по несколько дней кряду и при которых, как только угощение съедено, начинается приготовление к следующему и т. д., не стесняясь временем дня или ночи.
   Все главные угощения или пиршества даются на Берегу Маклая для так наз. "Ай", которое имя, как мы сейчас увидим, имеет очень обширное применение.
   Членами "Ая" могут быть одни ♂♂. Все, что относится к нему,- строгое "табу" для ♀♀ и детей.
   "Ай" имеет свою специальную площадку среди леса, куда непосвященные не смеют показываться.
   Все музыкальные инструменты, которые также называются "Ай", не должны быть видимы ♀♀ и детьми. При звуке их они должны убегать и прятаться.
   Даже еда, приготовленная во время "Ая", запрещена всем непосвященным.
   Для "Ая" все жители деревни обложены контрибуцией из съестных припасов в продолжение многих дней.
   "Аем" пугают ♀♀ и детей, хотя ни те, ни другие никогда их не видели, но их с малолетства уверяют, что "вот придет "Ай" и убьет их". Это, кажется, иногда и случается на Берегу Маклая, хотя очень редко, когда требуется пример для поддержания престижа "Ая".
   "Ай" требует большого количества пищи разного рода для многих десятков человек на несколько дней, в продолжение которых главное занятие составляет еда; обыкновенно объявляется за несколько недель заранее, и на него приглашаются все "тамо", то есть ♂♂ 30-50 лет, в отличие от "маласси", молодых людей (название мальчиков 14-15 лет - "ремур", от 15-25, 30 лет называются "маласси").
   Начало "Ая" возвещается соседним деревням ударами "барума" (туземный большой барабан), звуки которого слышны на расстоянии многих миль. Чтобы дать понятие и не утомить вас длинным описанием, я расскажу по возможности коротко одно из моих посещений подобного "Ая".
   Вечером "барум" возвестил начало "Ая".
   Отправился ночью, часа 3 утра. Красивая обстановка "Ая" при лунном свете и при ярком освещении громадных костров среди первобытного леса.
   Фантастические разнообразные звуки разных инструментов, в которые для развлечения в ожидании угощения дули, кричали, завывали и свистели более молодые члены "Ая".
   Почти никто не двигался, и самые дикие звуки неслись отовсюду, заглушая вечную песнь цикад и шум прибоя моря, около которого мы находились.
   Завыванию, свисту, трескотне не было конца, он то понижался, то подымался crescendo до полного оглушения!
   Мое появление и обстоятельство, что кушанье было скоро готово, прервало концерт.
   Кушанье было разложено по "табирам", и вместо музыки присутствующие, все размалеванные, также серьезно занялись едою.
   Я провел с туземцами в тот раз весь день и часть следующей ночи, желая все видеть собственными глазами.
   Не стану <все рассказывать>, чтобы не утомлять вас длинным описанием, прочтете когда-нибудь в моей книге. Скажу здесь, что длиннейший ряд горшков (для каждого присутствующего по одному) был поставлен на подставки из бревен, под которыми разведен был такой же длинный костер (фут, по крайней мере, в 60 длины). Все шло крайне систематически. Каждый исполнял как бы заученную роль. Порядок, отсутствие толкотни, лишних разговоров были замечательны.
   Были убиты специальным образом несколько свиней и собак (морды завязаны) и принесены, торжественно разукрашенные красными цветами Hibiscus. Систематически ошпаренные, выбритые бамбуковым ножом, распластанные.
   Каждому, смотря по положению, летам и т. д., было положено в соответствующие горшки количество свинины.
   Громаднейшие табиры, наполненные "мунки-ла", или наскобленным кокосовым орехом, политым кокосовой водою, стояли готовые.
   Несколько туземцев из стариков занимались приготовлением "кеу". Все "маласси" были заняты жеванием листьев и корня "кеу".
   Угощение началось с него. Пили единственно "тамо", причем каждый уходил в уголок поляны и в сторонке от других выпивал свою порцию.
   Делая разные гримасы, хотя и облизываясь, покашливая, харкая, плюясь, все принимались с видимым удовольствием за кокосовые чаши с "мунки-ла", а затем направлялись к горшку, в котором варилось для каждого кушание46.
   Об том, каким образом туземцы ели, употребляя свои вилки, которые носят обыкновенно в волосах, и т. д., было бы неуместно вследствие недостаточного времени говорить подробно: прочтете в моей книге.
   Перейду поэтому к музыкальным инструментам, которыми они способны производить невероятные, уши раздирающие концерты.
  

Музыкальные инструменты

  
   Кроме "барума":
   1. Ай-Кабрай, бамбук около 2 м длины, 50 мм в диаметре;
   2. Мунки-Ай;
   3. Холь-Ай; труба Lagenaria;
   4. Орлан-Ай, скорлупа Pangium edule;
   5. Окам - ручной барабан;
   6. Тюмбин - флейта; Раковина (Triton) для сигналов.
  

Дук-Дук

  
   Чтобы понять лучше значение "Ай" и всех разновидностей подобных учреждений в Меланезии, расскажу о Дук-Дук на Новой Британии и Новой Ирландии.
   Я не живал достаточно долго на этих островах Меланезии, но знаю об этом обычае из вполне достоверных источников.
   Надо сказать, что туземцы считают Дук-Дук за сверхъестественное существо, которое появляется в известное определенное время (обыкновенно в 1-и день новолуния). Появление его предвозвещается одним из стариков деревни за месяц, и обыкновенно говорят, что он принадлежит или имеет сродство с последним.
   Тогда начинаются большие приготовления различных припасов, и если один из молодых людей недостаточно усердно занимается приготовлением, он получает необыкновенные, хотя ясные намеки на то, что Дук-Дук им недоволен, и горе ему, если он обидит Дук-Дука.
   За день до появления Дук-Дук всех женщин удаляют из деревни. Немедленная смерть постигла бы женщину, если бы она увидела Дук-Дук.
   До рассвета все старики и молодые люди собираются у морского берега.
   Молодые люди имеют обыкновенно испуганный вид, так как Дук-Дук замечательно хорошо знает недостатки и слабости каждого.
   При первом проблеске зари слышатся с моря пение и барабанный бой, и в полумиле медленно приближается 6 пирог, связанных вместе, и на которых устроена большая платформа. На ней танцуют и подпрыгивают две крайне удивительные фигуры, издающие звуки, похожие на лай и визг щенят. Они кажутся футов 10 вышиной, но движения их так быстры и неожиданны, что трудно рассмотреть их форму. Она напоминает какую-то гигантскую птицу, с лицом страшным, смешным, но человеческим. Тело покрыто какими-то листьями, развевающимися по ветру.
   Голову представляет сооружение футов в 5 вышиной, сделанное из мелкого, как у корзины, плетения, вымазанного краской и изображающего какую-то "дьявольскую харю".
   Рук не видно, так как платье из листьев доходит до колен.
   За исключением стариков, все остальные обыкновенно очень испуганы появлением этих непрошенных гостей.
   Дук-Дук выпрыгивают на берег, причем толпа отскакивает.
   Если случится, что один из туземцев дотронется даже нечаянно до Дук-Дук, последний может на месте убить дерзкого булавой с каменным наконечником, которыми эти существа вооружены.
   Между тем пироги таинственно скрываются в полутемноте...
   Дук-Дук начинают с того, что производят странную пляску один около другого, причем они подвизгивают, как молодые собаки. Никогда никто не слышал, чтобы Дук-Дук говорил. Затем Дук-Дук направляются в деревню или в лес, все от них с ужасом отскакивают и уже, разумеется, не следуют за этими страшными существами, которые, однако же, появляются то здесь, то там совершенно неожиданно к величайшему ужасу туземцев.
   В продолжение дня где-нибудь в лесу сооружается небольшая хижина для Дук-Дук в месте, известном только старикам; здесь Дук-Дук отдыхают и едят47.
   Вечером очень большое количество съестных припасов собирается ото всех жителей деревни, не исключая стариков, и относится последними в лес Дук-Дук. Если Дук-Дук довольны приношением, они молчат, если нет, они вскакивают и, подпрыгивая, начинают визжать48.
   По возвращении стариков мужская молодежь деревни должна приготовиться к неприятной процедуре, которая считается как бы посвящением в таинство Дук-Дук, которое со временем должно быть им открыто.
   Они становятся в ряд по 5 или 6 и при появлении Дук-Дук в деревне поднимают обе руки над головами.
   Оба Дук-Дук являются вместе, один с несколькими толстыми тростниками, футов 6 в длину, другой с массивною булавою. Дук-Дук приближается, приплясывая, к молодым людям, выбирает одного и начинает его бить самым жестоким образом принесенными палками, причем пациент не должен показывать признаков боли.
   Дук-Дук переходит от одного к другому, так что в вечер каждому приходится пройти раз 10 или более через такую операцию и, наконец, прихрамывая и с чувством боли от ударов отправиться домой, чтобы приготовиться на следующий же вечер снова получить свою порцию ударов. Так как Дук-Дук появляется в каждой деревне раз 6 в год, то каждому мужчине приходится пройти в продолжение лет 20 через эту подготовительную школу, прежде чем он познакомится с сущностью Дук-Дук49.
   Всеми признано, что Дук-Дук имеет право убивать людей на месте, что делается ударом по голове каменным топором или булавою. Никто не осмеливается, не дерзает противиться Дук-Дук и даже прикоснуться к телу убитого. Оба Дук-Дук подхватывают тело и несут его в лес в свою берлогу, куда никто не осмеливается следовать за ними.
   Случается иногда, что Дук-Дук захватывают в лесу при встрече 2$, и уже о них никогда не слышат, и даже никто не смеет о них спросить.
   Именно это право, что Дук-Дук может убивать людей безнаказанно, делает то, что его так боятся.
   Не только съестные припасы забираются Дук-Дук, но и туземные деньги, все, что составляет для туземцев какую-нибудь ценность, все для них доступно.
   С конца последней четверти луны Дук-Дук исчезают, никто не видит их ухода, хижина их сожжена, и платья, которые они носили, даже палки, которыми били молодых людей.
   Иногда они оставляют по себе деревянные человеческие фигуры, которых боятся больше, чем уважают.
   Тем, которым из описания не стало ясным, кто такие эти Дук-Дук, я объясню в двух словах сущность этой, для большей части туземцев серьезной комедии, которая, собственно, состоит из периодических значительных контрибуций, падающих на молодежь деревень.
   Если, припоминая мой рассказ, обратите внимание на обстоятельства, что один из стариков объявляет о появлении Дук-Дук, затем на факт, что, собственно, во все время пребывания Дук-Дук им ничего не делается и т. д., то сделается ясным, что именно они, т. е. старики, устраивают всю эту систему эксплуатации способных работать и приобретают неограниченное влияние при помощи распространения и укрепления суеверия и веры в Дук-Дук и все с ним связанное.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа