Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании, Страница 31

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании



ясно, что характер туземцев зависит более от самих же белых и обращения последних с туземными расами. Этого обстоятельства не должны забывать европейские правительства, которые имеют колонии.
   В 1-и своей лекции я указал, что европейцы встретили в Тихом океане три главные расы: полинезийскую, меланезийскую и австралийскую. Откуда и когда явились две последние - мы не имеем никаких указаний в традициях этих рас, более примитивных в сравнении с первой, о постепенном распространении которой мы знаем теперь уже немало6.
   Знакомство с преданиями туземцев, собранными на разных островах Тихого океана, как и сочинения по истории своего племени, написанные самими туземцами, позволяют нам нарисовать довольно полную картину переселения и распространения полинезийцев в Великом океане.
   Первая попытка этого рода была сделана американцем Halé в 1846 г.7
   В 1864 г. A. de Quatrefages (в книге "Les Polynésiens et leurs migrations") представил несколько дополнений к работе Halé'я. В книге того же автора, вышедшей в 1884 г. ("Hommes fossiles et hommes sauvages"), в главе "Migrations Polynésiennes" Катрфаж дает довольно полный обзор переселений полинезийцев, который я считаю уместным передать здесь в кратких чертах, не останавливаясь на деталях8.
   В эпоху, в точности не определенную, хотя она, как можно думать, относительно не очень отдалена от Р. X., процветала на больших островах Малайского архипелага смешанная малайская раса, отличавшаяся предприимчивостью; она высылала экспедиции для основания колоний по берегам Китая, на Филиппинские острова. Одна из таких экспедиций, вероятно под предводительством Цин-Моу, покорила Японию в 667 г. до Р. X. Остров Буру сделался центром потока эмиграции, часть которого направилась на N.-O. (таким образом, вероятно, была заселена Микронезия); главная же масса двинулась на О. Обогнув Новую Гвинею, а затем о-ва Соломоновы, она разделилась на 3 ветви.
   Первая из них добралась до Самоа, другая - до Тонга (в то время о-ва Самоа и Тонга были, вероятно, необитаемы), третья - до о-вов Фиджи. На о-вах Фиджи были жители, но, несмотря на различие рас, вновь прибывшие жили сперва мирно с туземцами (меланезийцами). Впоследствии, однако, дело дошло до войны. Побитые малайцы спаслись на ближайший архипелаг, на о-ва Тонга, и здесь встретили своих земляков, раньше их прибывших сюда, что не помешало им напасть на них. На этот раз они одержали победу. Некоторые из побежденных сели на пироги и направились далее на О. Один из них, Утайя, с женою Анна-Нуна высадился в Нукагиве (на о-вах Маркизских). Экспедиции с о-вов Самоа заселили часть архипелага Помоту; другая направилась на о-ва Маркизские, третья-на о-ва Сандвичевы. Многие экспедиции с разных островов открыли и заселили другие местности. Одна из них, более важная, направилась из Раротонги и открыла Новую Зеландию. Туземец, открывший последний остров, по имени Н[г]ахуэ, нашел там яшму, которая высоко ценилась в Полинезии. Н(г)ахуэ вернулся на свой остров Мангая, где свирепствовали войны. Некоторые из побежденных начальников согласились отправиться с Нгахуэ колонизировать о. Ао-теароа, открытый последним.
   В песнях маори {Переведенных Sir George Grey'ем9.} мы находим весьма точные подробности об этой экспедиции. Рассказывается, что дерево для пироги по имени "Арава" (акула) было вырублено в Раротонге топором, названным "Тутауру", из яшмы, привезенной Нгахуэ; упоминаются имена начальников, которые работали над нею, имена 6 пирог, которые вместе с "Аравой" образовали флотилию эмигрантов. Эти пироги были двойные, соединенные массивной платформою, на которой находилась каюта с крышей, которая могла поместить на себе человека, смотрящего вперед. Подобные пироги, вооруженные для войны (причем каюта снимается и платформа делается свободною), могли вмещать 180 воинов или гребцов. Те, которые отправились из Гавайки10, вмещали 140 человек. На них все было приспособлено для долгого плавания. Вместе с женщинами и детьми экспедиция привезла в Новую Зеландию от 1100 до 1200 эмигрантов.
   При всех экспедициях полинезийцы брали с собою полезные растения, как-то: кокосовые пальмы, хлебное дерево, таро, сладкий картофель, ямс и др., а также собак, свиней и даже птиц. Имея очень верную генеалогию начальников о-вов Маркизских и Сандвичевых в Новой Зеландии, мы можем довольно точно определить, когда все экспедиции были совершены. Этот краткий очерк доказывает, что в то время, когда европейцы знали только Средиземное море и побережье Атлантического океана, полинезийцы храбро переплывали Великий океан до самых отдаленных границ его, как Рапа-Нуи, Новая Зеландия и Сандвичевы острова. В продолжение около 1200 лет полинезийская раса развивалась совершенно изолированно11.
   Но спустя приблизительно столетие по прибытии маори в Новую Зеландию, 28 ноября 1520 г., Магеллан вышел из пролива, носящего его имя, в Тихий океан. После него португальцы и испанцы, а за ними англичане, голландцы, французы начали делать свои открытия: Магеллан открыл Марианские и Филиппинские острова в 1521 г.; Мендана в 1594 г.- Маркизские острова; Квирос-Таити в 1606 г.; Тасман - Новую Зеландию в 1642 г.; Бугэ-нвиль - Самоа в 1768 г.; Кук - Мангайский архипелаг и Сандвичевы острова, в 1778 г. и т. д. и т. д.12 Европейские суда в нынешнем столетии стали все чаще и чаще появляться в Тихом океане. Сперва поселились на некоторых островах дезертиры-матросы и играли даже иногда значительную роль. За ними появились торговцы и ремесленники. Некоторые из туземных начальников, как Помаре в Таити и Камеамеа на Сандвичевых островах, очень покровительствовали европейскому поселению13.
   С человеком появились и акклиматизировались и европейские растения и животные и стали быстро множиться.
   Но еще 17 лет тому назад на островах Тихого океана жило весьма немного европейцев (Бренчлей в 1869 г. нашел в Тутуиле на 4000 жителей 14 европейцев, в Уполу на 15000 жителей 120 европейцев, в Тонга-Табу на 9000 жителей только 44 европейца)14. Тем не менее последствия появления европейцев были для полинезийцев весьма пагубны, как показывают следующие цифры, красноречиво свидетельствующие об уменьшении населения в громадной пропорции.
   На островах Гавайи, где в 1778 г. жило 300000 человек, осталось в 1861 г. 67 000 человек, итого уменьшение населения на 77 проц.
   В Новой Зеландии, где в 1769 г. жило 400 000 человек, осталось в 1877 г. 30000 человек - уменьшение населения на 92 проц.
   В Таити, где в 1774 г. жило 240000 человек, осталось в 1857 г. 7212 человек - уменьшение населения на 96 проц.
   Это вымирание приписывали различным причинам. Одна из главных-распространение чахотки. Французский врач (Bourgarel) находил туберкулез в легких положительно у всех умерших туземцев, которых ему приходилось вскрывать. Другой (Brülfert) доказал его присутствие в 8 случаях из 10. Кажется положительным, что белые занесли чахотку на острова Тихого океана, где она была неизвестна до проникновения туда европейцев. Болезнь эта сделалась там положительно эпидемическою.
   Другая причина - уменьшение рождаемости. Бесплодие также достигло громадных размеров. В Новой Зеландии из 11 начальников только один имел детей.
   На 80 женщин на Сандвичевых о-вах только 39 имели детей. На о. Тай-Хэ (одном из Маркизских) население уменьшилось в 3 года почти наполовину (с 400 на 250), а рождений было всего 3-4. Причинами бесплодия являются: сифилис, разврат, пьянство с их аксессуарами.
   В Меланезии вывоз туземцев на плантации Австралии, Новой Каледонии, Самоа, Фиджи и другие обезлюдил значительно острова Ново-Гебридские и Соломоновы и распространил в них заразительные болезни. Кроме вымирания на этих островах, вырождение расы идет параллельно с вывозом молодых и крепких мужчин; оставляют только мальчиков и стариков - обстоятельство, сильно отражающееся на следующем поколении.
   Европейцы же и европейско-полинезийская помесь представляют противоположность бесплодию островитян. На Сандвичевых о-вах в 9 семействах миссионеров насчитывалось 62 ребенка.
   Выгоды, которые могут извлекать европейцы, занимаясь разведением плантаций или торговлей, обратили на себя в последнее время общее внимание европейцев. Приведу один или два примера: насадивши где-нибудь на острове Тихого океана на 8 акрах (3 1/2 десятины) 600 кокосовых пальм и употребляя не более 150 дней в году (считая по 6 час. в день) на сбор и разработку продуктов этих пальм и уход за ними, вы выручаете от продажи копры (сушеные зерна кокосов, ореха) и фибр из шелухи до 3000 руб. в год. Плантация кокосовых пальм, раскинутая на участке земли в полторы квадратных версты, может дать, при порядочном уходе, от 30 до 40 000 руб. в год.
   Трепанг, в изобилии водящийся на рифах Тихого океана, ценится на китайских рынках от 500 до 1200 руб. за тонну. Подобных примеров я мог бы привести много.
   Удобное положение, возможность проникнуть туда при помощи судов, хорошие гавани, выгоды земледелия и разработки продуктов островов побудили многие европейские государства серьезно подумать о будущности островов Тихого океана. Результатом этого было то, что в настоящее время почти нет ни одной группы островов, на которую та или другая держава не заявляла бы своих прав. Германия последовала примеру Англии, забрав года три тому назад добрую треть островов Меланезии "под свое так называемое покровительство", и сделала эти острова полем эксплоатации торговой компании, о чем я уже имел случай говорить в одном из сообщений во время выставки моей этнологической коллекции в Академии наук15. Я не считаю поэтому нужным повторять сказанное мною. Скажу только несколько слов о будущей русской колонии в Тихом океане.
   Решившись поселиться на островах Тихого океана, я, естественно, пожелал и желаю, чтобы в местности, где я поселюсь, развевался русский флаг.
   Будучи делом несомненно важным для России, возникнуть колонии не могут в несколько дней или недель и требуют, кроме того, само собою разумеется, Высочайшей санкции. Эти обстоятельства объясняют, почему я пока не могу еще дать ответ и необходимые разъяснения тем приблизительно тысяче пятистам лицам, которые изъявили готовность последовать за мною на острова Тихого океана, для чего, кроме небольших материальных средств, требуются только энергия и терпение, которых у нас, русских, надеюсь, окажется не менее, чем у других народов.
   Окончательное Высочайшее решение по этому делу еще не воспоследовало, хотя в "Times"'e была напечатана телеграмма из С.-Петербурга, будто мой проект основания колонии в Тихом океане был отвергнут комиссиею...16
   Таким образом, я все еще могу надеяться, что проект мой рано или поздно осуществится; я не откажусь от дела, за которое раз принялся {Это заявление может служить пока ответом на те многочисленные предположения и просьбы будущих поселенцев русской колонии в Тихом океане (их уже набралось, кажется, более 1800), которым я не был в состоянии отвечать17.}.
   В заключение - два слова о будущности туземных рас Тихого океана.
   Ныне живущие в Тихом океане расы должны будут сойти со сцены, некоторые даже скоро, как австралийцы и полинезийцы, хотя последние не всюду вымирают. О меланезийцах мы еще не знаем. Вероятно, многие удержатся в горах больших островов, которые они занимают и куда европейцы вряд ли последуют за ними18.
   Полагать, что весь Тихий океан заселится белыми, едва ли можно. Это так же неправдоподобно, как предположить, что со временем весь свет будет заселен одними англичанами или немцами. Изучение акклиматизации белых под тропиками доказывает, что раса эта в состоянии будет существовать только при помощи скрещения с туземными расами19. Мы можем с большим вероятием предположить, что острова Тихого океана будут заселены со временем смешанною расою.
   Но какого рода будет эта раса и будет ли в ней преобладать европейский элемент-все эти вопросы пока так и остаются вопросами. Не следует упускать из виду, что европейцы имеют в Тихом океане очень важных конкурентов в лице китайцев. Трудно поэтому предрешить, кто кого одолеет, какая раса будет преобладать (антропологически). Китайцы имеют серьезные преимущества как колонизаторы перед белыми: большое терпение и трудолюбие, легче выносят тропический климат и отличаются большею плодовитостью.
   Разумеется, белые могут всегда утешать себя и называть "европейскими колониями" колонии, в которых, как, например, в Ямайке, белые составляют только 2 1/2% населения.
   Кончая этот очерк, я не могу не выразить сожаления, что за недостатком времени мне пришлось выпустить очень многое: так, я ничего не сказал о языке, о специальных вопросах по антропологии, весьма мало говорил о болезнях и т. п. Мне приходится выпустить целый отдел - и очень важный, а именно: об акклиматизации белых под тропиками. Все это найдет место в моей книге, которая, надеюсь, выйдет в свет в непродолжительном времени.
   Считаю долгом выразить здесь мою благодарность уважаемым городскому голове Вл. Ив. Лихачеву и А. А. Краевскому20, предоставившим мне думский зал для моих лекций.
  
   1* Напоминания (лат.).
   2* Человек - животное по преимуществу злое (франц.).
  
  

<Гончарство на Новых Гебридах, Новой Гвинее и островах Адмиралтейства>

  
   Г-н д-р Финш сказал, что гончарное ремесло известно и на Новых Гебридах. Теперь оно, однако, полностью утрачено. Только на большом острове Сэндвич (Фате <Эфате>) находят черепки от <глиняных> горшков и местные жители очень хорошо знают, что у их отцов и еще у них самих горшки были, но они теперь больше их не используют и не умеют делать. Лишь определенные местности знакомы с этим искусством. После того как на Новые Гебриды в разные времена происходили вторжения с полинезийских островов и <пришельцы> научили местных жителей варить пищу более простым способом при помощи <нагретых> камней, те полностью отказались от гончарства. Мне уже не довелось увидеть ни единого целого горшка на Новых Гебридах, но миссионер на о. Фате показал мне один и его же послал позднее в Сиднейский музей1. Он был превосходно украшен и был единственным из горшков в Меланезии, на котором я встречал такие украшения.
   Теперь этот уникум, к сожалению, также уничтожен при пожаре на выставке в Сиднее2.
   Жители всего восточного побережья Новой Гвинеи знают гончарство, но на Берегу Маклая им занимаются только обитатели двух маленьких островов. Жители самого побережья <здесь> нигде не владеют этим искусством, и если бы островитяне отказались от торговли горшками или если бы горшки перестали поступать к ним вследствие войны или других причин, им пришлось бы изобрести иной способ варить себе пищу. Они рассказывали мне, что очень хорошо помнят время, когда им приходилось печь и готовить прочую пищу без горшков.
   При этих расспросах мне удалось также выяснить, что теперешнее население Берега Маклая еще помнит по <устной> традиции время, когда у них еще не было огня. Очень странно и интересно, что в различных местах мне рассказывали одно и то же. Они сообщали мне, что когда у них не было огня, все плоды поедались сырыми и потому люди страдали болезнью десен, причем рот был всегда полон крови. У них было и особое название для этого заболевания.
   На Берегу Маклая все гончарные изделия изготовляются женщинами. Делаются они очень просто, так как наносят лишь немного орнамента на край горшка.
   Но у жителей южной оконечности Новой Гвинеи есть совершенно своеобразная форма горшков с плоским дном, между тем как все остальные <местные разновидности горшков> такого уплощения не имеют.
   На большом острове Адмиралтейства3 изготовляют превосходные горшки, особенно для воды с двумя отверстиями: одно побольше для наполнения <сосуда> водой и другое поменьше для питья. Закрывают при помощи затычек из листьев4.
   Горшки, которые обычно вешают в хижинах, орнаментируются более разнообразными способами. Эти орнаменты интересны потому, что всецело подражают рисункам, которыми они <т. е. туземцы> себя татуируют.
   В заключение я должен выразить свою сердечную благодарность Обществу и лично профессору Вирхову за постоянное участие во время моего длительного путешествия.
  

ПРИЛОЖЕНИЯ

  

<Новая Гвинея и папуасы>

  
   Население Берега Маклая обитает на территории, стиснутой между морем и высокими горами (которые местные жители называют Мана-Боро - Большие горы), очень крутыми и необитаемыми; пределы его обитания простираются от побережья в глубину приблизительно на 27 миль, но плотным оно является только на морском берегу; оно насчитывает около 20 000 жителей. Географическое положение Берега Маклая, нездоровые условия всегда жаркого климата (термометр никогда не опускается ниже 21° Цельсия), репутация туземцев как людей кровожадных поддерживали изоляцию этого населения от всякого стороннего контакта, и оно предоставляет нам папуасскую расу совершенно чистую, без примеси малайской крови, между тем как малайцы постоянно посещали западную часть острова, принадлежащую голландцам, а также южный берег, обращенный к Австралии. Поэтому в отличие от обитателей, южного побережья, имеющих довольно светлый цвет, папуасы Берега Маклая обладают гораздо более ярко выраженным негритянским типом: у них очень темная кожа, скорее темно-шоколадного, чем черного цвета, курчавые волосы, слабо растет борода; рост у них средний (самые рослые из тех, кого измерял г. де Маклай, не выше 1 м 75 см), и они хорошо сложены, хотя обычно очень худы.
   Достойно замечания, что не точны (утверждения), будто отличительным признаком этой расы является долихоцефалия. Большое их число брахицефалы. Темный цвет кожи препятствует цветной татуировке, практикуемой у других племен Океании. Они татуируются, делая себе ожоги, оставляющие следы, более светлые, чем остальное тело.
   Они практикуют обрезание, но обрезание сбоку, не по кругу, т. е., надрезая крайнюю плоть на длину в 2-3 см, оставляют ее висеть по обе стороны от головки члена. Доводом в пользу этой практики туземцы выставляют форму своей крайней плоти, которая-де без этого надреза служила бы препятствием к оплодотворению.
   Обрезание практикуется лишь в известные периоды, даже не каждый год; все мужское население удаляется тогда в лес, подальше от женщин, и исполняет эту церемонию с большой торжественностью.
   Население распределено по деревням; некоторые из них, особенно береговые деревни, имеют значительные размеры. Деревни совершенно независимы друг от друга; однако есть среди них такие, которые находятся во враждебных отношениях, и другие, соединенные узами дружбы и браками <между их обитателями>. Вождей нет; нет даже власти, осуществляемой людьми старшего возраста. Это высшая степень демократии. Когда спрашиваешь у туземца: "Кто является вождем?",- он неизменно отвечает: "Я". Когда дело идет о принятии общего решения, они собираются для обсуждения и часто проявляют в речи большую легкость и большой талант; самые молодые могут высказывать свое мнение; берет верх не мнение старшего или более сильного, но того, кто умнее; именно тот, чье мнение берет верх, является вождем на данный момент. Интересно видеть эту роль ума у расы, находящейся еще в каменном веке.
   Они в самом деле находятся еще в каменном веке. Все их инструменты, все их оружие, вся домашняя утварь сделаны из дерева, камня, кости, раковин или глины. Нет ни ремесел, ни специальностей. Каждый изготовляет все, в чем нуждается, за одним только исключением - керамики1. Гончарные изделия производятся исключительно женщинами о. Били-Били, и в то время как предметы, выделываемые мужчинами, всегда орнаментированы, гончарные изделия совершенно просты и лишены орнаментов, что могло бы, пожалуй, означать, что женщины по природе менее артистичны и более утилитарны, чем мужчины2. Так как гончарные изделия изготовляются только на Били-Били, их надо покупать, но папуасы не знают денег, они знают только обмен подарками. Когда папуас хочет обзавестись гончарными изделиями, он приезжает на Били-Били, везя с собой фрукты, овощи, части свиной или собачьей туши; он их преподносит кому-нибудь из тех, кто располагает гончарными изделиями, и проводит у него ночь. Он может не сомневаться, что на другой день найдет в своей лодке некоторое количество гончарных изделий пропорциональной стоимости. При этих обменах подарками папуасы в равной мере пользуются всеми украшениями, служащими им для наряда, а также богато орнаментированными деревянными блюдами, которые изготовляются мужчинами специально для этой цели и называются табир.
   Каждая деревня занимает определенную территорию, полностью признаваемую жителями соседних деревень, если нет войны. На территории каждой деревни собственность является одновременно общей и индивидуальной в том смысле, что каждый присваивает то, что ему необходимо для существования, на земельном пространстве более обширном и более плодородном, чем необходимо для жизни всех <обитателей деревни>. Если человек находит в лесу плодовое дерево, подходящее ему и не имеющее еще владельца, он помечает его и объявляет своим. Точно так же он может присвоить себе право рыбной ловли в речке. Даже если в море обнаруживается отмель, особенно богатая рыбой, это место становится собственностью того, кто его нашел, и никто не будет ловить там без его разрешения3. Когда юноша женится и создает семью, он отправляется в лес расчистить участок и окружает его изгородью. Все мужчины деревни помогают ему при сооружении этой изгороди, так как для множества важных работ все мужчины деревни объединяются. Например, при сооружении хижины владелец сооружает стены и готовит земляной пол1*, но в том, что касается крыши, которая требует долгой и трудной работы, ему помогают все жители деревни.
   Пища состоит из продуктов рыбной ловли, охоты и земледелия. Фрукты и овощи многочисленны. Свиньи, собаки и куры имеются в изобилии4. Собаки служат для питания; куры гнездятся на деревьях, и невозможно добыть их яйца, их стреляют, как дичь.
   В деревнях папуасы группируются по семьям. Они полигамны; у немногих папуасов менее двух жен, но никогда не бывает больше четырех; избыток женского населения над мужским происходит не от неравенства между полами по числу рождений, но из-за сокращения числа мужчин вследствие войн и несчастных случаев на рыбной ловле или охоте. Каждая жена живет в отдельном доме со своими детьми, своими собаками и своими поросятами. Она кормит грудью детей до шести-семилетнего возраста, и часто можно видеть, как она кормит грудью вперемежку своих детей, щенят и поросят. Мужья обычно не живут с женами, но собираются в обширных сараях или хижинах, где едят сообща, музицируют, беседуют, курят и спят. Женщинам не дано права туда входить; оружие и музыкальные инструменты для них - табу, но то, что остается от трапез, им отдают для пропитания. В каждой из таких хижин, которые, следовательно, служат мужскими клубами, находится барум - ствол дерева трехметровой длины и метрового диаметра, выдолбленный таким образом, чтобы, ударяя по стенкам, можно было производить звук, слышимый за несколько километров. Папуасы используют особый ритм для каждого важного события, будь то война, свадьба или резание свиньи; они сообщают об этих событиях соседним и дружественным деревням путем ударов в барум.
   Одежда мужчин состоит из пояса, который проходит между ног и закрепляется спереди; одежда женщин состоит из двух передников с бахромой: один спереди, другой сзади, причем тот, который спереди, короче. У девушек передники очень коротки; передники замужних женщин гораздо длиннее. Эти пояса и передники делаются из древесной коры.
   Когда молодой папуас достигает брачного возраста, т. е. пятнадцати - шестнадцати лет, его отец подыскивает ему жену. Как правило, ее сватают в соседней деревне. Выбранная девушка обычно бывает очень молода; среди них встречаются такие, которым не больше десяти лет. Свадьба представляет собой покупку, но покупку, делаемую деревней у другой деревни, а не семьей у другой семьи. В утро (брачной) церемонии девушку с ног до головы покрывают красной охрой юноши той деревни, куда она должна выйти замуж, затем она направляется в деревню жениха, опираясь на своих подруг. Все жители сидят на порогах своих хижин, и по мере того как девушка проходит мимо них, они кладут ей на голову, на спину, на руки табиры и украшения, которые должны служить для ее покупки. Родственники и друзья, сопровождающие ее, постепенно их принимают, причем большую часть отклоняют, если считают цену слишком низкой.
   Наконец приходят к дому жениха. Там отец невесты берет ее за прядь волос и начинает длинную обращенную к ней речь об ее обязанностях жены и хозяйки. После каждого наставления он со всей силой дергает ее за прядь волос. Когда он заканчивает, другой член семьи делает ей новые наставления, и (затем) она входит в дом мужа. На другой день утром новобрачная идет купаться в море вместе со всей молодежью деревни.
   В других случаях свадьба совершается путем притворного похищения. (Будущий) муж со своими товарищами идет похищать невесту в ее деревню, и похищение происходит только после притворной стычки между ними и юношами из деревни молодой. Свадьба естественно сопровождается пиршествами и танцами. Эти церемонии имеют место, впрочем, только тогда, когда мужчина получает свою первую жену. На других он женится без обряда, попросту покупая их у их семей.
   Примечательно, что у папуасов половые сношения имеют место, как у животных, в определенные периоды. Женщины беременеют все одновременно, и дети рождаются в одно и то же время года5.
   Людоедство у папуасов берет исток в войне. Когда человек умирает, папуасы не могут допустить, что его смерть естественна; она, конечно, результат колдовства, и какому-нибудь папуасу из деревни умершего достаточно иметь врага в другой деревне, чтобы объявить того виновником. Организуют поход, засады, чтобы убить если не названного человека, то по крайней мере одну из его жен или одного из его детей. Трупы съедают, если смогли их унести. Эти убийства влекут за собой (новые) акты мести и репрессалии, так что война или, скорее, такие вендетты могут продолжаться в течение нескольких лет. За исключением кишок, которые выбрасывают в море, трупы съедают целиком: все внутренности и даже половые органы, которые представляют собой один из самых лакомых кусков6. Украшения и волосы закапывают или выбрасывают в море; считается, что они могут принести несчастье.
   Очень трудно сказать точно, в чем заключаются религиозные представления папуасов; г. де Маклай не смог обнаружить никакого следа представлений о загробной жизни или о сверхъестественных существах. Все, что он констатировал, это некую разновидность фетишизма, веры в то, что определенные предметы приносят хорошую или дурную участь и что на судьбу или на стихии можно влиять определенными заклинаниями. Во время одной из его поездок, когда западный ветер держался над островом в течение нескольких дней, сопровождавшие его папуасы умоляли его изменить направление ветра; он утверждал, что не может это сделать; тогда один папуас взял лист, обратился к этому листу с магическими словами, затем закопал его. Поскольку ветер изменился, они преисполнились уверенностью, что это был результат колдовства. В другой раз спутники г. де Маклая не решались вступить вместе с ним в деревню людоедов. Один из них взял ветку, обратился к ней с несколькими словами, ударил ею по спинам своих спутников, затем зарыл ветку в чаще. Они успокоились и стали считать себя неуязвимыми.
  
   1* В публикации: землю.
  

КОММЕНТАРИИ

  

Новая Гвинея

Почему я выбрал Новую Гвинею полем моих исследований

  
   Печатается по: АГО. Ф. 6. Оп. 1, No 17.
   Впервые: Изв. ГГО. 1939. Т. 71. Вып. 1-2. С. 284-287. Отсюда-СС. Т. I. С. 3-10.
   Рукописный текст сохранился в черновом виде. Начало - на одном из двух больших линованых листов (оканчивается словами "высшую степень цивилизации"). Продолжение и наброски к тексту - в тетрадке, сшитой и склеенной из листков разного размера и цвета. На полосе склеивания - поперек заглавие: "Почему я избрал исходом моего путешествия на остр[ова] Тихого океана ос[тров] Новую Гвинею? Пояснительная заметка H. H. Миклухо-Маклая. "Витязь", март 1871 г." На л. 1 тетрадки в правом верхнем углу: "Дек. 1871. М[ыс] Отш[ельничества]", на подклеенной части л. 1: "18.1 1872. М[ыс] Отш." Из этих помет явствует, что Миклухо-Маклай начал статью на борту "Витязя" и продолжал ее во время пребывания на берегу Новой Гвинеи, но так и не закончил.
   Д. Н. Анучин знал только начало статьи (копия, сделанная для него, сохранилась - см. л. 15), печатать которое "не имело никакого смысла" (1923. С. 11). В 1938 г. Д. С. Миклухо-Маклай выявил среди рукописей путешественника, возвращенных в АГО, вторую часть статьи и подготовил весь текст к публикации (Изв. ГГО. Т. 71. С. 288). Хотя он оговорился, что работа над рукописью "ограничилась минимальными исправлениями", в действительности мелочная правка захватила весь текст, по существу он был почти заново переписан. В этом виде статья была воспроизведена в СС, т. 1.
   Оценка сохранившегося текста как "конспекта задуманной статьи" (Д. С. Миклухо-Маклай) не вполне справедлива: вряд ли Миклухо-Маклай намеревался расширить уже написанные страницы, скорее он предполагал продолжить, с тем чтобы подробно выявить основные проблемы антропологического и этнографического изучения Новой Гвинеи.
   В составе тетрадки сохранился обрывок бумаги (л. 3 арх. пагинации) с набросками плана статьи. Судя по некоторым подробностям содержания, план был составлен еще до плавания на "Витязе":
   "1. Избир[аю] Нов. Гв.
   2. Источ. н. ест. научн. главн. зоол. антр.
   3. По возможности] темат[ически] определить] положение] папуасов как расы среди других по более новым. Учен[ые], занимавшиеся] этим вопросом: Бэр, Валлас, Юкс etc.
   4. У меня нет превратного мнения.
   5. Вопросы антр., которые след[ует] разрешить.
   6. Другая сторона путешествия.
   Опасности извест[ны].
   Как попасть.
   7. Военное судно.
   8. Способы проникновения в Нов. Гв. Ю. и В.
   9. Восточный берег менее известен.
   10. Неизвестная стр[ана] - интер[ес] и трудность путешествия] поэтому.
  

<...>

  
   1. Велич[ина] Новой Гвинеи.
   2. Воскл[ицание] о Новой Гвинее у Jukes, Wallace, Finsch.
   3. Года и личн[ости,] откр[ывшие] Нов. Гв.
   4. Мореплаватели, посе[щавшие] Нов. Гв.
   6. Мал[айский] и Мел [анезийский] арх. Waitz, Wallace и др.
   7. Заметка у Бэра о пл[ощади] Нов. Гв.
   Цель моя - уясн[ить] пол[ожение] пап[уасов] относительно других рас и потом (находя главною задачею этногр. положение папуасов) постара[ться] опреде[лить] распр[остранение] ее по собств. набл."
   Отрывочные заметки, смысл которых не всегда ясен, сохранились еще на одном клочке бумаги, вложенном в тетрадке (л. 5 арх. пагинации).
   В тексте статьи есть ряд указаний на сноски, которые отсутствуют.
   В составленном много позднее плане первого тома итогового труда Миклухо-Маклай в качестве предисловия предполагал поместить заметку "Почему я выбрал Новую Гвинею полем моих исследований" (АГИМ. Ф. 448. Ед. хр. 13. Л. 6). В настоящем издании для публикуемого фрагмента взято это заглавие.
   Текст и введение к примечаниям подготовлены Б. Н. Путиловым.
   Примечание 7, написанное И. И. Пузановым, взято из СС (Т. 1.С. 387), прим. 10 принадлежит А. Г. Козинцеву, все остальные выполнены Д. Д. Тумаркиным.
  
   1 Очевидно, имеется в виду немецкая географическая миля, равная 7420 м. В таком случае по данным, которые приводит Миклухо-Маклай, площадь Новой Гвинеи составляет от 595 тыс. кв. км до 716 тыс. кв. км. По современным данным, площадь Новой Гвинеи значительно больше: от 772 тыс. (без прилегающих островков) до 823 тыс. кв. км.
   2 Длина Новой Гвинеи - свыше 2 тыс. км, что примерно соответствует расстоянию между Гибралтаром и Амстердамом. Наибольшая ширина - ок. 700 км, что меньше расстояния между Валенсией и Лиссабоном (ок. 800 км) и тем более между Парижем и Триестом (ок. 950 км).
   3 Джозеф Бит Джюкс (1811-1869) - английский путешественник, геолог. В 1842-1846 гг. участвовал в качестве натуралиста в экспедиции на английском военном судне "Флай", обследовавшей северо-восточное побережье Австралии, острова Торресова пролива и южное побережье Новой Гвинеи.
   4 По мнению современных исследователей, Новая Гвинея была открыта португальским мореходом Жоржи ди Менезишем. В 1526 г. он подошел к северозападным берегам западного полуострова Новой Гвинеи, который впоследствии удачно был назван голландцами Вогелкопом - "Птичьей головой" (на современных картах - п-ов Чендравасих). Испанский мореплаватель Альваро Сааведра прошел вдоль северного побережья Новой Гвинеи в 1528 г. Этот огромный остров назвал Новой Гвинеей испанский моряк Ортис де Ретес в 1545 г. Его спутником был не Торрес, а Бернардо де ла Торре. Ваэс де Торрес проплыл в 1606 г. вдоль южных берегов Новой Гвинеи и открыл пролив между нею и Австралией, впоследствии названный его именем.
   5 О Дампиере (правильнее - Дампир) см. прим. 5 к "Чтениям" в т. 2, о Дюмон-Дюрвиле - прим. 5 к "Первому пребыванию" в т. 1 наст. изд.
   6 О Валласе (правильно - Уоллес) см. прим. 13 к тексту "Острова Адмиралтейства" в т. 2 наст. изд. Уоллес, в частности, установил, что по Малайскому архипелагу проходит граница ("линия Уоллеса"), отделяющая зоогеографически о. Сулавеси от остальных островов этого архипелага. Как и предполагал Уоллес, фауна Новой Гвинеи относится к Австралийской зоогеографической области. Вместе с архипелагом Бисмарка и Соломоновыми островами Новая Гвинея составляет в ней Папуасскую подобласть.
   7 Миклухо-Маклай здесь несколько преувеличивает. В 1870-х годах и помимо Новой Гвинеи было немало стран, где можно было делать находки новых органических форм. Достаточно указать на Центральную Африку, где в 1901 г. был открыт совершенно неведомый дотоле вид млекопитающего - лесной жираф окапи, а в 1914 г.- эндемический вид и род павлина Afropavo. Но Миклухо-Маклай прав в том отношении, что в его время Новая Гвинея была действительно наименее исследованной страной мира. Мало посвящая времени сбору зоологических и ботанических коллекций, буквально между делом, Миклухо-Маклай вывез из Новой Гвинеи несколько новых видов растений, моллюсков и млекопитающих, описанных частично им, частично другими учеными.
   8 Лемурия - материк, якобы существовавший на месте значительной части Индийского океана, от юго-восточной Африки и Мадагаскара до нынешних Зондских островов. Гипотезу об этом "затонувшем материке" впервые высказал в 1840-х годах французский исследователь Ж. И. Сент-Илер. Более подробно ее обосновал в середине прошлого века английский зоолог Ф. Склэтер, который назвал этот гипотетический материк Лемурией (по роду полуобезьян, распространенному на Мадагаскаре). В 1860-1870-х годах гипотезу о Лемурии разделяли такие выдающиеся ученые, как Т. Гёксли (Хаксли), Р. Вирхов и Э. Геккель, которые полагали, что именно здесь находилась прародина человечества. Современные исследования дна Индийского океана фактически опровергли эту гипотезу. По мнению советского океанолога О. К. Леонтьева, "о "затонувшем материке" Лемурия с точки зрения морской геофизики и геоморфологии говорить не приходится"; еще менее вероятна возможность "погружения крупной территории к югу от Индии в историческое время" (Леонтьев О. К. Послесловие // Кондратов А. Адрес - Лемурия? Л., 1978. С. 132). Миклухо-Маклай, по-видимому, довольно скептически относился к гипотезе об этом, как он выразился, "проблематическом материке" и во всяком случае не возвращался к ней в своих последующих работах.
   9 Об альфуру (алифуру) см. прим. 38 ко "Второму путешествию в Новую Гвинею в 1874 г." в т. 1 наст. изд.
   10 H. H. Миклухо-Маклай совершенно прав: по всей совокупности биологических признаков папуасы объединяются с австралийцами, а не с полинезийцами. Если расположить группы, упоминаемые в статье, в порядке убывания их сходства с австралоидной расой и возрастания близости к монголоидной расе, то образуется такая последовательность: 1) австралийцы - "чистые" австралоиды без всяких следов инорасовой примеси; 2) папуасы - австралоиды, в составе которых монголоидная примесь если и имеется, то ничтожно мала; 3) "альфуры" - население внутренних районов Молуккских островов и Сулавеси, возникшее главным образом в результате метисации монголоидов и австралоидов с преобладанием последних; 4) полинезийцы, весьма нейтральные в расово-систематическом плане и, судя по всему, также представляющие собой метисную монголоидно-австралоидную группу, но без преобладания черт какой-либо из обеих родительских рас; 5) малайцы - представители монголоидного расового ствола, которые, подобно другим южномонголоидным популяциям, обнаруживают по сравнению с монголоидами более северных территорий небольшой сдвиг в сторону австралоидной расы.
  

Берег Маклая

Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее

  
   Печатается по: Anthropologische Bemerkungen über die Papuas der Maclay-Kti'ste in Neu-Guinea // NTNI. 1873. D. 33. Bl. 225-250.
   Об истории работы над этой статьей и причинах публикации ее и некоторых других работ на немецком языке в голландском журнале в Батавии см. в письме Миклухо-Маклая в РГО от 22 ноября 1874 г. в т. 5 наст. изд.
   Впервые в переводе на русский язык: Природа. 1874. Кн. 2. С. 67-76, с сокращениями. Полностью, с отдельными неточностями и неоговоренными вставками: Изд. 1923 г. С. 324-348. Отсюда, с устранением опечаток и небольшой правкой: Изд. 1940 г. С. 207-220; с некоторыми уточнениями: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 23-47.
   Д. Н. Анучин, выполнивший сокращенный и полный переводы этой статьи, снабдил первую из этих публикаций примечанием, в котором, в частности, говорилось: "Заключая в себе многие любопытные наблюдения над физическим складом и особенностями одного из первобытных племен, она представляет большой интерес в антропологическом отношении, тем более, что раса папуасов принадлежит к числу наименее изученных, а занимаемая ими страна почти еще совершенно не исследована" (Природа. 1874. Кн. 2. С. 67).
   В АГО (Ф. 6. Оп. 1. No 92) хранится том, в который вплетены работы Миклухо-Маклая на западноевропейских языках, касающиеся Новой Гвинеи. Листы с печатным текстом перемежаются в нем с листами писчей бумаги, на которые автор вносил многочисленные уточнения и добавления. Эти рукописные авторские добавления (РАД) сделаны на языке соответствующей статьи, главным образом на немецком, но встречаются отдельные русские слова и фразы. Многие РАД появились во время второго пребывания на Берегу Маклая (1876-1877 гг.), когда ученый получил возможность уточнить и дополнить наблюдения, сделанные в 1871-1872 гг.
   Первым обратил внимание на РАД Д. Н. Анучин. Многие из них он включил в основной текст перевода без всяких оговорок. Составители СС при сверке, перевода выявили эти добавления, но не смогли установить их источник. Повсеместно заключив эти слова и фразы в угловые скобки, они заявили, что это дополнения, внесенные Д. Н. Анучиным "на основании не дошедших до нас пометок Н. Н. Миклухо-Маклая" (СС. Т. 3. Ч. 1. С. 25). В настоящем издании все РАД даны в редакционных примечаниях, публикуемых в конце соответствующего текста, причем исправлены неточности, допущенные при их воспроизведении Д. Н. Анучиным, и добавлены те, которые не были включены им в перевод.
   Примечания 5, 6, 8, 9, 12, 14, 15 сделаны А. Г. Козинцевым. Остальные примечания и введение подготовлены Д. Д. Тумаркиным.
  
   1 О К. Э. Бэре см. прим. 149 к "Первому пребыванию" в т. 1 наст. изд. Полные выходные данные его труда см. в авторском примечании на с. 14 наст. тома.
   2 О Дампире см. прим. 5 к "Чтениям" в т. 2, о Дюмон-Дюрвиле - прим. 5 к "Первому пребыванию" в т. 1 наст. изд.
   3 О языковой ситуации на Берегу Маклая см. прим. 1 к тексту "Список некоторых слов и образцов речи, собранных на Берегу Маклая в 1876-1877 гг." в наст. томе.
   4 Миклухо-Маклай посетил о. Ротума и Новую Ирландию в августе - сентябре 1871 г. во время плавания на корвете "Витязь" к берегам Новой Гвинеи, а султанат Тидоре - в феврале 1873 г. на клипере "Изумруд", на котором ученый покинул Берег Маклая.
   5 Цвет кожи островитян Меланезии отличается значительной изменчивостью, которая частично отражает историю заселения островов. Основные различия наблюдаются не между папуасами и австронезийцами, а между носителями разных языков австронезийской семьи. Так, на некоторых маленьких островах Восточной Меланезии, где распространены полинезийские языки (например, на атолле Онтонг-Джава), и в переходной меланезийско-полинезийской зоне (например, на архипелаге Фиджи) цвет кожи в среднем светлее, чем у жителей более западных островов с меланезийским населением (Новая Ирландия, северное побережье Новой Гвинеи), однако меланезийцы юго-восточного побережья Новой Гвинеи также имеют довольно светлую кожу.
   Для папуасов в общем характерна темная пигментация. Однако в отдельных районах, например в некоторых горных местностях Новой Гвинеи, встречаются сравнительно светлопигментированные индивидуумы (наблюдения H. H. Миклухо-Маклая подтвердились последующими исследованиями). Чем вызвано это посветление - сказать трудно. Древняя инорасовая примесь в этих труднодоступных районах едва ли вероятна. Среди возможных причин следует назвать адаптацию к горным условиям, а также случайные процессы, происходящие в изолированных коллективах ("генный дрейф").
   6 Потемнение кожи с возрастом наблюдается, вероятно, во всех экваториальных расах. Однако если у африканских детей этот процесс заканчивается в течение первого года жизни, то у меланезийских растягивается на несколько лет. См.: Рогинский Я. Я. К вопросу о возрастных изменениях расовых признаков у человека // Труды Института этнографии. 1960. Т. 50. С. 3-4.
   7 Дж. У. Эрл, правильнее Ирл (годы жизни неизв.) - английский путешественник и колониальный служащий, автор нескольких книг об Австралии и странах Юго-Восточной Азии.
   8 Предпринятое Д. Хрди количественное морфологическое изучение волос представителей разных рас выявило существенные различия даже между курчавоволосыми популяциями. В частности, папуасы по ряду показателей отличаются от африканских негров: кривизна их волос значительно меньше, изгиб менее равномерен (Hrdy D. Quantitative Hair Fb

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа