Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании, Страница 34

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании



tify">   17 В печатном тексте: anauriti.
   18 В СС (с. 210) почему-то в качестве заглавного слова взято корица; чтение mariaea (там же, в столбце 4) основано на ненадежной рукописи (см. выше).
   Синоним есть только в КС.
   20 Синоним есть только в КС.
   21 Синонимы есть только в КС.
   22 Чтение kebio в СС (с. 210) взято из ненадежной рукописи (см. выше), где оно по недоразумению попало из предыдущей (опущенной) строчки в данную (см. No91).
   23 Под No 100 в КС стоит заглавное слово е<с>ть , однако ему не дано эквивалентов ни на одном из языков. При перенесении номера 100 на следующую строку общий счет не нарушается.
   2 В КС эти числительные отсутствуют. Последнее из них как в печатном тексте, так и в немецкоязычной рукописи из ВГО имеет форму rim. Мы его восстанавливаем до *rim faat, так как очевидно, что здесь тот же принцип формирования числительных, что и в других случаях из столбцов 2, 3 и 4: 5 п.
   25 Ожидалось бы *рим фаат по принципу 5 n (см. пред. прим.).
   26 Здесь и ниже кириллической транскрипции отча соответствует латинская otja. Видимо, мы имеем здесь дело еще с одним случаем "голландизации" транскрипции (см. прим. 16).
  

Южный берег Новой Гвинеи и острова Торресова пролива

  
   Несколько слов о так называемой "желтой расе" на юго-востоке Новой Гвинеи
   Печатается по: Einige Worte ueber die sogenannte "gelbe Rasse" in Süd-Osten Neu-Guinea's // Verhl. BGAEU. 1880. Bd. 12. S. 90. Доложено на заседании Берлинского общества антропологии, этнологии и первобытной истории 17 апреля 1880 г.
   Черновая рукопись этого сообщения на немецком языке находится в ПО ААН (Ф. 143. On. П. No 18. Л. 6).
   Впервые в переводе на русский язык: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 214-215.
   Примечание 1 сделано Д. Д. Тумаркиным, 2-А. Г. Козинцевым.
  
   1 Как сообщил Р. Вирхов, представляя это и еще четыре сообщения Миклухо-Маклая, русский ученый прислал их вместе с письмом, написанным 12 ноября 1879 г. в море между о-вами Св. Матвея и Новым Ганновером (с. 84-85). Вскоре, в январе-апреле 1880 г., Миклухо-Маклай посетил юго-восточное побережье Новой Гвинеи. См. "Первое посещение южного берега Новой Гвинеи" вт. 2 наст. изд.
   2 Английский миссионер У. Гилл в 1876 г. отметил сравнительно светлый цвет кожи у населения юго-восточного побережья Новой Гвинеи (Gill W. W. Life in Southern Isles. London, 1876. P. 230). Миклухо-Маклай, побывав здесь в 1880 г., убедился в том, что экваториальные особенности внешности у жителей этого района действительно заметно ослаблены, причем это проявляется и в цвете кожи, и в форме волос (см. с. 313-316 т. 2 наст. изд.). Миклухо-Маклай отнес это за счет полинезийской примеси. См. об этом прим. 3 к "Краткому résumй результатов антропологических и анатомических исследований в Меланезии и Австралии" в т. 4 наст. изд.
  

Деформирование черепа у новорожденных детей на острове Мабиак и других островах Торресова пролива и у женщин юго-восточного полуострова Новой Гвинеи

  
   Печатается по: Cranial Deformation of New-Boni Children at the Island Mabiak and Other Islands of Torres Straits, and of Women of the S. E. Peninsula of New Guinea // Proc. LSNSW. 1882. Vol. 6. Pt. 4. P. 627-629. Доложено на заседании Линнеевского общества Нового Южного Уэльса 27 июля 1881 г.
   Впервые в переводе на русский язык: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 414-415, с отдельными неточностями.
   Примечания 1 и 3 сделаны Д. Д. Тумаркиным, 2 - А. Г. Козинцевым.
  
   1 О Дж. Маггилливрее см. прим. 3 к "Первому посещению южного берега Новой Гвинеи в 1880 г." в т. 2 наст. изд.
   2 Миклухо-Маклай высказывал эту мысль, когда генетика в современном смысле этого слова еще не существовала и концепция наследования приобретенных изменений Ламарка была широко распространена. Впоследствии было доказано, что такие изменения не наследуются и потому не. играют эволюционной роли.
   3 Это письмо не было опубликовано в Verhl. BGAEU, и его судьба неизвестна.
  

Микронезия и Меланезия

  

Антропологические заметки, собранные во время путешествия в Западную Микронезию и Северную Меланезию в 1876 г.

  
   Печатается по: Anthropologische Notizen, gesammelt auf einer Reise in West-Mikronesien und Nord-Melanesien in Jahre 1876.
   Текст представляет собой датированную декабрем 1876 г. беловую рукопись, которая хранится в бумагах Р. Вирхова в Архиве Германской Академии наук в Берлине (Nachlass: Virchow 2967). В настоящее время рукопись состоит из 40 нумерованных автором листов и ненумерованного листа с дополнительным примечанием, датированным февралем 1877 г. За нумерованными листами следуют 2 литографских оттиска таблиц, приложенных к статье в ее журнальном варианте, и 3 оригинальные авторские таблицы. На каждой из последних написано: "Miklucho-Maclay ad naturam del ineavit 1876" и (карандашом, рукой Вирхова?): "Lith". Можно предполагать, что этот экземпляр статьи служил наборным, а эти рисунки непосредственно литографировались. Перед сдачей рукописи в набор Вирхов внес в нее несколько мелких языковых поправок, изменил нумерацию рисунков. В таком виде статья была опубликована: Verhl. BGAEU. 1878. Bd. 10. S. 99-118.
   Впервые в переводе на русский язык: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 216-247, с неточностями.
   Примечания 5, 6 и 9 принадлежат А. Г. Козинцеву, 3 (написанное Я. Я. Рогинским) - взято из СС (Т. 3. С. 508). Остальные примечания подготовлены Д. Д. Тумаркиным. Введение к примечаниям написано А. А. Анфертьевым.
  
   1 Письма Миклухо-Маклая о его путешествии по Западной Микронезии и Северной Меланезии публиковались в Изв. РГО в 1876-1879 гг. Миклухо-Маклай, очевидно, имеет в виду текст "Путешествие по Западной Микронезии и на Берег Маклая", напечатанный в 1876 г. См. т. 2 наст. изд., с. 96-100.
   2 См. об этом прим. 6 к тексту "Путешествие по Западной Микронезии и на Берег Маклая" в т. 2 наст. изд.
   3 Головной указатель на черепе несколько ниже, чем на голове, в среднем на 2 единицы. Однако эта разница не является строго постоянной, так как зависит от степени упитанности субъекта, от толщины его мягких тканей, от формы головы.
   4 О Брока и его таблице см. прим. 15 к "Фрагментам полевого дневника за 1872 г." в т. 1 наст. изд.
   5 Plica semilunaris - полулунная складка конъюктивы, расположенная во внутреннем углу глаза и гомологичная третьему веку (palpebra tertia) низших позвоночных. Расоводиагностическое значение этого образования неясно. Есть указания на то, что у представителей тропических рас она выражена сильнее, чем у европейцев.
   6 Признание микронезийцев смешанной монголоидно-австралоидной расой вполне отвечает современному состоянию научных знаний. В серологическом отношении микронезийцы ближе всего к меланезийцам, полинезийцам и народам Восточной Азии. То же направление связей обнаруживается по особенностям зубной системы. По антропологическим признакам преобладает сходство с меланезийскими группами, а по краниометрическим признакам микронезийские серии промежуточны между меланезийскими и полинезийскими. Население Микронезии антропологически неоднородно; на некоторых островах, в частности Пелау (Палау), Понапе, Науру, по-видимому, имеет место концентрация меланезийских черт.
   7 Сулиоты - локальная группа албанцев, жившая в горных местностях на северо-западе современной Греции. Вирхов сообщил, что по городам Европы показывают сулиота Костанти, покрытого с ног до головы татуировкой, сделанной в Бирме. Там он попал в плен, был татуирован, продан как раб в Китай, откуда ему удалось вернуться в Европу (Verhl. BGAEU. 1872. Bd. 4. S. 201-202).
   8 Дорэ - селение на северо-западном побережье Новой Гвинеи. О "линии Уоллеса" см. прим. 6 к тексту "Почему я выбрал Новую Гвинею полем моих исследований" в наст. томе.
   9 Действительно, по своему внешнему облику негритосы Филиппинских островов (аэта) и полуострова Малакка (семанги) напоминают папуасов (особенно самых низкорослых). Однако есть серьезные основания думать, что сходство в данном случае не является доказательством близкого родства. Дело в том, что по совокупности частот генов, управляющих полиморфными системами крови, аэта и семанги достаточно далеки от папуасов и близки к соседним монголоидным народам (Nei M., Roychoudhury А. К. Genetic Relationship and Evolution of Human Races // Evolutionary Biology. Vol. 14. New York and London, 1982. P. 1-59).
   Для интерпретации этого противоречия между соматологическими и генетическими данными можно предложить следующую гипотезу. Все древнейшие человеческие расы тропической зоны Старого Света характеризовались "экваториальным" комплексом признаков: темной кожей, курчавыми или волнистыми волосами и др. Этот комплекс, отражающий, судя по генетическим исследованиям, очень незначительную часть генотипа, вероятно, служил универсальной биологической адаптацией охотников и собирателей к условиям жаркого климата и был свойствен различным группам независимо от их родственных связей. В дальнейшем популяции Юго-Восточной Азии оказались в той или иной степени затронуты эволюционными процессами, интенсивно протекавшими в более северных областях и приведшими к возникновению монголоидной расы. Однако характерные черты монголоидной внешности сформировались, по-видимому, лишь на поздних стадиях расогенеза, и наиболее изолированные группы Юго-Восточной Азии, с эволюционной точки зрения представляющие собой ранние ответвления монголоидного расового ствола (о чем свидетельствуют генетические данные), сохранили ряд "экваториальных" внешних особенностей. В некоторых из таких реликтовых групп экваториальный комплекс мог с течением времени даже усиливаться вследствие адаптации к тропическому климату. Другим проявлением климатической адаптации могло быть замедление роста и уменьшение длины тела, которое, следовательно, также не свидетельствует о родстве групп. Существенно в этой связи, что пигмеи Африки, как и африканские народы вообще, в генетическом отношении крайне удалены от всех, в том числе и низкорослых, народов Океании и Юго-Восточной Азии.
   Из всего этого следует, что так называемая "экваториальная" (или "негро-австралоидная") раса представляет собой в значительной мере искусственное образование. Нет уверенности даже в родстве аэта с семангами: генетически эти народы не ближе друг к другу, чем каждый из них - к китайцам, малайцам или монголоидам Филиппин (Nei M., Roychoudhury A. К. Op. cit.).
   10 Имеется в виду сообщение "О большегубых меланезийцах", публикуемое в наст. томе.
   К этому месту статьи редакция Verhl. BGAEU сделала следующее примечание:
   "Г-н Миклухо-Маклай, кажется, не получил оттиска наших "Verhandlungen" с соответствующей таблицей. Сейчас он еще раз приложил рисунки гиперпластических зубов и одновременно дал к ним детальные пояснения. Мы позволим себе еще раз дать их изображение, так как они представляют большой интерес для специалистов, которым необходимы точные описания.
   Табл. XXVI (1876 г.), рис. 1-5 (табл. III наст. тома). Большие зубы туземцев о. Тауи. Верхняя поверхность всех увеличенных зубов с передней стороны гладкая и вследствие жевания пинанга глянцево-черная.
   Рис. 1а. Ортогнатический ряд зубов только с одним увеличенным резцом, который на рис. 1b дан в натуральную величину.
   Рис. 2. Передняя часть зубного ряда приблизительно 40-летнего мужчины.
   Рис. 2а. Вид сбоку, голова закинута назад и верхняя губа оттянута вверх.
   Рис. 2b. Вид спереди, при растянутых и отвернутых губах. Левый средний зуб верхнего ряда в углу немного кариозный; второй верхний резец правой стороны имеет на передней стороне плоский бугорок. Зубы нижнего ряда асимметричны, но не увеличены.
   Рис. 2с. Средний резец правой стороны; представлен точно в натуральную величину.
   Рис. 3. Прикус с увеличенными зубами верхнего и нижнего ряда. Кроме d. incisivi, увеличены также и d. canini верхнего ряда. Подобно прикусу на рис. 2, верхний ряд зубов сильно прогнатен.
   Рис. 3а и 3с. Вид спереди. Средний нижний резец поразительно широк и имеет неровную верхнюю поверхность.
   Рис. 2b. Боковой вид того же прикуса.
   Рис. 4. Верхний вертикально стоящий (ортогнатный) зубной ряд только с двумя увеличенными зубами.
   Рис. 5. Шесть увеличенных зубов верхнего зубного ряда. Два средних резца имеют промежуток только наверху, в то время как в середине на гладкой поверхности эмали простым глазом нельзя заметить никакой щели (изображение на рис. 5 не сосем верно: посередине не должно быть полной разделительной линии)".
   11 Экспедиция на австрийском фрегате "Новара", которой руководил Б. Вюллерсторф-Урбэр, в 1857-1859 гг. обследовала ряд островов в Индийском и Тихом океанах, посетила Австралию. История и научные результаты экспедиции отражены в кн.: Reise der österreichischen Fregatte Novara um die Erde (Wien, 1861-1862) и в ряде специальных публикаций, а собранные ею коллекции были переданы в Венский музей естественной истории.
   12 Позднее Миклухо-Маклай пересмотрел свои взгляды по этому вопросу. См. статью "Вторая заметка о макродонтизме меланезийцев" в наст. томе.
  

<Остров Вуап, или Яп>

  
   Печатается по: АГО. Ф. 6. Оп. 1. No 57. Л. 6-34. Занимает часть "письма второго" в беловом варианте описания путешествия 1876 г. Краткие сведения об этой рукописи, соответствующем черновике и всем корпусе рукописей, относящихся к путешествию 1876 г., см. на с.468-472 т. 2 наст. изд.
   Впервые: Изв. РГО. 1877. Т. 13. Вып. 2. Отд. 2. С. 76-89, под заглавием "Остров Вуап (Антрополого-этнографические очерки из дневника)", с сокращениями в основном тексте и примечаниях, с небольшой стилистической правкой.
   Переиздано: 1941. Т. 2. С. 105-114, с теми же сокращениями, произвольной заменой географических названий и значительной правкой; СС. Т. 3. Ч.1. С. 247-268, с устранением части пропусков и необоснованной правки, но с небольшой дополнительной правкой.
   В "письме втором" статья дана под названием "Антропологические заметки". В наст. изд. использовано заглавие из ее черновика.
   Примечания 8, 13, 19 (част.) составлены М. В. Станюкович, 12 (част.) - Н. 3. Климовой. Остальные примечания сделаны Д. Д. Тумаркиным.
   1 О Брока и его таблице см. прим. 15 к "Фрагментам полевого дневника за ' 1872 г." в т. 1 наст. изд.
   2 Яп-группа возвышенных вулканических островов (общей площадью ок. 100 кв. км), отделенных друг от друга узкими проходами. До начала XX в. состояла из главного острова, давшего название всей группе, а также островов Румунг и Мап. В 1901 г. был прорыт канал, разделивший о. Яп на две части. Так на картах появился четвертый остров, именуемый Гагил-Томил (по названию, местных округов). Другая часть разделенного острова по-прежнему называется Япом.
   3 Как сообщает В. Мюллер, в начале XX в. на Япе насчитывалось 12 округов (Румунг, Мап, Гагил, Тамил, Фаниф, Уэлой, Рул, Далипевинау, Кинифай, Мелау, Ликатьяг, Галиман), которые обычно объединялись в две или три противостоящие друг другу коалиции и в свою очередь состояли из подокругов (Millier W. Yap // Ergebnisse der Sudsee-Expedition 1908-1910. II. Ethnographie: B. Mik-ronesien. Bd. 2. Haibband 1. Hamburg, 1917. S. 234-241). Различия между округами и подокругами были достаточно условными. Некоторые исследователи считают, что на Япе традиционно существовало 8 округов; сообщают, что Румунг и Мап были выделены в начале XX в. из округа 1агил немецкими колониальными администраторами (Alkire W. H. An Introduction to the Peoples and Cultures of Micronesia// Addison-Wesley Modular Publications. Module 18. S. 1. 1972. P. 22). Различия между перечисленными нами названиями округов и теми, которые приводит Миклухо-Маклай, во многом объясняются тем, что он в ряде случаев в качестве окружного названия дает название деревни, расположенной в данном округе. Так, Горор (Гурор) входит в округ Галииман, Ниф - в округ Кинифай, Каниф - в округ Далипевинау.
   4 Ввиду кратковременности пребывания на Япе и незнания местного языка Миклухо-Маклай не смог собрать сколько-нибудь подробных сведений о религиозных верованиях. На Япе не было такой разработанной космогонии и пантеона богов, как у полинезийцев, но япцы поклонялись как небесным богам, так и целому сонму духов; по-видимому, существовал и культ предков. Среди мифических культурных героев особенно выделялся Елафад, образ которого во многом родствен образу полинезийского Мауи. Эти верования сочетались с тотемизмом и верой в магию. Наряду со жрецами имелись колдуны и оракулы типа шаманов (Müller W. Yap. Haibband 1. S. 216-222, 306-318).
   Матра-мат (правильнее матчаматч), как справедливо отмечает Миклухо-Маклай, соответствует полинезийскому понятию табу, но также и тесно связанному с ним понятию мана. Этим словом на Япе обозначают как сверхъестественную силу, так и людей, обладающих ею и использующих ее в своей культовой практике (Ibidem. S. 363).
   5 Миклухо-Маклай в целом правильно определил главные особенности традиционной социальной структуры япского общества - деление на знать, свободных общинников и зависимых, которых он называет рабами. Каждая из этих основных социальных групп в свою очередь состояла из трех страт, или "ступеней". Деревню обычно населяли люди, принадлежащие к одной "ступени". Соответственно на Япе существовали деревни "высокородные" и деревни "низкого" происхождения. Округами управляли верховные вожди, им подчинялись вожди подокругов и деревень. На всех уровнях имелись также особые вожди-военачальники, руководившие военными действиями. Важную роль в управлении играли жрецы.
   6 Об этом издании см. прим. 3 к тексту "Молуккское море. Тихий океан" в т. 2 наст. изд.
   7 Вожди 14 атоллов (Улити, Волеаи, Ифалук, Ламотрек, Намонуито, Пулуват и др.), расположенных на сотни километров к востоку от Япа, находились в даннической зависимости от япских вождей, главным образом деревни Гатчепар в округе Гагил. Эта зависимость основывалась преимущественно на вере в исключительное положение вождей Гатчепара и их жрецов, могущих с помощью вредоносной магии покарать непокорных. Ежегодно в сезон северо-западных пассатных ветров в Гатчепар прибывала целая флотилия парусных каноэ с представителями всех этих атоллов. Они привозили дань: юбки, набедренные повязки и пояса, искусно сотканные из банановых и панданусовых волокон, изделия из раковин. Когда ветер менял свое направление, флотилия отправлялась в обратный путь, увозя менее ценные ответные дары, главным образом продовольствие и корневища куркумы, из которых приготовлялся "красный" (точнее оранжевый) душистый порошок, служащий красителем. См.: Lessa W. A. Ulithi and the outer World // Aniericari Anthropologist. 1952. Vol. 52, N 1; Alkire W. H. Lamotrek Atoll and Inter-island Socioeconomic Ties. Urbana, 1965. "Архипелаг Могемог" - на современных картах атолл Улити. Могемог (Могмог) - один из островов этого атолла. "О. Унгулу" - о-ва Нгулу, расположенные к югу от Япа. Вожди Нгулу также находились в зависимости от япских вождей.
   8 В ч. р.: "Главные дороги на острове и улицы в деревнях".
   9 Миклухо-Маклай не проводит различия между клубными (мужскими) домами, которые располагались на берегу, и домом собраний, стоявшим в центре деревни. Дом собраний в деревне один: здесь собираются взрослые мужины, в первую очередь деревенский вождь и главы большесемейных общин. Клубных домов в деревне несколько, соответственно числу большесемейных общин; функции этих домов описаны Миклухо-Маклаем. Бай-бай (правильнее па-вай) - не клубный дом, а дом собраний. Клубный дом называется фалу.
   10 Сообщение Миклухо-Маклая о девушках-наложницах (месипил), живущих в клубном доме, их функциях и общественном статусе, полностью подтвердили последующие исследователи. См. Müller W. Yap. Halbband 1. S. 232-233.
   11 О посещении марай в Папара см. в наст. изд., т. 1, с. 370 и 464.
   12 Каменные деньги фе вытесывались из арагонита - минерала, сходного по химическому составу с кальцитом, но несколько отличающегося от него по кристаллической структуре. Из арагонита состоит значительная часть жемчуга и перламутрового слоя раковин многих моллюсков. В МАЭ (фонд 168) хранятся три экземпляра таких "монет", привезенные Миклухо-Маклаем.
   13 В ч. р. далее карандашом вписано: "которые в последнее время вследствие удобства начинают мало-помалу вытеснять фе".
   14 На Япе употреблялись следующие виды раковинных денег: еар (правильнее яр) - шлифованные пластины (или снизки пластин), изготовленные из раковин-жемчужниц; гау - снизки шлифованных дисков небольшого диаметра, выделанные из раковин спондилус, которые доставлялись с отдаленных островов; ма - выточенные в форме зуба кашалота фрагменты раковины тридакна.
   15 В более полном виде предание о странствиях Анагумана (Анугуманга) см. в кн.: Müller W. Yap. Halbband 2. Нелегко определить, какие острова посетил Анагуман, так как Миклухо-Маклай записывал их названия на слух, да и в памяти япцев эти названия могли запечатлеться в искаженном виде. Но три топонима можно уверенно идентифицировать. Это расположенные на юго-запад от Япа по соседству друг с другом Сонотоль, Буль и Мерир. Сонотоль - о-ва Сонсорол, Буль - о. Пуло-Анна, а о. Мерир так и называется на современных картах. Неминиер - возможно, Хальмахера. Что касается страны У-Канат (Ганат), то, по мнению В. Мюллера (Muller W. Yap. Halbband 1. S. 128-129, 302), это атолл Мапия (группа Пеган), расположенный недалеко от северо-западного побережья Новой Гвинеи. Об этом атолле см. прим. 1 к тексту "Путешествие по Западной Макронезии и на Берег Маклая" в т. 2 наст. изд.
   16 См. об этом прим. 16 к статье "Архипелаг Пелау" в наст. томе.
   17 Идентификацию Бура (Буля) см. в прим. 15 к этой статье.
   18 Миклухо-Маклай совершал путешествие на шхуне "Си бэрд". О ее шкипере О'Кифе см. прим. 5 к тексту "Острова Адмиралтейства" в т. 2 наст. изд.
   19 В ч. р. далее: "Эти люди различных национальностей и антеседенций, часто очень сомнительной честности, большинство отъявленные поклонники джина и рома, доставили туземцам очень печальное мнение о белых людях, не видя иных, как обманщиков, пьяниц и т. п. Капитаны приходящих сюда судов, которые придерживаются тех же правил, как и тредоры, и считая себя безопаснее на своем судне, чем тредоры, остающиеся жить между туземцами; нет подлостей, мерзостей, доходящих до преступлений, которые они, пользуясь почти постоянной безопасностью, себе не позволяли. Хроника плаваний торговых судов даже последнего десятилетия представляет множество сюда относящихся примеров. Благодаря этим образчикам доверия белым здесь почти не существует и убавляется пропорционально с более частыми сношениями с европейцами.
   Туземцы отплачивают той же монетой, не упуская случая обманывать белых, но в этой конкуренции обмана и лжи преимущество остается на стороне европейцев, и они бессовестно им злоупотребляют".
   Миклухо-Маклай осуществил свое намерение рассказать о злодеяниях европейских шкиперов и тредоров уже в ноябре 1877 г., написав статью "Несколько слов о ловле трепанга на островах западной части Тихого океана близ экватора". Эта статья, публикуемая в наст. томе, впервые увидела свет лишь в 1939 г.
  

Архипелаг Пелау

(от 15-28 апреля)

  
   Печатается по: АГО. Ф. 6. Оп. 1. No 58. Составляет часть "письма второго" в беловом варианте описания путешествия 1876 г. Об этой рукописи, соответствующем черновике и всем корпусе рукописей, относящихся к путешествию 1876 г., см. с. 468-470, 473-474 в т. 2 наст. изд.
   Впервые: Изв. РГО. 1878. Т. 14. Вып. 3. Отд. 1. С. 257-297, под названием "Архипелаг Пелау. Очерки путешествия в Западную Макронезию и Северную Меланезию", с небольшой стилистической правкой, неправильным прочтением отдельных слов, с перестановкой в тексте.
   Переиздано: 1941. Т. 2. С. 115-141, со значительной правкой, пропусками и перестановками в тексте, неправильным прочтением отдельных слов. Отсюда: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 268-313, с частичным устранением пропусков, перестановок и других неточностей, а также отказом от части необоснованной правки, но с небольшой дополнительной стилистической правкой.
   Примечания 10, 12, 20, 27, 29, 30, 32-37, 41, 43, 45, 49 (част.), 50-52 составлены М. В. Станюкович, 9 - А. Г. Козинцевым, 25 (част.) - А. К. Оглоблиным. Остальные примечания сделаны Д. Д. Тумаркиным.
  
   1 Аркледеу (правильнее Нгаркледеу) - не остров, а одно из территориальных подразделений (округов), на которые делился архипелаг Пелау (Палау). Миклухо-Маклай здесь имеет в виду о. Корор, составлявший ядро этого округа.
   2 Миклухо-Маклай не проводит различия между общинными домами (бай л пелу), в которых собирались на совет вожди деревни, и клубными домами (бай л галдебегел), принадлежавшими мужским союзам (клубам). См. об этом: Krämer A. Palau // Ergebnisse der Südsee-Expedition 1908-1910. И. Ethnographie: В. Mikronesien. Bd. 3. Teilband 2. Hamburg, 1919. S. 4.
   3 Яванец Сале, имевший поварские навыки, был занят приготовлением пищи. На Палау были наняты двое слуг: Мёбли, на которого была возложена в основном заготовка провизии в качестве охотника и рыболова, и девочка Мира, которая должна была стирать, убирать и т. д. Эти слуги были с Миклухо-Маклаем во время его второго пребывания на Берегу Маклая. Он рассчитался с ними в Сингапуре в апреле 1878 г., причем позаботился, чтобы Мёбли и Мира были возвращены на Палау. См. письма Миклухо-Маклая от 20 декабря 1878 г. и 4 октября 1883 г. в т. 5 наст. изд.
   4 О Брока и его таблице см. прим. 15 к "Фрагментам полевого дневника за 1872 г." в т. 1 наст. изд.
   5 См. статью "Остров Вуап, или Яп" в наст. томе.
   6 Федор Петрович Литке (1797-1882) - русский мореплаватель и исследователь Арктики, адмирал, президент Петербургской Академии наук (1864-1882). В 1826-1829 гг. руководил кругосветной экспедицией на шлюпе "Сенявин", в ходе которой открыл и описал несколько островов Каролинского архипелага. Литке был одним из организаторов Русского географического общества и фактически руководил его деятельностью в 1845-1850 и 1857-1872 гг., будучи его вице-президентом. Содействовал плаванию Миклухо-Маклая на корвете "Витязь" и его первой экспедиции на Новую Гвинею.
   7 Карл Семпер, правильнее Земпер (1832-1893) - немецкий натуралист и путешественник, профессор зоологии в Вюрцбургском университете. Проводил исследования на Филиппинах в 1858-1861 и 1864 гг. На Палау находился с декабря 1861 г. по январь 1863 г. Миклухо-Маклай имеет в виду книгу: Semper К. Die Palau-Inseln in Stillen Océan. Leipzig, 1873.
   8 Мнение о наличии у жителей Палау "примеси папуасской крови", т. е. меланезийских (австралоидных) черт, подтверждается современными исследователями. "Микронезийцы в основном также относятся к монголоидному фенотипу,-пишет П. Беллвуд.- Но в некоторых районах, особенно на о-вах Палау, Каролинских и Маршалловых островах, наблюдается прилив меланезийских генов" (Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана., М., 1986. С. 21. См. также с. 314).
   9 Термин epicanthus в настоящее время употребляется не в смысле патологического образования, а для обозначения кожной складки во внутреннем углу глаза, более или менее прикрывающей слезной бугорок. Именно о такой складке и говорит здесь Миклухо-Маклай. Эпикантус представляет собой характерную особенность монголоидов и во многих монголоидных группах встречается у подавляющего большинства индивидуумов. То, что этот признак имеется и у некоторых микронезийцев, свидетельствует о присутствии здесь монголоидного компонента.
   10 В ч. р. далее: "(т. е. обмакнув концы зубьев гребня и поставив инструмент на место кожи, которое желают татуировать, ударяют по головке гребня, которого зубцы вонзаются в кожу)".
   11 Ян Станислав Кубари (1846-1896) - натуралист и этнограф. Его детство и юность прошли в Польше, откуда он эмигрировал в 1868 г. В 1869 г. гамбургский Музей Годефруа послал его на острова Океании для собирания коллекций. Посетив Самоа и несколько микронезийских островных групп, Кубари в 1873 г. обосновался на о. Понапе, где завел плантацию и женился на местной жительнице. Отсюда он совершал путешествия по Микронезии и другим регионам Тихого океана. Кубари активно содействовал немецкой колониальной политике в Океании: в 1885 г. служил переводчиком на военном корабле, поднявшем немецкий флаг на нескольких островах, в 1885-1887 гг. управлял немецкой плантацией на о. Новая Британия, а в 1887-1895 гг. возглавлял факторию монопольной немецкой Новогвинейской компании на Берегу Маклая, где захватил шесть земельных массивов для устройства крупных плантаций. Одна из них была основана в бухте Константина, в результате чего жители Горенду и Гумбу лишились части своих земель и вынуждены были переселиться в Бонгу (см.: Тумаркин Д. Д. Хозяйство папуасов бонгу // На Берегу Маклая (этнографические очерки). М., 1975. С. 87- 88). Кубари внес вклад в изучение природы и населения многих островов Океании. На Палау он находился с февраля 1871 г. по май 1873 г. и снова посетил эту островную группу в 1883-1884 гг. и 1885 г. К 1876 г., когда Миклухо-Маклай совершал свое путешествие по Микронезии, Кубари опубликовал, лишь одну работу о Палау: Kubary J. S. Die Palau-Inseln in der Südsee // Journal des Musйum Godeffroy. 1873. N 4. S. 177-238. Его основные работы об островах Палау включены в его книги: Ethnographische Beiträge zur Kenntniss der Karolinischen Iriselgruppe und Nachbarschaft. Berlin, 1885; Ethnographische Beitrüge zur Kenntniss des Karolinen Archipels. Heft 1-3. Leiden, 1889-1895.
   12 В ч. р. далее: "Об арх. Пелау существует довольно обширная литература. Кроме мореплавателей, которые вскользь посетили эту группу, некоторые из авторов этих описаний оставались довольно долго, чтобы познакомиться отчасти с туземцами, их обычаями и образом жизни. Все эти источники, хотя даже написаны с односторонней точки зрения, соответствующей занятиям авторов и обстоятельствам, которые их привели на эти острова, заслуживают полный интерес, будучи написаны в разное время, при <1 нрзб>, так как с тех пор, как европейские суда стали часто посещать их, образ жизни изменяется, старые обычаи значительно сглаживаются".
   13 В бумагах Миклухо-Маклая (ПО ААН. Ф. 143. Оп. 2. No 11) сохранилась рукопись "Мщение сестры (Фрагмент из истории островов Палау)", написанная, очевидно, Дж. Гибонсом (Гиббоном) на своеобразном английском языке, им самим охарактеризованном как Crйole English. Миклухо-Маклай собирался перевести предание на немецкий язык, подобрал для него эпиграф из комедии Мольера "Школа жен", но фактически перевел лишь несколько первых фраз (Там же. Л. 1 об.). Ознакомление с рукописью показывает, что она написана человеком, слабо разбиравшимся в особенностях местной культуры и изложившим предание в меру своего разумения. Так, в рукописи фигурируют короли, именуемые "их величествами", Сатана и т. д. Более того, искажены некоторые местные топонимы и титулы вождей, что нелегко понять, ибо Гиббон к тому времени уже 16 лет жил на Палау. Вольный, весьма неточный перевод "Мщения сестры" см.: СС. Т. 3. Ч. 1. С. 494-504. В АГО (Ф. 6. Оп. 1. No 142) сохранилась машинописная копия этого перевода, на титуле которой значится: "Перевод, литературная обработка и примечания Д. С. Миклухо-Маклая. 1938 г." Дмитрий Сергеевич Миклухо-Маклай - сын Сергея Николаевича, брата путешественника.
   14 Вест-индский негр Джеймс Гибонс (правильно Гиббон) появился на Палау в 1860 г. С 1870 г. он жил в деревне Корор, женился на островитянке, служил переводчиком иностранцам. В начале XX в. те же функции выполнял его сын Уильям. См.: Krдmer A. Palau. Teilband l. Hamburg, 1917. S. 136.
   15 Имеется в виду "Программа предполагаемых исследований во время путешествия на острова и прибрежья Тихого океана", публикуемая в наст. томе. Приведенная в "Программе" (с. 300) цитата из письма Герланда не вполне совпадает с приводимой в этой статье.
   16 Общая площадь островов, входящих в группу Палау,- ок. 490 кв. км. Упомянутые Миклухо-Маклаем острова на современных картах носят следующие названия: Бабелтуап, Каянгел, Уруктапел, Ангаур, Улонг, Малакал. О топониме Аркледеу см. прим. 1 к этой статье.
   17 Миклухо-Маклай допустил неточность: титул верховного вождя деревни Малегиок и всего округа Нгателнгал - раклай, деревни Айрай (Ирай) и всего округа Нгарагумелбай - нгиракед. Томоль (Темол) - имя раклая, правившего в Малегиоке во время посещения о-вов Палау Миклухо-Маклаем. См.: Krämer А. Palau. Teilband 2. S. 2-3, 104.
   18 О Вильсоне см. прим. 14 к тексту "Острова Агомес, или Хермит" в т. 2 наст. изд.
   19 Миклухо-Маклай приводит названия округов на о. Бабелтуап в неточном написании либо вместо названия округа дает название его главной деревни. Ниже в левом столбце приводим названия округов и деревень из статьи Миклухо-Маклая, в правом - соответствующие названия из книги А. Кремера, который зафиксировал в начале XX в. на этом острове семь округов (Krämer A. Palau. Teilband 2. S. 2-3, 15-19, 65-68):
  
   Артингал
   Нгателнгал
   Нарамелунгуй
   Нгарамлунгуй
   Нареколою
   Нгареголонг
   Аретмау
   Нгардмау
   Айбукет (деревня)
   Нгабукед (округ Нгарард)
   Эмелийк
   Имелик
   Айрай (деревня)
   Ирай (округ Нгарагумелбай)
   Мангалакаль
   Мангалланг (округ Нгареголонг)
   Акалак
   ?
   Каклау
   Кеклау (округ Нгарард)
  
   20 В ч. р. далее: "Рабов, как на о. Вуап, неизвестно".
   21 В XIX в. палауанское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Выделялись два основных социальных слоя: знать и рядовые общинники. Деревню населяли несколько большесемейных общин. Пгава самой знатной общины являлся вождем всей деревни. Несколько деревень составляли округ, которым управлял вождь самой знатной и влиятельной деревни. В 1870-х годах на Палау насчитывалось 18 округов; которые были объединены в две группировки. Одно из этих территориальных объединений возглавлял раклай (верховный вождь деревни Малегиок и округа Нгателнгал), другое - айбадул (верховный вождь деревни Корор и округа Нгаркледеу). Эти две группировки вели борьбу за господство над всем архипелагом; между ними часто происходили вооруженные столкновения, которые использовали в своих интересах европейские и американские моряки и торговцы. Дуализм как принцип социальной организации проявлялся также на окружном и деревенском уровнях. Так, деревня делилась на две "стороны" (битанг). См.: Krämer A. Palau. Teilband 2. S. 4; Teilband 3. Hamburg, 1926. S. 280-281; Alkire W. H. An Introduction to the Peoples and Cultures of Micronesia // Addison-Wesley Modular Publications. Module 18. S. 1. 1972. P. 14-18.
   22 В ч. р. далее было: "(из которых одна очень пострадала от воды)".
   23 Миклухо-Маклаю удалось выявить многие характерные черты религиозных верований жителей Палау. Поклонение небесным богам (галид), вера в духов, культ предков (бладек) и прочих мертвых (делеп) сочетались здесь с тотемизмом и верой в магию. Наряду со жрецами имелись колдуны, знахари и шаманы. См.: Kubary J. S. Die Religion der Palauer // Bastian A. (Red.). Allerlei aus Volks- und Menschenkunde. Bd. 1. Berlin, 1888. S. 1-69; Krämer A. Palau. Teilband 3. S. 334-350; Barnett H. G. Being a Palauan. New York, 1960. P. 79-81.
   24 См. раздел "О суевериях и связанных с ними обычаях" статьи "Этнологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее" в наст. томе.
   25 Об обычае помали см. прим. 19 к дневнику "Второе путешествие в Новую Гвинею 1874 г." в т. 1 наст. изд.
   Сасси (правильнее саси) - слово, обозначающее на Молуккских островах запрет на срывание плодов с дерева, чаще всего дуриана. Запрет выражается в том, что на дерево вешают определенный знак (например, лист кокосовой пальмы). В основе этого запрета лежит страх перед духами.
   26 Цветная литография, изображающая пай (правильнее бай) в Короре, в котором жили Миклухо-Маклай и другие европейские путешественники, помещена рядом с титульным листом в кн.: Krämer A. Palau. Teilband 1. О капитане Макклюре см. прим. 14 к тексту "Острова Агомес, или Хермит" в т. 2 наст. изд.
   27 В ч. р. была начата другая сноска, недописанная и зачеркнутая: "Меня пригласил однажды айбатул к ужину. Войдя в пай, я застал айбатула, который сидел около крайнего окна-двери, и главных рупаков вдоль стен. Около полудюжины монголь хлопотали около деревянных блюд (табиров), вынимая из принесенных горшков (кушанье приготовлялось не в пае) вареное таро и рыбу. Айбатул указал мне место против него у окна. Пока монголь разносили блюда, айбатул и рупаки занялись доставанием из не [больших] ..."
   28 Об уритаос (улитао) см.: Народы Австралии и Океании / Под ред. С. А. Токарева, С. П. Толстова. М., 1956. С. 736.
   Французский военный моряк Луи Клод Фрейсине (1779-1842) предпринял в 1817-1820 гг. кругосветное плавание на корвете "Урани", в ходе которого посетил Марианские острова. См.: Freycinet L. С. Voyage autour du monde... pendant les années 1817, 1818, 1819 et 1820. Historique. T. 2. Paris, 1829.
   Французский иезуит Шарль Ле Гобиен (1653-1708), глава миссии своего ордена в Китае, написал несколько трудов об этой стране, а также книгу: Le Gobien Ch. Histoire des оles Marianes. Paris, 1700. Он был также одним из авторов и составителей первых восьми томов обширной серии: Lettres édifiantes et curieuses, écrites des missionaires étrangères, par quelques missionaires de la Compagnie de Jésus. 34 vols. Paris, 1703-1774.
   29 В ч. р. вместо слова "Дамбы": "Сюда относятся дамбы, мощеные дороги, общественные и частные дома".
   30 В ч. р. далее: "Они строятся из массивных коралловых блоков при низкой воде".
   31 О бай-бай (правильнее па-вай) см. раздел "Постройки" в статье "Остров Вуап, или Яп" в наст. томе и прим. 9 к ней; о двух типах общественных домов на о-вах Палау см. прим. 2.
   32 В ч. р.: "большими окнами".
   33 В ч. р.: "продолговатые площадки".
   34 В ч. р.: "Эти площадки служат очагами".
   35 В ч. р. конец абзаца ("Ряд полок со кокосовое масло") отсутствует. Вместо него другой текст, с исправлениями и сноской: "Никакой мебели, исключая циновок, туземцы Пелау не употребляют <эта фраза зачеркнута>. Описав приблизительно <зачеркнуто>. Посетители садятся вдоль стен обыкновенно по сторонам окон, а вечером, заперев ставни и разведя небольшой огонь (далее зачеркнуто: отделаться, прогнать комаров) <1 нрзб зачеркнуто> располагаются на циновках в обществе монголь {В Короре мне был отведен айбатулом один из 3 пай, которые стоят около его дома, и никто в нем не спал, исключая меня и моей прислуги. На о. Вуап (в Руме) я жил в бай-бай

Другие авторы
  • Каронин-Петропавловский Николай Елпидифорович
  • Майков Валериан Николаевич
  • Томас Брэндон
  • Веттер Иван Иванович
  • Божидар
  • Энгельгардт Михаил Александрович
  • Анненков Павел Васильевич
  • Брюсов В. Я.
  • Боборыкин Петр Дмитриевич
  • Муравьев Андрей Николаевич
  • Другие произведения
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Три великих этических проблемы
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
  • Бибиков Виктор Иванович - Бибиков В. И.: Биографическая справка
  • По Эдгар Аллан - Коттэдж Лэндора
  • Федоров Николай Федорович - О нравственности и мистицизме у Ницше
  • Короленко Владимир Галактионович - В подследственном отделении
  • Мольер Жан-Батист - Казакин
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Петербургская литература
  • Кутузов Михаил Илларионович - Письмо Е. И. Кутузовой
  • Лесков Николай Семенович - Д. П. Святополк-Мирский. Лесков
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа