Русская сатирическая проза XVIII века: Сборник произведений / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Стенник Ю. В.
Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986
Выдан от русских людей, как лечить иноземцев и от их земель людей; зело пристойные лекарства от различных вещей и дражайших.
1. Когда у кого заболит сердце и отяготеет утроба, и тому пристойные статьи:
Взять мостового белого стуку 16 золотников,1 мелкого вещного топу 13 золотников, светлого тележного скрипу 16 золотников, а принимать то все по 3 дни неетчи, в четвертый день принять в полдни, и потеть три дни на морозе нагому, покрывшись от солнечного жаркого луча неводными мережными крылами в однорядь. А выпотев, велеть себя вытереть самым сухим дубовым четвертным платом, покаместь от того плата все тело будет красно и от сердца болезнь и от утробы теснота отидетъ и будет здрав.
2. Крепительные ахинайские статьи, им же пристоит: Егда у кого будет понос, взять девичья молока 3 капли,
густого медвежья рыку 16 золотников, толстого орлового летанья 4 аршина, крупного кошечья ворчания 6 золотников, курочья высокаго гласу пол фунта, водяной струи, сметив по цифирю на выкладку, ухватить без воды и разделить яко добрый шелк без ахлопья длинником на пол десятины, мимоходом по писцовой книге.
3. Крепительные порошки:
Взять волового рыку 5 золотников, чистого, самого ненасного свиного визгу 16 золотников, самых тучных куричьих титек, иноходи пол 3 золотника, вешного ветру пол четверика в таможенную меру, от басовой скрипицы голосу 16 золотников, вежливаго жаравлиного ступанья 19 золотников, денной светлости пол два золотника, нощной темности 5 золотников, яйцо вшить в япанчю и истолочь намелко и выбить ентарного масла от жернов-ного камени 5 золотников.
4. Того ж лекарства живот и сердце крепит:
Взять женского плясания и сердечного прижимания и ладонного плескания по 6 золотников, самого тонкого блохина скоку 17 золотников, и смешати вместе и вложить в ледяную и сушеную иготь и перетолочь намелко железным пестом и принимать 3 дни неетчи. На боляще (?) сердце, в четвертый день поутру рано после вечерень по
3 конопляны чаши принимать вровень не переливая, а после того принимать самый лехкий прием.
5. Крепительныя статьи:
Сухой толченой воды 6 золотников, да взять и с той же обтеки горносталые яйца желток, смешать 3 гусиным бродом большой руки.
6. Им же от запора:
Филинова смеху 4 комка, сухого крещенского морозу
4 золотника и смешать все вместе в соломяном копченом пиве, на одно утро после полден в одиннадцатом часу ночи, а потом 3 дня неетчи, в четвертый день ввечеру на заре до свету покушать во здравие от 3 калачей, что промеж рожек; потом взять москворецкой воды на оловянном или на сребряном блюде, укрошить в два ножа и выпить.
7. Последующая лечба есть и быть довольно, чего у кого привольно, сколь душа примет, кому не умереть - немедленно живота избавит.
8. А буде от животной болезни, дается ему зелья, от которого на утро в землю.
9. А буде которой иноземец заскорбит рукою, провертеть здоровую руку буравом, вынять мозгу и помазать болная рука, и будет здрав без обеих рук.
10. А буде болят ноги, взять ис под саней полоз, варить в соломяном сусле и приговаривать слова: как таскались санные полозья, так же бы таскались немецкие ноги.
Жанр сатирических лечебников возникает в России в XVII веке на волне распространения многообразных форм повествовательной демократической прозы, в обстановке резкого повышения интереса к сатире и юмористике. Традиция рукописных лечебников, рецептурных травников, переводившихся в XVII веке с немецкого и распространявшихся наряду с записями народных заговоров, на рубеже XVIII века переосмыслялась под сатирическим углом зрения, отражая поначалу своеобразное неприятие со стороны простого народа чужеземных новшеств. Эта традиция сохранялась в русском лубке XVIII века. Во второй половине века популярные образцы шуточной сатирической рецептуры появляются на страницах европейских периодических изданий, в основном немецких нравоучительных журналов 1740-1750-х годов, вроде "Увеселения разума и остроумия" ("Belustigungen des Verstandes und des Witzes") или "Сочинения для развлечения ума" ("Schriften zum VergnЭgen des Geistes").
Слияние двух указанных традиций отчетливо наблюдается в сатирических рецептах журналов Н. И. Новикова и у продолжившего эту линию сатиры Н. И. Страхова. Осмысление людских пороков как форм нравственных болезней, требующих врачебного вмешательства, превращается в произведениях сатириков в средство критики общественных недостатков, приобретая зачастую остросоциальный смысл и антикрепостническое звучание. Популярность этой жанровой формы ограничивается в основном хронологическими границами XVIII века.
Неизвестный автор. Лечебник.- Впервые опубл.: Литературный вестник. Киев, 1902, т. IV, кн. 7, с. 203. Печатается по первой публикации.
Пародия находится в составе рукописного сборника 1-й четверти XVIII века (ГПБ. Q. XVII, No 96, л. 27-29 об.).
1 ...16 золотников...- золотник - старинная русская мера веса, равна 4,266 г.