Главная » Книги

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - М. Назаренко. Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина, Страница 10

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - М. Назаренко. Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

от Иова, Господнего вихря.
  
   5. Свидетельством того, что миф Щедрина оказался адекватным средством для описания реальности, служит развитие щедринских традиций в русской литературе XX века. Культура с завидной регулярностью продуцировала тексты, чьи связи со щедринскими (типологические или генетические) очевидны; тексты, содержащие явные или скрытые отсылки к щедринским. Но в то же время Щедрин неизменно оставался недооцененным, полузабытым, неожиданно актуальным (с ударением на "неожиданно"). В первые десятилетия прошлого века влияние Щедрина уходит в низовой пласт культуры, а представители Большой Литературы о писателе, как правило, или почти не вспоминали (Блок, Белый), или не принимали его творчество по причинам идеологическим (Розанов, Бунин). Развитие городского текста русской литературы происходит "без участия" Щедрина, зато всплеск интереса к образу Иуды, как нам представляется, отчасти обязан роману ГГ:
   Всё изменила революция: Щедрин, как и Гоголь, впервые предстает "в своей полной истине", по словам Розанова [1989: 525]. Щедринскую традицию подхватывают написанные на рубеже эпох (1917-1919) "Сказки про Фиту" Е.Замятина. Новое время и для сторонников, и для противников революции означало конец (прежней) истории. Время требовало нового языка описания - и, в то же время, поиска такой модели, на которую можно было бы опереться. Имена Гоголя и Щедрина являются сами собой, но при изображении постисторического, постапокалиптического существования щедринские мотивы были, несомненно, актуальнее. "Оно" было пережито, и там, где Щедрин оборвал свое повествование, там, где обрывается летопись, где "даже для архивариусов литературная деятельность перестала быть доступною", - там лежало нечто новое, требующее выражения в слове. Наиболее влиятельным текстом Щедрина естественно оказывается ИОГ, в которой и возникает этот мотив. Поэтому именно в городском тексте русской литературы щедринские мотивы и образы всего заметнее. При этом в большинстве случаев они соединяются, и подчас довольно причудливо, с темами и образами других писателей. Особое значение приобретают "внеидеологический" метод описания действительности, образ космического Града Земного, обреченного на гибель, и мотив прекращения истории. При этом Булгаков акцентирует незыблемость Града Божьего (что бы ни происходило с его земным воплощением); Платонов анализирует неподлинность бытия, подменяемого бюрократической фикцией ("Город Градов") и хилиастический проект, завершающийся провалом ("Чевенгур"); Добычин в еще большей степени, чем Щедрин, размывает авторскую позицию, сплавляет в образе "Города Эн" противоположные сущности (предельное воплощение мещанства и светлая утопия), акцентирует принципиальную неизменность бытия, не зависящую от социальных потрясений.
   Несмотря на уверения власть предержащих в том, что "нам нужны советские Гоголи и Щедрины", "городской текст" 1940-70-х гг. отходит от щедринских традиций. В диалог с классиком вступают немногие, и среди них наиболее интересны Абрам Терц, братья Стругацкие и Александр Зиновьев (связь "Зияющих высот" с ИОГ уже описана в литературоведении) [Нямцу 1999: 18-22]. "Любимов" Терца продолжает тему социального эксперимента в отдельно взятом городе, однако эсхатологический финал отменяется - уникальный случай в той традиции, которую мы рассматриваем (это может быть объяснено тем, что в Любимове - в отличие от Глупова, вера в Бога еще не погасла окончательно). Стругацкие, вслед за Щедриным (и Уэллсом) исследуют столкновение непредставимого будущего и вполне ужасного настоящего, причем ареной событий естественно оказывается Город ("Гадкие лебеди", "Град обреченный"). Итоговые формулы Стругацких: "Прежняя история прекратила течение свое, не надо на нее ссылаться" (слегка перефразированные слова Щедрина!) и "Будущее создается тобой, но не для тебя".
   В постмодернистских текстах последних десятилетий влияние Щедрина все более наслаивается на другие (прежде всего - Г.Гарсиа Маркеса и В.Набокова), а следовательно - размывается (см., в особенности, "Кысь" Т.Толстой - роман, который включает в себя всю традицию русской литературы, в том числе и щедринскую).
   Разумеется, эти наблюдения имеют предварительный характер: проблема щедринских традиций в русской литературе заслуживает дальнейшего детального рассмотрения.
  
   6. Щедриноведение сделало только первые подступы к тому, чтобы построить общую концепцию эволюции мифопоэтического пласта творчества сатирика. Наше исследование позволяет глубже понять одного из самых своеобразных и актуальных русских классиков и подойти к решению глобальной проблемы - реконструкции метасюжета всего щедринского творчества.

литературА

  
   Салтыков М.Е. (Щедрин). Сочинения. - Т. 1. - М.: Госиздат, 1926; Т. 5. - М.-Л.: Госиздат, 1927. - 520 с.
   САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. Собрание сочинений. В 20-ти т. - М.: Художественная литература, 1965 -1977.
   САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М.: Олимп; АСТ, 1999. - 720 с.
   АВГУСТИН. О Граде Божием. - В 4-х т. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
   АВЕРИНЦЕВ С.С. Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. - В 9-ти т. - Т. 1. - М.: Наука, 1983. - С. 271-302.
   АВЕРИНЦЕВ С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19.
   АВЕРИНЦЕВ С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - 343 с.
   Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг. - Л.: Наука, 1970. - 500 с.
   АНДРЕЕВ Д.Л. Роза Мира. - М.: Тов-во "Клышников-Комаров и К", 1993. - 303 с.
   АУЭР А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд). // Поэтика и стилистика. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. - С. 14-20.
   АУЭР А.П. О природе символической образности в "Истории" Щедрина. // "Шестидесятые годы" в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Калинин: Изд. КГУ, 1985. - С. 59-66.
   АУЭР А.П. Некоторые особенности поэтики М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин: Изд. КГУ, 1989. - С.93-100.
   БАБКИН В.Д., СЕЛИВАНОВ В.Н. Народ и власть. Опыт системного исследования воззрений М.Е.Салтыкова-Щедрина. - К.: Манускрипт, 1996. - 448 с.
   БАЗАНОВА В.И. "Сказки" М.Е.Салтыкова-Щедрина. - М.-Л.: Художественная литература, 1966. - 104 с.
   БАЗИЛЕВСКАЯ А.К. Формы учительной прозы в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Русская литература 1870-1890 годов. - Сб. 7. - Свердловск: Изд. УГУ, 1974. - С. 50-61.
   БАХТИН М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 376 с.
   БАХТИН М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // БАХТИН М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 121-130.
   БАХТИН М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
   (а) БАХТИН М.М. Проблема текста. // БАХТИН М.М. Собрание сочинений. - В 7-ми т. - Т. 5. - М.: Русские словари, 1996. - С. 306-328.
   (б) БАХТИН М.М. Сатира. // Там же. - С. 11-38.
   [БАХТИН М.М.] Записи лекций М.М.Бахтина по истории русской литературы. Записи Р.М.Миркиной. // БАХТИН М.М. Собрание сочинений. - В 7-ми т. - Т. 2. - М.: Русские словари, 2000. - С. 213-427.
   БЕЛОГОЛОВЫЙ Н.А. Из воспоминаний о М.Е.Салтыкове. // М.Е.Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. - Т. 2. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 244-282.
   БИТЮГОВА И.А. и др. Примечания. // ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Полное собрание сочинений. - В 30-ти т. - Т. 9. - Л.: Наука, 1974. - С. 329-524.
   БИЦИЛЛИ П. Возрождение Аллегории. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 208-219.
   Болдинская осень. - М.: Молодая гвардия, 1974. - 448 с.
   БОРЩЕВСКИЙ С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. - М.: ГИХЛ, 1956. - 392 с.
   БУШМИН А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л.: Художественная литература, 1976. - 280 с.
   БУШМИН А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - Л.: Наука, 1984. - 342 с.
   ВАЙЛЬ П., ГЕНИС А. Игрушечные люди. // ВАЙЛЬ П., ГЕНИС А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М.: Независимая газета, 1991. - С. 143-151.
   ВАСИЛЬЕВ В.Е. Концептуальное моделирование художественного дискурса (Салтыков-Щедрин - Замятин - Тынянов). // Метафизические исследования. - Вып. 4. - СПб.: Алетейя, 1997. - С. 296-302.
   ВЕСЕЛОВСКИЙ А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
   ВИКТОРОВА К., ТАРХОВ А. "История села Горюхина". // Знание - сила. - 1975. - No1. - С. 33-34.
   ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.
   ГАБУНОВА Г.М. М.М.Бахтин и М.Е.Салтыков-Щедрин (К вопросу об этическом и эстетическом). // Бахтинские чтения. - Вып. 2. - Орел: Изд. Орловской гос. телерадиокомпании, 1997. - С. 82-86.
   ГАСПАРОВ М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). - М.: Наука, 1971. - 280 с.
   ГАСПАРОВ М.Л. Записи и выписки. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 416 с.
   ГЕРАСИМОВИЧ М.М. Уроки М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Мн.: Нац. институт образования, 1993. - 400 с.
   ГИППИУС В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова. // ГИППИУС В.В. От Пушкина до Блока. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 295-330.
   ГОЛОВИНА Т.Н. "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. - Иваново: Изд. ИвГУ, 1997. - 76 с.
   Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Гл. ред. восточной лит. изд-ва "Наука", 1987. - 218 с.
   ГОНЧАРОВ С.А., ГОЛЬДЕНБУРГ А.Х. Павел Чичиков: судьба героя в легендарно-мифологической ретроспективе. // Имя - сюжет - миф. - СПб.: Изд. СПбУ, 1996. - С. 64-86.
   ГОРЯЧКИНА М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.
   ГРИГОРЬЯН К. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". - М.-Л., 1962. - 116 с.
   ГРИЦАЙ Ю.Ф. "История села Горюхина" А.С.Пушкина - литературный прототип "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Вопросы русской литературы. - Вып. 1 (21). - Львов, 1973. - С. 19-26.
   ГРОЙС Б. Тоталитаризм карнавала. // Бахтинский сборник. - Вып. III. - М.: Лабиринт, 1997. - С. 76-80.
   ГРУШЕВСЬКИЙ М.С. ²стор³я укра¿нсько¿ л³тератури. В 6-ти т., 9-ти кн. - Т. 4. Кн. 2. - К.: Либ³дь, 1994. - 320 с.
   ГУРЕВИЧ А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство, 1981. - 359 с.
   ГУРЕВИЧ А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
   ДМИТРЕНКО С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд. МГУ, 1998. - 96 с.
   ДУРЫЛИН С. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. - М.: Путь, 1914.
   ЕЛИЗАРОВА Л.В. Повествование в "Истории одного города". // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1826 - 1876. - Калинин: Изд. КГУ, 1977. - С. 28-41.
   ЕЛИСЕЕВ Г.З. 862 - 1862, или Тысячелетие России. // Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок. Сатирическое приложение к журналу "Современник". - М.: Наука, 1981. - C. 232-254.
   ЕРОХИН В.Н. Различные формы оценки слова в романе Салтыкова-Щедрина "История одного города". // Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин: Изд. КГУ, 1989. - С.107-111.
   ЕРОХИН В.Н. Изменение семиотических параметров слова в художественном тексте: К проблеме анализа языка и поэтики "Сказок" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // М.Е.Салтыков-Щедрин: Проблемы поэтики, творчества, языка. - Тверь: Изд. ТГУ, 1991. - С. 31-39.
   ЕСАУЛОВ И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры. // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 1. - С. 148-170.
   ЖИВОВ В.М., УСПЕНСКИЙ Б.А. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России). // Успенский Б.А. Избранные труды. В 3-х т. - Т. 1. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - С. 205-337.
   ЖУК А.А. Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
   ЗЛОЧЕВСКАЯ А.В. В.Набоков и М.Е.Салтыков-Щедрин. // Филологические науки. - 1999. - No 5. - С. 3-12.
   ЗЫКОВА Г.В. Еще раз об Угрюм-Бурчееве и революционных демократах. // Русская речь. - 1998. - No 3. - С. 11-13.
   ИВАНОВ Г.В. Из наблюдений над "Историей одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Ученые записки ЛГУ. - 1957 - No 229. Сер. филологич. наук. Вып. 30. Русские революционные демократы. II. - С. 160-179.
   ИВАНОВ Г.В. Проблема "единой правды" в сказке Щедрина "Ворон-челобитчик". // Вестник ЛГУ. - 1983. - No 2. История, язык, литература. - Вып. 1. - С. 31-37.
   ИВАНОВ-РАЗУМНИК Р. Комментарии и примечания. Библиография. // Салтыков М.Е. (Щедрин). Сочинения. - Т. 1. - М.: Госиздат, 1926. - С. 587-630.
   ИСУПОВ К.Г. Художественная философия истории Салтыкова-Щедрина: от исторической риторики к литературной топике и стилистике (статья первая). // Поэтика писателя и литературный процесс. - Тюмень: Изд. ТГУ, 1988. - С. 20-30.
   ИЩУК Г.Н. Читатель в литературно-творческом сознании М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1826 - 1976. - Калинин: Изд. КГУ, 1977. - С. 50-75.
   КАРАМЗИН Н.М. История государства Российского. - В 12-ти т. - Т. 1. - М.: Наука, 1989. - 640 с.
   КЕЛЕЙНИКОВА Н.М. Правда слова не знает границ. М.Е.Салтыков-Щедрин в западноевропейской печати). - Ростов н/Д, 1989. - 144 с.
   КИРПОТИН В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1955. - 721 с.
   КЛЮЧЕВСКИЙ В.О. Русская историография 1861-93. // КЛЮЧЕВСКИЙ В.О. Неопубликованные произведения. - М.: Наука, 1983. - С. 180-186.
   Книга Иуды: Антология. / Сост. С.Ершова. - СПб.: Амфора, 2001. - 310 с.
   КОЗЛОВСКИЙ Ю. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. // САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. Господа Головлевы. - М.: Художественная литература, 1989. - С. 3-18.
   Колесников А.А. Переосмысление архетипа "блудного сына" в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". // Писатель, творчество: современное восприятие. - Курск: Изд. КГПУ, 1999. - С. 38-52.
   КОНДАКОВ Б.В. "Демифологизация" русской культуры в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. - Пермь: Изд. ПГУ, 1993. - С. 13-22.
   Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837 - 1887. - СПб.: Типогр. А.С.Суворина, 1888. - 750 с.
   КРАНИХФЕЛЬД Вл. Салтыков-Щедрин. Опыт литературной характеристики. История одного города. // Современный мир. - 1914. - No 4. - C. 1-27 (2-я пагин.).
   КРИВОНОС В.М. Композиция "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина. // Русская литература 1870 - 1890 годов: Межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск, 1982. - С. 74-89.
   ЛЕВИ-СТРОСС К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1985. - 535 с.
   ЛЕВИ-СТРОСС К. Структура и форма. // Семиотика. - Благовещенск: БГК, 1998. - Т. 2. - С. 427-455.
   ЛИТВИНОВА Е.В. Эсхатологические мотивы в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Материалы XVIII Всесоюзной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс". Филология. - Новосибирск: Изд. НГУ, 1980. - С. 53-59.
   ЛИТВИНОВА Е.В. К вопросу о древнерусских источниках "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука (Сибирское отд.), 1982. - С. 182-195.
   ЛИХАЧЕВ Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб.: Алетейя, 1997. - 508 LXXVI с.
   ЛИЩИНЕР С.Д. На грани противоположностей (Из наблюдений над сатирической поэтикой Щедрина 1870-х годов). // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. - Л.: Наука, 1976. - С. 164-181.
   ЛОТМАН Ю.М. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". // ЛОТМАН Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 30-107.
   ЛОТМАН Ю.М. Текст в тексте. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. - Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 148-160.
   ЛОТМАН Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - XVI 447 с.
   ЛОТМАН Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб., 1998. - С. 13-285.
   ЛОТМАН Ю.М., УСПЕНСКИЙ Б.М. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси. // Вопросы литературы. - 1977. - No 3. - С. 148-166.
   ЛОТМАН Ю.М., УСПЕНСКИЙ Б.М. Миф - имя - культура. // Успенский Б.А. Избранные труды. В 3-х т. - Т. 1. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - С. 433-459.
   МАКАШИН С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. [Т.] 1. - М.: ГИХЛ, 1951. - 587 с.
   МАКАШИН С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860-х годов.. Биография. [Т. 2.] - М.: Художественная литература, 1972. - 600 с.
   МАКАШИН С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870-е годы. Биография. [Т. 3.] - М.: Художественная литература, 1984. - 575 с.
   МАКАШИН С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. Биография. [Т. 4.] - М.: Художественная литература, 1989. - 527 с.
   МАЛИНОВСКИЙ Б. Магия, наука и религия. - М.: Рефл-бук, 1998. - 304 с.
   МАСЛОВ Е.С. Мотив прибеднения в былинах и в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Богатырь" как принадлежность русского национального менталитета. // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. - М.: Диалог МГУ, 1998. - С. 222-223.
   МИЛЬКОВ В.В. Древнерусские апокрифы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 896 с.
   Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.
   МЫСЛЯКОВ В.А. Вопросы изучения сказочного цикла Салтыкова-Щедрина. // Писатель и литературный процесс. - Вып. IV. - Душанбе, 1977. - С. 158-173.
   МЫСЛЯКОВ В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. - Л.: Наука, 1984. - 262 с.
   НЕКЛЮДОВ С.Ю. Время и пространство в былине. // Славянский фольклор. - М.: Наука, 1972. - С. 18-45.
   НЕЧАЕНКО Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. - М.: Юридическая литература, 1991. - 302 с.
   НИКИФОРОВА В.Ф. Сказки в кругу сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 119-130.
   НИКОЛАЕВ Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М.: Художественная литература, 1977. - 358 с.
   НИКОЛАЕВ Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. - М.: Советский писатель, 1988. - 400 с.
   НИКОЛАЕВ Д.П. Два пути сатирического переосмысления истории ("История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина и "История государства Российского" А.К.Толстого). // М.Е.Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII - XX веков. - М.: Наследие, 1998. - С. 114-147.
   НИКОЛЬСКИЙ В.А. Салтыков-Щедрин и Пушкин. - Калинин: Изд. КГУ, 1989. - 64 с.
   НЯМЦУ А.Е. Литературная традиция в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина: Учебное пособие. - Черновцы, 1999. - 40 с.
   ОЛЬМИНСКИЙ М.С. Щедринский словарь. - М.: ГИХЛ, 1937. - 759 с.
   ПАВЛОВА И.Б. Проблема воплощения идеала в романе Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - 1976. - Т. 35. - No 1. - С. 13-21.
   ПАВЛОВА И.Б. Роль символа "оно" в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Филологические науки. - 1979. - No 3. - С. 85-86.
   ПАВЛОВА И.Б. Художественное своеобразие романов Щедрина 60-х - 70-х годов. "История одного города", "Дневник провинциала в Петербурге", "Господа Головлевы". АКД. - М., 1980. - 25 с.
   ПАВЛОВА И.Б. Художественные обобщения Салтыкова-Щедрина о судьбах русского самодержавия. // "Шестидесятые годы" в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Калинин: Изд. КГУ, 1985. - С. 66-69.
   ПАВЛОВА И.Б. Тема рода и семьи у Пушкина и ее развитие М.Е.Салтыковым-Щедриным. // Филологические науки. - 1998. - No 5-6. - С. 21-29.
   Павлова И.Б. Тема рода и семьи у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи. - М.: ИМЛИ РАН, 1999. - 152 с.
   ПАКЛИНА Л.Я. К расшифровке финала "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина. // Вопросы сюжета и композиции. - Горький: ГГУ, 1978. - С. 77-84.
   ПАНИЧ А.О. История одного... человечества? // Филологические исследования: сборник научных работ. - Вып. 1. - Донецк: Юго-Восток, 2000. - С. 71-83.
   ПЕТРОВА Ц.Г. Сатирический модус человека и мира (на материале творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина). Автореф. дисс. ... к. филол. н. - М., 1992. - 21 с.
   Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб.: Акрополь, 1995. - 336 с.
   Повесть временных лет. - Ч. 1. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1950. - 404 с.
   ПОКУСАЕВ Е. "Господа Головлевы" М.Е.Салтыкова-Щедрина. - М.: Художественная литература, 1975. - 120 с.
   ПРОЗОРОВ В.В. Салтыков-Щедрин: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
   ПРОПП В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Искусство, 1976. - 184 с.
   ПРОПП В.Я. Русская сказка. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984. - 385 с.
   ПРОПП В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - СПб.: Изд. СПб. ун-та, 1996. - 365 с.
   (а) ПРОПП В.Я. Поэтика. // Пропп В.Я. Собрание трудов. - [Т. 1.] Поэтика <фольклора>. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 24-92.
   (б) ПРОПП В.Я. Фольклор и действительность. // Там же. - С. 301-334.
   Сочинения Козьмы ПРУТКОВА. - М.: ГИХЛ, 1959. - 399 с.
   ПУШКИН А.С. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. - Л.: Наука, 1977-1979.
   РАБИНОВИЧ Е.Г. Выработка стратегии поведения в поздней античности (Феб - Люцифер). // Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука, 1985. - С. 95-120.
   РАКИТИНА Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Филологические исследования. - Вып. 3. - Донецк, Юго-Восток, 2001. - С. 140-148.
   РЕЙФМАН П. М.Е.Салтыков-Щедрин. 15.I.1826 - 28.IV.1889. (Творческий путь). - Тарту: Изд. ТГУ, 1973. - 150 с.
   РОГОВЕР Е.С. Мера и формы комического в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1826 - 1876. - Калинин: Изд. КГУ, 1977. - С. 41-59.
   РОЗАНОВ В.В. [Письмо] Э.Ф.Голлербаху. // РОЗАНОВ В.В. Мысли о литературе. - М.: Современник, 1989. - С. 525-526.
   САМОСЮК Г.Ф. Библеизмы в структуре образа Иудушки Головлева. // Литературоведение и журналистика. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 2000. - С.91-102.
   САХАРОВ И.П. (сост.) Сказания русского народа. - М.: Художественная литература, 1990. - 397 с.
   СВИРСКИЙ В. Демонология: Пособие для демократического самообразования учителей. - Рига: Звайгзне, 1991. - 164 с.
   СКАБИЧЕВСКИЙ А.М. История новейшей русской литературы. 1848 - 1906. - СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1906. - 504 с.
   Словарь языка Пушкина. - В 4-х т. - Т. 3. - М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1959. - 1070 с.
   СМИРНОВ И.П. Место "мифопоэтического" подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского "Вот так я сделался собакой"). // Миф - фольклор - литература. - Л.: Наука, 1978. - С. 186-203.
   СМИРНОВ И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. - М.: Новое литературное обозрение, 1994.
   СОКОЛОВА К.И., БИЛИНКИС Я.С. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. // История русской литературы XIX века. Вторая половина. / Под ред. проф. Н.Н.Скатова. - М.: Просвещение, 1987. - С. 315-354.
   СОЛОВЬЕВ С. Историко-литературные этюды. К легендам об Иуде предателе. - Вып. 1. - Х.: Типогр. Губ. Правления, 1895. - XIV 194 с.
   СТЕПНЯК-КРАВЧИНСКИЙ С. С.И.Бардина. // Степняк-Кравчинский С. Сочинения. В 2-х т. - Т. 1. - М.: ГИХЛ, 1958. - С. 555-573.
   Стихи духовные. / Сост. Ф.М.Селиванова. - М.: Советская Россия, 1991. -
336 с.
   СТРАХОВ А.Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия. // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. - [Вып.] 1. - М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1988. - С. 92-94.
   СТРОГАНОВ М.В. О финале "Истории". К проблеме: Щедрин и декабристы. // "Шестидесятые годы" в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Калинин: Изд. КГУ, 1985. - С. 69-80.
   СТРОГАНОВ М.В. Три заметки к текстам М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин: Изд. КГУ, 1989.- С. 58-66.
   СТРОГАНОВА Е.Н. Забытое произведение и его автор (Об одном из источников романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города"). // Русская словесность. - 1995. - No 4. - С. 19-22.
   [СУВОРИН А.С.] А.Б-ов. Историческая сатира. // Критическая литература о произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Вып. 2. - М.: Изд. А.С.Панафидиной, 1905. - С. 72-99.
   ТЕЛЕГИН С.М. Мифологические мотивы в творчестве русских писателей 60-80-х годов XIX века (Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков). // Литературные отношения русских писателей XIX - начала XX в. - М: Изд. МПУ, 1995. - С. 148-162.
   ТЕЛЕГИН С.М. "Не так страшен черт, как его малютки" (Миф на страницах романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). // Русская словесность. - 1997. - No 5. - С. 22-28.
   ТЕЛЕГИН С. О художественном смысле образа Коняги в одноименной сказке Щедрина. // САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М.: Олимп; АСТ, 1999. - С. 672-677.
   ТИМОФЕЕВА Г.Ю. Басенное начало в поэтике сказок Салтыкова-Щедрина. // Сб. науч. работ аспирантов Харьковского гос. ун-та (Гуманитарные науки). - Х.: Основа, 1992. - С.240-243.
   ТИМОФЕЕВА Г.Ю. Компоненты мифопоэтики и художественная модель мира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Начало. - Вып. 4. - М, 1998. - С. 97-110.
   ТОПОРОВ В.Н. Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф. // Балто-славянские этноязыковые контакты. - М.: Наука, 1980. - С. 3-71.
   ТОПОРОВ В.Н. Заметки по реконструкции текстов. // Исследования по структуре текста. - М.: Наука, 1987. - С. 99-132.
   ТОПОРОВ В.Н. Несколько слов о книге к будущему ее читателю. // ЕВЗЛИН М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993. - С. 7-28.
   ТОПОРОВ В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - 623 с.
   (а) ТОПОРОВ В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний. // Из работ московского семиотического круга. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - С. 128-170.
   (б) ТОПОРОВ В.Н. Пространство и текст. // Из работ московского семиотического круга. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - С. 455-515.
   Тургенев И.С. History of a Town. Edited by M.E.Saltykoff. (Istoriya odnogo goroda). // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем. В 28 т. - Сочинения. В 15 т. - Т. 14. - М.-Л.: Наука, 1967. - С. 250-252.
   ТЫНЯНОВ Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии). // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 198-226.
   УАЙТ Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. - Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 2002. - 528 с.
   УСПЕНСКИЙ Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема). // Успенский Б.А. Избранные труды. В 3-х т. - Т. 1. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - С. 9-70.
   ФОРМОЗОВ А. "Процветают ли науки и искусства, им и горя мало..." // Знание - сила. - 1993. - No 8. - С. 47-55.
   Христианство. Энциклопедический словарь. - В 3-х т. - Т. 3. - М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - 783 с.
   ШИШКИН А.П. Утопическая традиция в осмыслении М.Е.Салтыкова-Щедрина. // М.Е.Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. - Тверь: Изд. ТГУ, 1996. - С. 52-57.
   ШНЕЕРСОН М.А. Фольклорные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина. // Литература в школе. - 1976. - No 1. - С. 70-79.
   ЭЙХЕНБАУМ Б.М. "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина (Комментарий). // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. - Л.: Художественная литература, 1969. - С. 455-502.
   ЭЛИАДЕ М. Космос и история. - М: Прогресс, 1987. - 312 с.
   ЭЛИАДЕ М. Аспекты мифа. - М.: Инвест-ППП, 1995. - 239 с.
   ЭЛИАДЕ М. Мифы, сновидения, мистерии. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996. - 288 с.
   (а) ЮНГ К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. // ЮНГ К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.
   (б) ЮНГ К.Г. Психология и поэтическое творчество. // Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.: Изд. политич. литературы, 1991. - С. 103-118.
   ЯКОВЛЕВА Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М.: Гнозис, 1994. - 344 с.
   DRAITSER E.A. Techniques of satire: The case of Saltykov-?edrin. - B.-N.Y.: Mouton de Gruyter, 1994. - XXIII 213 p.
   EHRE M. A Classic of Russian Realism: Form and Meaning in The Golovlyovs. // Saltykov-Shchedrin's The Golovlyovs: A critical companion. - Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 1997. - P. 101-118.
   FOOTE I.P. Reaction or Revolution? The Ending of Saltykov's The History of a Town. // Oxford Slavonic Papers. Оксфордские славянские записки. New Series. - Vol. 1. - 1968. - P. 105-125.
   Saltykov-Shchedrin's The Golovlyovs: A critical companion. / Ed. by I.P. Foote. - Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 1997. - VIII 264 p.

БИБлиография
ОПУБЛИКОВАННЫх ФРАГМЕНТов ДИССЕРТАЦИИ

  
   Iсторiографiя "Iсторi¿ одного мiста" М.ª.Салтикова-Щедрiна. // Вiсник Ки¿вського iнституту "Слов'янський унiверситет". - Вип.3. Фiлологiя. - К., 1999. - С.191-195.
   "История села Горюхина" Пушкина и "История одного города" Салтыкова-Щедрина: компаративный аспект. // А.С.Пушкин и проблемы мировой культуры: Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. - К.: Логос, 1999. - Вып. 1, т.1. - С.84-91.
   Мифология "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина (Краткий очерк). // Studia Litteraria Polono-Slavica. - Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy, 2000. - Tom 5. - S. 175-186.
   Библейский контекст "Господ Головлевых". // Русская литература накануне третьего тысячелетия. Итоги развития и проблемы изучения: Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. - К.: Логос, 2002. - Вып. 3. - С.164-173.
   Авторский миф в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". // Пiвденний архiв. Фiлологiчнi науки: Зб. наукових праць. - Вип. XII. - Херсон: Айлант, 2001. - С. 229-233.
   "Казки" М.ª.Салтикова-Щедр³на: спроба м³фопоетичного анал³зу. // Л³тературознавч³ обр³¿: Прац³ молодих учених Укра¿ни. - Вип. 2. - К.: ²нститут л³тератури ³м. Т.Шевченка НАН Укра¿ни, 2001. - С. 143-149.
  
  
   Концепция, содержащаяся в 5-м разделе Заключения, более подробно изложена в статьях:
  
   Щедринские традиции в творчестве А.Платонова ("Город Градов"). // Литературоведческий сборник. - Вып. 5/6. - Донецк: ДонГУ, 2001. - С. 176-186.
   М.Е.Салтыков-Щедрин в творческом сознании русских писателей XX века. // Мова i культура. - Вип. 4. - Т. IV. - Ч. 2. - К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2002. - С. 57-65.
  
  

ОБ АВТОРЕ

  
   Назаренко Михаил Иосифович (р. 1977) - выпускник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Филолог, критик, прозаик. В настоящее время - преподаватель кафедры истории русской литературы Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   105
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 400 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа