Главная » Книги

Сенковский Осип Иванович - Воспоминания о Сирии, Страница 2

Сенковский Осип Иванович - Воспоминания о Сирии


1 2

слепленным взором" (Собрание сочинений... Т. 7, с. 172).
   19 Хаваджа - "господин" (в обращении к европейцам).
   20 В Энциклопедическом Лексиконе Плюшара (т. 3, с. 295-296) Сенковский поместил статью об Антуне Арыде, "Арыда, Antonio Aryda, по-арабски эль-Хури Антун Арыда, известный ориенталист и профессор арабской словесности в Вене, по происхождению маронит из Гор Ливанских, родился в 1736 году в Триполи Сирийском, умер в 1820 г. Арыда принадлежал к одной из важнейших фамилий в своем отечестве, воспитывался в Риме, будучи с детства предназначен к духовному званию, и находился некоторое время в должности придворного священника при эмире Юсуфе, владетеле Ливанских Гор, когда тот принял христианскую веру. В один из тех переворотов, которые так часто случаются в этих горах, покровитель его лишился престола, и все приверженцы низверженного эмира должны были спасаться бегством. Арыда решился искать убежища в Европе, где скоро предложена была ему венская кафедра арабской словесности. Занимая ее с честию и пользою в продолжение многих лет, он издал на латинском языке грамматику арабского языка по системе аравитян, весьма уважаемую ориенталистами, и принимал деятельное участие в основании и успехах известного сочинения Fundgruben des Orients. В Хрестоматии Яна (Jahn) напечатаны четыре любопытные, его рассуждения на арабском языке в виде разговоров о разных предметах арабской филологии, обычаях сирийских христиан и истории Ливана. Еще до возвращения своего в Европу он много писал по-арабски, и перевод его творений Иоанна Златоуста в рукописном издании славится в Сирии изящностью своего слога. В 1814 г. он вознамерился отправиться обратно в Ливан и там дожить остаток преклонных лет своих. Он оставил Европу, где образовал многих ориенталистов, известных ныне в ученом свете, избрал местом жительства один необитаемый монастырь в Айн-Туре, близ Бейрута, и учредил там училище для нескольких арабских юношей из хороших фамилий, большею частию своих родственников, которых, наоборот, стал обучать западным наукам. Смерть не дозволила ему наслаждаться плодом последнего усилия жизни, посвященной вполне пользе ближнего, наукам и истинному благочестию. Он скончался среди своих трудов в Айн-Туре".
   21 Сенковский описывает с присущей ему иронией этикет взаимоотношений сирийских собеседников. Здесь уместно привести интересные замечания А. Е. Крымского из его "Истории новой арабской литературы": "Иногда неприятное впечатление не простой любезности, но как будто льстивости всех арабов-сирийцев вызывает приторно чрезмерная их вежливость, полная обильных стереотипных формул "таклифат" - "церемоний". Надо, однако, помнить, что эти внедрившиеся таклифат свидетельствуют также о старинной культурности народа и являются в своей сути, собственно, не более льстивыми условностями, чем европейское "милостивый государь" и "ваш покорный слуга". Гораздо неприятнее может подействовать на свежего приезжего человека общепринятый у городского (реже у сельского) населения Сирии обычай рассыпать прямо в лицо собеседнику гиперболические комплименты, об искренности которых не может быть и речи. Сами сирийцы-горожане смотрят на это как на признак уменья разговаривать с подлинной вежливостью, "по-человечески", да даже так и называют это рассыпание неискренних комплиментов очень благовидным термином "инсаниййа" (букв, "человечность" в смысле: истинно вежливое, "человеческое обращение" с людьми)". К концу XIX в., отмечал Крымский, в крупных европеизированных городах типа Бейрута этот обычай стали рассматривать в культурной среде как унизительный для человеческого достоинства (с. 329-330).
   22 Мустафа ибн Абдаллах Кятиб Челеби (Хаджи Хальфа; 1609-1657) - турецкий ученый-историк, географ и библиограф. В данном случае речь идет, по-видимому, о его популярном труде "Джихан-нума" ("Миропоказатель"), написанном на турецком языке и изданном в 1732 г. в Стамбуле Ибрахимом Мутеферрикой (ок. 1674-1745). По мнению Крачковского, значение Хаджи Хальфы "для арабо-турецкой географической литературы в том, что наряду со старыми восточными источниками здесь впервые привлечены, притом не случайно, а систематично, выводы европейской науки" (Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. - Избранные сочинения. Т. 4. М., 1957, с. 617).
   23 Речь идет о греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., в результате которой Греция свергла османское владычество и завоевала независимость.
   24 Речь идет об Абдаллах-паше (род. ок. 1800 г.) - сыне одного из мамлюков Сулейман-паши, правившего Сайдским пашалыком в 1804-1818 гг. В 1819 г., после смерти Сулейман-паши, Абдаллах был назначен правителем этого пашалыка (см. примеч. 1 к "Обзору Оттоманской армии") и сохранил свою власть вплоть до египетской оккупации Сирии в 1832 г. Он вел сепаратистскую политику и претендовал на управление соседними сирийскими пашалыками; дважды выдержал в Акке осаду турецких войск (в 1821 и 1822 гг.). Сделал попытку создать собственное регулярное войско, обученное европейскими офицерами. Отличался фанатизмом, алчностью и жестокостью. Когда началось греческое восстание, султанское правительство обвинило православное население империи и духовенство Стамбула в сочувствии греческому движению. Константинопольский патриарх Григорий V был повешен, по всей империи прокатились христианские погромы. Согласно К. М. Базили, Абдаллах-паша "гнал христиан, сажал в тюрьму архиереев и приматов во всех городах своего пашалыка, требовал непомерных контрибуций, для уплаты коих христиане были доведены до того, что даже церковное серебро обращали в слитки" (Базили К- М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962, с. 89). Это не помешало Абдаллаху вступить в переговоры с греческими корсарами во время осады Акки османскими войсками.
   25 Речь идет об обращении правящего дома эмиров Шихабов в христианство. Существуют разные версии по поводу того, кто и когда из членов этого мусульманского суннитского рода принял христианство. По мнению маронитского историка Бутруса Дау, первой приняла христианство в 1710 г. вдова правящего эмира Бешира I, а эмир Бешир II был крещен при своем рождении в 1767 г.
   26 Дуккан (араб.) - "лавка", "лавочка".
   27 Xарруб, царьградский боб - рожковое дерево, стручки которого (рожки) содержат сладкие и терпкие на вкус бобы. См. также примеч. 15 к "Запискам русского врача".
   28 Дукканджи, дукканчи (араб.-тур.) - "владелец дуккана".
   29 У маронитов существовал ряд отступлений от брачных норм католицизма, в частности сохранялась практика кузенных браков (жениться на дочери брата отца или сестры матери), широко распространенных и даже предпочтительных в арабском мире. Маронитский церковный собор 1596 г. под давлением Римской церкви осудил нарушение католических семейно-брачных установлений в маронитской церкви. См.: Родионов М. А. Марониты. Из этно-конфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1981, с. 71-76.
  
   Текст воспроизведен по изданию: Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М. Наука. 1991
   сетевая версия - Тhietmar. 2008
OCR - Кулаков А. 2008
  

Другие авторы
  • Жукова Мария Семеновна
  • Гайдар Аркадий Петрович
  • Барро Михаил Владиславович
  • Терентьев Игорь Герасимович
  • Путилин Иван Дмитриевич
  • Погорельский Антоний
  • Михаил, еп., Никольский В. А.
  • Чуйко Владимир Викторович
  • Рожалин Николай Матвеевич
  • Неведомский М.
  • Другие произведения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Полное собрание сочинений Фаддея Булгарина...
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Робинзон Крузе. Роман для детей. Сочинение Кампе
  • Лукаш Иван Созонтович - Настоящий литератор
  • Лесков Николай Семенович - Оскорбленная Нетэта
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Короленко В. Г.
  • Николев Николай Петрович - Плач России...
  • Горбунов-Посадов Иван Иванович - Уничтожьте же, наконец, смертную казнь
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Казаки
  • Высоцкий Владимир А. - Я. Яцимирский. Новейшая польская литература от восстания 1863 года до наших дней
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Чуть-чути
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа