Главная » Книги

Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 11, Страница 19

Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 11


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

аночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!" "Стреляйте, стреляйте! - кричал беспрестанно Никанор. - Смотрите хорошенько в трубки, где воевода; в него и стреляйте: как поразим пастыря, ратные люди разойдутся, аки овцы". Но между осажденными была постоянно рознь. Мы видели, что монахи, стоя горячо за предания чудотворцев, как они выражались, не хотели, однако, порвать с правительством и на вопрос архимандрита Иосифа: царь православен ли, отвечали утвердительно; даже главный оратор старообрядства, Геронтий, не одобрял стрельбы в государевых людей. Таким образом, двое главных заводчиков восстания разошлись. Но на стороне Никанора были начальники ратных людей, сотники Воронин и Самко; эти не только считали позволительным стрелять в государевых людей, но требовали от священников, чтоб перестали молиться за государя. "Молитесь за преосвященных митрополитов и за всех православных христиан!" - говорили они священникам, а про государя говорили такие слова, что "не только написать, но и помыслить страшно". Видя, что по их не делается, воры схватили четырех монахов, главных своих противников, в том числе и Геронтия. 16 сентября созвали собор и объявили келарю, что служить больше не будут и ружье на стену положили, потому что священники их не слушаются, молятся за государя, а они этих молитв слышать не хотят. Келарь стал им бить челом, и они умилостивились, взяли снова оружие, но объявили священников еретиками, перестали ходить в церковь, исповедовались друг у друга, а не у отцов духовных, завели содомию, начали расхищать монастырскую казну. Геронтий с товарищами были выпущены из тюрьмы, но принуждены были оставить монастырь и явились к Мещеринову. Геронтий остался верен своим убеждениям и объявил в допросе: "Перед великим государем я во всем виноват: я за него всегда бога молил, теперь молю и вперед молить должен: апостольскому и св. отец преданию последую: а новоисправленных печатных книг, без свидетельства с древними харатейными, слушать и тремя перстами крест на себе воображать сумнительно мне, боюсь страшного суда божия!"

    Большая часть священников оставила монастырь: тогда воры приговорили между собою крест целовать, что им стоять и биться против государевых людей, за сотников и помереть всем заодно: но когда начали целовать крест, то оказалось много нежелающих, а двое оставшихся священников прямо отказали и церковной службе. Но Никанор не унывал. "Мы, - кричал он, - и без священников проживем, в церкви часы станем говорить, а священники нам не нужны!"

    В конце мая 1675 года Мещеринов опять явился под монастырем со 185 стрельцами. В августе пришло к нему еще около 800 стрельцов двинских и холмогорских. На этот раз воевода не пошел, 110 обычаю, зимовать в Сумской, но остался под монастырем. Попытка взять его приступом 23 декабря не удалась: но перебежчик монах Феоктист указал Мещеринову отверстие в стене, легко закладенное камнями. Ночью на 22 января, в сильную метель и бурю, Феоктист новел стрельцов к отверстию; камни были выломаны, и перед рассветом стрельцы были уже в монастыре; осажденные, ничего не подозревая, разошлись уже спать, часовые стояли по башням, и стрельцы могли на свободе сбить замки и отворить ворота, в которые и вошел Мещеринов с остальными стрельцами. Защитники монастыря проснулись уже слишком поздно: некоторые из них бросились было на стрельцов с оружием в руках, но сгибли в неравном бое; заводчики Никанор, Самко были схвачены и казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги; те же, которые объявили, что повинуются государю и церкви, прощены и остались жить в монастыре.


ДОПОЛНЕНИЕ К ТОМУ ОДИННАДЦАТОМУ

    1. Дела Малоросс. в Москов. глав. архиве мин. иност. дел 1665 года, Š 68. Список городов:

    Переяславский полк: Переяславль, Барышполе, Барышовка, Воронков, Золотоноша, Домонтов, Бубнов, Оржица; разоренные: Генмязов, Ирклеево, Басань, Кропивная, Бурорль.

    Киевский полк: Киев, Острь, Козелец: разоренные: Бобровица, Заворычь, Гоголев.

    Нежинский полк: Нежин; разоренные: Кобыжжа, Носовка, Олшевка, Мрын, Девица Салтыкова, Ивань-Городище, Бахмач; жилые: Борозна, Конотоп, Батурин, Новые Млыны, Короп, Глухов, Королевец, Воронеж.

    Черниговский полк: Чернигов, Седнев, Березная, Мена, Сосница; разоренные: Любеч, Лоев.

    Стародубский полк: Стародуб, Новгородок, Погарь, Почеп, Мглин.

    Полтавский полк: Полтава, Санджаров Старый, Санджаров Новый, Белики, Кобыляк, Кишенка, Переволочная, Решетиловка.

    Миргородский полк: Миргород, Хороль, Сорочинцы, Учтивица, Ярески, Остап Голтва, Манджеленовка; разоренные: Барановка, Шишак, Белоцерковка, Богачка, Балаклейка.

    Лубенский полк: Лубны, Пирятин, Глинск, Ромен; разоренные: Чернухи, Смелая, Костянтинов, Лукомль, Венча, Куренка, Яблонов.

    Прилуцкий полк: Прилуки, Гуня, Красной, Серебряное, Варва, Иваница, Переволочная, Буровка (разорен).

    Роспись, в которые времена в малороссийских городах ярмонки бывают:

    В Киеве: в день св. Георгия после Светлого Воскресения; на Рождество богородицы; в первую неделю Великого поста.

    В Переяславле: в день св. Симеона (1 сентября); на Богоявление; в десятую пятницу.

    В Баришовке: на Воздвиженье; о Васильеве дне (1 января); в день Николы вешнего.

    В Барышполе: в день св Петра и Павла, о Масляной неделе.

    В Золотоноше: на Успение богородицы: в Сырную неделю.

    В Чернигове: на Богоявление; в день св. Прокопия; в день св. Евстафия.

    В Мглине: в день Преображения.

    В Погаре: в оба Николина дня и на Успение.

    В Почепе: в Ильин день.

    В Конотопе: в день св. Георгия.

    В Коропе: в Троицын день и в день св. Евстафия (сентября 20).

    В Прилуке: в Сырную неделю; в день Рождества Предтечи; в день св. Димитрия.

    В Ичне: о Петровом заговенье; в Ильин день.

    В Варве: в день апостола Петра.

    В Чернухах: в Петрово заговенье.

    В Красном: в Николин день осенний; в Петрово заговенье.

    В Серебряном: в день Николы осеннего.

    В Пирятине: в четвертую неделю Великого поста.

    В Лубнах: в Троицын день, Преображенье, Покров.

    В Миргороде: в Рождество богородицы; в Николин день осенний.

    В Нежине: на Троицын день; на Покров; во всеедную неделю перед Масленицею.

    2. Из отписки князя Алекс. Никит. Трубецкого царю в августе 1659 года. Когда Трубецкой объявил ратным людям поход в Нежин, то "городовые дворяне и дети боярские на нас, холопей твоих, кричали великим шумом и говорили с большим невежеством, что им с нами в поход не идти, и шумели на нас гилем: и мы тех гилевщиков велели имать стрельцом, и из тех гилевщиков изымали бежиченина Кирилла Неупокоева сына Корякина да костромитина Тихомира Иванова сына Матцкого, и их, Кирилла и Тихомира, городовые дворяне и дети боярские у стрельцов учали отбивать, и я, холоп твой Алешка, за тех гилевщиков сам принялся, чтоб их отбить не дать. Городовые дворяне и дети боярские много кричали большим криком: не давай, не давай! отыми, отыми! и меня затеснили, и товарищи мои и ясаулы, которые были за нами в то время на съезжем дворе, гилевщиков от меня отбили, и изыманых гилевщиков, бежиченина Кирилла Корякина да костромитина Тихомира Матцкого, мы велели отослать в тюрьму до твоего, великого государя, указу. А как мы пошли с съезжего двора, и на нас городовые дворяне и дети боярские шумели ж многим невежеством, и говорили, что-де им в поход с нами в Нежин не хаживать, и по улицам учали бунтовать, и на площадях круги заводить, и рейтар, и драгунов, и стрельцов наговаривать, чтоб они с ними заодно были. Да августа ж в 29 день поехали мы к обедне, и на улице у двора, на котором я стою, стояли городовые дворяне и дети боярские многолюдством же и гилем, а иные были с чеканы и с топорками, и, выступя из них, арзамасец Яков Дмитреев да костромитин Василей Салманов учали нам в походе отказывать большим шумом и невежеством и учали многие бунтовать и на нас кричали ж большим криком, и мы тех пущих гилевщиков дву человек велели изымать стрельцам и отвести на съезжий двор, и тех гилевщиков учали у стрельцов отбивать, и мы тех пущих гилевщиков изымали, а иные разбежались, и тех дву человек велели повесить и, доведчи до виселицы, велели от виселицы поворотить и до съезжего двора бить кнутом нещадно". (Архив мин. юстиции, столбцы Малоросс. приказа, No 5855)


Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 365 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа