ость от богатого, сильного,
чтоб найти у них помощь и покровительство, найти защиту как от насилия
других сильных, какой не может дать государство еще слабое, так и от требований
самого государства. Известно, что так называемая феодальная система на
Западе, господствовавшая в то время, когда тамошние государства находились
в первобытном, неразвитом состоянии, основывалась на этом стремлении слабых
войти в зависимость от ближайших сильных с целью найти в них защиту и покровительство.
Вот почему и в древней России мы видим сильное стремление добровольно
входить в частную зависимость. Человек отдавался или продавался добровольно
в холопы, давал на себя кабалу. Отпущенный на волю по завещанию умершего
господина, холоп спешил закабалить себя наследнику покойного господина
или другому кому-нибудь. Но кроме этого добровольного закабаливания себя
в личное услужение видим стремление людей, имеющих свое независимое хозяйство
и промыслы, закладываться за людей сильных для приобретения защиты и освобождения
от тяжких государственных повинностей, стремление, по тогдашнему выражению,
жить за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсосе дниках.
Государство, разумеется, не может равнодушно смотреть на все эти явления.
Накопляется огромное количество жалоб мелких землевладельцев, что крестьяне
бегут с их земель и тем лишают их средств кормиться, следовательно, лишают
средств служить. Несмотря на закон о прикреплении крестьян, богатые и сильные
землевладельцы продолжали переманивать крестьян у недостаточных собратий
своих,- переманит и сейчас же отправит в отдаленную вотчину, где прежний
господин его не сыщет. Пустеют целые волости от тяжких податей и воеводских
притеснений, бегут или закладываются посадские люди. Но уход крестьянина
от помещика лишает государство возможности иметь в сборе достаточное число
войска; уход, укрывательство, закладничество тяглого человека лишает бедное
государство последних финансовых средств, и вот одною из главных постоянных
забот государства становится ловля человека. Помещик жалуется, что ушел
работник, земля пуста, дохода не дает, а нанять работника нечем, да и некого;
посадские люди жалуются, что товарищи их ушли или заложились за бояр, за
монастыри, тягла не тянут, вся тяжесть обрушивается на оставшихся, которым,
разумеется, нельзя справиться и приходится самим брести розно, и государство
должно удовлетворять всем этим жалобам, должно ловить работника, тяглого
человека, усаживать на одно постоянное место, стеречь, чтоб не ушел. Государство
из финансовых видов должно вооружиться против закладничества, должно освобождать
людей от частной зависимости, освобождать силою, против их воли, и освобожденные
составляют заговор, чтобы произвести кровавый бунт против освободившего
их правительства: зачем освободило. Вот явление, которое заставляет нас
быть очень осторожными и не судить по настоящему о прошедшем.
Понятно, что меры государства относительно ловли и усажи-вания людей
не могли быть очень действительны. Уйти и скрыться в громадной малонаселенной
стране было легко;
открытость границ, условие, столь затруднительное относительно государственной
обороны, облегчавшее врагам доступ в Россию, облегчало и русскому народонаселению
возможность выхода, возможность разбрасываться все более и более на неизмеримых
пространствах, пустых или почти пустых по ничтожности их туземного народонаселения.
Понятно, что такая колонизация, такое постоянное расширение государственной
области, не имеющей изначала резко очерченных границ, расширение, которое
беспрепятственно шло чрез пустыни Северной Азии и могло остановиться только
на берегах Восточного океана, такое постоянное расширение государственной
области, и без того громадной, такой отплыв народонаселения, и без того
незначительного, только усиливало затруднения государства в его отправлениях.
К тому же подле выселения людей с земским характером, людей, переносивших
на новые места свой труд, мы видим выход людей с другим характером, - людей,
которые, ушедши от тяжкого труда, от надзора правительственного и общественного,
начинают заниматься дурным промыслом, жить на чужой счет; в густых лесах
малонаселенной страны так легко было образоваться и укрываться от преследований
разбойничьим шайкам, от которых мирное сельское народонаселение терпело
более, чем от внешних врагов; от последних терпели окраины, разбойники
свирепствовали повсюду.
Но не один лес служил убежищем для людей, которые хотели жить на чужой
счет, на счет трудящихся в поте лица братии:
широкие степи, с которыми граничила древняя Россия на юге и юго-востоке,
переставши быть привольем хищных кочевых орд, стали привольем казаков - людей,
не хотевших в поте лица есть хлеб свой, людей, которым по их природе, по
обилию физических сил было тесно на городской и сельской улице, которые,
по старинному представлению, не могли пройтись по ней, чтоб не задеть другого,
не сшибить его с ног, на что, разумеется, эти задавленные и сшибаемые с
ног не могли смотреть равнодушно и быть благодарными; поэтому люди, чувствовавшие
такую тесноту в обществе и не желавшие работать, спешили на простор, в
широкую степь, где могли гулять, живя на чужой счет, т. е. грабя своих
и чужих. Так образовалась противоположность между земским человеком, который
трудился, и казаком, который гулял,- противоположность, которая необходимо
должна была вызвать столкновение, борьбу. Эта борьба разыгралась в высшей
степени в начале XVII века, в так называемое Смутное время, когда
казаки из степей своих под знаменами самозванцев явились в государственной
области и страшно опустошили ее, явились для земских людей свирепее поляков
и немцев (грубнее литвы и немец, по выражению летописца). Понятно, что
это опустошение не могло улучшить экономическое положение страны, которое
в продолжение нескольких лет сряду терпело от разбоя, производившегося
в самых ужасающих размерах, с неслыханною ненавистью к мирному труду, к
гражданину-труженику, к земскому человеку.
В последнее время, когда русская мысль, недостаточно установленная правильным
научным трудом, произвела несколько странных явлений в нашей литературе,
в некоторых так называемых исторических сочинениях выказалось стремление
выставить этих героев леса и степи, разбойников и казаков, с выгодной стороны,
выставить их народными героями, в их деятельности видеть протест во имя
народа против тягостен и неправды тогдашнего строя государственной жизни.
Протест! Мы привыкли к этому слову, оно легко для нас, как легко самое
дело. Но в сущности это дело не так легко, а потому и слово не должно употреблять
легкомысленно; в сущности в самой тесной связи с ним находятся слова: подвиг,
пророчество, мученичество, и, конечно, это слово вовсе нейдет к людям,
которые покидали своих собратий в их подвиге, в их тяжелом труде и уходили,
чтоб гулять и жить на чужой счет, на счет тяжкого труда своих собратий.
Хорош протест во имя народа, во имя народных интересов, протест, состоящий
в том, чтобы мешать народному труду, мешать труженикам трудиться и посредством
труда улучшать свое положение! Хорош протест против неправды под знаменем
лжи, под знаменем самозванства! Нет, все наше сочувствие принадлежит не
тем, которые ушли, но тем, которые остались; все наше сочувствие принадлежит
тем земским русским людям, которые разработали нашу землю своим трудом
великим, подвигом необычайным, потому что были поставлены в самые неблагоприятные
обстоятельства, должны были преодолеть страшные трудности, должны были
бороться с природою-мачехою, при ничтожных средствах защищать обширную
страну от врагов, нападавших на нее со всех сторон, и, несмотря на все
препятствия, создали крепкую народность, крепкое государство. Все наше
сочувствие принадлежит этим людям, которые в продолжение стольких веков
работали самую черную работу, и посмеем ли мы задать им детский и дерзкий
вопрос: зачем они при этой черной работе не носили светлого, богатого платья?
Наше сочувствие принадлежит не тем, которые, как бичи Божий, приходили
из степей, чтоб вносить смуту и опустошения в родную землю, которые умели
только разрушать и не умели ничего создать; наше сочувствие принадлежит
тем, которые своим честным гражданским трудом созидали, охраняли и спасали;
тем, которые в Восточной, московской России, несмотря на разбросанность
свою по обширным малопроходимым пространствам, умели собраться и стать
как один человек, когда беда начала грозить родной стране, которые совершили
не один физический подвиг, но умели очиститься нравственно, избавиться
от привычки нравственного обособления, от привычки нравственного колебания,
шатания, как они выражались. Наше сочувствие принадлежит тем, которые в
Западной России, почуя ту же беду, нехитрыми средствами приходского складчинного
пира умели создать крепкие общества, в короткое время создать школу, науку,
литературу, все нравственные средства к борьбе с врагом сильным для спасения
своей народности. Наше сочувствие принадлежит тем, которые великим трудом
развили свои нравственные силы, окруженные варварами, сохранили свой европейско-христианский
образ и стали способны под предводительством величайшего из тружеников
приступить к новому великому труду, труду созидания новой России. Этим
людям принадлежит все наше сочувствие, наша память, наша история. Прошедшее,
настоящее и будущее принадлежит не тем, которые уходят, но тем, которые
остаются, остаются на своей земле, при своих братьях, под своим народным
знаменем.
ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Из предложенного очерка экономического быта древней России легко догадаться,
с чего должно было начаться движение при переходе из одного возраста народной
жизни в другой. Прежде всего должно было пробудиться сознание о недостатках
этого быта, о их вредных следствиях в деле народной безопасности, народной
силы, народной чести. Каким же способом могло пробудиться это сознание?
Тем же, каким оно пробуждается и в отдельном человеке, - способом сравнения
и противоположения, а способ этот, разумеется, усиливается вследствие выхода
в более широкую сферу, вследствие приобретения большого количества предметов,
явлений для сравнения и противоположения. Долгое время все внимание русского
человека было обращено на Восток, к миру степных, хищных варваров, народов
кочевых, нехристианских, стоявших на низшей ступени развития, чем народ
русский. Русский человек сознал свое резкое различие от этих народов и,
находясь в том возрасте, когда преобладает чувство, сознал свое резкое
различие от степного варвара в религии; не русский и татарин, но христианин
и бусурманин, или поганый, вот какие представления были напереди; здесь
прошла резкая нравственная граница между русскою народностию и азиатским
миром. Но на Западе другие соседи, народы с другим характером. И здесь
прежде всего было подмечено и стало на первом плане религиозное, т. е.
вероисповедное, различие: православный христианин или просто христианин,
христианин по преимуществу, и латынец (римлянин), литор, кальвин; и здесь,
на Западе, вероисповедное различие провело резкую нравственную границу
русской народности, вот почему и говорим мы, что православие легло в основу
русской народности, охранило ее духовную и политическую самостоятельность;
под его знаменем поднялась и собралась Восточная Россия, чтоб не пустить
на московский престол латынца, польского короля или сына его; под его знаменем
отстаивала свою народную самостоятельность западная Россия в борьбе с Польшею.
Мы говорили, что Россия дурно защищена природою, открыта с востока, юга
и запада, легкодоступна вражьим нападениям, но отсутствие резких физических
границ заменено для русского народа духовными границами, религиозным различием
на востоке и юге, вероисповедным на западе;
в этих-то границах крепко держалась русская народность и сохранила свою
особность и самостоятельность.
Затем русский человек, разумеется, обратил внимание и на другие черты
сходства и различия между своими соседями, между народами, с которыми имел
дело, и по этим чертам также начал определять свои отношения к ним. Он
заметил, например, племенное сходство и различие и поставил поляков-литву
особо, немцев, т. е. всех западноевропейских народов неславянского происхождения,
особо. Заметил и резкое различие между восточным и западным человеком,
азиатским и западноевропейским, грубость первого, умелость, образование
второго. Особенно поразило русского человека в противоположность с его
собственною бедностию богатство заморского немца, англичанина, голландца,
гамбурца, любчанина, богатство и искусство (досужество). Заморский немец
привозит товары необходимые, но которых русский человек не умеет делать;
у заморских немцев много денег, и, кроме того, они умеют вести свои дела,
умеют вести их сообща, умеют сговориться и поставить на своем, тогда как
русские люди торгуют каждый отдельно, не умеют сговариваться, помогать
друг другу и потому всегда в проигрыше пред немцами, не могут с ними стянуть,
как они сами выражаются. Немцы привозят товары дорогие, которые в их земле
не родятся, родятся далеко за океаном, но немцы на кораблях своих плавают
по всем морям, пристают ко всем землям, покупают дешево, продают дорого
и наживают великие барыши. Русский человек присматривается к немцам, которые
из них богаче, которые искуснее, и видит, что богаче, искуснее немцы поморские,
те, у которых больше кораблей, те, которые плавают и торгуют по всем морям.
Отсюда для русского человека представление моря как силы, которая дает
богатство, отсюда страстное желание, стремление к морю, чтоб посредством
него стать таким же богатым и умелым народом, как народы поморские. Таким
образом, богатство и умелость заморских иностранцев, противопоставленные
собственной бедности и неразвитости, пробудили в сильном историческом,
т. е. способном к развитию, народе стремление выйти из своего затруднительного,
печального положения, умерить односторонность земледельческого быта промышленным
и торговым развитием, средствами указанными, действительность которых очевидна;
отсюда движение от востока к западу, от Азии к Европе, от степи к морю.
И это движение началось сейчас же, как только восточные варвары ослабели,
русские осилили их, могли вздохнуть поспокойнее, оглядеться и заметить
сказанное различие между собою и поморскими народами, ибо великий исторический
народ пребывать в застое не может, а если древняя Россия нам представляется
в застое, то это застой относительный, это только медленность движения
в известных сферах вследствие могущественных препятствий, встречаемых народом.
Как только татарские ханы перестают подходить к Москве и брать в плен
ее князей, сын того князя, который был пленником в Казани, Иоанн III уже
заводит сношения с Западной Европой и вызывает тамошних художников, чтобы
строить церкви, дворцы и башни в своем Кремле. Внук его Иоанн IV, как только
угомонил восточных татар взятием Казани и Астрахани, так сейчас же обращает
все свое внимание на запад, хочет непременно добиться до заветного моря.
Оттолкнутый от него соединенными усилиями поляков и шведов, Иоанн IV готов
отдать всю русскую торговлю в руки англичан, лишь бы только те помогли
ему получить хотя одну гавань на Балтийском море. Царь Алексей Михайлович
делает наивное предложение герцогу Курляндскому, не может ли тот позволить
строить в своих гаванях русские корабли; это всего лучше показывает движение
и его направление, всего лучше показывает, как мысль о море стала господствующею,
неотразимою. Таким образом, русские уже двинулись, и новый путь был определен;
движение начинается с XV и XVI века, одновременно, следовательно, с движением
западноевропейских народов, с их переходом из одного возраста в другой,
но у нас, на Востоке, это движение шло чрезвычайно медленно вследствие
страшных препятствий.
Польша и Швеция легли на дороге, загородили море, пробиться было невозможно
с теми нестройными массами, какие представляло русское войско, требовавшее
для успеха коренного преобразования. На западе загорожена дорога, а восток,
степной восток, употребляет последние усилия, чтоб удержать свою добычу,
свою пленницу - Россию. В то время как царь Иоанн IV обратил все свое внимание
на запад, крымский хан подкрался и сжег Москву, сжег так, что она уже после
того не поправлялась. Только что при царе Борисе успели решить вопрос,
что лучше отправить своих русских за границу учиться, чем вызывать иностранных
учителей в Россию, только что распорядились исполнением этого решения,
как степи снова всколыхались, явились оттуда казаки с самозванцами и выполнили
степную работу опустошения, уравнения, т. е. уравняли все с землею получше
татар; долго Россия должна была отдыхать, оправляться после посещения этих
проповедников протеста. Путешественники рассказывают, что когда они проезжали
местами, где гостили казаки, то, чтоб остановиться и погреться в избах,
прежде нужно было очистить эти избы от трупов их прежних обитателей. После
такой болезни нельзя было требовать сильного движения от выздоравливающего,
а тут, едва восточная Великая Россия начала оправляться, движения в Западной
России, сведение старых счетов с Польшею, казацкие смуты в Малороссии замедляли
движение, замедляли, но оно не прекращалось: шли ощупью, принимали полумеры,
но двигались, вводили преобразования в войске, отбиваемые от Балтийского
моря, строили корабли для Каспийского.
Из сказанного, надеюсь, ясно, в чем должны были заключаться существенные
черты так называемого преобразования, т. е. естественного и необходимого
перехода народа из одного возраста в другой. Бедный народ сознал свою бедность
и причины ее чрез сравнение себя с народами богатыми и устремился к приобретению
тех средств, которыми заморские народы были обязаны своим богатством. Следовательно,
дело должно было начаться с преобразования экономического; государство
земледельческое должно было умерить односторонность своего экономического
быта усилением промышленного и торгового движения и для этого прежде всего
добыть себе уголок у северного Средиземного (Балтийско-Немецкого) моря,
к которому прилила торговая, промышленная и историческая жизнь Европы,
отхлынув от берегов древнего южного Средиземного моря. Здесь исполнялся
общий закон, по которому шло движение и на Западе, - движение, приготовившее
переход западноевропейских народов из одного возраста в другой, из древней
истории в новую, началось изменением в их экономическом быте чрез усиление
промышленной, торговой и мореплавательной деятельности. Чем обыкновенно
начинают изложение новой истории? Открытиями новых стран и морских путей,
и этим открытиям предшествует поднятие города, его чрезвычайное процветание
в Италии, этой стране богатых, сильных, властительных городов-республик.
С берегами южного Средиземного моря начинают соперничать берега северного
Средиземного моря, Балтийско-Немецкого: здесь поднимаются города ганзейские
и нидерландские. В других западноевропейских странах в различной степени
под влиянием различных условий, но повторяется то же явление: деньги, движимое
соперничает с землею, недвижимым, золото спорит с мечом;
прежде династии основывались мечом, теперь они основываются посредством
денег: богатые купцы Медичи основывают династию во Флоренции.
Развитие промышленное и торговое ведет к развитию умственному чрез расширение
сферы наблюдения, чрез усиление жизни международной. Научное движение при
этом необходимо, и мы видим, что в эпоху открытий географических, в эпоху
усиления торговой и промышленной деятельности в странах, наиболее отличающихся
этою деятельностию, является и сильная работа мысли над памятниками, оставленными
древним греко-римским миром, влиянию которых так подчинились западноевропейские
народы и под этим влиянием совершили переход из своей древней истории в
новую, из возраста чувства в возраст мысли, проще сказать, отдались в ученье
грекам и римлянам, прошли школу под их руководством, и эта школа надолго,
можно сказать навсегда, оставила глубокие следы, точно так же как глубокие
следы оставляет школа в каждом человеке, способном принимать и переваривать
духовную пищу. В этой-то греко-римской школе при возбуждении мысли посредством
нее западноевропейские народы прежде всего отнеслись с вопросом и допросом
к отношениям, которые были результатом начала, господствовавшего в их древней
истории, чувства, религиозного чувства. И следствием этого допроса расправившей
свои крылья мысли результатам чувства, следствием столкновения двух начал,
делящих между собою историю народов, следствием столкновения мысли и чувства
было религиозное протестантское движение, обхватившее всю Западную Европу
и поведшее всюду к такой продолжительной и кровавой борьбе.
И у нас в России переход из древней истории в новую совершился по общим
законам народной жизни, но и с известными особенностями вследствие различия
условий, в которых проходила жизнь нашего и западноевропейских народов.
На Западе известное экономическое движение началось давно и шло постепенно,
что и не давало ему значения новизны, особенно поражающего внимание, дающего
господство явлению. Самым сильным и поражающим своею новизною движением
было движение в области мысли, в области науки и литературы, перешедшее
немедленно в область религиозную, в область церковных и церковно-государственных
отношений; здесь новое, протестуя против старого, противопоставляя ему
себя, необходимо вызывало борьбу, и борьбу самую сильную, борьбу религиозную,
которая делит Европу на два враждебные лагеря. Эта-то борьба и стала на
первом плане, отстранив все другие интересы на второй. У нас в России в
эпоху преобразования, т. е. при переходе народа из своей древней истории
в новую, экономическое движение оставалось на первом плане.
По указанным выше неблагоприятным условиям у нас экономическое развитие
было задержано, но движение государственной и народной жизни не останавливалось,
ибо все яснее и яснее становилось сознание необходимости вывести страну
на новый путь, все яснее и яснее становилось сознание средств этого вывода;
и как скоро сознание окончательно уяснилось, то народ должен был вдруг
ринуться на новую дорогу, ибо разлад между сознанием того, что должно быть,
и действительностию возможен у отдельного человека и целого народа только
при условии крайней слабости воли, одряхления, но таким не был русский
народ в описываемое время. Экономический переворот как удовлетворяющий
главной народной потребности становился на первый план и как совершившийся
вдруг тем сильнее давал себя чувствовать. В организме государственном нельзя
дотронуться до одного органа, не коснувшись в то же время и других, и вот
причина, почему вместе с экономическим преобразованием шло и множество
других, но эти последние находились в служебном отношении к первому. Не
забудем и того, что Россия совершила свой переход из древней истории в
новую двумя веками позже, чем совершили это западноевропейские народы;
следовательно, между этими народами, в общество которых вступил народ русский,
многое уже должно было измениться.
Действительно, религиозное движение здесь успокоилось и на первом плане
стоял также вопрос экономический. Вспомним, что на Западе это время было
временем Людовика XIV, который дал Франции первенствующую роль в Западной
Европе, но в конце его царствования Франция потеряла первенствующее значение.
Это происходило оттого, что вначале знаменитый министр Людовика Кольбер
произвел экономическое движение, экономический переворот во Франции, давший
королю большие финансовые средства, но потом король позволил себе истощить
их. От какой же мысли пошел Кольбер? Морские державы - Голландия и Англия
- разбогатели посредством сильного промышленного и торгового движения;
чтоб дать Франции возможность разбогатеть наравне с Англиею и Голландией?,
надобно сделать ее морскою державою, возбудив в ней сильное промышленное
и торговое движение, что и было сделано. Тут, следовательно, Кольбер шел
от факта, совершившегося у всех перед глазами, от сравнения положения морских
держав с положением континентальных, от верного понимания причин различия
в этом положении, ибо не понять было трудно. От того же факта, от того
же сравнения пошла и Россия; основное движение преобразовательной эпохи
было то же кольберовское движение, то же стремление привить к земледельческому
бедному государству промышленную и торговую деятельность, дать ему море,
приобщить его к мореплавательной деятельности богатых государств, дать
возможность разделить их громадные барыши. Движение это, как мы видели,
так естественно и необходимо, что тут не может быть и мысли о каком-нибудь
заимствовании или подражании: Франция с Кольбером в челе и Россия с Петром
Великим в челе действовали одинаково, по тем же самым побуждениям, по каким
два человека, один в Европе, а другой в Азии, чтоб погреться, выходят на
солнце, а чтоб избежать солнечного жара, ищут тени. Иоанн IV, бившийся
изо всех сил, чтоб утвердиться на морских берегах, не мог подражать Кольберу.
Но когда Россия вошла в ближайшие сношения с Западною Европою, то было
важно, что она нашла здесь то же самое движение, какое сама совершала,
нашла ему оправдание. Россия, производившая у себя экономический переворот
и сближавшаяся с Западною Европою, застала ее не в религиозной борьбе,
совершенно чуждой и бесполезной для России, но в борьбе за средства к обогащению.
Но если в нашем преобразовании выставилась так выпукло экономическая
сторона, то было бы крайне неосторожно не обратить внимания и на другие
стороны, которые рассматриваемое явление должно было иметь по необходимым
общим законам. Мы видели, что в Западной Европе при переходе народов из
одного возраста в другой мысль, возбужденная знакомством с памятниками
древней мысли, древней философии, отнеслась с вопросом и допросом к результатам
господствовавшего в их древней истории чувства, религиозного чувства, откуда
произошло сильное религиозное движение, сильная религиозная борьба, разделившая
Европу на два враждебных лагеря - католический и протестантский. Мы видели,
что часть западноевропейских народов сохраняет и упорно отстаивает старые
верования, старые формы церковного строя и утверждается в этом крайностями
нового начала, крайностями движения мысли, ее разлагающего, отрицательного
движения. После возбуждения вопроса о злоупотреблениях латинской Церкви
очень скоро возникают учения, стремящиеся нарушить не только церковный,
но и общественный строй; разнузданная мысль в своем отрицательном движении
пробегает от Лютера до Мюнцера и от Мюнцера до анабаптистов. Такая крайность
вызывала противодействие, реакцию со стороны католицизма, которые в свою
очередь дошли до крайностей, произведя орден иезуитов. Никаких соглашений,
никаких уступок новому началу, новым требованиям; все правильно, все безукоризненно,
нечего переменять; и Божия правда, и человеческая ложь одинаково неприкосновенны;
да будет так, как есть, или да не будет (sit ut est, aut non sit), написал
католицизм на своем знамени в ответ на протестантские требования, на протестантские
укоризны; и были в Западной Европе целые страны, которые остались верны
этому знамени, обвели около себя магический круг, отчурались от всякого
участия в новом движении, от всякого участия в служении новому началу:
так поступили народы Пиренейского полуострова, знаменитые католическим
старообрядством.
Но если при движении, вызывающем к переходу из одного возраста в другой,
так сильно обнаруживается у народов отвращение к этому переходу, так сильно
обнаруживается страх пред болезненным переворотом, так невыносима бывает
тоска при этом, которую можно объяснить тоскою по родине, овладевающею
многими людьми, решившимися в первый раз переступить порог отечества, войти
в новый, чужой мир; если целые народы решаются заглушить в себе, выжечь
костром инквизиции всякую попытку мысли потребовать отчета у существующего,
освященного веками, изменить здесь хотя единую букву и если такое решение
оправдывается крайностями нового направления, ведущими к односторонности,
нарушающими гармонию духовной жизни, то самый естественный вопрос в устах
человека, не знающего подробностей нашей истории: "Неужели переход русского
народа из одного возраста в другой, из древней истории в новую совершился
без болезненных явлений, без сопротивления, без борьбы? Неужели все с веселым
сердцем, безбоязненно отправились в новый путь, в неведомый мир? Неужели
все выслушали с сочувствием, по крайней мере равнодушно вызов: свое дурно,
чужое хорошо? Неужели при той резкой вероисповедной границе, которую русские
люди провели между собою и западноевропейскими народами и которую так ревниво
охраняли, не щадя ничего, никому не пришла в голову страшная мысль, что
при тесном сближении с иноверными народами эта священная граница может
быть нарушена?" Всем известно, как отвечает на эти вопросы наша история.
Задолго, почти за сто лет до начала преобразовательной деятельности
Петра Великого, уже идет совещание у царя Бориса с духовенством и вельможами;
предлагается трудное, но необходимое дело: надобно ввести науку, потому
что без нее Россия бессильна, беззащитна перед другими враждебными народами;
науку можно получить только из-за моря, надобно призвать иностранных
учителей, как уже хотел царь Иван. Но тут великая опасность: эти учителя
- иноверцы; как будут учиться у них русские православные люди? Учиться
- ведь это значит признать превосходство учителя, подчиниться ему, верить
ему, делать так, как он велит, как сам делает, подражать ему. Какое страшное
искушение: подчиниться влиянию учителя во всем, исключая одного - веры.
Решено было, что иноверные учителя опасны и потому лучше послать русских
людей учиться за границу, чтобы они по возвращении стали учителями в своей
стране. Понятно, что опасность не уменьшилась: русский человек, лишенный
влияния народной среды, совершенно предавался чуждому влиянию. Никто из
отправленных не возвратился.
А между тем движение началось. И где же? В самой Церкви. Явилась типография:
она должна была прежде всего послужить Церкви, распространить церковную
книгу; явилась важная выгода: книга выходила не из частных рук, не из рук
переписчика, который мог внести в нее ошибки вольные и невольные; теперь
книга должна была выходить под надзором церковного правительства. Но для
того чтобы книга напечатана была правильно, нужно было напечатать ее с
исправной рукописи, для чего нужно было собрать рукописи, сравнить, выбрать
лучшую, сличить с греческим подлинником, но для этого нужно было знание,
а знания-то и не было. Люди, по-видимому, знающие, которым было поручено
дело исправления, уличены были в незнании, в искажении вместо исправления.
Нужно было вызвать исправителей из-за границы, разумеется, православных,
т. е. греков или ученых монахов из Западной России, которая вследствие
борьбы с католицизмом ранее Восточной завела у себя школы.
Исправители были вызваны, начали исправлять по-своему, и раздался вопль:
чужие переменяют веру, велят творить крестное знамение не так, писать и
произносить самое священное имя не так, портят книги, по которым молились
отцы, по которым молились святые и спаслись. Вопль пошел от старых учителей,
от прежних исправителей книг, которые были оскорблены обвинениями в невежестве,
в искажении книг. Но стоило только раздаться словам, что вера в опасности,
веру переменяют, как слова эти нашли сильный отзыв, тем более что движение
к новому уже началось в разных сферах, новые обычаи бросались в глаза уже
по тому самому, что были редки еще и ярко выделялись, сильно раздражали.
Явились ревнители, которые провозгласили, что последние времена приближаются,
что надобно стать и помереть за веру, за неизменность того, что предано
свыше и потому должно остаться неприкосновенным: "Аще я и не смыслен, гораздо
неученый человек, да то знаю, что вся. Церкви от св[ятых] отец преданная,
свята и непорочна суть; держу до смерти, якоже приях, не предлагаю предел
вечных: до нас положено, лежи оно так во веки веков"3.
И так как ревнители старины действительно готовы были подвергнуться всем
лишениям, страданиям и смерти, то производили сильное впечатление и увлекали
многих. Явился раскол: часть русских людей отвергла авторитет Церкви, необходимым
следствием чего было разделение отпадших на множество толков.
А между тем движение шло и с другой стороны; мысль была возбуждена религиозными
вопросами; люди с возбужденною мыслию просиживали в Москве ночи с учеными
киевскими монахами, другие стремились в Киев, в тамошние школы, к тамошним
ученым и, возвратясь в Москву, спорили со своими отцами духовными, доказывая
им, что они не так понимают дело. Те оскорблялись, кричали против извращения
отношений, молодые учат старых, дети - отцов. Богословские споры овладевают
вниманием общества, в домах и на улицах, мужчины и женщины спорят о времени
пресуществления, упрекают друг друга в еретичестве. Иезуиты тут и закидывают
свои сети, подходят к русским людям с внушениями: у нас с вами вера одна,
разница в том, что у нас ученых людей больше, мы вас удовлетворим в вашей
новой потребности, в потребности знания, работы мысли. Иезуитов выгнали,
но опасность не уменьшилась; духовенство находилось в самом затруднительном
положении, между двух огней: с одной стороны, свои раскольники обвиняли
его в отступлении от старой веры, отвергали его как еретическое, с другой - свои
же обвиняли его в отсталости, в неимении средств правильно понимать проповедуемое
учение, а тут иноверные учители с Запада подчиняют русских людей своему
влиянию и также не с уважением относятся к старым учителям их, к их отцам
духовным.
Единственное средство выйти из этого затруднительного положения состояло
в том, чтоб выйти вместе с народом на новую дорогу, приобрести могущество
знания. Это новое могущество было необходимо для успешной борьбы с людьми,
которые хотели остаться при старом начале во всей его исключительности,
односторонности, людьми, которые лучше всего показывали, к чему ведет эта
односторонность, исключительное господство чувства, не умеряемого мыслию.
Эта односторонность повела к безусловному, слепому, фанатическому утверждению
превосходства своего над чужим, своего, принятого в самом узком смысле;
она повела к слепому, безусловному, фанатическому утверждению неприкосновенности
всего преданного без всякого различения существенного и несущественного,
духа от буквы, Божией правды от человеческой ошибки; она повела к тому,
что часть народа покинула Церковь, объявила ее зараженною еретичеством
за то только, что Церковь изменила несколько слов, несколько обрядов. "До
нас положено, лежи так во веки веков", - провозглашает знаменитый в истории
раскола протопоп Аввакум. Таким образом, односторонность господствовавшего
начала, чувства, не умеряемого мыслию, знанием, выразилась в расколе самым
печальным образом и заставляла необходимо требовать знания, умственного
развития. Но то же знание было необходимо для защиты веры от других врагов,
более опасных, от тех людей, к которым русский народ должен был обратиться
за наукою, от учителей чужеземных, иноверных.
Мы видели, что русские люди с пробужденною мыслию, не имея возможности
отправляться к народам иноверным, спешили в Киев к тамошним ученым для
удовлетворения новой потребности, потребности знания. Но скоро заставы,
заграждавшие путь к народам иноверным, должны были рушиться; нудящие потребности
экономического преобразования, бывшего на первом плане, заставляли отнестись
непосредственно к поморским народам, заимствовать у них их умелость, практические
знания, которых нельзя было приобрести в киевских школах или в школах,
устроенных по образцу киевских школ. Русские люди толпами отправились в
эти заморские иноверные страны учиться; если прежде и те, которые ездили
в Киев, по возвращении оттуда представляли новые требования от своих старых
учителей, своих старых отцов духовных, то легко понять, с какими требованиями,
с какими вопросами возвратятся русские люди из-за моря: надобно было приготовиться
удовлетворить этим требованиям, отвечать на эти вопросы, а приготовиться
можно было только посредством науки.
Необходимость науки была сознана и провозглашена торжественно. "Наука
есть могущество",- задолго перед тем провозгласил один из великих ученых
деятелей в Западной Европе 4,
и народы ее приняли это провозглашение как истину. Русские люди признали
эту истину, как только познакомились с людьми, с народами, обладавшими
наукою; они нашли, что эти люди, эти народы обладают страшным могуществом.
Могущество науки сознали русские люди в Западной России, увидав перед собою
врагов своей веры, своей народности, вооруженных могуществом науки. Сознавши
это, русские люди в Западной России не остались праздны, но поспешили вооружиться
этим могуществом, чтоб бороться с врагами равным оружием. Русские люди
Великой России, сознав могущество науки, также не хотят быть праздными,
но поднимаются, собираются в дорогу, на поиск за наукою, чтоб сделать свою
Россию богатою и сильною, чтоб дать ей почетное место среди народов. Наука
есть могущество, но всякая сила может быть опасна в неопытных руках, если
ей дается одностороннее направление. Посредством науки человек и народ
переходят из одного возраста в другой: из возраста, где господствует чувство,
в возраст, где господствует мысль. Мы только что говорили о печальных следствиях
односторонности, решительного преобладания чувства, не умеряемого мыслию,
знанием, о печальных следствиях ревности не по разуму наших Аввакумов.
Но мы прежде сказали о печальных следствиях односторонности и другого начала,
усиливающегося во второй период жизни человека и народа, - о печальных
следствиях отрицательного, разлагающего движения мысли, следствиях, которые
вызывают вопль: древо познания не есть древо жизни; вопль, родившийся в
той самой стране, где впервые было провозглашено, что наука есть могущество;
вопль, потрясающий веру в могущество науки. Недавно история как будто подтвердила
справедливость этих слов, что древо познания не есть древо жизни для целых
народов; недавно история произнесла страшные слова:
"Горе народу, который равнодушно смотрит, как разрушаются алтари и закопаются
их служители"; наука со всеми ее чудесами не спасла этого народа, а было
время, когда этот же самый народ в подобных же обстоятельствах был спасен
простою крестьянкою5,
действовавшею с религиозным одушевлением.
Но эти вопли, эти примеры показывают только, что наука теряет часть
своего могущества, когда ею пользуются односторонне. Наука есть великое
могущество, есть наставница и благодетельница людей и народов, когда изучает
прежде всего человека, когда знает условия, законы и потребности его природы,
когда умеет сохранить гармонию между началами, в его природе действующими,
умерять одно другим, положить границы между ними, когда умеет умерять гордыню
знания и алчность пытливости разума и отвести должную область чувству,
когда умеет определить границы, где оканчивается область знания и где начинается
область веры. Наука достигает полного могущества не тогда только, когда
учит и развивает умственные способности, не тогда только, когда изучением
законов видимой природы увеличивает удобства жизни: она достигает полного
могущества, когда воспитывает человека, развивает все начала его природы
для их правильного и согласного проявления. Блюсти, чтоб эта правильность
и согласие не были нарушены при переходе русского народа из одного возраста
в другой, становилось обязанностию русской Церкви; для приготовления ее
служителей к исполнению этой обязанности могущественным и необходимым средством
должна была служить также наука.
Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом
определились; народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали
вождя, вождь явился.
ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
"Народ собрался в дорогу и ждал вождя", - сказал я в заключение прошлого
чтения. Это ожидание вовсе не было спокойное; это было тревожное, томительное
ожидание. Сильное недовольство настоящим положением, раздражение, смута - вот
что мы видим в России в то время, когда в ней воспитывался вождь, долженствовавший
вести ее на новую дорогу. Прежде в сфере нравственной был могуществен авторитет
Церкви, сильной своим единством, но теперь в Церкви раскол; являются люди,
которые смущают большинство; с жаром, убеждением, начитанностию выставляя
перед собою авторитет подвига, страдания, толкуют они, что православие
падает, что патриарх, архиереи и все остающееся при них духовенство отступили
от истины. Нам теперь без углубления в подробности тогдашнего состояния
общества трудно себе представить, какое нравственное колебание, смуту производил
раскол во второй половине XVII века. Страшное впечатление производится,
когда слышатся выходки против имен, с которыми привыкли соединять нравственное
освящение, нравственную неприкосновенность. "Патриарх, архиереи - еретики,
изменники православию!" И это говорили люди, облеченные также нравственным
авторитетом, начитанностию, т. е. в глазах толпы знанием Св[ященного] Писания,
готовностию страдать и умирать за истину. "Нам не дают высказывать истины,
обличать неправду, - кричали они. - Вместо того чтоб по заповеди Христовой
обращаться с нами кротко, убеждать с тихостию, они нас пытают и жгут".
Вот знаменитый разговор раскольника с патриархом.
Раскольник: "Правду говоришь, святейший владыка, что вы на себе
Христов образ носите, но Христос сказал: "Научитеся от Мене, яко кроток
есмь и смирен сердцем, а не срубами, не огнем и мечом грозил; велено повиноваться
наставникам, но не ведено слушать и ангела, если не то возвещает". Что
за ересь и хула двумя перстами креститься? За что тут жечь и пытать!"
Патриарх отвечал: "Мы за крест и молитву не жжем и не пытаем,
жжем за то, что нас еретиками называют и не повинуются Св[ятой] Церкви,
а креститесь как хотите". Как обыкновенно бывает при подобных отношениях,
люди, требующие свободы и безопасности, требуют их только для одних себя,
а не для стороны противной в одинакой степени, и раскольники не ограничивались
одною свободою двуперстного сложения, они требовали также свободы и безопасности
в открытом нападении на Церковь, свободы и безопасности в своей проповеди
против нее, в выставлении ее еретическою. Но в толпе не умели уяснить себе
эти отношения, и раскольники в глазах многих имели большую выгоду, выгоду
гонимых. Некоторые шли за ними; другие, оставаясь при Церкви, не могли
для себя вполне уяснить ее правоты, а потому естественно охлаждались к
ней; ослабевал и авторитет Церкви, нравственная смута чрез это усиливалась;
у ревнителей старины, стоявших, по-видимому, за неизменность, твердость
всего преданного, даже каждой буквы, твердости и неизменности не оказалось
с самого же начала, с самого начала страшная рознь между толками, и люди
в отчаянии от этих разноречий, от этой смуты разбрелись по всевозможным
дорогам, ища веры, и до сих пор ищут.
На помощь Церкви была призвана наука: устроили в Москве школу, академию,
обязанностию которой было защищать православие; начальник (блюститель)
и учителя должны смотреть, чтоб ни у кого не было запрещенных книг; если
кто-нибудь будет обвинен в хуле на православную веру, то отдается на суд
блюстителю и учителям, и если они признают обвинение справедливым, то преступник
подвергается сожжению. Таким образом, академия уполномочивалась следить
за движениями врагов православия и бить всполох при первой опасности; это
была цитадель, которую хотели устроить для православной Церкви при необходимости
столкновения ее с иноверным Западом; это не училище только, это страшный
трибунал: произнесут блюститель и учителя слово: "Виновен в неправославии",
- и костер запылает для преступника. Понятно, что для произнесения суда
над уклоняющимся от православия судьи сами прежде всего должны быть согласны
между собою. Но с самого начала православные ученые, призванные в Москву
для защиты православия научными средствами, разногласят друг с другом.
Симеон Полоцкий разногласит с Епифанием Славинецким; потом великороссиянин
Сильвестр Медведев, ученик Полоцкого, ведет ожесточенные споры с учителями
академии греками Лихудами. Двор на стороне Медведева, патриарх на стороне
Лихудов; понятно, что русские люди делятся, двоятся между двумя враждебными
лагерями, всюду споры, шатость, смута. Верховный пастырь Церкви, патриарх,
находился при этом в очень незавидном положении; раскольники обзывали его
еретиком; при дворе, в обществах, находящихся под влиянием Полоцких, Медведевых,
смеялись над ним, как над неучем. И действительно, недостаток научного
образования препятствовал ясности взгляда его на то, что делалось вокруг,
к чему шло дело; им овладевал безотчетный страх пред новым, причем существенное
смешивалось с несущественным, и перемена чего-нибудь внешнего, какого-нибудь
обычая, покроя платья, бритье бороды становилось наравне с учениями, противными
православию. Народ, собравшийся слушан, проповедь верховного пастыря, слышал
такие обличения: "Люди неученые, в Церкви святой наших благопреданных чинодейств
не знающие и других о том не спрашивающие, мнятся быть мудрыми, но от пипок
табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков объюродели.
Совротясь от стезей отцов своих, говорят: "Для чего это в Церкви так делается,
нет никакой в этом пользы, человек это выдумал, и без этого можно жить"".
Указания на чуждые учения, на чуждые западные влияния ясны и верны;
русские люди, по выражению патриарха, объюродели от люторских и кальвинских
учений; но прежде этих учений поставлена еще какая причина объюродения?
Пипки табацкие! Курение табаку сделано равносильным по своему вреду для
православия протестантским внушениям! Резко вооружаясь против всего нового
на словах, патриарх не имел твердости сопротивляться на деле, таким поведением
возбуждал раздражение и насмешки со стороны людей, стремившихся к новому,
но, разумеется, не щадили его и приверженцы старины, которую он в их глазах
не отстаивал как должно. Юродивый говорил о нем:
"Какой он патриарх! Живет из куска, спать бы ему да есть, бережет мантию
да клобука белого, затем и не обличает". Таким образом, с двух сторон направлялись
обвинения и укоризны на представителей власти церковной; и толпа начинала
уже смотреть на них как на низверженных с высоты, подвергнувшихся суду
и осуждению; толпа являлась хладнокровною, и хуже, чем хладнокровною, зрительницею
падения власти.
Церковная власть падала, и никто не подавал ей руку помощи, ибо смуте
нравственной, происходившей от ослабления церковного авторитета, соответствовала
смута политическая, происходившая от ослабления власти гражданской. Основные
условия жизни России, на значение которых уже было указано, изначальная
громадность государственной области и редко разбросанное народонаселение,
замедляя развитие общества, цивилизацию, т. е. разделение труда и соединение
сил, тем самым требовали чрезвычайной деятельности правительственной в
соединении и направлении разбросанных сил для общих государственных целей;
постоянная опасность от врагов требовала, естественно, постоянной диктатуры,
и, таким образом, в России выработалось крепкое самодержавие. В конце XVII
века, точно так же как и в начале его, эта власть ослабела, и по этому
поводу произошли сильные волнения, к которым наши предки отнеслись одинаково,
назвавши их одним именем - смуты; как династические перемены служили поводом
к смуте в начале XVII века, так династические же беспорядки повели и к
смуте в конце века. Смута началась по поводу преждевременной смерти царя
Алексея Михайловича, которому наследовал больно