Главная » Книги

Соловьев Владимир Сергеевич - Лермонтов, Страница 2

Соловьев Владимир Сергеевич - Лермонтов


1 2

n="justify">  
   Белинский - Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.; Л., 1953-1959.
   ВЕ - журнал "Вестник Европы".
   Висковатый - Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1891 (факс, изд.: М., 1989; в качестве приложения к этому изданию напечатан обширный комментарий, составленный В. А. Мануйловым, Л. Н. Назаровой и В. А. Захаровым).
   ВЛ - журнал "Вопросы литературы".
   Гоголь - Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л., 1937-1952.
   Достоевский - Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
   ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения".
   ИВ - журнал "Исторический вестник".
   ЛГ - Литературная газета".
   ЛН - сборник "Литературное наследство".
   Л. в восп. - М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Сост. М. И. Гиллельсон и О. В. Миллер. М., 1989.
   ЛЭ - Лермонтовская энциклопедия / Ред. В. А. Мануйлов. М., 1981.
   МВед. - газета "Московские ведомости".
   МИск. - журнал "Мир искусства".
   Москв. - журнал "Москвитянин".
   НВр. - газета "Новое время"
   ОЗ - журнал "Отечественные записки".
   Пушкин - Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937- 1949.
   РА - журнал "Русский архив".
   РЛ - журнал "Русская литература".
   РМ - журнал "Русская мысль".
   PC - журнал "Русская старина".
   РСл. - журнал "Русское слово".
   СО - журнал "Сын отечества".
   Совр. - журнал "Современник".
   СПч. - газета "Северная пчела".
  

Вл. С. Соловьев

Лермонтов

  
   Впервые: ВЕ. 1901. No 2. Печатается по: Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 379-398.
   Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт, публицист. Статья о Лермонтове была задумана Соловьевым как продолжение начатых статьей "Судьба Пушкина" (1897) размышлений об "истинном поэте". Осенью 1897 г., в письме к Стасюлевичу, он сообщал, что начал для журнала статью о Лермонтове, "которая должна раздразнить гусей разной масти еще более, чем "Судьба Пушкина"" (Соловьев В. С. Письма. СПб., 1908. Т. 1. С. 143). Не опубликованная при жизни Соловьева, статья о Лермонтове была прочитана им 17 февраля 1899 г. как публичная лекция в пользу Комитета общества для пособия слушательницам педагогических курсов и женского педагогического института. В публичном чтении статья называлась "Судьба Лермонтова" (см.: Новости и Биржевая газета. 1899. 19 февр., No 50. С. 2). Фрагменты лекции, посвященные критике ницшеанства, вошли в опубликованную при жизни Соловьева статью "Идея сверхчеловека" (МИск. 1899. No 9. С. 87-91).
   В последние годы жизни, к которым относится замысел статьи о Лермонтове, Соловьев предчувствовал катастрофический конец мира и много размышлял об Антихристе и возможности псевдоистины, псевдодобра и псевдокрасоты ("Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе", 1899-1900). Тем самым он вносил принципиально новые акценты в концепцию художественного творчества, разрабатывавшуюся им в период учения о "положительном всеединстве" (см., в особенности, работы "Красота в природе" (1889) и "Общий смысл искусства" (1890), в которых постулировалось триединство истины, добра и красоты). В то же время для Соловьева остаются актуальны те представления о задачах искусства, которые были сформулированы им еще в конце 1880-х гг. Полагая, что целью всего мирового процесса является соединение духовного и материального, философ признавал, что цель эта труднодостижима, поскольку все в природе подвержено смерти: "...материальное явление, действительно ставшее прекрасным, т. е. действительно воплотившее в себе идею, должно стать таким же пребывающим и бессмертным, как сама идея" (Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 396). Воплощение духовной полноты в материальном мире и преодоление смерти - вот задача искусства. Лермонтов, по мысли Соловьева, был наделен великими задатками для того, чтобы осуществить эту миссию, но встал на путь эстетизации зла и потому был обречен на гибель.
   Статья 1899 г., с одной стороны, продолжает, а с другой - переводит в новый, религиозно-философский, план те упреки в адрес Лермонтова, которые Соловьев неоднократно высказывал ранее. Так, в статье "Особое чествование Пушкина" (1899), Соловьев утверждал, что в лермонтовской поэзии нет "Ветилуи" (Дома Божьего): "...Лермонтов до злобного отчаяния рвался к ней и не достигал" (Соловьев В. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. С. 387). В статье "Поэзия гр. А. К. Толстого" (1894) Лермонтов назван поэтом-резонером, у которого "рефлексия проникает в самое творчество и <...> подрывает его художественную деятельность"; в противоположность разочарованию Баратынского, причины тоски которого были связаны с размышлением об "истине" и "заслуживают уважения", разочарование Лермонтова "происходило исключительно из неприятных впечатлений от окружающей действительности, т. е. от светского общества в Петербурге, Москве и Пятигорске" (Там же. С. 300-301). Этой невысокой общей оценке лермонтовского творчества соответствуют и высказывания Соловьева об отдельных произведениях поэта ("И скучно и грустно", "Демон" - Там же. С. 300, 333, 335). Соловьеву принадлежит несколько стихотворных пародий на произведения Лермонтова: "Признание даме, спрашивавшей автора, отчего ему жарко. (Из Гафиза, подражание Лермонтову)", "Видение", "Пророк будущего".
   Судя по газетным отзывам 1899 г., лекция Соловьева была прослушана с большим интересом многочисленной публикой (Санктпетербургские ведомости. 1899. 19 февр. (3 марта), No 49. С. 4). В печати появились как резкие критические отзывы (НВр. 1899. 21 февр., No 8257. С. 3), так и публикации, авторы которых признавали "глубокую верность основных тезисов почтенного философа" и вслед за Соловьевым обнаруживали в произведениях Лермонтова "чувственную красоту", "льстящую личным страстям", "общественно-разрушительную силу" и "разлагающие тенденции, которые на руку всем сознательным или бессознательным сторонникам хаоса" (Владимир Соловьев о Лермонтове // Кавказ. 1899. 27 февр., No 55. С. 3).
   Посмертная публикация статьи вызвала резкий отклик Н. Ф. Федорова - философа, учение которого о преодолении смерти и "воскрешении отцов" существенно повлияло на возникновение схемы богочеловеческого процесса в творчестве Соловьева (Федоров Н. Ф. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков: (По поводу статьи В. С. Соловьева о Лермонтове) // Федоров Н. Ф. Философия общего дела: Статьи, мысли и письма. М., 1913. Т. 2. С. 122-126). Федоров называет Соловьева "философом превозносящегося эгоизма", который "видит в Лермонтове <...> зародыш ницшеанства, а в себе самом не замечает полного ницшеанства" (С. 123). Главный упрек Федорова автору "учения о бессмертии как привилегии" - в том, что он "никогда и не мечтал о долге сынов, о долге воскрешения" (С. 124). Лермонтов был Соловьевым не понят. ""Нет, я не Ницше, я иной", - сказал бы Лермонтов, если бы слышал Соловьева <...> Разве мог быть подобен Ницше тот, кто сказал:
  
   Я сын страданья; мой отец
   Не знал покоя под конец;
   Угасла мать моя в слезах...
  
   Лермонтов был любящий сын и не мог бы признать бессмертия как привилегии даже всех живущих. Он не понял бы бессмертия сынов без воскрешения отцов <...>" (С. 126).
   В год празднования 100-летнего юбилея Лермонтова оценка статьи Соловьева стала менее однозначной. Так, С. Н. Дурылин, в целом не соглашаясь с мыслями Соловьева, отметил, что им первым была почувствована "подлинность, не литературность, действительная сила лермонтовского демонизма <...> и в этом причина соловьевского предсмертного ужаса перед судьбою Лермонтова, и в этом же огромная правда соловьевского исследования: он первый осознал вопрос о Лермонтове как вопрос религиозного сознания" (Дурылин С. Н. Судьба Лермонтова // РМ. 1914. No 10. Отд. 2. С. 8).
  
   1 Критике философских взглядов Фридриха Ницше (1844-1900) посвящена статья Соловьева "Идея сверхчеловека" (1899).
   2 Из стихотворения Пушкина "Пророк" (1826).
   3 Соловьев пересказывает и частично цитирует фрагмент книги П. А. Висковатого "Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество", изданной в 1891 г. (см.: Висковатый. С. 75-80).
   4 Из стихотворения "К*" ("Мы случайно сведены судьбою...", 1832).
   5 Из стихотворения "Что толку жить!.. Без приключений..." (1832).
   6 Из стихотворения "Мой демон" (1829).
   7 Из стихотворения "Отрывок" ("На жизнь надеяться страшась...", 1830).
   8 Из стихотворения "Мой демон" (1830-1831), второй редакции уже упомянутого стихотворения под тем же заглавием.
   9 Соловьев, пользовавшийся книгой Висковатого о Лермонтове, ошибочно принял цитату из прозаического наброска Лермонтова (в современных изданиях печатается под заглавием "Я хочу рассказать вам...") за рассказ биографа о самом поэте (см.: Висковатый. С. 20-21).
   10 Имеется в виду письмо Лермонтова к А. М. Верещагиной, написанное весной 1835 г., в котором рассказывается история отношений поэта с Е. А. Сушковой (VI, 429-432; 718-721).
   11 Реминисценция из Евангелия: "...не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф. 7 : 6).
   12 Из Евангелия от Матфея (5 : 13).
   13 Из стихотворения "Когда, надежде недоступный..." (1835?).
   14 Имеется в виду поэма "Сашка" (1835-1836?). Утверждая, что поэма осталась неоконченной, Соловьев опирается на издание Лермонтова под редакцией П. А. Висковатого (Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. М., 1889. Т. 2), в котором к "Сашке" были присоединены в качестве "главы 11" восемь строф, вероятно относившихся к какому-то другому произведению. В некоторых современных изданиях они печатаются как самостоятельный набросок под заглавием "<Начало поэмы>" ("Я не хочу, как многие из нас...").
   15 Последняя редакция поэмы "Демон", какой она была известна Соловьеву по изданию Висковатого, частично отличается от текста, принятого в современных изданиях. Однако эти отличия не затрагивают основных сюжетных звеньев, упоминаемых Соловьевым.
   16 Имеется в виду библейский рассказ о греховной связи "сынов Божиих" с "дочерьми человеческими" и о происхождении от этой связи рода исполинов (Быт. 6 : 2-4).
   17 Ср.: Висковатый. С. 424-425.
   18 Реминисценция из Евангелия: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Матф. 18 : 6).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа