PRE>
Н. Н. Петрунина. О. М. Сомов.
--------------------------------------
Текст - по изданию: "Русская фантастическая проза эпохи романтизма",
Изд-во Лениградского университета.
Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, Орест
Михайлович Сомов (1793-1833) родился в г. Волчанске Харьковской (б.
Слободско- Украинской) губернии. Образование свое завершил в Харьковском
университете. В 1800- 1810-х годах Харьков был крупным культурным центром.
В университете читали лекции сподвижник просветителя Н.И. Новикова, И.С.
Рижский и многие известные деятели украинской культуры. Связан был с
университетом его недавний выпускник поэт-сатирик А.Н. Нахимов. В городе
издавались журналы "Харьковский Демокрит" и "Украинский вестник", где Сомов
с 1816 г. помещал ранние свои литературные опыты - оригинальные и
переводные, стихи и прозу.
В конце 1817 г. Сомов в Петербурге. С 1817 г. он сотрудничает в
Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств, а с начала 1818
г.- в Вольном обществе любителей российской словесности. Сочинения и
переводы Сомова печатаются в журналах этих обществ - "Благонамеренном" и
"Соревнователе просвещения и благотворения". Заграничное путешествие 1819-
1820 гг., когда Сомов посетил Польшу, Австрию, Францию, Германию, расширило
его кругозор и дало материал для литературной деятельности. Прежде чем
проявился его самобытный дар рассказчика, Сомов прошел основательную
литературную школу. Стихотворные опыты, неустанная работа переводчика
приучили его к точности и ясности выражений, заставили овладеть разными
стилями от "метафизического" языка литературного трактата до стихии живой
разговорной речи. Журнальная проза Сомова - путевые письма, размышления,
описания, анекдоты, "характеры", появляющиеся в печати с 1818 г. и особенно
умножившиеся после возвращения из-за границы, - развивала наблюдательность
будущего повествователя и точность его описаний, приучала схватывать резкие
черты оригинальных, контрастирующих между собой характеров. К середине
1820-х годов сложилась и эстетическая программа Сомова, что как нельзя
более характерно для эпохи, когда литературное сознание неизменно опережало
творческую практику. Трактат Сомова "О романтической поэзии" (1823) - один
из важнейших памятников русской эстетической мысли эпохи декабристов.
Основной тезис автора - "народу русскому (...) необходимо иметь свою
народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых". Путь к
ее созданию Сомов видел в обращении к живым источникам народной поэзии,
"нравов, понятий и образа мыслей", к сокровищам родной природы и истории. В
своем творчестве он по мере сил осуществлял эту программу.
Провозглашенная Сомовым идея романтической народности была близка
литераторам- декабристам. Это послужило основой для его сближения с А.А.
Бестужевым и К.Ф. Рылеевым, привело его в число сотрудников издаваемого ими
альманаха "Полярная звезда". После восстания на Сенатской площади Сомов был
арестован, но вскоре освобожден: следствие подтвердило его непричастность к
деятельности тайных обществ. Тем не менее он лишился службы в Российско-
американской компании, где в 1824- 1825 гг. был помощником Рылеева. Отныне
его жизнь - жизнь профессионального литератора, средства к существованию
ему доставляет исключительно литературная работа. В 1826- 1829 гг. Сомов -
постоянный сотрудник "Северной пчелы" Ф. В. Булгарина, недавнего друга
декабристов. С 1827 г. в альманахах появляются его оригинальные повести. В
том же году завязываются отношения Сомова с писателями пушкинского круга:
он становится сотрудником "Северных цветов" А.А. Дельвига, постоянным
вкладчиком "прозаической" части этого альманаха. Сомов выступает в нем не
только как прозаик- беллетрист, но и как критик, автор годичных обозрений
российской словесности. В 1829 г. он порвал с Булгариным, одиозная
репутация которого к этому времени окончательно определилась, и целиком
связал свою судьбу с изданиями Дельвига - "Северными цветами", а в
1830-1831 гг.- и "Литературной газетой".
Ко времени, когда Сомов пришел в "Северные цветы", он был заметным
деятелем украинского землячества в Петербурге. Вероятно, на этой почве
возникло его знакомство с молодым Гоголем. Уже в 1829 г. в рецензии на
юношескую поэму Гоголя "Ганц Кюхельгартен" Сомов приветствовал вступление
на литературную арену "таланта, обещающего" будущего поэта. Именно в период
участия Сомова в изданиях Дельвига появилась в "Северных цветах" глава из
исторического романа Гоголя "Гетьман", а в "Литературной газете" - его
статьи и художественно- повествовательные фрагменты. Общение с Сомовым, уже
выступившим в жанре "малороссийской" повести, способствовало углублению
фольклорно- этнографических интересов Гоголя. После запрещения
"Литературной газеты" (в ноябре 1830 г.) ее удалось возобновить лишь под
редакцией Сомова, который продолжал издавать газету и после смерти
Дельвига, до конца июня 1831 г. Ближайшее участие принимал Сомов и в
подготовке "Северных цветов на 1832 год", изданных друзьями покойного
Дельвига в пользу его братьев. Умер сорокалетний Сомов в глубокой нужде. Не
имея постоянного литературного пристанища, он снова вынужден был
довольствоваться ролью литературного поденщика в изданиях Н.И. Греча и А.Ф.
Воейкова.
Еще для последнего, не увидевшего свет альманаха А. Бестужева и
Рылеева, остановленной декабрьскими событиями "Звездочки", Сомов написал
"малороссийскую быль" "Гайдамак" - повесть о разбойнике Гаркуше, где
народный быт и эпическое предание слились в целостной картине национальной
жизни. По мысли Сомова, в образах Гаркуши "...и его простодушных,
незадачливых стражей воплощены две стороны народного характера. Несходство
их проявляется, между прочим, в разном отношении к чудесному. В дальнейшем
народные предания, обычно денонологическне о русалках и колдунах, о ведьмах
и упырях" - писатель использует в своих "небылицах". Как правило, они
основаны на подлинном этнографическом и фольклорном материале, снабжены
особыми примечаниями и пояснениями. Но главное для романтика Сомова - дух
народа, выражающийся в его поверьях и мифологических представлениях.
Потому-то в "небылицах" Сомова народные побасенки рассказываются как
бывальщина, не подвергаются скептическому анализу. Предание остается
преданием, хотя и облечено в одежды повествования литературного. Оно
становится ближайшим средством характеристики народного героя. Потому-то
разнообразие фантастической повести Сомова отражается прежде всего и по
преимуществу в зеркале национальных типов, как они рисуются в воображении
автора.
С 1827 г., года литературных дебютов Сомова-повествователя, в его
творчестве явственно обозначилось несколько тематических линий. Самая
обширная и важная в литературном отношении группа его произведений -
"малороссийские были и небылицы", которые печатались за подписью "Порфирий
Байский" ("Юродивый", 1827; "Русалка", 1829; "Сказки о кладах", 1830;
"Куполов вечер", 1831; "Киевские ведьмы", 1833 и др.). Все они отмечены
стремлением уловить и воссоздать картину народного сознания, которую автор
ищет и находит в сплетении народных поверий и народноэтических идеалов
правды и справедливости. Первыми из малороссийских своих повестей Сомов
подготовил гоголевские "Вечера", а в позднейших сам испытал воздействие
Гоголя. Своеобразным знаком того, что замысел малороссийских небылиц Сомова
разгадал и оценил Пушкин, может служить его стихотворение "Гусар" (1833).
Поэт по-своему пересказал повесть Сомова "Киевские ведьмы". Сказ о ночном
путешествии на шабаш киевских ведьм Пушкин вложил в уста побывавшего на
Лысой горе "очевидца"- москаля, представителя иного типа национального
сознания, нежели тот, который выражают герои Сомова. Под напором ухарства и
непобедимого здравого смысла русского служивого драматическое и поэтическое
малороссийское предание зазвучало "небылицей". Другие повести Сомова
("Оборотень", 1829; "Кикимора", 1830) родственны малороссийским и отличны
от них. Эти повести основаны на русских крестьянских поверьях. Простодушная
вера в чудесное включена в этих повестях в более широкий культурный
контекст, дана в ироническом восприятии просвещенного рассказчика или
слушателя. И, наконец, третий несобранный цикл Сомова - "рассказы
путешественника", повести из западной жизни ("Приказ с того света", 1827;
"Вывеска", 1827; "Странный поединок", 1830; "Самоубийца", 1830 и др.).
Свои повести Сомов не раз собирался объединить в сборники. Но
намерения этого он так и не осуществил, как не успел он завершить и романа
"Гайдамак", первые фрагменты которого появились в конце 20-х годов и
который впоследствии год за годом оттесняла на второй план насущная работа
над переводами и малыми жанрами "альманашной" прозы. Сомов ушел из жизни,
не успев как писатель до конца самоопределиться и раскрыть все свои
возможности. Тем не менее, и в формировании русской эстетической мысли и в
развитии русского повествовательного искусства он оставил заметный след. В
этой книге представлены все три повествовательных цикла Сомова.