В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О СЧИСЛЕНИИ ВРЕМЕНИ И НАЧАЛЕ ГОДА
Оригинал здесь: Библиотека Магистра.
1. В хронологии потребность. Хронология у греков
означает на нашем языке значит времясказание, но мы обыкли именовать
летосказание; правильнее же времясчисление именовать, думается, точнее. Это есть
во всех повестях столь нужное обстоятельство, что без оного никакая повесть ясна
и внятна быть не может, ибо при всяком деянии нужно знать время, не только год,
месяц, день, иногда и час, которое необходимо к подлинному познанию
обстоятельств. Басни же или романы хронологии не требуют, из-за того и настоящая
история без указания дат за басни почесться может.
2. Разные годы. Год лунный. Год солнечный. Различные
календари. Счисление лет хотя из самой древности во всех народах
употребляемо, но с великою разностию и в разных отношениях, а именно: 1) долгота
года, 2) начало оного, 3) причина, от которой счисление лет начинается, которое
именуется эпоха. Долгота или продолжительность года у древних народов счислялось
весьма разно. У халдеев и египтян сперва год был не более как 1 месяц, о чем
говорит Гассендий в Календаре римском; 1 у ибериев 4 месяца, у
аркадиев три месяца, у персиян 365 дней, у латинов 13 месяцев, у римлян во время
Ромула 10 месяцев, у евреев хотя 12 месяцев, но лунных, Юлий Цесарь исчислил 365
дней и 5 часов. Ныне новый астрономический календарь счисляет год по движению
солнца, как оное снова к той же звезде придет. Оное время, по счислению
Бланхина,2 365 дней 5 минут 49 секунд, по новому 365 дней 5 часов 49
минут 50 секунд, из-за чего ныне разность нового календаря со старым уже до 12
дней стала.
3. Начало года. Начало года также у разных народов
разное, взирая на долготу года, полагаю, но у счисляющих 12 и 13 месяцев в
начале весны, то есть от 1-го марта, у других точно от равноденствия, у иных в
первое новолуние по равноденствии, другие в осень, как то у римлян с 29 августа,
а Константин Великий положил 1-го сентября. У нас по временам переменялось и
разделялось.
4. Эпоха. Греческая. Калвизиева. Лютерова.
Магометанский. Эпохи или времена, от которых счисление лет происходили, в
самой древности у египтян, ассирийцев и у еврей исчисляли только по летам
владетелей, как и ныне в Китаях и Индии счисляется, у римлян от построения Рима,
у греков олимпиадами от лет олимпической игры. Потом иудеи, греки и римляне
стали исчислять по Библии от сотворения мира. Однако ж оное исчисление разно.
Кальвизий Сетус,3 бывший в Лейпциге астрономом, за наилучшего
исчислителя по Библии у всех почитается. По его счислению ныне 5678-й, а по
греческому 7237-й. Рождение Христово по Калвизиеву счислению произошло 3947-го,
по Лютерову 3970-го, по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с
римским разница 8 лет, которое Димитрий Ростовский в Келейном его летописце
трудился исправить и погрешность изъяснить, но оставил неисполненным. Магометане
исчисляют их эпоху от бега Магометова в Медину, что учинилось после Христа в
622-м году, в сентябре, и потому по их счислению ныне [в 1749 году] идет 1127
год.
5. Сентября начало. Генварь. Какое счисление времени до
принятия веры христовы наши предки имели, о том ничего написанного не имеем,
кроме что Байер в Комментариях Академии в томе III-м о скифах показал, в
котором, может, у славян заключается начало года с весны. После принятия веры
стали у нас числить от начала мира, но в 7208-м Петр Великий, оное оставив,
повелел числить от Христа 1700 лет. Начало же года у нас сперва счислялось от
весны, точно так, как, думаю, у оставшихся в идолопоклонничестве сарматов - от
новолуния после равноденствия, как до сих пор вотяки, вогуличи, черемиса и
прочие, или по сошествии снега в северных пределах в первое новолуние сходясь,
молятся и торжествуют. После принятия веры христовы церковный год счисляли от
первого марта, а гражданский от первого сентября, но историки более древнее
начало с весны употребляли, как у Нестора и последователей его видно, от дня
Пасхи год начинали. И хотя они точно о начале года не поминают, но так как они в
сказаниях не только числа месяцев, но дни седмичные и святых упоминают, то оное
начало достаточно видимо. В 1342-м при митрополите Феогносте в прении о начале
года, приключившемся на соборе в Москве, решено и положено как церковный, так
гражданский год начинать сентемврия от первого числа, а в 1700-м повелено
счислять от первого геннуария. Однако ж видим, что одному событию разные
историки разное время указывали, чему в пример ч. II, н. 646.
6. Смятение истории. Вышеобъявленная троякая разность
начала года причина смятения лет в истории русской, что в разных манускриптах
одно дело в разных годах положено, 1, 2, и 3 года после, нежели в другом; ибо
как переписчики, видя месяцы и числа по переменению начала года, один те месяцы
приложил к прошедшему, другой к наступающему, и тем нанесли разность. Другое
смятение, как писатели стали по разным местам писать, то один ближайший в том
году, как учинилось, положил, а другой, после уведав, год и 2 после внес и с
разными обстоятельствами описал. Третье, некоторые одну войну или какое
приключение, продолжившееся чрез два или три года, по годам разделяли, а другой,
не различая лет, в один год заключил, что и у Нестора видимо; например, о
Печерском монастыре и его начале и продолжении, хотя времени более 10-ти лет
было, в одном месте положено. Четвертое, как некоторые из разных манускриптов
сочиняли и, видя одно дело в разных годах с разными обстоятельствами описано,
дважды внесли, да и такие, которым быть невозможно, например рождения и кончины
по дважды кладены, которые мне весьма немало труда доставили, чтоб такие
погрешности исправить. Для того я принужден был на все то время пасхальную
табель сделать и по оной прямой год сыскивать, ибо они часто при числах месяца
дни седмичные упоминали, например в понедельник 6-го апреля, иногда день и
святого, для которого я опять принужден был всем святым роспись алфавитную
сделать. Благодаря этому в сыскании правильного года настоящую правдивость
установить было нетрудно, однако ж двойные сказания сложно распознать, доколе
роспись алфавитная всех имен и обстоятельств сочинена не будет. Пятое, многие
князи имели по 2 имени, одно княжеское славянское, другое при крещении по
святцам данное, как в гл. 4924 показано, и хотя они более княжескими
именовались, но некоторые суеверные писатели, оставив те, данными при крещении
именовали, а к тому, как князи часто владения переменяли, то иногда весьма
трудно было дознаться, о ком говорят, ч. II, н. 382, 545.
7. Польских погрешности. Что же польские писатели в
летах с русскими разнятся, то оное от того произошло, что они писали лета от
Христа, а правильно счисления русских историков рассчитать не прилежали, 8 лет
иногда и более погрешали и после учинившегося клали, в чем и Стрыковский,
приметив, Кромера и Бельского обличает. Ч. II, н. 610, 613.
8. Байер в Комментариях Академии Санктпетербурской, части III,
хронологию скифскую сочинил, в котором показывает годы когда что скифы знатное
учинили. Кирхер 4 преизрядную хронологию татар или калмыков
сочинил, которые я на русский перевел. Но так как они обе к нашей истории не
относятся, потому оные в Академию императорскую отдал, которая может с другими
тому подобными известиями для любопытных напечатает, только здесь таблицу
Байерову приобщил.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гассенди Петр (Gassendius Petrus, Gassend Pierre,
1592-1655), французский астроном и математик. Татищев пользовался его Римским
календарем ("Calendarium romanum"), напечатанным в собрании сочинений Гассендия
"Opera omnia" (Lugduni, 1685).
2 Бланхин (Blanchinus, Blanchini, XV в.),
итальянский математик. Составил астрономические таблицы, которые были изданы с
дополнением Люка Таурици. (Luca Taurici) в 1562 г. в Венеции.
3 Кальвизий Сетус (Calvisius Sethus, Kallwitz Seth,
1556-1617), немецкий астроном, автор труда о хронологии "Opus chronologicum"
(Thiem, 1629, в 4-х томах) (Татищев пользовался изданием: Francoforti,
1635).
4 Кирхер. Кирх Кристфрид (Kirch Christfried,
1694-1740), немецкий астроном. Его работа была переведена на русский язык К. А.
Кондратовичем в 1737 г. под названием "Изъяснение татарской хронологии".