Главная » Книги

Татищев Василий Никитич - История Российская. Часть I. Предуведомление, Страница 2

Татищев Василий Никитич - История Российская. Часть I. Предуведомление


1 2

свождению одного с другим трудности не было. Между же оными примечаниями некоторое количество таких находится, что только для памяти другим положены, чтобы то, чего я дознаться не мог, далее исследовать и внести для лучшей памяти. В тех же примечаниях нужным казалось образование названий народов и урочищ древних показать, которые большею частью сарматского, а отчасти и татарского языка, о которых, так весьма ко изъяснению древности нужных, ни языка знания, ни прилежания европейцы не имеют и пользы оных не знают и от того в рассуждениях немало погрешают, из-за чего в Страленберговой книге описания Татарии с избытком видим, что он, не зная нужных языков, странные и несогласные с истинным образования имен нагородил. Я же тем не хвалюсь, чтоб сии образования слов все точно положены, ибо может где-либо погрешил, потому что я обоих оных в совершенстве не знал и сарматского лексикона достать не мог, но от многих разных сарматских народов и из вокабул финских и эстляндских выбрав, лексикон сам сочинил.21 Однако еще многое не изъяснено осталось из-за того, что знающие те языки или не могли изъяснить, или разные и весьма несогласные образования названий показывали, что любопытному и трудолюбивому на будущее к изъяснению остается. Что же я здесь и в примечаниях из других книг пространно вносил, оное для того более делал, что некоторые на таких языках писаны, коих многие не знают, а иные хотя и переведенные имею, но другому достать трудно и по такому обстоятельству к дальнейшему сысканию истины или ясности лучше для удобности здесь выписано будет. И это только для уведомления об оной Истории здесь указываю, а далее собственно будет первую часть истории.

   X. Просвещение ума. Прежде же нежели я к сказанию приключений и деяний приступлю, нужно показать о том, отчего оные происходят. Выше я показал, что все деяния от ума или глупости происходят. Однако ж я глупость не поставляю за особую сущность, но оное слово только недостаток или оскудение ума, также как стужа лишь оскудение теплоты, а не особая сущность или материя. Под умом же разумеем главное природное действо или силу души, а когда ум просветится, тогда именуется разум. Освещение же ума, равно как свет видимый, от огня небесного или земного происходящий, освещает все телеса и видимость нам творит, нами лишь в мыслях воображенные свойства пред мысленным очам представляет, а также учение и прилежное вещей испытание с понятием и рассуждением возможным делает. Не говорю о божественном и сверхъестественном просвещении ума, которые в писании святом нам объявлены, но только о естественном или природном просвещении, которое нам разными способами подается, единственным либо особым образом, вообще и всемирно.

   Букв обретение. Из способов всемирного умопросвещения разумею три величайшие: так, первое - обретение букв, чрез которые возымели способ написанное вечно в памяти сохранить и далеко отстоящим от нас наше мнение изъявить.

   Христово пришествие. Второе - Христа Спасителя на землю пришествие, которым совершенно открылось познание творца и должное отношение твари к Богу, себе и ближнему.

   Книгопечатание. Третье - чрез обретение тиснения книг и вольное всем оного употребление, чрез которое весьма великое просвещение мир получил, ибо чрез то науки вольные возросли и книг полезных умножилось.

   Лексикон гражданский русский. Об изобретении букв нет нужды, когда, где и кем первые обретены, изъяснить, о чем чрез многие прения ученых до сих пор не выяснено. Но я имею причину только употребления письма и принятия закона христианского у славян и руссо-славян здесь представить, хотя оное в Лексиконе гражданском 22 пространно показал. Оного уже близ половины сочинено и для пользы любомудрых во всяком стане весьма полезен будет, только к окончанию его мои болезни и препятствующие обстоятельства надежду отымают.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

   1 Вольф Христиан (барон Wolf; Wolff Christian, 1679-1754), немецкий философ. "Физика" Вольфа - имеется в переводе: "Волфианская експериментальная физика", перевод М. В. Ломоносова, СПб., 1746; также издавалась на русском "Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды" (перев. с латинского в 1753 году Б. М., Спб., 1765. Другие наиболее известные работы: Philosophia rationalis, sive logica (1728); Philosophia prima, sive Ontologia (1729); Cosmologia generalis (1731); Psychologia empirica (1732); Psychologia rationalis (1734); Theologia naturalis (1736-1737); Philosophia practica universalis (1738-1739); Jus naturae and Jus Gentium (1740-1749); Philosophia moralis, sive ethica (1750-1753).

   2 Гуэций, Гюе Пьер Даниель (1630-1721) (Huetius, Huet Petrus Daniel), католический ученый, автор обширной апологии христианства "Demonstratio evangelica".

   3 Пуфендорф Самуил (Pufendorf Samuel, 1632-1694), юрист, один из развивавших учение о "естественном праве". Татищев ссылается на его работы "Einleitung in die Historie der vornehmsten Europäischen Staaten", "Политика и мораль", "Право естественное и народное" (De Iure Naturae et Gentium, 1672).

   4 Роберт Байль - вероятно, Бейль Пьер (Bayle Pierre, 1647-1706), издатель словаря "Dictionnaire historique et critique" (tt. I-IV, Paris, 1695).

   5 Витсен Николас Корнелиссон (Witsen Nicolaas Cornellisson, 1641-1717), голландский географ и юрист, в 1694-1695 гг. побывал в Москве. Автор "Noord en Oost Tartarye" (I-II, Amsterdam, 1705).

   6 Татищев считал митрополита Киприана (1389-1406) автором Степенной книги.

   7 Возможно, что Татищев здесь имеет в виду так называемую "Летопись о многих мятежах" или предшествовавший ей "Новый летописец".

   8 Станкевич написал в 1626 г. "Историю Сибири" или "Летописец тобольский", до нашего времени не дошедший.

   9 Сочинение митрополита Макария (1482-1563) об Иване Грозном в настоящее время неизвестно.

   10 Авраамий Палицын - Ареркий Иванович Палицын (род. в середине XVI в. - ум. 1626), в монашестве Авраамий.

   11 Татищев приписывал Серапиону, монаху Псковского Елизарова монастыря (конец XVI в.), авторство Повести о приходе Стефана Батория к Пскову и Псково-Печерскому монастырю.

   12 Луговской Алексей Иванович (XVII в.), стряпчий (а не дьяк и не дьякон), составитель сборника, состоявшего из перечисленных Татищевым статей, заимствованных из записей Разрядного приказа.

   13 Никон (Никита Минов, 1605-1681), патриарх московский. Упоминаемое Татищевым Житие Никона, написанное им самим, не сохранилось.

   14 Медведев Симеон Агафоникович, в монашестве Сильвестр (1641-1691), автор записок о стрелецком мятеже 1682-1684 гг.

   15 Граф Матвеев Андрей Артамонович (1666-1728), автор "Истории о начале и причине бунта стрелецкого".

   16 Лызлов Андрей (вторая половина XVII в.), автор "Скифской истории" в пяти книгах (СПб., 1776; М., 1787).

   17 Лихачев Алексей Тимофеевич (ум. в 1729). Имел библиотеку книг и рукописей. Сочинение, о котором пишет Татищев, не сохранилось.

   18 Буддей Иоганн Франц (Buddeus Johann Franz, 1667-1729) редактировал Всеобщий исторический лексикон (несколько раз переиздававшийся и затем продолженный: Allgemeines historisches Lexicon, I-IV. 3 Aufl., Leipzig, 1730-1732; Fortsetzung des Allgemeinen historischen Lexici, 1-II. Leipzig, 1740).

   19 Мартиниеров лексикон - Брузен де ла Мартиниер, Антуан Августин (Bruzen de la, Martiniere Antoine Augustin, 1662-1749), главным его трудом был "Большой географический и критический словарь" (Le Grand Dictionnaire geographique et critique. 10 v., La Haye, 1726-1739). Татищев пользовался изданием Генсия на немецком языке (Leipzig: Heinsius, 1744-1750).

   20 Байер Готлиб Зигфрид (Bayer Gottlieb Siegfried, 1694-1738). Упоминаемые Татищевым "Комментарии" - "Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae".

   21 Лексикон сарматский Татищева не сохранился.

   22 Лексикон гражданский русский - "Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский". Татищев начал работу над ним в 1741 г. и довел его до слова "Ключник".

 


Другие авторы
  • Козлов Петр Кузьмич
  • Зубова Мария Воиновна
  • Иванчин-Писарев Николай Дмитриевич
  • Готовцева Анна Ивановна
  • Плавт
  • Савин Иван
  • Коваленская Александра Григорьевна
  • Люксембург Роза
  • Уманов-Каплуновский Владимир Васильевич
  • Теккерей Уильям Мейкпис
  • Другие произведения
  • Кукольник Нестор Васильевич - Психея
  • Аксаков Николай Петрович - Психология Эдгара Поэ
  • Соловьев Сергей Михайлович - С. М. Соловьев: биографическая справка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - (Сочинения Николая Греча)
  • Груссе Паскаль - Изгнанники Земли
  • Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
  • Левин Давид Маркович - К. И. Чуковский о Гаршине
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич - В тумане
  • Дрожжин Спиридон Дмитриевич - Стихотворения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - В тихом озере черти водятся. Старая русская пословица в лицах и в одном действии. Федора Кони
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 370 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа