свождению одного с
другим трудности не было. Между же оными примечаниями некоторое количество таких
находится, что только для памяти другим положены, чтобы то, чего я дознаться не
мог, далее исследовать и внести для лучшей памяти. В тех же примечаниях нужным
казалось образование названий народов и урочищ древних показать, которые большею
частью сарматского, а отчасти и татарского языка, о которых, так весьма ко
изъяснению древности нужных, ни языка знания, ни прилежания европейцы не имеют и
пользы оных не знают и от того в рассуждениях немало погрешают, из-за чего в
Страленберговой книге описания Татарии с избытком видим, что он, не зная нужных
языков, странные и несогласные с истинным образования имен нагородил. Я же тем
не хвалюсь, чтоб сии образования слов все точно положены, ибо может где-либо
погрешил, потому что я обоих оных в совершенстве не знал и сарматского лексикона
достать не мог, но от многих разных сарматских народов и из вокабул финских и
эстляндских выбрав, лексикон сам сочинил.
21 Однако еще многое не
изъяснено осталось из-за того, что знающие те языки или не могли изъяснить, или
разные и весьма несогласные образования названий показывали, что любопытному и
трудолюбивому на будущее к изъяснению остается. Что же я здесь и в примечаниях
из других книг пространно вносил, оное для того более делал, что некоторые на
таких языках писаны, коих многие не знают, а иные хотя и переведенные имею, но
другому достать трудно и по такому обстоятельству к дальнейшему сысканию истины
или ясности лучше для удобности здесь выписано будет. И это только для
уведомления об оной Истории здесь указываю, а далее собственно будет первую
часть истории.
X. Просвещение ума. Прежде же нежели я к сказанию
приключений и деяний приступлю, нужно показать о том, отчего оные происходят.
Выше я показал, что все деяния от ума или глупости происходят. Однако ж я
глупость не поставляю за особую сущность, но оное слово только недостаток или
оскудение ума, также как стужа лишь оскудение теплоты, а не особая сущность или
материя. Под умом же разумеем главное природное действо или силу души, а когда
ум просветится, тогда именуется разум. Освещение же ума, равно как свет видимый,
от огня небесного или земного происходящий, освещает все телеса и видимость нам
творит, нами лишь в мыслях воображенные свойства пред мысленным очам
представляет, а также учение и прилежное вещей испытание с понятием и
рассуждением возможным делает. Не говорю о божественном и сверхъестественном
просвещении ума, которые в писании святом нам объявлены, но только о
естественном или природном просвещении, которое нам разными способами подается,
единственным либо особым образом, вообще и всемирно.
Букв обретение. Из способов всемирного умопросвещения
разумею три величайшие: так, первое - обретение букв, чрез которые возымели
способ написанное вечно в памяти сохранить и далеко отстоящим от нас наше мнение
изъявить.
Христово пришествие. Второе - Христа Спасителя на землю
пришествие, которым совершенно открылось познание творца и должное отношение
твари к Богу, себе и ближнему.
Книгопечатание. Третье - чрез обретение тиснения книг и
вольное всем оного употребление, чрез которое весьма великое просвещение мир
получил, ибо чрез то науки вольные возросли и книг полезных умножилось.
Лексикон гражданский русский. Об изобретении букв нет
нужды, когда, где и кем первые обретены, изъяснить, о чем чрез многие прения
ученых до сих пор не выяснено. Но я имею причину только употребления письма и
принятия закона христианского у славян и руссо-славян здесь представить, хотя
оное в Лексиконе гражданском 22 пространно показал. Оного уже близ
половины сочинено и для пользы любомудрых во всяком стане весьма полезен будет,
только к окончанию его мои болезни и препятствующие обстоятельства надежду
отымают.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вольф Христиан (барон Wolf; Wolff Christian,
1679-1754), немецкий философ. "Физика" Вольфа - имеется в переводе: "Волфианская
експериментальная физика", перевод М. В. Ломоносова, СПб., 1746; также
издавалась на русском "Разумные мысли о силах человеческого разума и их
исправном употреблении в познании правды" (перев. с латинского в 1753 году Б.
М., Спб., 1765. Другие наиболее известные работы: Philosophia rationalis, sive
logica (1728); Philosophia prima, sive Ontologia (1729); Cosmologia generalis
(1731); Psychologia empirica (1732); Psychologia rationalis (1734); Theologia
naturalis (1736-1737); Philosophia practica universalis (1738-1739); Jus naturae
and Jus Gentium (1740-1749); Philosophia moralis, sive ethica (1750-1753).
2 Гуэций, Гюе Пьер Даниель (1630-1721) (Huetius,
Huet Petrus Daniel), католический ученый, автор обширной апологии христианства
"Demonstratio evangelica".
3 Пуфендорф Самуил (Pufendorf Samuel,
1632-1694), юрист, один из развивавших учение о "естественном праве". Татищев
ссылается на его работы "Einleitung in die Historie der vornehmsten Europäischen
Staaten", "Политика и мораль", "Право естественное и народное" (De Iure Naturae
et Gentium, 1672).
4 Роберт Байль - вероятно, Бейль Пьер (Bayle Pierre,
1647-1706), издатель словаря "Dictionnaire historique et critique" (tt. I-IV,
Paris, 1695).
5 Витсен Николас Корнелиссон (Witsen Nicolaas
Cornellisson, 1641-1717), голландский географ и юрист, в 1694-1695 гг. побывал в
Москве. Автор "Noord en Oost Tartarye" (I-II, Amsterdam, 1705).
6 Татищев считал митрополита Киприана (1389-1406)
автором Степенной книги.
7 Возможно, что Татищев здесь имеет в виду так
называемую "Летопись о многих мятежах" или предшествовавший ей "Новый
летописец".
8 Станкевич написал в 1626 г. "Историю Сибири" или
"Летописец тобольский", до нашего времени не дошедший.
9 Сочинение митрополита Макария (1482-1563) об Иване
Грозном в настоящее время неизвестно.
10 Авраамий Палицын - Ареркий Иванович Палицын (род.
в середине XVI в. - ум. 1626), в монашестве Авраамий.
11 Татищев приписывал Серапиону, монаху Псковского
Елизарова монастыря (конец XVI в.), авторство Повести о приходе Стефана Батория
к Пскову и Псково-Печерскому монастырю.
12 Луговской Алексей Иванович (XVII в.), стряпчий (а
не дьяк и не дьякон), составитель сборника, состоявшего из перечисленных
Татищевым статей, заимствованных из записей Разрядного приказа.
13 Никон (Никита Минов, 1605-1681), патриарх
московский. Упоминаемое Татищевым Житие Никона, написанное им самим, не
сохранилось.
14 Медведев Симеон Агафоникович, в монашестве
Сильвестр (1641-1691), автор записок о стрелецком мятеже 1682-1684 гг.
15 Граф Матвеев Андрей Артамонович (1666-1728),
автор "Истории о начале и причине бунта стрелецкого".
16 Лызлов Андрей (вторая половина XVII в.), автор
"Скифской истории" в пяти книгах (СПб., 1776; М., 1787).
17 Лихачев Алексей Тимофеевич (ум. в 1729). Имел
библиотеку книг и рукописей. Сочинение, о котором пишет Татищев, не
сохранилось.
18 Буддей Иоганн Франц (Buddeus Johann Franz,
1667-1729) редактировал Всеобщий исторический лексикон (несколько раз
переиздававшийся и затем продолженный: Allgemeines historisches Lexicon, I-IV. 3
Aufl., Leipzig, 1730-1732; Fortsetzung des Allgemeinen historischen Lexici,
1-II. Leipzig, 1740).
19 Мартиниеров лексикон - Брузен де ла Мартиниер,
Антуан Августин (Bruzen de la, Martiniere Antoine Augustin, 1662-1749), главным
его трудом был "Большой географический и критический словарь" (Le Grand
Dictionnaire geographique et critique. 10 v., La Haye, 1726-1739). Татищев
пользовался изданием Генсия на немецком языке (Leipzig: Heinsius,
1744-1750).
20 Байер Готлиб Зигфрид (Bayer Gottlieb Siegfried,
1694-1738). Упоминаемые Татищевым "Комментарии" - "Commentarii Academiae
Scientiarum Petropolitanae".
21 Лексикон сарматский Татищева не сохранился.
22 Лексикон гражданский русский - "Лексикон
Российский исторический, географический, политический и гражданский". Татищев
начал работу над ним в 1741 г. и довел его до слова "Ключник".