Главная » Книги

Тургенев Иван Сергеевич - Воспоминания о Белинском, Страница 3

Тургенев Иван Сергеевич - Воспоминания о Белинском


1 2 3

. А. Краевский.
   6 "Стихотворения Владимира Бенедиктова" вышли в свет в 1835 г. В No 11 "Телескопа" за тот же год была напечатана статья Белинского с трезвой оценкой поэзии Бенедиктова и причин ее успеха. О своей реакции на эту статью Тургенев также вспоминал в 1856 г. (письмо к Л. Н. Толстому от 16/28 декабря): "...знаете ли Вы, что я целовал имя Марлинского на обертке журнала - плакал, обнявшись с Грановским, над книжкою стихов Бенедиктова и пришел в ужасное негодование, услыхав о дерзости Белинского, поднявшего на них руку? Вы, стало быть, видите, что сказанное им тогда казалось новизною неслыханною" (Тургенев. Письма, т. III, с. 61). О совместном с Грановским чтении стихотворений Бенедиктова - "имя которого теперь если не безызвестное, то уже отзвучавшее - прогремело тогда по всей России" - Тургенев рассказал в статье 1855 г. "Два слова о Грановском" (Тургенев. Соч., VI, 372).
   7 Имеется в виду заметка "Вместо вступления" к "Литературным и житейским воспоминаниям", которая начинается упоминанием о "Параше": "...этою поэмой я вступил на литературное поприще".
   8 Стр. 485. Тургенев смещает события: летом 1843 г. Белинский ездил в Москву не жениться, а делать предложение М. В. Орловой; свадьба их состоялась в ноябре в Петербурге. На даче в Лесном Белинский жил уже в 1844 г.
   9 Тургенев говорит об известном портрете, выполненном художником К. Горбуновым в 1843 г. (см. фронтиспис). Портрет не нравился и Кавелину, который считал, что он лишь напоминает Белинского ("Русская мысль", 1882, No 9). Однако среди прижизненных портретов Белинского этот - наиболее достоверный (см. ЛН, 57, 364-366).
   10 Стр. 486. Из стихотворения Некрасова "Памяти приятеля" (то есть Белинского) (1853).
   11 Стр. 487. Из комедии Мольера "Мнимый больной" (третья интермедия).
   12 Из "Фауста" Гете (Пролог на небесах) в переводе Тургенева.
   13 Тургенев не ставит перед собой цели раскрыть содержание своих философских бесед с Белинским. Он останавливает внимание на самом факте "мучительных сомнений" Белинского и воссоздает их очень живо. Однако некоторые детали позволяют сделать предположение о характере тех вопросов, над разрешением которых билась в это время мысль Белинского. Критик "сомневался" в своем философском мировоззрении вообще - он преодолевал прежние идеалистические представления. Очевидно, с этим было связано и обсуждение "вопроса о существовании бога", тем более что сравнительно недавно Белинский познакомился с сочинениями Фейербаха (см. прим. 83 к с. 412), а также, вероятно, левогегельянцев Д. Штрауса и Б. Бауэра. Тургенев, безусловно, знакомил Белинского с передовыми течениями немецкой философской мысли.
   14 Стр. 490. Из "Евгения Онегина", гл. первая, строфа V.
   15 Стр. 491. Тургенев имеет в виду оценку Пушкиным трагедии "Марфа Посадница" в письме к Погодину от последних чисел ноября 1830 г.: "Я вам говорю, что это все - достоинства шекспировского" (письмо было опубликовано Анненковым в 1855 г. в т. I сочинений Пушкина; ср. Пушкин, XIV, 129).
   16 Выноску, о которой говорит Тургенев, Белинский сделал не в одном из годичных обзоров, а в рецензии на поэму Бернета "Елена" ("Московский наблюдатель", 1838, ч. XVI, апрель, кн. 2; ценз, разр. 22 июня). Ср. прим. 10 к с. 138.
   17 Стр. 492. Упоминание Тургеневым "одного издателя толстого журнала", то есть Краевского, как в этом мосте воспоминаний, так и в других, в особенности в связи с обвинением его в "эксплуататорских" наклонностях, вызвало протест Краевского. Он пытался скомпрометировать утверждения Тургенева указанием на долг, который последний ему не возвратил. Факт мистификации опровергнут не был ("Голос", 1869, No 100).
   18 Стр. 493. Тургенев говорит о памфлете "Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура" ("Современник", 1861, No 6 и 7), в котором Добролюбов характеризовал Кавура как типичного политического деятеля - буржуазного либерала, "трусливого" и "осторожного". Статья вызвала недовольство русских либералов, в связи с чем Н. Г. Чернышевский писал Добролюбову: "Ярость на нас за Кавура повсюду неописанная" (Чернышевский, XIV, 436). Противопоставление Добролюбова Белинскому, которое делает здесь Тургенев, неправомерно. Имея в виду этот прием Тургенева в полемике со своими противниками, А. Н. Пьшин писал в заключительной главе своей монографии "В. Г. Белинский": "Враждебный взгляд людей прежнего круга Белинского <то есть в данном случае - взгляд Тургенева> на новые литературные стремления получил, так сказать, обратное действие: свой собственный новый взгляд они приписали и Белинскому и выставили Белинского против тех идей, с которыми спорили сами. Другими словами: ставя себя в солидарность с Белинским, они отвергали историческую связь его с их противниками, видели в идеях этих противников не преемственность идеям Белинского, а скорее прямое их нарушение и отрицание. Мы думаем об этом совершенно наоборот" ыпин, 591-592). Отвечая на дальнейшие утверждения Тургенева о характере деятельности Белинского, Пыпин также подчеркивал, что литературной почвы Белинский держался исключительно по внешней необходимости. Страсть "составляла весь нравственный и исторический характер Белинского" (там же, 595). Тургенев вынужден был согласиться с последним утверждением Пыпина (см. с. 518 наст. книги).
   19 Стр. 494. Свидетельство Тургенева о том, что Белинский видел в В. Майкове своего преемника, не подтверждается. В качестве преемника Белинскому рассматривал Майкова, по свидетельству Анненкова, сам Тургенев. "Так мало желали они <либеральные друзья Белинского> погибели "Отечественных записок", что на другой, так сказать, день выхода из редакции Белинского они уже думали об отыскании журналу, взамен потерянного критика, нового, способного держать знамя независимого мышления. Человек, введший в редакцию "Отечественных записок" покойного Майкова, был не кто другой, как И. С. Тургенев - горячий друг Белинского и самого Некрасова" (письмо Анненкова к А. Н. Пыпину от 12 июля н. ст. 1874 г.- ЛН, 57, 550). См. прим. 99 к воспоминаниям Анненкова.
   20 В. Майков скоропостижно скончался от разрыва сердца во время купания в 1847 г., Д. Писарев утонул в 1868 г.
   21 То есть "Пушкин и Белинский" (I. "Евгений Онегин". II. Лирика Пушкина) (1865). Дальше речь идет о стихотворении Пушкина "19 октября" (1825), которое Писарев разбирал в статье "Лирика Пушкина", упрекая поэта в "напыщенности и неискренности чувства" (Д. Писарев. Сочинения, т. 3. М., 1956, с. 386).
   22 Стр. 495. То есть в письме к Гоголю.
   23 Из "Мцыри" Лермонтова.
   24 Две лекции о Пушкине, которые писатель назвал "импровизацией, несколько небрежной и недостойной великого имени Пушкина" ("Литературный архив", вып. 4, 1953, с. 293), были им прочитаны в апреле 1860 г. И. И. Панаев в фельетоне "Петербургская жизнь" рассказал о реакции аристократической публики на упоминание в одной лекции Тургенева имени Белинского: "Второе чтение о Пушкине, говорят, было особенно замечательно. Здесь впервые перед этим избранным обществом произнесено было имя Белинского. На многих оно произвело не совсем благоприятное впечатление. Я слышал, будто один из литературных авторитетов старого времени заметил Тургеневу после чтения, что присоединение имени Белинского к именам Пушкина, Лермонтова и Гоголя - очень дико, да и что бы ни говорили, а, по его мнению, Белинский все-таки был не более как невежественный крикун" ("Современник", 1860, No 5).
   25 Имеются в виду революционные события, потрясавшие Европу, и в первую очередь Францию, начиная с 1830 г., неустойчивость европейской политической жизни в эти годы.
   26 Стр. 497. Речь идет о поэзии И. И. Козлова, Подолинского и других.
   27 Стр. 499. То есть кружка Н. В. Станкевича.
   28 Стр. 500. В этом стихотворении, подписанном Л. П. и напечатанном в No 7 "Отечественных записок" за 1842 г., Белинский увидел "что-то энергическое, восторженное и гражданское, есть много смелого..." (Белинский, XII, 111).
   29 Стр. 501. Имеются в виду написанные в 1841 г. статьи о народной поэзии ("Древние российские стихотворения").
   30 Уже современники (Антонович, Пыпин) отмечали, что здесь Тургенев говорит в первую очередь о Добролюбове как авторе сатирических стихотворений "Свистка".
   31 Стр. 502. Первоначальное название этого стихотворения - "Чернь", в 1836 г. Пушкин переименовал его: "Поэт и толпа".
   32 Стр. 503. Ближайшим образом Тургенев полемизирует здесь с эстетической теорией Чернышевского. Однако одна из идей диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" как раз и состояла в том, что искусство ниже действительности только в том случае, когда оно подражает природе, копирует, как бы повторяет действительность.
   33 Белинский редко высказывался о произведениях живописи или музыки, считая свои оценки в этих сферах искусства дилетантскими. Однако сохранились свидетельства о глубоком его интересе к живописи (см., например, воспоминания Анненкова и Тютчева; с. 459 и 470 наст. книги), о том наслаждении, которое он испытывал, слушая музыку, действительно привлекавшую его драматизмом и патетикой (см., например, Белинский, XII, 158, а также воспоминания Кавелина, с. 177 наст. книги).
   34 Тургенев говорит о статье 1834 г. из "Арабесок" - "Последний день Помпеи". Картина Брюллова", и XXIII письме из "Выбранных мест из переписки с друзьями" - "Исторический живописец Иванов" (1846).
   35 Стр. 504. См. прим. 16 к с. 43.
   36 Белинский, пристально следивший, особенно в это время, за эстетической мыслью и литературной жизнью Германии, имел достаточное представление о литературной и общественной роли Менцеля. Так, рецензируя т. 10 "Современника" за 1838 г., он с особым вниманием останавливается на статье Губера "Взгляд на нынешнюю литературу Германии". Белинский цитирует характеристику "крикуна Менцеля", соглашаясь с нею. В статье "Менцель, критик Гете" Белинский опирается в своей критике Менцеля на его книгу "Немецкая словесность" (русский перевод - 1837-1838). О Менцеле, который "создан природою не столько для литературного, сколько политического поприща" и о его похвалах Булгарину говорилось в брошюре Н. Мельгунова "История одной книги" (М., 1839), известной Белинскому. В "Литературных и журнальных заметках" 1843 г. Белинский назвал Менцеля "достойным другом" Булгарина (Белинский, VIII, 24). Как предполагает В. Березина, Белинский знал выступления Гейне и Берне против Менцеля (Белинский, III, 639 - комментарий). Конечно, Белинский в статье "Менцель, критик Гете" подчинил имевшиеся в его распоряжении материалы "примирительной" идее, но и в этом случае в характеристике Менцеля он был недалек от истины.
   37 Тургенев не прав, сводя весь смысл статей Белинского "Бородинская годовщина", "Очерки Бородинского сражения" и "Менцель, критик Гете" к "квасному патриотизму". Беспощадно осудив эти свои статьи в письме к Боткину от 11 декабря 1840 г., Белинский, однако, правильно заметил, что идея, которую он "силился развить в статье по случаю книги Глинки о Бородинском сражении <то есть идея объективной необходимости, "исторической законности" тех или иных социальных и политических форм> верна в своих основаниях, но должно было бы развить и идею отрицания, как исторического права, не менее первого священного, и без которого история человечества превратилась бы в стоячее и вонючее болото..." (Белинский, XI, 576).
   38 Стр. 505. Выражение это употреблено Герценом в письме первом "Писем об изучении природы" ("Эмпирия и идеализм"), напечатанном в No 4 "Отечественных записок" за 1845 г. (Герцен, III, 117). Оно было высмеяно в фельетоне "Северной пчелы" (No 106 от 12 мая 1845 г.). Ответ "Отечественных записок" был напечатан в No 6.
   39 Стр. 507. Из стихотворения Гете "Keinen Reimer wird man finden" ("Рифмоплета нет такого"), цикл "Westostlicher Diwan" ("Западно-восточный диван"). У Гете - в ироническом смысле.
   40 12 января 1847 г. Тургенев выехал за границу, летом виделся с Белинским в Берлине, Зальцбрунне и Париже; вернулся в Россию лишь в 1850 г.
   41 Стр. 508. О взаимоотношениях Белинского с новой редакцией "Современника" см. прим. 56 к с. 514.
   42 Имеется в виду статья Белинского о "рассказе в стихах" "Параша" ("Отечественные записки", 1843, No 5). В статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года" ("Современник", 1848, No 1, 3) Белинский дал анализ литературной деятельности Тургенева до "Записок охотника", причем уже более сдержанно отозвался о "Параше". По мнению Белинского, талант Тургенева "обозначился вполне" именно в "Хоре и Калиныче" (Белинский, X, 344-346).
   43 Отзыв Белинского о прозаических произведениях Тургенева содержится в цитируемом ниже письме от 19 февраля/3 марта 1847 г. (с. 515).
   44 Стр. 510. Об этом см. в "Замечательном десятилетии" Анненкова, с. 458 и прим. 120 к с. 467.
   45 Стр. 511. После исключения в конце сентября 1832 г. из университета Белинский был вынужден взяться за перевод романа Поль де Кока "Магдалина". За свой перевод Белинский получил "едва-едва" сто рублей ассигнациями (Белинский, XI, 93). См. также прим. 24 к с. 115.
   48 Речь идет о чувстве к А. А. Бакуниной. "Скоро умерла" (в 1838 г.) ее сестра - Л. А. Бакунина, невеста Н. Станкевича.
   47 Стр. 512. О чувстве к "гризетке" и тяжелых переживаниях, связанных с этой историей, развязка которой заставила его "горько рыдать, как ребенка", Белинский вспоминал неоднократно (см., например, Белинский, XI, 359, 410). Полюбив простую девушку, Белинский "взялся было за ее умственное развитие,- с помощью чтения избранных поэтических произведений, но она скоро разбила созданный им идеал" (воспоминание свидетельницы "истории с гризеткой" родственницы Белинского Н. Н. Щетининой - "Русский", 1868, No 15). Только поездка в Премухино принесла ему облегчение.
   48 Последняя (третья) строфа стихотворения Ф. И. Тютчева "Как над горячею золой..." (1830).
   49 Это сознание "своевременности" смерти Белинского, сознание того, что на его долю выпали бы еще горшие страдания, было, очевидно, распространено среди друзей критика. "Сердце беднеет, верования и надежды уходят,- писал Грановский Фролову в августе 1848 г.- Подчас глубоко завидую Белинскому, вовремя ушедшему отсюда" ("Т. Н. Грановский и его переписка", т. 2. М., 1897, с. 425). Через год, в июне 1849 г., после ареста петрашевцев, Грановский писал Герцену, подразумевая неизбежность самых тяжелых репрессий до отношению к Белинскому, если бы он был жив: "...в Петербурге открыты три тайные общества разом, и в них много офицеров, вышедших из кадетских корпусов... О литературе и говорить нечего. Есть с чего сойти с ума. Благо Белинскому, умершему вовремя" ("Звенья", No 6. М.-Л., 1936, с. 360). См. также приписку Н. Н. Тютчева в прим. 53 к с. 513.
   50 См. прим. 24 к с. 180.
   51 Строка из стихотворения Байрона "Стансы".
   52 Из "Гамлета" Шекспира (действ. III, сц. I - монолог Гамлета "Быть или не быть...").
   53 Стр. 513. Далее Тургенев с некоторыми неточностями цитирует письмо А. П. Тютчевой, опуская начало и конец его, а также приписку Н. Н. Тютчева к словам "чтоб его опровергли": "До сознательного убеждения неизбежной близости смерти он не дошел, а умер почти как Кульчицкий, только что страдание его было продолжительнее и живее. Впрочем, он умер вовремя" (ЛН, 56, 196).
   54 Стр. 514. О своем посещении Белинского Грановский сообщал жене 25 мая 1848 г. ("Т. Н. Грановский и его переписка", т. 2. М., 1897, с. 273).
   55 О последних словах Белинского стало известно его друзьям. Смерть каторжанина Крота в поэме Некрасова "Несчастные" (1856) - это смерть Белинского, обратившегося в последние минуты с "речью к народу":
  
   Кричал он радостно: "Вперед!"
   И горд, и ясен, и доволен
   Ему мерещился народ
   И звон московских колоколен,
   Восторгом взор его сиял,
   На площади, среди народа,
   Ему казалось, он стоял
   И говорил...
  
   См. также воспоминания А. В. Орловой, с. 563 наст. книги.
   56 Стр. 514. Публикацией выдержек из писем Белинского Тургенев начал обсуждение вопроса о положении критика в "Современнике". Эти выдержки должны были подтвердить тезис Тургенева, поддержанный впоследствии Кавелиным (см. с. 178-179) и Анненковым (см. с. 435), будто "Белинский был постепенно и очень искусно устранен от журнала" его руководителями - Некрасовым и Панаевым. Тургенев имел в виду их отказ предоставить Белинскому третью долю в доходах журнала, чем и было вызвано первое из опубликованных Тургеневым писем с упреками по адресу Некрасова. Однако вскоре, объяснившись с Некрасовым и согласившись с его доводами, Белинский снял свои обвинения. "Я имею убеждение и некоторые доказательства,- разъяснял позднее, в 1869 г., в письме к М. Е. Салтыкову сложившуюся ситуацию Некрасов,- что Белинский сам очень скоро увидел, что его положение как дольщика (при необходимости брать немедленно довольно большую сумму на прожиток и неимении гарантии за свою долю в случае неудачи дела) было бы фальшиво. Это он мне сам высказал" (Некрасов, XI, 136). Белинский сумел понять всю трудность положения Некрасова. В опущенной Тургеневым части второго из опубликованных писем критик, защищая Некрасова, говорит о его "апатии", которая, несомненно, была вызвана рядом сложных обстоятельств, сопровождавших "рождение" "Современника". "Он <Некрасов>,- писал Белинский,- смотрит мне в глаза так прямо и чисто, что, право, все сомнения падают сами собою" (Белинский, XII, 344). О своих отношениях с Некрасовым Белинский подробно информировал Кавелина (Белинский, XII, 458).
   Позднее Анненков обвинил "новую редакцию", якобы несогласную с "новым направлением" критика, в попытке устранить Белинского и от идейного руководства журналом. Анненков не назвал в своих воспоминаниях имена тех лиц из "новой редакции", которые возражали против "направления" Белинского, тем самым заставляя думать, что это были Некрасов и Панаев - руководители и "дольщики" журнала. Однако в своем письме к Пыпину в 1874 г., еще до окончания "Замечательного десятилетия", он назвал в качестве противника направления Белинского - Боткина, отнюдь не определявшего направление "Современника" (см. прим. 108 к с. 441). Вместе с тем именно Боткин послужил для москвичей источником информации об "устранении" Белинского, которая явилась предлогом для отказа либеральных друзей Белинского от поддержки "Современника", чем наносился удар как журналу, так и, в первую очередь, Белинскому, независимо от того, был ли он "дольщиком" или "наемщиком". Это и объяснял Белинский Тургеневу в опущенной последним при публикации части письма от 19 февраля/3 марта 1847 г.
   В действительности новым, то есть революционно-демократическим, направлением "Современника", которое определял Белинский, были недовольны не Некрасов и Панаев, а Боткин, Грановский, Кавелин, Галахов и другие (см. об этом также в книге В. Евгеньева-Максимова - "Современник" в 40-50 гг.". Л., 1934).
   57 Стр. 517. Сын Белинского Владимир умер в конце марта 1847 г., в возрасте четырех месяцев.
   58 См. прим. 105 к с. 436.
   59 Из "Гамлета" Шекспира (действ. I, сц. 2, слова Гамлета об отце).
   60 Стр. 518. См. прим. 18 к с. 493.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 687 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа