Оскаръ Уайльдъ
Переводъ М. Ѳ. Лик³ардопуло.
Полное собран³е сочинен³й Оскара Уайльда
Подъ редакц³ей К. И. Чуковскаго
Приложен³е къ журналу "Нива" на 1912 г.
Издан³е Т-ва А. Ф. МАРКСЪ, С-Петербургъ
Конечно, первымъ долгомъ, я долженъ отвѣтить "студенткѣ", не потому только, что она женщина, а за ея здравый разсудокъ: письмо ея крайне осмысленно. Она отстаиваетъ два положен³я: что высок³е каблуки составляютъ необходимость для каждой дамы, желающей защитить свое платье отъ стиг³йской грязи нашихъ улицъ, и что, при отсутств³и корсета, трудно какъ слѣдуетъ, удобно прикрѣпить обычное количество нижнихъ юбокъ такъ, чтобы онѣ не сползали. Разумѣется, совершенно справедливо, что, покуда нижнее бѣлье будетъ висѣть на бедрахъ - безъ корсета нельзя обойтись; ошибка здѣсь въ томъ, что опорой для всей одежды не служатъ плечи. Въ послѣднемъ случаѣ корсетъ становится безполезнымъ, тѣло остается незатянутымъ и свободнымъ для дыхан³я и движен³й, отъ этого женщина становится лишь болѣе здоровой и слѣдовательно болѣе красивой. Дѣйствительно, всѣ наиболѣе неудобныя и безобразныя принадлежности дамскаго туалета, которыя придумала въ своемъ безум³и мода, не только узк³й корсетъ, но и фижмы, кринолинъ и это современное уродство - турнюръ, всѣ онѣ обязаны своимъ происхожден³емъ одной и той же ошибкѣ, заключающейся въ томъ, что никто не замѣчалъ одной простой вещи: отъ плечъ и только отъ плечъ должны свисать всѣ одежды.
Что же касается высокихъ каблуковъ, я совершенно допускаю, что если на улицахъ будутъ носить длинныя платья, то необходимо придать какую-нибудь дополнительную вышину туфлѣ или ботинку; но я протестую лишь противъ того, чтобы эту добавочную вышину придавали одному каблуку, а не подошвѣ также. Современный башмакъ съ высокимъ каблукомъ есть не что иное, какъ деревянные башмаки временъ Генриха VI, съ отнятыми лишь передними подпорками; неизбѣжнымъ послѣдств³емъ его является наклонъ корпуса впередъ, укорочен³е шага и слѣдовательно тотъ недостатокъ изящества, который всегда является слѣдств³емъ стѣснен³я свободы.
Зачѣмъ презирать деревянные башмаки? Много искусства было потрачено на деревянные башмаки. Ихъ дѣлали изъ прекрасныхъ сортовъ дерева, съ изящными инкрустац³ями изъ жемчуга и перламутра. Деревянный башмакъ можетъ быть красивъ, какъ мечта, и если онъ не слишкомъ высокъ и не слишкомъ тяжелъ,- одновременно и очень удобнымъ. Но если есть дамы, которымъ почему-либо не нравятся деревянные башмаки, пусть онѣ попробуютъ какое-нибудь видоизмѣнен³е шароваръ турецкихъ женщинъ, которыя свободно охватываютъ каждую ногу и суживаются лишь въ щиколоткѣ.
"Студентка" съ паѳосомъ, къ которому я не остаюсь равнодушнымъ, умоляетъ меня не отстаивать "эту ужасную, лишенную оборокъ, складокъ и плиссировокъ, раздѣленную на двѣ части юбку". Тутъ я долженъ признаться, что оборки, складки, сборки убиваютъ всю цѣль этой юбки, которая стремится къ удобству и свободѣ движен³й; но я смотрю на всѣ эти отдѣлки, какъ на дурныя излишества, какъ на трагическ³я доказательства того, что раздѣленная юбка стыдится своей раздѣленности. Принципъ, лежащ³й въ основѣ этой юбки, хорошъ, и хотя ни въ коемъ случаѣ не даетъ совершенства, все же это шагъ къ совершенству.
Теперь я, къ большому своему сожалѣн³ю, долженъ проститься съ "студенткой" и отвѣтить м-ру Вентворту Хьюши. М-ръ Хьюши приводитъ старое возражен³е, что одежда древнихъ эллиновъ не приспособлена къ нашему климату, и затѣмъ (это для меня довольно ново), что мужская одежда, въ томъ видѣ, въ какомъ ее носили сто лѣтъ назадъ, во всякомъ случаѣ предпочтительнѣе, чѣмъ платье второй половины XVI² вѣка, которую я считаю самымъ изысканнымъ пер³одомъ въ истор³и англ³йскаго костюма.
Что касается перваго изъ этихъ двухъ утвержден³й, я долженъ раньше всего сказать, что теплота одежды, въ сущности, зависитъ не отъ количества надѣтыхъ принадлежностей костюма, а отъ матер³ала, изъ котораго онѣ сдѣланы. Одинъ изъ главныхъ недостатковъ современной одежды лежитъ въ томъ, что она состоитъ изъ слишкомъ большого количества принадлежностей платья, большинство которыхъ сдѣлано изъ неподходящаго матер³ала; но, надѣтое поверхъ комплекта нижняго бѣлья изъ чистой шерсти, въ родѣ изготовляемаго по системѣ д-ра ²егера, какое-нибудь видоизмѣнен³е древнегреческаго костюма было бы совершенно подходящимъ для нашего климата, нашей страны и нашего вѣка. Этотъ важный фактъ уже былъ указанъ м-ромъ Е. У. Годвиномъ въ его прекрасной, но слишкомъ краткой книгѣ объ одеждѣ, изданной къ гиг³енической выставкѣ. Я называю это важнымъ фактомъ, такъ какъ онъ дѣлаетъ почти каждую форму красиваго костюма совершенно практической при нашемъ холодномъ климатѣ. Правда, м-ръ Годвинъ указываетъ, что англ³йск³я дамы XIII вѣка промѣняли черезъ нѣкоторое время широк³я развѣвающ³яся платья эпохи ранняго Возрожден³я на болѣе узк³я одежды, которыя, но ихъ мнѣн³ю, лучше соотвѣтствовали сѣверной Европѣ. Это я вполнѣ допускаю; но что я буду оспаривать и въ чемъ, я увѣренъ, со мною согласился бы и м-ръ Годвинъ, это то, что принципы, законы древнегреческой одежды могутъ быть вполнѣ осуществлены даже въ узкомъ платьѣ съ рукавами: т.-е. я говорю о принципѣ всю тяжесть одежды переносить на плечи и о томъ, что красоту одежды не нужно искать въ жесткихъ готовыхъ украшен³яхъ современной модистки: - банты тамъ, гдѣ не должно быть бантовъ, оборки тамъ, гдѣ не должно быть оборокъ,- а въ изысканной игрѣ лин³й, которую можно извлечь изъ пышныхъ, струящихся складокъ. Я не предлагаю антикварную реставрац³ю древней одежды, а только стараюсь подчеркнуть правильные принципы одежды, принципы, продиктованные искусствомъ, а не археолог³ей, наукой, а не модой; и точно такъ же, какъ наилучшимъ произведен³емъ искусства въ наши дни считается то, въ которомъ сочетаются классическая грац³я съ абсолютной реальностью, такъ изъ сл³ян³я греческихъ принциповъ красоты съ нѣмецкими принципами гиг³ены родится, я увѣренъ, костюмъ будущаго.
А теперь обратимся къ вопросу о мужской одеждѣ, или, правильнѣе, къ утвержден³ю м-ра Хьюши о преимуществѣ въ области костюма послѣдней четверти XVIII вѣка надъ второй четвертью XVII. Широкополая шляпа 1640 года защититъ лицо отъ зимнихъ дождей и лѣтняго солнца; этого нельзя сказать о шляпѣ конца прошлаго вѣка, съ ея довольно узкими полями и высокимъ дномъ, которая была предтечей нынѣшняго цилинра; широк³й отложной воротникъ гораздо гиг³еничнѣе, чѣмъ душащ³й, затянутый галстукъ, а коротк³й плащъ куда удобнѣе, чѣмъ пальто съ рукавами, хотя бы у послѣдняго и были три пелерины; плащъ легче надѣть и снять, онъ не такъ тяжело ложится на плечи лѣтомъ, а когда въ него укутаешься зимой, онъ даетъ очень много тепла. Куртка наконецъ куда менѣе сложна, чѣмъ сюртукъ и жилетъ; вмѣсто двухъ частей приходится надѣвать только одну; и тѣмъ, что куртка закрыта, грудь лучше защищена.
Коротк³я широк³я брюки во всякомъ случаѣ предпочтительнѣе узкихъ короткихъ рейтузъ до колѣнъ и чулокъ, которые мѣшаютъ правильному кровообращен³ю; наконецъ мягк³е кожаные сапоги, которые можно было носить выше или ниже колѣнъ по желан³ю, гораздо болѣе гибки и слѣдовательно болѣе свободны, чѣмъ жестк³е гессерск³е сапоги, которые такъ расхваливаетъ м-ръ Хьюши. Я ничего не говорю объ изяществѣ и живописности такого костюма, ибо я увѣренъ, что никто, даже м-ръ Хьюши, не отдастъ предпочтен³я хлыщу передъ кавалеромъ, Лоренсу передъ Ванъ-Дейкомъ, Георгу III-му передъ Карломъ ²-мъ. Но съ точки зрѣн³я удобства, теплоты и комфорта. костюмъ XVII вѣка безконечно выше всѣхъ разновидностей, послѣдовавшихъ за нимъ, и я не думаю, чтобы и предшествовавш³я ему формы одежды превосходили его. И я искренно надѣюсь, что мы скоро будемъ имѣть случай наблюдать въ Англ³и какоенибудь нац³ональное возрожден³е этого прекраснаго костюма.
14 октября 1884 г.