Главная » Книги

Ватсон Эрнест Карлович - Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность, Страница 4

Ватсон Эрнест Карлович - Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность


1 2 3 4

ого мнения о своем уме, Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь сравнительно непродолжительное время, что, достигнув кульминационного пункта, ум идет на уклон,- и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой ум. Когда ему минуло 38 лет, он считал свой ум уже идущим на ущерб. "В то время,- писал он в 1826 году,- когда ум мой стоял на своей кульминационной точке, когда при благоприятных обстоятельствах мозг мой в состоянии был достигнуть высшей степени напряжения,- тогда на какой бы предмет ни упал мой взор, я имел дело с откровениями и в голове моей появлялся целый ряд мыслей, заслуживавших того, чтобы быть записанными, и потому записывавшихся. Теперь же, когда мне стукнуло 38 лет, когда я старею, когда идет на убыль небесное вдохновение, может случиться так, что я буду стоять перед рафаэлевой Мадонной, и она ничего не будет говорить мне". Вообще, Шопенгауэр придавал расцвету мужского ума такую же продолжительность, как и расцвету женской красоты, то есть приблизительно около 15 лет, от 20-летнего до 35-летнего возраста. "Двадцатые и первая половина тридцатых годов,- писал он,- для разума человеческого то же, что май месяц для деревьев, которые только в это время цветут и дают завязи плодов". Действительно, если сравнить старческие произведения Шопенгауэра- он сам озаглавил их "Senilia" - с более ранними его произведениями, то нельзя не прийти к тому заключению, что он в известной мере был прав, что и на его уме сказался общий закон природы. Вообще, наиболее оригинальных, основных взглядов Шопенгауэра следует искать в более ранних его произведениях, между тем, как позднейшие представляют собой лишь дальнейшее развитие и подтверждение этих взглядов.
   Одно только проходит красной нитью через все его произведения: и ранние, и более поздние,- это парадоксальность его мировоззрения. Эту парадоксальность он сам сознавал; но он не только не считал ее недостатком, а напротив, усматривал в ней благоприятный признак. Так, например, он писал в 1815 году: "Если кто с предубеждением относится к парадоксальности какого-либо труда, то это происходит, очевидно, вследствие убеждения, что в обращении находится уже достаточное количество истины, что человечество вообще достигло уже очень многого и что ему разве только остается исправлять и дополнять частности. Но тот, кто, подобно Платону и Гете, убежден в том, что мир преисполнен нелепостей, всегда увидит в парадоксальности какого-либо произведения симптом благоприятный, хотя, впрочем, и не решающий. Мир, конечно, был бы прекрасен, если бы истина в нем могла быть не парадоксальна, если бы добродетели в нем не приходилось страдать, если бы все прекрасное заслуживало всеобщее одобрение. Но где его возьмешь - такой мир?" В том же 1815 году он писал: "Того, кто написал великое, бессмертное произведение, прием, оказанный этому произведению публикой, и суждения о нем критики так же мало способны огорчить или взволновать, как, например, брань и оскорбления сумасшедших способны оскорбить психически здорового человека, расхаживающего по больнице для умалишенных, предполагая, конечно, что человек этот имеет надлежащее понятие о том, где именно он находится". Нужно, впрочем, заметить, что Шопенгауэр, очень чувствительно относясь к нападкам своих ученых противников, сам несколько расходился с теоретически высказанными им в вышеприведенных словах взглядами.
  
  
  

ИСТОЧНИКИ

  
   1. Wilhelm Gwinner. Arthur Schopenhauer, aus personlichem Umgange dargestellt. Ein Blick auf sein Leben, seinen Charakter und seine Lehre. Лейпциг, 1862.
   2. Ernst Otto Lindner. Arthur Schopenhauer. Von ihm. Uber ihn. Ein Wort der Vertheidigung und Memorabilien, Briefe und Nachlasstucke von Julius Frauenstadt. Берлин, 1863.
   3. Otto Busch. Arthur Schopenhauer. Мюнхен, 1878.
   4. Julius Frauenstadt. Neue Briefe uber die Schopenhauer'sche Philosophie. Лейпциг, 1876.
   5. Foucher-de-Careil. Hegel et Schopenhauer. Etudes sur la philosophie allemande moderne, depuis Kant jusque'a nos jours. Париж, 1862.
   6. Th. Ribot. La Philosophie de Schopenhauer (Bibliotheque de Philosophie contemporaine). Paris, 1888.
   7. Rudolph Seydel. Schopenhauer's philosophisches System (Gekronte Preisschrift). Лейпциг, 1857.
   8. Вл. Штейн. Шопенгауэр как человек и мыслитель (1788-1860). Опыт биографии. Т.1. С.-Петербург, 1887.
   9. Труды Московского психологического общества. Выпуск I. 1888. - Артур Шопенгауэр. Очерки его жизни и учения (По поводу столетней годовщины его рождения). Статьи: В. И. Штейн. Биографический очерк. - Н. Я. Грот. О значении философии Шопенгауэра. - Л. М. Лопатин. Нравственное учение Шопенгауэра. - В. П. Преображенский. Очерк теории знания Шопенгауэра.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа