Главная » Книги

Вязигин Андрей Сергеевич - Григорий Vii. Его жизнь и общественная деятельность, Страница 3

Вязигин Андрей Сергеевич - Григорий Vii. Его жизнь и общественная деятельность


1 2 3 4 5

ака от окончательной гибели. На руанском соборе клирики каменьями выгнали епископа, осмелившегося заявить о необходимости, под угрозой анафемы, безбрачия для священнослужителей. В Пуатье собор был разогнан графом, не желавшим терпеть вмешательства Рима в брачные отношения.
   В Англии, на винчестерском соборе, постановления Григория были приняты с существенными ограничениями: никого не принуждали к разлуке с женами.
   В Германии, где духовенство искони имело жен, сопротивление нашло свое высшее выражение. В Пассау клирики заявили, что не могут и не желают отступать от старинного обычая. Епископ вздумал настаивать на исполнении предписаний, и его избили до полусмерти. Собор в Эрфурте, созванный для введения безбрачия, закончился полнейшей неудачей. Здесь Григория громогласно называли еретиком, последователем безумного учения, забывшим слова Евангелия: "Не все могут вместить слово сие: могущий вместить, да вместит", и изречение апостола: "Кто не может воздержаться, пусть женится; лучше жениться, чем разжигаться". Другие вопили, что Григорий силой хочет заставить людей жить наподобие ангелов и, отрицая коренные потребности природы человеческой, отворяет дверь распутству и разврату. Третьи заявляли, что предпочитают отказаться от санов священнических, чем от уз супружеских, - достанет ли только папа, которому омерзительны люди, ангелов для управления церковью? Все возражения и ссылки на необходимость повиновения воле духовного главы еще более раздражали клир. Собор закончился дикой вспышкой страстей, так что примас Германии едва спасся от ярости своих подчиненных. Григорий, получив от него известие о таком печальном обороте дела, отдал новое предписание примасу провести безбрачие в Германии во что бы то ни стало. Созван был собор в Майнце. Здесь опять с трудом удалось спасти жизнь сторонников Рима. Зигфрид поспешил заявить папе, что не может исполнить его требование и предоставляет ему расправляться как угодно. Тогда Григорий выдвинул то средство, которое уже почти совершенно искоренило дух неповиновения в Италии. Он обратился к совести мирян. Легаты апостольского трона и множество бродячих монахов наводнили Германию для проведения безбрачия. Им папа настрого приказал всюду проповедовать, что благословение женатых священников равносильно проклятию, а совершаемые ими таинства ведут к вечной гибели. Также он запрещал мирянам в окружных посланиях, под страхом адских мучений, сохранять даже клятвенную верность всем противникам римских предписаний: властью св. Петра Григорий освобождал от подчинения непокорным, обещал своим сторонникам прощение грехов и загробное блаженство. Средство и тут подействовало: "стыд перед мирянами и народные порицания" побудили немногих, впрочем, клириков искренне отречься от брачных уз; другие последовали их примеру, желая прослыть святыми подвижниками; большинство или заменило семейный кров беззаконными связями, или тайком поддерживало сношения с прежней семьей. Зато страсти мирян, не сдерживаемые должным уважением к священническому сану, разыгрывались все сильнее: многих священнослужителей насильно разлучали с женами и детьми, лишали всяких средств к жизни, увечили самым варварским образом. Правый и виноватый подчас несли одинаковую кару. Разгул не знал пределов, даже устои веры были поколеблены. Миряне спорили о таинствах, оскверняли их: крестили младенцев, употребляя серу из ушей вместо елея при помазании; попирали ногами святые дары и прочее. В довершение несчастий в некоторых местностях духовенство, сильное связями со знатью, стало отвечать насилиями на насилия: одного не в меру усердного ревнителя сожгли живым. Пожары и убийства стали явлениями заурядными. Проклятия разоренных семей, отцов, разлученных с детьми, стоны умирающих, угрозы мстителей сыпались на главу Григория, а он оставался непоколебимым и за малейшее неповиновение карал отрешением от сана, громил отлучениями. Мало-помалу Рим одолевал, так как папа действовал сообразно религиозному настроению времени и миряне сочувствовали его начинаниям, а страх перед загробными и вечными мучениями устранял всякое колебание. Попытки противников путем летучих сочинений поколебать в основании требование безбрачия ссылками на святое писание и потребности человеческой природы возымели было некоторый успех, но ненадолго.
   Паписты выпустили свой анализ данных за и против распоряжений Рима и с не меньшим остроумием и знанием дела опровергли делаемые возражения. Григорий вмешивался в эту борьбу окружными посланиями, где доказывал сообразность своих предписаний с духом Евангелия, и соборными постановлениями о предании пламени всех сочинений противной стороны. Таким образом, папа посягал уже на свободу мысли, убивал зарождающееся умственное брожение, устраняя одно из звеньев цепи, приковывающей церковь к миру.
   Но запрещение браков духовенства и симонии не завершало преобразовательных стремлений Григория: до полной свободы церкви было еще далеко, так как замещение духовных должностей и санов находилось в зависимости от влияния мирян. Эта зависимость коренилась в самой глубине средневековой жизни. Дело в том, что в западной Европе издавна установился обычай так называемой инвеституры духовных сановников мирянами. Инвеститура состояла, как известно, в символической передаче церковных имений и связанных с ними привилегий епископам, аббатам и другим прелатам и в утверждении их во владетельных правах. Этой мерой светская власть оставляла за собой верховные права на различное земельное имущество, подаренное в разное время церкви и обнимавшее в общей сложности громадную площадь, равную целой трети земель Запада. За пользование этими землями духовенство несло известные повинности и даже как бы отбывало военную службу, выступая, в случае войны, в поход во главе отрядов, собранных с церковных владений. При господствовавшем тогда феодальном строе право инвеституры служило для королей оплотом и основой их могущества, давая им необходимую военную силу для укрощения буйных и непокорных светских вассалов. Поэтому на высшие духовные должности получали инвеституру только лица надежные и близкие королям. С другой стороны, инвеститура содействовала симонии, так как иногда короли давали кольцо и посох за деньги и зачастую награждали епископствами и аббатствами за оказанные им услуги. Само собой понятно, что Григорий VII не мог мириться с подобными порядками: простая последовательность требовала устранения светской инвеституры, так как она, по выражению Григория, была "дверью симонии и подчиняла церковь государству, связывая ее с миром". Кроме того, сама передача посоха, символа пастырской власти над душами, и кольца, символа обручения пастыря с церковью, ему вверенной, по толкованию известного кардинала Гумберта, давала в руки мирян власть ставить пастырей, что было делом исключительно духовным: само посвящение не значило ничего, если мирянин не давал инвеституры. Против такого вмешательства мирян в права церкви и восстал Григорий: "Мы желаем, - пишет он, - возобновить то, что находится в пренебрежении в силу нечестивого обычая; мы хотим, чтоб при назначении епископов прежде всего соблюдались требования св. Евангелия и канонов, по которым церкви должны быть освобождены из рук мирян и подчинены епископской власти. Таково наше желание, таков наш идеал, таково, пока буду жив, мое неустанное стремление". Первый открытый шаг против инвеституры Григорий сделал на римском соборе 1075 года, издав запрещение принимать ее (инвеституру) от светских владетелей под угрозой отлучения, приказав прихожанам не почитать назначенных мирянами пастырей, не посещать совершаемых ими богослужений, не оказывать им ни малейшего повиновения: право на замещение духовных мест и власть над церковным имуществом находятся в руках папы. Для доказательства своих верховных полномочий Григорий выдвинул на первый план полное отрицание за светскими князьями прав собственности на земли, которые так или иначе, с большими или меньшими натяжками, можно было объявить собственностью св. Петра: "Что раз, по божьей воле и закону справедливости, - пишет папа, - поступило во владение церкви, пока будет существовать, не может быть отторгнуто от нее", и ее права должно восстановить, несмотря ни на какие препятствия. Развивая последовательно это положение, Григорий стремился к господству над всем миром: он объявил Испанию собственностью св. Петра, "так как она обращена в христианство посланными Петром и Павлом диаконами, а потому верные сыны церкви, непрестанно помышляющие о вечном блаженстве, должны отнять ее у неверных и править ею, как ленники св. Петра".
   "Сардинцы должны стать, - пишет им Григорий, - в прежние отношения к матери всех церквей, так как их предки подчинялись Риму и только по небрежности наших предшественников эта связь ослабела".
   Жителям Корсики папа приказывал "помнить, что их остров не подлежит власти кого-либо из смертных, но только святой римской церкви". Граф соседнего Прованса дал ленную присягу Григорию VII и всем его преемникам, Гизульф Салернский, Ландульф Беневентский признали безусловную зависимость от римского первосвященника; Ричард "милостью Бога и св. Петра князь Капуанский поклялся защищать царственные права св. Петра и его владения, помогая своему государю папе Григорию против всех людей". Самый сильный владетель южной Италии Роберт Коварный, герцог Апулии, Калабрии и Сицилии, вел войну с неверными под знаменем св. Петра, "которому принес присягу, так как ему вверены все царства мира". Мелкие бароны Южной, Средней и Северной Италии дрожали перед Григорием и были его слугами; в Милане господствовал верный Риму Эрлембольд, в Тоскане правили Матильда с матерью, эти "самые преданные дочери святого Престола"; Венеция пользовалась особенным покровительством Григория, герцог Далмации признал себя ленником Григория, провозгласившего его королем, и обязался вносить в римскую казну по 266 византийских червонцев ежегодно. Даже царь Сарацин и африканские христиане присылали в Рим на посвящение своих епископов, знаменуя тем самым свою духовную зависимость от папы.
   Таким образом, все земли, омываемые Средиземным морем, так или иначе находились под властью Григория. Не довольствуясь этим, папа устремлял свои взоры на страны отдаленного Востока. Он заводил с византийским императором речь о единении церквей под главенством Рима, доказывал ему необходимость дать общий отпор грозно надвигавшемуся мусульманству. Для этой цели он призывал со всего Запада верных св. Петру и думал, во главе значительных сил, дойти до Гроба Господня. Этот замысел уже содержит то зерно, из которого выросло через несколько лет крестовое движение. Даже Армению Григорий стремился ввести в круг своего влияния, обращаясь к ее епископам с пастырскими наставлениями и увещаниями. Но по причине отдаленности и стойкого упорства греков притязания папы на главенство над Востоком не нашли своего осуществления.
   Северные окраины Европы привлекали также внимание Григория. Он завел деятельные сношения с королями Швеции и Норвегии, внушая им мысль о необходимости иметь пастырей из Рима и стараясь пробудить стремление к независимости их церквей от власти немецкого примаса. Датскому же королю Свену папа помог основать особую митрополию, в дела которой не смел вмешиваться никто, кроме папы, которому король должен был вверить свое царство и оказывать содействие людьми и деньгами. Даже славянские земли не избежали участи своих соседей, и от них Григорий желал покорности святому престолу.
   Из них первой обратила на себя его внимание Богемия, где раздоры в княжеской семье послужили удобным поводом для вмешательства папы. Пользуясь обстоятельствами, он всячески старался изъять Чехию из-под ведома немецкого примаса и подчинить ее непосредственно Риму, куда Вратислав, князь Чешский, обещал вносить сто фунтов серебра в виде почетной дани. Освободившись, однако, от уз немецкой зависимости, Вратислав стал готовить восстановление греко-славянского богослужения в своей стране. Но об этом проведал Григорий и написал грозное письмо: "Не без основания угодно было всемогущему Богу, чтобы священное писание не было общим достоянием: если бы оно было доступно всему миру, то в конце концов к нему потеряли бы уважение и оно, будучи неправильно истолковано, повело бы к заблуждениям. Поэтому мы запрещаем, в силу полномочий св. Петра, совершение богослужения на славянском языке и предписываем тебе всеми силами противиться этой нелепости".
   Такой же точно политики придерживался Григорий и по отношению к Польше, князю которой содействовал в принятии королевского титула. За его покорность и подарки он учредил в Польше митрополию, подчиненную только Риму. Исполняя, однако, желания польского короля, Григорий при удобном случае старался дать ему понять его зависимое положение; так, он обратился к нему с порицанием за насилие над русским князем Изяславом и требовал возвращения последнему отнятых унего сокровищ. Когда же сын Изяслава обратился к папе за помощью против своего брата, то Григорий поспешил втянуть и Россию в число ленных земель, отдав просителю "русское государство как дар милости св. Петра". И Венгрия, где кипела кровавая борьба между двумя претендентами на корону, шурином короля Генриха и представителем национальной партии, была объявлена Григорием "собственностью святой римской церкви, так как Стефан некогда даровал ее св. Петру и вверил ему все свои верховные права; сверх того, блаженной памяти император Генрих завоевал это государство во славу св. Петра, которому передал венгерскую корону и священное копье в благодарность за столь славное торжество свое". Поэтому шурин Генриха, взяв Венгрию в лен от германского короля, "нарушил права и отверг власть св. Петра", за то и должен был лишиться, по приговору Григория, короны; а его соперник, Гейза, получил благословение апостольского наместника. "Мы полагаем, - пишет Гейзе папа, - что венгерскому королевству, как и другим славнейшим государствам, подобает пользоваться полной свободой и самостоятельностью, не находиться в подчинении какому-нибудь королю, а только святой и вселенской матери церкви, которая не обращается с подданными как с рабами, но всех принимает как сыновей. Так как твой сродник кощунственно получил корону не от римского первосвященника, но от короля германского, то божественный приговор и положил предел его господству".
   В этом письме наиболее ясно сказывается желание папы быть светским главой мира, непризнание власти которого ведет к падению, - тогда как в действительности Григорий переделывал историю, которая сохранила на своих скрижалях свидетельства исконной ленной зависимости Венгрии от державной власти ее победителей, германских императоров. То же стремление обнаружил Григорий и в обращении с мелкими французскими владетелями, уже при Александре II сделавшимися ленниками святого престола: папа прямо обращался к ним с предписаниями, требуя войска, денег и покорности от Вильгельма Бургундского, графа Раймунда Тулузского, Амедея Туринского, Вильгельма Аквитанского и других второстепенных графов и баронов. Столь же далеко заходил Григорий в отношениях к французскому королю Филиппу. От него папа требовал искоренения симонии, грозя, в противном случае, что "французы, пораженные мечом отлучения, наверно откажут ему в повиновении, если только не предпочтут отвергнуть веру Христову". Полную чашу своего гнева Григорий излил на Филиппа, когда тот не внял римским требованиям: "По наущению дьявола, - пишет папа французским епископам, - главой и виновником пожаров, разврата, святотатств, клятвопреступлений, убийств, грабежей и расхищения церквей является король ваш, которого следует скорее назвать тираном. Он запятнал весь свой век злодеяниями и позорными делами; жалкий и несчастный, он не сумел удержать бразды правления, позволил подвластному народу предаваться преступлениям и собственным примером побуждал к тому, что зазорно делать и даже говорить. Он, чего не делал даже в сказках ни один король, подобно настоящему разбойнику, собрал большие деньги с итальянских купцов, прибывших для торговли во Францию. Тот, кому подобает быть защитником законов и справедливости, оказался наибольшим хищником". Далее следуют упреки епископам "за соучастие и попустительство хищениям волка, забравшегося в стадо христово" и требование наставить короля на путь истинный; в случае непослушания Филиппа папа предписывал запретить по всей Франции совершение богослужений и отправление треб, избегать общения с королем, не повиноваться ему. "Если же он не пожелает одуматься вследствие этого наказания, тогда не будет ни для кого тайной, что мы попытаемся всеми способами с Божьей помощью вырвать государство французское из его владения и в случае вашего неповиновения лишим вас епископских санов". С таким же требованием неподчинения законному королю Григорий обратился и к светским вассалам Филиппа. В то же время папа хотел получать с Франции ежегодную подать - "динарий св. Петра", предписывая, чтоб каждый дом платил св. Петру по крайней мере один динарий в год, так как этого требовал древний обычай, установленный еще Карлом Великим.
   Однако отлучение Филиппа и угрозы Григория остались без особенных последствий, так как французское духовенство и знать, вообще сочувствовавшая делу церковных преобразований, не поддержали притязаний папы на верховное господство и не позволили ему распоряжаться по своему усмотрению во Франции.
   Подобная неудача постигла Григория и в Англии. Вскоре после своего избрания Григорий, жалуясь на безотрадное состояние церкви и свое опасное положение, просил Вильгельма "присылать в Рим должную подать в пользу св. Петра, которому король обязан многим", и предписывал английским епископам явиться на римский собор. Вильгельм, "славнейший король и единственный сын святой римской церкви", запретил, однако, своим епископам исполнить требование папы и решительно отказался платить просимую подать. Григорий, не желая наживать в могущественном владетеле опасного врага, не настаивал на своих требованиях и по-прежнему величал Вильгельма "перлом земных королей"; римские громы лишь слабыми раскатами доносились до далекой Британии, а норманнские копья и отнятое у туземцев золото могли при случае оказать папе существенную услугу, тем более что он вступил вскоре в смертельную борьбу с германским королем Генрихом.
   Дело в том, что, по господствующему в средние века мировоззрению, во главе тогдашнего мира, правда, только по имени, стоял наследник власти римских цезарей Германский император - верховный сюзерен всех королей, герцогов, графов, словом, всех светских владетелей, исповедующих христианскую веру. Стало быть, притязания папства в лице Григория на державное положение нарушали вековые права императорства и должны были вызвать неминуемое столкновение. Григорий, следуя строгой последовательности своего замысла, хотел сделать императора германского первым вассалом апостольского престола, причем даже коренные немецкие земли оказывались собственностью Рима: по словам Григория, "Карл Великий подарил всю Саксонию папам, с помощью которых ее завоевал".
   Таким образом, Григорий колебал все устои феодальной империи, стремясь поставить папство во главе светского общества, прежний повелитель которого должен был передать освященные седой стариной права римскому первосвященнику как наместнику Бога на земле. Но Григорий не довольствовался непрочной ленной зависимостью: он хотел быть полным хозяином Европы, а для этого нужна была осязательная сила. Ее предоставляло папе уже известное запрещение светской инвеституры.
   Запрещение это образовывало государство в государстве и наносило тяжелый удар королевской власти, лишая ее опоры могущества, осуждало ее на покорность Риму, делая светских вассалов совершенно независимыми от своих королей. Конечно, ни один властитель не мог согласиться на подобное самоубийство: для каждого из них настала пора борьбы за существование, известной под именем спора за инвеституру. Главным борцом со стороны светских владетелей выступил германский король Генрих, наиболее задетый папой, так как вся власть наследника императорской короны покоилась на верховных правах над церковными землями и на союзе с епископами, которых он назначал. Вдобавок Григорий посягнул и на этот исконный союз немецких прелатов с их государем: он хотел полной покорности отдельных церквей Риму. Средством для достижения полного духовного главенства папа избрал помощь низших клириков, требуя от них принесения жалоб в Рим на различные церковные нестроения и злоупотребления епископов. Многие оговаривали невинных из личной мести; другие ставили условия своим начальникам, грозя в случае их непринятия доносом в Рим. Узы повиновения расшатались повсеместно, и высшее духовенство в подавляющем большинстве было страшно озлоблено против Григория, так как нередко следствие открывало лживость обвинений, которым папа полностью доверял. Во избежание подобных печальных случаев ему было необходимо знание всего, что происходит даже в отдаленнейших уголках мира. Для этой цели служили легаты: они через послов или письмами сообщали Григорию как можно чаще обо всех происшествиях в тех странах, куда были посланы. Нередко папа возлагал и на мирян обязанность следить за событиями и доносить об их ходе в Рим. Строжайшая тайна покрывала все эти сношения: Григорий, предпочитая не доверять бумаге своих заветных намерений, отдавал предписания в виде изустных поручений. Если необходимо было написать, то папа писал кратко; "только крайняя необходимость заставляет нас, - говорил он, - писать обширные письма". Но и тогда суть поручений обыкновенно передавалась устно. Тем не менее сохранившиеся письма как нельзя лучше вводят в круг его деятельности и показывают, что наряду с мировыми вопросами ему приходилось уделять много времени сложным обязанностям пастыря. Он горько жаловался, что не имеет достаточно досуга для молитвы, которую привык совершать с глубочайшим благоговением и слезами; со всех концов христианского мира к нему обращались с запросами и недоумениями: женщины, покинутые мужьями, просили его о помощи; мужчины, вступившие в браки, запрещаемые церковью, либо хлопотали о разводе, либо молили не разбивать их семейного счастья. Папа должен был следить, чтоб сардинское духовенство брилось, карфагенские христиане почитали своего епископа, испанцы не впадали в уклонение от обычных форм богослужения, шотландцы не продавали своих жен, датчане не жгли своих ведьм. Все, неповинующиеся римскому первосвященнику, подлежали наказанию. Излюбленной карой Григория за большие и малые проступки была анафема, то есть отлучение от церкви: все его правление представляет собой их бесконечную цепь; почти все жители Франции, Италии и Германии навлекли на себя опасность отлучения, одни за свои провинности, другие за общение с виновными. Там, где не действовала анафема, Григорий прибегал к мечу, возмущению подданных и подчиненных, лишь бы заставить повиноваться воле Бога, выраженной его устами. Таковы были идеалы Григория и средства, выдвинутые им для их достижения. Не следует, однако, забывать, что, стремясь соединить в своем лице высшую духовную и светскую власть, Григорий раскрывал свои коренные стремления в тесной зависимости от общего хода и направления событий. Да и средства его были пригодны лишь там, где обстоятельства подготовили для них благодарную почву. Это доказала вполне неудача его французской и английской политики. Иначе сложились дела в Германии, где победа была легче, достижимее, а торжество полнее, так как жертвой должен был стать наследник притязаний императорства на мировое главенство, борьба с которым наполняет собой почти все правление Григория.
  

Глава V. Непродолжительный мир и первое столкновение

Положение Генриха и его примирение с папой. - Противодействие германского духовенства. - Мечты о крестовом походе на Восток. - Болезнь папы. - Торжество Генриха над мятежниками. - Поражение патаров. - Общие осложнения. - Заговор против Григория. - Три миланских архиепископа. - Дело саксонских епископов. - Призыв короля на суд в Рим. - Покушение Ценция. - Вормский собор. - Обвинение Григория. - Низложение и отлучение Генриха. - Пророчество папы. - Зверство римлян

   Германский император постоянно должен был бороться со стремлениями племенных герцогов к самостоятельности. Печальное время детства и молодости Генриха еще более усилило княжевластье. Последующие попытки короля смирить гнездо недовольных, Саксонию, постройкой крепких замков с надежными гарнизонами привели только к образованию обширного заговора, тайным главой которого явился шурин Генриха - Рудольф, герцог Швабский. Пламя мятежа быстро охватило почти всю Германию и побудило короля, желавшего покончить с внутренними врагами, искать примирения с папой, которому он отправил смиренное письмо, полное выражений покорности и раскаяния в общении с отлученными Александром II советниками и поддержке, оказанной миланцам. Григорий и сам склонен был к сближению с германским королем, так как норманны, с которыми у папы вышло крупное столкновение из-за церковных владений, заняли угрожающую позицию; вышедшая было за Готфрида Горбатого, Герцога Лотарингского (брак был обусловлен чисто политическими соображениями), Матильда, наставляемая папой "побороть в себе греховные стремления", оставила мужа и старалась укрепить хорошие отношения между папой и своим родственником, германским королем. В этом же направлении действовала мать Генриха, Агнесса, и его крестный отец, клюнийский аббат Гуго. Все они подавали папе надежду на послушание еще молодого и неопытного короля советам и наставлениям Григория, который и сам готов был взять на себя роль его духовного отца и руководителя: "Если хорошие качества, - пишет папа, - благочестивая жизнь и искреннее религиозное чувство любого частного лица и незначительного князя служат к чести и пользе святой церкви, то тем большее значение имеют эти свойства у того, кто является главой мирян, королем и, по милости Божией, будущим римским императором". В силу таких соображений Григорий отправил Генриху письмо, где просил не начинать братоубийственной войны до прибытия римских легатов, которые должны были произвести расследование и помочь правой стороне. Но в то же время папа написал и мятежникам, обещая содействовать им в случае их правоты. Король обиделся на то, что его поставили на одну доску с крамольниками и вмешивались во внутренние дела его королевства. Чтобы поправить дело, Григорий отправил в Германию мать Генриха и нескольких епископов. Они должны были содействовать прекращению неурядиц и проведению церковных преобразований. Король встретил посольство в Нюрнберге при значительном стечении духовенства и народа, принес покаяние за свое общение с отлученными: босиком и в грубой одежде вышел он навстречу послам, пал пред ними на колени и громко Исповедал грех свой, обещая исправиться и исполнять желания апостольского наместника. По совершении покаяния послы приступили было к созыванию собора для обнародования постановлений последнего (1074) римского собора. Но, несмотря на содействие Генриха, им не удалось осуществить свое намерение. Оно разбилось о противодействие германских епископов, заявивших, что легаты не смеют собирать собор в Германии помимо примаса немецкой церкви. Произошли бурные пререкания, и в конце концов послы возвратились домой ни с чем: мысль Григория о подчинении немецкой церкви Риму осталась неосуществленной.
   Тем не менее Генрих заявил, "что хочет искоренить в своем государстве Симонову ересь и преодолеть путем всевозможных усилий застарелое распутство клириков". Григорий вызвал в Рим главных виновников неудачи посольства, а Генриху написал благодарственное письмо. Отсутствие решительных мер со стороны папы объясняется благоприятным оборотом византийских событий. Именно около этого времени константинопольский император обратился к папе за помощью, и Григорию улыбалось редкое счастье: далекие восточные народы подчинялись его власти, старинная рознь казалась забытой; ее место занимали любовь и согласие, и творцом всего этого является он, Гильдебранд, сын бедного ремесленника. По самым основным свойствам своей природы он не мог оставить просьбу императора без ответа: неудержимо охваченный каким-нибудь могучим желанием, Григорий весь отдавался ему, всеми силами стремился к его осуществлению; тонкий дальновидный ум великого политика уступал тогда место бурным порывам воображения; он предавался химерическим мечтам, свойственным скорее фантазеру, забывшему о действительности. В эти, очень редкие, впрочем, минуты гениальный папа увлекался величавыми созданиями своего пламенного воображения и из-за далекого, казалось, упускал из виду близкое. Так и теперь он готов был бросить все и идти на помощь восточным христианам. "Я охвачен чрезмерною печалью и доведен до желания смерти, ибо предпочел бы положить душу свою за них, чем, не обращая на них никакого внимания, повелевать всем миром в угоду плоти", - пишет папа Генриху, поручая ему в свое отсутствие римскую церковь и прося помощи против неверных. Но то, что могло воодушевить Григория, что сулило ему неслыханное торжество, не могло заставить народи Запада жертвовать всем для осуществления отвлеченной мысли о единстве церквей, откликнуться на приглашение папы помочь "заморским собратьям по вере". Да и Генрих, занятый домашними делами, не захотел впутываться в далекое и мало интересное предприятие. Вообще как бы злой рок тяготел над этим величавым замыслом Григория: кое-как ему удалось собрать довольно значительное войско, но в нем поднялись раздоры, и оно разбрелось по домам. Сверх того, большая часть воинов, которых обещали выставить Матильда с матерью, мечтавшие сопутствовать папе в походе на далекий Восток, не явилась вследствие смут, охвативших их родину. Григорий пережил ужасное разочарование, и эта неудача сломила его здоровье. Несколько месяцев он был между жизнью и смертью. Болезнь эта не прошла бесследно. Неудача, вызвавшая ее, показала воочию всю слабость и непрочность ленной зависимости, всю невозможность для Григория быть понятым современниками, стремления которых не шли дальше легко выполнимого, близкого. "Светские владетели, - жаловался папа, - на словах покорные слуги, а на деле негодные и своекорыстные князья, вовсе не думающие об исполнении своих обещаний и обязательств". Горькое сознание этого сделало Григория еще безжалостнее и беспощаднее. Теперь он уже непоколебимо стремился к полному подчинению светских властителей и прежде всего Генриха.
   Однако германский король не терял времени: он быстрыми шагами шел к усилению и закреплению своей власти; ему удалось собрать против мятежных саксонцев силы всей Германии, раздраженной их святотатствами и нарушением покоя усопших. В кровавой битве при Гогенбурге (летом 1075 года) саксонцы потерпели жестокое поражение и вскоре принуждены были сдаться на милость победителя. Смирив мятежников, Генрих начал думать об императорской короне и старался поэтому поддерживать добрые отношения с папой, противодействуя симонии и брачной жизни духовенства. Но немецкие епископы, призванные, как известно, на римский собор для суда, не исполнили приказания папы и старались посеять недоверие между ним и Генрихом. Старания эти привели к тому, что Григорий запретил светскую инвеституру и отлучил ближайших советников германского короля. Несмотря на запрещение, Генрих без ведома папы назначил нескольких епископов и аббатов и удержал отлученных при себе. Уже это вызвало охлаждение; но до явного разрыва все-таки было бы далеко, если бы Григорий не вмешался в то, что Генрих считал своим правом. Король хотел лишить санов крамольных саксонских епископов и обратился за помощью к папе. Григорий отвечал, что рассудит предварительно, какая из сторон права, и той окажет свое содействие.
   Еще большее значение возымел ход итальянских событий: в Милане граждане положили конец патарии, вождь которой Эрлембальд пал со знаменем св. Петра в руке; его сторонники частью были перебиты, частью изувечены, частью изгнаны. Тогда же всколыхнулась и Ломбардия со своими епископами, которых Григорий чересчур часто поражал отлучениями: они утратили совершенно всякую боязнь перед этим наказанием. Во главе их стоял известный Виберт, отрешенный папой за несочувствие походу на Восток и противодействие увеличению папских владений за счет соседних епископов. Даже в Риме противники папы подняли голову, и виновником этого был сам Григорий. Он потребовал от римского духовенства строгого соблюдения своих постановлений о симонии и браках священников. Многие лишились своих мест. Это рассердило и римскую знать, имевшую обыкновение выдавать своих дочерей за священнослужителей. Далее, папа обуздал алчность кардиналов, начинавших совершать богослужение еще ночью для увеличения доходов, удалил из храма св. Петра ютившийся там сброд, обративший святыню в разбойничий вертеп. Все эти вполне справедливые распоряжения возбудили в сердцах многих римлян стремление положить предел замыслам неутомимого папы. Недовольные нашли себе предводителя в лице могущественного и уже известного Ценция. Он занимал крепкую башню у моста через Тибр и за проход брал деньги. Это самовольство побудило Григория принять свои меры: башня была разрушена. Ценций не унялся: воспользовавшись болезнью Григория, он подделал в свою пользу завещание одного своего родственника, отдавшего имущество римской церкви. Папа выздоровел, раскрыл преступление и подверг виновного барона мучительному наказанию: Ценция посадили в бочку, дно и бока которой были усеяны гвоздями, при малейшем движении впивавшимися в тело несчастного. Эта жестокость пробудила сострадание в Матильде, и благодаря ее ходатайству барона выпустили на свободу. Он поклялся отомстить и стал готовиться к выполнению своей клятвы. Судьба послала ему надежного помощника в лице Гуго Белого. Этот кардинал считал Григория обязанным ему папской тиарой и не мог простить своей почетной ссылки в Испанию. Возвратившись оттуда, Гуго стал сеять крамолу, завязал переговоры с норманнами, восстанавливая их против незаконного папы, с жадностью ухватился за римские неурядицы, свел Ценция с Вибертом и ломбардскими епископами. Таким образом, в тиши зрел заговор против Григория, но его участники не начинали враждебных действий, боясь гнева германского короля. Впрочем, и при дворе Генриха работали участники заговора. Гуго употреблял все усилия, чтоб заронить в сердце герцога Готфрида ужасное подозрение: хитрый кардинал стал распускать позорные слухи о незаконной связи Матильды с Григорием. Оскорбленный Готфрид, по-видимому, начинал уже верить коварным наветам и все теснее сближался с королем. Грозные тучи собирались над головой Григория и сети заговора захватывали все большее пространство, когда миланские дела и жалобы саксонцев привели к первому открытому столкновению, сменившему непродолжительный и непрочный мир.
   Дело в том, что, расправившись с патарией, миланцы обратились к королю с просьбой дать им пастыря, сообразно исконным обычаям. Генрих исполнил эту просьбу и назначил клирика Тедальда миланским архиепископом. Этим назначением Генрих выразил полное пренебрежение к запрещению светской инвеституры, не обратил никакого внимания на Атто, назначенного еще несколько лет назад Григорием, не исполнил своих обещаний и просьб папы. Вдобавок, как известно, еще до Тедальда Генрих дал инвеституру Готфриду. В Милане оказалось, таким образом, одновременно три архиепископа, к величайшему соблазну всех ревнителей церковных преобразований. Для неукротимого духом папы было слишком трудно сжиться с мыслью, что уже бывшая в его руках драгоценная добыча теперь почти безвозвратно ускользнула. Немудрено, что Григорий вышел из себя и разразился громовыми посланиями, требуя в них смирения и полной покорности от противников, а сторонников побуждая к новой борьбе. Тедальду же предлагал предоставить свое дело на рассмотрение римского собора, обещая признать его архиепископом, если только он примет свой сан не от короля, а от папы. "Проклят человек, надеющийся на человека, - писал Григорий Тедальду, - и доблесть королей и императоров, и все усилия смертных оказываются прахом и мякиной в сравнении с апостольскими полномочиями и всемогуществом Бога вышнего, а потому тебе не подобает в преступном легкомыслии высокомерно восставать против заповедей Бога и св. апостолов, в надежде на помощь Генриха". Но ни просьбы, ни угрозы не подействовали: Тедальд был посвящен отлученными ломбардскими епископами.
   Гнев Григория не знал границ, и он поспешил вмешательством в германские дела отплатить Генриху. Тайные письма саксонцев подали удобный и желанный повод: пленные саксонские епископы, которым грозило лишение санов, отправили папе жалобу на произвол и преступный образ жизни короля, "попиравшего, - по их словам, - все божеские и человеческие законы". Южногерманские герцоги, давно лелеявшие мечту об ослаблении власти Генриха, присоединили известие о том, что он начал уже противодействовать церковным преобразованиям. Действительно, им были приняты меры против зверств, творимых бродячими монахами и грубой чернью над женатыми священниками. Григорий, видя, что у него в Германии нет недостатка в союзниках, готовых с оружием в руках восстать против усиления королевской власти, решил вызвать Генриха на открытую борьбу, чтобы низринуть его с высоты могущества в пропасть глубочайшего унижения. С этой целью папа отправил к нему посольство с длинным письмом, где упрекал короля за общение с отлученными, за несдержанные обещания, за нарушение запрета на светскую инвеституру, напоминал о гордыне Саула и увещал к исправлению. Но гораздо важнее и оскорбительнее были устные поручения, данные, по обыкновению Григория, послам: им было поручено призвать Генриха к покаянию за прегрешения, "о которых омерзительно говорить", и передать ему требование папы - явиться в качестве подсудимого на ближайший римский собор; в случае неповиновения они должны были грозить анафемой и заявить, что "папа скорее пожертвует жизнью, чем оставит королевский венец на главе нераскаявшегося грешника".
   Послы прибыли в Германию и в точности исполнили волю папы именно тогда, когда Генрих, упоенный недавним торжеством над своими смертельными врагами, провозгласил наследником малютку сына, хотя королевский германский престол был избирательным. Князья остались крайне недовольны этим шагом своего государя. Ожидания папы грозили сбыться с поразительной точностью. Впрочем, святой и непогрешимый отец не мог ошибаться в своих расчетах. Конечно, Генрих был страшно возмущен "наглым требованием" папы, поверившего "нелепым клеветам", пущенным злейшими врагами короля, постоянно умалявшего вековые права императорства, грозившего теперь отнять и саму корону. Была пора, и сравнительно недалекая, когда императоры низлагали и судили пап. Теперь Григорий указывал, что роли переменились. Генрих не мог исполнить требование папы, если не хотел покрыть себя неизгладимым бесславием и позором. Верный заветам старины, он принял брошенный вызов, отдав приказание немецким епископам собраться в Вормсе к 24 января 1074 года, чтоб сообща положить предел непомерным притязаниям того, кто величал себя "рабом рабов божьих".
   Неизбежность разрыва понимали многие, и итальянские противники Григория начали действовать, как только приметили первые облака надвигающейся грозы: Ценций решил, что пробил давно желанный час мести. В Риме издавна существовал обычай, по которому в ночь под Рождество папа совершал всенощное богослужение в церкви св. Марии, лежавшей на окраине города. В сочельник 1075 года Григорий отправился туда с частью духовенства. Проливной дождь помешал стечению народа, и в храме было немного молящихся. Незаметно протекло время в молитвах и песнопениях, и уже папа приступил к совершению таинства причащения. Вдруг у входа раздался страшный шум; толпа, вооруженная с ног до головы, с обнаженными мечами ворвалась в церковь и стала разыскивать Григория. То был Ценций с товарищами. Крики и вопли сменили торжественные звуки гимнов; богослужение было прервано; папу легко узнали. Один из слуг Ценция занес над старцем меч и ранил в голову; струя алой крови обагрила подножие алтаря и драгоценные одежды первосвященника. С Григория сорвали ризы, били по щекам, связали и за волосы вытащили из храма. За оградой уже были приготовлены лошади, и злодей скрылся с пленником в своей крепкой башне. Здесь свирепый барон приставил кинжал к горлу папы и под страхом ужасных мук и немедленной смерти требовал от него богатых поместий и возвращения родового достояния - замка св. Ангела. Григорий и в эту страшную минуту сохранил спокойствие и величие: гордым презрением отвечал он на угрозы и оставался непреклонным. Даже оскорбления сожительниц наемников Ценция, осыпавших пленника грубой бранью и площадными ругательствами, втаптывавших в грязь его отношения со знатными женщинами, даже вид копий, направленных в его грудь, не заставили Григория пойти на уступки. Конечно, Ценций свободно мог увезти папу из Рима и передать его в руки ломбардских епископов, но жадность победила благоразумие: барон все еще надеялся добиться своего от раненного и истомленного старца.
   Между тем бывшие на всенощной разнесли по всему городу весть об ужасном покушении; глухую тишину ночи прорезал гул набата; встревоженные горожане высыпали на улицы и узнавали о случившемся; с зажженными факелами стали они разыскивать своего похищенного пастыря; милиция св. Петра заперла все выходы из города и силой оружия готова была помешать злодеям ускользнуть из Рима. Толпа все увеличивалась; со всех сторон стекались богатые и бедные, знатные и незнатные, мужчины и женщины; всех воодушевляло одно желание - наказать преступников за неслыханное святотатство, за осквернение святости великого праздника, храма и верховного пастыря. На рассвете с криками и воплями бросились на древний Капитолий, чтоб потолковать о необходимых мерах. В это время пронесся слух, что виновник черного дела вместе с захваченным папой находится в своей башне. Все повалили туда; гул голосов, требующих возмездия, наполнял воздух; лязг оружия смешивался со звуками боевых труб. Священники прервали богослужение, присоединились к толпе и своими речами еще больше волновали ее. Решено было взять силой притон злодея. Стенобитные орудия стали потрясать башню; началась ужасная сеча. Однако вскоре выяснилось, что Ценций не может выдержать напора неистовой толпы. Роли переменились: верная гибель угрожала не папе, а гордому барону, и Ценций пал к ногам пленного Григория, молил о прощении, о защите от народной ярости. Папа с величием заявил, что прощает свою личную обиду, но оскорбление святыни необходимо искупить покаянием и путешествием в Иерусалим. Ценций обещал все, так как стены стали подаваться под усилиями осаждающих. Тогда Григорий подошел к окну стал делать знаки, приглашая выборных войти в башню. Толпа поняла совершенно иначе; она подумала, что ее просят помочь как можно скорее. С удесятеренным мужеством бросились граждане на приступ, и спустя несколько мгновений в их руках был Ценций, а пленник получил свободу. Тысячи рук протянулись к святотатцу, чтоб воздать ему по заслугам. Папа остановил бурные порывы, с трудом смягчив ярость возбужденной толпы: барона отпустили живым и невредимым. С громким ликованием понесли теперь римляне обагренного кровью и измученного тревогами ночи старца в ту же самую церковь, откуда несколько часов тому назад его вырвали столь насильственным образом. Папа докончил прерванное богослужение, после чего приступил к суду над виновными: глава и зачинщик всего успел, однако, ускользнуть из города; поплатилось его имущество, частью разграбленное, частью обращенное в пепел; все уцелевшее объявлено было церковной собственностью. Только один воин, осмелившийся ранить папу, поплатился жизнью за свою дерзость. Остальные отделались покаянием.
   Как часто бывает, насилие привлекло народные симпатии на сторону обиженного, и значение папы поднялось до небывалых размеров; теперь он мог рассчитывать на безусловную преданность римлян: кровь Григория, пролитая Ценцием, скрепила союз между населением и его духовным пастырем. Всюду, куда бы ни проникал слух о злодейском покушении, он вызывал чувство отвращения к палачу и сочувствие к жертве. Сама обстановка происшествия, величие папы в его почти безвыходном положении, мягкость наказания усиливали негодование на одного, увеличивали уважение к другому. Вообще, нелепая выходка Ценция вооружила и подтолкнула несколько мистически настроенное общество: в избавлении Григория усмотрели руку Божью, спасшую своего избранника; папу сравнивали с Христом, Ценция - с Иудой. умы теперь были на стороне Григория, и его противникам приходилось уже считаться с расположением толпы, перед которой ревностные поборники папы клеймили дело его врагов названием богопротивного.
   При таких обстоятельствах в назначенное время собрался созванный Генрихом собор в Вормсе. Здесь главным обвинителем Григория выступил все тот же Гуго Белый, укорявший папу главным образом в нечистой и преступной связи с Матильдой и незаконности избрания. Из мирян наиболее выделялся, подле раздраженного Генриха, супруг Матильды, герцог Готфрид, своими огненными речами и могуществом поддерживающий смелое настроение съехавшегося на собор духовенства, и без того недовольного Григорием за его властные поползновения и строгие наказания. После непродолжительных совещаний, так как некоторые епископы изъявили сомнение в законности заочного суда и в подсудности собору римского первосвященника, все недоумения были устранены ссылкой на присягу, данную королю: Григорий был объявлен недостойным папского сана, и ему отказали в повиновении. "Ты, - гласит соборное постановление, написанное в виде письма от немецких епископов к "брату Гильдебранду", - стремясь к безбожным новшествам, находил больше удовольствия в громком имени, чем в доброй славе, и обнаруживал неслыханное высокомерие. Ты раздувал пламя раздора в святой церкви своими лютыми шайками, которые рассылал в бешеном безумии по всем церквям Италии, Германии, Франции и Испании. Насколько от тебя зависело, ты отнял у епископов власть, данную им путем божественным, и отдал управление всеми церковными делами неистовой черни, а она никого не признает ни епископом, ни священником, кроме тех, кто нищенской угодливостью вымолит твое, гордец, согласие. Ты хищнически приписываешь себе какую-то новую и неподобающую власть, утверждая, что никто из нас, кроме тебя одного, не имеет власти помиловать виновного или наказать его. Ты нарушил клятву, данную в нашем присутствии императору Генриху, и навлек на себя анафему за несоблюдение избирательного закона Николая II. Ты грязью страшнейшего соблазна наполнил всю церковь, сожительствуя с чужою женой, и завел новый женский сенат, предписывающий законы церкви и миру. Ты называешь, обидно и несправедливо, епископов блудниками и сыновьями распутниц и применяешь к ним другие в высшей степени непристойные выражения. В силу всего этого, так как никто из нас, по неоднократным твоим заявлениям народу, не был в твоих глазах епископом, ты сам в свою очередь ни для кого из нас не будешь папою". Подписи всех присутствовавших на соборе епископов скрепляли это послание. Генрих также отправил "лжемонаху Гильдебранду" письмо, где упрекал его в гордой дерзости, в отнятии наследственной королевской чести и Италии, в оскорблениях и несправедливостях, причиненных епископам, в неблагодарности за оказываемое ему королем уважение и почтение, наконец, в угрозе отнять не только корону, но и жизнь. За все эти провинности Генрих, опираясь на древнее право, повелевал Григорию сойти с апостольского престола. Кроме того, король особым посланием увещевал верных римлян содействовать исполнению соборного решения, но "не проливать крови Гильдебранда, так как для него после низложения жизнь будет большим наказанием, чем смерть".
   Нельзя не согласиться, что громадное большинство обвинений, выставленных на вормском соборе против Григория, было вполне основательно и справедливо. С точки зрения императорской партии, их было больше чем достаточно для отказа в повиновении недостойному папе, от которого требовали добровольного сложения присвоенного сана. Но необходимо было подумать и о возможном противодействии со стороны Григория. Готфрид брал все на себя, обещая к Троице пров

Другие авторы
  • Теплова Надежда Сергеевна
  • Остолопов Николай Федорович
  • Левидов Михаил Юльевич
  • Чаянов Александр Васильевич
  • Арцыбашев Николай Сергеевич
  • Руссо Жан-Жак
  • Сухово-Кобылин Александр Васильевич
  • Янтарев Ефим
  • Белинский Виссарион Григорьевич
  • Мур Томас
  • Другие произведения
  • Ховин Виктор Романович - Ветрогоны, сумасброды, летатели!..
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Путешествие Мальчика-с-пальчика
  • Беккер Густаво Адольфо - Белая лань
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Божий гнев
  • Снегирев Иван Михайлович - Синонимы
  • Игнатов Илья Николаевич - О Всеволоде Гаршине г. Чуковского
  • Желиховская Вера Петровна - Е.П.Блаватская и современный жрец истины
  • Григорьев Аполлон Александрович - Мои литературные и нравственные скитальчества
  • Лопатин Герман Александрович - Е. Ю. Григорович. Г. А. Лопатин
  • Чарская Лидия Алексеевна - Свои, не бойтесь!
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа