Главная » Книги

Вязигин Андрей Сергеевич - Григорий Vii. Его жизнь и общественная деятельность, Страница 5

Вязигин Андрей Сергеевич - Григорий Vii. Его жизнь и общественная деятельность


1 2 3 4 5

нрих хотел совершить обряд коронования, так как, в свою очередь предсказывал, что до Троицы сделается римским императором. В угоду ему и для исполнения предсказания коронование состоялось, но в самой жалкой обстановке: Латеран и храм св. Петра заменили две походные палатки. Вскоре после этой проделки начались обычные лихорадки, которые значительно уменьшили силы Генриха. Он принужден был отступить. Следствием такой неудачи явилось избрание в Германии нового короля - Германа Люксембургского, который в короткое время причинил значительный ущерб приверженцам Генриха. Но Генрих не вернулся в Германию, а занялся борьбой с Матильдой и приготовлением к новому римскому походу. Матильда, обличенная в государственной измене, была лишена имперских ленов. Городам, входившим в состав ее владений, Генрих дал обширные права, чем и поставил их жителей в ряды своих верных сторонников. Но Матильда, опираясь на крепкие замки, удачно продолжала борьбу. Она служила оплотом и средоточием всех противников Генриха и сумела приобрести даже заморских союзников: брат Вильгельма Завоевателя стал снаряжать в Нормандии корабли и собирать войско для помощи угнетенной церкви. Однако Генрих успел вооружить значительное войско и снова подступил к Риму. Сначала он попытался привлечь на свою сторону население и издал манифест, где перечислял все вины Гильдебранда, изъявляя готовность сообща с римлянами дать церкви нового главу, утверждая, что ищет только справедливости. Но и это средство не подействовало: Григорий успел приковать к себе сердца римлян. Тогда Генрих решил приступить к правильной осаде. Римляне стойко выдерживали голод и отражали приступы. Осада затянулась. Тем не менее приближалось начало конца: средства папы все истощались, а надежды на помощь извне были разбиты. Роберт Коварный, которого Григорий заклинал помочь "святой матери", не откликался: его занимала мысль покорить византийскую империю, и он вступил в борьбу с Алексеем Комненом. Сторонники Германа потерпели поражение в Германии и не могли подать папе просимую им руку помощи. Вильгельм Завоеватель засадил в тюрьму своего брата, собиравшегося, как известно, плыть в Италию для освобождения папы. В довершение несчастий даже деньги у Григория вышли: на соборе 1083 года (4 мая), состоявшем исключительно из римского духовенства и немногих беглых епископов, пришлось поднять вопрос, можно ли для продолжения борьбы отдавать в залог церковные сокровища. Собор ответил отрицательно, тем не менее преданная Матильда расплавила святые сосуды своей домашней церкви и отправила в Рим семьсот фунтов серебра и девять фунтов золота. Но и эти средства могли лишь отсрочить неизбежное падение. Уже под ударами судьбы пошатнулась верность римлян: три раза они отбивали приступы осаждающих, но потерпели значительный урон во время одной вылазки. Мужество пало; голод изнурял воинов; многие бежали; рвение к службе настолько ослабело, что не держали даже обычных караулов. Пользуясь этим, Генрих внезапным нападением овладел частью Рима, расположенной на правом берегу Тибра. В его руки попал и храм св. Петра. Григорий заперся в знаменитом замке св. Ангела и не думал о покорности: он еще раз торжественно отлучил короля. Ответом послужило возведение Виберта на престол св. Петра. Изнуренные и обессиленные римские бароны вступили тогда в тайное соглашение с Генрихом, по которому король должен был немедленно отступить от вечного города, но возвратиться к назначенному сроку, когда либо Григорий возложит на него императорскую корону, либо римляне изберут нового папу, присягнув предварительно на верность Генриху. В знак непреложности договора были произнесены торжественные клятвы и выставлены заложники. Генрих удалился в Ломбардию для борьбы с Матильдой. Однако римляне заключением сделки хотели только выиграть время, а Григорий снова обратился за помощью к Роберту. Тот прислал тридцать тысяч червонцев и поспешил возвратиться в Италию, так как Алексей Комнен заключил с Генрихом договор, в силу которого последний обязался напасть на итальянские владения отважного норманна. В благодарность за эту помощь византийский император прислал богатые подарки, 144 тысячи динариев, обещая в близком будущем еще более значительные вспомоществования. В Риме началась теперь борьба норманнских червонцев с византийскими динариями: обе стороны стремились подкупить в свою пользу его население. Посреди общей тревоги и волнения Григорий внезапно дал событиям новое направление: папа стал призывать все западное духовенство на римский собор для рассмотрения дела Генриха. Многие подумали, что Григорий идет на уступку для достижения столь желанного успокоения бушующих страстей. Клюнийцы проповедовали примирение, и старый аббат Гуго склонил было Генриха не мешать съезду епископов. Однако призывные послания Григория показали, что он желает воспользоваться собором только для того, чтобы поднять весь мир на своих противников и не думает уступать ни единой пяди своих притязаний. Тогда Генрих стал перехватывать едущих в Рим врагов своего дела, и на призыв папы смогло явиться только духовенство нижней Италии и несколько французских епископов. Несмотря на малочисленность прибывших, Григорий открыл соборные заседания глубоко прочувствованной речью, где говорил об истинной вере, о христианском образе жизни, о верности святой церкви и постоянстве, которые должны обнаружить все христиане в столь трудные времена. Речь сильно потрясла присутствующих; многие плакали навзрыд, сравнивая жалкую действительность с заветами Бога. Но страх перед сильными мира до такой степени овладел умами, что собор воспротивился торжественному отлучению Генриха. Папа все-таки произнес над ним анафему, не называя его по имени.
   Узнав о соборном решении, Генрих снова явился с войском перед Римом и потребовал исполнения тайного договора - императорской короны или от Григория, или от другого папы. Клирики и миряне стали осаждать Григория просьбами об уступчивости: падая к его ногам, молили они спасти город, стоящий на краю гибели. Измученный этим раздирающим душу зрелищем папа изъявил готовность короновать своего противника, если тот всенародно принесет покаяние и попросит о снятии отлучения. В противном случае он удостоится не венца императорского, а вечного проклятия. Впрочем, Григорий не льстил себя надеждой, что король подчинится этим условиям, и предложил еще один исход: Генрих подойдет к стенам замка св. Ангела, а папа опустит ему на шесте императорскую корону. Римляне довели до сведения короля предложения папы. Генрих объявил, что усматривает в них насмешку, и требовал немедленного исполнения клятвенного договора. Римляне, по совету Григория, отвечали, что сам король не желает получить от папы диадему, а потому они свободны от всяких обязательств. Изворотливость Григория на этот раз выручила его из беды, но ненадолго. Приближалась новая опасность: Генрих опять осадил Рим, получив из Византии денежное подкрепление. Золотом и мечом укрощал теперь раздраженный вероломством король рвение римлян. Ни просьбы, ни угрозы их не действовали на папу, не склоняли его к примирению, тем более к сдаче. Эта железная непреклонность уже стала раздражать население. Нашлись и изменники: Генриху вскоре отворили ворота св. Иоанна, и он завладел Латераном. Народ с громким ликованием приветствовал вступление короля, усматривая в близком будущем полное прекращение ненавистной и тяжелой войны. Только в немногих крепких башнях и зданиях, уцелевших от античного Рима, держались сторонники папы. Король решил ускорить течение событий: по его приказанию был созван собор, на который Григория трижды приглашали явиться для личного оправдания перед судом королевским. Понятно, папа не явился. Тогда над ним заочно произнесли анафему в храме св. Петра и торжественно низложили, а римляне подали свои голоса в пользу Виберта, который и был посвящен в сан наместника апостолов под именем Климента III. Через неделю (1084 года 31 марта) новый первосвященник возложил на Генриха и его верную Берту императорский венец. Хотя рьяные григорианцы отрицали законность этого посвящения и коронования, однако римляне спешили доказать свою преданность новым повелителям: они отняли у сторонников Григория все их твердыни заисключением замка св. Ангела и еще одной древней постройки, отстаиваемой родственником папы. Все атаки немцев и римлян на замок св. Ангела были отбиты, нападавшие понесли большие потери. Тогда последний оплот Григория был окружен стеной и отрезан от остального мира. Жизнь осажденных висела на волоске; в их сердцах чуть теплилась надежда на помощь Роберта Коварного. Одному из клириков, разделявших с папой ужасы осады, удалось проскользнуть из замка св. Ангела к норманнскому герцогу и описать безотрадное положение Григория в таких ярких красках, что Роберт немедленно поспал на выручку папы многочисленное войско из норманнов, южных итальянцев и сицилийских арабов: неверные, враги Христа и отлученные отстаивали теперь наместника св. Петра. Весть о сильных вооружениях Роберта побудила императора отступить для собрания войск и возложить продолжение осады на римлян. Едва могущественный вассал св. Петра подступил со своим сбродом к стенам Рима, как измена открыла ему ворота и в самое короткое время повергла противников к его победоносным стопам. Папа покинул свое убежище и перешел в норманнский стан. Тем временем несчастный Рим был отдан за свою измену на разграбление диким наемным толпам. Вдобавок в разгар грабежа был убит один норманн, и Роберт справил ему кровавую тризну: многие здания - наследие классической древности - были разрушены; церкви, основанные первыми христианами, обращены в пепел; тысячи жилых строений преданы пламени; множество граждан убито. Грубые шайки наемников вели себя, как свирепые звери; женщины и девушки были для них игрушкой и потехой; отцы, мужья и братья гибли в адских муках. Повсюду слышались стоны. Громадное количество уцелевшего при разгроме населения было захвачено в плен и продано в рабство сарацинским купцам. Мрачные думы терзали Григория при виде всех этих ужасов, проклятия, сыпавшиеся на его голову за призыв норманнов, звучали в ушах. Но папа считал разрушение Рима справедливой карой за измену его жителей: он привел город к возрождению от ига баронов, он же и уничтожил посеянное и взлелеянное благосостояние. Стало быть, восторжествовала одна предвечная правда. Иного взгляда придерживались римляне: их преданность императору пустила глубокие корни за эти кровавые дни. Дальнейшее пребывание Григория в Риме сделалось невозможным: только под охраной норманнских копий он мог чувствовать себя огражденным от злобы римлян и надвигающихся сил Генриха. Папа как жалкий беглец принужден был следовать за Робертом, которого столько раз громил отлучениями. Горсть верных разделила участь своего главы и пошла вместе с ним в изгнание.
   Сначала Григорий приютился у Дезидерия Монтекассинского, давно уже порицавшего непреклонность и жестокость папы. Хотя ему был оказан самый радушный прием, Григорий вскоре удалился в Салерно, не желая читать затаенную радость в глазах своего хозяина. Тем временем Климент III утвердился в Риме, куда Григорию не суждено было возвратиться. Но он и в Салерно остался таким же железным человеком, каким был в Риме. На созванном соборе он опять предал анафеме Генриха и Виберта, опять разослал по всему миру легатов для воодушевления старых друзей и приобретения новых. В последнем вышедшем из-под его пера окружном послании "ко всем верным во Христе, любящим апостольский престол", Григорий выражал свои дальнейшие намерения и свое настроение.
   Здесь он с силой восставал против угнетенного положения "святой церкви, невесты Христовой, которая не может сама избрать себе жениха, тогда как даже простолюдинки вольны отдать свою руку кому угодно. Еретики, прелюбодеи и угодники сильных разоряют церковь, занимая должности пастырей. Исполняя долг свой, кричу, кричу и кричу, возвещая вам: христианская религия и истинная вера, которой научил чрез Отца Сын Божий, сошедший с небеси, вполне превратилась в светские обычаи и почти уничтожена. Она утратила свой прежний блеск и служит предметом издевательств и насмешек не только дьявола, но и евреев, сарацин и язычников. Они исполняют законы своей веры, хотя она и не принесет им вечного блаженства и не подтверждена божественными знамениями. Мы, плененные мирским честолюбием и суетными страстями, жертвуем верой и честным именем произволу желаний и высокомерию и живем в беззаконии как глупцы, ибо не имеем утех и чести ни в этой, ни в будущей жизни и не надеемся на них так, как следует. Есть люди богобоязненные, но их очень немного, да и эти немногие заботятся только о своей душе, не об общем благе своих братии. Кто приложит душу и силы свои из страха или любви к Богу, в коем мы живем, движемся и существуем? А это делают воины мирские для своих владык, даже для друзей и подчиненных. Многие тысячи идут ежедневно на смерть за временных властителей; из-за Царя же Небесного и нашего Спасителя не только не идут на смерть, но и стыдятся навлечь на себя малейшее недовольство людское. И если есть незначительная горсть людей, по Божьему милосердию стремящихся из любви к заповедям Бога противодействовать нечестивым до последнего дыхания, братья не только не поддерживают их достойным образом, но даже считают их неразумными, неосторожными безумцами! И мы, исполняя свой долг, стремились, чтоб святая церковь, Божия невеста, госпожа и мать наша, оставалась чистой, свободной и неприкосновенно-православной. Это раздражило исконного врага. Он вооружил против Христа, Сына всемогущего Бога, и его апостола Петра чад своих с целью искоренить веру христианскую и водворить на ее месте ересь, что не слыхано с самых времен императора Константина.
   Да и немудрено: чем ближе подходит время антихриста, тем более, как известно, будет угасать вера христианская. Ныне, братья возлюбленнейшие, выслушайте внимательно слова мои. Все, кто только носит на земле имя христианина и знает истинную веру Христову, ведают и верят, что блаженный Петр - князь апостолов, отец всех христиан и первый, по Христе, пастырь, а святая римская церковь - мать и наставница всех церквей. Если вы только верите и твердо придерживаетесь этого взгляда, то прошу и приказываю вам, во имя всемогущего Бога, помогите со всем старанием вашему отцу и вашей матери, если желаете получить от них прощение всех грехов, благословение и милость в этой жизни и в будущей".
   Этим посланием Григорий думал расшевелить угасающую преданность его делу, собрать со всего Запада военные отряды и идти на освобождение Рима. Для этой же цели папские легаты должны были взимать "динарий св. Петра" со всех верных, особенно во Франции и Саксонии. Но заботы и треволнения последних лет потрясли здоровье престарелого папы, и он сам уже сознавал, что конец близок; за несколько месяцев он предсказал свою скорую смерть, назначив 25 мая своим последним днем и определив даже час своей кончины. Старческий недуг быстро уносил жизненные силы, и Григорий надеялся на близкое освобождение. Наконец настал роковой день. Папа отправился в церковь, принял причастие и произнес к собравшемуся народу прощальную речь о св. Теле Господнем и о цели своих стремлений. Затем поручил раздать бедным ничтожные остатки своих богатств и, направившись в свое жилище, ожидал там давно желанную гостью. Уже охваченный смертельным холодом и предчувствуя близкую кончину, Григорий послал за близкими людьми, приютившимися по соседству. Они поспешили на зов. Папа попросил их указать ему его прегрешения, чтобы иметь возможность совершить покаяние. В ответ раздались дружные восхваления его жизни и начинаний. "Братья возлюбленнейшие, - сказал тогда умирающий, - я придаю мало значения всем своим трудам, уповая лишь на то, что всегда любил справедливость и ненавидел беззаконие". На эти слова присутствующие отвечали жалобами и опасениями за свое будущее после смерти их главы. Григорий слышал эти сетования, воздел слабеющие руки к небу и, утешая окружающих, произнес: "Я иду туда и настойчивыми молениями обращу на вас взоры милосердного Бога".
   Мысль о близкой утрате вождя все-таки тревожила друзей его, и они начали толковать, кто поведет дальше почти проигранное дело. Опять обратились за советом к Григорию, и он на вопрос, кого желает иметь своим преемником, назвал трех из вернейших своих сторонников, просил избранному дать имя Виктора (победитель), как бы желая показать твердую веру в победу своего дела, и от имени всемогущего Бога, и в силу полномочий св. апостолов Петра и Павла заклинал признать римским первосвященником только лицо, канонически избранное и посвященное. Видя, что силы Григория слабеют с каждым мгновеньем, окружающие хотели узнать, не сделает ли он каких-либо распоряжений относительно отлученных. Папа отвечал: "Разрешаю всех, за исключением Генриха, называющего себя королем, Виберта, присвоившего себе апостольский престол, и важнейших их приверженцев. Всем же верующим, что я имею власть по доверенности св. апостолов Петра и Павла, даю свое благословение".
   Эти расспросы истощили измученного старца; он видимо угасал, и когда грозный призрак смерти предстал пред ним, у Григория вырвался предсмертный вопль. Он произнес свои последние бессмертные слова: "Я любил справедливость и ненавидел неправду, и за это умираю в изгнании". "Ты не можешь, папа, - возразил один кардинал, - умереть в изгнании, потому что получил от Христа и апостолов все народы в наследие и даже окраины земли во владение". Но Григорий не слышал этих ободряющих слов: великая душа уже покинула юдоль плача и стенаний.
   Так окончил 25 мая 1085 года свою многотрудную жизнь Григорий VII. Долго искренность и чистоту его намерений не сознавали даже продолжатели его дела, папы XII и XIII столетий, впрочем, шедшие только к мировому господству ради господства, долго только в Салерно чтили его как святого мученика и исповедника. Лишь в 1609 году его останки перенесены были из небольшого склепа в Салернский собор, и папа Григорий XIII, глубокий его почитатель, назначил 25 мая праздником в честь нового святого. Но только в 1728 году папа Бенедикт XIII объявил, что весь христианский мир должен чтить день, посвященный памяти Григория VII. Немедленно же во Франции, Неаполе и Бельгии поднялось волнение: парламент и епископы запретили исполнять предписание Бенедикта. В Германии князья не хотели и слышать о нововведении: снова появились мелкие сочинения, преследующие с пламенной ненавистью великого мученика идеи, не нашедшего успокоения даже в могиле. И в наше время нередко тревожат злыми наветами его прах.
  

Заключение

   Строго говоря, Григорий VII не внес в мир ничего нового, им самим созданного: идеалы, его воспламенявшие, назревали, как известно, веками, и он сделал только наиболее решительную попытку к их воплощению. Тем не менее мировое значение его миссии чрезвычайно велико. Он принадлежит к тем гениям, которые дают направление колеблющимся тысячам и направляют умы в ту или другую сторону. Своей мирообъемлющей деятельностью он определил все дальнейшее течение истории папства и тесно связанное с ней развитие Запада. Он оставил своим преемникам завет - добиваться господства над миром ради спасения человечества, и создал церковно-политическую систему, представлявшую собой удивительное смешение начал ветхозаветной теократии и идей, выработанных древнеримским императорством. Только впоследствии несколько родственный ему гений Иннокентия III обнял и завершил ее. Правда, последовала упорная борьба, видоизменяясь, дожившая до наших дней. Сначала папство победило, но ненадолго: окрепнувшее чувство свободы, дух исследования, пробужденные гулом этой борьбы, стряхнули тяжелые путы, наложенные на народы железной рукой Григория и продолжателей его дела. Свобода совести восстала против гнета закованных в тесные рамы доктрин; права личности, порабощенной и поглощенной в теократии, взлелеянной Григорием, занимают с течением времени первое место. Эти два руководящие начала делают невозможным осуществление идей великого папы или извращают их. Безбрачие повело к тайному разврату; симония процветала под другим именем; устранение светской власти от замещения духовных должностей и апостольского престола вызвало упадок духовенства: место прежних иногда очень образованных и вообще не чуждых просвещению пастырей заняли дикие невежественные монахи; поток грубейшего суеверия надолго наводнил Европу; на освобожденном от ига императоров престоле римских епископов появляются избранные кардиналами такие чудовища разврата, как Иоанн XXIII и Александр IV. Стало быть, преобразования Гильдебранда не спасли церковь вместе с человечеством и сделали неизбежным появление обновителей вроде Арнольда Брешианского, Бруно, Гуса, Савонаролы, Лютера, реформа которого была вызвана преобразованиями Григория. Да и светская власть отомстила за попрание своих прав авиньонским пленением пап. Кроме того, запрещение светской инвенституры обусловило в отдаленном будущем полное отчуждение от церкви ее имуществ и прекращение светской власти пап. Но и теперь папство не отказалось от своих притязаний: в последние годы оно мечтает завладеть обновленным миром при помощи славянства, которое еще Григорий, в своих, конечно, видах, спасал от объединяющих и поглощающих стремлений немецкого императорства. Не в одних только отношениях к славянским народам Григорий предугадывал, так сказать, будущее направление исторической жизни. Он всюду шел за духом времени: начал борьбу за освобождение от неверных Испании, толковал о крестовом походе на турок и соединении церквей; наконец, только в наши дни (на ватиканском соборе 1870 года) провозглашены догматы о папской непогрешимости и о непорочном зачатии св. Девы, которые проводил Григорий в своих письмах. Сама неудача его в высшей степени поучительна, как непреложное доказательство неосуществимости мечтаний об объединении человечества. Даже на почве религии ему не удалось воплотить идею всесветной державы: коренные свойства человеческой природы и сила вещей победили гения. Но влиянием на ход исторического развития не исчерпывается все значение жизни и деятельности Григория VII. Он представляет собой высокий образец человека идеи, глубоко верящего в то, что он делал и говорил. Правда, средства его зачастую были весьма непохвальны, но они вытекали из состояния общества, обусловливались духом времени.
   Сверх того, он никогда не считал их безукоризненными, казнился и мучился, жертвовал собой для торжества того, что считал истиной, асознательное и искреннее самопожертвование, хотя бы проистекающее из заблуждения, служит признаком благородной и высокой души. Природа человека полна противоречий, природа гения - в особенности. И в Григории жили рядом непримиримые крайности: искусный политик, неустанный деятель, воин в душе, царь по призванию, он на высоте апостольского престола вздыхал о монастырской келье, об отречении от греховного мира. Мягкий и кроткий, он плакал, утешая друзей в несчастьях, от умиленья не мог без слез совершать богослужения. Зато как часто бывал он не в меру жесток и суров! Впрочем, он обыкновенно миловал и прощал личных врагов, не зная лишь пощады для "противников св. Петра и римской церкви". Немногие, как Дамиани, правильно ценили Григория, называя его "святым сатаною", "враждебным другом", указывая тем самым на противоречия его природы. Действительно, он умел как бы волшебством приковывать к себе сердца окружающих, но они из безусловных почитателей нередко становились его озлобленнейшими врагами. Так отпали от него Дамиани, Дезидерий, клюнийцы... Подвергая осуждению симонистов и нарушителей канонов, он необыкновенно быстро делал их доверенными лицами, если замечал их способности и пригодность к делу, чем вводил многих в соблазн. Зато не щадил людей прежде близких, но попавших в немилость: даже после смерти он не давал им прощения. Он вообще питал пристрастие к мужественным и твердым людям и прощал им непокорность и даже преступления: так щадил он Вильгельма Завоевателя; присудил одного убийцу к отсечению правой руки, но отменил наказание, когда преступник смело положил руку под сверкающий топор. Он не гнушается близких связей с иудеями и в то же время строго-настрого проповедует нетерпимость по отношению к ним: "Подчинять христиан евреям, - пишет Григорий, - равносильно угнетению церкви Христовой, возвышению сатанинской синагоги". Стало быть, израильский Бог был в его глазах сатаною, а мусульманский, как известно, истинным Богом. Наряду с подобным свободомыслием он верил в свое божественное призвание, в свое непосредственное общение с небом, в видения св. Марии и св. Петра, в свой дар пророчества, а иногда впадал в отчаяние, желая смерти, сомневался в своем спасении. Он постоянно толковал об исконной греховности человеческой природы, но думал, что тот же человек делается святым и непогрешимым, раз вступит на апостольский престол. Верховный служитель христианского Бога, он уподобляет себя императору языческого Рима, бывшему и светским владыкой, и великим жрецом, ставит в связь римскую церковь с римской республикой. Он, как папа, называет себя в письмах "рабом рабов божьих", а апостола Петра считает "императором и властелином всей земли" и в то же время вполне отождествляет себя с "князем апостолов". Отождествляя себя с апостолом Петром, неоднократно возвещая, что св. Дух глаголет его устами, Григорий вместо любви и прощения, заветов Богочеловека проповедовал убийства, пожары и грабежи и не замечал этого страшного, бьющего в глаза противоречия. Чем шире открывалось поле деятельности, тем сильнее жаждал он своего торжества и становился непреодолимо упорным. Стойкий, непоколебимый, он иногда делал вид, что идет на уступки, хитрил, позволял себе двуличничать, чем ускорил и обусловил свое падение, подверг себя заслуженным укоризнам.
  

Первоисточники и пособия

Источники

   1. Monumenta Germania historica scriptorum. T. 5 - 12; 20. Leges 2.
   2. Bibliotheca rerum Germanicarum, editio Jaffe. T. 2 и 5.
   3. Pontificum romanorum vitae edidit Watterich. T. 1. 1862.
   4. Migne. Cursus patrologiae completus. Series Latina. T. 140 - 148.
   5. Libelli de lite imperatorum et Pontificum. T. 1. 1891.

Важнейшие пособия

   1. Stenzel. Geschichte Deutschlands unter den Frankischen Kaisern. B. l и 2.1828.
   2. Gieseler. Lehrbuch der Kirchengeschichte. B. 2. 1832.
   3. Voigt. Hildebrand, als Papst Gregorius der Siebente und sein Zeitalter. 1846.
   4. Floto. Kaiser Heinrich der Vierte und sein Zeitalter. 1856.
   5. Laurent. La papaute et l'empire. 1860.
   6. Lanfrey. Histoire politigue des papes. 1860.
   7. Gfrorer. Papst Gregorius VII und sein Zeitalter. B. 1 - 7. 1859 - 1861.
   8. Надлер. Адальберт Бременский, правитель Германии в молодые годы Генриха IV. 1867.
   9. Вахтапп. Die Politik der Papste von Gregor I bis Gregor VII. II Theil 1869.
   10. Villemain. Histore de Gregoire VII. l et 2 vols. 1873.
   11. Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom im Mittelalter. B. 4. 1876.
   12. Hefele. Conciliengeschichte. B. 4 и 5. 1879 - 1886.
   13. L. von Ranke. Weltgeschichte. B. 7. 1886.
   14. L'abbe Delasc. Saint Gregoire VII. 1 - 3 vols. 1889.
   15. Giesebrecht. Geschichte der deutschen Kaiserzeit. B. 2 и 3. 1885 - 1890.
   16. Meyer v. Knonau. Jahrbucher d. deutschen Reichs u. Heinrich IV. B. 1. 1890.
   Помимо этих основных трудов были приняты во внимание второстепенные сочинения, диссертации, статьи и заметки, помещенные в различных заграничных журналах.
  
  
  
  

Другие авторы
  • Щеголев Павел Елисеевич
  • Малеин Александр Иустинович
  • Попов Александр Николаевич
  • Соловьев Владимир Сергеевич
  • Ровинский Павел Аполлонович
  • Томас Брэндон
  • Куницын Александр Петрович
  • Кузнецов Николай Андрианович
  • Мельников-Печерский Павел Иванович
  • Тургенев Александр Иванович
  • Другие произведения
  • Осоргин Михаил Андреевич - Осоргин М.А.: биографическая справка
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Поиски клипера "Изумруд" за H. H. Миклухой-Маклаем
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих - Стихотворения
  • Дорошевич Влас Михайлович - Человек, которого интервьюировали
  • Дорошевич Влас Михайлович - Портрет Мунэ-Сюлли
  • Гаршин Евгений Михайлович - Де Пуле Михаил Федорович
  • Толстой Лев Николаевич - Г.В.Сегалин. Эвропатология личности и творчества Льва Толстого
  • Ключевский Василий Осипович - Сергей Михайлович Соловьев
  • Левит Теодор Маркович - Артюр Рембо. Стихотворения
  • Берман Яков Александрович - Берман Я. А.: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа