В. В. Воровский. Фельетоны
Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
Говорят, сегодня в городском театре будет нечто "сногсшибательное".
Артисты, которых мы привыкли видеть исполнителями серьезных ролей в художественных произведениях, будут прыгать, танцевать, бороться и пр. Одним словом, будет шиворот-навыворот, какой-то сплошной матчиш, ерунда на постном масле.
А если вы удивитесь сему, вам объяснят, что в Петербурге, в Иариинском театре, такие штуки проделываются уже не первый год и с умопомрачающим успехом.
А сверх того скажут, что цель предприятия ультраблаготворительная, а потому и знай - помалкивай.
Все это совершенно верно. В самом деле в Петербурге в Мариинском театре устраивают такие "ночи безумные", когда Варламов - помните Варламова? - танцует в костюме балерины, а прочие исполняют номера такой же грации и такой же художественности.
И сборы эти спектакли дают колоссальные.
Все это так. А все-таки...
Все-таки чувствуется некоторая неловкость, когда читаешь, что почтенный, десятипудовый старый актер, которому не грех бы полежать вечерком на мягком диванчике, напяливает на себя шутовское облачение и разыгрывает скомороха... с благотворительной целью.
Становится немножко совестно... за публику.
На актера тут пенять нечего. Он хочет помочь доброму делу, а помочь ему легче всего своим же трудом, своей игрой.
Он с удовольствием выступил бы в какой-нибудь хорошей художественной пьесе, но что прикажете делать, когда публика, та самая публика, которая должна превратить в деньги труд актера, пресытилась серьезным, содержательным, умным и жаждет нелепого, противоестественного, щекочущего, раздражающего, уродливо-смешного.
И актер, желая сделать доброе дело, вынужден напяливать шутовской костюм и кривляться.
Да, публика...
Эта публика, эта "интеллигентная" толпа - худший вид толпы - при всем своем внешнем "европейском" блеске в душе груба, примитивна, жадна до кричащих красок, режущих звуков, наглых жестов, до всего, что должно бы оскорблять, отталкивать развитой эстетический вкус.
Поставьте у нас в городском театре хорошую художественную пьесу с самой симпатичной благотворительной целью,- и публика будет блистать отсутствием.
А завтрашний спектакль, можно сказать с уверенностью, даст полный сбор, пройдет с аншлагом, произведет сенсацию.
Благо тем престарелым актерам, которые заработают от этого дела, и горе тем действующим актерам, которым придется зарабатывать таким неартистическим путем.
"Наше слово",
13 февраля 1910 г.
Фельетон перепечатывается впервые