В. В. Воровский. Фельетоны
Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
В семье, как известно, не без урода, а если нет настоящего, подличного урода, то имеется enfant terrible, который любого урода за пояс заткнет.
Таким enfant terrible кадетского идеализма явился г. А. Васильев1, выступивший в No 796 "Слова" со своеобразным покаянным признанием.
Дело в том, что с российскими идеалистами случился в 90-х годах, грех молодости: они споткнулись о материализм. Как эфирные существа, витающие в заоблачных пространствах, они чужды были грязи земной, а потому, по неопытности, и сели в первую попавшуюся лужу.
Этой лужей явился для них исторический материализм. С энтузиазмом институток набросились они на него и начали яростно пропагандировать. В их числе был и г. А. Васильев.
Ибо я не сомневаюсь, что это тот самый А. Васильев, который был некогда секретарем редакции "Жизни"2, потом поехал за границу и стал правой рукой г. П. Струве в его "Освобождении"3.
Легко догадаться, какую карьеру проделал потом этот писатель.
И также легко догадаться, что лета от рождества Христова 1909-го он должен непременно покаяться в прошлых грехах, ругать "безумие стихии" последних лет и мечтать о "великой России" - первой державе мира, указывающей бронированным кулаком пути всем Европам.
Все это он, действительно, проделал, как по театральной программке.
В сущности, виновником дела явился не кто иной, как марксист Рязанов, издавший на немецком языке брошюру, где доказывает, что Россия играет реакционную роль в Европе.
Г. А. Васильев как раз в это время размышлял о том, что "из всей подлости нашего времени можно найти только один отрадный факт: неославянское движение". И он мечтал, как Россия в качестве вождя славян завоюет себе гегемонию в Европе.
И вдруг - брошюра Рязанова. Как человек "с очень русской фамилией" смеет так писать? А. Васильев с трудом удерживается, чтобы не сказать д-ру Дубровину, что Рязанов - еврей. Зато с тем большим жаром нападает он на марксизм и - будучи бессилен ужалить это учение - решает наказать его путем харакири, т. е. выпотрошить себя всенародно на зло марксизму.
Ведь г. А. Васильев - enfant terrible. A особенность таких деток, в том, чтобы напакостить своим же друзьям.
Вот как потрошит себя г. Васильев.
"Мы, русские студенты 90-х годов одного из заграничных университетов,- пишет он,- прочтя биографию Маркса и узнав, что он любил вермут, стали пить его во славу "учителя". Вермут был отвратительный, пахнул клопами, ибо денег у нас на хороший не хватало, но мы пили".
Не правда ли, ценное признание? Вместо того, чтобы брать у Маркса его знания, его широкий взгляд на мировую жизнь, его крупные открытия, эти талантливые юноши усвоили только один "принцип марксизма" - пить вермут. И вермут-то пили скверный.
"Этот вермут,- гордо заявляет г. Васильев,- символизировал наше политическое мировозрение до 1905 года, после него пить немецкий вермут для многих стало невмочь".
И неудивительно. Поглощая в течение десятилетия скверный вермут, пахнущий клопами, г.г. Васильевы по необходимости должны были дойти до такого катценяммера, что не только неославянства, но и гегемонии Дубровина с Гуркой для Европы запросишь.
Покаяние комического "марксиста-вермутиста" весьма поучительно. Не объясняется ли весь перелом от "марксизма к идеализму", а потом к "великой России" и "Вехам" именно тем, что господа вроде A. Васильева от всего духа Марксова учения усвоили только питие вермута, да и тот брали не настоящий, а "размадеренный" своими средствами?
"Одесское обозрение",
21 мая 1909 г.
Перепечатывается впервые.
1 Васильев, А. - бывший марксист, деятель кадетской партии, один из ближайших сотрудников П. Струве.
2 "Жизнь" - орган легальных марксистов (1897-1901). Редактор журнала B. Поссе привлек к сотрудничеству А. Чехова, М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, Е. Чирикова, Л. Андреева, В. Тана, Л. Украинку и др. В. И. Ленин высоко оценил литературно-художественный отдел журнала. "...Недурной журнал!- писал он.- Беллетристика прямо хороша и даже лучше всех!" (Сочинения, т. 34, стр. 15). В No 4 "Жизни" за 1899 г. и в No 1-2 за 1900 г. были напечатаны статьи В. И. Ленина "Ответ т. П. Нежданову" и "Капитализм в сельском хозяйстве". В No 2 за 1901 г. было опубликовано "Письмо в редакцию" В. Воровского, направленное против статьи П. Струве "Ф. Лассаль". 8 июля 1901 г. журнал был закрыт.
3 "Освобождение" - кадетский журнал, издававшийся при участии П. Струве.