Главная » Книги

Чулков Георгий Иванович - Александр Блок, Страница 2

Чулков Георгий Иванович - Александр Блок


1 2

иве Чулкова (РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 9) хранится рукопись сонета «Третий завет» с посвящением Вяч. Иванову, помеченная 16-18 августа 1924 г.:
  
  


Как опытный бретер владеет шпагой.
Так диалектикой владеешь ты;
Ты строишь прочные, как сталь, мосты
Над бездною с великою отвагой.
Патриотическим иль красным флагом
Отмечены дороги красоты, —
Под знаком белизны иль черноты:
В руках художника все станет благом.
Антиномический прекрасный ум, —
Великолепны золотые сети
Готических средневековых дум.
Но слышишь ли, поэт, великий шум?
То — крылья ангелов, — и мы, как дети,
Поем зарю иных тысячелетий.

  



3. Соловьев Михаил Сергеевич (1862-1903) — педагог, переводчик, издатель сочинений Вл.С. Соловьева.

4. Софианство — центральное понятие философии Вл. Соловьева, воплощающее идею соборности, всечеловеческое единство, нерасторжимую цельность истины, добра и красоты, постигаемые «цельным» знанием, которое, в свою очередь, является синтезом эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания.

5. Метнер Эмилий Карлович (1872-1936) — музыкальный критик, журналист, философ, руководитель издательства «Мусагет».

6. Метнер Николай Карлович (1879-1951) — композитор, пианист, писатель.

7. Соловьева Поликсена Сергеевна (псевд. Allegro, 1867-1924) — поэтесса, сестра Вл. Солоьева.

8. Шахматово — имение, приобретенное дедом А. Блока А.Н. Бекетовым (неподалеку от г. Солнечногорска Московской обл.). Блок многократно бывал в Шахматове и написал здесь множество своих произведений. В разные годы в Шахматове гостили друзья поэта — Андрей Белый, Эллис, С. Соловьев и др. Ныне — музей-заповедник А. Блока.

9. См. публикацию М.В. Михайловой статьи Чулкова «Автоматические записи Вл. Соловьева» в журнале «Вопросы философии» (1992. No 8).

10. Дева Радужных Ворот — одно из обозначений Софии — мифологемы, положенной Вл. Соловьевым в основу религиозного учения.

11. Первая книга А. Блока — «Стихи о Прекрасной Даме» (1905).

12. «Нечаянная радость» — второй сборник стихов А. Блока (1907). «Снежная ночь» — третья книга А. Блока (1912).

13. «Балаганчик» — пьеса А. Блока (1906).

14. Имеется в виду известный портрет поэта, написанный Константином Андреевичем Сомовым (1869-1939) в 1907 г.

15. Бекетов Андрей Николаевич (1825-1902) — ученый-ботаник, дед А. Блока по материнской линии. Но родные находили у Блока сходство не с ним, а с другим дедом — по отцовской линии — Л.А. Блоком.

16. Шиллер Иоган Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт-романтик, драматург, теоретик искусства.

17. Новалис — (наст. имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг, 1772-1801) — поэт раннего немецкого романтизма, автор лирического цикла «Гимны к ночи» (1800 г.), «Духовных песен» и незаконченного романа «Генрих фон Офтердинген» (1802 г.). Оказал значительное влияние на французский символизм.

18. Таким Блок выведен в рассказе Чулкова «Парадиз».

19. Кублицкий-Пиоттух Франц Феликсович (1860-1920) — гвардейский офицер, второй муж матери Блока — А.А. Бекетовой.

20. Блок Любовь Дмитриевна (урожд. Менделеева, 1881-1939) — жена А. Блока, актриса, стала прообразом героини повести Чулкова «Слепые» (1911). Написала воспоминания об А. Блоке «И были и небылицы о Блоке и обо мне». В последние годы жизни занималась исследованиями в области хореографии.

21. Эзотеризм (г р е ч. — таинство) — учение о «тайном», понятное только посвященным. Таким «тайным» для младосимволистов было «соловьевство».

22. Плеве Вячеслав Константинович фон (1846-1904) — министр внутренних дел и шеф отдельного корпуса жандармов в 1902-1904 гг., убит эсером Е. Созоновым.

23. Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) — философ, прозаик, публицист, литературный критик. Оригинальные философские идеи были развиты им в работах «Византизм и славянство», «Племенная политика как орудие всемирной революции».

24. В «Жизни» печатались К. Бальмонт, И. Бунин и др.

25. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (1816).

26. «Последние дни императорской власти» — хроникальное повествование, написанное на основе документов А. Блоком. В 1917 г. Блок был привлечен к работе в Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию действий царских министров и других высших чиновников. Книга опубликована в 1921 г.

27. Рекамье Юлия Аделаида (1777-1849) — француженка, светская красавица, хозяйка известного литературного салона.

28. Люцифер (л а т. светоносец). — У древних греков считался сыном Авроры. В раннехристианской литературе одно из имен дьявола.

29. О горьком запахе миндаля А. Блок писал в стихотворении «Здесь в сумерки в конце зимы» (1909) и в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). «Горький миндаль» — название рассказа Г. Чулкова (1935).

30. С 1895 по 1912 г. Мережковские жили в знаменитом «доме Мурузи» (Литейный проспект, 24). Завсегдатаями их салона были первоначально сотрудники журнала «Мир искусства», позднее к ним присоединились священники, философы, молодые поэты-символисты.

31. О знаменитых «средах» в «башне» дома Вяч. Иванова см. здесь.

32. Летний сад — парк в центральной части Санкт-Петербурга на острове, образованном реками Фонтанка, Мойка и Лебяжьим каналом, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII в. Заложен в 1704 г. по повелению и первоначальному плану Петра I при его летней резиденции.

33. Речь идет об исследованиях Д.С. Мережковского «Толстой и Достоевский». Т. 1-2. (СПб., 1901-1902), «Гоголь и черт» (1906).

34. Розанов Василий Васильевич (1856-1919) — писатель, публицист, религиозный мыслитель. Изречение Розанова «Пусть я не талантлив: тема-то моя гениальна» было известно (в нескольких вариантах), вероятно, в устной передаче; в его произведениях оно не обнаружено.

35. Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин; 1855-1937) — поэт, автор работ по философии, религии, общественным вопросам. Самые известные из них — «При свете совести. Мысли и мечты о смысле жизни» (1890) и «Религия будущего (Философские разговоры)» (1905), в которых разрабатывалась теорию «меонизма».

36. Карташев Антон Владимирович (1875-1960) — религиозный мыслитель, историк церкви, доцент Петербургской Духовной академии, преподавал на Высших женских курсах. С 1909 г. — председатель Религиозно-философского общества в Петербурге, в правительстве А.Ф. Керенского занимал пост обер-прокурора Синода.

37. Успенский Владимир (по некоторым данным Василий) Васильевич — богослов, профессор Петербургской Духовной академии, член Религиозно-философского общества в Петербурге, сотрудник «Нового пути».

38. Философов Дмитрий Владимирович (1872-1940) — литературный и художественней критик, публицист, юрист по образованию. Двоюродный брат С. Дягилева. Член «Мира искусства». С 1920 г. в эмиграции.

39. Смирнов Александр Александрович (1883-1962) — поэт, историк зарубежных литератур, переводчик.

40. Пестовский Владимир Алексеевич (псевд. Пяст; 1886-1940) — поэт, переводчик, стиховед, мемуарист. О событиях литературной жизни начала XX в. рассказал в мемуарах «Встречи» (1930).

41. Статья принадлежала З.Н. Гиппиус.

42. В Религиозно-философское общество было преобразовано в 1907 г. Религиозно-философские собрания, открывшиеся в Петербурге в 1901 г. по инициативе Д.С. Мережковского, В.С. Миролюбива, А.Н. Бенуа, В.В. Розанова, В.А. Тернавцева. Председателем был ректор Духовной академии епископ Сергий. Главным принципом проведения собраний стали условия «совершенной терпимости», возможность высказать любые суждения, независимо от их религиозного и философского содержания. Цель — возрождение интеллигенции, претерпевающей нравственный кризис, на почве истинного христианства. Отчеты публиковались в журнале «Новый путь».

43. Тернавцев Валентин Александрович (1866-1940) — писатель-богослов, деятель Религиозно-философского общества в Петербурге, с 1907 г. чиновник особых поручений при обер-прокуроре Синода.

44. Сенакль — в первоначальном значении — зала, где проходила Тайная Вечеря; зд. — собрание людей, объединенных общими интересами.

45. Слова, сказанные Пушкиным в разговоре с Гоголем (Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. Т. 8. М., 1952. С. 229).

46. Мякотин Венедикт Александрович (1867-1937) — историк и публицист, после 1917 г. в эмиграции.

47. Слова Блока из его статьи «Интеллигенция и революция» (1918).

48. Возможно, имеется в виду один из островов: Васильевский, Петроградский, Каменный, Елагин.

49. Одегетика (г р е ч.) — руководство, путеводительство, ведущая идея.

50. На «Башне» неоднократно бывал Луначарский, участвовавший, в частности, в одной из дискуссий об Эросе. По словам Бердяева, он видел «в современном пролетариате перевоплощение античного Эроса» (Бердяев Н.А. Ивановские среды //Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. С. 322).

51. Чулков имеет в виду обострение своих личных взаимоотношений с А. Блоком, З.Н. Гиппиус и А. Белым.

52. Отречение Блока от «мистического анархизма» было официально подтверждено в его «Письме в редакцию», в котором он писал: «...высоко ценя творчество Вячеслава Иванова и Сергея Городецкого, с которыми я попал в одну клетку, я никогда не имел и не имею ничего общего с «мистическим анархизмом», о чем свидетельствуют мои стихи и проза» (Весы. 1907. No 8).

53. Чулков ошибается. Заглавие доклада Блока — «Обожествление народа в литературе» (название предложил С.А. Венгеров); в «Золотом руне» (1909. No 1) доклад опубликован под заголовком «Россия и интеллигенция». Статья «Интеллигенция и народ» написана Д. Мережковским (Речь. 1908. 16 ноября); впоследствии печаталась под названием «Народ и интеллигенция». Литературное общество было основано в Петербурге в 1907 г.

54. Книга статей Блока называлась «Россия и интеллигенция».

55. Чулков имеет в виду свою статью «Мemento mori» (Речь. 1908. 22 декабря. No315).

56. «Овца без стада» — очерк написан в 1877 г. В нем отразились впечатления автора от встреч с народниками за границей.

57. Чулков ошибается относительно времени чтения блоковского доклада. Блок прочитал его 30 декабря 1908 г., а статья Чулкова появилась в «Золотом руне» спустя месяц (1909. No 1).

58. Подразумевается книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Цитаты из нее приводятся Блоком в статье «Народ и интеллигенция».

59. Никодим — по преданию, тайный ученик Христа, посетивший его ночью с целью более глубоко усвоить свет учения Христова (Евангелие от Иоанна. 3:1-21). Фарисей, член синедриона, открыто восстал против первосвященников и фарисеев, когда они посылали служителей схватить Иисуса Христа, помогал Иосифу Аримафейскому при снятии его с креста и погребении. Чулкову был дорог этот образ. В одном из задуманных произведений («Древо познания») должен был действовать учитель Приволин — «по внешности — дикий чудак, по существу — «Никодим» (Записная книжка. РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 107. Л. 10).

60. Статья А. Блока «Ирония» была опубликована в газете «Речь» 7 декабря 1908 г.

61. Гейне Генрих (1797-1856) — немецкий поэт, прозаик, публицист. В произведениях Гейне (впрочем, как и у Дж. Байрона и Н.А. Некрасова) романтическая ирония, обнажавшая разлад мечты и действительности, претерпела эволюцию, приобретя оттенок «горечи», «провокаторства». Поэт равно иронизирует и над объективным злом, и над собственным бессилием в его преодолении.

62. В петербургском альманахе «Белые ночи», вышедшем в 1907 г., напечатаны произведения М. Кузмина, М. Волошина, Вяч. Иванова, С. Городецкого. Редакторами были А. Блок и Г. Чулков.

63. Чулков неточно воспроизводит название пьесы Ф. Сологуба «Победа смерти» (1908). Пародирование и ироническое переосмысление мотивов блоковской поэзии можно обнаружить в репликах Поэта, являющегося действующим лицом пролога.

64. «Одна ночь» — незаконченный рассказ Чулкова. Рукопись хранится в РГАЛИ.

65. Стихотворение «Белая ночь» датировано А. Блоком 28 мая 1908 г.

66. «Снежная маска» — книга стихов, изданная в 1907 г., написана под впечатлением знакомства с актрисой драматического театра В.Ф. Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой (1878-1966). Ее черты воспроизведены в образе одной из героинь повести Чулкова «Слепые»

67. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович (1800-1844) — поэт, мастер элегий.

68. Поэзия Е.А. Баратынского была близка и Чулкову. Над статьей о поэте он работал в середине 1910-х гг. (черновик хранится в РГАЛИ).

69. «Роза и Крест» — драма А. Блока. Написана в 1912-1913 гг.

70. Песня героя пьесы Бертрана, прозванного Рыцарь-Несчастье.

71. По-видимому, речь идет об Эдгаре Аллане По (1809- 1849) — американском писателе, оказавшем влияние на французских и русских символистов. Его произведения строились на «тотальном эффекте», который должен был являться интегральной суммой многочисленных компонентов, включая железную целесообразность звеньев сюжета, единство предмета и стиля. По высоко ценил сознание, которому доступны интуитивные прозрения, но которое ставит их под железный контроль логического анализа. Эти особенности творчества писателя Чулков и обозначил термином «математический символизм».

72. «Ночные часы». Четвертый сборник стихов Блока. 1908-1910 (М., 1911).

73. «Белая лилия» — пьеса (1880) Вл. Соловьева, впервые опубликована в 1893 г.

74. «Оправдание добра» (1897) — богословское сочинение Вл. Соловьева, трактующее этические вопросы.

75. Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге.

_________________________________


Источник: Чулков Г. Годы странствий / Вступ. статья, сост., подгот. текста, коммент. М.В. Михайловой — М.: Эллис Лак, 1999.
Комментарии — М. Михайлова, К. Карчевский.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа