Главная » Книги

Шатобриан Франсуа Рене - О нравах Арабов

Шатобриан Франсуа Рене - О нравах Арабов


  

О нравахъ Арабовъ.

(Отрывокъ изъ Шатобр³анова путешеств³я по Востоку.)

   Арабы, которыхъ я видѣлъ въ ²удеѣ, въ Египтѣ и въ самой Варвар³и, показались мнѣ болѣе высокаго нежели малага роста. Поступь ихъ гордая; они имѣютъ стройный станъ, очень легк³й, голова у нихъ овальная, лобъ большой и круглой, носъ орлиной, глаза больш³я, имѣющ³я форму миндаля и взглядъ чрезвычайно нѣжной. Естьли они молчатъ, то вы не замѣтите въ нихъ ни малѣйшаго слѣда дикости; но естьли напротивъ начнутъ говорить, то вы услышите грубые и сильные звуки; и увидите зубы длинные; ослѣпительной бѣлизны, имѣвш³е много сходства съ зубами шакалей; различ³е между ими и дикарями Американскими состоитъ въ томъ, что послѣдн³е имѣютъ дикость во взглядѣ, а выражен³е человѣчества на устахъ.
   Женщины Арав³йск³я выше ростомъ нежели мужчины по пропорц³и, наружность ихъ благородна; правильност³ю своего лица, красотою тѣлесной формы и одеждою напоминаютъ онѣ о статуяхъ жрицъ Греческихъ или Музъ. На горахъ ²удейскихъ встрѣтились мы съ тремя, которыя имѣли на головахъ сосуды съ водой: онѣ напоили нашихъ лошадей. Не дщери ли это Лавана или Мад³анитянъ? Но с³и прекрасныя статуи бываютъ иногда облечены въ рубища; бѣдность, нечистота и страдан³я безобразятъ нѣсколько с³и прекрасныя формы, смуглость, такъ сказать, скрываетъ отъ васъ правильныя черты лица ихъ; однимъ словомъ: чтобы смотрѣть на этихъ женщинъ съ пр³ятнымъ чувствомъ, надобно видѣть ихъ въ нѣкоторомъ отдален³и, довольствоваться цѣлымъ и не входить въ подробности.
   Большая часть Арабовъ носятъ тунику, и перевязываютъ ее поясомъ; иногда спускаютъ одинъ рукавъ, и такимъ образомъ являются въ древнемъ нарядѣ; иногда одѣваютъ тѣло покровомъ изъ бѣлой шерсти, который служитъ имъ вмѣсто того, епанчи или покрывала, ибо они то обвиваютъ его вокругъ тѣла, то просто накидываютъ на плечи, то покрываютъ имъ голову. Они обыкновенно ходятъ съ босыми ногами, вооружены копьемъ, киньжаломъ и длиннымъ ружьемъ. Орды путешествуютъ караванами, верблюды и идушъ одинъ за однимъ и передовой верблюдъ всегда привязанъ длинною веревкою изъ пильковой коры къ шеѣ осла, который: есть проводникъ каравана: въ качествъ вождя не имѣетъ онъ никакой ноши и пользуется нѣкоторыми отлич³ями; верблюды поколѣн³й богатыхъ украшены бахрамою; перьями, бандеролями.
   Кобыламъ, смотря по благородству ихъ происхожден³я, оказываютъ большую или меньшую почесть, но обыкновенно обходятся съ ними чрезвычайно жестоко. Лошадей не ставятъ въ тѣнь, а всегда на солнце, привязавъ ихъ за ноги къ четыремъ колушкамъ, вбитымъ въ землю, такъ что имъ не возможно сдвинуться съ мѣста; никогда не снимаютъ съ нихъ седла; поятъ ихъ одинъ только разъ и одинъ разъ въ двадцать четыре часа; онъ съѣдаютъ весьма малое количество ржи. Не подумайте, чтобы лошади отъ такого содержан³я изнурялись; напротивъ онъ пр³обретаютъ привычку къ терпѣн³ю, къ умѣренности и чрезвычайно становятся быстры. Часто я удивлялся Арабскому коню, прикованному такимъ образомъ къ разкаленному песку и стоящему неподвижно, съ разбросанною гривою, опустивъ голову къ ногамъ, чтобы занять отъ нихъ нѣсколько тѣни, и поглядывая косвенно дикими глазами на господъ своихъ. Но ты снимаешь съ него оковы, бросаешься на его хребётъ - онъ пѣнится, дрожитъ, разбрасываетъ копытами землю! труба зазвучала; онъ восклицаетъ: впередъ! и ты узнаешь коня, котораго изобразилъ тебѣ ²овъ.
   Все, что намъ повѣствуютъ о страсти Арабовъ къ сказкамъ, есть точная правда. Однажды остановились мы не подалеку отъ береговъ Мертваго моря. Была уже ночь; Виѳл³емцы наши сидѣли кругомъ своего огня, положивъ подлъ себя ружья. Лошади, привязанныя къ колушкамъ утвержденнымъ въ землю, составляли другой, внѣшн³й кругъ. Напившись кофе и говоривъ нѣсколько времени всѣ вмѣстѣ, они вдругъ замолкли, выключая одного Шеика. При свѣтѣ огня я видѣлъ его выразительныя тѣлодвижен³я, черную бороду, бѣлые сверкающ³е зубы, и разныя формы, которыя онъ давалъ одеждѣ своей, разсказывая съ размашкою. Его товарищи слушали чрезвычайно внимательно, всѣ наклонившись впередъ, лицемъ на огонь, иногда возклицали съ видомъ удивлен³я, иногда съ важност³ю повторяли слова и жесты разскащика; нѣкоторыя изъ лошадей и муловъ вытягивали надъ головами ихъ свои больш³я головы, которыя, будучи освѣщены пламенемъ костра, отдѣлялись отъ мрака. Въ отдален³и шумѣло Мертвое море и кругомъ чернѣлись ²удейск³я горы.
   Я видѣлъ дикарей ка берегахъ озеръ Американскихъ; и здѣсь представлялись мнѣ дикари, но совершенно отъ первыхъ отличные. Я имѣлъ передъ глазами потомковъ первобытнаго поколѣн³я людей, видѣлъ ихъ съ тѣми-же нравами, которые имѣли они во дни Агари и Измаеля; и въ той же пустынѣ, которую самъ Богъ наименовалъ ихъ наслѣд³емъ. Я встрѣчалъ ихъ въ долинъ. ²ордана, у подошвы горъ Самар³йскихъ; на путяхъ Заронскихъ, въ мѣстахъ, гдѣ нѣкогда раздавался голосъ Навина; въ поляхъ Гомора, еще дымящихся гнѣвомъ ²еговы и освященныхъ потомъ спасительными чудесами Христа-Искупителя.
   Арабы отличаются отъ народовъ новаго свѣта болѣе тѣмъ, что они при всей своей грубости имѣютъ какую-то нѣжность нравовъ; чувствуетъ, что они рождены на востокѣ, въ тѣхъ странахъ, которыя произвели всѣ искусства, науки, религ³и. Сокрытый на краю Запада, въ отдаленномъ углу вселенныя, Канадецъ обитаетъ въ долинахъ, осѣненныхъ вѣчными лѣсами и орошаемыхъ рѣками великими; Арав³ецъ, брошенный, такъ сказать, на большую дорогу м³ра, между Аз³ею и Африкою, скитается среди блестящихъ степей востока, гдѣ нѣтъ для него ни воды, ни сѣней древесныхъ. Между поколѣн³ями Измаиловыхъ потомковъ находите господъ, служителей, домашнихъ животныхъ, словомъ: свободу, подчиненную законамъ; напротивъ въ Америкѣ человѣкъ представляется вамъ одинъ съ своею гордою и жестокою назависимост³ю. Вмѣсто шерстянаго покрова, на плечахъ его медвѣжья кожа; вмѣсто копья имѣетъ онъ стрѣлы; вмѣсто киньжала дубину; онъ не знаетъ и не захотѣлъ бы вкушать ни финиковъ, ни верблюжьяго молока: онъ требуетъ мяса и крови. У него нѣтъ козьей шерсти, для составлен³я палатки: вязъ, поваливш³йся отъ дряхлости, даетъ ему кору для составлен³я шалаша; ему не нужно обуздывать коня для преслѣдован³я дикой лани: онъ самъ настигаетъ на бѣгу оригинала; онъ не произходитъ отъ великихъ и образованныхъ народовъ, имена предковъ его не встрѣчаются въ лѣтописяхъ м³ра: дряхлые, и понынѣ еще не падш³е дубы, нѣкогда были современниками его прародителей; гробы его отцевъ - памятники природы, а не истор³и - невѣдомые скрываются во глубинѣ лѣсовъ непроходимыхъ. Словомъ: въ Американцѣ видимъ мы дикаря, еще непришедшаго въ состоян³е образованности, въ Арабахъ напротивъ все представляетъ намъ образованнаго человѣка, снова пришедшаго въ дикость. В.

"Вѣстникъ Европы". Часть LI, No 10, 1810


Другие авторы
  • Закржевский А. К.
  • Пименова Эмилия Кирилловна
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович
  • Подкольский Вячеслав Викторович
  • Ферри Габриель
  • Фирсов Николай Николаевич
  • Христиан Фон Гамле
  • Боборыкин Петр Дмитриевич
  • Хвощинская Надежда Дмитриевна
  • Урусов Александр Иванович
  • Другие произведения
  • Цомакион Анна Ивановна - Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность
  • Кутузов Михаил Илларионович - Письмо М. И. Кутузова Е. И. Кутузовой о попытках Наполеона оторваться от русской армии
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Княгиня Нина
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Иванов И. И.
  • Юшкевич Семен Соломонович - Сумерки
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Янычар, или жертва междуусобия
  • Андреев Леонид Николаевич - На станции
  • Боборыкин Петр Дмитриевич - Проездом
  • Сенкевич Генрик - Старый слуга
  • Ричардсон Сэмюэл - Английские письма, или история кавалера Грандисона (Часть пятая)
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа