Главная » Книги

Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале

Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале


  

В. В. Воровский

  

В кривом зеркале

  
   В. В. Воровский. Фельетоны
   Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
  

"По делу о закрытом, по постановлению присутствия об обществах и союзах, киевском обществе грамотности в настоящее время производится следствие судебным следователем по особо важным делам. Присутствие об обществах и союзах признало общество грамотности "революционным"".
"К. М."1

   Киевское общество грамотности окончательно закрыто и признано "революционным".
   Этим, конечно, никого не удивишь в России, ибо не одно общество грамотности подверглось уже столь трагической участи.
   Однако, желая знать те соображения, которыми руководились а данном случае, я поспешил интервьюировать некое "влиятельное" лицо.
   - Скажите пожалуйста,- осведомился я, неужели это общество насаждало какую-то особую революционную грамоту? Разве оно учило писать не гражданским шрифтом, а шифром, давало вместо букварей революционные брошюры, вместо арифметики преподавало изготовление бомб?
   - О, нет,- возразило лицо,- если бы зашло так далеко, эти господа, наверное, уже теперь были бы в лучшем мире. Нет. Но дело в том, видите ли, что сама грамота - простая, элементарная грамотность, вроде б-а - ба, б-а - ба - баба, или дважды два = четыре - сама эта грамотность может явиться опаснейшим революционным оружием.
   - То есть как это: б-а - ба, б-а - ба - баба, и вдруг оружие революции? Да это каламбур!
   - О, нет, далеко не каламбур. Знаете ли, революционеры социал-демократического толка любят говорить о диалектической относительности всякого явления. Вот то же самое и здесь. Когда вы имеете дело с развитой, подготовленной, интеллигентной аудиторией, тогда не только грамота, но и похуже вещи не страшны. Ну, скажите сами, может ли б-а - ба, б-а - ба - баба сделать вас революционером?
   - О, нет, никакая баба этого не сможет.
   - Может ли таблица умножения побудить вас делать бомбы?
   - Никогда. Даже курс химии не побудит.
   - Вот именно. Вы совершенно верно сослались на химию. Да-с. Мы с вами можем читать Марксов, Лассалей2, Кропоткиных3 и пр... можем изучать химию и даже производить опыты над нитроглицерином - и ни нам, ни обществу, ни государству, ни частной собственности, ни религии от этого вреда не будет. Не так ли?
   - О, бесспорно!
   - Другое дело простонародие - все эти пейзаны и увриеры. Они слишком некультурны, необразованны, неразвиты, чтобы понять относительное значение всякого знания. Они все понимают абсолютно и непременно в свою пользу. Прочтет, например, что блага земные создаются трудом, и делает сейчас вывод, что прибыль на капитал и земельная рента - грабеж, что плоды труда должны принадлежать только труду. Ведь это дикость!
   - Дикость, краснокожесть, четвероногость!
   - Или так: прочтет, что основанием этики и юридической ответственности является признание свободы воли индивидуума, глядишь - он уже заключает о необходимости свободы самоопределения в семье и государстве.
   - Поразительная нелогичность!
   - Вот и извольте иметь дело с этим народом! Масса еще не доразвилась до правильного и разумного понимания того, что дает печатное слово. А обучая ее грамоте - самой элементарной грамоте,- вы открываете ей неограниченный доступ к газете и книге. Если сказать. А, придется сказать и Б. Если научить человека читать, придется примириться с тем, что он полезет в книгу.
   - Итак, вы находите, что наш народ недостаточно развит и образован, чтобы дать ему в руки такое оружие, как грамотность?
   - Бесспорно. Как я уже сказал, нам с вами это оружие не страшно, мало того, оно необходимо и полезно. В руках же простонародия - это острый нож в руках ребенка. Пусть народ сначала разовьется до уровня нашей интеллигентности, а тогда его можно будет учить грамоте.
   - Это вы очень глубокомысленно сказали: сначала поумней, а потом учись.
   - Вот именно. Тогда грамотность станет орудием народного блага, теперь же она может быть только орудием революции.
   - Я вас вполне понял. Да, вы правы. Лучшее, что вы могли сделать,- это закрыть общество грамотности. Позвольте пожать вашу руку.

Фавн

   "Одесское обозрение",
   30 января 1909 г.
  
   Фельетон перепечатывается впервые.
   1 "К. М." - газета "Киевская мысль".
   2 Лассаль, Фердинанд (1825-1864) - известный деятель германского рабочего движения.
   3 Кропоткин, Петр Алексеевич (1842-1921) - один из главных деятелей и теоретиков анархизма, крупный ученый, географ и путешественник.
  

Другие авторы
  • Рони-Старший Жозеф Анри
  • Жданов Лев Григорьевич
  • Апраксин Александр Дмитриевич
  • Штейнберг Михаил Карлович
  • Курочкин Василий Степанович
  • Литке Федор Петрович
  • Ротчев Александр Гаврилович
  • Ардашев Павел Николаевич
  • Чаадаев Петр Яковлевич
  • Богатырёва Н.Ю.
  • Другие произведения
  • Салов Илья Александрович - Грачевский крокодил
  • Репин Илья Ефимович - Далёкое близкое
  • Ратманов М. И. - Письма русских путешественников из Бразилии к Госп. N. N.
  • Петрашевский Михаил Васильевич - В. А. Прокофьев. Петрашевский
  • Чулков Михаил Дмитриевич - Из сборника "Пересмешник, или славенские сказки"
  • Дмитриев Иван Иванович - Е. Лебедев. Ирония и слезы чувствительной поэзии
  • Иловайский Дмитрий Иванович - Краткие очерки русской истории
  • Розанов Василий Васильевич - Надвигающаяся жакерия
  • Тургенев Иван Сергеевич - Несколько слов об опере Мейербера "Пророк"
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич - Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая (1891-1917)
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 481 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа