В. В. Воровский. Фельетоны
Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
"По делу о закрытом, по постановлению присутствия об обществах и союзах, киевском обществе грамотности в настоящее время производится следствие судебным следователем по особо важным делам. Присутствие об обществах и союзах признало общество грамотности "революционным"".
"К. М."1
Киевское общество грамотности окончательно закрыто и признано "революционным".
Этим, конечно, никого не удивишь в России, ибо не одно общество грамотности подверглось уже столь трагической участи.
Однако, желая знать те соображения, которыми руководились а данном случае, я поспешил интервьюировать некое "влиятельное" лицо.
- Скажите пожалуйста,- осведомился я, неужели это общество насаждало какую-то особую революционную грамоту? Разве оно учило писать не гражданским шрифтом, а шифром, давало вместо букварей революционные брошюры, вместо арифметики преподавало изготовление бомб?
- О, нет,- возразило лицо,- если бы зашло так далеко, эти господа, наверное, уже теперь были бы в лучшем мире. Нет. Но дело в том, видите ли, что сама грамота - простая, элементарная грамотность, вроде б-а - ба, б-а - ба - баба, или дважды два = четыре - сама эта грамотность может явиться опаснейшим революционным оружием.
- То есть как это: б-а - ба, б-а - ба - баба, и вдруг оружие революции? Да это каламбур!
- О, нет, далеко не каламбур. Знаете ли, революционеры социал-демократического толка любят говорить о диалектической относительности всякого явления. Вот то же самое и здесь. Когда вы имеете дело с развитой, подготовленной, интеллигентной аудиторией, тогда не только грамота, но и похуже вещи не страшны. Ну, скажите сами, может ли б-а - ба, б-а - ба - баба сделать вас революционером?
- О, нет, никакая баба этого не сможет.
- Может ли таблица умножения побудить вас делать бомбы?
- Никогда. Даже курс химии не побудит.
- Вот именно. Вы совершенно верно сослались на химию. Да-с. Мы с вами можем читать Марксов, Лассалей2, Кропоткиных3 и пр... можем изучать химию и даже производить опыты над нитроглицерином - и ни нам, ни обществу, ни государству, ни частной собственности, ни религии от этого вреда не будет. Не так ли?
- О, бесспорно!
- Другое дело простонародие - все эти пейзаны и увриеры. Они слишком некультурны, необразованны, неразвиты, чтобы понять относительное значение всякого знания. Они все понимают абсолютно и непременно в свою пользу. Прочтет, например, что блага земные создаются трудом, и делает сейчас вывод, что прибыль на капитал и земельная рента - грабеж, что плоды труда должны принадлежать только труду. Ведь это дикость!
- Дикость, краснокожесть, четвероногость!
- Или так: прочтет, что основанием этики и юридической ответственности является признание свободы воли индивидуума, глядишь - он уже заключает о необходимости свободы самоопределения в семье и государстве.
- Поразительная нелогичность!
- Вот и извольте иметь дело с этим народом! Масса еще не доразвилась до правильного и разумного понимания того, что дает печатное слово. А обучая ее грамоте - самой элементарной грамоте,- вы открываете ей неограниченный доступ к газете и книге. Если сказать. А, придется сказать и Б. Если научить человека читать, придется примириться с тем, что он полезет в книгу.
- Итак, вы находите, что наш народ недостаточно развит и образован, чтобы дать ему в руки такое оружие, как грамотность?
- Бесспорно. Как я уже сказал, нам с вами это оружие не страшно, мало того, оно необходимо и полезно. В руках же простонародия - это острый нож в руках ребенка. Пусть народ сначала разовьется до уровня нашей интеллигентности, а тогда его можно будет учить грамоте.
- Это вы очень глубокомысленно сказали: сначала поумней, а потом учись.
- Вот именно. Тогда грамотность станет орудием народного блага, теперь же она может быть только орудием революции.
- Я вас вполне понял. Да, вы правы. Лучшее, что вы могли сделать,- это закрыть общество грамотности. Позвольте пожать вашу руку.
"Одесское обозрение",
30 января 1909 г.
Фельетон перепечатывается впервые.
1 "К. М." - газета "Киевская мысль".
2 Лассаль, Фердинанд (1825-1864) - известный деятель германского рабочего движения.
3 Кропоткин, Петр Алексеевич (1842-1921) - один из главных деятелей и теоретиков анархизма, крупный ученый, географ и путешественник.