Главная » Книги

Алданов Марк Александрович - А. Чернышев. Гуманист, не веривший в прогресс, Страница 3

Алданов Марк Александрович - А. Чернышев. Гуманист, не веривший в прогресс


1 2 3

идуализированы, писатель за редкими исключениями не ищет "диалектику души", но дает точные зарисовки быта, великолепно изображает связь времен. Многое из того, о чем идет речь в романе, не утратило с годами интереса. Не любопытно ли, например, узнать, как реагировал Клемансо на то, что парламентарии спят на заседаниях? В романе, написанном в последние годы сталинщины, когда в СССР ни о чем, кроме официального "марксизма-ленинизма" и помышлять не позволялось, Алданов вдруг устами одного из персонажей предсказывает: в стране предстоит расцвет метапсихических наук я оккультизма! Мы привыкли смеяться над несбывшимися историческими прогнозами, но в данном случае редкое исключение, прогноз сбылся, парадокс состоят в том, что его автор - горячий приверженец непредсказуемости событий!
        "Живи как хочешь", название романа о русских эмигрантах в США и во Франции, можно истолковать двояко. Герои в отличие от своих современников в сталинской державе могут жить как хотят, думать как хотят. Но в момент трудностей, особенно финансовых, не приходится рассчитывать на чью-либо помощь: жива как хочешь!
        Для себя самого Алданов вкладывал в название и третий смысл: пиши как хочешь. Его герой писатель Виктор Яценко провозглашает: "Роман, самый свободный из всех видов искусства, должен был бы включать в себя все политические, философские, метафизические рассуждения, мог бы менять форму, переходить из одного периода времени в другой". Яценко драматург, и Алданов включает в роман "Живи как хочешь" две его пьесы, одну историческую, другую на современном материале. Герои этих пьес имеют прототипов среди персонажей романа. Возникает сложная система зеркал, и читателю предлагается не только рассматривать переиначенные их отражения в пьесах, но и задумываться над важной особенностью писательского труда: воображение и воплощение жизненных реалий неразделимы.
        Вставная новелла в "Пещере", вставная статья "Участь Соединенных Штатов" в "Истоках", вставные пьесы в "Живи как хочешь". Алданов стремился раздвинуть рамки жанра романа, искал возможности нового синтеза искусств. Он знал, что эти искания оценят по достоинству очень немногие читатели. Размышлял в частном письме: "Мысли романа пополняются и разъясняются пьесами (и легендой), и все это вместе, боюсь, скучновато. Уж наверняка будет встречено враждебно критикой, а может быть, и насмешливо". ["Новый журнал", 1961, No 64, с. 222.]
        Тем не менее под "экзамен у критиков" писатель не подстраивался. "Живи как хочешь" стал для него принципиально важным, можно сказать, итоговым романом. Он почти не оставил статей о литературе, но литература здесь стала главным действующим лицом: о ней спорят Яценко и Дюммлер, оригинальная композиция как бы воплощает важные их раздумья. В старинной форме выражена очень современная мысль: "Писать надо так, точно посылаешь телеграмм, и не простой, а срочный, по тройному тарифу за слово".
        Поиск синтеза искусств неизбежно вел писателя к теме кино, изображение кинематографической среды заняло большое место в "Живи как хочешь". С этой средой Алданов был связан долгие годы. В 1924 году он был историческим консультантом фильма о Наполеоне, позднее написал два сценария по своим произведениям, кроме того, задумывал совместно с Буниным написать еще один. И все же работа для кино не принесла ему удовлетворения; он убедился на собственном опыте: "политические, философские, метафизические рассуждения", которые он так ценил в романе, экрану даются плохо. Горько жалуется на Голливуд Виктор Яценко: "В жизни люди не только разговаривают, не только целуются и не только стреляют из револьвера. У них есть мысли, есть психология..." Характеристика нравов Голливуда в романе Алданова исполнена сарказма: здесь слишком много внимания придают деньгам, коммерческой стороне искусства, зрительскому успеху.
        А сам Алданов никогда не искал легкого успеха, рассматривал литературу прежде всего как воплощение нравственности, и рефреном многих диалогов в "Живи как хочешь" звучало: "Вечна только добрая литература..."
        До сих пор ни в СССР, ни за пределами нашей страны собраний сочинений Алданова не выходило. Это - первое. На родину возвращается большой писатель, и его книги будут оказывать воздействие на литературный процесс. Они очень соответствуют духу нашего времени: возродившемуся общественному интересу к истории, отказу от идеологических предрассудков. Они будят мысль, учат добру. В них образец прозрачно ясной высокой русской прозы.
        Вслушаемся же еще раз в его голос. Внутренний монолог писателя - персонажа романа "Начало конца" - это исповедь самого Алданова, его творческое кредо:
        "Делать в жизни свое дело, делать его возможно лучше, если в нем есть, если в него можно вложить хоть какой-нибудь, хоть маленький, разумный смысл. Пусть писатель пишет, вкладывая всю душу в свой труд... Не уверять, что трудишься для самого себя, - ведь и он мечтал об огромной аудитории и откровенно советовал тем, кто не ждет миллиона читателей, не писать ни единой строчки... Не задевать предрассудков, по крайней мере грубо, не сражаться ни с ветряными мельницами, ни даже со странствующими рыцарями, если только не в этом заключается твоя профессия, профессия политического дон Кихота, такая, по существу, профессия, как труд сапожника или ветеринара... Не потакать улице и не бороться с ней: об улице думать возможно меньше, без оглядки на нее, без надежды ее исправить. Но в меру отпущенных тебе сия способствовать осуществлению в мире простейших, бесспорнейших правил добра. На склоне дней знаменитый врач говорил, что верит только в пять или шесть испытанных лекарств, вроде хинина. Бесспорные принципы добра также немногочисленны... Для себя же, для немногих свободных людей, можно пойти и дальше. "Холодное наблюдение" имеет свою ценность. В мысли, как в жизни, всего выше можно подняться при пониженном душевном жаре. Рядовые удачники жизни "горят", но у Наполеона сердце билось со скоростью 60 ударов в минуту.
        - И как кровь возвращается по венам в сердце, отдав по пути свои питательные вещества, так всего дороже возвращающиеся в сердце, больше ничего не питающие истины. Эти истины беречь про себя и в то время, когда больше не ждешь ничего, кроме пристойных некрологов. Жить спокойно, зная, что мир лежит во зле. Радоваться редкому добру, принимая вечное зло как общее правило мира..."
  
        
  

Другие авторы
  • Михаил, еп., Никольский В. А.
  • Северин Н.
  • Луначарский Анатолий Васильевич
  • Кондурушкин Степан Семенович
  • Иванчина-Писарева Софья Абрамовна
  • Литке Федор Петрович
  • Крандиевская Анастасия Романовна
  • Каченовский Дмитрий Иванович
  • Измайлов Александр Ефимович
  • Грот Яков Карлович
  • Другие произведения
  • Муравьев Андрей Николаевич - Вл. Муравьев. А. Н. Муравьев
  • Жуковский Василий Андреевич - Письма к А. С. Пушкину
  • Картер Ник - Прелестная умница
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Первый бал
  • Россетти Данте Габриэль - При паденьи листов
  • Кун Николай Альбертович - Цицерон
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - К вопросу о направлении Сибирской железной дороги
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сельское чтение. Книжка первая, составленная В. Ф. Одоевским и А. П. Заблоцким. Издание четвертое... Сказка о двух крестьянах, домостроительном и расточительном
  • Орловец П. - Шерлок Холмс в Сибири
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Умная Эльза
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 282 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа