Главная » Книги

Андреевский Сергей Аркадьевич - Лермонтов, Страница 2

Андреевский Сергей Аркадьевич - Лермонтов


1 2

i>Во всем, что он писал, чувствуется взор человека, высоко парящего "над грешною землей", человека, "не созданного для мира"...
   Излишне будет касаться вечного и бесплодного спора в публике: кто выше - Лермонтов или Пушкин? Их совсем нельзя сравнивать, как нельзя сравнивать сон и действительность, звездную ночь и яркий полдень. Лермонтов как поэт, явно недовольный жизнью, давно причислен к пессимистам. Но это пессимист совершенно особенный, существующий в единственном экземпляре. Глава пессимистов нашего века, Шопенгауэр18, острым орудием своего ума исколол все радости человеческие, не оставил в природе человека живого местечка и с неумолимою логичностью доказал, что существо нашей породы таково, что ни при каких решительно условиях, ни на какой иной планете и ни в каком ином мире мы не можем быть счастливы; это пессимизм, не оставляющий никакой надежды, находящий свое последнее слово в отчаянии. Но не такое впечатление дает нам поэзия Лермонтова. В Лермонтове живут какие-то затаенные идеалы; его взоры всегда обращены к какому-то иному, лучшему, миру. Что воспевает Лермонтов? То же самое, что и все другие поэты, разочарованные жизнью. Но у других вы слышите минорный тон - жалобы на то, что молодость исчезает, что любовь непостоянна, что всему грозит неумолимый конец, - словом, вы встречаете пессимизм бессильного уныния. У Лермонтова, наоборот, ко всему этому слышится презрение. Он будто говорит: "Все это глупо, ничтожно, жалко - но только я-то для всего этого не создан!.." - "Жизнь - пустая и глупая шутка..." - "К ней, должно быть, где-то существует какое-то дополнение: иначе вселенная была бы комком грязи..." И с этим убеждением он бросает свою жизнь, без надобности, шутя, под первой приятельской пулей... Итак, лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости, пессимизм божественного величия духа. Под куполом неба, населенного чудною фантазиею, обличение великих неправд земли есть, в сущности, самая сильная поэзия веры в иное существование. Только поэт мог дать почувствовать эту веру, как сказал сам Лермонтов:
  
                   Кто
   Толпе мои расскажет думы? -
   Или поэт, или никто!19
  
   И чем дальше мы отдаляемся от Лермонтова, чем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая "Дума", чем больше лет звучит с равною силою его страшное "И скучно и грустно" на земле - тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности...
  

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

  
   Белинский - Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.; Л., 1953-1959.
   ВЕ - журнал "Вестник Европы".
   Висковатый - Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1891 (факс, изд.: М., 1989; в качестве приложения к этому изданию напечатан обширный комментарий, составленный В. А. Мануйловым, Л. Н. Назаровой и В. А. Захаровым).
   ВЛ - журнал "Вопросы литературы".
   Гоголь - Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л., 1937-1952.
   Достоевский - Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
   ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения".
   ИВ - журнал "Исторический вестник".
   ЛГ - Литературная газета".
   ЛН - сборник "Литературное наследство".
   Л. в восп. - М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Сост. М. И. Гиллельсон и О. В. Миллер. М., 1989.
   ЛЭ - Лермонтовская энциклопедия / Ред. В. А. Мануйлов. М., 1981.
   МВед. - газета "Московские ведомости".
   МИск. - журнал "Мир искусства".
   Москв. - журнал "Москвитянин".
   НВр. - газета "Новое время"
   ОЗ - журнал "Отечественные записки".
   Пушкин - Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937- 1949.
   РА - журнал "Русский архив".
   РЛ - журнал "Русская литература".
   РМ - журнал "Русская мысль".
   PC - журнал "Русская старина".
   РСл. - журнал "Русское слово".
   СО - журнал "Сын отечества".
   Совр. - журнал "Современник".
   СПч. - газета "Северная пчела".
  

С. А. Андреевский

Лермонтов

  
   Впервые: НВр. 1890. 16 (28) янв., No 4987. С. 2; 17 (29) янв., No 4988. С. 3. Одновременно вышел отдельный оттиск: Андреевский С. А. Лермонтов: Характеристика. Чтение 16 декабря 1889 в Русском литературном обществе. СПб., 1890. Печатается по: Андреевский С. А. Литературные очерки. 4-е изд. СПб., 1913. С. 173-200.
   Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1918) - поэт, литератор, юрист. Внимание Андреевского как литературного критика было сосредоточено на проблемах "общечеловеческой" психологии и на отношении поэзии к сверхчувственному миру. Решительно отмежевываясь от позитивистски ориентированного литературоведения и "реальной критики", он отрицал связь литературного творчества с историческими, политическими и социально-экономическими условиями эпохи и считал главной задачей критика "найти ключ к душе" писателя (Андреевский С. А. Литературные очерки. С. III).
   Этюд о Лермонтове был впервые прочитан Андреевским 16 декабря 1889 г. в качестве публичной лекции в Русском литературном обществе. Последовавшая затем публикация очерка вызвала как восторженные, так и резко критические отзывы современников. П. Скриба, отметив "талант, вкус, определенность мысли автора", назвал его характеристику Лермонтова "парадоксом". По мнению рецензента, совершенно отрицать влияние исторических условий на Лермонтова и его героев было бы затруднительно. Так, муки Печорина проистекают "не от бесцельности бытия вообще, но и от его собственных поступков", от "совершенно земного" тщеславия, обусловленного законами "среды" (Скриба П. Литература и жизнь: С. А. Андреевский. Литературные чтения // Новости и биржевая газета. 1891. 15 (27) июля, No 74. С. 2-3). Несогласие с выводами Андреевского выразил Н. К. Михайловский: "...странно видеть, что в этюде г. Андреевского много говорится о разладе разума и чувства в Лермонтове и нет ни слова о третьем элементе духа, о воле, которой поэт придавал такое первенствующее значение" (Михайловский Н. К. О Лермонтове // Михайловский Н. К. Литература и жизнь: (Письма о разных разностях). СПб., 1892. С. 249). "...Не в разладе разума и чувства, - продолжал Михайловский,- состояла беда Лермонтова <...>. Самый этот разлад был следствием того, что первенствующий, по мнению Лермонтова, элемент духа, за отсутствием точки приложения, в нем бездействовал. <...> Если бы его собственная воля имела определенную точку приложения, его разум и чувство не были бы в разладе и он явился бы перед историей во весь свой действительно огромный рост" (С. 251-252). Резко отрицательный отзыв на "Литературные чтения" Андреевского (СПб., 1891) принадлежит литературоведу Н. А. Черняеву (Черняев H. A. Санктпетербургский подражатель Брандеса // Южный край. 1891. 27 янв., No 3460. С. 1). Сдержанно отозвался о той же книге П. П. Перцов (Волжский вестник. 1891. 1 февр., No 30. С. 3). Однако через несколько лет он же включил очерк Андреевского о Лермонтове в свой сборник "Философские течения русской поэзии" (СПб., 1896; 2-е изд. - СПб., 1899), а еще позже, в 1930-х гг., писал, что статья Андреевского "остается и посейчас одною из лучших характеристик в сравнительно небогатой лермонтовской литературе, несмотря на свою односторонность" (Перцов П. П. Литературные воспоминания: 1890-1902 гг. М.; Л., 1933. С. 194). Очерк Андреевского был высоко оценен также В. В. Розановым (НВр. 1903. 27 сент.).
  
   1 См.: Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1986. С. 235.
   2 Эрнест Ренан (1823-1892) - французский философ, филолог и историк религии, известен главным образом работами по истории христианства ("Жизнь Иисуса", 1863; "История происхождения христианства", 1862-1863 и др.).
   3 См.: Спасович В. Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова // Спасович В. Д. Сочинения. СПб., 1889. Т. 2. С. 401-404 (впервые: ВЕ. 1888. No 4). Рассуждая о "метафизическом" элементе в творчестве Лермонтова, Спасович указывал: "...пользуюсь при этом мыслью, уже высказанною в одном из литературных кружков моим приятелем и товарищем С. А. Андреевским" (Там же. С. 401).
   4 Цитата из письма к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г. (VI, 418).
   5 Из стихотворения "Что толку жить!.. Без приключений...", частично приведенного в письме к М. А. Лопухиной от 28 августа 1832 г. (VI, 415-416).
   6 Стихотворением "Ангел" открывается собрание сочинений Лермонтова под редакцией П. А. Ефремова (СПб., 1873. Т. 1), которым, по всей вероятности, пользовался Андреевский, и многие другие издания.
   7 Стихотворение "Не смейся над моей пророческой тоскою...", которое в большинстве современных изданий датируется 1837 г. (по мнению Э. Г. Герштейн, оно было написано еще раньше, в 1835-1836 гг. - см.: ЛЭ. С. 337), печаталось среди стихотворений 1841 г. во многих собраниях сочинений Лермонтова XIX-начала XX в. (см., например, упомянутое издание под редакцией П. А. Ефремова).
   8 Чьи именно суждения имеет в виду Андреевский, выяснить не удалось.
   9 Из стихотворения "Гляжу на будущность с боязнью..." (1837-1838; в издании Ефремова, как и во многих других, датировано 1841 г.; порядок строк отличается от принятого в современных изданиях).
   10 Якоб Молешотт (1822-1893) - немецкий физиолог и философ. представитель вульгарного материализма. Людвиг Бюхнер (1824-1899) - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма, сторонник социального дарвинизма.
   11 Из поэмы "Мцыри" (строфа 10).
   12 Оттуда же (строфа 6).
   13 Андреевский цитирует "Демона" по изданию Ефремова (Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 2 т. СПб., 1873. Т. 1. С. 33). Ср. примеч. 50 к статье Михайловского.
   14 Цитируется "Сцена из Фауста" (1825) Пушкина.
   15 Неточная цитата из "Евгения Онегина" (гл. 4, строфа VII).
   16 Из стихотворения "Валерик".
   17 То есть в статье "Стихотворения М. Лермонтова". Ниже Андреевский ссылается на издание: Белинский В. Г. Сочинения: В 12 ч. М.: Изд-во К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1859-1862.
   18 Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении "Мир как воля и представление" сущность мира определяется им как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "Освобождение" от мира достигается через полный аскетизм, умерщвление "воли к жизни". Сам Шопенгауэр называл свое учение "пессимизмом ".
   19 В изданиях XIX в. (в частности у Ефремова) заключительная строка стихотворения "Нет, я не Байрон, я другой..." отличается от текста, принятого в современных изданиях (см.: Висковатый. С. 87-88).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа